К принципам исследования государственно правовой материи относятся

Обновлено: 24.04.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 170 стр.
  • Жанр:г осударственное и муниципальное управление, ю риспруденция
  • Теги:к ниги для студентов и аспирантов, п одготовка к экзаменам, ш паргалкаРедактировать

1. Понятие и основные черты науки теории государства и права

Термин «теория государства и права» употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под ним понимают все учение о государстве и праве, иными словами, юридическую науку в целом. Но обычно в этом значении используют такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция». В узком смысле под теорией государства и права (ТГП) понимают одну из юридических дисциплин, которую так и называют – теория государства и права. Эта дисциплина являет собой совокупность знаний и представлений об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Как юридическая дисциплина эта наука имеет следующие черты:

1. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам, поскольку изучает общественные явления – государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

2. Теория государства и права является политико-юридической дисциплиной, потому что изучает два явления: государство и право. Первое явление, т. е. государство, – политическое, второе явление, т. е. право – юридическое. Таким образом, ТГП носит двойственный, политико-юридический характер.

3. Теория государства и права является единой наукой о государстве и праве: хотя сами государство и право неравнозначны, но они связаны друг с другом и не существуют одно без другого.

4. Теория государства и права считается общей наукой о государстве и праве, хотя далеко единственной, изучающей государство и право. В отличие от других юридических наук она занимается изучением наиболее общих вопросов и наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

5. Теория государства и права относится к фундаментальным юридическим наукам, поскольку не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов, а формирует основополагающие, фундаментальные знания о государстве и праве.

6. Теория государства и права является методологической наукой, поскольку она связана с формированием мировоззрения и оценкой окружающих нас явлений действительности, так же, например, как и философия.

2. Предмет теории государства и права

Ответ на этот вопрос заключается в самом названии дисциплины теории государства и права, это и есть государство и право, которые изучаются этой наукой.

Однако государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, как юридическими, так и не юридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому принято считать, что государство и право являются объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

Социология занимается социологическими вопросами государства и права, политология – политическими, история – историческими. Для теории государства и права предметом изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права в целом.

Теория государства и права формирует само понятие государства и права, выясняет причины их возникновения, особенности развития, а также выясняет, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.

Не стоит думать, что общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права полностью исчерпывают круг вопросов в предмете теории государства и права. Это основной, но отнюдь не единственный перечень вопросов. Кроме указанного, теория государства и права изучает вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т. д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).

Так что, если обобщить сферу исследований теории государства и права, можно сказать, что предметом данной науки являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

3. Метод теории государства и права

Методом науки теории государства и права является совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. В составе метода теории государства и права выделяют три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется многообразием философских подходов или иными словами – плюрализмом. Если прежде в нашей стране превалировала только марксистско-ленинская философия, т. е. диалектический и исторический материализм, то сегодня российская теория государства и права может использовать любые философские подходы, которые помогают установлению научной истины.

К основным принципам познания современной отечественной теории государства и права относятся принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма.

Принцип плюрализма позволяет применить различные философские подходы при исследовании государственно-правовых явлений, используя различные взгляды философов всех времен и народов.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления без личной предвзятости, основываясь только на реальных фактах во всей их широте и многообразии.

Принцип всесторонности позволяет исследовать государственно-правовые явления с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип историзма обязывает нас изучать государство и право как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.

Методы исследования подразделяют на общие, специальные и частные. К общим методам относят методы, выработанные философией: методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный, системный методы и др. К специальным методам относят математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и др. К частным методам относят методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками: формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

4. Логические приемы в методологии ТГП

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория использует следующие логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией.

Анализ выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации, позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.

Синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция заключается в познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня.

Дедукция позволяет посредством логических умозаключений от общего к частному выявить общие закономерности и свойства государства и права, а затем, расчленяя их на группы, дать им научную оценку. Процесс исследования протекает в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.

Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. ТГП не только констатирует достигнутое, познанное наукой, но и выявляет глубинные закономерности государства и права и тенденции развития.

5. Специальные и частные методы в познании права и государства

Конкретно-социологический метод может быть использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны; позволяет глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, а также поставить ряд новых проблем.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы; составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, т. к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы этого метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический, статистический.

Метод правового моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования (математические, математико-статистические, кибернетические и др. методики). Математическая вооруженность предполагает высокий уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

6. Теория государства и права в системе гуманитарных наук

ТГП как наука гуманитарная взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана.

К ним относятся философия (в основном социальная), общая социология, экономическая теория, политология, культурология и история, в которые частным образом входят вопросы государства и права. Кроме указанных дисциплин, со многими еще не перечисленными ТГП связана иногда не напрямую, а опосредованно, но тем не менее даже такая наука, как филология, иногда вынуждена опираться на положения теории государства и права, а из филологических исследований ТГП может черпать материал для развития собственных разработок.

Теория государства и права по отношению к гуманитарным наукам является наукой частной, т. к. предмет этой науки обычно не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Но поскольку государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права обращается к исследованиям других гуманитарных наук.

В свою очередь теория государства и права, являясь по отношению к другим гуманитарным дисциплинам наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые используются этими науками. Это связано с тем, что другие гуманитарные науки не занимаются специально вопросами, которые поднимает теория государства и права, но им необходимы исследованиям по общим вопросам в той или иной области государственно-правовых отношений. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.

Таким образом происходит взаимодействие и обогащение различных гуманитарных дисциплин. Только в полной взаимосвязи современные гуманитарные науки могут выработать правильный взгляд как на исторические, так и на современные общественно-политические явления.

7. Теория государства и права в системе юридических наук

Систему юридических наук можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня.

Нижний уровень составляют прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие, которые ближе всего стоят к практике и непосредственно ее обслуживают.

Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки: конституционное, административное, гражданское, уголовное право и т. д., которые изучают различные отрасли права. Эти науки занимают смежное положение: хотя они тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), вместе с тем формулируют и теоретические положения фундаментального характера.

Верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, которые более всего отстоят от практики, и поэтому их называют фундаментальными теоретико-историческими науками.

Более всего ТГП связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений, в несколько меньшей степени – с отраслевыми юридическими науками, и только частично – с прикладными юридическими дисциплинами.

Зато для всех без исключения юридических наук положения и выводы ТГП являются отправными, базовыми. В то же время узкие отраслевые дисциплины, которые более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал. И если говорить о взаимодействии теории государства и права с другими юридическими науками, следует учитывать, что это взаимодействие носит двусторонний характер, или, иными словами, имеет прямую и обратную связь.

Вметодологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплексности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Что означает каждый из этих принципов и в чем их суть?

Основной смысл принципа всесторонностизаключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение.

Принцип историзмав исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающиеся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и в прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Рассматривая историю развития государственно-правовых и иных явлений в двояком смысле — как движение во времени, процесс и как познание этого процесса, известный русский историк, профессор Московского университета В. Ключевский настоятельно подчеркивал именно такое многоплановое исследование данного процесса,обусловленное многими причинами.

В одной из своих начальных лекций, составляющих курс русской истории, он говорил, что вполне понятен «практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя ее из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества». Но, подчеркивал автор, «этот воспитательный, т. е. практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы». Итак, спрашивал В. Ключевский, начиная особый курс русской истории, какую научную цель может иметь «специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа»? И пояснял: «Эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения», т. е. из задач изучения общей истории человечества'. Эта цель заключается в глубоком и всестороннем познании конкретных

государства и права или любого иного явления, института и учреждения, а также в использовании исторического опыта для их развития и совершенствования.

Суть принципа комплексностиизучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические («право», «законность», «правоотношение», «правотворчество», «правоприменение»), и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», «компонент» и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практикив процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.

Изучение принципов исследования государственно-правовой материи. Характеристика методологии теории государства и права. Анализ основных особенностей философских общенаучных методов познания. Рассмотрение теории государства и права как юридической науки.

Рубрика Государство и право
Предмет Право
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) екатерина
Дата добавления 03.03.2014
Размер файла 63,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Значение методологии в познании права и государства. Определение связи предмета и метода науки. Классификация методов теории государства и права. Обзор общенаучных и частнонаучных методов исследования. Методологические основы юридических исследований.

контрольная работа [50,5 K], добавлен 06.08.2013

Установление предмета и объекта теории государства и права. Содержание и развитие предмета теории государства и права. Метод и методология теории государства и права, формулировка классификации методов. Основные принципы познания государства и права.

курсовая работа [57,8 K], добавлен 22.08.2013

Основные проблемы возникновения, природы, сущности государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук. Задачи и функции теории государства и права как науки на современном этапе, ее предмет и особенности методологии.

курсовая работа [271,5 K], добавлен 10.11.2014

Особенности предмета и функции теории государства и права. Теория государства и права как юридическая наука, ее место в системе наук и взаимосвязь с другими науками. Характеристика используемых видов общенаучных и частнонаучных методов исследования.

контрольная работа [17,9 K], добавлен 02.12.2010

Роль и значение теории государства и права в системе юридических наук. Основные функции теории государства и права, их взаимосвязь. Общий метод анализа государственно-правовых явлений. Методологический характер задач, решаемых теорией государства и права.

курсовая работа [286,7 K], добавлен 10.07.2015

Объект и предмет теории права и государства, закономерности генезиса и проблематика. Информационная система науки и ее содержание. Практика использования философских и общенаучных методов в правоведении. Гносеологическая, идеологическая и другие функции.

реферат [14,5 K], добавлен 03.02.2010

Дисциплина - теория государства и права. Что изучает теория государства и права? Общие понятия о теории государства и права. Методы исследования теории государства и права. Споры о предмете теории государства и права.

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

В обществе, основанном, главным образом, на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственника, развивалось, как правило,

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

В обобщенном виде правила поведения, обеспечивающие жизнеспособность первобытного рода, укрепление его социальных связей, хозяйственное развитие, стали называться

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Исходит из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать «общие дела» ___ подход

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Современная наука позволяет сделать вывод о том, что ___ лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Власть как признаваемый членами рода способ обеспечения их общественного интереса доступными и приемлемыми средствами носила при первобытнообщинном строе сугубо ___ характер

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

государство является результатом прямого политического действия - следствием победы большинства над меньшинством

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Установите соответствие составляющих методологической системы государства и права с их конкретными принципами, приемами и методами

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Современной теорией государства и права неизменно исследуются такие категории исторического материализма, как

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

___ власть - система государственной власти, состоящая из собственного аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата, специальных органов, призванных обеспечить интересы государства

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

___ - исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности и отношения людей

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

В период Средневековья в русле теологической концепции получило распространение учение богослова Фомы Аквинского, в более позднее время именуемое

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

системная совокупность особых приемов исследования, принципов и способов, методов и частных методик, применяемых в какой-либо науке, знания о них

способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности

применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

Под ___ в широком смысле понимается совокупность знаний о государстве и государственном управлении, праве и его применении, наличие которых дает основание для профессионального занятия юридической деятельностью

Введение в теорию государства и права. Происхождение и закономерности возникновения государства и права

система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер

гуманитарная наука, изучающая основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности, на основе познания которых разрабатываются государственно-правовые понятия (категории), общие для всех юридических наук и применяемые в юридической практике

политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории

В методологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплексности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Основной смысл принципа всесторонности заключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающиеся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и в прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Суть принципа комплексности изучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические («право», «законность», «правоотношение», «правотворчество», «правоприменение»), и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», «компонент» и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практики в процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.


85. Принципы права: понятие, сущность, классификация.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

– на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

– принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

– принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

– принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

– принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

– принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.


86. Принципы правового государства. Проблемы построения правового государства в России.

Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым.

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие основные принципы правового государства.

1. Принцип приоритета права.

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор, харизматический лидер), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже "есть" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Процесс становления правовой государственности совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной "связать" государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству.

Ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: