Как гражданское общество связано с правовым государством мнение ученых

Обновлено: 24.04.2024

Гражданское общество – это система демократически установленных и гарантированных ценностей, подразумевающая право индивидов добровольно объединяться в общественные объединения и организации для открытого свободного самовыражения вне прямого государственного вмешательства в социально-экономической, религиозной, семейной, культурной и иных сферах общественной жизни.

Понятие и значение гражданского общества

Прежде всего следует отметить, что категория гражданского общества, которая активно используется как в теории государства и права, так и в законодательстве и государственно-правовой практике, является дискуссионной, единого подхода к ее определению не сформировано.

В самом общем виде гражданское общество можно определить как уровень развития общества, его состояние, при котором личность воспринимается как высшая ценность, что, в свою очередь, позволяет индивидуумам объединяться для реализации своих прав в семейной, религиозной, социальной, экономической, культурной и иных сферах общественной жизни без прямого вмешательства государственной власти.

Другими словами, гражданское общество возникает там, где личности гарантированы наиболее полно ее права и свободы, в том числе право объединяться для свободного выражения и реализации своей позиции в культурной, семейной, социально-экономической и иной сферах общественной жизни.

Отсюда к условиям становления и развития гражданского общества следует отнести:

  • правовое государство, то есть такое государственное устройство, в котором законодательно закреплен правовой статус личности, ее приоритет в системе государственного управления, а деятельность системы государственного управления подчинена закону;
  • независимость индивида с экономической точки зрения, в том числе посредством гарантирования ему частной собственности и возможности свободно на равных с другими субъектами реализовывать свои экономические права.

В центре гражданского общества личность и объединение индивидов по политическим, культурным, экономическим и иным интересам, морально-нравственным ориентациям. Эти субъекты общественной жизни, реализуя свои интересы, определяют общественные отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и значение правового государства

Категория правового государства характеризует такое государственное устройство, при котором должностные лица и органы государственного управления ограничены в своих деятельности и функционировании волей народа, зафиксированной в законе, и приоритетом обеспечения прав личности.

Иными словами, правовое государство предполагает, что в центре государственной системы управления стоит личность, ее права и свободы. Система государственного управления функционирует для обеспечения прав и свобод личности и в своей деятельности подчиняется демократическим по процедуре принятия и содержанию законам.

Таким образом, к ключевым характеристикам правового государства следует отнести:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества. Государственная система учреждается и функционирует в соответствии с законом. При этом важно подчеркнуть, что правовое государство предполагает соблюдение и уважение законов не только со стороны представителей системы государственного управления, но и со стороны общества и личности;
  • гарантированная законом развитая система прав и свобод личности. Правовое государство требует подчинения государства не просто закону, но закону, который определяет в качестве главной задачи функционирования системы государственного управления всестороннее гарантирование и соблюдение прав личности;
  • наличие реальных механизмов обеспечения защиты прав и свобод личности.

Понятие и значение социального государства

Социальное государство предполагает такую модель организации государственного устройства, при которой обеспечивается перераспределение материальных благ на основе принципа социальной справедливости для того чтобы обеспечить каждому члену общества достойный уровень жизни.

Другими словами, политика социального государства предполагает поддержку социально уязвимых и нуждающихся слоев населения за счет наиболее обеспеченных слоев населения.

При этом политика социального государства не строится исключительно на прямых мерах поддержки: политика социального государства направлена на формирование благоприятной социально-экономической среды для эффективного развития личности, позволяющей использовать собственные права и свободы для обеспечения благосостояния. Это значит, что государство оказывает целенаправленное воздействие на занятость, обеспечение жильем, медицинскую помощь, обеспечения образования и пр.

Характеристика связи гражданского общества с правовым социальным государством

Связь гражданского общества с правовым социальным государством выражается в общности природы указанных государственно-правовых явлений. Эти категории выступают характеристиками развитого типа демократического государства.

Иными словами, подлинно гражданское общество и правовое социальное государство возможны только там, где:

  • государственное устройство определяется демократическими принципами, личность, ее права и свободы выступают приоритетом деятельности должностных лиц и органов государственного управления;
  • во взаимоотношениях общества и государства личность играет центральную роль, законодательство фиксирует правовой статус личности наиболее полно, предусматривает эффективные инструменты защиты и восстановления прав;
  • деятельность система государственного управления подчиняется закону.

В свою очередь, государство берет на себя социальные обязательства по обеспечению благосостояния всего населения, в том числе социально уязвимых и нуждающихся слоев посредством перераспределения материальных ресурсов. Указанное возможно только в условиях демократического политического устройства и правового государства.

Гражданское общество формируется там, где гарантированы права и свободы личности, деятельность государственного механизма подчинена закону: свободные независимые личности объединяются для эффективной реализации собственных интересов в конкретной сфере общественной жизни без вмешательства государственной власти.


В статье раскрываются понятия гражданского общества и правового государства, взаимосвязь и влияние друг друга при построении и развитии социального, демократического общества. Кроме того, в статье рассматриваются и анализируются основные функции гражданского общества. Также раскрываются идеи и цели правового государства, которое строится исходя из стремлений и интересов гражданского общества.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, государственная власть, сферы общественной жизни, диалектика взаимоотношений.

The article reveals the concepts of civil society and the rule of law, the relationship and influence of each other in the construction and development of a social, democratic society. In addition, the article considers and analyzes the main functions of civil society. Also, the ideas and goals of the rule of law, which is built on the basis of the aspirations and interests of civil society, are revealed.

Keywords: rule of law, civil society, state power, spheres of public life, dialectics of relationships.

На сегодняшний день абсолютное большинство европейских государств, а также Российская Федерация в качестве политического режима конституционно закрепляют демократию, что неразрывно связано с установлением правового государства, которое в общественном сознание воспринимается как особый тип организации государственной власти, возводимый на фундаменте права. Основная идея правового государства, выдвинутая в XVIII в. немецким философом И. Кантом, устанавливает концепцию постепенно развивающихся демократизма, суверенитета народа, как единственного источника власти, и в целом подчинение государства обществу. Говоря о данном явлении, нельзя не отметить его основной принцип — верховенство права, что в первую очередь означает господство закона. В ст. 15 Конституции РФ закреплено «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» [1].

Сегодня Россия, хоть и провозглашена правовым государством, объективно говоря, все еще находится на пути становления такой политической власти, которая создает наиболее оптимальные условия для полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, осуществления последовательного ограничения государственной власти в целях недопущения ее злоупотреблений. Можно сказать, что наша страна создает свой образ правового государства, определяемый историей, традицией и культурой, что и позволит российскому обществу стать поистине свободным и демократичным [2].

Правовое демократическое государство имеет одной из своих целей обеспечение необходимых условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства [3]. В свою очередь наличие гражданского общества можно рассматривать как одну из основ построения страны, признающей верховенство права.

«Гражданское общество — это система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот. В принципе между ними должен быть конструктивный диалог». Иначе говоря, гражданское общество в различных своих проявлениях призвано выражать интересы и потребности индивидов в экономической, культурной и иных сферах.


Данный правовой институт существует как автономная единица, независимая от государственной власти и выступающая относительно нее в качестве направляющей силы, способной поставить под свой контроль государственный аппарат управления, заставив тем самым работать его во благо своих граждан, защищая их права и интересы. Это ли не первоочередная цель правового государства?

Однако нельзя делать ошибку, абсолютно противопоставляя гражданское общество государству. Исходя из того, что одна из важных функций государства — это координация и регулирование общественных отношений, что по преимуществу достигается использованием правового механизма, то необходимо понимать, что государство, по сути, должно контролировать деятельность институтов гражданского общества, дабы не допустить нарушение правопорядка и создание угрозы безопасности. В том числе действия гражданского общества направлены на установление стабильности в обществе, поддержания достойного уровня жизни населения. Немаловажное значение приобретает структурирование общественного мнения и информирование населения о ходе деятельности гражданского общества, которая во многом направлена на повышение правосознания населения, формирование правовой культуры. Работа соответствующих объединений граждан в итоге оказывает непосредственное влияние на содержание и ход проводимых реформ, в первую очередь, в социальной и культурной сферах, так как государственные органы, принимая во внимание конкретную деятельность институтов гражданского общества, составляют полноценное понимание того, что на данный момент необходимо для удовлетворения потребностей граждан, какие проблемы должны стать первоочередными для скорого разрешения [4].


В данной статье авторами проводится краткий экскурс в вопрос соотношения общества и государства в истории политико-правовой мысли. Авторы пытаются проанализировать основные философско-правовые концепции: «государство», «общество», «личность», характерные для эпохи Античности, Средневековья, Возрождения и Нового времени. Кроме того, в данной статье раскрывается современное отношение к рассматриваемым институтам в общей парадигме и системе законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: государство, политико-правовой, общество, соотношение, взаимодействие, правовое государство, гражданское общество.

The article provides a brief excursion into the relationship between society and the state in the history of political and legal thought. The author analyzes the basic philosophical and legal concepts of «state», «society», «personality», characteristic of the era of Antiquity, the Middle Ages, the Renaissance and the New Age. In addition, this article reveals the current attitude to the institutions under consideration in the General paradigm and system of legislation of the Russian Federation.

Keywords: state, society, ratio, interaction, constitutional state, civil society.

Соотношение институтов «государство» и «общество» относится к числу фундаментальных проблем и на протяжении длительного времени вызывает интерес у мыслителей. В условиях социально-экономических преобразований в России актуальным является рассмотрение проблематики соотношения данных институтов через призму их эволюции, поскольку данный подход позволяет уяснить философско-правовую природу общества и государства и сформулировать представление об оптимальном соотношении личных, общественных и государственных интересов в современных условиях.

Еще со времен античности у философов сформировалось мнение о том, что вне государства и права существование общества просто невозможно. Несмотря на разделение точек зрения древних мыслителей относительно соотношения институтов общества и государства, все они были едины в том, что для дальнейшего развития человечества необходим постоянный поиск оптимального баланса между этими институтами.

Афинский философ Платон считается первым в истории разработчиком теории общественного договора. В своем диалоге «Государство», мыслителем определяется вектор государственного развития в сторону демократизации, раскрывается онтологическая природа гражданского общества [1, с. 430].

В своих трудах, Аристотель выделял два вида отношений внутри общества:

– политические отношения, которые заключались в участии граждан в делах государства;

– личные отношения (бытовые, религиозные, семейные) вмешательство в которые являлось недопустимым [8, с. 26].

В период Средневековья многие представления о государстве и обществе, сформулированные классиками античной мысли были переосмыслены. С развитием христианства, человек стал восприниматься не как обезличенная общественная единица, а как посредник Бога на земле и носитель личных прав [8, с. 79]. Весьма немалый вклад в развитие вопроса о соотношении общества и государства внес один из выдающихся мыслителей средневековой Европы Фома Аквинский. Философ считал, что прогрессивное объединение людей возможно только в рамках государства, целью существования которого является общее благо [3, с. 8].

Правовой статус личности в средневековом обществе зависел от социальной группы, представителем которой он являлся, а также от того, насколько развитым в военном и экономическом отношении был город, в котором он проживал.

В эпоху Возрождения человек воспринимался как существо земное, самостоятельное и творческое. Представителями возникшего в это время гуманистического направления в юриспруденции (Бруни, Браччолини, Петрарка, Салютати), подчеркивалась необходимость объединения людей в общества для служения общему благу, государству. Человек в этой системе рассматривался самодостаточным субъектом общественных отношений, действующим, благодаря своему гуманистическому началу, для достижения общего блага [4, с. 201].

В эпоху просвещения произошла популяризация рационализма и свободомыслия, как основных течений общественной мысли. Так, в сочинениях основателя английской классической доктрины либерализма Дж. Локка, представляется новая концепция необходимости создания государства. Единственным основанием организации общества в виде государства по Дж. Локку, является необходимость в охране прав и свобод человека, а также, частной собственности. В центре всей системы мироздания Локк определяет личность, ее социальный и правовой статус являются приоритетными.

В дальнейшем в XVII–XIX вв. с наступлением эпохи Нового времени начинают формирование концепции «правовое государство» и «гражданское общество». Определяя вопросы соотношения общества и государства, термин «гражданское общество» воспринимался мыслителями, учеными и философами того времени по-разному. Тем не менее, большинство из них сходилось во мнении, что гражданское общество является сферой реализации интересов человека.

Развивая идеи Платона и Аристотеля о соотношении общества и государства, Г.В. Ф. Гегель противопоставляет им постулаты эмпиризма и рационализма. Преодоление разрыва между частной и политической сферами, философ видит в идее государства, являющейся высшим единством разумного и нравственного целого. В своих трудах Гегель развернул полемику о необходимости, закономерности и диалектическом характере связей государства и общества [6, с. 35].

Исследование трудов французских, немецких и английских мыслителей того времени, свидетельствует о схожести высказываемых ими идей несмотря на то, что они проживали в разных европейских странах. В качестве основных категорий выступали «личность», «общество», «право», «свобода» «государство». Реализация гражданином своих прав и свобод признавались возможной только в условиях существования государственной социальной организации [6, с. 32].

Таким образом в вышеуказанный исторический период развития политико-правовой мысли, сложились две основных концепции по вопросу соотношения категорий «общество» и «государство». Так, в трудах Платона и Аристотеля, для определения формы общественных отношений между людьми для достижения общего блага, использовались как термин «государство», так и термин «общество», то есть, существенных различий между ними не проводилось. Приверженцы второй концепции (Гегель, Дж. Локк) обосновывали прирожденный и неотчуждаемый характер основных прав человека: на жизнь, личную свободу и частную собственность. Источником власти признавалась личность, а государство, как форма объединения людей, было необходимо для охраны прав и свобод граждан и обеспечения общественного порядка.

Научная мысль XIX и XX вв. не представила убедительной обобщающей модели взаимоотношений общества и государства. Объективные предпосылки для формирования гражданского общества в России, сформировались в период правления императора Александра II [7, с. 86].

Под гражданским обществом в отечественной литературе данного периода, как правило, определялось человеческое общество, или формы социального строения, оказывающие существенное влияние на политические или оппозиционные группы. Следует сказать, что для того времени, данное понятие являлось теоретическим, поскольку любое влияние на институты государственной власти, для реализации личных интересов, практически сводилось к нулю.

К началу 60-х гг. XX в. советская государственная система начинает развиваться в условиях правового плюрализма, где органы государственной власти вынуждены учитывать мнение специализированных комитетов, выступая посредником между субъектами реализации общественных интересов. Кроме того, развитие элитарных групп, не могло не отразиться на системе общественных интересов [10, с. 102].

С принятием Конституции 1993 года и провозглашением Российской Федерации демократическим правовым государством с гражданским обществом, личные интересы стали преобладать над общественными и государственными.

Обобщая основные подходы к вопросу о соотношении государства и права, С. А. Комаров указывает, что государство является формой организации общества, при которой реализуются частные и общественные интересы, все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму [9, с. 80].

Изучение современного отечественного законодательства и правовой доктрины свидетельствует об отсутствии четкого разделения личных, общественных и всеобщих интересов в смысле их юридического определения и содержания. В Конституции РФ разделяется иерархия общественных интересов, при этом, интересы государства по сравнению с интересами личности и общества, законодателем признаются второстепенными.

Подводя итоги краткому анализу проблемы соотношения категорий «общество» и «государство», отметим, что на протяжении всей истории развития общества, данная проблема занимала умы философов, ученых и политиков. С ходом истории менялись понимание и содержание указанных категорий. Однако, несмотря на это, основной идеей отношений между обществом и государством является необходимость в оптимальном балансе в процессе реализации личных, общественных и всеобщих интересов.

  1. Аквинский, Ф. Сумма теологии. Том I / Ф. Аквинский. — Киев: Ника-Центр, 2002. — 560 c. — Текст: непосредственный.
  2. Грудцына, Л. Ю. Государство. Гражданское общество / Л. Ю. Грудцына. — Москва: Юркомпани, 2014. — 372 c. — Текст: непосредственный.
  3. Жданов, П. С. Ренессансное мировоззрение и новоевропейская политико-правовая традиция / П. С. Жданов. — Текст: непосредственный // Российский юридический журнал. — 2014. — № 5. — С. 69–77.
  4. Карпенко, В. И. Учение Гегеля о государстве и гражданском обществе / В. И. Карпенко, Г. С. Працко. — Текст: непосредственный // Исследования и разработки в перспективных научных областях.Сборник материалов I Международной научно-практической конференции.. — Ростов-на-Дону: Центр развития научного сотрудничества, 2017. — С. 128–135.
  5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд. — Москва: Юрайт, 2019. — 506 c. — Текст: непосредственный.
  6. Михейкин, С. В. Гражданское общество как основное условие развития правового государства в труде Платона «Государство» / С. В. Михейкин. — Текст: непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 4–2 (18). — С. 133–135.
  7. Пахомов, А. В. Политическая элита СССР 1964–1991 годов в отечественной историографии / А. В. Пахомов. — Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 12 (303). — С. 106–109.
  8. Ромашов, Р. А. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Р. А. Ромашов, Н. С. Нижник. — Москва: Юристъ, 2005. — 303 c. — Текст: непосредственный.
  9. Старилов, Ю. Н. Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Ю. Н. Старилов. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999. — 704 c. — Текст: непосредственный.
  10. Соколов, А. Н. Гражданское общество и государство: проблема взаимодействия и оптимального соотношения в России / А. Н. Соколов, К. С. Сердобинцев. — Текст: непосредственный // Проблемы управления (Минск). — 2012. — № 2 (43). — С. 152–158.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, государство, соотношение общества, интерес, время, государственная власть, оптимальный баланс, Российская Федерация, Россия, частная собственность.

Подходов к определению гражданского общества в науке множество. Наиболее часто выделяют главный признак гражданского общества - свобода от контроля государства и возможность реально влиять на власть. Таким образом, гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан, добровольно сформированных общественных организаций, союзов, ассоциаций, в которую прямо не вмешивается государство. Другими словами - это сфера жизни граждан, независимая государства.

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:
- гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
- гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
- демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
- высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государства;
- народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
- верховенство и полновластие народа;
- справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
- свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества - в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:
- защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
- способствует формированию демократии, правового государства;
- контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
- помогает воспитанию и социализации граждан;
- защищает интересы людей.

Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом и признающее права человека высшей ценностью. Так, например, Россия, являясь правовым государством, в статье 2 Конституции заявляет: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства". Идея правового государства стала воплощаться в жизнь некоторых стран только в последней трети ХХ века.

Можно выделить признаки такого государства:
- верховенство права во всех сферах жизни общества и деятельности государства;
- эффективная система контроля за соблюдением закона в лице независимого и справедливого суда, а также прокуратуры, полиции и т.д.;
- реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- незыблемость прав человека как высшей ценности. В правовом государстве случаи нарушения прав человека не могут быть полностью исключены - это невозможно в принципе, однако государство ведёт эффективную борьбу с этими нарушениями;
- взаимная ответственность государства и общества;
- политический и идеологический плюрализм (многообразие политических идей, идеологий, отсутствие запрета на них).

Гражданское общество и правовое государство - величайшие завоевания и ценности современности. Их развитие - залог совершенствования всего мирового сообщества.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Основные компоненты гражданского общества



Гражданское общество и государство


Гражданское общество — та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Функции гражданского общества

• Является главным каналом связи граждан с государством.


• Осуществляет социальный контроль по отношению к своим членам → располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать социальные нормы, обеспечить воспитание граждан.
• Создаёт прочные структуры, на которых держится всё общество.

Развитие гражданского общества предполагает наличие правового государства.


Образец задания


«…Исторический опыт развития либерально»демократических и авторитарно-тоталитарных систем XX века показывает, что именно от потенциала гражданского общества зависят коренные характеристики экономической системы государства. Гражданское общество, в свою очередь, влияет на политическую систему.

Полноценное гражданское общество по определению функционирует только в демократическом пространстве как широкая модель общественных и личностных
связей преимущественно горизонтального (неиерархического) уровня. Явно просматривается и такая зависимость: чем глубже и разностороннее негосударственные
общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

Конечно же, гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства. Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов. Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет.

В современной политологии структура гражданского общества предполагает учёт следующих показателей. Основу взаимосвязей составляют отдельные люди (индивиды), которые вступают в общественные отношения в процессе производственной деятельности. На производственные отношения как бы накладываются межличностные отношения. Неотъемлемую составную часть отношений этого уровня являют этнические, культурные и религиозные связи. Наконец, «верхний слой» отношений внутри гражданского общества составляют объединения по интересам, отражающие стремление различных групп граждан добиться решения как индивидуальных и групповых, так и общезначимых целей» (Адаптировано по книге: Филатова М. Н., Светенко А. С. Политология).

1. (П) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ: пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) потенциал гражданского общества;
2) сущность гражданского общества;
3) соотношение государства и гражданского общества;
4) структура гражданского общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

2. (Б) В чём, согласно тексту, состоит потенциал гражданского общества? Какова зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов?

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) раскрыт потенциал гражданского общества: обусловливает коренные характеристики экономической системы государства; влияет на политическую систему;
2) раскрыта зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов: чем глубже и разностороннее негосударственные общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

3. (П) Какие уровни общественных отношений составляют структуру гражданского общества? Какие отношения являются его фундаментом? Объясните почему.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) перечень уровней общественных отношений, составляющих структуру гражданского общества: производственные; межличностные, этнические, культурные, религиозные связи; объединения по интересам;
2) наименование отношений, являющихся фундаментом гражданского общества: производственные;
3) объяснение: производственные отношения являются фундаментом гражданского общества, поскольку они удовлетворяют базовые человеческие потребности (в пище, одежде, жилье и т. д.), обеспечивают жизнедеятельность индивидов.

Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.

4. (В) Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните графы таблицы.


Ответ должен содержать заполненные графы таблицы:


Могут быть даны в графах таблицы иные, близкие по смыслу формулировки.

5. (П) В одном телевизионном ток»шоу, посвящённом тенденциям развития современного общества, была высказана точка зрения, согласно которой отделение гражданского общества от государства является естественным: государство и гражданское общество мешают друг другу. Как соотносятся между собой гражданское общество и государство? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: гражданское общество является условием существования демократического государства; политически развитое государство будет всегда стремиться поддержать гражданское общество и обеспечить все необходимые условия для его существования.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:
«…гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства. Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов. Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет».

6. (В) Авторы утверждают, что «полноценное гражданское общество функционирует только в демократическом пространстве». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу (объяснению) в защиту и опровержение этой точки зрения.

Ответ должен содержать следующие аргументы (объяснения):

1) в защиту этой точки зрения, например: только демократия обеспечивает подлинную свободу граждан в хозяйственной, религиозной, нравственной и других сферах общественной жизни, что раскрепощает индивидов, превращая их из подданных государства в свободных граждан, которые и составляют основу гражданского общества;

2) в опровержение этой точки зрения, например: гражданское общество охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства. Отсюда следует, что гражданское общество в той или иной мере всегда существовало (отношения в крестьянской общине, в семье, между друзьями, религиозные отношения и др.), принимая на каждом этапе развития общества конкретную форму.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: