К чему привело изменение судебной системы казахстана согласно уставу о сибирских киргизах 1822 г

Обновлено: 17.04.2024

Причины и предпосылки отмены ханской власти. К двадцатым годам 19-го столетия царское правительство приходит к выводу, что настало время отменить ханскую власть в Казахстане. На это у него имелись веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало царизму начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединения южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большинства степного населения. Назначаемых царем ханов народ уже воспринимал не как самостоятельных правителей, а зачастую как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале 19-го века участились случаи активного выступления чингизидов против царской администрации.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

Устав о сибирских киргизах 1822 год в среднем жузе.

Причины и предпосылки отмены ханской власти. К двадцатым годам 19-го столетия царское правительство приходит к выводу, что настало время отменить ханскую власть в Казахстане. На это у него имелись веские основания и были созданы некоторые предпосылки. Во-первых, сохранение ханской власти мешало царизму начать широкомасштабную хозяйственную колонизацию края и присоединения южных и юго-восточных районов Казахстана к России. Во-вторых, казахские ханы дискредитировали себя в глазах большинства степного населения. Назначаемых царем ханов народ уже воспринимал не как самостоятельных правителей, а зачастую как чиновников Российской империи. В-третьих, в начале 19-го века участились случаи активного выступления чингизидов против царской администрации. И, наконец, после окончания войны с Францией царизм обладал достаточными военными и людскими ресурсами для окончательной ликвидации формального проявления независимости казахов-института ханской власти. К этому времени царизм разделил на несколько частей Средний жуз. Это было очень удобно для управления кочевниками. В 1788 году значительная часть прииртышских казахов во главе с султаном Султанбетом получила право "вечной кочевки" на побережье Иртыша. Средний жуз был поделен на две части-на правобережных и левобережных. В 1822 и 1824 годах царское правительство отменило ханскую власть в Среднем и Малом жузах. Казахи окончательно потеряли свою государственность.

"Устав о сибирских киргизах" 1822 года и ликвидация ханской власти в Среднем жузе. В Среднем жузе после смерти ханов Бокея и Уали избирать новых ханов царское правительство сочло нежелательным. В 1822 году под руководством генерал-губернатора Западной Сибири М.М.Сперанского был разработан и утвержден царем "Устав о сибирских киргизах" ,которым фактически была упразднена ханская власть в Среднем жузе.Следует отметить, что первая встреча с казахами оставила у генерал-губернатора, привыкшего к порядкам Европы, тяжелое впечатление. В своем дневнике и письмах к дочери он называет казахов «дикими». В дальнейшем он принимает, как будет изложено ниже, активное участие в политическом и экономическом устройстве казахского общества. Особое усердие М. Сперанского в государственных делах Сибири объясняется не только возложенной на него обязанностью. Он стремился заслужить доверие правительства и императора и полностью освободиться от царской опалы. «Устав» 1822 г., разумеется, не был дарован казахам как «человеколюбивое попечение» со стороны правительства. Он также не являлся «примером заботы» об устройстве Среднего жуза, как хотели его представить царские чиновники. Омский областной начальник в 1822 г. писал об «Уставе» одному из казахских султанов: «. Уверяю Вас, что порядок нового устройства в степи, ничто иное есть, как человеколюбивые попечения нашего Величества Государя, одно желание его успокоить, примирить добрый киргизский народ, приходящий в разорение и бедственное состояние от барымты и междоусобных ссор»..

Одной из главных целей новой реформы в Казахстане была ликвидация ханской власти в Среднем жузе. "Устав" по своей цели и содержанию был связан с политикой, направленной на фактическое присоединение северо-восточных районов Казахстана к Российской империи и превращение их в колонию. Коренным образом изменилось административное, судебное и территориальное управление. Указом вводилась новая окружная система управления . Были созданы внешние округа ,которые подразделялись на волости, волости- на административные аулы. Каждый такой округ состоял из 15-20 волостей,волости из 10-12 аулов,а административные аулы из 50-70 кибиток.Внешние округа были объединены в Область сибирских киргизов.Новая административная единица вошла в состав обширной Омской области.При создании административных единиц царское правительство пыталось в удобном случае учитывать и родовую принадлежность кочевников,а также общность зимовок и кочевок.Переход степняков из одного округа в другой осуществлялся с согласия властей. Внешние округа управлялись старшими султанами,волости-волостными управителями,а аулы-старшинами.Волостные управители и аульные старшины осуществляли административные,хозяйственные и полицейские функции. В каждом округе учреждался окружной приказ под начальством старшего султана.Сюда входили два российских заседателя от почетных казахов,выбираемые местными обществами.Внутренняя стража состояла из сибирских казаков.Коллегиальный порядок управления и наличие царского военного отряда резко ограничила власть старшего султана.Последний стал формальным руководителем округа.Аульные старшины выбирались кочевниками и утверждались в этой должности окружным приказом.Выборы проходили один раз в три года.Султаны в выборах старшин не учавствовали.Волостные управители получили право наследования своей власти.Передача власти проходила по прямой нисходящей линии.В дальнейшем на должность волостных управителей было разрешено избирать лиц не султанского происхождения.Такие кандидаты должны были иметь заслуги перед царским правительством.Тем самым царизм постепенно начал смещать чингизидов из властных стуктур.Старший султан избирался одними султанами,а заседатели от почетных казахов-исключительно биями и старшинами.Старшие султаны не могли приступать к исполнению своих полномочий без утверждения областного начальникаДолжность старшего султана приравнивалась к чину майора российской армии.Через 9 лет работы старший султан получал дворянское звание.Старший султан должен был следить за исполнением окружного приказа.Окружной приказ имел строг очерченные функции-обеспечение безопасности окружного населения,забота о просвещении,улучшение быта и хозяйственных занятий,искоренение грабежей,барымты и случаев неповиновения властям,пресечение самоуправства и справедливое осуществление следствия и суда,решение религиозных проблем,контроль за движением купеческих караванов и обеспечение их безопасности,а также сбор ясака.Окружное начальство должно было заботиться и о развитии земледелия. С целью постепенного и безболезненного введения новой системы управления царизм установил пятилетнюю льготу от платежа всех податей.В это время разрешались только добровольные сборы для строительства и содержания больниц и школ.По окончании льготных лет население округов платило ясак скотом(со 100 голов разного скота-одну).В то же время за верблюдов налог не взимали.Кроме ясака казахи несли дорожные повинности,предоставляя лошадей для посыльных. По правовому положению казахи рассматривались как российские подданные (§ 268), на них распространялись положения «Устава« «О кочевых инородцах» (22. VII. 1822 г.), казахи приравнивались к русским крестьянам, но отличались «от оного в образе управления». Казахам разрешалось переходить в другие сословия, селиться внутри империи, «вступать в службу», отменялось действие указа от 1808 г. «О приобретении киргизов в частное владение», т. е. о покупке и приобретении казахов и других инородцев в рабство Законодатель в целом обходил важнейшие вопросы собственности на землю, лишь в отмечалось: земли, не отведенные казахам, «считать свободными» Кочевьями владели не индивидуальные собственники, а кочевые коллективы аулов, волостей. Казахам предоставлялось право «иметь недвижимую собственность». Устав предусматривал отведение земель для кочевников, изъявивших желание заниматься земледелием, эти земли и постройки на них «переходят в наследство как недвижимая собственность». Правовое положение султанов также подверглись изменениям: они имели право на управление только в случае их официального избрания на управленческие должности, не имели право приобретать кулов и тюленгутов, законодатель признавал султанов «высшим и почетным сословием» казахского общества и освобождал их от телесного наказания. Кочующим «инородцам» была гарантирована свобода вероисповедания и право перехода в сословие государственных крестьян и городских жителей «с свободою от рекрутства». Правовой статус казахов как «российских подданных» претерпел изменение в области подсудности по некоторым правонарушениям, а также во введении в казахском обществе новых институтов правонарушения — государственной измены, явного неповиновения властям, барьмты и др , т е. казахи уже подпадали под действие имперского законодательства. «Устав» 1822 г. с небольшими изменениями действовал до середины 60-х годов. Его значение в проведении колониальной политики и влияние на казахское общество оказались огромными

Развитие хозяйства и торговли в степи.Российские заседатели в приказах и казаки должны были подавать пример в возделывании земель для ведения хлебопашества,садоводства, пчеловодства.Казахские семьи,перешедшие на оседлый образ жизни и преуспевшие в этих делах,могли рассчитывать на получение наград от властей.Но впоследствии массового перехода к земледелию со стороны казахов не было.Скотоводческое казахское население относилось с некоторым презрением ,считая его уделом только бедных людей-жатаков,не имевших скота.Население округов получало право беспрепятственной добычи соли из озер.Соль добывали как для внутреннего потребления,так и для продажи своим соплеменникам,а также российским перекупщикам.По "Уставу" царские власти поощряли торговлю.Каждый житель округа получал право сбыта своей продукции как на территории округа,так и за его пределами.Султаны оставили за собой право отправки торговых караванов за границу и на сибирские линии.Такое же право передвижения на территорию внешних округов получили и российские купцы.С караванов,передвигающихся по территории внешних округов,было запрещено взимать какие-либо пошлины.

Нововведения в сфере здравоохранения,религии и образования.До введения"Устава" в степи врачебным делом занимались лекари(сыныкшы,баксы,емши и др.).В новых условиях ситуация несколько изменилась.В каждом округе начали работать по два лекаря.Были созданы стационарные больницы.Местным властям предписывалось вводить должности оспоривателей из числа местного населения. "Устав"предписывал региональным властям активизировать деятельность в степи православных миссионеров.Но было рекомендовано действовать"одними уверениями и убеждениями без малейшего принуждения".Правда, последующие события показали,что эту задачу царизм не осуществил.Со стороны казахов миссионеры встретили активное противодействие.Одним из позитивных моментов" Устава"было разрешение жителям округов отправлять детей в учебные заведения,расположенные на территории внутренних губерний России.Правда,этим правом воспользовались лишь единицы из числа казахов.Местное население как и прежде опасалось русификации и христианизации своих детей.

Устав вводился в степи постепненно.Новый порядок управления начинал вводиться с тех родов,кто кочевал ближе к линии,и кто "испрашивал себе покровительства и присягнул уже в верности подданства".Заранее разработанных конкретных планов открытия и ввода округов не было.Один за другим командировались в аулы небольшие отряды с чиновниками из пограничной администрации.Они подробно разъясняли кочевникам необходимость и выгодность принятия новой системы управления.Земельные распри между различными родами и конфликты между султанскими группами позволили царизму один за другим открывать округа.По мере согласия кочевых групп возникали новые округа.Так,в 1824 году таким образом были созданы Каркаралинский и Кокчетавский округа,в 1831-Аягузский,в 1832-Акмолинский,в 1833-Баянаульский и Уч-Булакский и другие.

Последствия введения "Уставов"1822-1824 годов.В основном введение"Устава"имело далеко идущие негативные последствия.Население Младшего и Среднего жузов окончательно потеряло остатки государственности.Казахстан постепенно становился колонией Российской империи.Нововведения заметно ограничили свободу кочевий.Они привели к смешению родовых коллективов.Некогда процветавшее кочевое и полукочевое скотоводство начинало приходить в упадок. Царское правительство установило фиксированный государственный налог.Он шел на содержание чиновничьего аппарата и войска.Реформа царского правительства закрепила создание послушного аппарата управления из числа родоправителей и султанов.Они были приравнены к российским чиновникам и теперь служили за вознаграждения и чины.Назначение и смещение их напрямую зависело от благосклонности к ним регионального российского начальства.

Выборы волостных управителей и старших султанов привели к появлению такого позорного явления как взяточничество,подкупы голосов выборщиков и российских чиновников.Эти выборы прородили противопоставление одних родов другим,когда народ голосовал за кандидатов только своих родов.А когда на выборы старших султанов допустили представителей "черной кости",то началось противопоставление султанов и родоплеменной знати. Центры окружных приказов становились плацдармом для дальнейших военно-колониальных действий империи на территории Казахстана и в среднеазиатских владениях.Часть султанов выступила против царской реформы,особенно та,которая оказалась обойденной при распределении новых должностей.Протесты вылились в вооруженные восстания.Но при всей своей колонизаторской сущности реформы 20-х годов 19-го века способствовали некоторому развитию торговли,здравоохранения и образования в степи.Строго запрещалось выходцам из России самовольно селиться на землях номадов.Это обстоятельство задержало процесс переселения крестьян в Казахстан почти на полвека.Казахи были на законодательной основе освобождены от воинской повинности.

Революционный комитет по управлению Казахским краем 1919 год.

Предпосылки для введения революционного комитета.Сразу же после Октябрьской революции в Казахстане декретами Советской власти быстрыми темпами была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, банков, транспорта. В ходе гражданской войны в целях мобилизации материальных ресурсов и их экономии были введены чрезвычайные меры, получившие название "военный коммунизм". Прежде всего, это касалось продовольственного вопроса. Здесь предусматривалось изъятие "излишков" продуктов, установление нормированного, централизованного снабжения ими и прежде всего хлебом. Декретом СНК от 11 января 1919 года была введена продразверстка. Также была введена обязательная трудовая повинность.

Гражданская война в Казахстане показала большевикам, что нельзя не считаться с идеей национальной государственности коренного населения. Советское правительство, партийные органы начали подготовительную работу по образованию Казахской автономии на советских началах. 11 мая 1918 г. при Наркомате по делам национальностей РСФСР был создан Казахский отдел, специально для управления краем. 10 июля 1919 г. выходит декрет «О революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем Социалистической Советской республики». В декрете отмечалось, что Казревком учреждается как высшее военно-гражданское управление краем, главной задачей которого являлась подготовка условий для провозглашения Казахской Советской автономии. Первый казахский уездный съезд, собравшийся 15 мая 1919 года в Иргизе, приветствовал Тургайский съезд, на котором решался вопрос о Казахской Автономной Советской Социалистической Республике. 4 апреля 1919 года Народным Комиссариатом по делам национальностей было принято постановление о созыве Учредительного съезда Советов Казахской АССР и создана специальная комиссия по его подготовке.

Буржуазно-националистические элементы, особенно алаш-ордынцы, всячески старались сорвать работу комиссии и тем самым дезорганизовать ее деятельность по подготовке созыва Учредительного съезда Советов Казахской АССР. Буржуазным националистам, пробравшимся в состав комиссии, в какой-то мере удалось осуществить свой план. К тому же комиссия не опиралась на поддержку широких народных масс, не располагала необходимым государственным аппаратом. Все это привело к тому, что она не сумела подготовить созыв съезда.

Принятие революционного комитета. Еще накануне Гражданской войны, сразу после установления советской власти, стали ликвидироваться прежние органы власти и создавались новые. Первым специальным органом управления Казахстаном в условиях советской власти стал Казахский отдел при Наркомате по делам национальностей РСФСР, образованный 11 мая 1918 года. А 10 июля 1919 года был принят декрет об образовании Кирревкома — Революционного комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем. В него вошли С. Пестковский (председатель), а также такие известные деятели, как А. Байтурсынов, Б. Каратаев, А. Джан-гильдин и др. В соответствии с декретом Казревком был “высшим военногражданским” органом управления краем, в территорию которого входили области: Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, а также казахские земли Астраханской губернии. Но фактически Акмолинская и Семипалатинская области до первой половины 1921 года находились под началом Сибирского ревкома.

Большую роль в подготовке Всеказахстанского съезда и создании на нем автономии Казахского края сыграла деятельность Военно-революционного комитета по управлению Казахским краем, созданного декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 июля 1919 года. В декрете было указано: «Впредь до созыва Всеобщего киргизского съезда, который созывается в возможно непродолжительном времени, и объявления автономии Киргизского края учреждается для управления этим краем Революционный комитет, в котором сосредоточивается высшее военно-гражданское управление краем».

Временный Военно-революционный комитет являлся первым правительством Советского Казахстана, которому, как отмечал Семипалатинский уездный съезд трудового казахского населения, выпала задача осуществления самоопределения трудового казахского народа 2. В его ведение входили тогда казахский район Астраханской губернии, Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская области. Ему подчинялись все местные советские учреждения и исполнительные комитеты.

Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно половине XIX века. Активизация политики русского подчинить себе Казахстан смог только во второй царизма в Средней Азии и в частности в Казахстане наступает в начале 20-х годах XIX века, когда в связи с так называемым «Уставом о сибирских киргизах» (1822 год) начинается усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах. Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям: 1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений. 2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистаночной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов. 3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введение налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.).
Основная задача «Устава» заключалась в том, чтобы уничтожить последние останки независимости Казахстана, включить казахские степи в состав империи. Изменение административного, территориального, судебного управления Казахстана. С этой целью на землях Среднего жуза были по «Уставу» образованы округа, во главе которых были поставлены «окружные приказы». Во главе этих приказов стояли aғa-султаны к ним назначались в качестве заседателей два «почетных киргиза» и два русских.
Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на два года. На тот же срок избирались заседатели. Старшему султану присваивалось военное звание «майора российской службы». После трехлетней службы они имели право просить диплом на «достоинство русского дворянина».
В правовую систему казахского общества были внесены значительные изменения. Были разграничены уголовные и гражданские правонарушения. Кроме того, выделялись иски по жалобам на управление. К уголовным делам были отнесены: государственная измена, убийство, грабежи, барымта, неповиновение властям, должностные преступления, подделка кредитных бумаг и монет, поджог, ложная присяга при рассмотрении уголовных дел. Следствие проводил окружной приказ, он же был и судебной инстанцией по уголовным делам на основе общеимперских законов. Надзорной инстанцией по уголовным делам был областной суд.
Исковые дела, включающие и кражи, рассматривались судом биев. Решения по спорам на сумму до 2 тыс. рублей утверждались окружным приказом, до 5 тыс. рублей - Пограничным управлением, свыше 5 тыс. рублей - Правительственным Сенатом. Недовольные решением суда биев могли подавать жалобу окружному и областному начальству, решающему споры на основе обычного права.
Таким образом, реформы касались и суда, они преследовали цель - распростра­нить на Казахстан общеимперские законы. Традиционный суд биев сохранялся на уровне исковых дел - родовых, подродовых, аульных. Уголовные дела - государственная измена, убийства, грабеж, непови­новение властям и подобные им рассматривались на основе импер­ских законов.Вот некоторые наиболее показательные положения "Устава о си­бирских киргизах". В частности, в нем говорилось, что сибирские казахи принадлежат к сословию кочевых инородцев и имеют с ними равные права. Закреплялось их административное "разделение":"Сообразное настоящим состоянием залинейных казахов, кочевья их разделяются на волости, волости же на аулы, кои сохраняют нынеш­ние их наименования". Далее следовало: "Для удобнейшего управле­ния волостями соединяются оныя в округа. Округи преимуществен­но составляются из тех волостей, кои считаясь в одном роде или по­колении, обвыкли уже быть совокупно, и из волостей, им соседственных. Каждый округ имеет определенные надлежащим разграничени­ем земли, и жители другого округа не переходят на оныя без точного позволения местного начальства". В разделе "Состав управления" регламентировалось следующее: "Аулы управляются старшинами. Волости управляются султанами. Для судебных разбирательств в аулах и волостях нынешние почетные казахи, называемые биями, удерживают свое значение и название. Для управления целым окру­гом избирают волости старшего султана. В каждом округе учрежда­ется окружной приказ". Выборы старшин производятся через каждые три года, может один и тот же старшина выбран быть на несколько сроков сряду. Выбор старшин производить в аулах словесно. Большинство голосов решит оный. Звание султанов есть наследственное. Старший султан избирается одними султанами, заседатели же от казахов в приказ избираются биями и старшинами. Тот и другие утверждаются областным началь­ником. Старший султан избирается на три года, заседатели - на два года". Устав гласил: "Старший султан есть земский чиновник, кото­рому по избранию его вверяется от российского правительства мест­ное управление. Все дела производит он через окружной приказ".Акмолинский приказ стал плацдармом для дальнейшего проникновения в Казахстан. К середине XIX века, на­пример в 1851 году, здесь располагался самый крупный в Казахстане контингент вооруженных сил Российской империи, свыше 1 200 сол­дат и офицеров.Таким образом, административные и судебные меры по "Уставу" 1822 года закрепляли колониальное положение казахских земель, распро­страняли на казахов действие имперских законов, превращали часть верхушки общества в российских чиновников. Этот процесс продолжался на протяжении 30-50-х годов XIX века.

46) Основные направления политико-правовой деятельности Тауке хана. Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права адат (әдет). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане (1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий - судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (ереже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие ереже становились источниками права. Посредством судебных прецедентов и ереже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама. Узбекское ханство в Казахстане достигло наибольшего могущества при Абулхаир-хане (1428–1468). Но многие племена и их вожди были недовольны ростом налогового гнета и повинностей. Главы ряда уделов – султаны Жанибек, Керей и др. – создали оппозиционную коалицию племен и откочевали в Семиречье, в долины р. Чу и Талас, где в 1465 образовали отдельное ханство во главе с Кереем. Отколовшиеся племена называли «казахами», т.е. «свободными». Узбекское ханство после смерти Абулхайра распалось на уделы, затем объединилось вновь под главенством Мухаммеда Шейбани-хана, а в 1498–1500 возглавляемые им племена переселились в Мавераннахр, на территорию современного Узбекистана. Освободившиеся районы в низовье Сырдарьи заняли казахи. В 1511 казахские племена объединил хан Касым (1511–1523), который и считается создателем первого настоящего Казахского государства. Численность населения новой страны достигала 1 млн. человек. Касым воевал с узбекскими наследниками Шейбани-хана за Ташкент, после его смерти в стране начались усобицы между ханами. Многие племена откочевали из-под власти хана Тагира (1523–1533). Сын Касыма, Хакк-Назар (1538–1580) восстановил единство, успешно воевал с Ногайской ордой на востоке, но в 1560-х потерпел поражение от правителя Моголистана, после чего утратил власть над Семиречьем. В середине 16 в. к Казахскому ханству после распада Ногайской орды, Сибирского ханства и Моголистана примкнули некоторые новые племена. Тевеккель (1586–1598) продолжал воевать за Ташкент с Шейбанидами, и Есим (1598–1628) заключил с Бухарой мирный договор, по которому признавалась власть казахского хана над Ташкентом. Казахское ханство оказалось рыхлым образованием, и уже при правлении Хакк-Назара в нем выделились три отдельные орды со своими районами кочевок. Общеказахские ханы существовали до 1716, когда умер последний пЕсть основания полагать, что «Уложения хана Тауке» были основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе ХХ в. Первоначальный текст указанного свода до нас не дошел, но есть сведения, что древнейшая запись его находится в Стамбуле [7, с. 12].

«Жеті жарғы», являясь сводом законов обычного права, состоял из семи разделов и разрешал споры в семи сферах общественной жизни: земельные тяжбы; споры из-за вдовы; споры из-за куна; воспитаниедетей и брачные отношения; ответственность за преступления; межродовые споры; обеспечение национальной безопасности

равитель Тауке-хан, успевший составить свод норм обычного права «Жеты-Жаргы».

Начало зависимости Казахстана от царской России относится еще 30-м годам XVIII века, но окончательно подчинить себе Казахстан смог только во второй половине XIX века.

Активизация политики русского царизма в Средней Азии и в частности в Казахстане наступает в начале 20-х годах XIX века, когда в связи с так называемым «Уставом о сибирских киргизах» (1822 год) начинается усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах.

Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, ибо часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям:

1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их по-стоянных казачьих поселений.

2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистаночной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов.

3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введение налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.).

Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики

царизма в Казахстане.

В 1822 году Сибирь была разделена на две части: Восточную с главным управлением в Иркутске и Западную с центром в Тобольске, с 1839 года в Омске. К Западной Сибири была причислена территория казахской степи, занятая кочевьями Среднего жуза. Она получила название «Область сибирских киргизов» и для нее в 1822 году под руководством М.М. Сперанского генерал-губернатора в Сибири был разработан «Устав о сибирских киргизах».

Основная задача «Устава» заключалась в том, чтобы уничтожить последние останки независимости Казахстана, включить казахские степи в состав империи. Изменение административного, территориального, судебного управления Казахстана. С этой целью на землях Среднего жуза были по «Уставу» образованы округа, во главе которых были поставлены «окружные приказы». Во главе этих приказов стояли aғa-султаны к ним назначались в качестве заседателей два «почетных киргиза» и два русских.

Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на два года. На тот же срок избирались заседатели. Старшему султану присваивалось военное звание «майора российской службы». После трехлетней службы они имели право просить диплом на «достоинство русского дворянина».

В состав округа входили от 15-20 волостей. Каждый округ имел строго ограниченную территорию. Жители одного округа не имели право переходить на территории других округов без специального разрешения местного начальника. Всякий самовольный переход жестоко карался.

Во главе волостей стояли султаны (волостные старшины). По своему положению они приравнивались к чиновникам 12-ого класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов, постановлений «дивана» и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10 - 12 аулов. Аульные старшины избирались каждые 3 года и утверждались окружным приказом. Каждый из таких аулов объединял от 50-70 шаныраков.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда (измена родине, убийство, разбой, барымта, захват русских пленных, антиправи-тельственные выступления - разбирали царские суды).

Также Устав включал в себя "часть медицинскую", в которой предписывалось в каждом округе определить по два лекаря, неподвижные больницы (стационарные). "Установление духовные и по части народного просвещения" касались образования.

Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи.

помогите чем сможете! история казахстана! часть 2

Реформы XIX века на территории Казахстана. 3 вариант

1. Kакое количество дистанций было создано на территории Младшего жуза по Уставу об оренбургских киргизах 1824 года? А) 33 В) 42 С) 74 D) 54 Е) 107

2. К чему привело изменение судебной системы Казахстана согласно Уставу о сибирских киргизах 1822 г.?

А) усиление правопорядка В) увеличение налогов С) усиление социального расслоения

D)падение политического влияния родовой знати Е) приведение казахской судебной системы в соответствие с имперской судебной системой России.

3. Расставь в правильной последовательности административно-территориальные единицы согласно Устава о сибирских киргизах: а) аул, б) волость, с) область, д) уезд, е) округ

4. Кто из властной иерархии по Уставу о сибирских киргизах мог передать свою власть по наследству?

А) аульный старшина В) волостной султан С) старший султан D) бий Е) казий.

5. В какое генерал-губернаторство была включена «Область сибирских киргизов» по Уставу о сибирских киргизах 1822г.? А) в Оренбургское В) в Западно-Сибирское С) в Туркестанское D) в Омское Е) в Степное.

6. Куда вошла территория бывшего Букеевского ханства в результате реформ 1867-1868 гг.?

А) в Астраханскую губернию В) в Западно-Сибирское генерал-губернаторство

С) в Оренбургское генерал-губернаторство D) в Закаспийскую область Е) в Туркестанское генерал-губернаторство.

7. При областных правлениях по реформам 1867-1868 гг. были созданы отделы:

А) административный и военный В)хозяйственный, судебный, распорядитьельный

С) по уголовным делам и по приему жалоб D) судебный и уголовный Е) гражданский, по кадровым вопросам.

8. Какому генерал-губернаторству было разрешено вес­ти дипломатические переговоры с иностранцами?

а) Оренбургскому. б) Западно-Сибирскому. с) Степному. д) Туркестанскому.

9. Согласно Положения об управлении Семипалатинской областью волостные и аульные старшины избирались на:

а) 3 года, б) передавали власть по наследству, с) 5 лет, д) на неопределенный срок.

10. Когда произошло национально-освободительное восстание на Мангышлаке?

А) 1872 г. В) 1868 г. С)1870 г. D) 1875 г. Е) 1866 г.

11. Генерал-губернаторство, образованное согласно «Положения 1891 г»:

А) Оренбургское В)Степное С) Восточно-Сибирское D) Западно-Сибирское Е) Туркестанское.

12. Согласно «Положения» 1891 г. в Туркестанском крае:

А) упразднено генерал-губернаторство В)создано три области: Самаркандская, Ферганская, Сырдарьинская

С) создано две области: Сырдарьинская и Семиреченская D) создан Амударьинский отдел Е) образована область Сибирских киргизов.

Начиная с 1822 года, царская Россия начала политику активных реформ на территории Казахстана. Вся территория Сибири была поделена на две части: Западную и Восточную. К Западному управлению принадлежали губернии: Тобольская, Томская и Омская область.

На основании материалов генерал-губернатора Сибири М.М.Сперанского 22 июня 1822 года императором Александром 1 был подписан «Устав о сибирских киргизах». Казахи Среднего жуза по «Уставу», т.е. Учреждению (реформе управления сибирских губернии 1822) оказались под властью Омской области, их стали называть сибирскими киргизами /1/.

Новое администртивное деление предусматривало образование аулов, волостей, округов. В каждом округе был организован приказ,место ведающее всеми делами гражданского ведомства и творящее суд и расправу. Приказ должен был «охранять . тишину и порядок» в степи,брать под стражу и предавать суду,производить следствие по уголовным делам,снаряжать карательные отряды,употреблять все средства для искоренения грабежей, барымты и неповиновения властям. Предусматривались и иные задачи: забота о прсвещении,трудолюбии и «хозяйственных выгодах всех и каждого» и прочее. Председатель приказа – Старший Султан из казахов, большей частью совершенно незнакомый с правилами, которыми должен руководствоваться, нередко не знающий русского языка . его помощники три русских заседателя, ни один из которых не понимает ни по-киргизски,ни по-татарски /2/. О должности Старших Султанов и отношении их к приказам в учреждении в записке неизвестного лица сказано; «Старший султан – это земский чиновник,которому по избранию его родичей вверяется от Российского правительства местное правление. Он распоряжается всеми способами к сохранению тишины и порядка и к достижению благосостояния подведомственных ему людей. Все эти дела он производит через Окружной приказ» /3/. Иными словами, Окружной приказ есть присутственное место,от имени которого должны исходить все повеления. Все Султаны с подведомственными им волостями состоят в точной зависимости Окружного приказа. Старшему султану трудно даже усвоить идею о том, что в этом приказе он, главный начальник,не понимает законов и учреждений, коими должен руководствоваться приказ. Во-вторых, что русские заседатели и другие чиновники,находящиеся в приказах, не могут допустить, чтобы какой-нибудь казахский султан мог быть фактически начальником над ними. И поэтому, в действительности,приказ есть место, где старшее лицо и для дела есть непременный член стоящего во главе прочих русских чиновников и толмачей. Старший султан присутствовал в приказе большей частью только для одной проформы-подписи бумаги или приложения своей тамги, т.е. родового знака. Таково разумение о приказах всего русского населения на казахских землях, и оно весьма верно, за редкими исключениями, и не противоречит понятию казахского населения той эпохи. Все территории разграничивались и жители других округов не могли переходить границу без позволения местного начальства. Аулы управлялись старшинами, волости-султанами, округ-старшим султаном. Судебные разбирательства в аулах и областях продолжали осуществлять бии по древнему обычному праву. Но уже окружной приказ под председательством старшего султана и в присутствии двух российских заседателей, определяемых областным начальником и двух заседателей из «почетных киргизов» по выбору, имел полицейскую и судную часть. Внутреннюю стражу в округе составляла команда линейных казаков. Это было началом установления военно-полицейского режима в Казахстане.

Порядок выборов старшин и султанов по Уставу о Сибирских киргизах контролировался окружным приказом и областным начальством. Избранные же и утвержденные начальством все «киргизские старшины» признавались местными чиновниками. Старший султан должен был признаваем в чине майора росийской службы (3 срока). Султан имел право просить диплом на достоинство дворянина Российской империи.

Таким образом, царизм всеми силами уничтожал ханскую власть и утверждала на должностях тех лиц из казахской верхушки, которые были верными проводниками царской политики или людей, обладающих реальной властью и не стоящих в явной оппозиции царизму.

Местное управление сводилось к полицейским функциям: старший султан должен был всеми способами сохранять тишину и порядок во вверенной ему территории «мерами предупреждения и пересечения». В этом отношении приказ приравнивался земскому суду внутренних округов и имел все права и обязанности этого Устава с применением к «Особенным установлениям» (глава 6» Устава о сибирских киргизах»), которая включала в себя установления по части медицинской, карантинам, установлениям духовным, по части народного просвещения и благотворительные заведения. Но эти «особенные установления» так и не были претворены в жизнь, поэтому приказы выполняли на деле одну лишь функцию – полицейскую.

Правовое положение султанов также подверглось изменениям: они имели право на управление только в случае их официального избрания на управленческие должности.

Более сорока лет действовало в казахском обществе учреждение, образованное согласно Уставу 1822 года. Казалось бы, казахи должны были привыкнуть к месту, которое назначено для управления ими и находится под ведением Старшего султана, выбранного его родовичами,но приказ остовался чуждым и казахам и их султанам, которые боялись этих мест и не имели к ним ни доверия,ни уважения /4/. Отсюда ясно, что казахское общество едва ли когда-нибудь видело в главных начальниках «своих гражданских правителей», посещав ее они большую часть времени употребляли на смотр войск, совершаемый со всеми церемониями и пальбою.

Главной заботой правительственных органов являлось склонение казахов к окружной системе устройства. Заранее разработанных конкретных планов открытия и ввода округов не было. Это подтверждают исторические источники, к примеру, Г.С.Батеньков в «Записке о географическом и административном делении Сибири» по поводу основания округов писал: «Внешние округи образовать из киргизских волостей,вступивших в непосредственное подданство России. Число их и образование зависеть будет от успеха во ведении в степи нового порядка» /5/. Процесс объединения в округи и волости воспринимался кочевыми группами неоднозначно. С одной стороны, многих казахов пугало возведение окружных приказов, оно воспринималось как притеснение, угроза традиционным порядкам и независимости. Это хорошо отражено в письме султана Касыма Аблайханова генерал-губернатору Западной Сибири,в котором он выражает протест введению окружной системы в Среднем жузе /6/. Другие кочевые группы с определенным интересом относились к тем привелегиям, которые могли у них появиться в случае вступления в окружную систему. Превратившись в служащих российского государства, получив орудие осуществления власти, они начали оказывать разрушительные действие на социально-политический организм казахского общества. К примеру, султан Каратай Нуралиев долгие годы являвшийся противником русской власти и доставлявший ей немало беспакойства из-за того,что не были удовлетворены его претензий на ханскую власть, став султаном-правителем Западной части, «. действовал успешно в исполнении распоряжений начальства . и при пособии двухсотенного казачьего отряда . первый подал пример,что киргизы наказываются воруженной силою за преступления против русских не ими,но собственными своими родоначальниками и соплеменниками» /7/. В период реализацийи идей реформировния всплыл земельный вопрос. Некоторые аулы как условие согласия на организацию округов требовали вернуть захваченные ранее земельные угодья как в полосе пограничной линии, так и в особенности, в местах расположения военных отрядов в близи Акмолинска, Кокчетава, Каркаралы и. т.д. Пограничные органы власти не пошли на уступки, также предпринимали карательные меры для подавления волнений,вынудив их покорится.

Исследователь М.Леденев отмечает, что внешние округа являлись своебразными ступенями в развитии мирного поступательного движения русских в глубь казахских степей. Проводя административно-территориальную реформу управления края, царская администрация осуществляла отчуждение значительных земельных площадей у казахов для устройства сибирских казаков. Если в начале основания военные силы Сибирской линий состояли из небольшого числа Линейных казаков, то в 1822 году Сибирская линейная стража состояла: 1) из десяти пятисотенных казачьих полков с двумя при них конными артиллерийскими ротами.Полки эти были расположенына пространстве всей линии-две тысячи триста шестьдесят верст составляющей; 2) из Омского гарнизонного полка на полевом положении; из гарнизонных батальонов,в крепостях расположенных. Вся эта стража принадлежала к составу Сибирского Отдельного Корпуса, к которому также принадлежал весь состав Сибирской внутренней стражи, а именно:два полка, Иркутский и Селенгинский; семь батальонов, двадцать одна рота служащих и шесть рот подвижных инвалидов.

Число строевых и казаков в этом корпусе простиралось в 1822 году до шестидесяти тысяч шестисот человек.

Ядринцев отмечает, «Само собою, большинство лучших земель и угодий перешли к русскому населению. Процесс оттеснения инородцев и ограничение их района продолжается вместе с успехами колонизации, расчисткой лесов,занятием устьев рек, долин и т.д. в киргизской степи лучшие земли взяты в собственность казачьего войска. По отношению к распеделению землевладения замечается повсюду факт перехода лучших земледельческих угодий,лугов,сенокосов,наконец рыбных ловел к русским» /8/. Поскольку к началу ХІХ в. Казахстан подчинялся России только номинально, царская администрация активизировала политику ликвидацию остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем направлениям:

  1. По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных линий и отдельных укреплений,с созданием вблизи их постоянных казачьих поселений.
  2. По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образования округов и окружных приказов, в результате чего резко ограничивались политические права казахов.
  3. По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введении налогового обложения.

Все эти мероприятия и составила содержание реформ проводимые царским правительством в первой четверти 20-х годов ХІХ века в Казахстане.

Таким образом, введение института султанов не только поддавалось саморегулирующему механизму казахского общества, но еще и в не достаточной мере регулировалось функциями российских законов. Взяточничество, поборы, насилие над населением хотя и стали неотъемлемыми атрибутами власти султанов, многие из них были людьми выдающимися по своему развитию, пониманию долга и службы. Именно султаны способствовали развитию образования, караванной торговли, переходу к оседлому образу жизни и развитию земледелия, искоренению в степи барымты и других вредных обычаев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: