К правовой форме государственного управления относят проведение встреч с гражданами

Обновлено: 19.04.2024

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании

Процесс государственного управления имеет своим содержанием деятельность субъектов административного права, которая осуществляется посредством определенных административно-правовых форм, процедур и методов.

Формы государственного управления - это внешнее практическое выражение управленческой деятельности в конкретных действиях, совершаемых субъектами управления.

Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма государственного управления есть объективированное выражение сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Так как посредством форм практически реализуются задачи и функции управления, то в зависимости от того, какие формы использованы, в значительной мере зависит успех управленческой деятельности. Выбор формы управления предопределяет целесообразное выполнение функции управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Закономерности:

Форма должна соответствовать характеру данной функции.

Форма должна соответствовать компетенции.

Должна соответствовать особенностям конкретного субъекта управления.

Соответствовать целям данного воздействия (надобность в данных юридических последствиях).

Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности. Следовательно, форма государственного управления (или форма реализации исполнительной власти) — это способ выражения сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление.

Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Многообразие задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Вид конкретной формы исполнительной, управленческой деятельности определяется характером действий исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций. В одних случаях данные действия влекут за собой юридические последствия, в других — нет. В соответствии с этим формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые.

Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

Правовые формы государственного управления классифицируются по следующим основаниям.

По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, ибо правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации.

Правоприменительная управленческая деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает:

установление фактических обстоятельств дела;

выбор, отыскание соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве);

уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;

принятие по делу решения, индивидуального акта;

исполнение акта применения нормы права.

По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние правовые формы управленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Внешние правовые формы управленческой деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.). Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности — индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

Неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К неправовым формам относятся формы выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению.

Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально-техническим действиям, например, относятся составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, размножение материалов и документов и др.


Муниципальный район "Кобяйский улус (район)"

Logo

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Фото страницы

Формы участия граждан в управлении государством и порядок их реализации

Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации).

На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Право граждан на участие в управлении делами государства установлено не только Конституцией РФ, но и Федеральными законами от 12.06.2002 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131- ФЗ), от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ), от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ), 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) и другими федеральными законами.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на свободной и добровольной основе. Право избирать (активное избирательное право) у граждан России Федерации возникает с 18 лет. Право быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. С 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, с 21 года - избранным депутатом законодательного органа государственной власти, главой муниципального образования, с 30 лет - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (ч.ч. 1, 4 ст.4 Федерального закона 67-ФЗ), с 35 лет - Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах.

Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет).

Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ.

На основании ч. 1 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. При этом не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

Формы государственного управления являются внешним выражением работы органов государственного управления (ГУ) и их должностных лиц, которую они могут осуществлять в пределах их компетенции при наличии стоящих перед ними задач. Данная деятельность вызывает определенные последствия.

В состав общих черт форм ГУ можно включить:

  • способы внешнего выражения работы органов ГУ, включая их должностных лиц;
  • зависимость от содержания работы, которую ведут органы государственного управления и их должностные лица;
  • воздействие на содержание деятельности органов ГУ;
  • реализация задач и функций, которые выполняют субъекты государственного управления в пределах их компетенции;
  • требование юридической регламентации;
  • выбор форм управления зависит от специфики стоящих целей, предопределяет самый эффективный вариант;
  • наличие определенных последствий.

Виды форм ГУ

В соответствии с последствиями формы могут быть правовыми (приводят к некоторым юридическим последствиям) и неправовые (приводят к последствиям неюридического характера).

В зависимости от содержания принято выделять правотворческие, правоприменительные, договорные и прочие юридически значимые формы.

В соответствии с целенаправленностью они классифицируются на внешние (реализация полномочий органов исполнительной власти, органов ГУ) и внутренние (внутриорганизационная, внутриаппаратная деятельность по организации самого управленческого субъекта, поддержание его в работоспособном состоянии).

В зависимости от способа выражения можно выделить словесные (излагаются посредством языка, могут быть в письменном и устном виде) и конклюдентные (излагаются с помощью неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.

Особенности правотворчества и правоприменения

Правотворчество является деятельностью в области выработки норм права органов и должностных лиц ГУ, которую они ведут в установленных формах, в пределах компетенции.

Правотворчество должно соответствовать принципам: демократизм, законность, научность, своевременность, плановость и профессионализм.

Этапами правотворческой деятельности являются:

  • субъект правотворческой деятельности принимает решение о необходимости разработать проект нормативно-правового акта;
  • проект проходит стадию подготовки, по необходимости предварительно обсуждается и дорабатывается;
  • проект обсуждается в правотворческом органе;
  • проект принимается или утверждается;
  • проект проходит этап публикации (доводится до адресатов).

Правоприменение является деятельностью уполномоченных субъектов управления государством в установленном процессуальном порядке в области разрешения индивидуальных конкретных дел, включая вынесение правоприменительных актов.

Административно-правовые формы и методы. Административное право

1. Понятие и виды форм государственного управления. Административно-правовые формы: общая характеристика.

2. Правовые акты управления: понятие, признаки, виды, порядок издания и государственной регистрации.

3. Административный договор.

4. Административные действия.

5. Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика.

6. Административное принуждение.

Понятие. Формы государственного управления – это внешнее выражение содержания исполнительной власти и государственно-управленческой деятельности. Деятельность исполнительной власти имеет организационные формы (аппарат (органы) управления) и юридические формы (административное право).

Таким образом, формы государственного управления – это внешне выраженные типичные проявления практической деятельности органов государственного управления (органов исполнительной власти), посредством которых они реализуют свои функции, решают стоящие перед ними задачи.

Виды. Как и другие виды государственной властной деятельности (законодательная, правосудие) государственное управление осуществляется в правовых и неправовых формах.

Правовые формы – это и есть административно-правовые формы государственного управления. Суть их состоит в том, что они влекут за собой наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Главной АПФ являются правовые акты управления (о них пойдет речь в следующем вопросе лекции). Административно-правовые формы (АПФ) принято классифицировать по следующим основаниям.

По содержанию : правотворческая, правоприменительная, договорная.

Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности. Нормативные правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в своей правотворческой деятельности руководствуются также законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правоприменительная форма государственного управления включает издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права) и совершение действий юридического характера .

Издание индивидуальных правовых актов управления осуществляется субъектом государственного управления тогда, когда по обстоятельствам дела этот субъект в соответствии с правовыми нормами должен принять решение в виде индивидуального правового акта.

Совершение действий юридического характера осуществляется в тех случаях, когда правовые нормы не требуют от субъекта государственного управления принятия правового акта и он совершает предусмотренные в этих случаях юридически значимые действия (например, составление протокола, регистрация обращения и др.).

Договорная форма государственного управления – это форма координационных (согласительных) административно-правовых отношений, предполагающая равенство участников этих отношений. То есть использование этой формы ставит возникновение административного правоотношения в зависимость от согласия на вступление в него каждой из потенциальных сторон этого отношения (поступление на государственную службу по контракту, заключение органами исполнительной власти соглашения о разграничении компетенции, о совместных действиях и т.п.).

По функциональной направленности : регулятивная АПФ и правоохранительная АПФ.

Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и др.).

Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешении споров, возникающих в сфере управления.

По способу выражения : вербальные (словесные) и конклюдентные (знаки).

Вербальные формы включают: письменные и устные АПФ.

Письменная форма – основная административно-правовая форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия. Содержание данной формы государственного управления состоит в подготовке и принятии соответствующими органами исполнительной власти правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), а также оформлении документов управленческого характера (протоколов, актов, справок и др.).

Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.

Конклюдентные формы – это административные акты имеющие форму знаков, жестов (свисток милиционера, жест постового, регулирующего дорожное движение, сигнал светофора, дорожные знаки).

Неправовые формы включают:

1) действия организационного характера. Они выражаются в организации делопроизводства, методической работе, составлении отчетов, проведении совещаний, обучении персонала, внедрении научной организации труда и другой организационной работе в органе исполнительной власти. Эти действия направлены на повышение культуры и эффективности управленческой деятельности и не связаны с возникновением, изменением или прекращением административно-правовых отношений.

2) материально-технические операции призваны обеспечить работу органов исполнительной власти. К этим операциям относятся организация материального и финансового обеспечения государственного органа, организация работы экспедиции, транспорта, внедрение оргтехники и ряд других мер.

. МТО фактически являются формами деятельности исполнительно-распорядительных органов и их должностных лиц, а не формами государственного управления.

Онлайн калькуляторы

Важность четкого определения формы государственного управления становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. Форма государственного управления - это внешнее выражение его сущности, а также его функций. «Форма государственного управления - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей.

То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности»[1]. Рассмотреть форму государственного управления - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.

Для того чтобы обеспечить планомерное и стабильное развитие общества и государства, урегулировать рамки допустимого поведения граждан и должностных лиц, упорядочить процесс общественных отношений и взаимодействия граждан с властью, на первый план выходит государственное управление, которое в рамках достижения вышеуказанных целей опирается на властную силу. Государство осуществляет управление при помощи норм права и посредством использования аппарата управления, который опирается на специальные органы, службы и министерства, а также на должностных лиц и государственных чиновников.

Актуальность данной темы обуславливается не только теоретическими, но и практическими проблемами. От того как реализуется государственная власть зависит множество факторов, такие как действенность управления государством, работа всех ветвей власти, система взаимодействия и сотрудничества между обществом и государством. Также, немало важным фактором является формирование у граждан основных представлений о функционировании и роли государства в повседневной жизни общества.

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение, детализированный разбор и формирование широкого представления о форме государственного управления, ее понятия и классификации, функциях, разбор ее составных частей в совокупности и разложив на отдельные составляющие с дальнейшим подробным изучением их свойств и значения, которое они выполняют в контексте составной части формы государственного управления.

Объект данной курсовой работы – общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственного управления и форм проявления данной деятельности

Предмет – исследование особенностей форм государственного управления как неотъемлемой части реализации властных функций.

Задачи курсовой работы:

  1. Подробное изучение понятия форм государственного управления.
  2. Рассмотрение классификацию форм государственного управления.
  3. Рассмотреть правовой акт как особую форму государственного управления.
  4. Изучить классификацию актов государственного управления.

Говоря о изученности своей работы, стоит заметить, что в ней поднимаются основные проблемы изучения данной темы, выраженные в пробелах, которые поднимаются теоретиками права и государства, а именно: проблема разграничения полномочий ветвей власти, осуществление правового режима функционирования государственной власти и ее взаимоотношений с обществом в целом и с каждым гражданином в частности.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, каждая по два вопроса, заключения и списка использованных источников.

1. Общие положения о формах государственного управления

1.1. Понятие форм государственного управления

Формы – это прежде всего категория, рожденная философией, она отражает внутреннее содержание за счет внешнего выражения. Если рассматривать формы через призму государственного управления, то они выражают деятельность органов власти через специальную деятельность уполномоченных на то структур и органов. То есть внутреннее содержание это деятельность субъектов административных правоотношений. А формы это методы и процедуры, благодаря которым осуществляются управленческие и властные процессы.

Таким образом, формы государственного управления определяются как юридически закрепленная управленческая деятельность субъектов административного права, реализуемая при помощи их административной правоспособности, проявляющаяся в осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

Формы государственного управления прямо закреплены нормативными актами, которые прямо регламентируют деятельность субъектов административного права в рамках осуществления властных полномочий. Таким образом, формы государственного управления предопределяют успешность реализации властно-управленческой деятельности. Выбор правильной и актуальной формы управления позволит избежать чрезмерных затрат на силы и средства, а также не допустит долговременное выполнение возложенных на управляющих субъектов задач.

Цели и принципы государственного управления, на своей основе, объединяют всю систему форм государственного управления. Вместе с тем, их особое положение обуславливает предъявление к формам госуправления определенных требований:

  • Формы должны соответствовать характеру функций всей системы управления;
  • Формы управления должны находиться в четком соответствии компетенций и определенных особенностей каждых субъектов административных правоотношений;
  • Формы управления должны осуществляться в соответствии целям государственного управления, т.е. юридические последствия при осуществлении властных полномочий должны исходить из надобности указанной деятельности.

Форма государственного управления как полноценная юридическая категория, изучаемая правоведами и учеными, также обладает определенными признаками, выделяющими это явление среди других правовых категорий. Среди них:

  • Посредством этих форм раскрывается внешняя сторона государственного управления;
  • Формы государственного управления выражаются в виде конкретных действий исполнительно-распорядительных органов власти;
  • Формы проявляются в деятельности органов и должностных лиц, специально уполномоченными на то нормативным законодательством;
  • Формы государственного управления каждого органа или должностного лица не должна выходить за рамки их компетенции;
  • Использование уполномоченным на то субъектом административных правоотношений определенной формы государственного управления влечет наступление того или иного юридического последствия.

«Выбор формы государственного управления зависит от:

- характера компетенции органа исполнительной власти, должностного лица;

- характера вызываемых последствий»[2].

Таким образом, подводя итог данному вопросу, следует запомнить, что формы государственного управления – это юридически закрепленная управленческая деятельность субъектов административного права, реализуемая при помощи их административной правоспособности, проявляющаяся в осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности на основании нормативных правовых актов и иных правоустанавливающих документах.

1.2. Классификация форм государственного управления

Как уже было сказано, формы государственного управления предопределяют успешность реализации властно-управленческой деятельности. Выбор правильной и актуальной формы управления позволит избежать чрезмерных затрат на силы и средства, а также не допустит долговременное выполнение возложенных на управляющих субъектов задач.

Данные формы не могли бы действовать и иметь юридической силы без законодательного закрепления. Наиболее часто данные акты имеют свое закрепление в специальных положениях, уставах и иных актах, наделяющих должностные лица специальными управленческими полномочиями. Выбор конкретной формы государственного управления находится в прямой зависимости от целей и характера деятельности исполнительных органов.

«Первая дифференциация форм зависит от того влекут ли действия уполномоченных субъектов административного права каких-либо значимых юридических последствий или нет. В этой связи, формы государственного управления делят на: правовые и неправовые»[3]. Неправовые формы характеризуются их направленностью на внутреннее, организационное управление той или иной организации. Данные формы в своем большинстве касаются материально-технических операций, регулируемых в рамках действующего законодательства, однако последствий, выражающихся в виде наступления юридически значимого факта, не наступает. В основном, эти формы выражаются в виде проведения совещаний, обсуждений, проверок, разработки прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета и т.д.

Следует наиболее подробно обратиться к правовым формам государственного управления. Правовые формы выражаются в виде совершения уполномоченными на то должностными лицами или органами власти управленческих решений, влекущих наступление юридически значимых последствий. Характерной чертой в этой связи выступает то, что указанные субъекты посредством государственно-властной, исполнительно-распорядительной деятельности осуществляют свои полномочия. Эти полномочия несут подзаконный характер. На основании законодательства и для исполнения законов используются все правовые формы государственного управления.

Помимо общего разделения форм государственного управления на неправовые и правовые, правовые также можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. По содержанию. Правовая форма разделяется на правотворческую и правоприменительную.

Что касается правотворческой управленческой деятельности, то она, исходя из названия, имеет свою цель - выработку норм права, а также в их совершенствовании, отмене или изменении. Данные нормы права занимают одно из главенствующих мест при определении субъектами государственного управления властных методов и средств. Однако данные акты издаются в четком соответствии и во имя закона, а также иных актов государственного управления.

Правоприменительная управленческая деятельность заключается в применении субъектами управления конкретной нормы властного характера во имя издания индивидуального акта, для решения конкретных управленческих дел. Данная деятельность включает в себя установление реальных обстоятельств дела, определение конкретной правовой нормы для ее актуального применения, понимание сути и толкования правовой нормы, принятие конкретного управленческого решения, а также исполнение изданного акта применения правовой нормы.

Также правовые нормы можно разделить по свойствам и содержанию норм права, которые применяются госорганами и их должностными лицами. Ученые выделяют две формы - регулятивная и правоохранительная формы правоприменения. Регулятивная форма предназначена для того, чтобы в полной мере реализовывать права и законные интересы субъектов власти и граждан в сфере управления. Правоохранительная форма правоприменения необходима для обеспечения незыблемости и юридической охраны управленческих решений. В рамках данной формы решаются вопросы и споры связанные с реализацией прав и законных интересов субъектов госуправления и граждан, а также контроль за исполнением возложенных обязанностей на участников административных правоотношений.

  1. По целям использования. Правовые формы управленческой деятельности можно разделить на внутренние и внешние.

Если говорить о внутренних правовых формах, то они прежде всего направлены на нормативное регулирование организационных вопросов возникающих в различных подразделениях службах и т.п. Такими вопросами могут быть: вопросы ведения делопроизводства, а также руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа.

Внешние правовые формы управленческой деятельности необходимы для четкого определения содержания управленческой деятельности того или иного органа, на который возложены властные функции и задачи.

  1. Следующим основанием классификации правовых форм государственного управления является их разделение по способу выражения на - словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов, сигналов, знаков и т.п.). Самый часто встречающийся способ фиксации управленческих правоприменительных решений – это индивидуальный письменный акт-документ.

Помимо вышесказанного, в целях реализации управленческих полномочий, госорганы часто используют такие правовые формы управленческой деятельности как – издание нормативных административно-правовых актов, заключение договоров, а также совершение определенных управленческих действий, которые вызывают юридически значимые последствия.

Таким образом, подводя итог данному вопросу, можно убедиться в том, что выбор правильной и актуальной формы управления позволит избежать чрезмерных затрат на силы и средства, а также не допустит долговременное выполнение возложенных на управляющих субъектов задач. Наиболее общим делением форм государственного управления является дифференциация их на правовые и неправовые формы госуправления. Правовые в свою очередь обладают собственной широкой классификацией, дающей возможность всесторонне изучить формы, благодаря которым органы власти и должностные лица осуществляют свои полномочия в рамках административных правоотношений. С каждым годом растет количество актов правоприменения и реализации управленческих полномочий в нашей стране. Вместе с этим расширяется правовая база и формируются новые правоотношения. Именно из-за этого, рассмотренная классификация форм государственного управления представляет большой интерес для административного права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: