Как через суд оформить право собственности на земельный участок

Обновлено: 19.04.2024

Право собственности на земельный участок (ЗУ) считается вступившим в юридическую силу только после проведения регистрационной процедуры. В результате её проведения сведения о собственнике и принадлежащем ему объекте вносятся в учётные записи Росреестра. Это не самый простой алгоритм, вам потребуется знать некоторые особенности, к примеру список документов для регистрации прав на земельный участок, куда нужно обращать, сколько ждать и сколько платить, а также (одно из самых важных) это основания государственной регистрации права собственности на земельный участок. Все ответы мы даем в нашем материале.

Государственная регистрация прав на земельные участки это процедура учёта земель, принадлежащих физическим и юридическим лицам по основаниям статей 35, 36 и 64 Конституции РФ и части 1, второго раздела Гражданского кодекса, в частности – статьи 260 ГК РФ.

Статья 260 ГК РФ. Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Предусматривает проверку правоспособности объектов и их владельцев, в контексте гражданско-правового и имущественного прецедента, благодаря которым осуществился переход прав.
В результате регистрационных действий, в записи Государственного кадастра недвижимости (ГКН) вносятся данные о ЗУ, с указанием:

  1. кадастровых характеристик;
  2. места расположения; (включая частную);
  3. основания перехода прав;
  4. нового собственника (как его узнать или найти можно прочитать тут).

Информационный банк будет сохранять данные сведения бессрочно, даже после прекращения существования объекта. В данном случае оформленные соответствующим образом документы передаются в архив. В случае необходимости, они изымаются из архива для проведения тех или иных юридических и гражданско-правовых действий.

Основные правила и инструкции регистрационных действий с недвижимостью (и в частности регистрация земельного участка) изложены в Федеральном Законе о ГКН, вступившим в силу под № 122-ФЗ, от 21.07.97 г.

Основания

Государственная регистрация прав на земельные участки производится при условии возникновения прецедентов:

  1. правопорождающих;
  2. правопрекращающих;
  3. правоизменяющих.

К первой категории относятся имущественные сделки, посредством которых возникает право собственности у приобретателя, с одновременным прекращением юридической правоспособности лица, отчуждающего надел. В их числе:

  1. наследование;
  2. купля-продажа;
  3. дарение;
  4. мена.

Ко второй группе относятся процессы, в результате которых собственник утрачивает владение участком или участок прекращает своё существование в предыдущем юридически закреплённом статусе.
Например:

  1. при уничтожении или гибели объекта;
  2. при изъятии ЗУ;
  3. аресте залоговых земель.

Правоизменяющие гражданские действия оставляют прежний статус правоспособности собственника, но изменяют вид права, который может выражаться в переходе арендных прав на ЗУ. Так же изменения регистрируются при возведении капитального строения, причём – на этапе начала строительства и на этапе ввода здания в эксплуатацию. К правоизменяющим основаниям можно отнести и процесс перерегистрации права собственности в том случае, если надел ранее находился в титульном владении лица, но был переоформлен таковым в собственность.

Регистрирующий орган требует надлежащего документального сопровождения проведённой имущественной сделки или иной гражданско-правовой процедуры.

Кроме гражданско-правового прецедента, выступающего в роли причины, требующей регистрационной процедуры, обязательным основанием является подача заявления на регистрацию земельного участка
правоспособного лица. К ним относятся лица из числа:

  1. собственники ЗУ;
  2. участники имущественных сделок;
  3. представители, действующие по доверенности в интересах правообладателя.

Как зарегистрировать право собственности на земельный участок: пошаговая инструкция

Наконец мы подошли к вопросу как зарегистрировать земельный участок в собственность. Советуем перед началом процедуры прочитать предыдущий пункт про основания, т.к. чаще всего именно отсутствие оснований приводит к неспособности пройти весь путь регистрации удачно. Если вы прочитали и уверены в вашей правоте порядок регистрации права собственности на земельный участок описан далее. Начнем с вопроса куда обращаться.

Где зарегистрировать право собственности на земельный участок?

Государственная регистрация проводится по месту нахождения земель, в местном отделении кадастра и картографии (Росреестре) или в многофункциональном центре (МФЦ). Эти учреждения выполняют равнозначные регистрационные действия, пополняя единый информационный банк.

Обратиться в обозначенные регистрирующие органы допустимо как при личном обращении, так и заказным письмом с вложенной описью и уведомлением о получении, воспользовавшись услугами Почты РФ.

Заявление на перерегистрацию

Пример формы заявления

Заявление на перерегистрацию составляется при обращении за услугой. При личном обращении его составляет регистратор при непосредственном присутствии заинтересованного лица, которое собственноручно ставит подпись и расшифровывает фамилию. Если документ передаётся заказным письмом – образец заявления можно взять на сайте Росреестра.

В этом случае обязательно указываются:

  1. основания регистрации, то есть прецедент, который подлежит внесению в учётные записи.
  2. Собственники – предшествующий и вновь возникший, если регистрируется договор имущественной сделки.
  3. Кадастровые и технические характеристики ЗУ, соответствующие прилагаемой документации.

В завершение указывается способ, которым заявителю удобно получить документы после регистрации. В их число входит на выбор личное посещение МФЦ или пересылка по почте.

Прилагаемая документация передаётся пакетом, собранным заранее. Она должна отражать правоспособность заявителя и земель, с которыми планируется произвести учётные действия. Обязательные для представления для регистрации права собственности на земельный участок документы:

  1. подлинник гражданского паспорта собственника или обоих собственников, если речь идёт о регистрации договора имущественной сделки.
  2. Для представителей, действующих в интересах собственников – нотариально удостоверенная доверенность и паспорт.
  3. Гражданско-правовой договор при оформлении имущественной сделки.
  4. Административный акт при переоформлении ЗУ в собственность путём приватизации или выкупа.
  5. Административный акт с прилагаемой выпиской из протокола, если ЗУ приобретён при участии в торгах. (ином виде права) и кадастровый паспорт ЗУ.
  6. Свидетельство о наследовании – для лиц, вступающих в наследственные права.
  7. Решение суда, если право собственности устанавливалось в судебном порядке.
  8. Нотариально удостоверенное разрешение супруги, если заявитель состоит в браке.
  9. Аналогичное разрешение от сособственников, если участок находится в совместной долевой собственности.
  10. Справка из Росреестра о наличии (отсутствии) капитальных строений.
  11. Справка об отсутствии арестов и иных обременений. Либо о наличии обременения сервитутом, которое не препятствует регистрации права собственности.
  12. Квитанция об уплате госпошлины.

Если документация пересылается по почте, копию паспорта и свидетельства о наследовании следует удостоверить нотариально. Остальные документы, должны содержать оригиналы и копии. Договор имущественной сделки представляется в трёх экземплярах. О документах подтверждающих право собственности на земельный участок читайте в этой статье.

Документация принимается специалистом МФЦ под расписку, в которой указан:

  1. перечень предоставленных документов;
  2. дата их принятия;
  3. срок вторичного посещения.

Госпошлина за регистрацию права собственности на земельный участок

Госпошлина на регистрационные услуги оплачивается в отделении Сбарбанка или в терминале МФЦ. Она установлена как оплата кадастровых услуг. Её размер зависит от специфики процедуры и правового статуса собственника: при переоформлении собственного надела – 350 рублей. При имущественной сделке для физических лиц – 2 тысячи, а для юридических – 22 тысячи рублей.

Дополнительной оплаты при оформлении регистрации не предусмотрено. Остальные услуги предоставляются безвозмездно. Однако сбор кадастровых справок при подготовке пакета документации может составить сумму, рассчитываемую – от 200 рублей за одну справку. Подготовка кадастрового паспорта – приблизительно 250 рублей, в зависимости от региона расположения ЗУ.

Срок регистрации

Срок регистрации права собственности на земельный участок составляет 21 рабочий день.

Предполагаемая дата фиксируется в расписке, полученной заявителем. Оставленные в заявлении координаты служат средством обратной связи с заявителем. По ним сотрудник МФЦ связывается с посетителем, если документы подготовлены раньше и сообщает о возможности их получения.

Свидетельство о праве собственности

Свидетельство о праве собственности выдаётся по завершении регистрационной процедуры. Это правоудостоверяющий документ, который констатирует надлежащее проведение процедуры перехода или переоформления прав на ЗУ.

Впоследствии полученное свидетельство прилагается к заявлениям, в которых требуется подтвердить право владения участком. Но в имущественной сделке оно выполняет отдельную функцию и прилагается наряду с правоустанавливающим документом. Например, договором имущественной сделки.

Что делать если вам отказали?

Иногда заявитель получает отказ в регистрации земельного участка уже на стадии приёма документации. Такие прецеденты возникают при условии:

  • с заявлением обратилось ненадлежащее (неправоспособное) лицо;
  • подлинность представленной документации вызывает сомнение;
  • представленный документ имеет неправоспособный вид;
  • в составлении заявления отсутствуют требующиеся сведения.

Такой отказ сопровождается консультацией специалиста. Он даёт инструкции о требующихся исправлениях. После исправления нарушений, документация подаётся вновь.

Иные ситуации отказа могут инициироваться как администрацией Росреестра, так и одной из сторон сделки. В первом случае причиной может выступить несоответствие представленной информации тем сведениям, которые хранятся в информационном банке ГКН. Такие случаи требуют рассмотрения, как в интересах регистрирующего учреждения, так и в интересах собственника. После исправления нарушений, на которые отпущен один месяц, процедура будет продолжена. В противном случае вопрос требуется решать в суде.

Если приостановление процедуры инициировано стороной сделки, для её прекращения потребуется решение суда, на основании которого может осуществиться реституция сделки, то есть её аннулирование. В этом случае следует подготовить доказательную базу о неоспоримости сделки, подтверждающую добросовестность намерений заинтересованного лица. Если обращение в суд не последует – через месяц учётные работы по заявлению будут продолжены.

Перерегистрация земельного участка на праве собственности

Процедура перерегистрации допустима при переоформлении собственного участка в собственность, который находится в титуле:

  1. пожизненно наследуемого владения; ;
  2. постоянного (бессрочного) пользования.

Если лицо ранее не участвовало в приватизации земель, для него открыты возможности переоформления на безвозмездной основе путём перерегистрации. Согласно положениям Закона о приватизации, вступившего в силу под № 1541-1 от 4.07.91 г., такие действия допустимы с разрешения администрации.

Для этого следует подойти в местное отделение администрации к уполномоченному лицу, ответственному за приватизацию земель. Ему следует подать заявление, написанное на имя главы администрации.

В заявлении указываются параметры ЗУ, его титул и кадастровые характеристики. Здесь же указывается просьба дать разрешение на его переоформление в собственность. К заявлению прилагаются:

  1. свидетельство, удостоверяющее право владения;
  2. кадастровый паспорт ЗУ;
  3. копия паспорта заявителя или представителя.

Если гражданин имеет льготы в получении ЗУ, он вправе подтвердить это представленной дополнительно документацией.

Заявление рассматривается в течение месяца, после чего выдаётся выписка из административного решения с одобрением заявленного или отказом в переоформлении.

Отказ допустимо оспорить в суде, подав исковое заявление по месту расположения ЗУ – в районный суд. На основе положительного решения выдаётся административный акт. Приложив его к имеющейся документации, следует обратиться в МФЦ для перерегистрации надела, оформив его в собственность.

Если право на приватизацию исчерпано, допустимо переоформить землю путём выкупа по кадастровой стоимости.

Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Порядок регистрации земельного участка в собственность – главная юридическая процедура при переходе вещных прав на участок от одного правообладателя к другому.

Получение земли по наследству далеко не всегда может свидетельствовать о том, что участок полностью переходит в собственность.

Если каких-либо правоустанавливающих документов нет, право собственности придется доказывать через суд.

Законодательное регулирование

Так как доказывание права собственности на земельный участок, полученный по наследству, через суд считается юридически значимым действием, так как позволяет возникнуть вещному праву, его регулирование осуществляется сразу в нескольких сферах правоотношений.

Тремя основными нормативными актами, к которым необходимо обращаться при определении порядка и ключевых направлений деятельности при защите своего права собственности на участок, будут считаться Земельный Кодекс, Гражданский и Гражданско-процессуальный, которые призваны всесторонне осветить процесс установления такого ключевого права.


Земельный Кодекс рассматривает в рамках своей главы 3 все вопросы, связанные с образованием права собственности на земельные участки, а также информацию о том, кому именно может принадлежать такое право.

Право недвижимости

Гражданский Кодекс осуществляет регулирование вопросов, связанных не только с правом собственности на землю, но и подробно освещает порядок действий при оформлении наследства независимо от механизма его открытия.

Еще одним нормативным актом, о котором следует помнить при рассмотрении механизма подтверждения права собственности, открытого через принятие наследства, является Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации.


В рамках этого закона регулируется весь порядок судебного рассмотрения дел, связанных с признанием права собственности на землю через суд.

Так, положения этого нормативного акта регламентируют порядок подачи искового заявления, а также основные требования к доказыванию обоснованности своих имущественных претензий.

Когда необходимо доказать свои права через суд

Так как рассмотрение дела в судебном порядке является достаточно сложным и затратным (на всю процедуру тратится достаточно большое количество времени, а также денежных средств на судебные издержки), необходимо четко знать, какие именно случаи доказывания своего права собственности на землю следует рассматривать в качестве ключевых для обращения в суд.

унаследование земли несколькими наследниками

К таким случаям будут относиться:

  • Наследственные отношения;
  • Вопросы с делением имущества; ;
  • Мошеннические сделки.

Наибольшее количество обращений в судебные органы для подтверждения права собственности связано как раз с наследственными делами и проблемами в приватизации.

Говоря о наследственных трудностях, можно выделить два самых распространенных случая обращений:

  1. Оспаривание завещания (например, в том случае, если документы о праве собственности на землю незаконно получило лицо, в завещании не указанное и не имеющее прав на обязательную долю имущества по закону);
  2. Восстановление пропущенных сроков вступления в наследство по объективным обстоятельствам (например, наследник находился на длительном лечении и не мог в указанные сроки вступить в свои права).


Обращение в судебные органы для решения возникших спорных вопросов будет исчерпывающим вариантом, официально зафиксированным в Гражданском Кодексе.

Порядок действий при доказывания права собственности через суд

Так как процесс доказывания возникшего в результате открытия наследства права собственности на земельный участок подразумевает под собой достаточно длительную процедуру, необходимо помнить о том, что весь этот процесс будет состоять из нескольких этапов, в котором результат каждого предыдущего будет влиять на последующий.

земельный кодекс РФ

Всего этапов в этом случае будет четыре:

  1. Подача искового заявления (в зависимости от правильности его составления будет зависеть и то, вернут ли его на дооформление или внесут в список рассматриваемых);
  2. Судебный процесс (на его исход будет влиять количество и обоснованность предоставляемых доказательств, степень их уместности, а также те факты, которые являются реально существующими);
  3. Получение судебного решения необходимо вывести в отдельный этап, так как в зависимости от его содержания (удовлетворены или нет требования истца) будет зависеть процесс обжалования этого решения или получения правоустанавливающих документов на земельный участок;
  4. Оформление на основе вступившего в силу решения суда свидетельства о праве собственности на земельный участок, полученный по наследству.

В том случае, если решение суда истца не устраивает, после получения этого документа наступает ещё один, промежуточный этап — этап обжалования этого решения в вышестоящие инстанции.

Тогда получение свидетельства о праве собственности отодвигается на то время, в течение которого будет рассматриваться дело в следующей инстанции.

Правила составления искового заявления


Для того, чтобы направляемое в суд дело о признании права собственности за истцом было рассмотрено, необходимо правильно составить исковое заявление.

Составление искового заявления подчиняется строгим правилам, зафиксированным в Гражданско-процессуальном Кодексе Российской Федерации.

договор купли-продажи нежилого здания

К таким правилам относятся:

  • Обязательное оформление заявления в печатном виде или рукописном, но разборчиво (чтобы избежать искажения смысла тех имущественных претензий, которые сформулировал истец);
  • Весь текст документа делится на 3 части: преамбулу (в которой указываются данные, куда направляется исковое заявление, а также данные истца и ответчика), основная часть (содержит описание сложившейся ситуации и возникших последствий для истца от этой ситуации), претензионный часть (в ней описываются все претензии, на удовлетворение которых рассчитывает истец, а также та сумма материальных издержек, которая была им потрачена при подготовке к судебному заседанию.

Еще одной, не относимой к рангу обязательных, но встречающейся в подавляющем большинстве исковых заявлений, частью считается раздел, посвященный приложениям к заявлению.


В рамках этого раздела перечисляются все имеющиеся приложения, которые суд может рассматривать как доказательства законности и обоснованности требований истца.

В самом тексте заявления приложения перечисляются в порядке их юридической силы, а также в хронологическом порядке (так, если есть два текста завещания, подписанные разными датами, первым будет указываться более ранний документ).

кадастровые документы на участок

После перечисления в тексте искового заявления, все документы, используемые в качестве приложений к нему, необходимо предоставить в том порядке, в котором они указаны в тексте.

Последним приложением всегда выступает квитанция об оплате госпошлины.

В том случае, если заявление оформлено в строгом соответствии с этими требованиями, оно пройдет первичную проверку (во время которой проверяется степень правильности оформления самого заявления, а также то, насколько полно доказаны и обоснованы на этапе подачи искового заявления все имеющиеся претензии истца. Кроме того, проверяется грамотность составления такого заявления).

Что делать после получения решения

строительство жилого дома

После того, как суд вынес решение, тщательно изучив все представленные материалы дела, у сторон есть два пути дальнейшего развития событий:

  • Первым путём (который будет использоваться, если назначенный судом вариант решения проблемы устраивает обе стороны) станет оформление правоустанавливающих документов на участок, основным из которых считается свидетельство о праве собственности.
  • Вторым путём (к нему стороны прибегают, если решение не устраивает) становится обжалование решения в вышестоящие инстанции.


Во втором случае процесс пойдет по уже привычному алгоритму, который включает подачу заявления, судебный процесс и получение решения.

Что же касается оформления свидетельства о праве собственности, то начинаться процедура должна сразу после вступления в силу решения суда (по общему правилу этот срок составляет 10 дней с момента вынесения вердикта).

подготовка документов для получения земли

Для того, чтобы получить свидетельство, истец, носящий теперь название собственника (так как это официально закреплено в судебном акте), должен подготовить и предоставить в органы Росреестра следующие документы:

  • Заявление о регистрации права собственности;
  • Решение суда с отметкой о вступлении в силу;
  • Свидетельство о вступлении в наследство; на участок;
  • Квитанцию об оплате госпошлины.

В течение десяти дней специалисты Росреестра рассматривают поданные документы и, в случае соответствия их предъявленным требованиям к оформлению, выдают свидетельство о праве собственности на земельный участок.

аренда земля на 49 лет

Залог права аренды земельного участка можно использовать при оформлении ипотеки.

Хотите оформить в собственность землю, взятую в долгосрочную аренду (на 49 лет)? Пошаговая инструкция есть здесь.

Если вы не справляетесь с выплатой ипотеки, то оформленную в нее квартиру можно продать. Как это сделать правильно, вы узнаете здесь.

Как решает суд

Говоря о судебной практике, следует отметить, что решения по делам о признании права собственности на землю, возникшие в результате открытия наследства, носят разный характер.

Так, 7 октября 2011 года Спасский районный суд Рязанской области вынес решение по такому делу с частичным удовлетворением исковых требований двух истцов по делу в связи с признанием недействительным свидетельства о праве на наследство.

В другом деле, к администрации Коломенского района Московской области с иском обратился гражданин с требованием признать его собственником. Исковые требования удовлетворены, а встречный иск от администрации Коломенского района отклонены.
16 февраля 2012 года Ногинский суд Московской области также частично удовлетворил требования истца о признании его собственником на землю из-за наличия лиц, имеющих право на обязательную долю.

Признание права собственности в порядке наследования через суд занимает достаточно много времени из-за требований к оформлению документов. Однако, в результате, в подавляющем большинстве случаев требования удовлетворяются.

Довольно часто возникают такие ситуации, что на землю нет никаких документов, но и законного ее собственника – тоже. Поэтому фактический пользователь изъявляет желание стать ее законным владельцем, но что делать, если подтверждающие документы отсутствуют? Можно ли зарегистрировать землю в таком случае?

Ответы на эти и сопутствующие вопросы вы найдете в этой статье.

Виды документов на землю


Законом установлено несколько групп документов, подтверждающих принадлежность земельного участка конкретному лицу: правоустанавливающие и правоудостоверяющие. Именно эти бумаги служат гарантом того, что на надел не вправе кто-либо претендовать, кроме самого собственника и совершать с ним какие-либо действия.

Правоустанавливающими документами называются такие, которые официально оформляют сведения о возникновении права на землю у конкретного лица. К ним относятся:

  • акты администрации о выделе земель, выписки из таких актов, либо постановления, вынесенные правлениями колхозов (совхозов) о передаче участка;
  • договоры совершенных сделок: дарения, купли-продажи, мены и др.
  • свидетельство, на основании которого гражданин вступил в наследство – касается земель, полученных по завещанию, или когда имущественное право перешло от собственника, который умер (не родственник). – актуально для арендаторов.
  • судебное решение, если право собственности оспаривалось в рамках гражданского дела, по иску гражданина или юрлица.

документы на землю

Правоудостоверяющие документы:

  1. имеют характер вторичных по отношению к правоустанавливающим, потому что при отсутствии первоначального юридического факта для возникновения права у нового лица, не будет необходимости в его госрегистрации;
  2. содержат в себе довольно подробные сведения об участке – местоположение, адрес, кадастровый номер;
  3. удостоверяют форму правоспособности, и кто является владельцем земли.

Это ни что иное, как свидетельство о праве собственности на ЗУ, выдаваемое уполномоченным на регистрацию органом – Росреестром в лице одного из отделений. Этот документ актуален тогда, когда участок передается в собственность. Для других видов прав на наделы, существуют и иные виды правоудостоверяющих бумаг:

  • государственные акты о передаче земли (в пожизненное наследуемое владение, в постоянное (бессрочное) пользование);
  • акты приема-передачи участка в аренду;
  • свидетельство о праве аренды.

Без каких документов можно оформить землю?


Оформление земли без документов возможно только в случае, если на таком участке стоит жилая постройка, находящаяся в собственности у гражданина.

паспорт гражданина РФ

В таком случае у заявителя на руках будут только:

  • гражданский паспорт;
  • документ на дом (свидетельство).

Для начала этого достаточно и можно обойтись без кадастрового паспорта и плана на земельный надел. О том, что делать дальше с этими документами, читайте подробно в следующем разделе статьи.

Оформить право собственности на интересующий участок можно, но не во всех случаях. Без некоторых бумаг вовсе нельзя стать собственником используемой земли.

К примеру, если правоустанавливающим документом служил административный акт о выделе доли, который оформлялся еще в советский период, то без него владелец земли не может:

  • получить свидетельство, официально подтверждающее право собственности;
  • поставить участок на учет в госкадастре и в результате этого получить на него кадастровый паспорт;
  • отчуждать землю по соответствующим договорам; ;
  • передавать по наследству (по закону или по завещанию).

налоговой базой при исчислении земельного налога выступает

Подготовкой межевого плана должен щаниматься исключительно кадастровый инженер.

Что является налоговой базой при уплате земельного налога и как она рассчитывается? Узнайте об этом здесь.

Как бесплатно получить землю под строительство дома? Пошаговый алгоритм описан в нашей статье.

Как оформить земельный участок в собственность без документов: пошаговая инструкция

В случае с жилым домом на земельном наделе без собственника, следует предпринять такие действия.

дом в собственность

Обратившись в Росреестр, гражданин должен первым делом заявить о постановке ЗУ на кадастровый учет, потому что никаких документов на землю нет. Доказательства того, что участок принадлежит кому-то другому тоже отсутствуют. Таким образом, следует подать:

  • заявление о кадастровом учете;
  • копию паспорта;
  • квитанцию об оплате госпошлины за постановку на учет – 200 руб.

На основании заявления сотрудники регистрирующего органа проведут кадастровые работы, изготовят паспорт на участок и кадастровый план. За проведенные на участке работы тоже придется заплатить определенную сумму.

Получив кадастровый паспорт и план, заявитель должен подать их и заявление о регистрации права собственности на интересующий участок и квитанцию об оплате госпошлины – 2 000 руб. для физлиц.


Для восстановления административного акта, на основании которого в советское время был предоставлен участок, и дальнейшего оформления земли, заинтересованное лицо должно написать заявление в местную администрацию.

Заявление должно содержать:

  1. Сведения о том, кто и когда получил испрашиваемый участок.
  2. Обстоятельства, при которых надел был предоставлен.
  3. Кадастровый номер, адрес, технические параметры и прочие характеристики объекта.
  4. Период пользования участком на добросовестной основе, а также ссылка на уплату земельного налога и других платежей. Это будет служить доказательством ответственного содержания земли.
  5. Есть ли на участке какие-либо капитальные строения. Если есть, то написать сведения о них.
  6. Просьбу о выдаче правоустанавливающего административного акта, подтверждающего законность пользования наделом и о дальнейшей его приватизации.

После принятия заявления в обоих случаях гражданину выдадут расписку с датой получения итогового документа.

На рассмотрение заявления и выдачу свидетельства о праве собственности отводится 7 рабочих дней.


При отказе в приватизации, землепользователь вправе подать иск в суд об оспаривании решения администрации. В случае выигрыша в деле, гражданин может потом оформить право собственности на земельный объект в Росреестре.

В этом ему поможет вынесенное положительное судебное решение, которое он приложит к заявлению.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что оформить в собственность землю без документов – это вполне реально. Нельзя исключать тот вариант, что придется потратить время на сбор важных бумаг. А получив их, гражданин без особой сложности сможет зарегистрировать в собственность надел, которым он пользовался без документов.

При нарушении прав владельцев земельных наделов из-за действий государственных служащих или гражданских лиц, владельцы могут восстановить свои права на обладание участками только в судебном порядке.

Для этого необходимо составить исковое заявление, прикрепив необходимые документы, а также доказательства попыток досудебного урегулирования дела.

В каких случаях нужно обращаться в суд


Собственникам земельных наделов следует обращаться в судебные органы при необходимости восстановить утраченные или ущемлённые права на свои участки.

расчет налога

Права владения могут быть нарушены в случаях:

  • Прекращения или торможения процедуры приватизации земли местными органами власти;
  • Незаконного прекращения регистрации земельной сделки в органах Росреестра;
  • Наличия имущественных притязаний бывших супругов друг к другу;
  • Наличия наследственных споров;
  • Утраты правоподтверждающей и/или правоустанавливающей документации на земельный надел;
  • Необходимости оформления прирезков;
  • Выделения доли надела из совместной собственности с нарушениями;
  • Незаконного ареста или изъятия земельного надела у собственника;
  • Незаконного изменения границ надела;
  • Покупки или строительства жилья на земле, не находящейся в собственности.

При оформлении права собственности на жилой дом в частном секторе, земля под этим домом также переходит к новому владельцу дома, согласно ст. 35 Земельного кодекса РФ.


При возникновении притязаний к владельцу дома на землю под таким домом, владелец недвижимости вправе обратится в суд для признания его собственником земли под недвижимостью.

земельный участок

Обращаться в суд следует, если в результате раздела наследства, имущества супругов или выделения доли из общей собственности один из участников процесса получил участок меньше положенной по закону площади.

Препятствование местной администрации законному переходу земли в личную собственность из государственной также является нарушением прав собственности.

Особенности составления заявления

Перед составлением заявления ущемлённому в правах собственнику необходимо определить ответчика (полномочного сотрудника администрации или частное лицо).

уплата земельного налога

Согласно п. 2 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исковое заявление в суд должно содержать следующие пункты:

  • Наименование судебного органа, в который направляется иск;
  • Представление сторон;
  • Описание предмета судебного спора;
  • Требование истца к ответчику;
  • Обстоятельства нарушения прав на участок земли;
  • Доказательства обстоятельств;
  • Доказательства попыток досудебного восстановления в правах на надел.


Предметом судебного спора является земельный надел, в отношении которого нарушены права истца.

В заявлении указываются: адрес надела, кадастровый номер и характеристики, а также номера правоподтверждающих документов на данный надел.

правильное заполнение декларации

В представлении сторон для ответчика и истца следует указать:

  • ФИО;
  • Адрес регистрации и проживания;
  • Дату рождения;
  • Контактные данные;
  • Место работы;
  • Занимаемую должность.

В требовании истца следует указать восстановление утраченного права на земельный надел или его часть и перечислить статьи законов или нормативных актов, в соответствии с которыми истец имеет право владения землёй.

Потом нужно указать дату получения участка во владение (или получения права на приватизацию) и перечислить основания для такого владения (договор покупки, заключение исполнительной власти и т.д.). Затем описываются действия ответчика, которые привели к нарушению прав истца на земельный надел и приводятся их доказательства.


Следует помнить, что заявление будет принято судебной инстанцией к рассмотрению только в случае, если истец не мог иным способом восстановить нарушенное право на участок, поэтому в заявлении необходимо перечислить предпринятые истцом попытки досудебного урегулирования спора и приложить доказательства таких попыток.

оформление документов на земельный участок

К попыткам досудебного урегулирования могут относиться:

  • Жалобы, направляемые в органы администрации;
  • Претензии, направляемые ответчику;
  • Письменные уведомления ответчика о намерении обратиться в суд.

Важно описать в заявлении реакцию ответчика на попытки досудебного урегулирования и приложить доказательства игнорирования требований истца. Доказательствами могут быть показания свидетелей, письменные ответы на жалобы или отказы в принятии претензий уполномоченными органами.

Например, при выделении доли дачного участка из совместной собственности истец должен предоставить протокол собрания собственников участка и копию обращения в правление СНТ как доказательство проведения досудебных действий.

Составление у юриста

нотариальное заверение

Составление корректного искового заявления по восстановлению прав на земельный надел требует опыта и знания земельного законодательства.

Юридические фирмы оказывают услуги по сопровождению земельных исков, которые включают в себя:

  • Первичную консультацию юриста;
  • Формулирование претензии;
  • Составление заявления;
  • Сбор доказательств;
  • Подача иска.


Первые три услуги являются базовыми при обращении к юристам.

На первичной консультации специалист выясняет обстоятельства нарушения прав на участок и помогает истцу определить ответчика и сформулировать свои требования в заявлении. Стоимость данной услуги колеблется в разных фирмах от 3 до 6 тысяч рублей.

Суд может неоднократно возвращать истцу поданное заявление для уточнения отдельных обстоятельств, приведения дополнительных данных и т.д. Подачу заявления также можно поручить юристам, но стоимость составления заявления и процедуры его подачи в суд составляет не менее 10000 рублей.

Правила подачи заявления

В соответствии с п. 1 ст. 38 АПК РФ, исковое заявление о восстановлении прав на участок нужно подавать в арбитражный суд по адресу нахождения предмета спора (надела земли).

документы для вступление в наследство

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Копию паспорта истца;
  • Квитанцию об оплате госпошлины;
  • Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на надел; надела и межевой план;
  • Технический паспорт;
  • Справки и уведомления, подтверждающие проведение досудебных действий.

Правоподтверждающим документом является свидетельство о праве собственности, а правоустанавливающие документы являются источником возникновения такого права, к ним относятся договор покупки, дарения и т.д.

В зависимости от обстоятельств нарушения прав истца могут потребоваться дополнительные документы, например, свидетельство о расторжении брака при спорах между бывшими супругами или копию завещания при ущемлении прав наследника участка.


Для подтверждения ответственного владения наделом земли при восстановлении утраченных документов к исковому заявлению следует приложить квитанции об оплате земельного налога истцом.

документы для получения кадастрового плана

Если восстанавливается право на землю под домом, то нужно предъявить суду свидетельство о праве собственности на дом или разрешение на строительство, если дом строится.

В отдельных случаях арбитражный суд может передать дело на предварительное рассмотрение в третейский суд, согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ.

Сроки подачи

распоряжение с/х землями

В соответствии со ст. 196 и ст. 200 Гражданского кодекса РФ, заявление должно быть подано в суд не позднее, чем по истечении трёх лет с момента, когда истец узнал о нарушении своих прав на участок и определил ответчика.

Если истец был ущемлён в своих правах из-за действий (или бездействий) государственных служащих, или в результате принятия местными властями постановлений, то такой истец должен подать заявление в суд не позднее, чем через три месяца после того, как он узнал об ущемлении своих прав, в соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ.


Если истец пропустил срок подачи заявления по уважительной причине, то суд может продлить этот срок, если истец представит доказательства наличия такой причины.

земля на продажу

Уважительными причинами для продления срока исковой давности считаются:

  • Болезнь истца;
  • Уход за близкими родственниками при их болезни;
  • Смерть близких родственников;
  • Стихийные бедствия;
  • Иные препятствия, возникшие из-за действия непреодолимой силы.

Для обоснования каждой из причин нужно представить доказательства (медицинские справки и т.д.), так как суд принимает решение о признании причины уважительной в каждом случае индивидуально.

Порядок судопроизводства


После принятия судом искового заявления и назначения даты заседания суда всем участникам процесса рассылаются уведомления.

На заседании судья в первую очередь предлагает сторонам заключить мировое соглашение на основе компромисса, который устроит истца и ответчика, поэтому истцу необходимо заранее продумать варианты компромисса.

Далее суд выясняет наличие оснований для признания права собственности истца на надел земли, являющийся предметом спора.

право пользования землей

К таким основаниям относятся:

  • Наличие наследственного права;
  • Наличие вещного права по представлению исполнительной власти;
  • Наличие вещного права на основании договора покупки, мены или дарения;
  • Наличие права на приватизацию;
  • Покупка или строительство дома на участке;
  • Приобретательная давность владения участком.

Нарушение прав на земельный надел при наследственном споре происходит в случаях, когда при наследовании надела по завещанию истец был лишён права на обязательную долю наследства по статье 1149 Гражданского кодекса РФ, согласно которой наследник имеет право на половину от доли участка, которая полагалась бы ему при наследовании этого участка по закону в равных долях между наследниками.


Если истцу был предоставлен надел земли от местной администрации с условием последующей передачи в собственность при соблюдении ряда условий истцом, то суд решает, были ли соблюдены истцом данные условия.

Так, преподаватель сельской школы вправе требовать предоставления занимаемого им участка земли в собственность по истечении 5 лет работы по специальности.

Получение разрешения в интернете

Так как отчуждение участка земли происходит одновременно с отчуждением недвижимости на данном участке, то наличие у истца документа о праве собственности на дом является основанием для признания права собственности истца на участок под этим домом.

В случае утраты владельцем участка документов на земельный надел основанием для признания права собственности на данный надел будет приобретательная давность владения (15 лет). В этом случае суд может признать право собственности истца на земельный участок, если пользование участком на протяжении пятнадцати лет происходило:

  • Открыто;
  • Добросовестно;
  • Непрерывно.

Открытое пользование наделом подразумевает, что истец не скрывал факт пользования наделом от соседей или налоговых органов, а добросовестное пользование означает, что фактический владелец не знал об отсутствии у него документальных прав на землю.


Непрерывное владение означает, что истец владел спорным наделом на протяжении всех пятнадцати или более лет без передачи его другим лицам.

По давности фактического владения суд может признать право собственности на заброшенный настоящим владельцем участок или на участок, относящийся к частному кооперативу.

как заплатить земельный налог через сбербанк онлайн

Вынос границ земельного участка в натуру необходим при проведении различных сделок с землей.

Физические лица имеют право оплатить земельный налог через интернет. Пошаговую инструкцию вы найдете в нашей статье.

Предоставление земли в пользование имеет свои особенности. Подробнее читайте здесь.

Решение суда

Согласно ст. 168 АПК РФ, при принятии решения суд оценивает доводы сторон вкупе с представленными доказательствами и решает, подлежит ли иск удовлетворению.

кадастровая выписка на земельный надел

Решение вступает в силу через десять дней с момента его оглашения председателем судебного заседания, за это время стороны вправе обжаловать данное решение в арбитражном суде высшей инстанции.

Если проигравшая сторона не обжаловала решение суда, то оно подлежит исполнению. Так, в случае признания права собственности истца на земельный надел решение суда является основанием для оформления права собственности на данный надел в органах Росреестра.

Решение суда обеспечивается действиями судебных приставов, к которым вправе обратиться выигравшая сторона при отказе проигравшей стороны добровольно исполнить данное решение.


Важно помнить, что своим решением суд может только подтвердить ранее существующее право владения участком, но не породить это право.

Итак, нарушенные права владельца участка земли могут быть восстановлены судом при наличии оснований для их восстановления. Выигрыш дела в суде зависит от тщательно собранной доказательной базы правоты истца, полноты проведения досудебных мероприятий и правильно составленного заявления.


Исковое заявление о признании права собственности подается в суд в случае, когда у истца есть основания, по которым он вправе претендовать на определенную вещь. В статье расскажем, в каких случаях при решении имущественных споров без привлечения суда не обойтись, как выбрать надлежащего ответчика, какие требования ему предъявить и как рассчитать госпошлину, которую потребуется уплатить.

Когда право собственности необходимо устанавливать через суд

Необходимость в обращении в суд с иском о признании права собственности может возникнуть в разных ситуациях. Рассмотрим те из них, что наиболее часто встречаются на практике:

  1. Признание права в порядке наследования. Вступать в наследство через суд придется, если:
  • наследодатель собирался приватизировать недвижимость, подал соответствующее заявление, но закончить дело не успел (умер до окончания процедуры оформления документов);
  • наследник фактически принял наследство, но к нотариусу в установленный законом срок (6 месяцев со дня открытия наследства) для вступления в свои права не обратился;
  • есть лица, претендующие на долю в наследстве и оспаривающие право наследника на ее получение;
  • после распределения имущества в порядке наследования по закону было обнаружено завещание;
  • завещание допускает неоднозначное толкование;
  • имеются основания для признания существующего завещания недействительным.
  1. Признание права на самовольную постройку. К таким постройкам относятся здания и сооружения, возведенные на участке земли без разрешения органов власти. Самовольную постройку придется снести или узаконить. Во втором случае потребуется оформлять право собственности через суд (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
  2. Признание права на недвижимость в случае, если документы на нее не были оформлены, но установлен факт длительного (более 15 лет) добросовестного пользования этой недвижимостью — так называемая приобретательная давность (п. 1 ст. 234 ГПК РФ).

Как составить исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демо-доступ бесплатно.

Основания для иска

Основаниями для подачи искового заявления являются доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, на которые при заявлении своих требований ссылается истец.

Прежде всего, в суде потребуется доказать:

  • Обстоятельства, при которых возникло право собственности (п. 59 постановления Пленумов ВС и ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 29.04.2010 № 10/22). В качестве доказательства при этом может выступать, например, постановление органа государственной власти об утверждении плана приватизации и пр.
  • Факт владения имуществом, правом на которое обладает третье лицо (п. 58 постановления № 10/22). Доказательством в этом случае могут стать свидетельские показания, налоговые декларации и пр.
  • Невозможность зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке из-за наличия несоответствий, неточностей и ошибок в документах;
  • Иные обстоятельства, которые зависят от оснований возникновения права собственности, взаимоотношений с ответчиком, характеристик спорного имущества и пр.

Выбор ответчика

Ответчиком по иску о признании права собственности может быть:

  • физическое лицо (наследник, покупатель или продавец недвижимости, лицо, получившее имущество в дар, и пр.);
  • юридическое лицо (организация, использующая имущество в своих целях);
  • орган власти, уполномоченный на совершение определенных действий с имуществом, или муниципалитет (например, департамент городского имущества и пр.).

Например, при легализации самовольной постройки в качестве ответчика может выступать администрация муниципального образования. При признании права собственности в силу приобретательной давности ответчиком является ее бывший собственник (п. 19 постановления № 10/22).

Как составить исковое заявление

Исковое заявление о признании права собственности должно содержать следующие сведения (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):

  • наименование суда, в который обращается истец;
  • информацию об истце и ответчике: Ф. И. О., место жительства, контактные данные, идентификатор (СНИЛС, ИНН, данные паспорта и т. д.); если ответчиком является организация, потребуется указать ее наименование и адрес;
  • информация о правах, которые были нарушены, и перечень требований, предъявляемых к ответчику;
  • перечень оснований для подачи иска, а также перечень доказательств, подтверждающих эти основания;
  • цену иска;
  • перечень прилагаемых документов.

Какие документы нужно приложить к такому иску, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Какие требования выставить

Чтобы увеличить вероятность исхода дела в пользу истца, необходимо правильно сформулировать требования к ответчику и подкрепить их объективными доказательствами (как правило, документальными). В исковом заявлении о признании права собственности на имущество истец может заявить следующие требования:

  • признать за ним право собственности на имущество;
  • обязать произвести государственную регистрацию перехода права собственности на недвижимое имущество;
  • взыскать с ответчика понесенные судебные расходы, в том числе расходы по уплате госпошлины;
  • взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причиненного им истцу.

Подсудность и подведомственность

Подсудность — это распределение дел между судами внутри отдельной ветви судебной системы (например, между судами общей юрисдикции разных уровней). Подведомственность — это распределение дел между судами, обладающими разными компетенциями (например, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции).

При подаче иска о признании права собственности важно правильно выбрать суд. В противном случае заявление не будет принято к рассмотрению. В общем случае дела о признании права собственности в первой инстанции рассматривает районный суд общей юрисдикции по месту жительства ответчика (ст. 28 ГПК РФ). Если ответчиков в деле несколько (например, при рассмотрении наследственных споров), иск подается по месту жительства любого из них.

В случае если истцом по делу о признании права собственности на имущество является организация, иск подается в арбитражный суд по месту жительства ответчика (ч. 1 ст. 34, ст. 35 АПК РФ).

Если предметом спора является недвижимость, подать иск можно в суд по месту ее нахождения (п. 3 постановления Пленума ВС РФ «О судебной…» от 29.05.2012 № 9).

Расчет госпошлины

Подавая иск о признании права собственности, нужно помнить о необходимости уплаты госпошлины:

Ее размер находится в прямой зависимости от цены иска. Расчет суммы платежа в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ приведен ниже.

  1. При цене иска до 20 000 руб. размер госпошлины составляет 4% от этой суммы, но не меньше 400 руб.
  2. При цене иска от 20 000 до 100 000 руб. нужно уплатить 800 руб. плюс 3% от суммы свыше 20 000 руб.
  3. Если цена иска составляет от 100 000 до 200 000 руб., то пошлина равна 3200 руб. плюс 2% от суммы, которая выше 100 000 руб.
  4. Если цена иска больше 200 000 руб., но меньше одного миллиона, размер пошлины составит 5200 руб. плюс 1% от суммы свыше 200 000 руб.
  5. При цене иска свыше одного миллиона размер пошлины равен 13 200 руб. плюс 0,5% от суммы свыше одного миллиона рублей, но не больше 60 000 руб.

При определении размера госпошлины нужно правильно рассчитать стоимость имущества. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ она определяется по результатам проведенной инвентаризационной оценки: используемая в расчетах стоимость не может быть ниже стоимости, установленной по итогам инвентаризации. Если же такая оценка не проводилась, минимальная стоимость объекта определяется исходя из суммы, указанной в договоре страхования, а для организаций — исходя из его балансовой стоимости.

Итоги

Итак, решать вопрос о признании права собственности через суд может понадобиться в различных ситуациях. Например, если на оформление прав на один и тот же имущественный объект претендует одновременно несколько человек. Чтобы обращение в суд увенчалось успехом, необходимо изложить в иске перечень обстоятельств, позволяющих заявить требование, а также указать на доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: