Из каких элементов состоит правовой статус государственного гражданского служащего

Обновлено: 18.04.2024

Правовой статус гражданского служащего определен Федеральным законом от 27 07.2004г.№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Гражданский служащий имеет право на:

- обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

- оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

- доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

- доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

- ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

- защиту сведений о гражданском служащем;

- должностной рост на конкурентной основе;

- профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

- государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

- государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом и др.

Гражданский служащий обязан:

- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

- соблюдать служебный распорядок государственного органа;

- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

- представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и др.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.

Конкурс не проводится:

- при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

- при назначении на должность гражданской службы категории «руководители», назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

- при заключении срочного служебного контракта;

- при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;

- при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

В случае успешного прохождения конкурса или принятия лица на гражданскую службу без конкурса заключается служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

На государственного служащего заводится личное дело. В личное дело гражданского служащего вносятся: его персональные данные; сведения связанные с:

а) поступлением на гражданскую службу;

б) ее прохождением;

в) увольнением с гражданской службы;

г) сведения о поощрениях и взысканиях;

д) иные сведения, необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.

Личное дело часто является первичным источником информации о человеке при решении вопроса о его продвижении по службе.

Каждый гражданский служащий имеет право на ознакомление со своим личным делом.

Поступив на службу, гражданский служащий обязан подчиняться требованиям служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение:

- служебного распорядка государственного органа;

- должностного регламента, установленного в соответствии: с законодательством; нормативными актами государственного органа; служебным контрактом.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение.

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

По достижению данного возраста или ранее (например, в связи с истечением срока служебного контракта, по иным основаниям) гражданский служащий увольняется с гражданской службы.

Гражданский служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым, пенсионным законодательством и законодательством о гражданской службе.

Таким образом, функционирование государственной службы возможно при использовании традиционных административно-правовых методов правового регулирования:

1) установлении определенного порядка действий – предписания к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренного различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми);

2) запрещении определенных действий. Если государственные служащие не соблюдают это положение, то законодатель устанавливает возможность применения к ним мер государственного принуждения: дисциплинарного, административного, уголовного;

3) предоставлении субъекту государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами;

4) предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренных административно-правовой нормой действий в установленных ею условиях.

Правовое регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу «власть – подчинение», соблюдение дисциплины, ответственности нижестоящего должностного лица перед вышестоящим, обязательности выполнения распоряжений, правовых актов и решений вышестоящих органов и должностных лиц.

В административно-правовой научной и учебной литературе государственная служба (государственные служащие) рассматривается традиционно в связи с анализом вопроса о субъектах административного права. Государственные служащие выделяются как субъекты реализации управленческих и других государственных функций, как участники осуществления компетенции государственных органов (органов местного самоуправления) для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

Во всех государствах, в которых законодательством установлен особый публично-правовой статус государственных служащих и создан профессиональный, специально подготовленный корпус государственных служащих, чиновники имеют соответствующие права, обязанности и ограничения, привилегии. Тем самым учреждена профессиональная бюрократия, действует система законодательства, состоящая из двух частей: одна распространена на работников государственной службы; другая регулирует отношения в сфере общих трудовых отношений служащих, которые также работают в публичных учреждениях (государственные и муниципальные органы, общины, объединения и пр.). Между этими двумя системами главное различие состоит в то, что лица, находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящий в обычных трудовых отношениях, имеют особый публично-правовой статус и пользуются преимущественными правами (специальные обязанности, запреты, ограничения и т.д.). А второстепенное различие состоит в том, что в регулирование государственной службы включаются несколько специфических обязанностей (например, запрет на забастовки, более строгое подчинение по службе, последствия несоблюдения этих предписаний и т.д.).

В настоящее время государственная служба рассматривается как один из видов общественно-политического труда. Поэтому на государственного служащего распространяются основные положения трудового законодательства, хотя в то же время в ст. 11 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» для государственного служащего установлены ограничения, связанные с государственной службой.

Для него главенствующим являются несение государственной службы, исполнение государственной должности, использование полномочий, определенных должностью, для решения возникающих в ходе развития общества проблем, включая проблемы отдельных граждан.

Гражданам, претендующим на должность в государственной службе, необходимо иметь соответствующее профессиональное образование по специализации государственных должностей. Специализация государственных должностей устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Современное состояние государственной власти в России показывает, что ее реформирование осуществляется с учетом воздействия исторических традиций, а создание эффективно действующей системы государственной власти сковывается неразвитостью федерального законодательства. Россия столкнулась с необходимостью выработать новую модель государства и его государственной службы в неблагоприятных социально-экономических условиях. Социально-экономические противоречия, политическое противостояние, нестабильность оказывают огромное влияние на процесс создания такой модели. До сих пор остаются неясными новые ориентиры государственного строительства, не найдена оптимальная государственно-правовая модель РФ и ее государственной службы.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации устанавливается федеральным законом о виде государственной службы (ст. 10 ФЗ о системе государственной службы).

Элементами статуса служащего в главе 3 ФЗ о государственной гражданской службе названы: права и обязанности гражданского служащего, ограничения, требования, запреты, поведение при конфликте интересов, обязанность представлять сведения о доходах. С точки зрения юридической науки, к элементам правового статуса служащего относятся права и обязанности, в т.ч. такие специальные права и обязанности, как гарантии, ответственность, запреты, требования к служебному поведению.

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

г) право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

д) защита сведений о государственном служащем;

е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся:

а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих государственных органах).

Третью группу прав государственного служащего составляют:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Государственному служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Таким образом, государственный служащий обладает набором прав, которые в совокупности с обязанностями являют собой один из важнейших элементов административно - правового статуса государственного служащего.

В широком понимании, с учётом различных признаков, можно сформулировать следующее определение государственного служащего: государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включённую в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность РФ), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Государственный служащий имеет определённое правовое положение (статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы.

ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает следующие элементы правового статуса гражданского служащего:

- основные права и основные обязанности;

- ограничения и запреты, связанные с гражданской службой;

- требования к служебному поведению гражданского служащего;

- порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;

- необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются:

- поступление на гражданскую службу;

- заключение служебного контракта;

- испытание при поступлении на гражданскую службу;

- изменение существенных условий служебного контракта;

- отстранение от занимаемой должности гражданской службы;

- основания и последствия прекращения служебного контракта;

- персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела;

- служебное время и время отдыха;

- прохождение гражданской службы;

- аттестация гражданских служащих;

- оплата труда гражданского служащего;

- государственные гарантии на гражданской службе;

- поощрения и награждения гражданского служащего;

- дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания;

- формирование кадрового состава гражданской службы;

- рассмотрение индивидуального служебного спора.

Правовой статус государственных служащих зависит от условий, в которых проходит государственная служба.

Статья 14 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает основные права гражданского служащего.

Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном настоящим ФЗ и другими ФЗ;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим ФЗ и другими ФЗ;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим ФЗ и ФЗ о медицинском страховании государственных служащих РФ;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечёт за собой конфликт интересов.

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей влечёт за собой соответствующую ответственность.

Статья 15 ФЗ предусматривает следующие основные обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую ФЗ тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные ФЗ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим ФЗ и другими ФЗ;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося , по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с ФЗ.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке предусмотренных ФЗ.

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 ФЗ).

Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном ФЗ порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую ФЗ тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.


Статья посвящена правовому статусу государственных гражданских служащих. Рассмотрены права и обязанности, закрепленные в нормативных правовых актах. Проанализирована судебная практика о невыполнении гражданским служащим своих обязанностей или нарушения запретов, что повлекло правонарушения, расценивающиеся как основание для увольнения служащего в связи с утратой доверия. Изучен вопрос о поощрении, как способ совершенствования дисциплины.

Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, правовой статус, запреты, ограничения, утрата доверия, поощрение.

Основными субъектами как государственной, так и управленческой деятельности являются государственные служащие, деятельность которых направлена на реализацию государственных задач, и функций, служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственными служащими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Говоря о государственном гражданском служащем Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) содержит четкое его определение, согласно которому «гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы» [1].

В свою очередь, деятельность государственных служащих определена их компетенцией и правовым статусом. Определение правового статуса гражданского служащего рассматривается с разных сторон. В основном, данный вопрос является тематикой административно-правового исследования.

Так Уманская В. П., Малеванова Ю. В. под правовым статусом гражданских служащих понимают «…совокупность юридических элементов, выражающих специфику прав и обязанностей, свобод и правоограничений (ограничений и запретов), социально-правового обеспечения и гарантий, требований к служебному поведению, поощрений и ответственности, определяющих сущность государственных гражданско-служебных отношений, субъектами которых они являются» [2].

В главе 3 Закона о гражданской службе законодатель четко определил и закрепил элементы правового статуса гражданского служащего: основные права и обязанности гражданского служащего, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой [1].

Закон перечисляет общие для всех государственных служащих служебные обязанности, однако в действительности законодательство возлагает на них большее число обязанностей. Конкретные обязанности по соответствующим государственным должностям определяются положениями о государственных органах и их структурных подразделениях, а также должностными инструкциями.

Права государственному служащему предоставляются для осуществления функций, возложенных на него.

Эти права можно разделить на три группы:

– права, разъясняющие гражданским служащим их правовой статус и защиту (ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др);

– права, способствующие выполнению служебных обязанностей (обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа и др.);

– права, обеспечивающие социальные гарантии государственного служащего (отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; должностной рост на конкурсной основе; медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; и др.)

В части 2 статьи 14 Закона о государственной службе предусмотрено право гражданского служащего выполнять иную оплачиваемую работу при совокупности нескольких условий: заниматься иной оплачиваемой работой можно только с предварительного уведомления представителя нанимателя о своем намерении и при выполнении иной оплачиваемой работы не должно возникать конфликта интересов [1].

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

Основные служебные обязанности всех гражданских служащих определены статей 15 Закона о гражданской службе.

Отдельного внимания заслуживает обязанность гражданских служащих представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

Ежегодно до 30 апреля завершается очередной срок представления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — справка о доходах) своих и членах своей семьи (супруга/супруги и несовершеннолетних детей).

Невыполнение гражданским служащим такой обязанности является правонарушением, которое расценивается как основание для увольнения служащего в связи с утратой доверия.

Также отдельно следует обратить внимание, что перевод на дистанционную работу не освобождает госслужащего от подачи справки о доходах. Центральный районный суд города Красноярска не принял в качестве оправления тот факт, что служащей, что с марта 2020 года был переведен на дистанционную работу, и, соблюдая режим самоизоляции, государственный служащий не мог получить справку 2-НДФЛ и доступа к программе формировании справки о доходах. Судом также не принят довод истца о том, что ответчик не напомнил ему о необходимости подачи соответствующей справки о доходах, поскольку обязанность по предоставлению сведений возложена на гражданского служащего в силу закона, не зависит от напоминаний, вся ответственность за неисполнение данной обязанности несет сам гражданский служащий [3].

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя определено, что наличие самого факта непредставления или представления неполных, или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения [4].

Если же такие сведения невозможно представить по объективным причинам, то госслужащий подает соответствующее заявление. Под объективной понимается причина, которая существует независимо от воли служащего (например, он длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и не имеет возможности получить такую информацию).

Однако при формулировке причин, которые указываются гражданским служащим в заявлении как объективные, следует учитывать, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов по итогам рассмотрения заявления может рекомендовать государственному служащему принять меры по представлению указанных сведений или применить конкретную меру ответственности.

Как уже говорилось ранее, в соответствии с Законом о гражданской службе государственные служащие подпадают под специальный правовой режим. Особое внимание следует уделить ограничениям и запретам при прохождении гражданской службы.

К примеру, в статье 16 Закона о гражданской службе, указаны лица, которые не могут поступить на государственную гражданскую службу: это лица, которые признаны недееспособными, имеющие непогашенные судимости, либо уже погашенные судимости, при наличие которых запрещается занимать государственные должности, и так далее. Кроме того, в целях предотвращения конфликта интересов служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью [1]. Запрет государственному служащему быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему закреплен в пункте 5 статьи 17 Закона о гражданской службе. Так, например, судебная коллегия Иркутского областного суда рассмотрев дело о признании увольнения незаконным указала, что при рассмотрении дела не установлен факт служащей личной заинтересованности либо конфликта интересов. Тогда как основанием для утраты к ней доверия послужил факт ее участия по доверенности представителем истца, проживающего в иной области, по делу об изменении размера алиментов [5]. Данный запрет запрещает быть представителем третьих лиц только в том органе, где государственный служащий работает.

Нарушение истцом запрета, предусмотренного статьей 17 Закона о гражданской службе, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией. Например, истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, в период с августа 2019 года по январь 2020 года занимался предпринимательской деятельностью, осуществляя размещение объявлений о продаже дров, наем работников, приготовление древесины для последующей ее продажи, прием и сопровождение заказов на поставку покупателям продукции из древесины, контроль исполнения договоров купли-продажи древесины, ее доставки, урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с качеством продукции. Указанная деятельность носила систематический характер, целью которого являлось получение прибыли [6] или истец, являясь соучредителем и руководителем ООО, не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе — владении долей в уставном капитале общества [7].

На государственной службе важнейшее значение имеют не только запреты, ограничения, но и применение мер поощрения, которые являются способом стимуляции и мотивации. «Именно реализация поощрительных санкций способна стимулировать деятельность госслужащих, направленную не только на добротное выполнение своих служебных обязанностей, но и на достижение высоких результатов. Также косвенным образом меры поощрения предупреждают возможность совершения правонарушений на государственной службе» [8].

Своевременность и значимость — главные принципы поощрения, мотивирующие на добросовестный и качественный труд.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская служба, служащий, правовой статус, обязанность, Российская Федерация, государственная служба, предпринимательская деятельность, запрет, оплачиваемая работа, утрата доверия.


В научной статье анализируется правовой статус государственного служащего, его основные элементы, принципы, а также правовое закрепление в действующем законодательстве.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, правовое положение.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является установление определения правового положения государственного служащего в современном законодательстве, поскольку само понятие правового положения государственных служащих не имеет точного обозначения в законодательстве и является дискуссионным.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. отмечают что «Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством» [1].

С точки зрения Дмитриева Ю. А., Полянского И. А., Трофимова Е. В. «Правовой статус государственных служащих включает предусмотренные для государственных служащих права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность, а так же подразделяют правовой статус на:

— общий статус, предусмотренный законодательством для всех государственных гражданских служащих определенного вида службы;

— должностной статус, возникающий у государственного служащего в связи с замещением определенной должности государственной службы;

— особый статус милитаризированных служащих в связи с их нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными ситуациями» [2].

По мнению Цимбалиста А. В. «Административно — правовой статус гражданского служащего в Российской Федерации в самом общем виде можно определить как систему предоставленных государственным гражданским служащим прав и возложения на них обязанностей» [3].

Иного подхода придерживаются Кикоть В. Я., Кононов П. И., Румянцев Н. В., утверждая, что «Административно-правовой статус государственных гражданских служащих представляет собой правовое положение служащих в государственном органе, в системе соответствующих внутренних и внешних административных и государственного-служебных правоотношений и включают в себя такие элементы как: права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность государственных гражданских служащих» [4].

Следует согласиться с мнением В. Д. Граждана, который отмечает, что «Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии» [5].

Проводя анализ вышеуказанных точек зрения авторов, можно увидеть, что в юридической литературе нет единства по этому вопросу, это следует из различных элементов правового положения, которые авторы включают в его определение.

В отношении государственных гражданских служащих применяется Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [7], глава 3 которого «Правовое положение «статус» государственного гражданского служащего» включает в себя: понятие государственного гражданского служащего, права, обязанности, ограничения, запреты, требования, в том числе урегулирование конфликта интересов на гражданской службе, предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставление сведений о расходах, предоставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной системе сети «Интернет».

В данных статьях федерального закона также не приводится понятие правового положения государственных гражданских служащих, однако можно сделать следующий вывод, что правовое положение государственных гражданских служащих представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов и требований, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие пробелы:

1. В статьях главы 3 Федерального закона не приводится определения термина правового положения государственных гражданских служащих, можно сделать лишь выводы, что правовое положение государственных гражданских служащих представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов и требований, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

2. В Федеральном законе отсутствует правовое закрепление профессиональных этических норм, правил и принципов служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, в том числе для укрепления авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих. Вместе с тем вышеуказанные нормы и правила получили юридическое закрепление в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [8]. Наиболее рациональным представляется включение указанных норм в действующий Федеральный закон.

3. Существенным пробелом является неполноценная разработанность правовых и социальных норм. Власюк Е.И довольно точно отметил что «несовершенством действующего законодательства о государственной гражданской службе является недостаточная разработанность правовых и социальных гарантий (их перечень не является исчерпывающим), а также их выделение в самостоятельную главу (глава 11 Закона «О государственной гражданской службе»), из чего следует, что формально они не являются элементом правового статуса гражданского служащего. При этом государственные гарантии являются связующим элементом» [9].

На наш взгляд, для развития института государственной службы, следует провести серьезную законодательную работу на федеральном уровне по устранению пробелов правового регулирования правового положения государственных гражданских служащих, путем включения и правового закрепления вышеуказанных элементов в состав правового положения государственных служащих.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое положение, служащий, государственная гражданская служба, правовой статус, государственная служба, Российская Федерация, служебное поведение, правовое закрепление, порядок разрешения конфликта интересов, развитие института.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: