Из каких элементов состоит технологический процесс работы судов

Обновлено: 23.04.2024

Технология судостроения изучает сущность производственных процессов постройки судна, взаимосвязь этих процессов и закономерности их развития. Она базируется на таких фундаментальных науках, как математика, механика, физика, химия и взаимодействует с широким кругом прикладных наук, связанных с созданием судна: проектированием судов, теорией корабля, прочностью корпуса судна, экономикой судостроительной промышленности и другими.

Предмет технологии судостроения

Под технологией судостроения длительные годы понимали совокуп­ность производственных процессов постройки судов: получение и об­работку материалов, сборку и сварку корпусных конструкций и кор­пуса в целом, монтаж механизмов и электрооборудования, изготовление и монтаж систем Изготовление узлов и монтаж систем на судне и устройств, оборудование и отделку судовых поме­щений, испытания и сдачу готового судна заказчику. Затем понятие тех­нологии существенно расширилось и помимо производственных про­цессов вобрало в себя изучение и создание технических средств, изучение технических, сырьевых, информационных, финансовых и кад­ровых ресурсов, систем управления, социальной и природной среды, в рамках которых реализуют производственный процесс, включая его экологические последствия.

В последние десятилетия XX века сложились следующие направ­ления развития технологии судостроения:

  • Совершенствование существующих и разработка новых методов постройки судов, в том числе основанных на модульном принципе, при котором возможна сборка судов из ограниченного количества унифи­цированных первичных элементов-модулей;
  • Применение математических методов и вычислительной техники при технологической подготовке производства и управлении техноло­гическими процессами;
  • Механизация и автоматизация производственных процессов, в том числе с применением промышленных роботов, роботизированных тех­нологических комплексов и т. п.;
  • Разработка принципиально новых технологических процессов, ис­пользующих действие лазеров и плазмы, более технологичных мате­риалов, высокопроизводительного оборудования, в том числе с число­вым программным управлением, высокоточных средств измерения;
  • Экономия материальных, энергетических, трудовых, финансовых и других ресурсов при создании судов;
  • Создание безопасных условий труда и экологически чистых про­цессов постройки судов.

Производственный и технологический процессы в судостроении

Под производственным процессом понимают совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для из­готовления или ремонта продукции. В ходе производственного про­цесса сырье, материалы, полуфабрикаты превращаются в продукцию, предназначенную для потребления. Производственный процесс об­разуется при наличии трех элементов: труда, т. е. целесообразной дея­тельности человека, предмета труда (на него направлены действия работника) и средств труда, с помощью которых осуществляют воз­действие на предмет труда. Взаимодействие названных элементов, приводящее к созданию новой или улучшенной продукции, образует производство.

В судостроении производственный процесс представляет собой на­правленные действия работников, которые с помощью имеющихся в их распоряжении средств труда (производственных зданий, сооружений, орудий труда) изготавливают корабли, суда, морские технические ус­тановки или восстанавливают их способность к эксплуатации.

Составными частями производственного процесса являются основ­ной и вспомогательный процессы. К основному относят процесс, непо­средственно связанный с превращением предмета труда в готовую про­дукцию. Вспомогательный процесс способствует осуществлению основного процесса без прямого участия в нем. Элементами и основного, и вспомогательного процессов остаются труд, предмет и средства труда. Отличие состоит в том, что продукцию основного производственного про­цесса используют сторонние потребители, а продукция вспомогательного процесса его обслуживает. В судостроении все работы, связанные с изготовлением продукции, реализуемой покупателю, относят к основному производственному процессу. Вспомогательными процессами являются изготовление инструмента, ремонт производственных сооружений, транспортно-погрузочные услуги и т. п.

Основной производственный процесс называют технологическим процессом, под которым понимают часть производственного процесса, содержащую действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. Под определением состояния предмета труда понима­ют контроль производства (контрольные действия, осуществляемые рабочим). В ходе технологического процесса в результате действий че­ловека или машин происходит изменение внутренних свойств, формы, внешнего вида предмета труда. Например, в ходе резки и гибки изме­няют размеры и форму деталей, а в результате сборки образуется заду­манная конструкция.

Технологические процессы различают по назначению и универсаль­ности применения. Назначение определяет вид конкретного техноло­гического процесса, как части процесса строительства судна (техноло­гические процессы сварки металла, окраски конструкций).

По универсальности применения технологические процессы разде­ляют на единичные, групповые и типовые. Единичным называют тех­нологический процесс изготовления изделия одного наименования, типоразмера и исполнения. К групповым относят технологические про­цессы изготовления группы изделий с разными конструктивными, но общими технологическими признаками. Технологический процесс изготовления группы изделий с общими конструктивными и техноло­гическими признаками называют типовым.

Каждый технологический процесс разделяют на операции. Опера­ция – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте неизменными исполнителями. Примерами тех­нологических операций могут служить резка заготовки на детали, ус­тановка и закрепление на полотнище балок набора; гибка труб на тру­богибочном станке. Операция – основная единица при планировании и учете производственных процессов, при разработке технологических процессов, а также при их изучении.

Технологическая операция, в свою очередь, включает технологи­ческие и вспомогательные переходы. Технологическим переходом на­зывают часть операции, выполняемую одним и тем же инструментом при постоянном режиме работы человека или оборудования. Под вспо­могательным переходом понимают часть операции, состоящую из дей­ствий, не изменяющих предметов труда, но необходимых для вы­полнения технологического перехода. Примерами вспомогательного перехода могут быть закрепление заготовки или смена инструмента. Кроме переходов в состав технологической операции могут входить установы — части операции, выполняемые при неизменном закрепле­нии обрабатываемой заготовки или собираемой сборочной единицы.

Количество операций в технологическом процессе зависит от кон­структивного и количественного разнообразия предметов труда (их по­вторяемости и унификации), которое характеризует тип производства. Различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

Единичное производство характеризует малый объем выпуска оди­наковых изделий, повторное изготовление которых, как правило, не предусматривают. При серийном производстве изделия изготавливают периодически и повторяющимися партиями. В зависимости от коли­чества изделий в партии или серии различают мелкосерийное, средне­серийное и крупносерийное производства. Для массового производства характерен большой объем выпуска одинаковых изделий, непрерывно изготавливаемых продолжительное время.

Тип производства оценивают коэффициентом закрепления опе­раций K3,0 (коэффициентом серийности), под которым понимают ко­личество операций, выполняемых в среднем на одном рабочем месте за определенный период времени (месяц, год). При массовом произ­водстве K3,0 = 1 . Для крупносерийного производства K3,0 < 10 , для сред­несерийного 10 < K3,0 < 20 , для мелкосерийного 20 < K3,0 < 40 Для еди­ничного производства K3,0 не регламентируют.

Серийное и массовое производства характеризуют показателем такта выпуска (тактом производственного процесса) τ , под которым понимают период времени между изготовлением единицы изделия:

  • T – календарный отрезок времени;
  • N – количество изде­лий, выпускаемых за это время.

Величину, обратную такту выпуска, т. е. количество изделий (про­дукции), выпускаемых в единицу времени, называют ритмом выпуска. Показатели такта и ритма выпуска используют при планировании и организации производства для расчета численности рабочих, количе­ства необходимых механизмов и машин, сменности работы, количества потребных технологических операций.

Для серийного и массового выпуска изделий свойственно поточное производство, определяемое расположением технологического обору­дования и оснастки в последовательности выполнения операций тех­нологического процесса.

В судостроении точных границ между типами производства не су­ществует, так как его продукцией являются разнообразные суда от ма­лых катеров и промысловых судов Промысловые суда до крупнотоннажных морских су­дов и военных кораблей. В большей степени распространены единичное производство по строительству единичных экземпляров судов и кораб­лей или серийное производство. При этом отнесение производства к се­рийному зависит от величины строящихся судов. Массовое производ­ство в судостроении встречается крайне редко.

Для осуществления любого технологического процесса необходи­ма та или иная совокупность орудий производства, которые называют средствами технологического оснащения (СТО). К ним относят технологическое оборудование, оснастку, приспособления и инструмент. Тех­нологическое оборудование – средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического про­цесса размещают материалы или заготовки, а также средства воздей­ствия на них. Примерами технологического оборудования служат ги­бочные прессы, машины для тепловой резки, агрегаты для сборки и сварки корпусных конструкций, станки для гибки труб, расточные станки и др. К технологической оснастке относят СТО для изготовле­ния корпусных конструкций Состав и характеристика технологических операций изготовления корпусных конструкций (стенды, постели и т. п.), оснастку к тру­богибочным станкам, оснастку для проведения испытаний механиз­мов, устройств.

Приспособления главным образом обеспечивают фиксацию или перемещение предметов труда или инструмента при выполнении технологической операции. Приспособлениями являют­ся направляющие для перемещения по заданной траектории полуав­томатов для тепловой резки и сварочных автоматов, зажимы и фикса­торы для закрепления деталей, узлов и секций корпуса судна при их изготовлении и сборке, устройства, применяемые при монтаже валопроводов Ремонт валопроводов и судовых гребных винтов , механизмов, трубопроводов.

Инструмент предназначен для воздействия на предмет труда с целью изменения его состояния. Но­менклатура инструмента, применяемого в судостроительном произ­водстве, весьма широка. Здесь и разметочный, проверочный, сбороч­ный инструмент, инструмент для механической и тепловой резки металла, инструмент для обработки поверхностей.

Разработка технологических процессов, выбор существующих или создание новых средств технологического оснащения осуществляют на стадии технологической подготовки производства к постройке судов.

О судовых механиках (видео)

Технологический процесс – это система документации, полностью отражающая работу порта.

Технико-распорядительский акт определяет назначение и порядок использования технических средств порта, перечень технической вооруженности и пропускной способности причалов и рейдов, а также вспомогательные суда, схемы расположения причалов и рейдов.

Технические карты перегрузочных процессов определяют технологию погрузочно-разгрузочных работ на судах и вагонах.

Технологический процесс обработки судов отображается полными графиками обработки судов.

Плановый график обработки судов содержит грузовой план и технологический процесс с технологической картой.

Заключение

Целью курсового проекта был выбор варианта схемы механизации по критерию минимальных суммарных затрат.

Для этого мы рассматривали два варианта схем механизации: с применением портального крана и мостового крана соответственно.

В процессе выполнения работы были рассчитаны количество грузовых операций по грузообороту и грузопереработке, комплексные нормы выработки по каждой схеме и по каждому варианту работ. Определены машиноемкость и трудоемкость, пропускная способность причала и интенсивность грузовой обработки судна.

Далее рассчитали продолжительность грузовой обработки судна по сравниваемым вариантам работ.

На основании проведенных расчетов были определены эксплуатационные расходы и капиталовложения по схемам механизации.

Также проведен расчет эксплуатационных расходов и капвложений по флоту за время его стоянки в порту.

В заключение курсового проекта был проведен расчет удельных интегральных затрат по порту и флоту.

Предлагается к внедрению схема механизации с применением в качестве перегрузочной техники мостового крана. У этой схемы механизации есть свои плюсы и минусы, которые видно из данных таблицы 4.1., но в общем годовой экономический эффект от внедрения предложенной схемы составит 3745000 руб.

Список рекомендуемых источников

1. Казаков А.П., Фадеев И.П. Организация и планирование работы речных портов. Учебник для институтов водного транспорта. М.:Транспорт, 1989.-206с.

2. Казаков А.П., Технология и организация перегрузочных работ на речном транспорте. Учебник для вузов.-3-е изд., переработка и дополнения –М.:Транспорт, 1984.-416с.

Нормативно-техническая и справочно-методическая документация

3. Грейферы. Альбом 3419. (Минречфлот РСФСР. Главное управление портов, ЦПКБ). М., 1986. 116 с.

4. Грузозахватные приспособления. Каталог – справочник. Грейферы. Росречфлот. М., 1991. 81 с.

5. Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях (Центральное бюро нормативов по труду при НИИтруда Государственного Комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам). М., 1988. Часть 1, 208 с. Часть 2, 322 с.

6. Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов Минречфлота РСФСР №130 от 08.07.87). М.: Транспорт, 1987. 68 с.

7. Технические средства для перегрузочных работ. Каталог-справочник. Росречфлот. М., 1991. 78 с.

Технологический процесс – совокупность операций последовательно выполняемых с за время перевозки грузов или пассажиров.

Виды операций, выполняемых судами:

- ходовые - в грузу или порожнем;

- грузовые – погрузка, выгрузка

- технические и технологические – в пунктах обработки или в пути следования

Технические – переходы, совершаемые по акватории порта от рейда к причалу, между причалами.

Вспомогательные операции, являющиеся необходимой частью всего процесса работы транспортного судна (бункеровка, сдача подсланевых вод, навигационный ремонт).

Технологические – ожидания причала, груза, состава, тяги.

Непроизводственные затраты – отрицательно влияют - потеря рабочего времени.

Виды технологических процессов:

1. Рейс – совокупность раб процессов, циклов, связанных с перемещением судна из одного начального в др. конечный.

В речных условиях рейсы различаю вверх (против), вниз (по течению).

В зависимости от содержания выполняемых работ могут быть рейсы с грузом или порожнем, у составов – с груженными или порожними баржами, либо легкими (корпусом или без барж).

Началом рейса служит момент фактического окончания последней операции предыдущего рейса.

Продолжительность рейса судна с грузом - время, затрачиваемое на все операции, совершаемые судном с момента подачи его под погрузку в пункте отправления до разгрузки в пункте назначения.

Время ходовое = чистое время хода от нач до кон пункта * коэф-т, учитывающий непредвиденные задержки в пути следования

Время порожнего рейса грузового судна – период с момента окончания загрузки в одном пункте до момента подачи под погрузку в др., либо эти операции совмещаются в одном.

Основа для выполнения рейса – диспетчерское распоряжение капитану судна.

Гружен.рейс = технич.и технолог.операции в нач,в кон,в пути+погрузка+выгрузка+время хода с грузом.

Порож.рейс = технол.и техничес.+ход пооржнем

Для грузового судна - это время между двумя последовательными постановками под погрузку.

Оборот вкл. груженый и порожний рейс, или только груженные, если последняя погрузка осуществляется в пунктах выгрузки.

Судно несет затраты при выполнении не только рейса с грузом, но и порожнего, чем больше порожнего пробега, тем больше судовладелец несет непроизводственных затрат.

3.Круговой рейс - совокупность рабочих процессов, выполняемых судном при перевозке грузов или пассажиров, когда завершающая стадия транспортного процесса выполняется в том же пункте, что и начальная операция.

Круговой рейс в вопросах планирования работы флота является основным видом технического процесса, особенно при разработке графика движения и расчетов потребности во флоте при освоении тех или иных перевозок.

Постройка любого судна подразделяется на ряд последовательно выполняемых этапов, в осуществлении которых принимают участие все цехи, отделы и службы судостроительного завода. Совокупность действий всех этих подразделений завода, в результате которых материалы, полуфабрикаты и полученные с других предприятий механизмы превращаются в готовое судно, называется производственным процессом.

Технологический процесс является частью производственного процесса и представляет собой совокупность действий, непосредственно связанных с изменением свойств материалов, формы изготовляемых деталей, со сборкой и установкой их на судне. Технологический процесс осуществляется на одном или нескольких рабочих местах и разделяется на операции. Технологический процесс монтажа включает в себя операции погрузки на судно, установки на место и закрепления на фундаменте механизмов, устройств, трубопроводов и т. д.

Операцией называется законченная часть технологического процесса обработки или сборки одной или нескольких деталей, выполняемая на одном определенном рабочем месте одним рабочим или бригадой рабочих.

Операции в свою очередь делятся на переходы. Переход — часть операции, выполняемая без смены инструмента, режима резания и без перестановки обрабатываемой детали (на станке, в тисках, в приспособлении). Если рабочий сменит инструмент или начнет обрабатывать другую поверхность детали, то тем самым он приступит к выполнению другого перехода.

Основной технологической документацией в судостроении является технологический процесс. Технологическая документация определяет последовательность технологических операций, методы их выполнения, указывает необходимые сборочные или монтажные чертежи, необходимое оборудование, инструмент и приспособления, режим работы оборудования и нормы времени на выполнение заданной работы, а также разряд этой работы, т. е. степень ее сложности и необходимую квалификацию рабочего.

Технологическая документация на сборочно-монтажные работы содержит комплектационную ведомость, в которой перечисляют детали, входящие в данный узел или необходимые для выполнения монтажа механизма, устройства или трубопровода.

Догадин А.В., Роганов А.С., Соколова И.А. Технология судостроения: учебное пособие. СПбГМТУ, изд центр СПбГМТУ, 2015.

ISBN 5 – 93913 – 043 – 7

В пособии изложены основные технологические понятия и процессы, принятые в судостроительном производстве. Преимущественное внимание уделено созданию корпуса судна от его проектного представления в виде чертежей до спуска на воду, механомонтажным и достроечным работам, а также испытаниям и сдаче заказчику. Рассмотрены средства технологического оснащения, используемые при постройке стальных судов.

Учебное пособие соответствует программе дисциплины «Технология судостроения» специальности, направление подготовки 26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфрастуктуры» и может быть использовано при подготовке бакалавров и магистров других направлений, а также специалистов для судостроения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1.

Общие понятия о судостроительном производстве.

1.1. Производственный и технологический процессы в судостроении.

1.2. Объекты производства в судостроении.

1.3. Судостроительные предприятия.

1.4. Производственный цикл и технологическая трудоемкость.

Глава 2.

Плазовые работы.

2.1. Состав плазовых работ.

2.2. Графические методы плазовых работ.

2.3. Плазовое обеспечение работы корпусных цехов.

2.4. Автоматизированные системы плазовых работ.

2.5. Определение формы и размеров деталей аналитическими методами.

Глава 3.

Изготовление деталей корпуса.

3.1. Технологическая классификация деталей корпуса и операции их изготовления.

3.2.Предварительная обработка проката.

3.3. Разметка и маркировка деталей.

3.4.Тепловая и механическая резка.

3.4.1. Тепловая резка.

3.4.2. Механическая резка.

3.4.3. Гидроабразивная резка.

3.6. Гибка деталей.

3.6.1. Теоретические основы гибки.

3.6.2. Оборудование для гибки листов.

3.6.3. Оборудование для гибки профилей.

Глава 4.

Изготовление узлов, секций, блоков корпуса судна.

4.1. Технологическая классификация сборочных единиц корпуса судна.

4.2. Состав и характеристика технологических операций изготовления корпусных конструкций.

4.3. Изготовление узлов.

4.4. Изготовление секций.

Глава 5.

Формирование корпуса судна на построечном месте.

5.1. Методы постройки судов и способы формирования корпуса.

5.2. Типы построечных мест.

5.3.Оборудование построечных мест.

5.4. Сборочные работы на построечном месте.

5.5.Проверочные работы на построечном месте.

5.6. Сварка корпуса судна на построечном месте.

5.7. Испытания корпуса на непроницаемость и герметичность.

5.8. Формирование надстроек.

Глава 6.

Спуск судов на воду.

6.1. Управляемые спуски.

6.2. Неуправляемые спуски.

Глава 7.

Монтажно-достроечные работы.

7.1. Состав и назначение монтажно-достроечных работ.

7.2. Изготовление и монтаж легких переборок и выгородок.

7.3. Изготовление и монтаж изделий насыщения корпусных конструкций.

7.4. Изготовление и монтаж судовой вентиляции.

7.5. Монтаж судовых устройств и дельных вещей.

7.6. Изоляция корпусных конструкций.

7.7. Изоляция энергетических установок и трубопроводов судовых систем.

7.8. Зашивка изоляции, отделка и оборудование судовых помещениий.

7.9. Окраска судовых конструкций. Палубные покрытия.

Глава 8.

Изготовление трубопроводов и монтаж судовых систем.

8.1. Технологические особенности судовых систем.

8.2. Определение формы и размеров труб-деталей, подлежащих .

8.3. Изготовление труб-деталей.

8.4. Изготовление узлов трубопроводов и монтаж их на судне.

8.5. Монтаж судовых систем на судах.

Глава 9.

Механо-монтажные работы.

9.1. Этапы монтажа механического оборудования.

9.2. Монтаж главных двигателей.

9.3. Монтаж валопроводов.

Глава 10.

Электромонтажные работы.

10.1. Общие понятия и принципиальная технология электромонтажных работ.

10.2. Установка электрооборудования, подготовка и монтаж кабелей на судне.

Глава 11.

Испытания и сдача судов.

11.1. Организация и виды испытаний.

11.2. Имитационные методы испытаний судов.

Глава 12.

Технология изготовления корпусных конструкций из алюминиевых сплавов.

12.1. Алюминиевые сплавы.

12.2. Особенности изготовления деталей из алюминиевых сплавов.

12.3. Сборка и сварка конструкций из алюминиевых сплавов.

12.4. Особенности соединения конструкций из алюминиевых сплавов со стальными конструкциями.

Технология судостроения

Глава 1. Общие понятия о судостроительном производстве.

Производственный и технологический процесс в судостроении.

Технология судостроения изучает сущность производственных процессов постройки судна, взаимосвязь этих процессов и закономерности их развития.

Под производственным процессом понимают совокупность действий людей и орудий труда, направленных на превращение материалов и полуфабрикатов в законченную продукцию – предмет производства.

Корпуса современных судов строят из различных материалов – из стали, из сплавов на основе алюминия (Al) и титана (Ti), из дерева, пластмасс, цементов. Выбор материала для строительства судна зависит от его назначения, размеров, района эксплуатации, стоимости. Самыми распространенными материалами являются стали различных марок.

При создании такого сложного сооружения, как судно, общий производственный процесс делят на частные производственные процессы. Частные производственные процессы группируют повидам производств. В таблице 1.1. приведены виды судостроительного производства и содержание в их составах производственных процессов.

Производственный процесс может быть основным и вспомогательным. Основной - это процесс, непосредственно связанный с превращением предмета труда в готовую продукцию. Вспомогательный процесс способствует осуществлению основного процесса без прямого участия в нем.

Основной производственный процесс называют также технологическим процессом, под которым понимают часть производственного процесса, содержащую действия, направленные на изменения качественного состояния объекта производства.

Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.

Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.



Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: