Изъятие материалов и исков в судах мвд когда и как запрашивается

Обновлено: 28.03.2024

Проведение обследование помещений в качестве оперативно-разыскного мероприятия (далее - ОРМ), не сопряженного с изъятием документов, - явление достаточно редкое. Как правило, полиция все-таки что-то изымает. Изъятие, будучи направленным на обеспечение раскрытия преступлений, не является мерой ответственности за преступление и не связано с лишением лица права собственности. Изъятие имущества при ОРМ носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности к государству (определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 N 304-О, абз. 5 п. 2 мотивировочной части).

Внимание

Об изъятии документов, носителей информации и любых прочих предметов и вещей должен быть составлен протокол изъятия.

Протокол изъятия оформляется по правилам ст. 166 УПК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), п. 15 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 N 199 (далее - Инструкция N 199)), а само изъятие происходит при обязательном участии не менее двух понятых - взрослых, дееспособных граждан РФ, никак не связанных ни с полицией, ни с иными силовыми органами (п. 14 Инструкции N 199).

Проводится ли изъятие против воли владельцев изымаемых предметов?

Как правило, на их согласие полиция, а затем и суд просто-напросто не обращают никакого внимания. Однако нам удалось отыскать два уникальных решения, в которых суд указал, что изъятие при обследовании может проходить только с добровольного согласия на то собственников изымаемых предметов, документов и денег. Изъятие же против воли означает, что фактически полиция проводит не ОРМ "обследование", а осмотр места происшествия или обыск, который требует дополнительных процессуальных гарантий и должен быть оформлен иным образом (решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 27.07.2011 по делу N 2-2328/2011, кассационное определение СК по уголовным делам Омского областного суда от 19.08.2010 по делу N 22-3068/10, позиция была подтверждена при дальнейшем обжаловании кассационным определением СК по уголовным делам Омского областного суда от 21.10.2010 по делу N 22-4000).

Обратите внимание на еще один нюанс: формулировка части 1 ст. 15 Закона об ОРД такова, что ее можно понимать следующим образом - изъятие документов при проведении ОРМ возможно только при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан либо безопасности РФ. Однако суды не разделяют данную точку зрения и указывают, что при возникновении таких угроз у органа ОРД появляется дополнительное право прерывать предоставление услуг связи (многие, вероятно, сталкивались с тем, что во время полицейского захвата неподалеку полностью отключалась сотовая связь), а право на изъятие документов связано лишь с основанием для проведения ОРМ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2014 N Ф03-6641/13). Противоположные решения исключительно редки (постановление Пятого ААС от 19.01.2009 N 05АП-2576/2008, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.07.2013 по делу N А73-4280/2013).

Кстати, иногда оперативники умудряются "убедить" сотрудников обследуемой организации добровольно выдать им требуемые документы и иное имущество. В таком случае может составляться протокол изъятия (как по обычной процедуре), а может быть составлен странный документ "Протокол (акт) добровольной выдачи документов (электронных носителей, предметов, материалов)". Суды не усматривают в этом нарушения закона (кассационное определение СК по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 30.01.2013 по делу N 22к-382/2013, апелляционное постановление Приморского краевого суда от 18.12.2014 по делу N 22-7285/14), однако в таких случаях критически оценивают доводы о проведении фактически обыска и изъятии лишних документов (апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-3037/2013).

Какие предметы могут изъять полицейские?

Во-вторых, те документы и предметы, которые заинтересуют полицию в связи с теми обстоятельствами, из-за которых, собственно, они к вам пришли: увидят ли финансовые, бухгалтерские документы - заберут и документы, посмотрят ли на договоры - возьмут и договоры, понравится ли им ваша "первичка" - прихватят и "первичку", приглянется им производственная документация - и ей не побрезгуют; словом, нет при обследовании таких документов, которые бы гарантированно оставались в вашем дальнейшем распоряжении.

Кроме того, полиция может изъять любые иные предметы, которые, по ее мнению, могут иметь отношение к расследуемым фактам: запертые сейфы (решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.10.2012 по делу N А21-6972/2012), опечатанные коробки (решение Железногорского городского суда Курской области от 22.11.2013), видеокамеры и даже транспортные средства невзирая на его размеры, например, корабль (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2011 N Ф03-9515/2010). Однако в случае дальнейшего судебного оспаривания действий по изъятию полиция обязан будет доказать суду необходимость изъятия документов и носителей информации, которые были изъяты. В противном случае суд может признать действия по изъятию вещей и документов незаконными, нарушающими права и законные интересы организации (решение Арбитражного суда Приморского края от 10.10.2008 по делу N А51-9171/2008).

Вправе ли полицейские изымать личные вещи?

Кажется, что да. Хотя формально на это нигде не указано, но многочисленная судебная практика подтверждает обычай полицейский забирать как минимум личные ноутбуки, предметы и документы лиц, присутствующих в помещении (в особенности, если этими лицами являются руководитель, главбух). Если же обратиться к более широкому слою судебной практики - например по уголовным делам, связанным с оборотом наркотиков, то увидим, что зачастую во время проведения ОРМ "обследование помещения" в карманах присутствующих были обнаружены свертки с порошком белого цвета, впоследствии оказавшимся наркотиком (приговор Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 28.11.2012 по делу N 1-378/2012). Фактически суды (хоть и косвенно) признают за полицейскими право проводить личный обыск во время обследования. Разумеется, без протокола.

Вправе ли полицейские изымать на основании одного лишь Распоряжения о проведении обследования документы, в которых содержатся сведения, отнесенные к коммерческой тайне? В настоящий момент этот вопрос является дискуссионным.

Изъятие документов сопряжено с двумя важными процессуальными гарантиями.

Во-первых , об изъятии составляется протокол (п. 15, п. 23 Инструкции N 199), в котором перечисляются изъятые предметы и документы с указанием их количества и индивидуальных признаков (п. 25.4 Инструкции N 199). На практике полицейские часто ограничиваются беглыми указаниями вроде следующего: "изъяты документы в количестве 25 коробок, упакованных с помощью клейкой ленты". К сожалению, против такого небрежения невозможно дать сколько-нибудь действенного совета*(1). По возможности старайтесь сфотографировать или ксерокопировать самостоятельно все документы, которые изымают полицейские, предложите собственные услуги в изготовлении полного и подробного перечня изъятого - возможно, вам пойдут навстречу. В редких случаях небрежность в составлении описи изъятого может послужить основанием для признания таких действий незаконными (кассационное определение СК по уголовным делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.05.2012 по делу N 22к-349), как правило, суды не признают это достаточным нарушением (кассационное определение СК по уголовным делам Рязанского областного суда от 17.05.2012 по делу N 22-790/2011).

Во-вторых , полицейские, изымая документы, обязаны оставить вам их заверенные копии (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 15 Инструкции N 199). За качество и количество копий персонально отвечает тот сотрудник полиции, который осуществляет изъятие (п. 16 Инструкции N 199). Если изготовить заверенные копии в момент изъятия невозможно, то полицейские должны изготовить и передать копии в течение пяти календарных дней с момента изъятия (п. 18 Инструкции N 199). Если в течение этих пяти дней передача копий не состоялась, у полиции имеется еще три календарных дня, чтобы отослать заверенные копии по почте заказным почтовым отправлением (абз. 4 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 18, п. 19 Инструкции N 199). В этом случае в протокол изъятия вписывается номер почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе. Разрешена передача документов посредством курьерской службы (постановление Третьего ААС от 29.11.2012 N 03АП-4270/12). Если заверенные копии документов не содержат указания должности и фамилии лица, их заверившего, это не является существенным нарушением прав обследованного (постановление Пролетарского районного суда г. Твери Тверской области от 16.06.2014).

Как правило, полиция отсылает эти копии без какой-либо сверки, в виде подшивок, заверенных в месте прошивки (опечатывания). Разумеется, часть документов при этом могут быть безвозвратно утрачена. К сожалению, суд дозволяет такую практику (решение Серебряно-Прудского районного суда Московской области от 13.03.2013 по делу N 2-100/2013, кассационное определение СК по уголовным делам Рязанского областного суда от 17.05.2012 по делу N 22-790/2011).

Если полиция изымает электронные носители информации, то она также обязана изготовить их заверенные копии (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 20 Инструкции N 199). Возможен и такой вариант: информация с изъятых носителей копируется на другие электронные носители. Для этого необходимо два условия: во-первых , о копировании информации должно поступить ходатайство от владельца (информации или самих электронных носителей); во-вторых , владелец информации или изъятого носителя должен сам, за свой счет, предоставить новый носитель, куда и будет скопирована информация (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п.п. 20, 21 Инструкции N 199). Сведения об изготовлении и передаче копий вносятся в протокол изъятия (п. 21 Инструкции N 199). Копирование и передача копий организуются сотрудником полиции, который проводит изъятие, а непосредственно копировать информацию может и специалист, привлеченный к участию в обследовании (п. 20 Инструкции N 199). Если изготовить копии на месте не представляется возможным, то заверенные копии или новые носители информации передаются владельцам в течение пяти календарных*(2) дней после изъятия (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 22 Инструкции N 199).

Однако полиция может отказать в копировании документов и информации. Это возможно в том случае, если такое копирование способно помешать осуществлению оперативно-разыскной деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона об ОРД, п. 17 Инструкции N 199).

Внимание

Все свои замечания к процессу изъятия документов и вещей обязательно заносите в протокол изъятия. Данное обстоятельство обычно проверяется и оценивается судом в случае обжалования действия полиции (решения Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 26.11.2014 по делу N 2-7669/2014, Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013, апелляционные определения СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.11.2013 по делу N 33-25748/2013, СК по гражданским делам Курганского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-3037/2013, постановление Трубчевского районного суда Брянской области от 27.02.2013 и др). Такие замечания является практически единственным средством обратить внимание суда на нарушения процедуры, поскольку в силу сложившейся традиции отечественный суд больше доверяет показаниям сотрудников полиции, чем частному бизнесу.

Дальнейшая судьба изъятых документов и предметов зависит от того, как будет использованы сведения, послужившие основанием для проведения обследования.

Если изъятые материалы будут использованы в качестве доказательств по уголовному делу, то учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств (п. 39 Инструкции N 199, ст. 82 УПК РФ). Если же уголовное дело не возбуждается, и, таким образом, в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу статей 2 и 10 (часть четвертая) Закона об ОРД дело оперативного учета подлежит прекращению (определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О). В этом случае владельцы вправе потребовать возврата изъятого имущества (ч. 4 ст. 81 УПК РФ), а в случае отказа полиции - обжаловать этот отказ в судебном порядке. Однако на практике, если по итогам ОРМ возбуждено дело об административном правонарушении, изъятое приобщается к его материалам, и дальнейшую судьбу изъятого имущества решит орган, рассматривающий административное дело по существу (решение Охотского районного суда Хабаровского края от 10.10.2013 по делу N 2-284/2013).

До решения вопроса о возбуждении уголовного дела изъятые документы и предметы по общему правилу остаются в полиции. Исключение предусмотрено для изъятых электронных носителей информации: после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, эти носители возвращаются их законному владельцу (п. 40 Инструкции N 199).

Внимание

Суд может использовать данные, собранные в рамках проведения оперативно-разыскных мероприятий, даже если изъятие, проведенное в этих же рамках, было признано незаконным, в частности, на этом основании был вынесен отказ в возбуждении уголовного дела (постановление Суда по интеллектуальным правам от 28.10.2015 N С01-896/2015).

*(1) Суды, как правило, смотрят на это нарушение "сквозь пальцы" (апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 10.10.2013 по делу N 33-3037/2013)

*(2) Пункт 22 Инструкции N 199 предусматривает срок в 5 рабочих дней. Однако в данном случае приоритет имеет норма Закона об ОРД (абз. 3 п. 1 ст. 15), которая говорит о 5 календарных днях


Поскольку оценить на месте важность и относимость тех или иных предметов и документов к уголовному делу следователю не всегда представляется возможным, законодатель предусмотрел возможность их изъятия для последующего изучения и решения вопроса об их приобщении к материалам уголовного дела или о возвращении владельцу. Зачастую правоохранители злоупотребляют указанным правом, что может привести к негативным последствиям для деятельности организации (например, при изъятии учредительных документов). В связи с этим руководителю организации следует знать о гарантиях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством в случае изъятия предметов и документов в ходе досудебного производства по делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности.

К указанным преступлениям уголовно-процессуальный закон относит преступления, предусмотренные ч. ч. 1 — 4 ст. 159, ст. ст. 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч. ч. 5 — 7 ст. 159, ст. ст. 171, 171.1, 171.3 — 172.2, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК РФ.

После изъятия предметов и документов в срок до 10 суток следователем или дознавателем должно быть вынесено постановление о признании их вещественными доказательствами или они должны быть возвращены владельцу.

В случае если для осмотра изъятых предметов и документов ввиду их большого количества или по другим объективным причинам требуется больше времени, по мотивированному ходатайству следователя или дознавателя этот срок может быть продлен еще на 30 суток соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания.

Если для признания таких предметов и документов вещественными доказательствами требуется назначение судебной экспертизы, срок вынесения постановления о признании их вещественными доказательствами не может превышать трех суток с момента получения следователем или дознавателем заключения эксперта.

В случае если предметы и документы не имеют отношения к уголовному делу, они должны быть возвращены владельцу не позднее чем через пять суток по истечении вышеуказанных сроков.

По ходатайству законного владельца документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовному делу, ему предоставляется возможность снять за свой счет копии с изъятых документов, в том числе с помощью технических средств, в порядке, установленном Правительством РФ.

Довольно часто на практике происходит ситуация, когда по истечении вышеуказанных сроков изъятые документы не признаны вещественными доказательствами, но и законному владельцу не возвращены. В таком случае у законного владельца документов возникает право на обжалование бездействия следователя или дознавателя в порядке, предусмотренном гл. 16 УПК РФ.

Указанная глава предполагает три пути обжалования.

Во-первых , обжалование руководителю следственного органа в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ.

Во-вторых , обжалование прокурору в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ.

В-третьих , судебный порядок обжалования, предусмотренный ст. 125 УПК РФ.

Как показывает практика нашей Коллегии, наиболее эффективным путем обжалования в подобных ситуациях является именно судебный порядок. Зачастую изъятые документы следователь возвращает перед началом судебного заседания, и суд прекращает производство по жалобе по причине отсутствия предмета обжалования, но тем не менее стратегическая задача возврата документов выполнена.

В приложениях вы найдете пример жалобы, поданной по указанным основаниям в суд по месту нахождения органа предварительного следствия, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», разъясняющие практические вопросы обжалования в указанном порядке.

Далее рассмотрим существующие в российском законодательстве механизмы изъятия электронных носителей информации при проведении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий.

При проведении обследования помещений сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.

При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации, или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

При производстве осмотра, обыска или выемки по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 4 ст. 159, ст. ст. 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также ч. ч. 5 — 7 ст. 159, ст. ст. 171, 171.1, 171.3 — 172.2, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК РФ, не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации, за исключением следующих случаев:

1) вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;

2) изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения;

3) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Электронные носители информации изымаются в ходе производства следственных действий с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в следственном действии, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации. Копирование информации осуществляется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копирование информации не осуществляется в случае, если на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.

Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе следственного действия делается запись.

Следователь в ходе производства следственного действия вправе осуществить копирование информации, содержащейся на электронном носителе информации. В протоколе следственного действия должны быть указаны технические средства, примененные при осуществлении копирования информации, порядок их применения, электронные носители информации, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. К протоколу прилагаются электронные носители информации, содержащие информацию, скопированную с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро»Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Изъятие документов

Изъятие документов: как оно производится и какими актами регламентируется?

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.

Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.

Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.

Изъятие документов на стадии проверки до возбуждения уголовного дела

До возбуждения уголовного дела основными видами изъятия документов являются:

изъятие документов налоговыми органами;

изъятие документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (органы МВД, ФСБ и др.).

Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается. Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки. По общему правилу, закрепленному в ст. 94 НК РФ, оригиналы документов не изымаются; изъятие подлинников допускается исключительно в случаях, когда имеются основания полагать, что документы будут утрачены, скрыты или уничтожены. При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия. В ходе производства выемки составляется протокол выемки, копия которого вручается по завершении лицу, у которого произведена выемка.

Порядок изъятия документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности регламентирован прежде всего ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законами, посвящёнными деятельности отдельных правоохранительных органов (например, Закон «О полиции» и др.), а также внутренними приказами и инструкциями министерств и федеральных служб.

Так, порядок изъятия документов органами внутренних дел описан в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», утверждённой приказом МВД РФ N 199 от 01.04.2014 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основанием для проведения изъятия документов органами полиции является Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Распоряжение подписывается одним из руководителей центрального или территориального подразделения органов внутренних дел при наличии сведений о совершении действий, влекущих уголовную ответственности, если оснований для возбуждения уголовного дела не имеется.

В отличие от выемки налоговыми органами изъятие документов сотрудниками полиции в рамках обследования может в исключительных случаях проводится в ночное время. Документы изымаются как в подлинниках, так и в копиях; при изъятии документов в подлинниках копии передаются лицу, у которого произведено изъятие.

При необходимости в изъятии могут принимать участие силы специального назначения МВД РФ, поэтому адвокат при доследственной проверке — это лицо, чьей помощью пренебрегать не следует.

В ходе изъятия документов ведётся протокол обследования, копия или второй экземпляр которого вручается лицу, у которого произведено изъятие.

Изъятие документов в ходе расследования по возбужденному уголовному делу.

Изъятие документов в ходе расследования уголовного дела осуществляется при производстве следственных действий, а именно: обыска, выемки, осмотра места происшествия. Порядок производства следственных действий и изъятия в ходе них предметов и документов указан в соответствующих статьях УПК РФ.

В завершение, несколько советов на случай проведения изъятия документов в Вашей организации:

Не следует держать документы организации по месту нахождения самой организации. Наиболее защищённый в этом смысле вариант, который не запрещён законом: передача документов на хранение специализированным организациям на основании заключённого договора, хранение информации на удаленных серверах.

Если к Вам пришли сотрудники контролирующих или правоохранительных органов, проверьте и запишите данные их удостоверений, внимательно ознакомьтесь с документом, на основании которого производится изъятие (Распоряжение о проведении обследования, Постановление о производстве выемки, Постановление о производстве обыска и др.).

Свяжитесь с адвокатом и попросите его срочно прибыть для участия в изъятии документов. Участие адвоката в предварительном следствии, и, в частности, при проведении изъятия, значительно повысит ваши шансы на удачный исход дела.

Внимательно следите за процедурой изъятия, требуйте, чтобы все участники изъятия, все изъятые предметы и документы, все действия в ходе изъятия были отражены в протоколе.

При подписании протокола укажите в нем те ошибки или нарушения, которые, на Ваш взгляд, были допущены в ходе изъятия документов.

Если обеспечить участие адвоката в ходе изъятия документов не получилось, свяжитесь и проконсультируйтесь с ним по окончании изъятия документов: не забывайте, изъятие документов производится для документирования допущенного правонарушения, поэтому зачастую за ним может последовать возбуждение уголовного дела.

Во всех случаях, когда к Вам, в Вашу организацию пришли сотрудники налоговых органов, органов ГУЭБиПК и иных подразделений МВД РФ, органов ФСБ РФ, Следственного комитета РФ для изъятия документов и предметов, обследования помещения, производства следственных действий, Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов. Звоните, и адвокат оперативно подъедет к Вам для оказания правовой помощи в любое время суток семь дней в неделю.

УПК РФ Статья 182. Основания и порядок производства обыска

1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обыск производится на основании постановления следователя.

3. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

4. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - судебное решение, разрешающее его производство.

5. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

6. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

8. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

9. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.

9.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

11. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса.

13. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

14. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.

15. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

16. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

Оперативно-розыскная деятельность - это вид административной деятельности, которая осуществляется оперативными подразделениями государственных органов специально на то уполномоченных в пределах их полномочий. Она может осуществляться посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Однако такие действия осуществляются исключительно в соответствиис требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Значительное количество изъятий документов, предметов, материалов и т.д. оперативными подразделениями производится при проведении такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 144-ФЗ). При изъятии составляется протокол.

Основанием для проведения такого оперативно-розыскного мероприятия служит мотивированный рапорт оперативного сотрудника и распоряжение руководителя о его проведении, которое должно быть предъявлено представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления и копия вручена под роспись.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местностии транспортных средств, как и изъятие документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке проводится с участием не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет,не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующимив изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам.

В случае изъятия в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия документов, предметов, материалов, электронных носителей информации должностное лицо, осуществившее изъятие, по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации, обязано изготовить копии документов и (или) произвести копирование на другие электронные носители информации.

В случае невозможности передачи копий в тот же день, они передаются в течение пяти дней после изъятия.

Если заверенные копии документов по истечении пяти дней после изъятия документов не были переданы лицу, у которого были изъяты, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие.

Прокуратура
города Севастополя

Прокуратура города Севастополя

15 июля 2020, 18:00

Оперативно-розыскная деятельность - это вид административной деятельности, которая осуществляется оперативными подразделениями государственных органов специально на то уполномоченных в пределах их полномочий. Она может осуществляться посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Однако такие действия осуществляются исключительно в соответствиис требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Значительное количество изъятий документов, предметов, материалов и т.д. оперативными подразделениями производится при проведении такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 144-ФЗ). При изъятии составляется протокол.

Основанием для проведения такого оперативно-розыскного мероприятия служит мотивированный рапорт оперативного сотрудника и распоряжение руководителя о его проведении, которое должно быть предъявлено представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления и копия вручена под роспись.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местностии транспортных средств, как и изъятие документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке проводится с участием не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет,не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующимив изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам.

В случае изъятия в ходе проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия документов, предметов, материалов, электронных носителей информации должностное лицо, осуществившее изъятие, по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации, обязано изготовить копии документов и (или) произвести копирование на другие электронные носители информации.

В случае невозможности передачи копий в тот же день, они передаются в течение пяти дней после изъятия.

Если заверенные копии документов по истечении пяти дней после изъятия документов не были переданы лицу, у которого были изъяты, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: