К условиям необходимым для формирования правового государства относится анархия

Обновлено: 17.04.2024

Гражданское сообщество включает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государств, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависит от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., то во втором случае - ее политические права. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и прав государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной, личной свободы каждого человека.

Основными признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность в гражданском обществе базируется на принципе координации. В отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого rechtsstaat и соотносится с вполне определёнными концепциями.

В паре взаимосвязанных феноменов общество - государство ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре гражданское общество - правовое государство определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство - лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер..

Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.

Правовое государство - многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве.

Вопрос 3. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) государственных органов; 4) объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

1) по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

2) немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

3) по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

1) нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

2) по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

1) территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

2) экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

  • авторитарного режима
  • гражданского общества
  • местного самоуправления
  • политической системы
Вопрос 2

Активисты мо­ло­деж­но­го дви­же­ния про­ве­ли бла­го­тво­ри­тель­ную акцию, на­прав­лен­ную на сбор средств для под­держ­ки детей, остав­ших­ся без по­пе­че­ния родителей. В дан­ном при­ме­ре от­ра­зи­лось функционирование

  • местного самоуправления
  • государственной власти
  • гражданского общества
  • политической партии
Вопрос 3

Что из перечисленного характеризует демократический режим?

  • верховенство исполнительной власти
  • командно-административные методы управления
  • господство одной общеобязательной идеологии
  • защита прав и свобод граждан
Вопрос 4

Что является признаком любого государства?

  • верховенство права
  • выборность высших органов власти
  • суверенитет
  • многопартийность
Вопрос 5

Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

  • гражданским обществом
  • многопартийностью
  • федерацией
  • правовым государством
Вопрос 6

Отличительным признаком правового государства является

  • республиканская форма правления
  • наличие конституции
  • развитая система социального обеспечения
  • принцип разделения властей
Вопрос 7

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 8

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 9

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 10

Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?

А. В структуру органов местного самоуправления входят представительные органы.

Б. Органы местного самоуправления подчиняются по всем вопросам органам государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 11

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Одним из примеров развития гражданского общества является усиление контроля центральных органов власти над местными.

Б. К институтам гражданского общества относятся общественные объединения, некоммерческие неправительственные организации.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 12

Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Условием формирования гражданского общества является правовое государство.

Б. В гражданском обществе публичная власть на местах осуществляется через органы самоуправления.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 13

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 14

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество объединяет многочисленные негосударственные организации граждан.

Б. Развитое гражданское общество является условием существования и развития демократии.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Один из принципов существования правового государства

  • государство является единственным субъектом формирования права
  • наличие правовой связи человека с государством
  • власть в государстве олицетворяет харизматический лидер
  • наличие системы сдержек и противовесов
Вопрос 2

Один из принципов существования правового государства

  • наличие конституционного судопроизводства
  • наличие свободных владельцев средств производства
  • установление взаимной ответственности гражданина и государства
  • функции управления разделены между государством и органами местного самоуправления
Вопрос 3

Найдите в приведённом ниже списке признаки правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • право официально представлять всё общество внутри страны и за рубежом
  • полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека
  • превращение гражданина в верноподданного, государства
  • защита интересов государства — ядро всей правовой системы
  • эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона
  • подчинение закону государства, его органов, должностных лиц, граждан
Вопрос 4

В стране С. первостепенное внимание обращается на качество издаваемых нормативно-правовых актов, ведущим критерием которых является их соответствие естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека. Какой принцип правового государства реализуется в стране С?

  • политический и идеологический плюрализм
  • реальное разделение властей
  • взаимная ответственность государства и личности
  • единство права и закона
Вопрос 5

Верны ли следующие суждения о концепции правового государства?

А. Концепции правового государства соответствует утверждение: запрещено всё, то, что не разрешено законом.
Б. Концепции правового государства соответствует утверждение: разрешено только то, что разрешено законом.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 6

Исключительным признаком правового государства является

  • наличие системы права
  • периодические выборы в органы власти
  • верховенство права в обществе
  • наличие правоохранительных органов
Вопрос 7

Верны ли следующие суждения?

А) Государство и право тесно взаимосвязаны: государство принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства и должностных лиц.

Б) Теорий государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли государства и право.

  • верно только А;
  • верно только Б;
  • верны оба суждения;
  • оба суждения неверны
Вопрос 8

Правовое государство, в отличие от любого другого государства, невозможно без

  • гражданского общества
  • суда
  • правоохранительных органов
  • законов
Вопрос 9

Признаком правового государства является

  • существование профсоюзов
  • разделение властей
  • существование политических партий
  • наличие парламента
Вопрос 10

Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, относятся к признакам правового государства.Отметьте НЕВЕРНЫЕ

  • разделение властей,
  • единая идеология,
  • система сдержек и противовесов,
  • политические свободы,
  • гражданское общество,
  • подконтрольность суда президенту.
Вопрос 11

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Из предложенных вариантов, выберите на ваш взгляд верный и вставьте в пропущенный текст.

  • Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно стремится быть гарантом ________.
  • Правовое государство есть форма ограничения ________ правами и свободами человека.
  • Поэтому приоритет прав человека по отношению к ________ является его первичным, определяющим, системообразующим признаком.
  • Цель правового государства – обеспечение границ свободы индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очерченного ________ .
  • Предотвращая социальные катаклизмы и перевороты, правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный __________
  • Поэтому для формирования правового государства большое значение имеет принцип связанности __________ правами человека.
Вопрос 12

Исключительным признаком правового государства является постулат:

  • источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона;
  • все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;
  • принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами;
  • принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
Вопрос 13

Автором Теории разделения властей является:

  • Аристотель
  • Цицерон
  • Ш. Монтескье
  • К.Маркс
Вопрос 14

Разделение властей необходимо для:

  • Сосредоточения власти в одних руках;
  • Исключения монополизации власти;
  • Исполнения принятых законов.
  • Усиления контроля со стороны трех властей за обществом.
Вопрос 15

Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа народного суверенитета.

Б. Правовым может считаться государство как с республиканской формой правления, так и с монархической.

Автор перечисляет условия, которые необходимы для существова-
ния правового государства. Назовите три условия.

С появлением в теории правового государства принципа неотъем-
лемых естественных прав человека она обретает свое основное ценност-
ное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого
принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновеши-
вать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает
с него ответственности за надлежащее использование своих прав и сво-
бод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав
на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответствен-
ность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполне-
ния своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граж-
дан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институ-
тов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение
имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое
государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными
противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права.
Правовое государство может существовать и успешно развиваться в об-
ществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройст-
ва, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с ува-
жением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к
другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг обще-
признанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоцени-
мое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как
бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы
не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия,
нравственной деградации общества. Цель правового государства — за-
щищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъем-
лемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, наси-
лия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль
принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при кото-
ром человек выступает не как объект команд, а как равноправный парт-
нер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных
структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
Е.В. Лукашева

Идея правового государства всегда покоилась на дуализме Государства и Права. Но одновременно она опиралась на обще­философское представление о Праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.

Правовая государственность объективно предполагает автономность и политическую свободу индивида, отдавая приоритет в общественных и государственных делах социальным целям личности.

Теории верховенства закона, «господства права» отража­ли стремление двигаться к правовому государству. Однако даже в лучшие времена на практике еще никому не удава­лось построить общество, в котором право и закон действи­тельно бы господствовали. Это обусловлено тем, что право не может быть выше экономического строя, культурного развития, которые оно отражает, а также противоречиями в обществе, субъективными качествами людей.

Только связанность правом характеризует государство как правовое, но достигнуть этого в абсолютной степени невоз­можно, так как государство обладает относительной само­стоятельностью, так же как и право.

Для формирования правового государства должны быть необходимые предпо­сылки:

1. Обеспечение удовлетворительного, а в идеале хороше­го, материального положения граждан. В ст. 25 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социаль­ное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

2. Проведение деэтатизации (разгосударствления) соци­альной жизни, свертывание командно-административных методов руководства и управления.

3. Совершенствование законодательства и создание еди­ной системы контроля и надзора за его проведением в жизнь. Усиление роли Конституционного суда.

4. Укрепление судебной системы, введение суда присяж­ных.

5. Выработка у граждан навыков сознательного участия в управлении государством и общественными делами.

6. Наличие в обществе прочного правопорядка, законно­сти и конституционности.

7. Утверждение принципа плюрализма мнений и сужде­ний, многопартийность.

8. Развитие системы самоуправления народа в центре и на местах.

9. Последовательное расширение и укрепление демокра­тии во всех сферах жизни общества.

Существуют и определенные условия формирования и функционирования правового государства:

а) Достижение высокого уровня политического и право­вого сознания людей, хорошего культурного уровня. Следует отметить, что кроме закона есть еще культурный уровень, никакому закону не подчиняющийся.

б) Создание внутренне единого, непротиворечивого зако­нодательства.

в) Строгое исполнение законов. Еще в Древней Греции Хилон говорил: «Повинуйся законам. Слушайся законов больше, чем ораторов» Пифагорийцы наихудшим для всех злом считали беззаконие, безвластие, анархию.

г) Наличие в стране гражданского общества как условия и гаранта существования правового государства.

Вопрос 5. Осуществление государственной власти и разделение властей

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.

Сущность разделения властей

Теория разделения властей является важным звеном в истории развития

буржуазной политической мысли и конституционной практики. Ее главное

требование, выдвинутое Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье в период борьбы

буржуазии с феодальным абсолютизмом, заключалось в том, что для

"утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения

злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения

или отдельною лица необходимо разделить государственную власть на

законодательную, исполнительную и судебную. Причем каждая из этих

«властей», являясь самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг

друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов

и в специфических правовых формах.

Эта доктрина позволяла буржуазии обосновать свой приход к политической

власти и постепенно оттеснить феодалов от определения государственной

политики. Провозглашая разделение властей, буржуазия хотела организовать

государственную власть таким образом, чтобы, взяв ее в свои руки, сделать

аппарат власти более действенным, отвечающим реальным потребностям,

повседневной практики на основе рационального распределения властных

полномочий между отельными органами государства.

Основные постулаты этой теории оказали большое влияние на разработку

учения о сущности государственной власти, способах и формах ее организации,

механизме взаимодействия органов государства, функционирования политической

системы, на исследование проблем суверенитета, демократии, народного

представительства, парламентаризма и других принципиальных вопросов

Лозунг разделения властей получил свое воплощение и в конституционной

практике буржуазных стран. Так, Декларация прав человека и гражданина (1789

г.) считает идею разделения властей настолько существенной, что в статье 16

подчеркивает: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование нравами

и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Концепция

разделения властей служила руководящим началом при составлении ряда

буржуазных конституции и структурном оформлении государственного аппарата

(например, Конституция США 1787 г, французские конституции 1791, 1795, 1848

гг., Конституция Норвегии 1814 г. и другие).

Имея глубокие исторические корни, теория разделения властей как

самостоятельная и цельная политическая доктрина сформировалась в период

буржуазных революций XVII-XVIII вв. Основные постулаты «классическою»

варианта этой доктрины были выдвинуты сначала Джоном Локком, а затем Шарлем

Луи Монтескье как идеологами умеренных кругов буржуазии, стремившихся

мирным путем получить доступ к государственной власти на основе компромисса

с либеральным дворянством. Не случайно, что именно в Англии XVII в., где

буржуазная революция носила умеренный и компромиссный характер, концепция

разделения властей в трактовке известного английского философа Джона Локка

смогла отразить потребности рождающегося буржуазного строя и поэтому стала

популярной политической доктриной.

Свои политические идеи Джон Локк (1632—1704) изложил в ряде работ,

среди которых особенно выделяется «Второй трактат о государстве: О

государственном правлении», изданный в 1690 г.—через два года после так

называемой «славной революции», т. е. политического переворота 1688 г.,

установившего в Англии конституционную монархию. В отличие от некоторых

своих предшественников и современников (например, Дж. Мильтона, О. Сиднея,

Дж. Гаррингтона и др.), чьи политические взгляды отражали потребности лишь

отдельных групп восходящею класса, Дж Локк сумел возвыситься до

теоретического выражения общеклассовых интересов буржуазии, осознание

которых позволило ей объединить свои силы и одержать победу в борьбе с

феодальным абсолютизмом, хотя бы и на основе компромисса с новым,

Исходя из реально сложившихся в стране политических отношений, Дж. Локк

как «сын классового компромисса 1688 г» теоретически оправдал его,

поскольку в результате «славной революции» был практически реализован

локковский идеал—конституционная монархия. С либеральных и умеренных

позиции Дж. Локк сформулировал некоторые общие принципы буржуазного

государственного строя, обосновал своего рода программу сторонников тех

общественно- политических порядков, которые закрепились после того, как

английское общество было переделано на буржуазный лад. К. Маркс назвал

Локка «классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества

в противоположность феодализму.

В целях обеспечения основных прав человека Дж. Локк считал необходимым

ограничить политическую власть и ввести ее в определенные рамки. Одним из

важнейших средств достижения этого, по мнению Локка, является разделение

властей, способное предотвратить концентрацию всей полноты власти в руках

одних и тех же людей, которые, обладая возможностью создавать законы, могут

захотеть исполнять их к своей личной выгоде, в противоречии с общими

интересами. Поэтому Локк предлагает отделить, исполнительную власть от

законодательной и обязать самих законодателей подчиняться действию ими же

Учитывая объективные потребности в разделении усложняющегося труда по

управлению государством, Локк различает три власти: законодательную,

исполнительную и федеративную (союзную). Такую классификацию он проводит в

соответствии со спецификой осуществляемых ими функций—создание законов для

общественного блага, их исполнение и ведение отношений с другими

государствами Законодательная власть как выражение воли народа (имущих

сословий) должна быть, по Локку, отделена от остальных властей и отдана в

руки «многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях», т. е.

избираемому народом представительному органу—парламенту. Исполнительная и

союзная власти хотя и являются, по словам Локка, различными по своему

содержанию, однако эти власти трудно разделить между различными органами,

поскольку их несогласованность могла бы повлечь за собой беспорядок или

гибель общества. Исходя из этого, Локк вверяет обе эти власти одному лицу

— монарху, которому должна принадлежать и так называемая «прерогатива», т.

е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления.

Однако, подчеркивает Локк, монарх не должен злоупотреблять своей

прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку используется в

общих интересах. Судебную власть Локк не обозначает как отдельную, а

считает ее составным элементом исполнительной власти, подчеркивая при этом,

что в отправлении правосудия должен принимать участие народ.

Посредством «правильной» организации государственной власти Локк

стремился сконструировать сложный политический механизм, способный

«уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в «различные

руки», а именно—разделить ее между парламентом и королем, т. е. в конечном

счете между буржуазией и дворянством.

В основе доктрины Локка лежат социально-политические соображения, заботы

о стабильности буржуазных государственно-правовых институтов, стремление

предотвратить подлинно революционное их преобразование, не допустить новые

смуты и перевороты, которые он считает национальным бедствием.

Локк исследует основные принципы и направления взаимодействия

различных властей, способы и формы их соучастия в осуществлении

государственных дел, говорит о необходимости взаимных «сдержек и

Идею разделения властей развили позднее Монтескье и Руссо, что было

Максимилиан Робеспьер (1758—1794 гг.) как вождь якобинцев и комиссар

Конвента, выступая за «самодержавие народа» и считая равновесие властей

«химерой», заявлял, что все должностные лица являются лишь уполномоченными

народа, должны отчитываться перед ним в своей деятельности. Именно тогда

Якобинский Конвент сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти,

как законодательной, так исполнительной, отказавшись тем самым от

разделения властей. Обоснование неограниченного суверенитета народа и

отрицание принципа разделения властей содержалось в Якобинской Конституции

1793 г., которая, однако, не вступила в силу из-за гражданской войны и

иностранной военной интервенции.

С победой контрреволюции буржуазия, ликвидировала режим Конвента, уже

открыто выступает против демократических «эксцессов» народного

представительства. Поднимая на щит лозунг разделения властей как «первого

условия свободного правления», она стремится те самым укрепить и сделать

независимой от парламента правительственную власть. Разделение властей

трактуется как «вечный закон» и необходимая предпосылка справедливости,

общественного порядка и законности. Из этого исходит, например, Конституция

Франции 1795 г., закрепляя, что «общественный порядок не может быть

гарантирован, если не установлено разделение властей».

Орган государственной власти – это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: