Как часто должны проводится тревоги на пассажирских судах

Обновлено: 18.04.2024

2. Судно за пределами особого района

3. Ведется визуальный контроль за местом сброса

4. Судно на удалении от берега не менее 12 миль

5. На судне используется оборудование для фильтрации нефти

6. Концентрация нефти в стоке не превышает 15 млн –1

2. В целях обеспечения безопасности судна

3. В целях спасения человеческой жизни на море

2. При сбросе за борт льяльных вод машинного отделения

3. При приеме балласта в топливные танки либо их очистке

4. При сбросе балласта или промывочной воды из топливно-масляных танков

2. В целях обеспечения безопасности судна

3. В целях спасения человеческой жизни на море

4. Если сточные воды смешаны с другими загрязненными водами, сброс которых подпадает под другие более строгие требования

2. В целях обеспечения безопасности судна

3. В целях спасения человеческой жизни на море

4. Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие более строгие требования

2. Перекачка нефти на другое судно

3. Перекачка нефти из аварийной цистерны в свободные

4. Перекрытие трубопроводов, связанных с поврежденной цистерной

2. Спасательным линем

3. Самозажигающимся огнем

2. Спуститься по тросу с мусингами

2. Вести наблюдение за водной поверхностью

3. Вести наблюдение за палубой и надстройкой

2. Наличие аварийного выхода при повреждении

3. Наличие ремня безопасности на каждого члена экипажа

4. Недопущение попадание воды внутрь при ее переворачивании

2. Спасательные плоты

3. Спасательные шлюпки

2. Спасательные плоты

3. Спасательные шлюпки

2. Лица не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне

2. В помещениях экипажа

2. Значение сигналов тревог

3. Номер и место нахождения его в спасательной шлюпке

2. действия по тревоге членов экипажа

3. описание общесудового сигнала тревоги

4. фамилии лиц командного состава, ответственных за готовность спасательных и противопожарных средств к немедленному использованию

2. сбор членов экипажа и пассажиров по сигналу тревоги

3. необходимую подготовку спасательной шлюпки к спуску и ее частичное приспускание

4. проверку того, что пассажиры и члены экипажа одеты надлежащим образом и то, что спасательные жилеты одеты правильно

2. вредное воздействие на электрооборудование

4. Электроустановок под напряжением

2. Помещений с установками жидкого топлива

2. Средней кратности

3. Высокой кратности

2. Пожарные насосы

3. Краны и клапана

4. Пожарные рукава и стволы

2. По категориям помещений

2. Невозможность тушения материалов, содержащих (выделяющих) кислород

2. Невозможность тушения материалов, содержащих кислород

3. Низкую эффективность тушения пожаров на открытом воздухе

4. Необходимость поддержания заданной концентрации в замкнутом объеме

2. Снижает остойчивость судна

3. Низкая смачивающая способность

2. Низкой стоимостью

3. Высокой теплоемкостью

4. Высокой скрытой теплотой парообразования

2. От воздействия пламени

3. От воздействия высокой температуры воздуха

4. Экологическая чистота

2. Недостатком кислорода в горючей смеси ( a <1)

3. Местным недостатком кислорода при несовершенном смесеобразовании в зоне горения

2. Теплообмен расширяющихся газов со стенками цилиндров

3. Восстановление некоторого количества продуктов диссоциации, возникающих в процессе сгорания

2. Величиной давления в коллекторе

3. Нагрузкой и числом оборотов двигателя

4. Коэффициентом избытка продувочного воздуха

5. Температурой газов в цилиндре в начале выпуска

6. Полнотой процесса сгорания топлива и наличием догорания

3. Внутренняя энергия

2. В штормовых условиях

3. При выполнении маневров

2. Выход из действия автоматики управления

3. Вредное воздействие на здоровье экипажа

4. Появление трещин в фундаментах двигателей и корпусе судна

2. Момента инерции массы

2. Наибольшее «время – сечение» открытия клапанов

3. Прочность и износостойкость деталей клапанного механизма

2. От сжимаемости применяемого топлива

2. Шероховатость внутренней поверхности отверстия

3. Наклонное расположение распыливающих отверстий

4. Игла, особенно в случае малого проходного сечения под конусом

2. процесс испарения топлива

3. процесс перегрева паров топлива

2. расположением наиболее тяжелых грузов на палубе двойного дна судна в трюме

2. Сжатию пара холодильного агента

3. Кипению холодильного агента

2. Вероятен подсос воздуха в систему

3. Вероятно нарушение нормальной работы машины

2. Температурой разложения

3. Взаимодействие с водой

4. Воздействие на материалы

5. Растворимостью в смазочных маслах

6. Воспламеняемость и взрывоопасность

2. Полный объем цилиндра

3. Рабочий объем цилиндра

2. Центробежная сила инерции

3. Сила инерции поступательно движущихся масс

2. Элементы корпуса

3. Рабочая кольцевая решетка

4. Сопловая кольцевая решетка

2. Зубчатой передачи

3. Собственно турбины

4. Главного упорного подшипника

2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности

2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности

2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности жидкости

2. При ручной прокачке - перед проворачиванием и непосредственно перед пуском

2. Стопорение крепежных элементов

3. Отсутствие протечек охлаждающей воды через уплотнения втулок

4. Возможность попадания топлива, масла и воды в рабочие цилиндры или в продувочный (всасывающий) и выпускной ресиверы двигателя

2. Продуть пусковой трубопровод при закрытом стопорном клапане дизеля

3. Подготовить к работе и пустить компрессор , убедиться в его нормальной работе

4. Проверить действие средств автоматизированного (дистанционного) управления компрессорами

5. Проверить давление воздуха в пусковых баллонах, продуть из баллонов конденсат, масло

2. Подпоршневых полостей, воздушных полостей воздухоохладителей

3. Убедиться в том, что все запорные устройства газоотвода дизеля закрыты

4. Спустить воду, масло топливо из ресивера продувочного воздуха, впускного и выпускного коллекторов

2. Проверить и подготовить к работе систему охлаждения подшипников

3. В установках с винтами регулируемого шага ввести в действие систему изменения шага винта

4. Подготовить к работе дейдвудный подшипник, обеспечив его смазку и охлаждение маслом или водой

2. Рычаг (штурвал) поста управления дизеля находится в положении «СТОП»

3. Клапаны на пусковых баллонах и трубопроводе пускового воздуха закрыты

4. На постах управления вывешены таблички с надписью «Валоповоротное устройство соединено»

2. Ротор турбокомпрессора вращается свободно

3. При прослушивании нет ненормальных шумов

4. Ротор турбокомпрессора вращается равномерно

2. В исправности системы реверса

3. Поступлении масла к подшипникам турбокомпрессоров

4. Работе всех цилиндров отсутствии посторонних шумов и стуков

2. Поддерживать давление пускового воздуха в баллонах

3. Поддерживать давление и температуру смазочного масла

4. Поддерживать давление и температуру охлаждающего масла

2. при наличии статического крена судна

2. Установка оптимального угла опережения подачи топлива в цилиндры

3. Удаление воздуха из топливной системы, полным заполнением ее топливом и очисткой фильтров

4. Подбор сорта топлива по параметрам, характеризующим его самовоспламенение, испаряемость и текучесть в соответствии с условиями эксплуатации

5. Равномерностью подачи топлива в цилиндры при пусковой частоте вращения

6. Применение масла с допускаемым пределом вязкости и его подогревом, предварительным проворачиванием дизеля, заполнением системы маслом

2. Не подавать топливо в цилиндры и не запускать дизель в направлении противоположном заданному

3. Не запускаться при включенном ВПУ, незавершенном реверсе распределительного вала и кулачковых шайб воздухораспределителя

4. В дизелях с раздельным пуском должна быть предусмотрена блокировка, исключающая одновременную работу на воздухе и топливе

IV. Требования пожарной безопасности на судах

при перевозке пассажиров

134. На пассажирских судах необходимо иметь информацию для пассажиров с указанием их действий по общесудовой тревоге при пожаре в каюте или обнаружении его признаков на судне, а также другую информацию, которую администрация судна считает необходимой. На пассажирских судах, перевозящих иностранцев, информация должна быть изложена на русском и английском языках, оформлена в виде стенда и помещена в вестибюлях пассажирских помещений.

135. В пассажирских каютах на видном месте у выхода должна быть вывешена каютная карточка, в которой указываются: значение сигналов тревог, обязанности и место сбора пассажиров данной каюты по тревогам, номер и место нахождения спасательного средства, за которым закреплены пассажиры каюты по шлюпочной тревоге.

136. В течение 24 часов после посадки пассажиров в начальном пункте рейса, а также после посадки большого количества пассажиров в промежуточных пунктах необходимо с использованием средств радиосвязи или путем сбора пассажиров провести инструктаж о мерах пожарной безопасности, которые они должны соблюдать в рейсе.

При проведении инструктажа пассажиров следует ознакомить с:

- противопожарным режимом на судне;

- действием противопожарных дверей;

- средствами пожарной сигнализации, первичными средствами тушения пожара;

- путями эвакуации из конкретных кают, отсеков, зон;

- расположением аварийных выходов и с местами сбора пассажиров по тревоге;

- местоположением индивидуальных и коллективных спасательных средств;

- действиями пассажиров при возникновении пожара.

При дальнейшем следовании в рейсе необходимо ежедневно проводить передачу по судовой радиотрансляции о соблюдении пассажирами противопожарного режима на судне. Текст передачи утверждается капитаном судна и может быть записан на магнитную ленту.

137. На пассажирских 2 - 4-палубных судах в целях своевременного обнаружения пожара необходимо вести постоянный контроль за соблюдением противопожарного режима.

Мероприятия по контролю должны состоять из:

- обхода производственных и служебных помещений по утвержденным капитаном судна маршрутам;

- проверки соблюдения пассажирами установленного на судне противопожарного режима;

- проверки положения противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну;

- немедленного оповещения вахтенного начальника об обнаруженных недостатках, неисправностях и о возникновении пожара.

О результатах выполнения данных мероприятий делается соответствующая запись в вахтенном журнале.

138. В целях предупреждения пожара пассажирам, находящимся на борту, запрещается:

- перевозить взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие взрыво-, пожароопасные вещества и предметы;

- использовать электронагревательные приборы (утюги, электроплитки, электрокипятильники, электрочайники и т.п.) в не отведенных для этих целей местах;

- оставлять включенными при уходе из каюты приборы освещения, вентиляторы, фены и другие переносные электроприборы;

- накрывать включенные торшеры и настольные лампы предметами из горючих материалов;

- подносить огонь к термоизвещателям пожарной сигнализации, а также подвешивать на них какие-либо предметы.

139. При использовании пассажирских судов под гостиницы принимаются дополнительные меры по обеспечению противопожарного режима и эвакуации проживающих:

- на борту судна должен находиться в наличии экипаж, обеспечивающий пожарную безопасность судна;

- не менее 3 членов экипажа в каждой смене должны иметь допуск для работы в изолирующих дыхательных аппаратах;

- независимо от наличия проживающих на борту выполняются мероприятия, изложенные в п. 45;

- ведется постоянный учет проживающих, а также контроль за пропуском людей;

- планы эвакуации проживающих с распределением кают за членами экипажа, отвечающими за эвакуацию из них людей, должны корректироваться в соответствии с фактическим заселением кают;

- должна быть обеспечена возможность экстренной эвакуации проживающих на берег по трапам, устанавливаемым с главной и второй палуб (не менее двух с каждой) через открываемые проходы в леерном ограждении палуб;

- бункеровка судна топливом осуществляется только в дневное время и по возможности с минимальным количеством проживающих в этот момент на борту;

- производство огневых и огнеопасных работ при наличии проживающих запрещается;

- поддерживается готовность к немедленному действию всех систем пожаротушения, имеющихся на судне;

- осуществляется непрерывное наблюдение за пультом пожарной сигнализации;

- обеспечивается исправность и работоспособность телефонной и радиосвязи с пожарной охраной и диспетчером причала (порта);

- пожарные подъезды к урезу воды должны быть в течение всего периода стоянки судна свободны для проезда пожарной автотехники в соответствии с планом пожаротушения;

- владелец судна-гостиницы разрабатывает план пожаротушения на судне.

140. При отсутствии льда на акватории судно-гостиница находится в постоянной готовности к отходу от причала при экстремальной ситуации.

Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

306. Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судов речного флота РСФСР.

307. Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:

(01) постоянное наличие на борту необходимого количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть;

(02) подготовку экипажа к борьбе за живучесть;

(03) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

(04) постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;

(05) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.

308. Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны быть расписаны в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись. Использование указанного снабжения и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.

309. На всех судах должны неукоснительно соблюдаться требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.

Заполнение, сушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних емкостей в другие допускаются только по указанию или с разрешения капитана. Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.

310. Общее руководство борьбой за живучесть осуществляет капитан. Капитан имеет право привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.

Механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность и действие находящихся в его ведении технических средств.

При отсутствии на судне капитана борьбу за живучесть возглавляет старшее лицо командного состава судоводительской специальности.

311. Установлены следующие виды судовых тревог: общесудовая, "Человек за бортом", шлюпочная (по оставлению судна).

312. На всех судах должно быть расписание по тревогам, определяющее обязанности и действия всего экипажа по: управлению судном; радиосвязи и зрительной связи; наблюдению за горизонтом, воздухом и водой, герметизации судна и обеспечению водонепроницаемости корпуса; борьбе за живучесть судна (борьба с огнем, водой и т.д.); использованию специальных средств, установленных на судне; оказанию медицинской помощи экипажу и пассажирам; охране порядка и безопасности (на пассажирских судах); охране окружающей среды; спасению человека за бортом; оставлению судна (с проверкой полноты эвакуации людей).

313. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности и заведований членов экипажа и их взаимозаменяемости.

314. Расписание по тревогам составляется на полный состав экипажа при экипажном методе работы или на членов бригад (бригады), одновременно работающих на судне.

Кроме основного расписания, должно составляться стояночное расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящихся на борту при стоянке судна.

315. Лица, не входящие в штат, но работающие на судне, включаются в расписание по тревогам и имеют личные карточки наравне с членами экипажа.

316. Руководители практики и практиканты включаются в расписание по шлюпочной тревоге наравне с членами экипажа, а по остальным тревогам они дублируют обязанности штатных членов экипажа (перед номером их личной карточки проставляется ноль).

317. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных для экипажа помещениях судна.

Над койкой каждого члена экипажа, а также других лиц, не входящих в штат экипажа, но работающих на судне, должна находиться карточка, где указаны его обязанности и действия по тревогам.

Карточки рядового состава, а также лиц, не входящих в штат экипажа, должны иметь судовой цифровой номер, карточки командного состава - название должности.

318. На пассажирских судах на видных местах вывешиваются иллюстрированные инструкции по способам и приемам надевания индивидуальных и использования коллективных спасательных средств, планы с указанием мест их нахождения и путей эвакуации людей.

319. Судовые тревоги, за исключением шлюпочной, объявляются вахтенным начальником в следующих случаях:

(01) общесудовая - при подготовке к борьбе или для борьбы с огнем, водой и другими опасностями, создающими угрозу судну, людям, грузу;

(02) "Человек за бортом" - при падении человека за борт или при обнаружении человека (людей) за бортом.

320. Шлюпочная тревога (по оставлению судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

321. При оставлении судна в первую очередь должна быть обеспечена посадка на спасательные средства детей, женщин и престарелых. К лицам, нарушающим порядок посадки людей или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.

322. Устанавливаются следующие сигналы тревог:

(01) общесудовой - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 - 30 с, повторяемый три - четыре раза; при пожаре (взрыве) сигнал тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

(02) "Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза; продолжительность одного сигнала должна быть не менее 5 - 6 с;

(03) шлюпочной (по оставлению судна) - семь или более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза.

323. Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляционной сети с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоин указывается их место. При отсутствии трансляционной сети вид тревоги, место пожара и пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции; при проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала голосом или по трансляции передается слово "Учебная".

324. Все члены экипажа, лица, не входящие в штат, руководители практики и практиканты при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги "Человек за бортом".

325. Для практической обработки действий по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог.

Учения по тревогам должны проводиться не реже одного раза в месяц; если более 25% экипажа было заменено в каком-либо порту, то такие учения проводятся не позднее чем через 24 ч после выхода судна из этого порта.

На пассажирских судах учения по тревогам проводятся не реже двух раз в месяц, обычно перед выходом в рейс. Пассажиры в таких случаях должны заблаговременно предупреждаться о проводимых учебных тревогах и правилах поведения во время них.

После каждого тренировочного учения капитан детально проводит его обзор.

Если в течение указанных сроков не проводилось учебной тревоги или проводилась только неполная учебная тревога, в судовом журнале должна быть сделана запись о причинах непроведения или проведения неполной учебной тревоги.

326. Лица, в ведении которых находятся судовой, машинный, электротехнический и радиотелеграфный журналы, судовая касса и документы строгой отчетности, а при плавании в море - также путевые карты с прокладкой пути, при оставлении судна обязаны принять все меры к спасению указанных документов и ценностей.

Судовая пожарная тревога

Судовая пожарная тревога

Основой организации борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам.

В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам.

Существуют типовые формы Расписания, зависящие от числааварийных партий.

В свою очередь число аварийных партий определяется численностью экипажа:

при численности свыше 100 чел.- 3 аварийные партии (носовая, кормовая и аварийная партия машинного отделения);

при численности 40 - 100 чел. - 2 (носовая и кормовая) и аварийная группа машинного отделения;

при численности 15 - 40 чел. - одна и аварийная группа машинного отделения;

при численности менее 15 чел. ни аварийных партий, ни групп на судне не создается;

борьба за живучесть ведется всем экипажем согласно Расписанию по тревогам.

На стоянке в порту, когда часть экипажа увольняется на берег, на судне ежедневно создают стояночную аварийную партию (группу). Главными задачами аварийных партий являются: борьба с водой, исправление поврежденных технических средств, эвакуация людей из аварийных помещений.
Кроме аварийных партий, на судах создают санитарную группу, а на пассажирских судах, кроме того, - партию охраны порядка и безопасности (ОПБ).

До выхода судна в первый рейс Расписание должно быть вывешено в нескольких местах судна. При изменениях в составе экипажа его своевременно корректируют. Каждый член экипажа должен иметь выписку из Расписания (каютную карточку) с указанием в ней сигналов тревог, места сбора и обязанностей по тревогам.
Каютные карточки пассажиров, выполненные на русском и английском языках, кроме того, должны содержать краткую иллюстрированную инструкцию по использованию спасательных жилетов и кругов. Карточки прикрепляют над койкой или на видном месте при выходе из каюты.

При условие сохранения структуры и полноты содержания типовой формы в Расписании допускаются некоторые уточнения и дополнения применительно к особенностям судна. Стояночное расписание по тревогам ежедневно вывешивают на видном месте у трапа.

Порядок объявления судовых тревог следующий

Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник в аварийных случаях (пробоина, взрыв, пожар и т. п.) и в случае необходимости своевременной подготовки судна к отражению какой-либо опасности.

Тревогу «Человек за бортом» объявляет вахтенный помощник при падении человека за борт или обнаружении его за бортом.

Шлюпочную тревогу объявляют по указанию капитана в случае угрозы гибели судна.

Учебные тревоги объявляют только по указанию капитана с предварительным оповещением пассажиров по трансляции. При этом вид тревоги должен предваряться словом «Учебная», например «Учебная общесудовая тревога».

Обязательным условием подготовки к борьбе за непотопляемость является отличное знание каждым членом экипажа своего судна, а также умение применить на практике средства и способы борьбы с водой.
Это может быть достигнуто путем систематического проведения занятий, тренировок и учений, в результате которых выучка экипажа должна стать такой, чтобы в самой сложной аварийной обстановке (ночь, шторм, отсутствие освещения) все действия по борьбе за непотопляемость приносили бы максимальный эффект.
На занятиях изучают устройство судна, организацию и средства борьбы с водой на других судах и т. п. Очень важное значение придается тренировкам экипажа по борьбе с водой, которые должны проводиться в разное время суток.

Этим же целям, но в большем масштабе и в более сложных условиях служат учения, которые могут быть частными и общесудовыми.

Частные проводят непосредственно командиры аварийных звеньев, обычно без объявления учебной тревоги. После твердого усвоения экипажем обязанностей по тревогам проводят общесудовые учения, всегда предваряемые объявлением учебной общесудовой тревоги.

Учения по общесудовой и шлюпочной тревогам должны проводиться не реже одного раза в неделю на пассажирских судах и не менее одного раза в месяц - на остальных. На учениях по шлюпочной тревоге, проводимых как в море, так и на рейде, шлюпки спускают на воду поочередно, чтобы каждая из.них спускалась не реже раза в 4 мес.

Учения по тревоге «Человек за бортом» на всех судах проводят в море или на рейде не реже раза в месяц. По этой тревоге на воду спускают полностью укомплектованную спасательную шлюпку. По всем тревогам, кроме шлюпочной и «Человек за бортом,», экипаж жилеты не надевает, но обязательно подносит их к месту сбора. После каждой учебной тревоги проводят ее детальный разбор. Обо всех учениях делают записи в судовом журнале.

Аварийная ситуация на судне

Аварийная ситуация на судне

Постоянная готовность экипажа к действиям при чрезвычайных и аварийных ситуациях обеспечивается за счет:

1) постоянного наличия на борту установленного количества экипажа,

способного обеспечить эффективные действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

2) высокой профессиональной квалификации экипажа, предварительной тренажерной подготовки, регулярных учебных тревог, учений, тренировок;

3) эффективной системы и организации действий, включая "Расписание по тревогам ", аварийные партии, судовые оперативные планы действий (Vessel Response Plans), контрольные листы рекомендованных действий (Check Lists) для всех выявленных рисков с учетом специфики и конструктивных особенностей судна, особенностей и свойств перевозимых грузов;

4) постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна;

5) постоянного контроля и наблюдения (в том числе - с помощью специальных систем контроля и предупредительной сигнализации) за основными элементами безопасности, обнаружения очага чрезвычайной ситуации на возможно более ранней стадии, а также быстрых, решительных, эффективных действий человека, первым обнаружившего возникновение чрезвычайной ситуации.

Организация действий экипажа при чрезвычайных ситуациях на судне

Общее руководство действиями при чрезвычайных и аварийных ситуациях, борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. Непосредственное руководство возлагается на старшего помощника капитана.

При отсутствии на судне капитана и старшего помощника капитана борьбу за живучесть судна возглавляет вахтенный помощник капитана.

В соответствии с требованиями Международных Конвенций, организация действий экипажа в любой аварийной ситуации должна быть направлена на сохранение человеческой жизни.

Столкновение судна

В случае чрезвычайной, опасной или аварийной ситуации важно правильно оценить приоритеты до принятия любых решений и действий.

Приоритеты должны располагаться следующим образом:

1. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ

2. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДНА

3. БЕЗОПАСНОСТЬ ГРУЗА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Если судно оказалось в аварийной ситуации, в том числе - связанной с загрязнением окружающей среды, либо в ситуации,угрожающей гибелью судна, то капитан обязан в срочном порядке решить вопрос о том, необходимы ли помощь спасателей, помощь буксиров или иная помощь с берега либо ситуация может быть разрешена собственными силами экипажа.

Основой организации борьбы за живучесть судна является расписание по тревогам, которое определяет обязанности всех членов экипажа, составляется на каждом судне и утверждается капитаном.

Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности, подготовки, индивидуальных качеств и физических данных каждого члена экипажа. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа.

Составление расписания по тревогам и своевременная корректура возлагаются на старшего помощника капитана. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна.

Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляции с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоины указывается их место. При отсутствии трансляции вид тревоги, место пожара или пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции.

Устанавливаются следующие виды тревог:

Судовые виды тревог

При объявлении учебных тревог по системе судовой громкоговорящей связи вид тревоги должен предваряться словом «учебная».

Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана при:

1) при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков, дыма и запаха гари;

2) при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну;

3) при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу.

Тревога "Человек за бортом" объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом.

Шлюпочная тревога (при оставлении судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

Сигнализация на судне

Любой член экипажа, любое находящееся на судне лицо может поднять тревогу нажатием соответствующей кнопки,включением сигнализации либо с помощью средств связи.

Лицо, поднявшее тревогу, должно сообщить на мостик место и характер аварийной ситуации.

Устанавливается следующий порядок оповещения при чрезвычайных и аварийных ситуациях:

1) объявляется общесудовая тревога звонком громкого боя;

2) экипаж собирается в месте сбора и действует в соответствии с судовым "Расписанием по тревогам".

3) ответственные лица, услышав сигнал, обязаны:

включить переносные УКВ-радиостанции на заданный канал;

выйти на связь с мостиком;

получить устные команды/распоряжения;

передать их закрепленным за ними членам судового экипажа.

При оставлении судна старший помощник капитана обязан проверить судовые помещения, а старший механик машинные помещения и удостовериться, что в них не осталось людей.

Лица, в ведении которых находятся документы экипажа, судовой, машинный, и радио журналы, путевые карты с прокладкой пути судна перед происшествием, судовая касса и документы строгой отчетности, при оставлении судна обязаны принять меры к спасению указанных документов и ценностей.

Все члены экипажа при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги "Человек за бортом".

На судне должны быть определены Командные пункты и посты, расположение и состав которых должны полностью согласовываться с судовым расписанием по тревогам. Расположение и состав командных пунктов и постов утверждаются капитаном судна.

При стоянке судна в порту на борту всегда должно оставаться достаточное количество членов экипажа для действий в аварийных ситуациях. На судне должно быть утвержденное стояночное расписание по тревогам.

По прибытии судна в порт должна быть установлена система взаимодействия с берегом. Для этих целей рекомендуется использовать "Ship/Shore Safety Check List".

Телефонные номера, каналы УКВ и позывные аварийных служб порта,другие средства и методы оповещения должны быть известны, записаны и нахо- диться в соответствующих местах (в том числе - у капитана, СПКМ, ВПКМ, на мостике, у трапа).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: