Как должен поступить председательствующий после рассмотрения всех доказательств в судебном заседании

Обновлено: 28.03.2024

2. Судебные прения состоят из устных выступлений лиц, участвующих в деле, и их представителей. В этих выступлениях они обосновывают свою позицию по делу.
3. В судебных прениях первыми выступают истец и (или) его представитель, затем - третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ответчик и (или) его представитель. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, выступает после истца или после ответчика, на стороне которого оно участвует в деле.
Прокурор, представитель государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа, обратившиеся в арбитражный суд в соответствии со статьями 52 и 53 настоящего Кодекса, выступают в судебных прениях первыми.
4. Участники судебных прений не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, и на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.
5. После выступления всех участников судебных прений каждый из них вправе выступить с репликами. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и (или) его представителю.
Комментарий к статье 164
1. После завершения исследования всех доказательств, представленных в заседание и приобщенных к материалам дела, в том числе письменных и вещественных, объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, заключений экспертов, аудио- и видеозаписей, иных, например фотографий, распечаток компьютерных файлов и т.д., и отсутствия у лиц, участвующих в деле, желания дополнить материалы стадия исследования доказательств завершается, о чем судья делает объявление.
2. После завершения исследования доказательств начинается следующая стадия судебного разбирательства - судебные прения. Данная стадия не является чем-то новым для арбитражного процесса, возможность выступления лиц, участвующих в деле, с обоснованием своей позиции предусматривалась и АПК 1992 г., и АПК 1995 г. Но АПК 2002 г. впервые номинально выделил судебные прения, являющиеся традиционными и обязательными для любого судебного процесса (уголовного, гражданского и административного), как самостоятельную стадию судебного заседания в арбитражном процессе.
Судебные прения представляют собой устные выступления (речи) лиц, участвующих в деле, с обоснованием своей позиции по делу после завершения исследования доказательств. В выступлениях подводятся итоги исследования доказательств, дается их оценка с точки зрения лиц, участвующих в деле, делаются на основе установленных обстоятельств выводы как по существу спора в целом, так и по частным процессуально- и материально-правовым аспектам спора.
3. Частью 3 ст. 164 АПК установлена очередность выступления участников заседания, продиктованная логикой процесса, - сначала выступает, так сказать, нападающая сторона, затем - защищающаяся:
1) первыми выступают лица, обратившиеся с иском или заявлением, - прокурор, представитель государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа (если заявление в арбитражный суд подано ими). Если с заявлением обратился истец, первым в судебных прениях выступает он;
2) если в деле участвует третье лицо, заявившее самостоятельные требования относительно предмета спора, по существу тот же истец, но с отличными от истца требованиями, также являвшимися предметом рассмотрения в заседании, ему предоставляется право выступить после истца;
3) при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, оно выступает после истца и третьего лица, заявившего самостоятельные требования относительно предмета спора;
4) затем слово предоставляется ответчику, а после него - третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, участвующему на стороне ответчика.
Следует помнить, что содействующие осуществлению правосудия лица - свидетели и эксперты выступают не в судебных прениях, а на стадии исследования доказательств.
4. АПК запрещает лицам, участвующим в деле, в судебных прениях ссылаться на невыясненные и неисследованные в судебном заседании соответственно обстоятельства и доказательства, а также доказательства, признанные судом недопустимыми (не предусмотренными законом для подтверждения конкретных обстоятельств, требующими определенных доказательств) или исключенными из числа доказательств по делу в соответствии со ст. 161 АПК.
Одним из проявлений функции руководства судьей ходом судебного заседания как раз и является отслеживание и предупреждение, при выступлении в судебных прениях, ссылок на невыясненные обстоятельства и неисследованные, а также недопустимые и исключенные доказательства. Выступление лица, участвующего в деле, позволяющего себе в выступлении такие запрещенные приемы, должно быть пресечено судьей, который в этом случае предупреждает о недопустимости их повторения, возможности удаления из зала заседания и наложении судебного штрафа (см. комментарий к ч. 4 и 5 ст. 154 АПК).
Если же лицо, участвующее в деле, считает необходимым вернуться к исследованию тех или иных доказательств или истребованию дополнительных доказательств, оно должно заявить суду соответствующее ходатайство или сделать заявление, которое суд решит в порядке, установленном ст. 165 АПК.
5. Реплика является реализацией права на вторичное выступление в прениях. После заслушивания выступлений других участников заседания у стороны, заявителя или третьего лица может возникнуть потребность опровергнуть или дополнить услышанное, согласиться с ним, высказать замечание, дать свою правовую оценку выступлениям. Правом на реплику обладает и лицо, отказавшееся от выступления в судебных прениях.
Очередность выступления с репликами должна соблюдаться та же, что и в судебных прениях, но право последней реплики всегда остается за ответчиком.

1. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов - судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

2. Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

3. Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Комментарий к ст. 156 ГПК РФ

1. Сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел является одним из принципов гражданского процессуального права.

Для советского гражданского процесса был характерен принцип коллегиального рассмотрения дел. В судах первой инстанции он проявлялся в рассмотрении дела профессиональным судьей и народными заседателями. Статья 6 ГПК РСФСР предусматривала: "Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично; коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении решения". Участие в рассмотрении дел народных заседателей (непрофессиональных судей) признавалось проявлением общей направленности государства советского периода на привлечение трудящихся к выполнению государственных функций. Пересмотр решений, вынесенных судами первой инстанции, осуществлялся вышестоящими судами в кассационном порядке в коллегиальном составе - трех профессиональных судей и в порядке судебного надзора - в составе не менее трех профессиональных судей.

Федеральным законом от 29 мая 1992 г. N 2869-1 было введено преимущество единоличного рассмотрения гражданских дел. В частности, было предусмотрено, что дела рассматриваются судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого.

ГПК РФ 2002 года упразднил с 1 февраля 2003 г. институт народных заседателей в гражданском процессе и внес изменения в действие принципа сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел.

Из содержания ст. 7 ГПК РФ следует, что для судов первой инстанции приоритетным является рассмотрение дела судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом, в составе трех профессиональных судей.

Действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит оснований рассмотрения гражданских дел судом первой инстанции в коллегиальном составе. До 15 сентября 2015 г. в порядке гражданского судопроизводства судом первой инстанции в коллегиальном порядке на основании ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ рассматривались дела о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума. В настоящее время эти дела отнесены к административному судопроизводству, порядок их рассмотрения и разрешения регламентируется КАС РФ, а не ГПК РФ.

Для последующих стадий рассмотрения дела (апелляционного, кассационного и надзорного производств) ГПК РФ сохранил коллегиальность рассмотрения, за исключением апелляционного производства в районном суде.

Если в гражданском процессе народные заседатели исключены из состава суда, то арбитражный процесс, напротив, пополнился нормами о возможном участии в коллегиальном разрешении дел с участием арбитражных заседателей. Впервые такие нормы появились в АПК РФ 2002 года. Статьей 17 АПК РФ предусмотрена возможность коллегиального рассмотрения некоторых категорий дел в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

2. Председательствующий в судебном заседании судья - это процессуальный руководитель процесса. В судебном заседании председательствующий действует от имени суда.

Особенностью гражданских процессуальных правоотношений является то, что суд является их обязательным субъектом. "Каждое отдельно взятое гражданское процессуальное отношение. есть отношение между судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие по гражданским делам, и лицом, участвующим в процессе судебной деятельности" ; "права и обязанности каждой стороны соответствуют правам и обязанностям суда, и только через суд как связующее звено они находятся в определенном соотношении и соответствии" .

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 51.

Чечина Н.А. Гражданские процессуальные правоотношения // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2004. С. 44.

Из этого следует, что стороны, третьи лица, представители, связанные материальными правоотношениями и самостоятельно определяющие их содержание, в процессе могут взаимодействовать и реализовывать свои процессуальные права, в том числе влияющие на права и обязанности других участников процесса, только посредством обращения к суду. В судебном заседании лицом, выступающим от имени суда как участника гражданских процессуальных правоотношений, является, прежде всего, председательствующий в судебном заседании судья, поскольку именно он от имени суда совершает большинство процессуальных действий.

3. Председательствующим в судебном заседании может быть только судья, то есть лицо, наделенное статусом судьи в установленном законом порядке.

Часть 1 комментируемой статьи в числе лиц, которые могут председательствовать при коллегиальном рассмотрении дела, называет также председателя суда (в районном суде), председателя или заместителя председателя суда (в других судах). Представляется, что упоминание о председателе или заместителе председателя суда в качестве председательствующего в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела излишне, поскольку председатель и заместитель председателя суда обладают статусом судьи и, председательствуя в судебном заседании при рассмотрении дела, выполняют не административные функции по руководству судом, а функции судьи, осуществляющего правосудие. В этом смысле они не отличаются по своему правовому положению в процессе от иных судей, входящих в состав суда.

Также неоправданно различие между председательствующим в судебном заседании в районном суде и в иных судах. В частности, заместитель председателя суда не назван в числе лиц, которые могут являться председательствующими в судебном заседании при коллегиальном рассмотрении гражданского дела в районном суде. Однако ст. 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ" предусматривает в структуре районных судов должность заместителя председателя, который обладает статусом судьи и полномочиями по рассмотрению и разрешению дел.

В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные с допустимостью участия судьи в рассмотрении дел в период нахождения отпуске. Поскольку судья в период нахождения в отпуске не утрачивает правовой статус судьи, препятствия к участию его в отправлении правосудия по гражданским делам отсутствуют.

В то же время назначение судьи в другой суд прекращает его полномочия судьи соответствующего суда и препятствует рассмотрению им дел в качестве судьи этого суда.

4. Комментируемая статья содержит главные направления деятельности председательствующего: 1) руководство судебным заседанием; 2) создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела; 3) устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; 4) обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании.

Все перечисленные функции взаимосвязаны. Руководство процессом - это средство реализации функций создания условий для рассмотрения дела и исследования доказательств, устранения не имеющих отношения к делу обстоятельств и поддержания порядка в судебном заседании. Устранение мешающих делу обстоятельств и поддержание порядка в судебном заседании направлены на создание условий эффективного и целенаправленного рассмотрения дела.

Создание лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранение из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, обеспечение надлежащего порядка в судебном заседании в широком смысле также являются осуществлением деятельности председательствующего по руководству судебным заседанием.

Как отметил Конституционный Суд РФ, предоставляемые председательствующему ч. 2 ст. 156 ГПК РФ полномочия по осуществлению руководства судебным заседанием, созданию условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устранению из судебного разбирательства всего, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, вытекают из принципов судейского руководства процессом и самостоятельности судебной власти, необходимых для эффективного осуществления правосудия (Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N 920-О).

5. Руководство судебным заседанием означает совершение председательствующим процессуальных действий, связанных с обеспечением планомерного организованного последовательного хода судебного заседания.

Судебное заседание - это сложная совокупность множества процессуальных действий, совершаемых большим числом лиц. Круг этих действий, их последовательность строго регламентированы. Соблюдение установленной законом процедуры судебного заседания - это условие законности судебного разбирательства. Решение суда не может быть признано законным, если оно вынесено в судебном заседании, проведенном с существенным нарушением установленной процедуры или вне его. В свою очередь, сложная процедура судебного заседания установлена законом для обеспечения условий наиболее объективного, гласного и эффективного судебного разбирательства.

Работу председательствующего по гражданским делам всегда осложняет то, что в основе судебного разбирательства по гражданским делам лежат противоположные интересы сторон, часто имеют место конфликтные отношения, негативные эмоции. Нередко участники судебных разбирательств пытаются использовать судебное заседание не только для юридического разрешения своего конфликта, но и для оказания эмоционального воздействия на спорящую сторону, выражения своих негативных суждений по вопросам, отдаленно связанным с существом рассматриваемого дела.

Как любое сложное действие с участием множества субъектов, судебное заседание требует организации и руководства. Все участники судебного заседания должны понимать, чьи указания и действия определяют ход процесса. Без руководства ходом процесса судебное заседание по гражданскому делу может перерасти в бытовое эмоциональное разбирательство или затяжное бессистемное изложение своих мнений сторонами спора.

6. Перечисленные в ст. 156 ГПК РФ направления деятельности председательствующего реализуются посредством осуществления процессуальных полномочий председательствующего.

Как лицо, осуществляющее руководство судебным заседанием, председательствующий:

1) открывает судебное заседание (ст. 160);

2) устанавливает личности явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц и представителей (ст. 161);

3) объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика (ч. 1 ст. 164);

4) разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы и самоотводы (ч. 1 ст. 164);

5) объявляет рассмотрение дела по существу законченным (ст. 189 ГПК РФ);

6) объявляет об удалении суда в совещательную комнату (ст. 192);

7) объявляет решение суда, разъясняет его содержание, порядок и срок обжалования, при наличии особого мнения судьи - объявляет о наличии особого мнения судьи и разъясняет лицам, участвующим в деле, порядок и срок ознакомления с особым мнением судьи, при объявлении только резолютивной части решения разъясняет, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда (ч. 1 и 2 ст. 193);

8) подписывает протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 230), а также рассматривает замечания на протокол судебного заседания (ч. 1 ст. 232);

9) выполняет и иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления деятельности по руководству процессом.

7. Для создания лицам, участвующим в деле, условий для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела председательствующий:

1) разъясняет процессуальные права и обязанности лицам, участвующим в деле (ст. 165), и лицам, содействующим правосудию, предупреждает их об ответственности за ненадлежащее осуществление своих процессуальных обязанностей (ст. 162, 171, 176);

2) разрешает участникам процесса при необходимости давать показания и объяснения сидя (ч. 2 ст. 158);

3) оглашает письменные объяснения лиц, участвующих в деле, в случае их неявки, а также объяснения в письменной форме, полученные судом в порядке судебного поручения или обеспечения доказательств (ч. 2 ст. 174);

4) производит действия, связанные с организацией допроса свидетеля (ст. 163, ч. 1 и 2 ст. 176, ч. 2 ст. 177, ч. 1 ст. 179 ГПК РФ);

5) выполняет иные полномочия, как прямо отнесенные к его компетенции соответствующими статьями ГПК РФ, так и вытекающие из осуществления его деятельности.

Например, ст. 181 и 187 ГПК РФ предусматривают оглашение в судебном заседании приобщенных к делу письменных доказательств и заключения эксперта. Несмотря на отсутствие упоминания председательствующего в судебном заседании судьи в текстах статей именно он оглашает письменные доказательства и заключение эксперта.

9. Председательствующий также обеспечивает порядок в судебном заседании. В частности, ГПК РФ наделяет председательствующего следующими полномочиями:

1) объявлять предупреждение лицу, нарушающему порядок в судебном заседании (ч. 1 ст. 159);

2) удалять из зала судебного заседания лиц, нарушающих порядок в судебном заседании (ч. 2 ст. 159).

10. Требования и указания председательствующего обязательны для других участников процесса.

Действия и требования председательствующего должны быть понятны участникам процесса и присутствующим в судебном заседании иным лицам. Все требования председательствующего должны даваться в корректной форме, излагаться ясно и четко, исключать неуважительные высказывания в отношении участников процесса, грубость или повышенную эмоциональность.

В судебном заседании могут возникнуть ситуации, когда лица, участвующие в деле, или иные участники процесса будут не согласны с действиями или требованиями председательствующего.

По всем спорным вопросам действия председательствующего должны быть мотивированы. При несогласии участников процесса с действиями председательствующего он обязан дать разъяснения своих действий. Возражения участников процесса относительно действий председательствующего должны быть занесены в протокол судебного заседания.

Несогласие участников процесса с действиями председательствующего не освобождает их от обязанности исполнять его требования.

Действия председательствующего могут быть оспорены в процессуальном порядке после завершения рассмотрения дела. Например, несогласие стороны с требованием председательствующего удалиться из зала судебного заседания за нарушение порядка в судебном заседании может быть изложено в апелляционной жалобе на решение суда, законность действий председательствующего в этом случае оценивает суд апелляционной инстанции.

Пример: мировым судьей судебного участка N 199 района Кунцево г. Москвы был удовлетворен иск ГУП ДЕЗ района Кунцево города Москвы о взыскании с В. и Т. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. При рассмотрении этого дела в апелляционной инстанции председательствующим по делу был удален из зала судебного заседания слушатель в связи с нарушением порядка в судебном заседании.

Оспаривая в кассационном порядке решение мирового судьи о взыскании задолженности и апелляционного определения об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, ответчики ссылались на нарушение председательствующим по делу принципа гласности гражданского судопроизводства при оглашении апелляционного определения.

Определением судьи Московского городского суда отказано в передаче кассационной жалобы в суд кассационной инстанции. Указано, что применение к нарушителю порядка в судебном заседании положений ст. 159 ГПК РФ, регулирующей правила применения санкций к нарушителю за нарушение порядка в судебном заседании, не свидетельствует о нарушении судом требований гласности судебного разбирательства, установленных ст. 10 ГПК РФ (см. Определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. N 4г/6-11859/15).

11. При единоличном рассмотрении дела председательствующий руководит действиями лиц, участвующих в деле, иных участников процесса, судебных приставов и слушателей. Для всех указанных лиц, находящихся в зале судебного заседания, требования председательствующего являются обязательными.

При коллегиальном рассмотрении дела председательствующий руководит также судьями, входящими в состав суда, но руководящая роль председательствующего в отношении судей проявляется в иной форме и в иных пределах, чем в отношении участников процесса.

ГПК РФ не разъясняет порядка разрешения возможных разногласий между судьями при коллегиальном рассмотрении дела по вопросам, возникающим в ходе судебного заседания, не отнесенным к единоличной компетенции председательствующего. По общему правилу вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, разрешаются коллегиальным составом суда, при этом председательствующий голосует последним (ч. 1 ст. 15 ГПК РФ). В случае если большинством судей будет принято определение, с которым не согласен председательствующий, такое определение будет для него обязательным. Например, если двое судей из участвующих в рассмотрении дела считают необходимым отложить судебное разбирательство ввиду неявки стороны, председательствующий обязан объявить участникам процесса об отложении судебного разбирательства и назначении новой даты судебного заседания, даже если сам с таким определением не согласен.

Большинство процессуальных вопросов разрешается судом путем вынесения протокольных определений без удаления в совещательную комнату. Например, разрешение ходатайства о приобщении к делу доказательств, об оказании содействия в истребовании доказательств, об отложении судебного разбирательства и т.п.

Суд может любой процессуальный вопрос разрешить в совещательной комнате. В этом случае определение по результатам разрешения ходатайства излагается в форме отдельного процессуального акта.

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с частью третьей статьи 45 и со статьей 47 настоящего Кодекса, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

Комментарий к ст. 189 ГПК РФ

1. Комментируемая статья регулирует процессуальные действия, завершающие рассмотрение дела по существу.

После исследования всех доказательств в судебном заседании заслушиваются заключения прокурора или представителя государственного органа или представителя органа местного самоуправления. И прокурор, и государственные органы и органы местного самоуправления вправе участвовать в рассмотрении гражданских дел, в которых они не являются субъектами спорных материальных правоотношений, в двух формах: предъявления иска в интересах других лиц (ч. 1 ст. 45, ст. 46 ГПК РФ) и дачи заключения по существу дела (ч. 3 ст. 45, ст. 47 ГПК РФ).

Если прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в деле в связи с предъявлением иска в защиту других лиц, их правовое положение приравнивается к правовому положению истца (ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

Если же указанные органы вступают в процесс для дачи заключения, они приобретают соответствующий статус. В частности, они не дают объяснения в порядке, установленном ст. 174 ГПК РФ, однако по окончании исследования доказательств дают свое заключение по делу.

2. Вступление в процесс для дачи заключения возможно только по категориям дел, перечисленным в законе. Например, прокурор участвует для дачи заключения в делах о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ), об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 3 ст. 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ), о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 СК РФ).

3. Среди государственных органов, участвующих в гражданских делах для дачи заключения, необходимо, прежде всего, отметить органы опеки и попечительства, обязательное участие которых предусмотрено по многим делам, возникающим из семейных правоотношений: в делах о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 СК РФ). Органы опеки и попечительства участвуют и в других делах, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных лиц: об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 78 СК РФ орган опеки и попечительства должен быть привлечен к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка.

Иногда суды привлекают орган опеки и попечительства в качестве третьего лица, что является ошибочным. В силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными (см. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.).

4. Целью заключения является изложение позиции прокурора, государственного органа или органа местного самоуправления относительно существа дела и разрешения спора. В заключении должны быть изложены анализ установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, правовая квалификация спорных правоотношений, обоснование предложения по разрешению дела.

Несмотря на то что участие в процессе для дачи заключения предусмотрено по делам с участием так называемой "слабой стороны", прокурор должен дать объективное заключение по делу, не занимая позицию ни одной из сторон.

Орган опеки и попечительства дает заключение с учетом защиты интересов несовершеннолетнего ребенка, недееспособного или ограниченно дееспособного лица.

Заключение прокурора должно быть изложено устно, дополнительно к устному заключению прокурор вправе предоставить суду письменное заключение, которое не должно противоречить устному.

Орган опеки и попечительства по делам, затрагивающим интересы детей, должен предоставить заключение в письменной форме.

5. После заслушивания заключения прокурора, представителя государственного органа или органа местного самоуправления лица, участвующие в деле, вправе выступить с дополнительными объяснениями.

До окончания рассмотрения дела по существу участвующие в деле лица не лишены возможности выдвинуть новые доводы в обоснование своей позиции, представить дополнительные доказательства.

Если после предложения выступить с дополнениями участники процесса представили новые доказательства, принятые судом, эти доказательства исследуются в судебном заседании по общим правилам исследования доказательств соответствующего вида.

Если после заключения прокурора, представителя государственного или муниципального органа в судебном заседании были выслушаны новые объяснения и исследованы новые доказательства, по окончании этого исследования прокурор, представитель государственного органа, органа местного самоуправления вправе выступить с дополнением ранее данного заключения.

После заслушивания всех дополнений лиц, участвующих в деле, председательствующий объявляет об окончании рассмотрения дела по существу. После этого участники процесса лишаются права представления новых доказательств. Следующие этапы судебного заседания связаны с оценкой тех доказательств, которые исследованы судом и лицами, участвующими в деле, при рассмотрении дела по существу.

1. Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов — судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

2. Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

3. Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Комментарий к Ст. 156 ГПК РФ

1. В ст. 156 содержится ряд новелл по сравнению со ст. 145 ГПК 1964 г.:

1) учтено то обстоятельство, что в настоящее время большинство дел в суде первой инстанции рассматривается судьей единолично. В этом случае последний выполняет функции председательствующего;

2) установлено, что председательствующий обязан давать разъяснения относительно своих действий в случае, если участники процесса заявили возражения против этих действий (а если суд коллегиальный — такие разъяснения дает весь состав суда);

3) уточнено, что распоряжения председательствующего обязательны для всех присутствующих в зале судебного заседания.

2. Применяя правила ч. 1 ст. 156, нужно иметь в виду следующее:

а) в заседании районного суда может председательствовать (т.е. осуществлять функции, указанные в ст. 156, 159, 160, 161-165, 171, 172, 176, 177, 179, 189, 193 ГПК, см. коммент. к ним) как председатель этого суда, так и один из профессиональных судей;

б) другие суды (упомянутые в ч. 1 ст. 156) — это в частности:

мировые судьи (в случаях, указанных в ст. 1, 3 Закона о мировых судьях);

суды субъектов Российской Федерации (когда они рассматривают дело в первой инстанции, см. об этом коммент. к ст. 26);

гарнизонный военный суд (ст. 22, 23 Закона о военных судах);

окружной (флотский) военный суд (ст. 14-19 Закона о военных судах), специализированные суды (см. коммент. к ст. 25);

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (см. об этом коммент. к ст. 27);

Военная коллегия Верховного Суда РФ (когда она рассматривает гражданские дела в первой инстанции, ст. 10 Закона о военных судах).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 156 состоит в том, что они регулируют функции председательствующего в судебном заседании. Последний, в частности:

а) руководит судебным заседанием. В этих целях он согласно ГПК:

открывает судебное заседание (см. коммент. к ст. 150);

объявляет состав суда и разъясняет права отвода (см. коммент. к ст. 164);

разъясняет лицам, участвующим в деле, переводчику, свидетелям, экспертам их права и обязанности (см. коммент. к ст. 162, 165);

принимает меры к тому, чтобы допрошенные судом свидетели не общались с недопрошенными (см. коммент. к ст. 163);

докладывает дело и спрашивает, не желают ли стороны кончить его миром (см. коммент. к ст. 172);

выполняет иные действия, направленные на организацию проведения судебного заседания (см., например, коммент. к ст. 159, 163, 176, 177);

б) должен обеспечить полное, всестороннее и объективное выяснение всех обстоятельств дела (см. о таких обстоятельствах коммент. к ст. 55, 56);

в) обеспечивает соблюдение прав и обязанностей сторон, и в частности:

разъясняет истцу и ответчику их процессуальные права (см. коммент. к ст. 165);

ставит перед судом вопрос о последствиях неявки одной из сторон (см. коммент. к ст. 167);

разъясняет сторонам последствия отказа от иска, заявления о мировом соглашении (ст. 173);

г) обеспечивает воспитательное воздействие судебного процесса. Этому способствует и гласность судебного заседания (см. об этом коммент. к ст. 10), и состязательность процесса (см. об этом коммент. к ст. 12), и особый порядок в зале (например, что при входе в зал суда все встают, к суду обращаются стоя и т.п., см. коммент. к ст. 158), особый порядок допроса несовершеннолетних свидетелей (см. коммент. к ст. 179) и т.д.;

д) в целях обеспечения процессуальных прав сторон, других лиц, участвующих в деле, и представителей закон:

предоставляет им право возражать против действий председательствующего, заявлять соответствующие ходатайства (см. коммент. к ст. 166);

обязывает заносить такие возражения в протокол (его ведет секретарь судебного заседания, см. о его содержании коммент. к ст. 229);

устанавливает, что вопросы о разрешении возражений против действий председательствующего он решает сам, а при коллегиальном составе суда — весь состав суда, который выносит об этом определения (это вытекает из ст. 166, 224, 225, см. коммент. к ним);

е) устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 156, необходимо обратить внимание на то, что:

а) председательствующий обязан принимать все меры, чтобы обеспечить в судебном заседании порядок, который позволяет:

суду — нормально отправлять функции по всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела;

сторонам, иным участникам процесса — реализовать свои права и исполнить возложенные на них процессуальные обязанности;

б) их следует применять с учетом норм ГПК:

ст. 158 (посвященной правилам поведения в зале суда);

ст. 159 (о мерах, применяемых к нарушителям порядка);

ч. 5 ст. 159, ст. 169 (о том, что при массовом нарушении порядка в зале суд может удалить из него всех граждан, не участвующих в деле, и отложить судебное разбирательство);

ст. 161 (о проверке явки участников процесса);

ст. 163 (об удалении свидетелей из зала суда);

ст. 162, 176 (о предупреждении и привлечении к ответственности переводчика, свидетеля, эксперта);

ряда иных норм ГПК (см., например, коммент. к ст. 184, 189, 197). См. также коммент. к ст. 161-162, 176, 182;

в) о принятии той или иной меры (по обеспечению порядка в зале) суд в необходимых случаях выносит определение (это вытекает из ст. 166).

Альтернативный комментарий к ст.156 ГПК

В статье 156 ГПК РФ закреплено процессуальное положение судьи — председательствующего в судебном заседании.

Законодательные акты, регулирующие порядок гражданского судопроизводства, указаны в статье 1 ГПК РФ, в ней регламентируются права и обязанности председательствующего. При судебном заседании, когда дело рассматривается коллегиально, руководящая роль возлагается на председательствующего. Согласно статье 14 ГПК РФ, дела кассационного и надзорного порядка проводятся судом в составе трех судей, один из которых председательствующий.

Роль председательствующего исключительна, поскольку он и руководит ходом судебного заседания, и самим судейским составом.

Председательствующий наделен следующими полномочиями:

дает возможность участникам процесса обращаться к суду, сидя;

при нарушении порядка или дисциплины делать замечания вплоть до удаления из зала;

знакомить с процессуальными действиями новое лицо, приглашенное в зал заседания;

открывать судебное заседание собственным докладом;

высказывать собственное мнение по делу.

В обязанности председательствующего, согласно статьи 156 ГПК РФ, входит вести судебное заседание согласно законодательному требованию:

открывать судебное заседание, говорить, какое дело подлежит рассмотрению;

объявлять состав суда, сообщить, кто принимает участие в заседании (в лице прокурора, секретарь, представители сторон, эксперты, переводчики и другие лица);
установить всех участников процесса, доверенных, уполномоченных лиц;

при присутствии переводчика объяснить ему его обязанности и предупредить об ответственности, приобщить подписку об ознакомлении к протоколу заседания (согласно статьи 162 ГПК РФ);

разъяснить обязанности экспертов и других специалистов, предупредить о последствиях при даче ложных показаний и сведений;
содействовать принятию мер, исключающих общение опрошенных и не опрошенных свидетелей;

после изложения доклада выяснить, согласен ли истец со своими требованиями, понятны ли требования ответчику, согласны ли участники процесса принять мировое соглашение;

перед началом допроса свидетелей установить их личность и довести до сведения ответственность за дачу неправдивых показаний;

перед опросом свидетеля, не достигшего 16-летнего возраста, разъяснить ему необходимость дать максимально правдивую информацию;

после сбора и исследования всех доказательств предоставить слово прокурору, участвующим в процессе представителям органов самоуправления и другим присутствующим лицам;

согласно статьи 189 ГПК РФ объявлять рассмотрение дела законченным;

не воздерживать при голосовании и голосовать последним;

в устной форме разъяснить участникам судебного заседания решение суда, довести до сведения порядок, сроки обжалования;

заверить протокол судебного заседания, все дополнения и замечания.

При руководстве судебным процессом председательствующий, согласно статьи 156 ГПК РФ, не должен ограничивать действия других судей по выяснению обстоятельств дела и всего, что касается выяснения данных о личности истца и ответчика.

1. Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.

2. Разбирательство дела происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство должно быть произведено с самого начала.

3. Во время перерыва, объявленного в судебном заседании по начатому делу, суд вправе рассматривать другие гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях.

После окончания перерыва судебное заседание продолжается, о чем объявляет председательствующий. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится.

Комментарий к Ст. 157 ГПК РФ

1. Правила ч. 1 ст. 157 посвящены одному из важнейших признаков отечественного гражданского процесса — непосредственности судебного разбирательства. Они императивно возлагают на суды первой инстанций обязанность непосредственно, т.е. не прибегая к содействию представителей, иных судов (речь, конечно, не идет об исполнении судебных поручений, см. об этом коммент. к ст. 62, 63), других госорганов, не перекладывая на них исполнение своих функций исследовать доказательства (установив при этом порядок такого исследования в соответствии с правилами ст. 175, см. коммент. к ней) по делу, а именно:

а) заслушать объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле. Такое заслушивание производится после доклада дела с соблюдением правил ст. 164, 174 (см. коммент. к ним). В целях обеспечения непосредственности процесса закон обязывает отложить разбирательство дела при неявке участвующих в нем лиц (если отсутствуют данные об их извещении, см. об этом коммент. к ст. 169);

б) заслушать в зале суда показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, допускается оглашать показания свидетеля (см. коммент. к ст. 180);

в) ознакомиться с письменными доказательствами и исследовать их в порядке, предусмотренном ст. 181 (см. коммент. к ней);

г) осмотреть вещественные доказательства (при необходимости — с выездом суда на место осмотра, см. коммент. к ст. 184);

д) прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи (см. коммент. к ст. 185).

2. Специфика правил ч. 2 ст. 157 состоит в том, что:

а) они императивно предписывают осуществлять разбирательство дела:

устно. Иначе говоря, и члены суда, и все остальные участники процесса должны излагать свои доводы, ходатайства, объяснения, показания и т.п. устно: лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, допускается письменная форма изложения (но и тогда суд должен огласить, например, переписку граждан (ст. 182), свое определение (ст. 224, 225), заключение эксперта ст. 187), показания свидетеля (ст. 62, 64, 70, 170), см. коммент. к этим статьям ГПК);

при неизменном составе суда, т.е. члены суда, которые приступили к разбирательству дела, должны его и завершить;

б) они требуют приступать к разбирательству дел с самого начала, если был заменен хотя бы один из судей. При этом не играет роли причина такой замены (отвод, длительная болезнь члена суда, смерть члена суда и т.д.). Верховный Суд РФ разъяснил, что если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела в данном суде), председатель вышестоящего суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) с обязательным извещением сторон о причине передаче дела (п. 8 Постановления N 8).

3. Анализ правил ч. 3 ст. 157 позволяет сделать ряд выводов:

а) они посвящены непрерывности судебного разбирательства. Иначе говоря, начав слушание дела, суд обязан довести его до конца. С другой стороны, если дело разбирается несколько дней, допускаются перерывы:

для отдыха и питания;

на выходные, праздничные, иные нерабочие дни;

б) перерывы, упомянутые в ст. 157, следует отличать:

от случаев отложения разбирательства дела (см. коммент. к ст. 169);

от приостановления разбирательства дела (см. коммент. к ст. 215-219);

в) суд не вправе приступить к рассмотрению другого дела (в т.ч. уголовного, административного и т.д.):

до полного рассмотрения начатого дела. Однако к случаям выдачи судебных приказов (см. об этом коммент. к ст. 121-130 ГПК) ограничения, предусмотренные в ч. 3 ст. 157, не относятся;

до отложения слушания дела по данному гражданскому делу;

г) перерывы, которые происходят в ходе самого судебного разбирательства (например, когда суд удаляется в совещательную комнату), не имеются в виду (см. коммент. к ст. 192, 224).

О значении принципов судебного разбирательства, указанных в ст. 157, для вынесения по делу законного решения см. п. 6 Постановления N 23.

Альтернативный комментарий к ст.157 ГПК

Статья 157 ГПК РФ содержит в себе основные принципы судебного разбирательства: непосредственность и его устность.

Принцип непосредственности состоит в том, что судьи, которые рассматривают и разрешают дело, обязаны самостоятельно воспринимать имеющиеся доказательства. Они лично занимаются их исследованием: заслушивают стороны, свидетелей, третьих лиц, экспертов, специалистов, осматривают и изучают вещественные и письменные доказательства.

Решение суда может быть основано лишь на доказательствах, исследование которых осуществлялось непосредственно в судебном заседании (статья 195 ГПК РФ).

Также непосредственность судебного разбирательства предусматривает положение о недопустимости изменения состава судей. Чтобы дать правильную оценку имеющимся в деле доказательствам и вынести обоснованное и законное решение, судьи должны быть в курсе всех обстоятельств рассматриваемого ими дела. Поэтому состав суда, который приступил к рассмотрению дела, не должен изменяться до полного окончания разбирательства дела и вынесения постановления суда. Если же в ходе рассмотрения дела производится замена одного из судей, то судебное разбирательство должно быть начато заново.

Принцип устности судебного разбирательства заключается в том, что все объяснения и показания в судебном заседании даются в устной форме. Все имеющиеся письменные доказательства также оглашаются устно. Получение объяснений от лиц, участвующих в деле, и допрос свидетелей в устной форме является не правом, а обязанностью суда. Устность здесь рассматривается в качестве необходимого условия гласности судебного разбирательства (статья 10 ГПК РФ).

Кроме того, устной формой общения судей с участниками процесса обеспечивается принцип непосредственности судебного разбирательства. Вместе эти принципы гарантируют обоснованность постановления суда.

Ранее в статье 157 ГПК РФ был установлен и принцип непрерывности судебного заседания. Принцип непрерывности означал, что не закончив разбирательство дела, суд не имеет права рассматривать иные, как гражданские, так и административные или уголовные дела.

В новой редакции законодатель решил уйти от принципа непрерывности. Теперь во время перерыва по гражданскому делу суд может рассматривать любые другие дела. После окончания перерыва суд продолжает процесс с того места. на котором был объявлен перерыв. Повторное исследование доказательств не производится.

Представляется. что исключение принципа непрерывности из статьи 157 ГПК РФ призвано ускорить рассмотрение дел. Особенно это касается больших и сложных гражданских дел, когда за один день рассмотреть дело не представляется возможным, учитывая. что у судей на эти дни могли быть назначены другие дела.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: