Как часто с учетом риск ориентированного подхода государственные инспекторы труда имеют право

Обновлено: 28.03.2024

С 1 января 2018 года Правительство РФ изменило порядок государственного (муниципального) надзора за работой организаций и ИП. Рассмотрим, что представляют собой новые проверки, каким сферам деятельности стало легче, а кто попал под тотальный контроль.

Что такое риск-ориентированный подход

До внедрения риск-ориентированного подхода надзорные органы проверяли все предприятия и ИП подряд с определенной периодичностью. Такая модель оказалась ресурсозатратной и недостаточно эффективной.

Дело в том, что количество проверяемых объектов существенно превышает трудовые, материальные и финансовые ресурсы надзорных органов. К примеру, при острой нехватке кадров контролерам сложно досконально проверить каждое предприятие в установленные сроки.

В связи с этим надзорные мероприятия проводились поверхностно и реже, а львиная доля нарушителей оставалась незамеченной. Как результат — плохое качество услуг, оказываемых потребителю, нерегулируемые цены, повышенная опасность для населения и т. п.

Чтобы повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и снизить нагрузку на проверяющих, Правительство решило уйти от прежних тотальных проверок. В общей массе поднадзорных предприятий было немало ответственных фирм и ИП, которые не нуждаются в частом контроле, но зато отнимают уйму времени у проверяющих.

Вместо старой модели разработали совершенно новый выборочный подход, ориентированный на риски причинения ущерба ценности, охраняемой законом. Его суть проста — полнее и чаще проверять организации и ИП, деятельность которых несет опасность для населения и окружающей среды, и реже тех, кто не может причинить вреда.

Новую модель проверок так и назвали — риск-ориентированный подход. А первое упоминание о нем появилось еще в 2015 году, когда в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» включили статью 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)».

Риск-ориентированный подход официально вступил в действие 1 января 2018 года и успешно применяется по сей день.

Классы и категории опасности: кому и зачем присваивают

По мнению Правительства, в глубоком и регулярном надзоре нуждаются, в первую очередь, те предприятия, которые могут причинить вред ценностям, охраняемым законом. А чтобы отделить опасную деятельность от безопасной, разработали специальную шкалу рисков.

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Теперь виду деятельности и (или) объектам, принадлежащим организациям и ИП, присваивают соответствующую категорию. Именно эта категория и будет влиять на интенсивность, продолжительность и периодичность будущих контрольных мероприятий.

Присваивается определенный класс (категория) опасности соответствующим контролирующим органом с учетом тяжести негативных последствий, которые могут наступить, если предприятие или ИП не будут соблюдать обязательные требования. А для присвоения определенной категории риска учитывают еще и оценку вероятности несоблюдения таких требований предприятиями и ИП.

При этом организации и предприниматели могут подать заявление об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности (п. 6 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Частота проверок по риск-ориентированному подходу

Периодичность проведения плановых проверок при риск-ориентированном подходе указана в Приложении к Постановлению Правительства от 17.08.2016 № 806.

Категории риска Классы (категории) опасности Сроки проведения плановых проверок
Федеральный контроль Региональный контроль
Чрезвычайно высокий риск 1 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности 1 раз в год
Высокий риск 2 1 раз в 2 года
Значительный риск 3 1 раз в 3 года
Средний риск 4 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности Не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск 5 Не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск 6 Не проводятся

Согласно перечням, утв. Постановлением Правительства РФ от 17. 08.2016 № 806, применять риск-ориентированный подход могут разные ведомства, но для некоторых из них он обязателен.

Так, риск-ориентированный подход должны применять ведомства в области экологического, строительного, жилищного, ценового надзора, а также в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранности автомобильных дорог регионального значения, технического состояния самоходных машин, аттракционов и другой техники.

Применять риск-ориентированный подход вправе ведомства, контролирующие пожарную, медицинскую, санитарно-эпидемиологическую, транспортную, трудовую, энергетическую, ветеринарную деятельность, а также сферы связи, гражданской обороны и безопасности дорожного движения.

Кристина Шперлик

С некоторых пор инспекция по труду проводит проверки по так называемому риск-ориентированному подходу. Разобраться в специфике такого подхода полезно и руководителям бизнеса, и специалистам по охране труда. Важно знать, как использовать чек-листы для самопроверки и как снизить присвоенный класс опасности или категорию риска.

С 1 января 2018 года организации, которым был присвоен умеренный класс опасности, стали проверять по новому риск-ориентированному подходу, с 1 июля 2018 года правило распространяется на любой бизнес.

От класcа опасности или категории риска зависит периодичность проведения плановых проверок — чем он выше, чем чаще проводятся проверки. Внеплановые проверки по чек-листам или проверочным листам не проводятся.

Категория риска или класс опасности зависят от того, насколько негативными будут последствия, если будут нарушены требования охраны труда, и насколько вероятно, что они будут нарушены.

Особенности применения риск-ориентированного подхода и присвоения категории риска и классов опасности объясняет Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Что при этом учитывается:

  • несчастные случаи в организации;
  • задолженность по зарплате;
  • факты назначения административных наказаний.

Все эти условия важно иметь в виду при попытке обжалования, если руководитель организации не согласен с присвоенным классом опасности и считает, что он может быть снижен.

Классы опасности и категории риска

Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:

  • Чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
  • Высокий риск (2 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
  • Значительный риск (3 класс опасности): проверки 1 раз в 3 года.
  • Средний риск (4 класс опасности): проверки 1 раз в 5 лет.
  • Умеренный риск (5 класс опасности): проверки 1 раз в 6 лет.
  • Низкий риск (6 класс опасности): проверки не проводятся.

Организацию могут проверить в схеме оплаты труда и внепланово.

Как узнать класс опасности или категорию риска, которые присвоены организации

На своем официальном сайте Роструд публикует списки организаций с высоким или значительным классом опасности, которым грозят проверки ГИТ.

В перечнях организаций с категорией высокого риска и категорией значительного риска можно увидеть организации по округам, которые отнесены к соответствующей категории риска.

По названию компании или ИНН можно обнаружить себя в списке и посмотреть присвоенные класс опасности и категорию риска.

Если компании нет в перечнях, значит ей присвоен более низкий класс опасности. Конкретные сведения можно получить в территориальной инспекции по труду. Для этого достаточно обратиться с заявлением, в котором попросить указать информацию о классе опасности и категории риска, присвоенных компании, и показателях, на основании которых проводилась оценка.

Нормативных требований к такому заявлению нет, поэтому его можно составить в свободной форме, указав название и реквизиты организации.

Срок ответа с классом опасности и показателями, которые на него повлияли, составляет 15 календарных дней, 3 дополнительных дня даются на отправление ответа обычной или электронной почтой.

Предприниматель может попросить территориальную инспекцию по труду снизить класс опасности, если он считает, что присвоенные класс и категория завышены.

Что указать в заявлении

Следует проверить отчетность о результатах проверок инспекцией по труду за 3 года, которые предшествуют году обращения в инспекцию, сведения о производственном травматизме за 3 года, предшествующим текущему году, а также сведения о заработной плате за предшествующий год.

Класс опасности и категорию риска, скорее всего, снизят, если не было:

  • административных наказаний, за которые работодатель привлечен к ответственности;
  • производственного травматизма, особенно смертельных несчастных случаев;
  • задолженностей по зарплате.

Что сделать перед плановой и внеплановой проверкой ГИТ

Перед проверкой не лишним будет ознакомиться с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, который определяет порядок госконтроля и надзора за деятельностью юрлиц и ИП.

Этот закон содержит права и обязанности проверяющих и тех, кого проверяют.

Перед плановой проверкой в инспекции издадут распоряжение или приказ о проведении проверки. О визите предпринимателю сообщат за 3 рабочих дня до посещения инспектора или даже раньше.

Инспекция на пороге — что делать?

Следует придерживаться четкому алгоритму действий и не забывать о важных деталях. А именно:

  • Запросите удостоверение и проверьте, совпадает ли имя инспектора в приказе-распоряжении с именем инспектора, который проводит проверку.
  • Если инспектора сопровождают эксперты, которые собираются проводить дополнительные исследования, убедитесь в том, что их данные тоже указаны в приказе-распоряжении.
  • Проконтролируйте сроки проведения проверок. Максимальный срок проверок организаций — 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок проведения проверок не должен превышать 50 часов в год, для микропредприятий — 15 часов в год.
  • Помните, что приостановить проверку можно только один раз и что продлить срок проверки можно максимум на общий срок проведения проверок, установленный для конкретной организации. Так, если общий срок проведения проверок — 20 рабочих дней, то максимально продлить его можно еще на 20 рабочих дней.

Как фиксируются результаты проверок?

Инспектор составляет акт по результатам проверки и делает запись в журнале «Ведение проверок».

Ведение проверок организации — это право, а не обязанность предпринимателя. Если организация ведет такой журнал, то инспектор обязан сделать в нем запись. Если же такого журнала нет, то в акте о проверке делается соответствующая запись.

При выявлении нарушений инспектор составляет предписания. Если работодатель должен быть привлечен к административной ответственности, ему будет выдан протокол или постановление. С этими документами инспектор обязан ознакомить работодателя.

Обжалование решений ГИТ

Бывает так, что компания не соглашается с решением, постановлением или предписанием инспекции. У нее есть право обжаловать его в административном или судебном порядке. В первом случае придется обратиться в вышестоящую инстанцию, во втором — в суд.

Срок обжалования в судебном порядке составит 10 дней с момента получения предписания, в административном порядке — 15 дней.

Постановление можно обжаловать в вышестоящем или судебном органе в течение 10 дней с момента получения копии постановления.

Важно обратиться в суд, который по подсудности имеет право на рассмотрение соответствующих категорий дела.

Предписания обжалуются в районном суде по местонахождению инспекции труда, постановления нужно обжаловать в районном суде по местонахождению организации.

Самостоятельная проверка

Работодатель может проверить выполнение требований охраны труда в организации с помощью сервиса Электронный инспектор.

На сайте Онлайнинспекция представлены ответы на наиболее распространенные вопросы.

Нарушения в сфере охраны труда и ответственность

Согласно ст. 24.5 КоАП, одновременное привлечение к уголовной и административной ответственности невозможно. То есть если за какое-то нарушение в сфере охраны труда должностное лицо было привлечено к административной ответственности, в ходе разбирательств было возбуждено уголовное дело по данному нарушению, то административное преследование производства должно быть прекращено. Таким образом, одновременное привлечение к уголовной и административной ответственности за одно и то же нарушение в сфере охраны труда не допускается.

Также следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, нарушение требований по охране труда по которой грозит привлечением должностных лиц к уголовной ответственности.

Важно правильно определять категории должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день нет нормативного документа, который четко устанавливает такие категории.

При этом есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 № 41 – в нем определены категории должностных лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае нарушения требований охраны труда. Так, уточняется, что к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, которое обязано соблюдать требования охраны труда на определенном участке работ в силу служебного положения или по специальному распоряжению.

Уголовная ответственность может грозить руководителям компаний и их заместителям, главным инженерам, главным специалистам, если они не приняли соответствующие меры для устранения нарушений правил охраны труда, дали указания, которые противоречат этим правилам или руководили отдельными видами работ, не обеспечив соблюдение правил.

Меры уголовной ответственности

Соответствующие наказания прописаны в ст. 143 УК РФ:

  • Лишение свободы должностного лица на срок до 1 года — если нарушение требований охраны труда повлечет по неосторожности тяжкий вред здоровью человека.
  • Лишение свободы до 4-х лет — если нарушения требований охраны труда повлечет по неосторожности смерть человека.
  • Лишения свободы на срок до 5-ти лет — если в результате нарушения требований охраны труда наступает смерть 2-х и более лиц.

Также дополнительно к лишению свободы у виновника могут отнять право занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет.

Инспектор ГИТ назначит наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП) Это могут быть штрафные санкции или предупреждение.

Меры административной ответственности

Наступление административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда предусмотрено ст. 5.27.1 КоАП. В ней содержится пять частей, которые формулируют как специальные составы за нарушения, так и общие составы. Кроме того, предусмотрена ответственность за повторные нарушения.

По ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП инспектор ГИТ назначит наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). И здесь возможность как привлечение к ответственности в штрафа или вынесения предупреждения.

Организации может грозить штраф в размере до 80 000 руб., а должностному лицу до 10 000 руб., если не проведена СОУТ или нарушен порядок проведения такой оценки.

Стоит помнить о том, что непроведение СОУТ рассматривается, как длящееся правонарушение. Поэтому независимо от того, спустя какой промежуток времени после того, как работодатель был обязан закончить проведение СОУТ в случае ее непроведения будет выявлено данное нарушение, срок исковой давности по КоАП (составляет один год) в данном случае не действует. Поэтому инспекция, независимо от того, когда выявит нарушение, имеет право привлечь работодателя к ответственности.

Нужно сказать, что почти все нарушения требований охраны труда в организации рассматриваются как длящиеся. Потому полезно помнить, что срок давности исчисляется со дня, когда было обнаружено правонарушение.

Инспектор будет учитывать ряд фактов при назначении наказания.

  • Если при проведении СОУТ неоднократно допускались нарушения, то стоит ждать максимального штрафа в 80 000 руб.
  • Если порядок проведения процедуры нарушен впервые либо допущены незначительные нарушения, штраф будет, скорее всего, минимальным и составит 60 000 руб.

Штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП следует ожидать, если к работе допущены сотрудники, не прошедшие:

  • обучение и проверку в соответствии с порядком обучения и проверки знаний требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ N 1, Минобразования РФ N 29 от 13.01.2003).
  • обязательный предварительный или периодический медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования согласно порядку о проведении медицинских осмотров (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302Н).

За эти нарушения работодателя ждут следующие санкции:

  • Инспектор назначит должностному лицу штраф от 15 000 до 25 000 руб., организации — до 130 000 руб. Наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
  • Если есть смягчающие обстоятельства (например, медосмотры или обучение не проведены только у части сотрудников), штраф будет уменьшен до 110 000 руб.

В ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Так, если вы не выдадите работникам СИЗ 2 класса риска причинения вреда, то организацию и должностных лиц привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП.

Важно помнить, что СИЗ делятся на два класса риска причинения вреда, и от этого зависит размер штрафа.

  • СИЗ 2 класса. К ним отнесены средства защиты сложных конструкций. Они защищают от гибели и опасности, которые могут причинить необратимый вред здоровью или привести к смерти человека.

Невыдача таких средств защиты грозит компании серьезным штрафом в размере 130 000 — 150 000 руб., а должностным лицам — в размере 20 000 — 30 000 руб.

  • СИЗ 1 класса. Имеют простую конструкцию и защищают от незначительных повреждений.

В данном случае невыдача СИЗ 1 класса может стоить 80 000 руб. (штрафовать будут по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП).

У работодателей часто возникает вопрос, почему за неприменение одних и тех же СИЗ сотрудниками разных профессий и должностей инспекторы штрафуют по разным частям ст. 5.27.1 КоАП.

Это зависит от того, для защиты от каких вредных или опасных факторов работники применяют средства защиты. За отсутствие средств защиты от удара, вибрации, общих загрязнений работодателя оштрафуют на 80 000 руб. по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП.

За отсутствие средств защиты от проколов и порезов — серьезных повреждений для здоровья — штраф наступит по ч. 4 ст. 5. 27.1 КоАП — до 150 000 руб.

Общие нарушения требований охраны труда

Если не обеспечить работников смывающими или обезвреживающими средствами, не ознакомить их с условиями труда на рабочих местах, которые определены по результатам оценки условий труда, не предоставить инспектору ГИТ карты СОУТ, наступает ответственность за общее нарушение требований охраны труда, которые не перечислены в специальных частях (то есть по ч. 1 ст. 5.27.1)

За это нарушение предусмотрены штрафные санкции для организации — до 80 000 руб., для должностных лиц — до 5 000 руб

При незначительном нарушении правил охраны труда, которое не может привести к серьезным последствиям в отношении жизни и здоровья сотрудников, инспектор может вынести предупреждение. Например, если работник в журнале регистрации инструктажей поставил подпись не в той главе.

При определении размера штрафа инспектор учитывает финансовое положение организации и негативные последствия, которые могли наступить в случае нарушений требований охраны труда.

Работодатель может обжаловать размер штрафа в суде. Суды, рассмотрев обстоятельства дела, периодически встают на сторону работодателя и снижают размер штрафа.

Ответственность за непроведение оценки рисков

Любой работодатель должен идентифицировать опасность, рассчитать уровень профессионального риска в отношении работников, составить перечень мероприятий по устранению опасностей, которые выявлены на рабочих местах сотрудников (Положение о системе управления охраны труда № 438).

Непроведение оценки рисков (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП) предусматривает наступление административной ответственности.

Проект изменения 10-го раздела ТК по охране труда предусматривает необходимость работодателя ознакомиться с уровнем профессиональных рисков в отношении конкретных сотрудников помимо условий труда по результатам специальной оценки.

Повторные нарушения (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП) предусматривают наступление ответственности в отношении организаций и должностных лиц за аналогичные нарушения об охране труда и повторные нарушения. Предусмотрен штраф до 40 000 руб. для должностных лиц и до 200 000 руб. для организаций.

Должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок до 3-х лет, а деятельность компании приостановлена на срок до 90 суток.

Повторным считается не смежное и не похожее нарушение, а аналогичное, за которое либо должностное лицо либо организация были привлечены к ответственности.

Предприниматель может обжаловать решение в судебном или административном порядке, если нарушение не было повторным.

Руководитель в составе комиссии

Судебная практика постоянно доказывает важность того, чтобы руководитель организации входил в состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

В некоторых субъектах РФ в 2019 году работодатели были привлечены к ответственности за невключение в состав комиссии.

Раньше при проведении проверок инспекторы не обращали на это внимание, но начиная с 2018 года есть судебная практика, согласно которой и суд, и инспектор требуют соблюдать данное правило.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

ТК РФ Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 357 ТК РФ

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы одиннадцатый - двенадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.

7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.

8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети "Интернет".

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)

Порядок проведения проверок работодателей государственными инспекциями труда (ГИТ) претерпел существенные изменения с 1 марта 2017 года. С этой даты при проведении плановых проверок работодателей будет применяться риск-ориентированный подход. Как узнать к какой категории риска отнесли организацию или ИП? По каким критериями определяют категорию риска? Придут ли с проверкой в 2017 году к малому бизнесу? Каких работодателей полностью освободили от плановых трудовых проверок? Поможем кадровикам разобраться с этой темой. Расскажем кадровикам об изменениях в данной обзорной статье.

Виды трудовых проверок

Для соблюдения всеми работодателями трудового законодательства государственные трудовые инспекции проводят плановые и внеплановые проверки (ч. 1 ст. 353, ч. 2 ст. 360 ТК РФ).

Правила проведения плановых трудовых проверок работодателей с 1 марта 2017 года: что изменилось

Внеплановые проверки

Трудовая инспекция вправе провести внеплановую проверку любого работодателя исключительно в ситуациях, которые установлены на уровне законодательства (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ч. 7 ст. 360 Трудового кодекса РФ, п. 10 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875). Всего можно выделить три основные ситуации:

Когда проводят плановую трудовую проверку
1Истек срок исполнения выданного предписания трудовой инспекции об устранении выявленного нарушения обязательных требований трудового законодательства.
2В трудовую инспекцию поступили:
· заявления от граждан, организаций или информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью сотрудников;
· обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (например, обращения о невыплате зарплаты и иных выплат в установленный срок либо об установлении размера зарплаты меньше МРОТ);
· запрос сотрудника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.
3Издано распоряжение руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ, либо на основании требования прокурора в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.

Заметим, что, по общему правилу, проверки контролирующих органов по заявлениям и информации о нарушениях со стороны работодателя могут проводится исключительно по согласованию с прокуратурой (ч. 5 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ). Однако этого ограничение не действует в отношении законодательства о труде. Поэтому при поступлении заявления или информации проверяющие трудовой инспекции могут провести внеплановую проверку незамедлительно, без предварительного согласования с прокуратурой (ч. 8 ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Плановые проверки

Плановые проверки работодателей – это проверки в соответствии с ежегодным планом. Узнать, включена ли организация или ИП в план проверок трудовой инспекции, можно:

При этом до 1 марта 2017 года действовало правило о том, что трудовая инспекция может проводить плановые проверки всех работодаталей не чаще одного раза в три года (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Однако с 1 марта 2017 года ситуация изменилось. С этой даты вводится риск-ориентированный подход при планировании проверочных мероприятий. Об этом и расскажем далее.


При риск-ориентированном подходе формы, а также продолжительность и периодичность мероприятий по контролю и профилактике нарушения обязательных требований выбираются в зависимости от категории риска либо категории (класса) опасности, присвоенных деятельности юридического лица и (или) производственным объектам, которые им используются (ч.2 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Риск-ориентированный подход к трудовым проверкам с 1 марта 2017 года

С 1 марта 2017 года при проведении проверок трудовые инспекции применяют к работодателям риск-ориентированный подход. Соответствующие изменения Правительство РФ Постановлением от 16.02.2017 № 197 внесло в ряд нормативных правовых актов.

Это означает, что с 1 марта 2017 года периодичность проведения плановых трудовых проверок работодателей зависит от того, к какой категории риска отнесена деятельность организации или ИП:

  • высокого риска – проверка один раз в два года;
  • значительного риска – проверка один раз в три года;
  • среднего риска – проверка не чаще чем один раз в пять лет;
  • умеренного риска – проверка не чаще чем один раз в шесть лет;
  • низкого риска – плановые проверки не проводятся вообще.

Правила проведения плановых трудовых проверок работодателей с 1 марта 2017 года: что изменилось

Для работодателей предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку). Он рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличия несчастных случаев;
  • факта задолженности по заработной плате;
  • наличия факта назначения административных наказаний.

Если по результатам плановой проверки назначенные административные наказания за нарушение требований в сфере труда отсутствуют, то принимается решение о понижении категории риска (до следующей категории риска). При наличии смертельного несчастного случая на производстве за 3 года, предшествующих текущему, категория риска повышается до категории высокого риска.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

  • данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
  • сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

Кто присваивает категорию риска

Критерии, по которым деятельность компании или ИП-работодателя относят к определенной категории риска, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197. Так, в частности, критерии риска выводят в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Такими ценностями признаются:

  • жизнь и здоровье работников;
  • их трудовые права, связанные с правом получения оплаты труда в установленный срок.

Категории риска работодателям вправе назначить:

  • главный государственный инспектор труда РФ либо его заместитель – при назначении высокого риска;
  • главный государственный инспектор труда в субъекте РФ либо его заместитель – при назначении значительного, среднего и умеренного риска.

Если решение об отнесении к определенной категории риска отсутствует -деятельность работодателя относится к категории низкого риска. А такие работодатели, как мы уже сказали, плановым проверкам не подлежат.

Как узнать категорию риска

Если кадровик хочет узнать присвоенную категорию риска организации или ИП, то от лица работодателя можно обратиться в ГИТ с запросом (в произвольном формате). В течение 15 рабочих дней с даты получения запроса на него обязаны дать письменный ответ. В нем должны обобщить (п. 23 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875):

  • полное наименование организации или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • ИНН;
  • местонахождение организации или адрес местожительства ИП;
  • место осуществления деятельности организации или ИП;
  • категорию риска и дату принятия решения об отнесении деятельности организации или ИП к этой категории.

Также на сайте Роструда до 1 июля года, предшествующему году плановых проверок, обязаны обнародовать информацию о работодателях, деятельность которых приравняли к категориям высокого и значительного рисков (пункты 21 и 23 Постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Роструд обязан до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, публиковать на своем официальном сайте информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков. Так, например, информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков будет опубликована на сайте Роструда до 1 июля 2017 года (Письмо Росструда от 12.04.17 № ТЗ/1330-11-2).

Также по запросу работодателя органы Роструда обязаны предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

Как изменить категорию риска: возможно ли это?

Для работодателей каждой категории риска устанавливается своя периодичность плановых проверок. Категорий риска установлено пять: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск – в зависимости от значения показателя потенциального риска. Однако работодатели могут не согласиться с присвоенной им категорией риска. В такой ситуации организация или ИП вправе обратиться в свою трудовую инспекцию с заявлением об изменении присвоенной их деятельности категории риска (п. 24 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

К заявлению потребуется приложить документы о соответствии деятельности работодателя определенной категории риска, на присвоение которой он претендует. Трудовая инспекция рассмотрит поступившее заявление в течение 15 рабочих дней и примет решение об изменении категории риска либо об отказе. О принятом решении трудовая инспекция проинформирует работодателя в течение трех рабочих дней (п. 20, 21 Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806).

Когда заработают изменения на практике

Ежегодный план проверок территориальных органов Роструда на 2017 год, разумеется, уже сформирован. И по нему трудовые инспекции уже работают. С этим любой желающий может ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры или Роструда. Также вы можете скачать сводный план проверок.

Получается, что учесть комментируемые поправки и сформировать план проверок с учетом риск-ориентированного подхода можно будет лишь на 2018 год (не ранее). При составлении плана на будущий год чиновники, по всей видимости, обязаны будут опираться на присвоенные компаниям и ИП уровни риска.

При этом может сложиться ситуация, что организация или ИП сейчас включены в план проведения проверок трудовых инспекции на 2017 год, но по состоянию на 1 марта 2017 года им был или присвоен самый низкий уровень риска, либо не присвоен вовсе. В такой ситуации, на наш взгляд, организация или ИП могут подать в орган Роструда заявление об исключении из плана. Форма такого заявления с перечнем прилагаемых к нему документов и порядок его подачи утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11. 2015 № 1268.

Мораторий на проверки продолжает действовать

Организации и ИП, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, в общем случае, освобождены от плановых проверок. Запрет действует в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12. 2008 № 294-ФЗ). Также см. «Критерии малых предприятий в 2017 году: таблица».

Однако мораторий на проверки в обозначенный период не касется субъектов малого предпринимательства, в отношении которых:

  • ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;
  • было принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии.

Запрет на плановые проверки также не касается организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся видами деятельности, которые обозначены в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: