К условиям необходимым для формирования правового государства относится авторитарный режим
Обновлено: 17.04.2024
Формирование правового государства основано основных предпосылках его создания:
- Экономические основы. В качестве данного элемента выступают производственные отношения, которые базируются на многоукладности, на равноправии всех имеющихся форм собственности, в частности данные показатели характеризуют производителей и потребителей материальных благ. При этом все субъекты равноправны, обладают равной совокупностью прав и обязанностей.
- Социальные основы. Центром данного элемента является гражданское общество, которое осуществляет саморегулирование, в основе лежит человек с его интересам и запросами. Система социальных институтов создает требуемые условия для реализации прав и свобод человека и гражданина. При этом обеспечивается прочная социальная основа государства, которая обеспечивается действующими правовыми нормами. Правовое государство является одновременно и социальным.
- Нравственные основы. В правовом государстве имеются общечеловеческие принципы, в частности, принцип гуманизма и справедливости, равенство и свобода личности, честь и достоинство, при этом исключается произвол и насилие над человеком.
Дополнительные предпосылки становления правового государства
В качестве дополнительных предпосылок можно назвать: формирование определенного правосознания у широких масс населения. Кроме того, утверждается Принудительная сила государства, которая может применяться в отдельных случаях. Формируются плюрализм мнений, которые имеют место во многих сферах социальной жизни общества и государства. Развивается система местного самоуправления А причём как в центре, так и на местах, посредством чего производится расширение и углубление существующих принципов демократии, которые имеют место во всех сферах социальной жизнь.
Основной предпосылкой создания правового государства является развитие гражданского общества. Под ним понимается такое общество, в дела которого не вмешивается государство. Данная общества представлена отдельными членами, общественными организациями, средствами массовой информации и другими. Важной основой формирования данного института является институт частной собственности, которая играет важную роль, обеспечивая конкуренцию среди членов с социумом. Кроме того, гражданское общество характеризуется плюрализмом, открытостью, и социальной активностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Важной предпосылкой формирования правового государства также является верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Данное возможно вследствие того, что закон выражает волю большинства населения, однако он регулирует не любые вопросы, а лишь самые важные стороны общественной жизни, закрепляя права и свободы человека и гражданина, определяя основные ценности общества и их правовое регулирование. могут существовать и иные нормативные акты, однако все они должны соответствовать закону. В частности, подзаконные акты лишь детализируют положения законов, не должны противоречить им.
Кроме того, влияние на данную сферу имеет такая предпосылка, как принцип разделения властей, который трактуется учеными и существует уже довольно длительное время. В частности, он означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ветви власти независимы друг от друга и реализуют свои функции самостоятельно. В то же время они взаимосвязаны друг с другом и должны сотрудничать. Существует система сдержек и противовесов, которую определяет недопустимость выхода какой-либо ветви власти на главенствующую роль, что является гарантом их равноправия.
Приступая к выяснению вопроса о путях формирования правового государства, прежде всего, следует отметить, что речь не может идти о неминуемости правового государства. Правовое государство само по себе, по каким-то объективным закономерностям не наступит, оно, как уже отмечалось, является продуктом общественного развития, а по своей природе - рукотворным явлением.
Правовое государство, действительно, приходится формировать усилиями институтов гражданского общества. Институты гражданского общества должны быть настолько развиты и зрелы, чтобы могли сознательно учреждать организацию политической власти, соответствующую параметрам верховенства права, разделения власти, взаимоответственности государства и личности и т.д. Ведь главное в идее правового государства - это подчинение государства (политической власти) служению интересам общества, защите прав и свобод человека.
Поэтому, размышляя о правовом государстве, необходимо обратить внимание и осмыслить то, каковы конкретные пути его формирования в том или ином государствообразующем обществе. При этом, в первую очередь, мы должны проанализировать жизнен-
ные реалии, уровень нашего государственно-правового сознания и определить свое место на пути достижения параметров правового государства.
В историческом аспекте можно выделить несколько этапов на пути к формированию правового государства.
На первом этапе происходит теоретическое осмысление философии правового государства. На основе анализа деятельности реального государства, сравнения его с другими, более прогрессивными, вычленениями его изъянов и пороков происходит осмысление и поиск некоего идеального народного государства.
Идеи о правовом государстве, как правило, возникают как реакция на авторитарный режим правления, на абсолютизм, на тоталитарное государство. В советской действительности идея правового государства довольно легко пробила себе дорогу на фоне уничтожающей критики административно-командного властвования, вож-дистского правления страной со стороны генеральных секретарей.
Второй этап начинается тогда, когда основные теоретические выводы об идеальном, народном государстве реализуется в различных документах (Декларациях, Конституциях, отдельных законах), принятых в более или менее прогрессивных государствах планеты. Так нужно оценить Декларацию прав человека и гражданина, провозглашенную Учредительным Собранием Французской Революции 26 августа 1789 г. Примером может быть и Конституция Федеративной Республики Германии, которая определяет государство этой страны в качестве правового. Сюда же можно отнести Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в качестве закона Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. и т.д.
Третий этап характеризуется тем, что само общество, государство которого закрепило основные принципы правового государства, созрело для восприятия этих принципов в фактической жизни и готово создать необходимые условия для проживания идеи правового государства дальше в реальной жизни.
Лишь после этого, на четвертом этапе, когда государствооб-разующее общество становится правовым, наступает время для реального функционирования правового государства.
Исходя из такой периодизации каждое общество может определить свое место на пути формирования правового государства. Мы
сегодня, в российском масштабе, находимся на уровне осмысления идеи правового государства и формально-юридической реализации этих идей в соответствующих законах. Нам, конечно же, еще очень далеко до реального правового государства. Однако мы уже сознаем, что альтернативы правовому государству нет и для нас. Поэтому нам шаг за шагом необходимо развиваться в этом направлении, преодолевать те преграды, которые стоят на пути к формированию правового государства.
Какие же объективные и субъективные преграды нам в Российской Федерации необходимо преодолевать в процессе формирования правового государства?
1. Мы должны преодолеть идеологию нищеты, идеологию бедных. Поднимая в свое время на щит лозунг бедных, люмпенов, мы произвели уравниловку по бедности. Между тем бедное государство правовым быть не может. При нашем природном и интеллектуальном богатстве нужно дать возможность людям полностью раскрыть свои возможности в производственной, культурной сферах. Чем больше будет богатых как в материальном, так и интеллектуальном смысле граждан, тем богаче будет государство и тем более оно может уделить внимания социализации тех граждан, которые в этом нуждаются.
2. Необходимо преодолеть идеологию, в соответствии с которой у нас социалистическое государство рассматривалось как благотворительное учреждение для граждан. Между тем правовое государство должно иметь четкие пределы своей деятельности. В то же время оно должно нести, при необходимости, ответственность перед гражданским обществом и перед отдельным гражданином.
3. Необходимо юридически закрепить и реально придерживаться примата общечеловеческих ценностей в обществе над национальными, внутригосударственными. До сих пор наш патриотизм нередко рассматривался выше общечеловеческих ценностей.
4. Нам необходимо преодолеть наше негативное отношение к классической идее о разделении власти, к теории сдержек и противовесов в механизме функционирования государственной власти.
5. Нам необходимо преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву. Мы должны подняться до уровня, чтобы рассматривать право как социальную ценность и самоценность, как объективно необходимый регулятор общественных отношений в ци-
вилизованном обществе. Здесь же следует иметь в виду, что идеи большевизма сделали очень многое для того, чтобы отвергать преемственность в правовом развитии, объявив предыдущее право исключительно буржуазным, игнорируя естественно-правовую теорию общечеловеческого в содержании права. Да и в правовой нигилизм большевистская идея добавила многое, доведя его до теории полного отмирания права из-за его ненадобности в условиях коммунистического самоуправления.
6. Нам нужно преодолеть так называемое народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, да и в любом вышестоящем начальнике, а не в суде, который функционирует в каждом районе.
7. Необходимо нам преодолеть и субъективное стремление правящих любого уровня, и в особенности самого высокого уровня, объявить свою волю правом и законом.
8. Нам нужно преодолеть отсутствие знаний, правовой культуры широкого населения, для которого право, закон зачастую ассоциируются как деятельность только органов милиции, суда и прокуратуры. У нас еще очень слаба юридическая служба, мы мало готовим юристов, в общественной жизни низка их престижность.
9. На пути к правовому государству нам необходимо разрешить еще одну, но ключевую проблему. Эта проблема организации защиты личности государством. Еще Ш.Монтескье в свое время считал, что у государства есть верховная (то есть самая наиважнейшая) функция: охрана свободы, имущества и безопасности своих граждан.
Идеология всесторонней эффективной правовой защиты личности в нашем зарождающемся гражданском обществе уже всесторонне осмысливается. Она идет на смену идеологии советского образа жизни, кстати сказать, и не утвердившееся на практике по причине того, что основывалась на исключительном приоритете общественных интересов над личными.
Сегодня все больше проявляется, что самой привлекательной стороной демократического правового общества (а вслед за ним и правового государства) является провозглашение и обеспечение всесторонней защиты личности, основанной на взаимной ответственности государства и личности. Суверенизация личности, которая по логике вещей происходит объективно в обществе, развивающемся в
сторону правового государства, не менее объективно ставит и проблему усиления правозащитной деятельности государства по отношению к своим гражданам. Хотя проблем в этом направлении развития еще очень много, но при внимательном анализе ценностей, которые мы сегодня официально провозглашаем, можно уже увидеть определенные и позитивные сдвиги.
В области правозащитной деятельности нашему государству сегодня необходимо стремиться к реальному обеспечению всех законов, предусматривающих права и свободы граждан. Одно лишь провозглашение свободы предпринимательства, без четкого механизма реализации, не может пробить сооруженную десятилетиями стену консерватизма, основанную на идеологии, приводящей к нищете. Сегодня необходимо нашему государству усилить работу по борьбе с преступностью. Люди должны чувствовать себя в безопасности и доверять государственным структурам, призванным защищать их права и свободы. Если этого не будет, то не будет сдвигов и в сфере экономики.
Идеология преимущественной защиты неких государственных интересов (не понятных простому народу) должна быть переосмыслена и переориентирована на идеологию защиты интересов личности. Все возможности государства сегодня должны быть направлены на реализацию этой идеологии.
Кто сегодня выступает за широту государственной власти, за приоритет общественных интересов над личными, тот вольно или невольно выступает за приближение тирании, диктаторства. Когда говорят об интересах какого-то народа, то это ведет к подчинению интересов личности интересам народа. Это ведет к рабству индивида ради обезличенной свободы народа. Индивидуальная независимость - первая потребность в демократическом обществе, а поэтому никогда нельзя ею пожертвовать даже ради установления политической свободы. В иерархии ценности политическая свобода все же выступает как средство, а не цель. Цель общественного развития - достижение свободы и независимости личности. Поэтому политическая свобода может быть рассмотрена лишь как гарантия личной свободы. Подмена же личной свободы политической свободой также неминуемо ведет к ущемлению прав и интересов личности.
В целом же по мере развития в направлении правового общества и правового государства государствообразующее общество будет все более однородным в политическом отношении, националь-
ные, социальные и иные основы различия между людьми будут стираться. Все государствообразующее общество все больше будет развиваться в сторону единообразия на основе сознания необходимости и возможностей государственной власти в рассмотрении возникающих противоречий в обществе. Правовое, то есть справедливое разрешение социальных противоречий будет все больше притягивать людей в сторону правовой организации общественных отношений. Объединения людей, основанные на признаках национальности, вида или рода трудовой деятельности все больше будут терять политический вес.
10. Пути формирования правового государства в нашем обществе необходимо переосмыслить и с позиции направлений правового регулирования. Правовое государство должно быть ориентировано на создание оптимальных условий для развития производственной и общественной деятельности. Сегодня же еще в значительной мере сохраняется модель правового регулирования производственной и общественной жизни, сложившаяся в условиях командно-административного метода управления страной. Право все еще пытается определить и то, что можно, и то, чего нельзя. Такой подход особенно тормозит развитие экономики, утверждению единообразия на основе преимущественно одной формы собственности. Теперь необходимо перестроить принципы правового регулирования. Право из «коридорного» метода направления развития общественных отношений должно быть перестроено на принцип регулирования, в соответствии с которым в хозяйственной, общественной сфере разрешено все, что прямо не запрещено.
11. Рассуждая о путях формирования правового государства в России, нельзя не учитывать ее огромную территорию, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание как у управляющих, так и у управляемых.
Темпы строительства правового государства в России, и на его окраинах будут в значительной мере зависеть от быстроты преодоления отмеченных преград и успешности интеграции России с мировым сообществом правовых государств.
Нам необходима демократическая, признающая власть права Россия. Только тогда многочисленные народы, населяющие ее, могут чувствовать себя действительно единой дружной семьей.
Авторитарные режимы разнообразны. Это неевропейские монархии (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия), диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Для того чтобы авторитарный режим возник, должны сложиться условия для его появления.
Условия возникновения режима авторитарной власти:
1. Социальный и политический кризис общества, для которого характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, связанная с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни, совершающаяся в течение жизни одного-двух поколений.
2. Размывание имеющейся социально-классовой структуры и маргинализация основной массы населения, которые всегда связаны с ломкой исторического уклада жизни общества. Появление больших масс людей, выбитых из традиционных гнёзд существования, лишённых собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его
фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных, переходных слоёв, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушения.
3. Возрастание настроения заброшенности и отчаяния, стремление к восстановлению социальной справедливости путём установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни, которое берёт верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.
4. Возрастание роли исполнительных органов государственной власти и основной военной силы — армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.
5. Решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность мирного захвата власти определённой политической группировкой.
Тоталитарный режим
Основное отличие тоталитарного режима— это всепроникающая, всеконтролирующая власть, перед которой человек чувствует себя беззащитным и беспомощным.
Это порождение XX в., до которого были режимы диктаторские, но не было тоталитарных.
При тоталитарном режиме существует единственная официальная идеология, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождём народа, часто харизматическим (Ленин, Гитлер, Сталин, Мао Цзе дун). Иные точки зрения подавляются.
Существует одна правящая партия, а остальные запрещаются, уничтожаются. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, она захватывает государственное управление: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов (НСДАП, КПСС).
На ключевые посты попадают только члены партии, возникает запрет на свободу слова и информации.
Начинается крайняя централизация управления, инициатива наказывается, местная власть только исполняет приказы сверху, к населению применяется физическое насилие.
Государство устанавливает полный, т. е. тотальный (отсюда и название), контроль над всеми сферами жизни общества.
В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел специфику. Вместе с тем есть черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть.
Признаки тоталитарного политического режима:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти;
3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная «правовая», (скорее, антиправовая,) регламентация общественных отношений;
5) государственная власть формируется бюрократическим способом;
6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
7) права и свободы человека и гражданина носят декларативный характер.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
© cyberpedia.su 2017-2022 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.
Теории верховенства закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.
Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как и право.
Для формирования правового государства должны быть необходимые предпосылки:
1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».
2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.
3. Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.
4. Укрепление судебной системы, введение суда присяжных.
5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.
6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.
7. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.
8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.
9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.
Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства:
а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.
б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.
в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.
г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.
Вопрос 5. Осуществление государственной власти и разделение властей
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.
Характеристики принципа разделения властей:
1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:
во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;
во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;
в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.
Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;
2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;
3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:
- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;
- право Президента РФ распускать Государственную Думу;
- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;
4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство РФ;
4) суды Российской Федерации.
В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.
Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.
Сущность разделения властей
Теория разделения властей является важным звеном в истории развития
буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное
требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы
буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для
"утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения
злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения
или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на
законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих
«властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг
друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов
и в специфических правовых формах.
Эта доктрина позволяла буржуазии обосновать свой приход к политической
власти и постепенно оттеснить феодалов от определения государственной
политики. Провозглашая разделение властей, буржуазия хотела организовать
государственную власть таким образом, чтобы, взяв ее в свои руки, сделать
аппарат власти более действенным, отвечающим реальным потребностям,
повседневной практики на основе рационального распределения властных
полномочий между отельными органами государства.
Основные постулаты этой теории оказали большое влияние на разработку
учения о сущности государственной власти, способах и формах ее организации,
механизме взаимодействия органов государства, функционирования политической
системы, на исследование проблем суверенитета, демократии, народного
представительства, парламентаризма и других принципиальных вопросов
Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной
практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789
г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16
подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами
и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция
разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда
буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата
(например, Конституция США 1787 г, французские конституции 1791, 1795, 1848
гг., Конституция Норвегии 1814 г. и другие).
Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как
самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период
буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою»
варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем
Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся
мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса
с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где
буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция
разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка
смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала
популярной политической доктриной.
Свои политические идеи Джон Локк (1632—1704) изложил в ряде работ,
среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О
государственном правлении», изданный в 1690 г.—через два года после так
называемой «славной революции», т. е. политического переворота 1688 г.,
установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых
своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея,
Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь
отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до
теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание
которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с
феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым,
Исходя из реально сложившихся в стране политических отношений, Дж. Локк
как «сын классового компромисса 1688 г» теоретически оправдал его,
поскольку в результате «славной революции» был практически реализован
локковский идеал—конституционная монархия. С либеральных и умеренных
позиции Дж. Локк сформулировал некоторые общие принципы буржуазного
государственного строя, обосновал своего рода программу сторонников тех
общественно- политических порядков, которые закрепились после того, как
английское общество было переделано на буржуазный лад. К. Маркс назвал
Локка «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества
в противоположность феодализму.
В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым
ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из
важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение
властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках
одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут
захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими
интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от
законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же
Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по
управлению государством, Локк различает три власти: законодательную,
исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в
соответствии со спецификой осуществляемых ими функций—создание законов для
общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими
государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих
сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в
руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т. е.
избираемому народом представительному органу—парламенту. Исполнительная и
союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему
содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами,
поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или
гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу
— монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т.
е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления.
Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей
прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в
общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а
считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом,
что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.
Посредством «правильной» организации государственной власти Локк
стремился сконструировать сложный политический механизм, способный
«уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные
руки», а именно—разделить ее между парламентом и королем, т. е. в конечном
счете между буржуазией и дворянством.
В основе доктрины Локка лежат социально-политические соображения, заботы
о стабильности буржуазных государственно-правовых институтов, стремление
предотвратить подлинно революционное их преобразование, не допустить новые
смуты и перевороты, которые он считает национальным бедствием.
Локк исследует основные принципы и направления взаимодействия
различных властей, способы и формы их соучастия в осуществлении
государственных дел, говорит о необходимости взаимных «сдержек и
Идею разделения властей развили позднее Монтескье и Руссо, что было
Максимилиан Робеспьер (1758—1794 гг.) как вождь якобинцев и комиссар
Конвента, выступая за «самодержавие народа» и считая равновесие властей
«химерой», заявлял, что все должностные лица являются лишь уполномоченными
народа, должны отчитываться перед ним в своей деятельности. Именно тогда
Якобинский Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти,
как законодательной, так исполнительной, отказавшись тем самым от
разделения властей. Обоснование неограниченного суверенитета народа и
отрицание принципа разделения властей содержалось в Якобинской Конституции
1793 г., которая, однако, не вступила в силу из-за гражданской войны и
иностранной военной интервенции.
С победой контрреволюции буржуазия, ликвидировала режим Конвента, уже
открыто выступает против демократических «эксцессов» народного
представительства. Поднимая на щит лозунг разделения властей как «первого
условия свободного правления», она стремится те самым укрепить и сделать
независимой от парламента правительственную власть. Разделение властей
трактуется как «вечный закон» и необходимая предпосылка справедливости,
общественного порядка и законности. Из этого исходит, например, Конституция
Франции 1795 г., закрепляя, что «общественный порядок не может быть
гарантирован, если не установлено разделение властей».
Орган государственной власти – это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.
Теории верховенства закона, «господства права» отражали стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удавалось построить общество, в котором право и закон действительно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.
Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невозможно, так как государство обладает относительной самостоятельностью, так же как и право.
Для формирования правового государства должны быть необходимые предпосылки:
1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хорошего, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».
2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) социальной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.
3. Совершенствование законодательства и создание единой системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.
4. Укрепление судебной системы, введение суда присяжных.
5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.
6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности.
7. Утверждение принципа плюрализма мнений и суждений, многопартийность.
8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.
9. Последовательное расширение и укрепление демократии во всех сферах жизни общества.
Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства:
а) Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.
б) Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.
в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.
г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.
Вопрос 5. Осуществление государственной власти и разделение властей
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.
Характеристики принципа разделения властей:
1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:
во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;
во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;
в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.
Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;
2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;
3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:
- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;
- право Президента РФ распускать Государственную Думу;
- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;
4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство РФ;
4) суды Российской Федерации.
В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.
Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.
Сущность разделения властей
Теория разделения властей является важным звеном в истории развития
буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное
требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы
буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для
"утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения
злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения
или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на
законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих
«властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг
друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов
и в специфических правовых формах.
Эта доктрина позволяла буржуазии обосновать свой приход к политической
власти и постепенно оттеснить феодалов от определения государственной
политики. Провозглашая разделение властей, буржуазия хотела организовать
государственную власть таким образом, чтобы, взяв ее в свои руки, сделать
аппарат власти более действенным, отвечающим реальным потребностям,
повседневной практики на основе рационального распределения властных
полномочий между отельными органами государства.
Основные постулаты этой теории оказали большое влияние на разработку
учения о сущности государственной власти, способах и формах ее организации,
механизме взаимодействия органов государства, функционирования политической
системы, на исследование проблем суверенитета, демократии, народного
представительства, парламентаризма и других принципиальных вопросов
Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной
практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789
г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16
подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами
и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция
разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда
буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата
(например, Конституция США 1787 г, французские конституции 1791, 1795, 1848
гг., Конституция Норвегии 1814 г. и другие).
Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как
самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период
буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою»
варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем
Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся
мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса
с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где
буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция
разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка
смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала
популярной политической доктриной.
Свои политические идеи Джон Локк (1632—1704) изложил в ряде работ,
среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О
государственном правлении», изданный в 1690 г.—через два года после так
называемой «славной революции», т. е. политического переворота 1688 г.,
установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых
своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея,
Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь
отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до
теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание
которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с
феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым,
Исходя из реально сложившихся в стране политических отношений, Дж. Локк
как «сын классового компромисса 1688 г» теоретически оправдал его,
поскольку в результате «славной революции» был практически реализован
локковский идеал—конституционная монархия. С либеральных и умеренных
позиции Дж. Локк сформулировал некоторые общие принципы буржуазного
государственного строя, обосновал своего рода программу сторонников тех
общественно- политических порядков, которые закрепились после того, как
английское общество было переделано на буржуазный лад. К. Маркс назвал
Локка «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества
в противоположность феодализму.
В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым
ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из
важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение
властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках
одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут
захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими
интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от
законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же
Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по
управлению государством, Локк различает три власти: законодательную,
исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в
соответствии со спецификой осуществляемых ими функций—создание законов для
общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими
государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих
сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в
руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т. е.
избираемому народом представительному органу—парламенту. Исполнительная и
союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему
содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами,
поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или
гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу
— монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т.
е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления.
Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей
прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в
общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а
считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом,
что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.
Посредством «правильной» организации государственной власти Локк
стремился сконструировать сложный политический механизм, способный
«уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные
руки», а именно—разделить ее между парламентом и королем, т. е. в конечном
счете между буржуазией и дворянством.
В основе доктрины Локка лежат социально-политические соображения, заботы
о стабильности буржуазных государственно-правовых институтов, стремление
предотвратить подлинно революционное их преобразование, не допустить новые
смуты и перевороты, которые он считает национальным бедствием.
Локк исследует основные принципы и направления взаимодействия
различных властей, способы и формы их соучастия в осуществлении
государственных дел, говорит о необходимости взаимных «сдержек и
Идею разделения властей развили позднее Монтескье и Руссо, что было
Максимилиан Робеспьер (1758—1794 гг.) как вождь якобинцев и комиссар
Конвента, выступая за «самодержавие народа» и считая равновесие властей
«химерой», заявлял, что все должностные лица являются лишь уполномоченными
народа, должны отчитываться перед ним в своей деятельности. Именно тогда
Якобинский Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти,
как законодательной, так исполнительной, отказавшись тем самым от
разделения властей. Обоснование неограниченного суверенитета народа и
отрицание принципа разделения властей содержалось в Якобинской Конституции
1793 г., которая, однако, не вступила в силу из-за гражданской войны и
иностранной военной интервенции.
С победой контрреволюции буржуазия, ликвидировала режим Конвента, уже
открыто выступает против демократических «эксцессов» народного
представительства. Поднимая на щит лозунг разделения властей как «первого
условия свободного правления», она стремится те самым укрепить и сделать
независимой от парламента правительственную власть. Разделение властей
трактуется как «вечный закон» и необходимая предпосылка справедливости,
общественного порядка и законности. Из этого исходит, например, Конституция
Франции 1795 г., закрепляя, что «общественный порядок не может быть
гарантирован, если не установлено разделение властей».
Орган государственной власти – это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.
Автор статьи
Читайте также: