Как быстро выучить все законы советы для адвоката

Обновлено: 18.04.2024

31 мая адвокатское сообщество отмечает свой профессиональный праздник – День российской адвокатуры (резолюция № 4 Второго Всероссийского съезда адвокатов от 8 апреля 2005 г.). Именно в этот день 15 лет назад был принят Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – закон об адвокатуре).

Накануне своего праздника опытные адвокаты рассказали порталу ГАРАНТ.РУ, с чего начинался их профессиональный путь, какие ошибки могут допустить начинающие юристы-практики, как минимизировать их последствия, как искать первых клиентов, а также на что нужно ориентироваться, определяя размер вознаграждения за свой труд в начале карьеры. Советы могут пригодиться как начинающим специалистам, так и опытным юристам, которые решили сменить сферу деятельности.

Начало карьеры и квалификационный экзамен

Елена Бойцова: "Помешать адвокату может чрезмерная самоуверенность"

Если исходить из положений закона, приобрести статус адвоката может выпускник юридического факультета, проработавший по специальности два года. Образование необходимо получить по имеющей государственную аккредитацию программе, а в качестве альтернативы допускается наличие у кандидата ученой степени по юриспруденции (п. 1 ст. 9 закона об адвокатуре). Получить адвокатское удостоверение можно и в более короткие сроки. Для этого можно устроиться в адвокатское образование стажером. Срок стажировки при этом составляет от одного года до двух лет (п. 1 ст. 28 закона об адвокатуре).

Однако на практике в адвокатуру приходят и иными путями. Более того, по словам адвоката Коллегии адвокатов "Комиссаров и партнеры" Юлии Комиссаровой, очень малое количество юристов, не имея никакого опыта, начинают работать сразу помощником либо стажером адвоката – порядка 90% специалистов пришли в профессию из иной сферы юриспруденции. Нередко статус адвоката получают бывшие следователи и должностные лица правоохранительных органов, причем они хорошо разбираются в специфике уголовных дел. Не реже в профессию приходят из государственных органов, адвокатами становятся в том числе бывшие судьи. Разумеется, в адвокатуру можно попасть и из юридического консалтинга, однако некоторые из практиков оценивают получение статуса адвоката как PR-ход и возможность привлечь больше клиентов, считает Юлия Комиссарова.

Иногда наличие опыта в иной сфере помогает найти свою нишу в юриспруденции. Председатель Коллегии адвокатов "Центр Правовых Экспертиз" Елена Бойцова рассказала, что ее коллега-адвокат, получив первое высшее образование в медицинском вузе, теперь с легкостью ведет дела медицинских организаций, так как знает данную отрасль изнутри. А другой ее коллега, имеющий опыт военной службы, специализируется в вопросах военного права. В отдельных случаях выбор профессии предопределен заранее – адвокат Юлия Вербицкая знает много потомственных адвокатов, которых подготовили и привели в адвокатуру их родители или близкие родственники.

Юлия Вербицкая: "Ваши требования в суде должны быть ясны, понятны и обоснованы"

Чтобы приобрести статус адвоката при наличии образования и необходимого опыта, кандидату нужно сдать квалификационный экзамен. Он состоит из компьютерного тестирования и устного собеседования (абз. 1 п. 2.2 Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката; далее – Положение). Перечень вопросов утвержден Советом ФПА РФ и включает такие разделы, как история российской адвокатуры, основы статуса адвоката, профессиональной этики, а также вопросы из сферы гражданского, уголовного, трудового, семейного, процессуального, налогового и международного права и ряда других отраслей. В экзаменационном билете могут попасться любые вопросы из утвержденного перечня (абз. 3 п. 2.2 Положения). Нетрудно догадаться, что соискатель должен обладать знаниями по всем перечисленным направлениям, вне зависимости от того, в какой области он собирается специализироваться.

Как раз поэтому при подготовке к экзамену большинство профессионалов, уже прошедших испытание, советуют уделить больше внимания вопросам, с которыми соискатель реже всего сталкивался на практике. Наряду с этим адвокат МГКА "Мистюков, Погуляев, Ванатский" Денис Погуляев рекомендует изучить не только теоретические основы (доктрину), но и судебную практику – особенно важно это понимать тем кандидатам, которые пока не получили практику в суде. Но и о законодательстве не стоит забывать – к примеру, по опыту Юлии Вербицкой, в тестовой части экзамена могут попасться "заковыристые" вопросы на знание закона об адвокатуре. "Внимательно читайте закон и обращайте внимание на редакцию и употребление терминов, а также их буквальное толкование", – советует адвокат. Кроме того, по мнению Юлии Комиссаровой, нелишним будет ознакомиться с лекциями светил юриспруденции.

Определенным преимуществом при подготовке могут обладать стажеры и помощники адвокатов. Партнер Коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и Партнеры" Анастасия Расторгуева рассказала, что в ее коллегии с группой претендентов на статус адвоката занимаются старшие коллеги, причем вопросы по уголовному праву разбирают одни специалисты, по гражданскому – другие и так далее.

Первые клиенты, первые ошибки

Если квалификационный экзамен успешно сдан, соискателю со дня принятия присяги присваивается статус адвоката (ст. 13 закона об адвокатуре). С точки зрения закона, новоиспеченный специалист после этого может приступать к работе, но на практике у начинающего адвоката неизбежно возникнет целый ряд вопросов. Где искать первых клиентов – один из них.

Какие пять условий непременно должны быть внесены в соглашение между доверителем и адвокатом? Ответ – в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Мнения экспертов относительно того, стоит ли привлекать в качестве первых клиентов знакомых и друзей или лучше искать доверителей вне близкого круга общения, разделились. Одни полагают, что работа и приятельские отношения несовместимы. "Если есть желание остаться друзьями, то лучше искать доверителей на стороне. Точно так же, как нельзя делать медицинские операции своим близким – правильный расчет смешивается со страхом и неловкостью", – привела пример Анастасия Расторгуева. С друзьями, по мнению Юлии Вербицкой, могут возникнуть сложности и при определении суммы гонорара.

Как считают другие адвокаты, друзья в качестве первых клиентов – это, напротив, вполне приемлемо. Денис Погуляев подчеркнул, что начинающему адвокату значительно легче найти первых клиентов среди знакомых. По его оценке, потенциальный доверитель "со стороны" скорее всего поймет, что перед ним не очень опытный адвокат, а это может вызвать настороженность и отказ от сотрудничества. Друзья же, наоборот, изначально положительно настроены и скорее доверят решение своих юридических проблем знакомому адвокату. Кроме того, как предполагает Елена Бойцова, друзья могут начать рекомендовать такого адвоката как хорошего специалиста.

В то же время эксперты рекомендуют даже с близкими людьми выстраивать отношения по схеме "адвокат-клиент". Партнер Berkshire Advisory Group Сергей Копейкин считает необходимым в каждом случае заключать официально оформленное соглашение, согласно которому стороны берут на себя определенные функции и обязательства. Причем в данном случае неважно, первый это процесс у адвоката, или у него уже есть наработанная практика.

Денис Погуляев: "Адвокатский труд требует высокой квалификации, больших затрат времени и нервов"

Елена Бойцова и Сергей Копейкин сошлись во мнении, что начинающему специалисту может помешать излишняя самоуверенность, ведь юристы, которым она присуща, склонны переоценивать свои силы и в связи с этим недостаточно детально прорабатывать дело. Из этой ситуации есть несколько выходов – Бойцова рекомендует для начала "снять корону" и сосредоточиться на изучении судебной практики. Нелишним будет прислушаться к советам более опытных коллег, можно посещать судебные заседания с их участием, нужно подмечать особенности их поведения, и таким образом набираться знаний и уверенности. А Сергей Копейкин советует наряду с этим избрать специализацию – ту отрасль права, которая нравится, и окунуться в эту сферу с головой.

Ошибки часто возникают и в отношениях с доверителем. Юлия Комиссарова призывает максимально конкретизировать и прописывать в соглашении объем действий, которые предстоит осуществить адвокату, чтобы не ввести клиента в заблуждение. Наряду с этим Денис Погуляев рекомендует заключать договоры с доверителями только будучи однозначно уверенным, что перегрузки адвоката не произойдет, и новое дело не помешает ведению других.

Сергей Копейкин: "Опытный адвокат заинтересован в том, чтобы воспитать последователей и передать им знания"

Серьезными недочетами специалисты считают и недобросовестный подход к процессуальным нормам и документам. Нужно следить за течением сроков исковой давности и в целом предельно внимательно относиться к процессуальным срокам, ведь их пропуск влечет отказ в удовлетворении требований. Следует ответственно подходить и к процессуальным документам, они должны быть краткими, четкими и простыми. "Судьи третейских (и, думаю, всех иных судов) очень не любят процессуальные документы на нескольких десятках страниц. Ваши требования должны быть ясны, понятны и обоснованы. В этом случае у вас есть все шансы на успех", – поделилась секретом Юлия Вербицкая. В числе ошибок профессионалы-практики также называют назначение экспертизы и постановку вопросов экспертам без предварительных консультаций со специалистом.

Можно предположить, что значительное число перечисленных ошибок молодой адвокат сможет избежать, если он будет действовать под руководством опытного наставника. Большинство экспертов, ответивших на вопросы портала ГАРАНТ.РУ, отмечают, что наставничество в адвокатской среде распространено, некоторые даже называют это достойной традицией. Подобный подход взаимовыгоден – начинающие специалисты растут и развиваются в выбранной профессии, а состоявшиеся адвокаты воспитывают своих последователей. В то же время в отдельных адвокатских образованиях в наставничестве могут отказать, если есть опасения, что адвокат, на которого потратили время и силы, перейдет в другое профессиональное образование и станет конкурентом для своих учителей. То есть в конечном итоге наличие или отсутствие практики наставничества зависит от конкретной адвокатской коллегии или бюро.

Трудности профессии

Выбирая путь адвоката, начинающему специалисту нужно отдавать себе отчет в том, что практически сразу ему придется столкнуться с тяжелой интеллектуальной работой. Самыми сложными направлениями практической юриспруденции Сергей Копейкин считает хозяйственно-финансовое, строительное и земельное право. Эти области, по его оценке, постоянно развиваются, поскольку любые трансформации в экономике влекут за собой изменения в праве. По тому же принципу Анастасия Расторгуева отнесла к самым трудоемким направлениям налоговое право, отметив, что оно "меняется со скоростью света". А Елена Бойцова лучше посоветует хорошего специалиста по международному праву, чем самостоятельно начнет вникать во все нюансы данной отрасли. В то же время, по мнению специалистов, и в сложных делах можно при желании найти положительные стороны – они заставляют думать и профессионально развиваться.

Юлия Комиссарова: "Юридически сложные дела интересные, так как они заставляют думать и развиваться"

Для адвоката неизбежны и тяжелые эмоциональные переживания. Как отмечают практики, в уголовных делах, в которых есть риск, что подзащитного приговорят к реальному лишению свободы, в делах о лишении родительских прав и определении порядка общения с детьми происходит погружение в судьбы людей. "Мне было бы морально тяжело защищать водителя, сбившего насмерть или причинившего тяжкий вред здоровью пешехода, особенно ребенка, женщины или пожилого человека. В этом случае лично я бы попробовала договориться о компенсации, если это будет возможно в рамках данного дела, то есть максимально уменьшить вред, причиненный моим подзащитным", – поделилась Юлия Вербицкая.

Однако несмотря на трудности, молодые адвокаты редко разочаровываются в профессии до такой степени, чтобы из нее уйти – так считают многие представители сообщества. Как правило, еще до получения статуса будущие специалисты знают, чего ждать на выбранном пути. Но уйти из адвокатуры отдельные юристы могут не из-за разочарования, а по другим причинам. Например, если специалист так и не научился находить доверителей и не смог выбрать адвокатское образование, которое обеспечивало бы загрузку и, следовательно, поступление денег, считает Денис Погуляев. Но, как отметили практики, тот, кто решил покинуть адвокатуру, свободен в выборе дальнейшего пути, ведь все зависит от его желания и настойчивости. Уже состоявшиеся профессионалы могут занять должности чиновников или руководителей компаний, и кроме того, юристам всегда открыто направление консалтинга.

Вознаграждение за труд и собственная практика

Поскольку адвокатский труд требует высокой квалификации, а также больших временных и эмоциональных затрат, неизбежно встает вопрос об его оплате. Кстати, размер вознаграждения и условия его выплаты относятся к существенным условиям соглашения об оказании юридической помощи (подп. 3 п. 4 ст. 25 закона об адвокатуре).

Анастасия Расторгуева: "Существующий закон об адвокатуре не отражает реального положения дел"

Представляется, что причитающуюся адвокату сумму ему нужно определять, исходя из адекватной оценки своего профессионализма. И необязательно при этом, чтобы молодой адвокат получал мало. Напротив, обратила внимание Елена Бойцова, "дешевый" специалист вызывает обоснованное сомнение – почему он так мало берет? Если профессионал уверен в своих знаниях и силах – он может называть высокий гонорар, полагает Сергей Копейкин. Однако и здесь следует проявлять известную сдержанность. Практикующие юристы советуют учитывать средние цены по рынку, а также исходить из общих расценок адвокатского образования, в котором работает специалист.

Впрочем, последний фактор не нужно учитывать адвокату, который открыл собственную практику и уже не зависит от коллегии или бюро. Вероятно, он может считать себя профессионалом и просить соответствующий гонорар, поскольку в настоящее время учредить адвокатский кабинет, чтобы вести самостоятельную деятельность, вправе только гражданин, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет (п. 1 ст. 21 закона об адвокатуре). Это положение появилось в законодательстве сравнительно недавно, менее года назад – изменения вступили в силу с 13 июня 2016 года (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 2 июня 2016 г.. № 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

К слову, данную норму не все адвокаты считают удачной. Денис Погуляев отметил, что она несправедлива для состоявшихся юристов с большим опытом, которые решили получить статус адвоката. Они не смогут сразу после этого стать учредителями кабинета или коллегии, так как им придется ждать пять лет, зарабатывая необходимый стаж. Более справедливым, по мнению эксперта, был бы дифференцированный подход, учитывающий продолжительность профессионального опыта. А Юлия Вербицкая, напротив, полагает, что наличие обязательного пятилетнего стажа – это правильная мера в отношении молодых адвокатов. Данный период она назвала оптимальным для получения опыта и создания собственной клиентской базы.

Что интересно, не все профессионалы считают необходимым открывать собственную практику. Так, Анастасия Расторгуева рассказала, что большинство ее успешных коллег-адвокатов являются членами коллегий или бюро. Данные формы адвокатских образований, по ее оценке, дают большее преимущество, поскольку всегда можно посоветоваться с коллегами или вести дело сообща. К тому же, самостоятельность влечет за собой и риски – не исключено, что первоначальная клиентская база не обеспечит достаточный доход. В этом случае эксперты рекомендуют заранее предвидеть такую ситуацию и создать финансовый резерв на первое время.

Реформирование адвокатуры

По мнению некоторых адвокатов, действующее законодательство, которое касается адвокатуры, необходимо скорректировать. В качестве одного из направлений предлагаемых ими изменений можно выделить регулирование рынка юридических услуг. Отдельные эксперты считают, что все юристы должны получать некий "допуск к профессии". Сегодня большинство специалистов не обязаны сдавать никаких квалификационных экзаменов, но в то же время могут выступать в качестве представителя в суде. Но чтобы стать адвокатом, нужно пройти испытание, а в дальнейшем еще и следовать закону об адвокатуре и Кодексу профессиональной этики. По оценке Дениса Погуляева, такое положение вещей создает дисбаланс в сфере юридических услуг.

Некоторые профессионалы предлагают повысить требования еще и к адвокатам. Так, Сергей Копейкин считает, что отбор в адвокатское сообщество должен стать более жестким и в профессиональном плане, и с точки зрения личных качеств будущего специалиста.

Определенные претензии есть у практиков к форме адвокатских образований. Сегодня адвокатские бюро, коллегии и юридические консультации считаются некоммерческими организациями (п. 1-2 ст. 123.16-2 Гражданского кодекса). Анастасия Расторгуева отмечает, что в связи с этим у партнеров нет желания вкладываться, например, в офис или иное имущество фирмы, так как оно останется в самой организации. Адвокат рассказала, что по этой причине некоторым крупным адвокатским фирмам приходится открывать коммерческую структуру с тем же названием. По оценке других экспертов, для решения подобных проблем нужно создать форму адвокатской деятельности, схожую с коммерческими организациями. В том числе это позволило бы совершать сделки с ее долями.

Начинающему адвокату придется столкнуться со множеством трудностей. Но если он уверен в выбранном пути, готов упорно работать и добросовестно выполнять свои обязательства, чтить закон и Кодекс профессиональной этики, он несомненно станет достойным членом адвокатского сообщества.

Блокчейн, криптовалюты, кибербезопасность, искусственный интеллект, цифровая экономика. Все чаще эти слова являются предметом обсуждений в органах государственной власти, профессиональных сообществах и СМИ. Изменения в общественной жизни, связанные в первую очередь с появлением новых информационных технологий, отразились также и на работе юристов. К примеру, уже сейчас автоматизированы некоторые направления юридической деятельности: с помощью современных электронных систем составляются типовые договоры, направляются претензии и иски, отслеживается статус дела. Цифровизация экономики, по мнению экспертов, может привести к тому, что значительную часть работы юристов смогут успешно выполнять роботы. В связи с этим остается открытым вопрос: каким должно быть юридическое образование будущего, чтобы позволить специалистам оставаться востребованными? В преддверии Международного дня студентов, который отмечается 17 ноября, портал ГАРАНТ.РУ узнал у экспертов, какими знаниями и навыками должны обладать юристы цифровой эры, заменят ли роботы юристов и кто такой "юрист будущего"?

Каким должно стать современное юридическое образование?

Сегодня практически в каждом вузе имеется юридический факультет, который специализируется на подготовке кадров для той или иной отрасли. Так, в МГИМО МИД России юристы специализируются на изучении международного права и особенностях законодательства зарубежных стран, студенты Российской государственной академии интеллектуальной собственности углубленно изучают вопросы патентного права. В некоторых вузах готовят специалистов широкого профиля, такие как, например, МГУ, МГЮА им. О.Е. Кутафина. Однако, по мнению экспертов, для выпускника юридического факультета знать только действующее право, в том числе его отдельную отрасль, мало.

Алексей Головченко

"Современное юридическое образование, безусловно, должно быть основано не на штудировании законов, как это в свое время делали мы. На сегодняшний день информация стала доступной и оперативной: просто, открыв Интернет, вы можете за пару минут найти всю необходимую вам информацию и даже историю изменений по тому или иному вопросу. Важно научить будущих юристов пользоваться этой информацией", – считает Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании "ЭНСО", президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации "Деловая Россия".

Артем Юдкин

Такой же позиции придерживается и Артем Юдкин, председатель Правления Фонда "Сибирский экспертный центр "Модернизация". По его мнению, юридическое образование должно обеспечить переход от авторитарной и текстовой дидактики (когда будущий юрист заучивает рекомендованный преподавателем текст нормативного акта и доктринальные толкования правовых норм) к комплексному восприятию информации. "Когда в год принимаются десятки тысяч новых норм, существенно меняются действующие законы и разрабатываются сотни новых документов, ориентироваться в этом пространстве без работы по поиску информации и комплексного представления о норме права (сама норма, ее изначальный текст или текст проекта, судебная и административная практика применения) не представляется возможным. Обеспечить это можно только путем интеграции в обучение справочно-информационных систем", – полагает эксперт.

Сергей Головин

Адвокат Сергей Головин считает, что в учебную программу вузов необходимо включать дисциплины, позволяющие студенту приобрести навыки в сфере новых технологий, включая добычу доказательств в сети, обеспечение кибербезопасности, электронное делопроизводство и другие.

Однако, по мнению генерального директора CEB SHL Russia&CIS Ирины Зариной, оперативно адаптироваться к быстро трансформирующимся условиям труда учебные заведения не смогут.

Ирина Зарина

"Современному юристу важно учиться самостоятельно ориентироваться в развивающихся цифровых условиях: в новом программном обеспечении, аналитических технологиях и платформах отчетности, которые используют работодатели или клиенты. Так, студент должен в ходе обучения в вузе параллельно набирать те цифровые навыки, которые в перспективе помогут ему эффективно выполнять функцию юридической поддержки и интегрировать результат работы в общую деятельность компании", – рекомендует она.

Вместе с тем несмотря на необходимость внедрения в образовательный процесс современных технологий, эксперты не исключают сохранение элементов классического образования. "Если вспомнить историю, российские дореволюционные юристы были людьми не только образованными в юридическом плане, но и досконально знавшими историю, культуру и иностранные языки. Это было необходимым условием того времени, так как в состав Российской империи входили Польша, Финляндия, страны Прибалтики и Средней Азии. В те годы базовых вузов, в которых готовили юристов, было немного – университеты Москвы, Петербурга, Киева, Казани, Риги, Таллина, Тарту. В этих университетах преподавали одни и те же профессора, то есть существовало своеобразное для того времени сетевое взаимодействие: юридические знания и особенно достижения правовой науки транслировались на всех площадках примерно на одном – высочайшем – уровне. Это позитивный опыт, который нам необходимо интерпретировать и осовременить сегодня на новом технологическом уровне", – считает декан юридического факультета Российского нового университета (РосНОУ), профессор, к. псих. н. Алексей Тыртышный.

Алексей Тыртышный

Он также рассказал, что в нынешних условиях, когда наша страна попала под действие санкций, особую актуальность приобретает подготовка юристов, компетентных именно в областях международного права. По его мнению, в профессиональном сообществе не хватает специалистов, которые не только бы свободно владели иностранными языками, но и понимали механизмы работы других юрисдикций и возможности их взаимодействия с российской. "Недостаток кадров означает, в том числе и то, что наши образовательные программы недостаточно ориентированы на международное взаимодействие. Поэтому наша задача – обмениваться опытом с зарубежными коллегами. Для этого мы активно взаимодействуем с университетами Франции и Бельгии и обсуждаем возможные форматы сотрудничества и обмена опытом с вузами Азии и других регионов мира, – отметил Алексей Тыртышный. – Разумеется, чтобы соответствовать новым требованиям, вуз сам должен перестраиваться: пересмотреть подход к подбору и подготовке научно-педагогических кадров, разрабатывать и лицензировать новые образовательные программы. Требуется сделать подготовку студентов максимально вариативной, чтобы они имели возможность получать дополнительное образование по смежными с юриспруденцией направлениями подготовки, будь то психология, лингвистика, экономика или IT".

Какими знаниями и навыками должны обладать юристы цифровой эры?

Юлия Кульчицкая

Юлия Кульчицкая, директор консалтинговой компании МАК Групп, эксперт Первого Арбитражного Учреждения, считает, что цифровая эра – это эра вербальной коммуникации. А это значит, востребованным на рынке труда становится умение представить свое экспертное мнение понятным и доступным способом. При этом, по ее словам, увеличивается и скорость принятия этих решений. "Меняется скорость и ресурсы поиска, подбора и анализа информации, что требует от юриста нового поколения умения анализировать большие массивы данных, выстраивать их в логичные структуры".

Вячеслав Сергеев

По мнению управляющего партнера группы компаний "BDA" Вячеслава Сергеева, юристу нового поколения мало иметь диплом юридического вуза и обладать знаниями в сфере юриспруденции. Он отмечает, что специалисту следует научиться оказывать услуги с помощью высокотехнологичных инструментов, например электронной подписи, электронного документооборота, криптоканалов для обмена информацией, токенов и электронных валют, смарт-контрактов и т. д. Кроме того, он выделяет важность многогранных и глубоких знаний специалиста в разных областях юриспруденции. "Таковы требования обеспечения скорости при оказании услуги, конфиденциальности (ограниченность в возможности привлекать экспертов), отсутствия необходимых экспертов в данном месте или времени", – рассказал эксперт.

Однако, Роман Янковский, секретарь Наблюдательного совета Ассоциации ФинТех, партнер юридической фирмы "Зарцын, Янковский и партнеры", преподаватель юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, считает, что многие юристы до сих пор не могут понять, как работает асимметричное шифрование, технология цифровых отпечатков, тот же блокчейн. "Но сейчас "нас не учили" – это больше не оправдание. Если юрист хочет быть в тренде, ему приходится постоянно осваивать несвойственные сферы знаний: от финансов до верстки. Приходится пересиливать себя, чувствовать себя бабушкой, которой внук пытается объяснить, как работает Интернет. Но только так можно остаться конкурентоспособным на рынке труда", – подчеркнул эксперт.

Как повлияют современные информационные технологии на работу юриста?

Ольга Кириллова

Ольга Кириллова, управляющий директор юридической компании Heritage Group, считает, что, например, внедрение big data в повседневную юридическую практику существенно уменьшит значимость экспертизы документов. "Используя эти системы, "нарисовать" что-то задним числом будет все труднее. Это, конечно, упростит работу юриста, потому что меньше придется сталкиваться с недобросовестностью оппонентов. С другой стороны, несомненно, потребуется больше точности, скрупулезности и все тех же навыков оперирования информацией", – отметила эксперт.

Роман Янковский

Алексей Головченко рассказал о преимуществах онлайн-правосудия, которое позволит упростить процедуру контроля над документооборотом в судебной системе и сделать более прозрачной работу судей. "Это важный аспект, поскольку на сегодняшний день проблемы недобросовестности судей, неэффективности и несправедливости российской судебной системы – это притча во языцех. Предприниматели явно считают, что более 80% споров с государством изначально проигрышные, поскольку наша судебная система так настроена. В связи с этим подобные сервисы помогут бороться с этими насущными проблемами. Уменьшится возможность "маневра" со стороны властных структур, поскольку все будет максимально прозрачно. Также станут проще транзакционные отношения с судами, соответственно и скорость отношений увеличится", – рассказал адвокат.

Однако, по мнению Антона Иванькова, генерального директора ООО "Юридическая фирма "ЗАКОН – ПРИОРИТЕТ", не исключены проблемы при реализации системы онлайн-правосудия. В частности, в случаях рассмотрении дел в порядке упрощенного производства (гл. 29 Арбитражного процессуального кодекса, гл. 21.1 Гражданского процессуального кодекса, гл. 33 Кодекса административного судопроизводства). "Элементарное отсутствие подключения к Интернету может поставить под угрозу своевременное направление в суд документов в электронном виде. Кроме того, доказательственная база сторон должна быть оформлена на предельно высоком профессиональном и качественном уровне, не вызывающем каких-либо сомнений в подлинности и верности направленных в суд электронных документов, при этом большие объемы документов могут вызвать определенные трудности в их отправке в суд в электронном виде", – считает эксперт.

Заменят ли роботы юристов?

Антон Иваньков

Практически все эксперты считают, что роботы не смогут полностью заменить юристов. Однако, по мнению Юлии Кульчицкой, хорошо "обученный" робот сможет выполнить ряд функций юриста более эффективно и качественно. Например, он сможет собрать необходимые данные, проанализировать их, подготовить стандартизованные документы, обработать в специальных программных продуктах. Но Ольга Кириллова считает, что юристов высшей квалификации, например, в сфере банкротства и корпоративных конфликтов машины не заменят никогда. "Здесь каждый процесс слишком сильно отличается от другого: в работе присутствует, без преувеличения, творческая составляющая. Незаменимыми останутся те, кто заносят данные в программу и те, кто мыслит нестандартно, так как это не сможет ни одна машина", – добавила она.

Вместе с тем Вячеслав Сергеев привел примеры организаций, в которых роботы уже заменяют юристов.

"ПАО "Сбербанк" запустило сервис роботов, которые обрабатывают исковые заявления физических лиц. Этот робот позволит сократить до 3 тыс. рабочих мест по юридической специальности. Существуют также мобильные приложения, которые по сути являются также роботами, с помощью которых пользователи могут, например, заполнить и подать заявление на обжалование штрафа за парковку. Аналогичные сервисы есть для бракоразводных процессов и количество вариантов их применения растет. Это оставит без работы тысячи начинающих юристов, которым обычно поручают однотипную неквалифицированную функцию, – отметил Вячеслав Сергеев. – Однако, отмечу, что для опытных юристов всегда останется работа, которую невозможно передать роботам. Например, представительство в суде, где юрист должен разработать стратегию защиты, владеть ораторскими навыками, искусством убеждения, проявить человеческое отношение к клиенту и т. д. Но при этом однозначно нужно признать, что роботы это очень сильные, обучаемые, потенциально "опасные" конкуренты для профессии юриста".

Аналогичной позиции придерживается Антон Иваньков. Он также считает, что машины и роботы не способны заменить юриста в судебном процессе. "Каждое отдельно взятое дело в той или иной степени уникально. Да, есть идентичные, похожие по своей сути и содержанию дела, по которым уже сформирована определенная судебная практика. Однако и это не дает полной гарантии того, что вновь возникший аналогичный правовой спор может быть решен таким же стандартным способом, – отметил он. – В работе юристов невозможно применять шаблонные, трафаретные подходы и использовать запрограммированные установки и методы в процессе разрешения судебных споров".

Владимир Константинов

Владимир Константинов, юрист-судебник, генеральный директор юридической компании "Юристо" считает , что для качественного решения правовых задач необходим изощренный человеческий интеллект, а не простая механика действий. "В тех сферах, где можно действия сделать системными – например, взыскание задолженности по типовым контрактам – уже внедрены роботизированные системы обработки информации и подготовки правовых документов. В будущем роботы-юристы все больше будут интегрированы в обычную жизнь и заменят функционал юриста, поэтому востребованы будут специалисты с гибким подходом к решению задач, с глубокими знаниями права и способные находить нестандартные пути решения поставленных задач, потому что роботы – это в первую очередь стандартизация. Востребованность в юристах определенно станет меньше, вырастет конкуренция за рабочие места, где еще будет необходим человеческий интеллект. Юристам потребуется переквалификация и получение дополнительного образования, хотя в современной реальности несколько высших образований в разных отраслях уже стало нормой и является признаком хорошего юриста", – добавил эксперт.

Эксперты отмечают, что уже сегодня работа юристов предельно упрощена. Так, например, электронные конструкторы договоров существенно облегчают разработку документов – составление судебного иска превращается в работу с электронными формами, в органы государственной власти можно обратиться через информационные системы, а на судебном заседании можно присутствовать с применением конференц-связи. Эти и другие новшества современности уже являются не просто предпосылками цифровой экономики, а по сути стали укладом жизни. Однако несмотря на то, что цифровые преобразования происходят практически в каждой отрасли, эксперты считают, что искусственный интеллект не заменит в полной мере работу юристов.

Как стать классным юристом? Советы студентам от преподавателя

Студенты РГУП

Как вы считаете, какими способностями или талантами должен обладать студент, чтобы стать высококлассным юристом?

В качестве ответа на ваш вопрос я могу предложить следующие условия становления студента высококлассным юристом:

  1. Желание получить как можно больший объём знаний и не только в юриспруденции.
  2. Иметь достаточно сильную волю, чтобы заставить себя постоянно получать необходимые знания. Причём не только в профессиональной учебной организации.
  3. Понимать, что пословица: «Знания никогда не оттягивают карманы», имеет прямое отношение к юристам.
  4. Всегда уметь спокойно и доказательно обосновывать своё мнение по любому вопросу в любой ситуации и с любым собеседником.
  5. Научится уметь входить в доверие и вести общение с любыми собеседником, вне зависимости от возраста, пола, уровня образования и обеспеченности, политических приоритетов и других особенностей, присущих конкретному собеседнику.
  6. Научиться быть бюрократом в лучшем смысле этого слова: обязательным, пунктуальным, соблюдающим закон во всех случаях, никогда не нарушающим законы совести и всегда исходить из условий справедливости при разрешении любого правового вопроса, быть всегда ответственным за все свои действия или бездействия.
  7. Всегда помнить, что ты ответственен за разглашение любой тайны, к которой ты официально или неофициально получил доступ, кроме случаев прямо предписанным законом.
  8. Быть культурным человеком, знать историю, ибо только знание истории даёт возможность правильно построить будущее.

Студенты РГУП

Видите ли вы сразу среди первокурсников будущих знаменитых юристов?

Я не смогу ответить на ваш вопрос прямо, так как стать знаменитым можно в нашей стране и без хороших знаний, а по другим причинам, о которых вы хорошо знаете. Посмотрите материалы Интернета.

Студентов, которые могут стать очень хорошими юристами, я достаточно быстро могу определить в процессе обучения. Они умеют быстро и правильно пользоваться материалами правового поля: законами и подзаконными актами, а также быстро реагировать на возможные изменения в нормативных документах, в том числе материалами судебной практики от Конституционного и Верховного судов до материалов мировых судей.

Они обладают способностями анализа конкретных ситуаций и подготовке конкретных предложений для разрешения проблемы. Они имеют собственное мнение и умеют доказывать свою правоту при разрешении проблемы.

Они могут быть прекрасными юристами, но чтобы стать знаменитыми в наше время, этого недостаточно.

Студенты РГУП

Какие книги или статьи нужно читать студенту, чтобы стать классным юристом?

Я считаю, что студент должен много читать и не только учебники и комментарии к ним, Постановления и Определения Конституционного и Верховного судов РФ, материалы судебных дел, юридические статьи, выступления судей, материалы заседание ГосДумы РФ и др. Надо интересоваться выступлениями политиков настоящего и прошлого времени.

Но, кроме этого, хороший юрист должен много читать художественной литературы, нашей и зарубежной. Она позволит ему развить мышление и ситуативный анализ, поможет правильно формулировать свои мысли и тексты выступлений, даст возможность расцвечивать свои выступления выдержками из прочитанных текстов.

Начать следует с Библии и Корана. Сравнив их тексты, вы многое увидите и поймёте, а далее следует прочитать художественную литературу, например: А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Т. Драйзер «Американская трагедия», Виктор Гюго «Отверженные», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», К. М. Симонов «Живые и мертвые», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.
Произведения: Л. Толстого, В. Шекспира, Ю. Семёнова, А. Вахова, Т. Сёмушкина, А. Толстого, А. Чаковского, Г. Брянцева и др.
Стихи А. Пушкина, Т. Шевченко, К. Симонова, Л. Филатова, В. Высоцкого, Д. Пастернака, А. Твардовского и многих других.

Хочешь быть хорошим специалистом в любой отрасли деятельности - постоянно учись.



Читаете книги, учебники весь семестр, но есть ощущение, будто ничего и не читали. Готовитесь к экзамену, учите конспекты лекций. А информация быстро улетучивается. После экзамена вообще все забывается.

Знакомые ощущения, да?

На самом деле, зубрежка действительно может помочь заработать оценку повыше. Но это иллюзорный выигрыш. То, что выучили, быстро забудется, так как при зубрежке используется краткосрочная память.

Ученые называют заучивание временным преимуществом и противопоставляют его овладению устойчивыми знаниями и навыками.

При зубрежке многое заучивается, но почти все очень быстро выветривается.

Как правильно учиться и запоминать

Обучение – циклический процесс, требующий снова и снова возвращаться к ранее изученному, постоянно обновлять знания и соотносить их с новой информацией.

Учиться вообще непросто, нужно прилагать усилия, чтобы что-то узнать и понять. При этом надо помнить, что неудачи неизбежны и ваши ошибки – это свидетельство ваших стараний, а не неспособностей. Благодаря ошибкам нарабатывается уникальный опыт, повышаются ваши возможности.

Исследования доказывают, что знания лучше усваиваются, если мозгу приходится потрудиться. Чем больше усилий требуется, чтобы вспомнить, тем эффективнее укрепляются знания.

Так какие же усилия необходимо предпринимать, чтобы запоминать то, что читаешь и изучаешь?

Ключевые стратегии обучения

Есть три ключевые стратегии обучения.

1. Практика припоминания новых знаний

Если говорить проще, это самотестирование на протяжении всего учебного процесса. Это намного эффективнее перечитывания того, что вы уже когда-то учили.

Как это делается? Всегда задавайте себе вопросы после прочтения конкретных глав в учебнике (можно использовать контрольные вопросы в учебнике после каждой главы, делать карточки с вопросом-ответом или проходить тесты в интернете по дисциплине). При этом важно не заглядывать в текст.

Такой практикой тестирования лучше заниматься один раз в неделю по материалу, который вы прошли за последние дни, и по предыдущему материалу.

По результатам самотестирования вы увидите пробелы в знаниях, которым стоит уделить особое внимание.

Зачем? Забывание – естественный процесс для человека. Но благодаря самотестированию вы сможете закрепить знания в памяти. Поверьте, такая привычка припоминания на протяжении учебного семестра избавит вас от авралов и зубрежки.

Но если вы приверженец перечитываний, то будьте готовы к тому, что таким способом вы создадите себе иллюзию знания. Пассивное восприятие информации не заведет вас далеко в обучении. Только проверка себя на знание основных идей позволяет сосредоточиться на самом главном, а старания по припоминанию делают знания долговременными.


2. Интервальное обучение

Это изучение нового материала более одного раза. Важно повторять материал через большие промежутки времени.

Как это делается? Составьте план самотестирования, чтобы между периодами обучения был перерыв. Например, новый материал вы должны тестировать и перечитывать через день, в следующий раз через неделю. Как почувствовали, что освоили тему, проводите самотестирование один раз в месяц.

В течение семестра параллельно с новыми знаниями возвращайтесь к самотестированию того, что уже выучили раньше. И соотносите новые знания со старыми. Осмысливайте! Именно осмысливая, лучше понимаешь и запоминаешь информацию.

Практика интервального обучения также включает изучение сразу двух или более тем. Такое переключение внимания с одной темы на другую позволяет освежать в памяти каждую из них.

Зачем? Самотестирование и повторение материала через определенные интервалы времени требуют больше усилий, чем углубленное изучение одной темы (методом зубрежки). Но именно интервальное обучение зарекомендовало себя как одна из эффективных стратегий обучения – вы так перезагружаете информацию из долгосрочной памяти, это позволяет лучше осмысливать, запоминать и соотносить новое с другими знаниями.

3. Чередование разнородных задач

Если вы хотите запомнить важные юридические термины или решать разнообразные правовые задачи, изучайте их параллельно. То есть нужно чередовать разнородные задачи, требующие разных решений.

Как это делается? Часто учебники строятся по блочному принципу: в одной главе описывается решение определенного типа задач. Следуя такому методу обучения эффективности добиться сложно. Лучше всего чередовать решение разнородных задач и всякий раз припоминать, как они решаются. Это как в баскетболе: если спортсмен будет сразу отрабатывать произвольные броски на разную амплитуду, то он станет более эффективным, чем тот, кто по отдельности отрабатывает один прием за другим.

Зачем? Такое чередование задач и знаний развивает способность различать информацию и выделять общее. Это поможет вам на экзамене или в реальной жизни, когда на ходу придется осознавать тип проблемы или задачи и самостоятельно принимать решение.

  • Всегда читать материал до лекции.
  • Во время чтения представлять, какие вопросы могут войти в тест, и стараться на них ответить.
  • Мысленно отвечать на вопросы во время лекций, чтобы проверить усвоение прочитанного.
  • Выучить все незнакомые и забытые понятия, встреченные в учебных пособиях.
  • Выделенные крупным шрифтом термины и понятия переписывать в рабочую тетрадь и регулярно проверять, понятен ли смысл.
  • Проходить онлайн-тренировочные тесты, которые предлагает преподаватель. Выявленные неизвестные понятия выучить.
  • Реорганизовать информацию в учебном пособии по собственному плану.
  • Выписывать особо важные понятия и вывешивать их на видное место: время от времени проверять их знание.
  • Возвращаться к пройденному материалу через какое-то время и тестировать себя на протяжении всего курса.

Используйте эти три ключевые стратегии в своем обучении, превратите их в привычку, и ваш прогресс будет очевиден не только вам, но и вашим преподавателям.

Главное, помните:

  • Трудности в обучении – это нормально. Это ведет к прочному знанию и запоминанию. Обучаясь и преодолевая трудности, вы меняете ваш мозг, формируете новые нейронные связи и повышаете интеллект.
  • Успешнее учится тот, кто возлагает ответственность за свое обучение на себя.
  • Варианты припоминания того, что вы когда-то учили и знали: тестирование или самотестирование, повтор пройденного материала через определенные интервалы времени, освоение разных знаний и навыков, связанных друг с другом, решение разнородных задач.
  • Информация лучше запоминается в том случае, если ее связать с чем-то значимым и личным для себя.
  • Осмысливайте, связывайте новые знания со старыми, рефлексируйте, генерируйте ответы до того, как получите готовое решение, используйте мнемонические техники для запоминания, получайте обратную связь от преподавателя о ваших знаниях – в общем, применяйте разные методы обучения и не останавливайтесь на достигнутом.

По материалам книги «Запомнить все: усвоение знаний без скуки и зубрежки»

Борисенко Ольга

В настоящее время широко обсуждается введение с 2023 г. адвокатской монополии (см. проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанный Минюстом России), в преддверии которой как никогда актуальным является вопрос о получении статуса адвоката.

Вопросы, связанные со сдачей квалификационного экзамена, детально урегулированы Положением, утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 25 апреля 2003 г. (в редакции от 17 апреля 2019 г.).

Ответы на дополнительные вопросы без проблем можно найти либо на сайте адвокатской палаты, где претендент будет сдавать экзамен, либо связавшись по телефону с уполномоченным сотрудником данной палаты.

Поделюсь своим практическим опытом подготовки и сдачи квалификационного экзамена, который, надеюсь, будет полезен юристам, претендующим на получение адвокатского статуса.

Я сдавала экзамен год назад в АП г. Москвы. Порядок его сдачи во всех палатах в целом единообразен, но в каждой палате могут быть свои незначительные особенности – например, расширенный список предоставляемых документов (так, АП Ленинградской области просит претендентов представить рукописную автобиографию, АП Смоленской области – письменное согласие руководителя адвокатского образования на прием претендента в члены адвокатского образования, АП Чеченской Республики – подписку на «АГ»), включение в устный экзамен практических задач (как в палатах Московской и Тульской областей), возможность использования «бумажных» кодексов (например, АП Смоленской области рекомендует принести на экзамен свои кодексы) и др.

Сбор документов для допуска к экзамену

Для успешного планирования целесообразно заранее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми адвокатской палатой, и собрать полный пакет документов.

При этом необходимо учесть, что изготовление справки об отсутствии непогашенной или неснятой судимости по регламенту МВД России может занять до 30 дней. В моем случае потребовались три недели – справку я заказывала и получала через Единый портал госуслуг (электронной копии справки достаточно).

Кроме того, претенденты, переехавшие на постоянное место жительства в другой субъект Федерации (или планирующие переезд в срок менее года до подачи заявления на присвоение статуса адвоката), для сдачи экзамена по новому месту жительства с 1 мая 2019 г. должны согласовывать место сдачи экзамена с Советом ФПА, предварительно представив копии документов о действительном изменении места постоянного жительства. Согласование может также занять до 30 дней. Данная мера была принята в связи с массовой проблемой фиктивной миграции претендентов для сдачи экзамена в «удобном» регионе.

После подачи всех документов квалификационная комиссия палаты проверяет их на соответствие установленным требованиям и сообщает о допуске претендента к экзамену и его дате. Мне перезвонили через 10 дней и предложили согласовать дату компьютерного тестирования. Аналогичные условия действовали и при прохождении устного собеседования.

Отмечу, что АП г. Москвы гибко относится к возможности переноса сроков экзамена, и при необходимости можно выбрать иную подходящую дату, главное – уложиться в предельный срок, установленный Законом об адвокатуре (не позднее трех месяцев с даты подачи заявления).

Ко дню прохождения компьютерного тестирования также нужно принести квитанцию (выдадут в адвокатской палате), подтверждающую оплату целевого взноса на организацию и проведение экзамена. Сумма взноса определяется каждой палатой самостоятельно, в Москве она составляет 10 тыс. руб.

Подготовка и сдача теста

Исходя из моего опыта, опыта коллег и комментариев квалификационной комиссии АП г. Москвы, по итогам 2018 г. в среднем успешно сдают адвокатский экзамен около 50% претендентов, при этом абсолютное большинство тех, кто не сдал, сталкивается с затруднениями при устном собеседовании.

Каждому претенденту предоставляется отдельный компьютер, к которому выдаются логин и пароль. Вопросы и их последовательность у каждого претендента различаются, поэтому заглядывать в монитор соседа бессмысленно. Также исключена возможность пользования смартфоном для проверки правильности ответа.

Большинство вопросов посвящены положениям Закона об адвокатуре, КПЭА, а также стандартам и разъяснениям ФПА РФ по конкретным вопросам адвокатской деятельности.

При этом попадаются достаточно узкие и «экзотические» вопросы, например: «Профессиональное объединение адвокатов какого из перечисленных государств не является участником Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности?» или «В Постановлении ЕСПЧ от 12.02.2015 «Дело “Юдицкая и другие (Yuditskaya and Others) против Российской Федерации”» (жалоба № 5678/06) указано: «В связи с этим Европейский Суд напоминает, что в делах, касающихся адвокатов, посягательство на профессиональную тайну адвоката может иметь последствия для ˂…˃ и, соответственно, для прав, гарантированных статьей 6 Конвенции» (вставьте пропущенную фразу)».

В связи с этим рекомендую внимательно ознакомиться с вопросами, найти и запомнить правильные ответы на них до прохождения тестирования.

Также в Интернете можно найти платные тренажеры (стоимость незначительная), имитирующие компьютерное тестирование в адвокатской палате. Я пользовалась таким тренажером – на мой взгляд, он полезен, помогает хорошо подготовиться и впоследствии успешно пройти реальное тестирование. В то же время на сайте ФПА РФ с недавнего времени размещен бесплатный тренажер для подготовки к тестированию. Дело в том, что все другие тренажеры, встречающиеся в Сети, не имеют отношения к ФПА РФ и, по отзывам пользователей, не всегда правильно ориентируют претендентов.

Результаты компьютерного тестирования становятся известны сразу после прохождения теста. Претенденты, успешно сдавшие первую часть экзамена, допускаются ко второму этапу – устному собеседованию. В моей группе все 12 претендентов успешно прошли эту часть испытания.

Подготовка и прохождение собеседования

Устное собеседование было назначено спустя три недели после тестирования. В общей сложности я готовилась к нему около двух месяцев (еще до подачи документов в палату) в комфортном режиме, а с момента назначения даты собеседования – интенсивно.

В ходе собеседования претенденту предлагается выбрать билет, включающий четыре вопроса из перечня, утвержденного ФПА РФ в январе 2016 г. и применяющегося с 1 сентября того же года. При этом вопросы в билете для устного собеседования могут быть дополнены по усмотрению адвокатских палат субъектов РФ задачами по решению правовых ситуаций и заданиями по составлению юридических документов. В экзаменационных билетах АП г. Москвы таких задач нет.

К сожалению, АП г. Москвы не размещает для свободного ознакомления билеты с конкретными вопросами, в то время как, например, АП Московской области это сделала, чем, несомненно, облегчила претендентам подготовку.

Относительно подготовки к устному собеседованию хотелось бы отметить следующее.

Материал очень объемный, охватывает множество отраслей права. Поэтому в идеале желательно начать готовиться к нему заблаговременно – до сдачи документов в адвокатскую палату, чтобы равномерно распределить нагрузку и качественно подготовиться по всем вопросам собеседования.

При подготовке особое внимание стоит уделить вопросам по адвокатуре – в состав квалификационной комиссии входят 7 адвокатов, в том числе президент палаты (его заместитель), которые знакомы с теоретическими и практическими аспектами адвокатуры в деталях и проявляют особую щепетильность при проверке знаний в соответствующей области.

По моим наблюдениям, большинство экзаменационных билетов включали вопрос по адвокатуре, причем он был первым. Соответственно, претенденты, показавшие хорошие знания по данному вопросу, сразу располагали к себе комиссию и далее более уверенно, чем остальные, продолжали ответ.

Исходя из моего опыта и опыта коллег, добавлю, что в билетах обязательно попадаются вопросы и по уголовному праву (процессу), и по гражданскому. В связи с этим юристам, практикующим в уголовном праве (процессе), целесообразно сделать упор на изучении и повторении вопросов по гражданскому праву и процессу, и наоборот.

В любом случае я бы рекомендовала как минимум: подготовиться к ответу на все вопросы по тем отраслям права, которые вы не используете в своей практике и (или) забыли в связи с давностью изучения, а также хорошо выспаться накануне экзамена, чтобы использовать свои способности по максимуму. Добавлю, что атмосфера при прохождении собеседования доброжелательная, члены комиссии проверяют знания претендентов, не выходя за рамки темы вопроса, не «заваливают», а, напротив, помогают наводящими вопросами сориентироваться в ответе.

Для подготовки к ответу предоставляется время – первого из претендентов приглашают к ответу через 45 минут после начала подготовки, при отсутствии желающих комиссия по своему усмотрению определяет кандидатуру первого отвечающего. Кроме того, экзаменуемым предоставляются «бумажные» кодексы и законы в достаточном количестве.

До начала ответа комиссия предостерегает претендентов от чтения ответа «по бумажке» и просит каждого убрать листок, где написан ответ, и не смотреть в него. В случае заглядывания в листок комиссия относится к этому негативно и повторно просит его убрать. По этой причине на экзамене бессмысленно подробно расписывать ответы по каждому из вопросов. Также не стоит рассчитывать на использование смартфона – в ходе устного ответа без какой-либо письменной заготовки знания претендента либо отсутствие таковых станут очевидны.

Вместо этого целесообразно, на мой взгляд, сосредоточиться на плане выступления, при необходимости воспользоваться предоставленными кодексами и законами и вспомнить базовые положения по соответствующему вопросу, проговорить «про себя» ответы на наиболее сложные вопросы, а также обдумать возможные дополнительные вопросы со стороны комиссии и свои ответы на них. Отвечать необходимо четко, уверенно и последовательно – как выступая перед судом.

В моем случае устное собеседование группы из 12 человек длилось около трех часов (включая время на подведение итогов и их оглашение). Я отвечала порядка 15 минут; семеро претендентов, включая меня, прошли собеседование успешно.

Подводя итог, хочу пожелать всем претендентам успеха, а для его достижения рекомендую при подготовке использовать тайм-менеджмент и планировать все этапы, а также выделить достаточное время на повторение (изучение) материала.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: