Как господь будет судить людей на страшном суде

Обновлено: 28.03.2024

А сейчас давайте к другому вопросу перейдём и поговорим о том, на основании каких критериев Христос будет судить людей, на основании каких законов будут судимы люди на Страшном Суде. В одном месте Апокалипсиса святого Иоанна Богослова священный писатель говорит так: «И видех мертвецы малыя и великия стоящя пред Богом, и книги разгнушася: и ина книга отверзеся, яже есть животная: и суд прияша мертвецы от написаных в книгах, по делом их» (Откр. 20,12).

То есть, говорит Святой Иоанн Богослов, я увидел мёртвых людей разного возраста — и юных, и старых, как они стоят перед Престолом Судьи. И тогда я увидел, как открываются книги.

Вы читаете отрывок из четвёртого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях

Как сегодня мы могли бы сказать, на Страшном Суде, подобно обычному суду, открываются досье, следственные материалы на каждого из нас без исключения.

И потом, продолжает текст Апокалипсиса, а вернее, одновременно, была открыта ещё одна книга, Книга Жизни. И тогда все мёртвые были судимы на основании того, что было написано в книге каждого по его делам, то есть, согласно с теми делами, которые каждый человек творил, живя на земле.

Взгляните, пожалуйста, на прекрасную византийскую икону будущего Страшного Суда, которая здесь, у нас в храме, как вы видите, висит над входом.

Мы увидим, что на ней изображено Евангелие — открытое, лежащее на престоле. Это изображение согласно с вышеприведённым отрывком из Апокалипсиса, который мы только что прочитали, и оно, дорогие братья и сёстры, изображается для того, чтобы показать, что Суд будет производиться на основании Евангелия и только него. Как написал и апостол Павел: «Егда судит Бог тайная человеком, по благовестию моему, Иисусом Христом»(Рим. 2,16) .

То есть, Бог будет судить тайны людей, вообще все дела людей, которые они совершили, даже самые тайные, в согласии с Евангелием, которое он (то есть, Святой Апостол Павел) и другие апостолы проповедали по воле Иисуса Христа.

И сам Господь говорит: «Отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящего ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день»(Ин 12,48 ).

Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021

Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021

То есть, тот, кто Меня презирает, отвергает, не считает Меня за что-то важное и не соблюдает Мои заповеди, имеет нечто, что будет его судить. Это будет слово, которое Я сказал. Это слово, сказанное Мной, когда Я жил на земле, и оно будет судить всех людей в последний день. Слово, которое Я произнёс, открыл людям, заповеди которые Я дал людям. Это-то вот самое Cлово и будет судить таких людей в последний день.

Но в Апокалипсисе говорится не только о Книге Жизни, то есть о Священном Писании, о евангельском законе. Там говорится и о других книгах. И, как мы увидели, согласно с содержанием, с контентом этих книг будут судиться люди. Эти, более или менее объёмные книги — жизнь каждого из нас. Жизнь, которая должна быть прожита согласна с Евангелием. Жизнь, которая должна устремляться к тому, чтобы быть подобной совершенному архетипу Богочеловека Иисуса Христа — вот какой должна быть жизнь христианина. То есть, христианин должен стараться быть похожим на Христа, уподобиться Христу. Это — цель борьбы, которую проводим мы, люди. Мы должны стать подобными Христу, с помощью того примера, который дал нам Господь.

Ничто в этой жизни не остаётся в очах Божиих незамеченным. Как говорит святой Кирилл Иерусалимский, в своей книге «Огласительные поучения»: «В книге, о которой мы говорили, записана каждая твоя молитва и псалмопение, там записана каждая твоя милостыня, каждый твой пост. Там записан каждый брак, который остался в рамках нравственности, там записан каждый вид воздержания, который произошёл ради Бога. Однако среди всего, что Бог записывает, для того, чтобы нас увенчать, первое место занимает девство и целомудрие и человек, сохранивший их, воссияет, подобно ангелам. Но и противоположное в этой книге тоже записано, — продолжает святой Кирилл, — там записано каждое твоё любостяжание, каждый твой блуд, каждая клятва, которую ты нарушил, каждое богохульство, каждое колдовство, воровство и каждое убийство. Всё это записано в той книге, согласно которой ты будешь судим на Страшном Суде».

Как же всё это страшно, дорогие братья и сёстры! Все дела, которые мы сотворили, даже самые скрытые, которые мы пытались скрыть и нам удалось это сделать, станут явными. Как мы сегодня утром слышали на одной из стихир на хвалитех — очень страшные слова, которые вызывают страх и трепет, когда их слышишь : « О, каковый час тогда и день страшный, егда сядет Судия на Престоле Страшном. Книги разгибаются и деяния обличаются и тайная тьмы явлена бывают… ».

То есть, всё тайное, что сотворил человек, а он мог вообще в абсолютной темноте что-то творить, и никто этого не видел, всё это тогда будет опубликовано — будет явлено всем.

Это, дорогие мои, не пустяки — когда окажутся явными все тайные наши дела перед множеством людей и ангелов. Всех людей, живущих на земле и всех ангелов, которые будут при этом присутствовать. Как замечает снова Святой Кирилл Иерусалимский: «Разве не приходят такие моменты нашей жизни, когда мы предпочли бы умереть тысячу раз, вместо того, чтобы некоторые из наших друзей узнали наши тайны, узнав о которых, они нас отвергнут?»

И это правда. Имейте в виду, что есть люди, которые, когда вышло наружу и открылось какое-то беззаконное деяние, которое они совершили, испытали настолько сильную боль от стыда перед людьми, что пошли и закончили жизнь самоубийством. Они предпочли смерть осмеянию. Потому что они уже не могли выходить в общество, не могли терпеть, чтобы их видели люди, и, значит, этот стыд, от того, что стали известны всем наши дела, хуже, чем многие смерти. Поэтому такие люди предпочли смерть. Они окончили жизнь самоубийством, безусловно плохо они сделали, ужасно, но они предпочли эту смерть, это самоубийство, стыду перед людьми.

И давайте вспомним что-то, что часто говорил наш приснопамятный епископ и отец владыка Августин: «Кто из нас, — говорил он, — хотел бы, чтобы было показано такое кино, в котором была бы продемонстрирована вся наша жизнь и все наши дела, даже самые тайные?» Никто, безусловно, ни один человек. Однако, тогда, на будущем Страшном Суде как раз это и произойдёт. Все дела наши будут показаны, словно в кино, перед глазами всех людей. Это будет такое "кино", которое увидят все люди.

И не только те вещи будут показаны, которые мы здесь, в церкви делали, допустим, наши добрые дела, но будут явлены и все грехи, которые мы сотворили, с того момента, как мы родились и до конца нашей жизни.

Кроме. — вот именно, есть, к счастью для нас, и одно «кроме». Наши грехи не будут показаны, если мы поисповедуем их с сокрушением и покаянием и не будем их повторять. Тогда эти грехи изглаживаются, и даже Бог их забывает, не помнит о них. Как Он Сам говорит: «И грехов твоих не помяну»(Ис.43,25) .

Но, повторяю, для этого наши грехи должны быть с сокрушением и покаянием поисповеданы, мы должны поисповедоваться в них и больше их не повторять. Наше покаяние должно быть искренним и должна быть решимость не повторять грехи больше.

В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить

Что такое Страшный суд, частично знает всякий человек. Даже если он не читал Евангелие, не слышал христианской проповеди и вообще не имеет веры. Знает, потому что у всех людей есть совесть. Еще до того, как откроются судебные книги и Судья Нелицемерный произнесет Свое определение о нашей вечной участи, еще в настоящей земной жизни нас судит строгий голос совести. Так же, как и Небесный Судья, этот обвинитель неподкупен и справедлив, потому что совесть – Vox Dei, глас Божий в человеке. Она и осуществляет малую репетицию последнего дня Господнего, вызывая щемящее чувство вины и стыда еще до окончательного осуждения наших беззаконий.


Впрочем, земное бытие оставляет нам право не слушаться этого свидетельства и поступать, как мы хотим; но внутренний голос совести все равно не устанет обличать до конца дней, напоминая о нашей неправоте. Об этом написал апостол Павел в послании к Римлянам. Рассуждая о язычниках, Павел отмечает: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим.2,15). Конечно же, к христианам это относится точно так же, как и к язычникам, потому что закон благодати не отменяет закона совести.

Апостольские слова позволяют представить интересную картину. На сердцах всех людей, как на неких скрижалях, написан божественный закон совести, который возвышает свой голос независимо от нашего желания. Причем в душе всякого человека, как верующего, так и неверующего, постоянно заседает некий внутренний парламент. Помимо голоса совести, слышатся другие речи и высказывания – наших хотений, чувств, ума, воли. Докладчики сменяют друг друга, обговариваются те или иные «законопроекты», выносятся какие-то решения. Голос совести можно уподобить речи верховного правителя – президента. Его мнение преобладает над шумом заседания. Но в противовес правителю выступает оппозиция, в которой можно угадать нашептывания врага рода человеческого. Подвергать сомнению указы президента есть его древнейшее занятие.

Конечный вердикт остается за выбором голосования. Здесь уже важна личность самого человека, взвешивающего все «pro et contra». Святитель Феофан Затворник так говорит об этом: «Кто решитель? Свободное лицо человека действующего. И никто не может решить, почему это лицо склоняется на ту или другую сторону, и решений его никаким образом нельзя подвесть под какие-либо законы, чтобы по нему можно было и предугадать его решения»[1]. Итак, человек делает свой выбор, и на этом заседание заканчивается – для того, чтоб началось следующее.

Этот внутренний парламент будет работать и на Страшном суде. Правда, обсуждения и решения будут касаться не сегодняшних, а прошлых дел человека с целью их духовно-нравственной оценки. К такому выводу приводит дальнейший ход речи Павла: дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим.2,15-16).

Как интересно, что весь этот внутренний мысленный совет Павел относит к Страшному суду. Получается, в тот день наш сердечный парламент воспримет на себя судебную функцию, и еще до Божьего приговора человека осудит его собственная совесть. В настоящей жизни этот совет в своих решениях может ошибаться или убегать от совестных обличений. Но в день оный судебное производство будет курироваться всевидящим Божиим оком, и ошибки здесь исключены. Наш собственный душевный парламент (исполняющий уже судебную функцию и возглавляемый Христом) примет честное и последнее решение относительно нас самих.

Святые отцы подтверждают и развивают мысль апостола. По словам святителя Иоанна Златоуста, «в день суда предстанут наши собственные мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку на том судилище не надо будет другого обвинителя»[2]. Так же рассуждает и святитель Василий Великий. По его мнению, Страшный суд будет событием более внутреннего, нежели внешнего порядка: он произойдет в совести человека, в его памяти и уме. Причем суд Божий совершится с молниеносной быстротой: «Вероятно, что какой-то несказанной силой, в мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, отпечатлеются в памяти нашей души»[3]. «Не нужно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию, и следствия Божия суда неизреченной силой во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собой и во владычественном души, словно в зеркале, увидит образы содеянного им»[4].

Подобное представление о последнем суде немного ломает привычные стереотипы, не правда ли? Оказывается, никого никуда не будут тащить, как пойманного вора. Прежде Божьего определения человек сам все поймет и окажется в своем собственном аду. Не знаю, как кому, а мне это внутреннее самоосуждение представляется гораздо более страшным, чем пытки грешников на полотнах Босха. Когда тебе самому все теперь ясно, когда ты понимаешь, что все в твоей жизни было неправильно и второго шанса никогда не будет, и совесть жжет изнутри нестерпимым огнем – это самый жуткий ад. Ад – это поздно, говорил Достоевский, и такое «поздно» вкупе с мучениями совести действительно страшнее и дантовского ада, и фантазии гениального Иеронима.

Потому и суд мы называем Страшным, хотя в Библии нет такого словосочетания. Вообще-то христианин должен ожидать судного дня с радостью и надеждой. Вместе с армянским поэтом Григором Нарекаци мы должны бы произнести:

Мне ведомо, что близок день Суда,

И на суде нас уличат во многом,

Но Божий Суд не есть ли встреча с Богом?

Но грехи тревожат, и веры мало, и страх наказания тяготит. И совесть – та, которая уже сейчас имеет полномочия судить, – подсказывает строки церковной молитвы: «Страшного Твоего и грозного, и неумытного суда, Христе, во уме прием день и час, трепещу, яко злодей, студа дела и деяния имея лютая, яже един аз содеях прилежно»[6].

А после церковных слов хочется произнести и свои, простые слова: Господи, прими нас, кающихся, помилуй нас, не умеющих радоваться о Тебе. Позволь нам встретить Твой приход в покаянии. Веруем, что не изгонишь, примешь и простишь – потому что веру и покаяние никогда не отвергнет Сказавший: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1,15).

Итак, апостол Павел, а за ним и святые отцы говорят, что суд Божий будет предварен непререкаемым свидетельством человеческой совести. Конечное изречение Судьи о вечной участи человека никем не оспорится, ибо совесть подсудимого подтвердит этот приговор. Некоторое подобие Страшного суда мы опытно познаем уже в этой жизни, когда наша совесть судит наши мысли, слова, дела. Только в тот день голос совести будет как обнаженный острый меч. Пока еще этот меч покрыт ржавчиной нашего лукавства и самообмана, но в день Господень всякая ржавчина сойдет, и отточенный клинок совести – голоса Божьего в человеке – разделит праведность от беззакония и ясно обозначит нашу вечную участь. И об этом стоит думать и переживать.

«На Страшном Суде Господь отделит людей по принципу - отнесся ли человек милосердно к своему ближнему или нет. Но нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей, значит, будут некие весы, которые будут взвешивать количество добрых и злых поступков. Так ли это?».

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирной:

- Нет, совершенно не так. Просто, из своего сердца, как сказано в Писании, человек износит сокровища - добрые или злые. Если у человека по своей сути сердце милующее, то этот человек приятен Богу . Если человек жестокий, то он Богу не приятен. Что это значит «приятен Богу»? Это значит Дух Святый, Который исходит от Бога, когда приходит в сердце человека, Он его очищает «от всякия скверны». В жестокое сердце, злое, завистливое, гневливое, блудное Он войти не может , поэтому не может и очистить человека. И отделяются люди не по количеству поступков, а по качеству сердца .

Если сердце доброе, то все поступки человека добрые, а если сердце злое - все поступки злые. Даже если человек и пытается что-то сделать доброе, есть такое русское выражение «с грехом пополам». Берем бочку меда и наливаем туда два ковша дегтя. Можем ли мы этим медом торговать на рынке? Нет, он безнадежно испорчен. Так и сердце человека.

Поэтому хотя мы и говорим Суд Божий, но это зависит от самого человека. Бог судит не за поступки, а за качество человеческой души . Вот каждому человека дана жизнь. В результате этой жизни он кем стал? Если он стал человеком добрым, хорошим, милующим людей и всякую тварь - это одно качество. А если он не милующий, а наоборот, готов людей растерзать, то такой человек жестокий, злой. Как он может к Всемилостивому Богу попасть в объятия? Конечно, Господь его вынужден отделять от общения с другими.

Отец Александр Березовский:

- Но нет человека, который был бы безгрешен. Он добрый, но бывает раздражителен, он милостивый, но бывает с чувством неприятия.

Отец Дмитрий Смирнов:

- Но один человек со своею раздражительностью борется , и считает себя неправым в своей раздражительности, и молит Бога о том, чтобы Он его от раздражительности избавил . А другой свою раздражительность оправдывает несовершенством людей и этих людей обвиняет: «Я раздражаюсь, потому что мой сын, полугодовалый, кричит». Он не говорит: «Я раздражаюсь, потому что я гневливый», а говорит: «Я раздражаюсь, потому что я устал». Это не оправдание.

Отец Александр Березовский:

- И вот тогда эта раздражительность и будет ложкой дегтя во всю его добрую жизнь.

Это подчёркивает в известной евангельской притче о Будущем Суде Сам Господь. Эта притча, это евангельское зачало, читается в мясопустную неделю.

Вы читаете отрывок из четвёртого тома пятитомника архимандрита Епифания Хаджиянгу «Символ веры. Осмысление». Первый том можно купить по ссылке внизу, следующие тома готовятся нами к изданию. Будем рады вашему мнению в комментариях

Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021

Автор Толкования на Символ веры и Толкования на Нагорную проповедь архимандрит Епифаний Хаджиянгу, Флорина, Греция, 2021

В Евангелии говорится: «Когда придёт Сын человеческий со всей Своей славой и с Ним придут все святые ангелы, тогда Он сядет на Престоле Славном и сияющем и перед Ним соберутся все народы, и Он разделит их, подобно тому, как пастух разделяет овец от козлищ. И Господь поставит овец справа от Себя, а козлищ слева. И тогда скажет Царь тем, кто был справа от Него: «Придите, благословенные, Отца Моего унаследуйте Царство, которое приготовлено для вас с тех пор, как был создан мир. Потому что, Я был голоден и вы дали Мне есть, Я хотел пить и вы Меня напоили. Я был странником, и вы приняли Меня в свой дом. Я был наг и вы Меня одели, Я был болен, и вы Меня навестили, Я был в темнице и вы пришли чтобы Меня посетить. Тогда ответят праведники и скажут: «Господи, когда мы Тебя видели алчущим и Тебя накормили? Или жаждущим и Тебя напоили? Когда мы Тебя видели странником и приняли в свой дом? Или нагим и одели Тебя? Когда мы Тебя видели больным или в темнице и пришли Тебя посетить?». И тогда ответит Царь и скажет: Истинно говорю, что всё то, что вы сделали одному из сих братьев Моих нищих, братьев Моих, которые кажутся незначимыми и очень малыми, вы сделали Мне Самому». (Ср. Мф 25,31-40).

И прямо противоположное Господь скажет тем, кто будет от Него по левую сторону: «Идите от Мене проклятии, во огнь вечный, уготованный диалову и аггелом его: взалкахся бо и не дасте ми ясти…».

Эти люди тоже удивятся и скажут Господу: "Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в тюрьме и не послужили Тебе?» и Господь ответит им, подобно тому, как он ответил праведникам: «Истинно говорю вам: всё то, что вы не сделали одному из сих, - то есть тому, кого мир считал малым и ничего не значащим,вы не сделали Мне».

«И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный»(Ср.Мф 25,31-46)

Как мы видим, дорогие братья и сёстры, основной критерий суда это исполнение закона любви.

Безусловно, исполнения одной только этой заповеди будет недостаточно. То есть, слова Господа не значат, что когда человек любит людей, но творит при этом разные беззакония, он спасётся. Нет, не спасётся.

Потому что, даже если мы хоть одну заповедь будем нарушать систематически, регулярно, сознательно, то мы виновны перед всем законом (См.Иак 2,10) . Вот что говорит апостол Павел, чтобы мы не поняли всё это неправильно и не думали, что если мы делаем добрые дела, то мы обязательно попадём в рай. Поэтому апостол Павел говорит: «Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодее, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие , ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не
наследят.»(1Кор.6,9-10).

Понимаете, да, что хотел сказать апостол Павел? Что ни блудники, ни идолопоклонники, ни прелюбодеи, ни люди предающиеся противоестественным плотским грехам, ни лихоимцы, ни воры, ни люди злоупотребляющие алкоголем, ни досадители, то есть те, кто издевается, высмеивает других людей, ни хищники — никто из перечисленных людей не унаследует Царствия Божия.

Значит, что получается? Что любовь это первая и величайшая заповедь, как сказано в Евангелии от Матфея (См.Мф.22, 38). Но надо хранить и соблюдать и все остальные заповеди для того, чтобы спастись.

Когда, дорогие братья сёстры, человек читает или слышит всё, что имеет отношение ко Второму Пришествию Господа нашего Иисуса Христа и к Будущему Суду, то, безусловно, им овладевает некий страх. Однако, этот страх — не такой страх, который приносит отчаяние и панику. Это не неконтролируемый страх — это «страх чистый» (ср.Пс.18,10) , как говорил пророк Давид, это страх такой, который приводит к покаянию и ко спасению, это хороший, добрый страх.

И этот самый страх Второго Пришествия и Страшного Суда, перед котором предстанем все мы, подсудные Богу люди, является уздой, которая сдерживает ту скотину, которую мы имеем в себе. Удерживает он её от греха и от плотских похотей.

В следующий раз отец Епифаний продолжит толкование Символа веры. Подписывайтесь, пожалуйста, чтобы не пропустить

Стра́шный Суд – послед­ний, все­об­щий Суд Божий над миром, кото­рый состо­ится при втором При­ше­ствии Гос­пода Иисуса Христа (при этом все мерт­вые люди вос­крес­нут, а живу­щие изме­нятся ( 1Кор.15:51-52 ), и каж­дому будет опре­де­лена вечная участь по его делам ( Мф.25:31-46 , 2Кор.5:10 ), словам ( Мф.12:36 ) и помыш­ле­ниям.

strashnyj sud - Страшный Суд

Святые Отцы гово­рили о том, что суще­ствует некая «память сердца», запе­чат­ле­ва­ю­щая все, всю нашу жизнь – и внут­рен­нюю, и внеш­нюю. И вот на Страш­ном Суде как бы рас­кро­ется эта книга, напи­сан­ная в глу­би­нах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисо­вала наша вос­па­лен­ная гор­дыня. Тогда мы увидим, сколько раз бла­го­дать Божия при­зы­вала нас ко спа­се­нию, нака­зы­вала, мило­вала нас, и как упорно мы сопро­тив­ля­лись бла­го­дати и стре­ми­лись только к греху и стра­стям. Даже наши добрые дела мы увидим изъ­еден­ными, как чер­вями, лице­ме­рием, гор­ды­ней и тайным рас­че­том.

В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совер­ша­ется нами каждую секунду нашей земной жизни. Страш­ный суд – это не судеб­ный про­цесс, а лишь окон­ча­тель­ная кон­ста­та­ция факта. Каждый из нас в тече­ние жизни духовно опре­де­ля­ется по отно­ше­нию к Богу.

Почему Страш­ный Суд назы­ва­ется Страш­ным?

Воз­ве­щая о Втором При­ше­ствии Мессии и после­ду­ю­щем за этим собы­тием все­об­щим Судом про­роки и апо­столы назы­вали этот «День» Днём Гос­под­ним, вели­ким и страш­ным ( Иоил.2:31 ).

Этот День назы­ва­ется также и Днём гнева Божия ( Рим.2:5 ). Стало быть, назва­ние «Страш­ный» закре­пи­лось за буду­щим Судом не потому, что Гос­подь пред­ста­нет перед оче­вид­цами в каком-то наро­чито гроз­ном виде. Он пред­ста­нет перед взором собрав­шихся в блеске Своей славы и вели­чия, как Могу­ще­ствен­ный и Спра­вед­ли­вый Судья. Это, конечно, вызо­вет у окру­жа­ю­щих страх, у кого-то — бла­го­го­вей­ный, а у кого-то — силь­ней­шую ото­ропь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:31 ).

Ужас и бес­по­кой­ный трепет будут сопро­вож­дать греш­ни­ков и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обна­ро­до­ваны, взве­шены все их грехи (причём не только совер­шён­ные поступки, но и остав­ши­еся не реа­ли­зо­ван­ными: тайные гре­хов­ные жела­ния, мысли и помыслы), и за каждый при­дётся дать ответ перед непод­куп­ным и нели­це­при­ят­ным Судьей.

Кроме того Страш­ный Суд будет про­ис­хо­дить пуб­лично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангель­ских воинств, перед мил­ли­ар­дами людей, в том числе самыми близ­кими, род­ными. На этом послед­нем Суде греш­ник уже не сможет обма­нуть ни свою личную совесть, ни окру­жа­ю­щих, ни, разу­ме­ется, Все­ви­дя­щего Судью удоб­ными для него ого­вор­ками и оправ­да­ни­ями. Светом Боже­ствен­ной Правды, Светом Истины высве­тится всякий нерас­ка­ян­ный без­за­кон­ник, высве­тится каждое его пре­ступ­ле­ние, дей­ствие или без­дей­ствие.

Нака­за­ние, кото­рое после­дует в отно­ше­нии греш­ни­ков после Страш­ного Суда, будет длиться не какой-то огра­ни­чен­ный период, а про­тя­нется в веч­ность, так что сколько бы греш­ник ни мучился, впе­реди его будет ждать всё та же нескон­ча­е­мая веч­ность. Осо­зна­ние этого факта также будет сопря­жено с силь­ным стра­хом (см. подроб­нее: Вечны ли адские муки?).

В неко­то­рый город пришел корабль с неволь­ни­ками, а в городе том жила одна святая дева, весьма вни­мав­шая себе. Она, услы­шав, что пришел оный корабль, очень обра­до­ва­лась, ибо желала купить себе малень­кую девочку, и думала: возьму и вос­пи­таю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала поро­ков мира сего. Она послала за хозя­и­ном корабля того и, при­звав его к себе, узнала, что у него есть две малень­кие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радо­стию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля уда­лился из того места, где пре­бы­вала оная святая, и едва отошёл немного, встре­тила его одна блуд­ница, совер­шенно раз­врат­ная, и, увидев с ним другую девочку, захо­тела взять её; усло­вив­шись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?
Видите ли суд Божий? Кто может объ­яс­нить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, вос­пи­тала её в страхе Божием, настав­ляя её на всякое благое дело, обучая её ино­че­скому житию и, кратко ска­зать, во всяком бла­го­уха­нии святых запо­ве­дей Божиих. Блуд­ница же, взявши ту несчаст­ную, сде­лала её ору­дием диа­вола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погуб­ле­нию души своей? Итак, что мы можем ска­зать о страш­ной сей судьбе? Обе были малы, обе про­даны, не зная сами, куда идут, и одна ока­за­лась в руках Божиих, а другая впала в руки диа­вола. Можно ли ска­зать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это воз­можно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли ска­зать, что обе они под­верг­нутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согре­ше­ние? Воз­можно ли это? Одна знала о суде, о цар­стве Божием, день и ночь поуча­лась в словах Божиих; другая же, несчаст­ная, нико­гда не видала и не слы­шала ничего доб­рого, но всегда, напро­тив, всё сквер­ное, всё диа­воль­ское: как же воз­можно, чтобы обе были судимы одним судом?
Итак, ника­кой чело­век не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согре­ше­ние каж­дого, как Ему еди­ному известно.
прп. Авва Доро­фей

Мы все умрём, пред­ста­нем перед судом Божиим и узнаем о себе правду — кто-то из нас войдёт в бес­ко­неч­ную любовь, радость, мир и сво­боду Рая; для кого-то дверь, в кото­рую он отка­зы­вался войти всю жизнь, закро­ется навсе­гда. Не потому, что Бог его не любит, а потому, что всё, что любовь может сде­лать по отно­ше­нию к тем, кто закос­нел во зле, — это поло­жить злу предел, кото­рый самими злыми будет пере­жи­ваться как мука вечная.
Сергей Худиев

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: