Иван гражданин рф работает по контракту и проживает на территории другого государства может ли он

Обновлено: 17.04.2024

Что нужно знать о защите своих прав и интересов сотруднику, который может работать дистанционно в любой стране, отправляется в заграничную командировку или заключил договор с иностранным работодателем?

О правах работающих за границей россиян

Условия заграничного труда российского работника: все по закону

На лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность за рубежом, не всегда распространяется трудовое законодательство страны пребывания.

Если гражданин работает за пределами своей страны, но трудовые отношения возникли в России с российским работодателем, то на них распространяются нормы российского права. Например, в случае дистанционной работы, нахождения работника в зарубежной служебной командировке, работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Если же гражданин нашел работу за пределами территории Российской Федерации 1 и заключил с иностранным работодателем договор (контракт), он подчиняется требованиям трудового законодательства страны работодателя. Факт наличия российского гражданства не влечет за собой автоматического применения норм законодательства РФ. К российским гражданам, как и к другим иностранцам, применяются существующие в иностранном государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и иные специальные правила. Однако условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев – граждан других государств.

Заграничные командировки – по российским законам, но с учетом правил зарубежной страны пребывания

В случае заграничных служебных командировок вне зависимости от их продолжительности в отношении работников продолжают действовать общие правила российского трудового законодательства.

Однако граждане РФ подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на территории, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность. Это означает, например, что выходные праздничные дни страны пребывания будут для таких сотрудников нерабочими. Также командированные работники обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка и техники безопасности, установленным на территории «принимающей» организации. Вместе с тем они не вступают в трудовые отношения с местными работодателями, т.е. сохраняются трудовые отношения с организацией, направившей их в командировку.

(Оплачиваются ли выходные и праздничные дни, если работник в это время в командировке; заплатят ли за дни выезда, приезда и дни нахождения в пути в выходной или нерабочий праздничный день во время командировки; как совместить служебную командировку и выходные дни или отпуск – читайте об этом в статье «Сколько заплатят за работу в выходные и праздничные дни?»)

Дистанционная работа: как не лишиться гарантий, предусмотренных трудовым законодательством РФ

Сегодня многие работники трудятся дистанционно. Они не привязаны к конкретному рабочему месту и вправе выполнять свои обязанности из любой точки планеты. Некоторые наши соотечественники предпочитают в зимнее время года улетать в теплые страны, например на Бали или в Таиланд, и там продолжают работать удаленно. При наличии трудового договора с работодателем из России на таких сотрудников будут распространяться нормы трудового права нашей страны, и им должны быть предоставлены те же права и гарантии, что и иным работникам.

Будет ли договор считаться заключенным, если при его оформлении не использовалась электронная подпись? А если сотрудник сначала трудился в офисе, а потом устно договорился о дистанционной работе?

Однако несколько лет назад Министерство труда и социальной защиты РФ высказало неоднозначную позицию по вопросу регулирования отношений с работниками, постоянно выполняющими свои трудовые обязанности за границей: с ними нужно заключать не трудовой договор с условием о дистанционном характере работы, а гражданско-правовой договор 2 . Данный подход аргументирован тем, что российские нормативные правовые акты в сфере трудовых отношений действуют только на территории России. Плюс работодатель лишен возможности в полном объеме выполнять свои обязанности перед работником. Например, он не сможет обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 3 , если работник находится за границей.

Но российское законодательство не содержит запрета на заключение трудового договора с сотрудником, работающим удаленно, вне зависимости от его реального местонахождения, а письма Минтруда носят рекомендательный характер. Несмотря на это, работодатели послушно следуют рекомендациям министерства и обычно заключают с такими сотрудниками именно гражданско-правовые договоры, лишая их гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, таких как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности, обязательное социальное страхование и др.

Международные договоры дают россиянам гарантии граждан страны пребывания и отменяют требования легализации российских документов при трудоустройстве

Важное место в системе защиты прав граждан РФ за рубежом занимают межгосударственные договоры и соглашения о правовом сотрудничестве.

Так, конвенции Международной организации труда, участницей которой является Россия, охватывают практически все вопросы сферы труда, включая отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости, равное вознаграждение и др. Цель этой организации – помогать гражданам находить рабочие места достойного качества по всему миру, чтобы они могли трудиться в условиях свободы, справедливости и безопасности. Поэтому она поддерживает постоянный контакт одновременно с работниками, работодателями и правительствами стран.

Среди актов международного права, затрагивающих вопросы трудовых правоотношений, следует выделить Соглашение от 15 апреля 1994 г. «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов», заключенное государствами – членами Содружества независимых государств (СНГ). Соглашение регулирует основные направления сотрудничества стран в области трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей. В частности, работники-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с действующим законодательством страны трудоустройства. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) и аналогично тому, которое предоставляется гражданам страны пребывания. Участники соглашения взаимно признают дипломы, свидетельства об образовании, документы о присвоении звания, разряда, квалификации, другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, а также трудовой стаж. Дополнительное подтверждение и легализация не требуются.

Подобные договоренности, отменяющие требования легализации (апостилирования) официальных документов России, действуют с рядом государств на основании положений двусторонних договоров о правовой помощи. К таким государствам относятся: Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония. То есть при трудоустройстве в этих странах не потребуется дополнительно проставлять апостиль (штамп, удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа), например на дипломе о высшем образовании. Работодателю достаточно будет предоставить диплом и перевод к нему.

Консульства и дипломатические представительства – на защите трудовых прав граждан РФ за рубежом

Функции защиты прав и интересов российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за границей, возлагаются на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ в иностранных государствах. Если консул установит нарушение прав граждан, он должен будет принять меры для их восстановления 4 . Поэтому если вы работаете за рубежом и пострадали от незаконных действий, следует идти в консульство или дипломатическое учреждение.

Но, к сожалению, не всегда усилия российских дипломатов могут положительно повлиять на исход дела. Так, летом 2019 г. в Греции были задержаны российские граждане Константин Семенов и Иван Возниковцев. Их обвинили в незаконной перевозке мигрантов. Россияне утверждали, что прибыли в Турцию, чтобы работать: они должны были перевозить туристов, но из-за незаконных действий работодателя оказались заложниками сложившейся ситуации. В результате два российских моряка были приговорены к 253 годам колонии за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции. Вину свою они не признали и настаивают на том, что работодатель ввел их в заблуждение и вынудил совершить противозаконные действия.

Обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ как способ защиты прав российских работников за границей

Еще одним способом защиты прав является обращение к Уполномоченному по правам человека в РФ 5 . Жалобу уполномоченному необходимо подать до истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении. В жалобе нужно указать Ф.И.О. и адрес заявителя, изложить суть решения или описать действия, нарушающие его права. К ней следует приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в административном или судебном порядке.

Часто к уполномоченному поступают просьбы об оказании содействия в возвращении на родину российских граждан, в том числе моряков, которые удерживаются на территории иностранных государств из-за недобросовестных работодателей, нарушающих правила перевозки грузов. Так, к уполномоченному обратились родственники членов экипажа российского сухогруза «Мерле» петербургской компании «МТ group», задержанного 5 марта 2017 г. у побережья Ливии и отконвоированного на военно-морскую базу в порт города Триполи. Экипаж, состоявший из семи человек, был снят с судна и перемещен в тюрьму на базу Митинга (Ливия). Уполномоченный направил обращение в МИД России с просьбой предоставить информацию о принятых мерах по урегулированию возникшей кризисной ситуации. Благодаря совместным действиям уполномоченного и российского министерства все члены экипажа сухогруза были освобождены 6 .

Восстанавливать права находящихся за рубежом россиян уполномоченному позволяет сотрудничество с омбудсменами иностранных государств (уполномоченными по правам человека) и международными организациями. Например, в феврале 2019 г. поступило коллективное обращение от российских моряков теплохода «Стримлайн», арестованного в порту Стамбула. Им не выплачивалась зарплата, а на борту судна заканчивались продовольствие и средства гигиены. Уполномоченный направил обращения в МИД России и Главному омбудсмену Турецкой Республики Ш. Малкочу. В результате продовольственные и бытовые потребности членов экипажа были удовлетворены, а позднее им выплатили заработную плату в полном объеме 7 .

Помимо прочего в компетенцию уполномоченного входят вопросы защиты свободы слова и доступа к информации в рамках профессиональной деятельности журналистов. Примером может служить такой случай: журналист Кирилл Вышинский подвергся преследованию за то, что в 2018 г. освещал празднование Дня Победы на Украине. Распространение этой информации шло вразрез с политическими интересами Киева, поэтому профессиональная деятельность Вышинского была приравнена к государственной измене. Журналисту грозило от 10 до 15 лет лишения свободы. Уполномоченный по правам человека в РФ неоднократно обращалась с призывом содействовать освобождению Вышинского к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, украинским властям и Комиссару Совета Европы по правам человека, Генеральному секретарю Совета Европы, представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. В результате объединения усилий уполномоченного, властных структур и журналистского сообщества журналист был освобожден 8 .

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже если это закон иностранного государства

Переезжая в другую страну на работу, внимательно изучайте ее трудовое законодательство и внутренние локальные акты работодателя. При этом, рассчитывая на соблюдение принципа равенства прав работников вне зависимости от их гражданства, не забывайте и о возможной ответственности. При пересечении границы РФ россияне автоматически приобретают статус иностранных граждан, и в отношении них начинают действовать законы страны пребывания. Это правило применимо как к туристам, так и к тем, кто уезжает в зарубежные страны на заработки. В случае нарушения закона иностранного государства привлечение к ответственности будет осуществляться в соответствии с действующими там правовыми нормами.

1 Статья 10 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

2 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2017 г. № 14-2/ООГ-245 «О возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с гражданином РФ, с иностранным гражданином или лицом без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность за пределами РФ».

3 Статья 312.3 Трудового кодекса РФ.

4 Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации».

5 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

6 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2017 г.

7 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2019 г.

8 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2018 г.

Чуднова Елена

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г., причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е. административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием. Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам. директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других. Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела. В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

Какие права получают беженцы в России и куда им обратиться за помощью во время спецоперации в ДНР и ЛНР?

Правовая помощь беженцам

Как мигранту получить помощь на территории РФ?

Российская Федерация в 1992 г. присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1967 г.).

С точки зрения закона беженцем является человек, укрывающийся от угрозы, которой он подвергается лично в своем государстве. Причиной могут быть его религиозные убеждения, политические взгляды, национальная принадлежность и пр.

Наша страна предоставляет помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим защиты на ее территории, путем:

  • признания человека беженцем;
  • предоставления ему временного убежища, т.е. возможности временно пребывать на территории РФ.

Временное убежище может быть предоставлено человеку, если он:

  • имеет законные основания для признания его беженцем и подал ходатайство с просьбой предоставить возможность временно пребывать на территории РФ;
  • не имеет оснований для признания его беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не может быть выдворен (депортирован) за пределы территории РФ.

Для получения статуса беженца и временного убежища необходимо подать ходатайство в Управление по вопросам миграции МВД РФ. Подать его можно и на территории своего государства. В таком случае обращаться следует к представителям посольства или консульства РФ.

Какие права есть у беженцев и лиц, получивших временное убежище в России?

Лица, получившие временное убежище

Услуги переводчика, получение информации о своих правах и обязанностях

Содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания

Питание, возможность пользоваться коммунальными услугами в центре временного размещения

Содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ

Бесплатное размещение в центре временного размещения

Охрана в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности

Содействие в оформлении документов для въезда на территорию РФ, если человек находится за пределами России

Возможность работать по найму или осуществлять предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ

Социальная защита, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ

Содействие в устройстве детей в детские сады и школы

Обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства РФ в соответствии с российским законодательством (ст. 41.4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ) и международными договорами Российской Федерации

Участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ

Добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего места жительства)

Выезд на место жительства в иностранное государство

Содействие федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в получении сведений о родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности человека, ищущего защиты на территории РФ (его прежнего места жительства)

Иностранные граждане, въезжающие в Россию в порядке организованной эвакуации или самостоятельно, прежде всего должны обратиться в миграционную службу на пограничном пункте для получения пропуска на территорию РФ. Затем этот пропуск нужно предъявить на входе в пункт временного размещения (ПВР). Размещение в ПВР бесплатно, как и трехразовое питание и первая медицинская помощь. Детей прикрепляют к ближайшим к ПВР детским садам и школам.

С 2019 г. для беженцев из ДНР и ЛНР упрощен порядок получения гражданства РФ. Срок принятия решения по соответствующему заявлению сокращен до трех месяцев.

Единовременная выплата в размере 10 тыс. руб.

Жители ДНР и ЛНР, прибывающие на территорию РФ начиная с 16:00 18 февраля 2022 г., пишут заявление в региональное отделение министерства труда и социального развития для получения единовременной выплаты в размере 10 тыс. руб. Можно передать заявление при пересечении границы или обратиться в центр социального обслуживания инвалидов и граждан в любом российском городе. Каждый совершеннолетний член семьи подает заявление за себя, а несовершеннолетние дети указываются в заявлении одного из взрослых. Выплата полагается каждому взрослому и ребенку.

При подаче заявления к нему необходимо приложить копии документов.

1. Копия паспорта.

  • Если есть паспорта ДНР и РФ, то нужно предоставить копии двух паспортов;
  • если есть только бумажный паспорт Украины с пропиской в ДНР, то предоставляется его копия;
  • если есть только бумажный паспорт Украины с пропиской на территории, неподконтрольной ДНР, или ID-паспорт Украины, то предоставляются копия этого паспорта и копия адресной справки (или удостоверения на постоянное проживание на территории ДНР).

2. Копия свидетельства о рождении ребенка (на каждого ребенка).

3. Копия паспорта ребенка (если есть паспорта ДНР и РФ, предоставляются копии двух паспортов).

4. Реквизиты лицевого счета российского банка. Если счета в России нет, необходимо написать заявление на банковское обслуживание в Сбербанке.

Ежедневное содержание, пособия и правовая помощь

Помимо единовременной выплаты в размере 10 тыс. руб., прибывшие из ДНР и ЛНР граждане могут рассчитывать на единовременное пособие и ежедневное содержание (Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. № 135). При подаче документов для получения статуса беженца каждому гражданину будет назначена единовременная выплата в размере 100 руб. Если в семье есть пенсионеры, несовершеннолетние дети и инвалиды, то сумма составит 150 руб. на человека. На суточное содержание одного беженца выделяется 800 руб., из которых 550 руб. идут на проживание, 250 руб. – на питание. Деньги поступают в ПВР, не беженцам.

Человеку, получившему статус беженца, также полагаются: пособие для женщин, которые встали на учет в медорганизации на ранних сроках беременности; пособие по беременности и родам; пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за ним (подробнее об этих пособиях рассказано в материале «Юридические советы для будущих мам и пап»).

Горячую линию по оказанию правовой помощи гражданам, прибывающим из ДНР и ЛНР, запустила Ассоциация юристов России. Бесплатную консультацию можно получить круглосуточно по телефону 8 (800) 300-80-86 или путем заполнения формы на сайте АЮР в разделе «Помощь беженцам». Там же указаны адреса региональных отделений, куда можно обратиться лично, и их номера телефонов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для подготовки учащихся к экзаменам по обществознанию и состоит из теоретического материала по теме и заданий к нему, с ответами для проверки результата.

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни»

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Формы политического участия. Избирательное право. Выборы. Референдум.

Народовластие признаётся одной из основ любого конституционного строя любого демократического государства. Народ может осуществлять свою власть непосредственно, путём референдума и свободных выборов, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Выборы – это непосредственное участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Периодичность выборов – одна из важных гарантий избирательных прав граждан.

Избирательное право включает в себя:

1) Совокупность норм, регулирующих процесс выборов;

2) Избирательные права граждан:

-право быть избранным (например, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин достигший 21 года, а Президентом РФ – 35 лет).

В демократическом обществе :

1) всеобщее, равное (1 гражданин – 1 голос) и прямое избирательное право при тайном голосовании;

2) свободное и добровольное участие в выборах.

В России граждане, достигшие 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законом возраста – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Граждане России, проживающие за границей, обладают всеми избирательными правами.

Не имеют избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

В некоторых случаях ,по приговору суда, гражданину запрещается на определённый срок занимать государственную должность, что ограничивает его право избираться.

Референдум – прямое голосование граждан страны для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органом государственной власти.

В России на референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов или переносе срока таких выборов, об изменении статуса субъекта, закреплённого в Конституции РФ. Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного и военного положения и трёх месяцев после их отмены, в последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы.

Выборы и Референдумы:

Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов, претендующих на определённые должности, или партии. Вопросы, выносимые на референдум, формулируются так, что можно дать однозначный ответ «да» или «нет».

Первый всероссийский референдум был проведён 17 марта 1991 г., второй 25 апреля 1993г. по вопросу о доверии Президенту РФ, третий – 12 декабря 1993г по вопросу принятия проекта новой Конституции РФ.

Вопросы для самоконтроля:

- Как народ может осуществлять свою власть?

- Что такое выборы?

- Каковы избирательные права граждан?

- Какие группы граждан РФ лишены избирательных прав? Почему?

- Что отличает выборы от референдума?

1. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан: к каждой позиции из 1-го столбца, подберите соответствующую позицию из 2-го.

ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО

А) голосование за кандидата в депутаты парламента УЧАСТИЯ

Б) тайная подача голосов 1) выборы

В) подсчёт голосов избирательной комиссией 2) референдум

Г) согласие или несогласие с поставленным вопросом 3) и выборы, и референдум

Д) агитация политических партий.

2. Прочитайте тест и выполните задания.

Индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не даст волю, когда он бывает один…

Наблюдения указывают, что индивид, пробыв несколько времени среди действующей толпы, приходит скоро в такое состояние, которое очень напоминает состояние загипнотизированного субъекта… Он уже не сознаёт своих поступков…

Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушённые идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестаёт быть самим собою и становится автоматом, у которого своей воли не существует.

Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступенек ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, то есть существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку.

Гюстав Лебон , французский учёный (1841-1931)

1. Сформулируйте основную идею текста.

2. Какие черты, по мнению автора, характеризуют индивида в толпе?

3. Опыт истории показывает, что тоталитарные режимы заинтересованы в превращении граждан в «организованную толпу». Найдите в тексте и подчеркните фразы, объясняющие этот факт.

40. Какому понятию соответствует определение: «Прямое голосование граждан страны, проживающих на определённой территории, для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни»?

1) избирательный процесс 3) референдум

2) народовластие 4) выборы

41. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Народовластие признаётся одной из основ конституционного строя любого демократического государства.

Б. Народовластие предполагает прежде всего, что каждый гражданин непосредственно участвует в работе органов государственной власти и местного самоуправления.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

42.В приведенном ниже списке указаны черты сходства выборов и референдума и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, во вторую – порядковые номера черт отличия.

1) форма народовластия

2) формирование органов государственной власти

3) тайное голосование

4) принятие важнейших законов

Ответ: Черты сходства____________/Черты различия_________________

Прочитайте текст и выполните задания 43-49.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (извлечения)

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за работой избирательных комиссий и проведением выборов, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы.

3. Гражданин РФ, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами РФ избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать гражданину РФ в реализации его избирательных прав.

4. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

4.1. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянной проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

4.2. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ:

1) осуждённый к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.

2) осуждённый за совершение преступления экстремистской направленности… и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.

43. Какое название наиболее полно отражает содержание данной статьи?

1) основные требования к кандидату в депутаты Государственной Думы.

2) ограничения избирательных прав граждан

3) выборы депутатов Государственной Думы

4) избирательные права граждан РФ

44.В каком пункте ст. 5 приведена характеристика активного избирательного права граждан РФ? 1) 1 2) 2 3) 4.1 4) 4.2

45.С какого возраста гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы?

46. Найдите в приведённом ниже списке категории граждан, которые не имеют права быть избранными в Государственную Думу. Запишите цифры, под которыми они записаны.

1) признанные судом недееспособными

2) имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления экстремистской направленности.

3) достигшие 60-летнего возраста

4) граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства.

5) граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

47. Гражданин С. Участвует в предвыборной компании одной из партий: он распространяет буклеты, рассказывающие о партии, о её лидерах и основных направлениях деятельности. Какое своё избирательное право реализует этими действиями гражданин С?

48. Антон, гражданин РФ, работает по контракту и проживает на территории другого государства. Может ли он принимать участие в выборах депутатов Государственной Думы? Поясните свой ответ, дав ссылку на приведённый фрагмент закона.

49. Объясните, почему важно, чтобы граждане реализовывали свои избирательные права, не уклоняясь от участия в выборах?

51. Верны ли следующие суждения о референдуме ?

А. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении каким-либо органом государственной власти.

Б. В ходе референдума граждане голосуют за кандидатов на различные государственные должности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны.

1. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан: к каждой позиции из 1-го столбца, подберите соответствующую позицию из 2-го.

ПРИЗНАКИ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО

А) голосование за кандидата в депутаты парламента УЧАСТИЯ

Б) тайная подача голосов 1) выборы

В) подсчёт голосов избирательной комиссией 2) референдум

Г) согласие или несогласие с поставленным вопросом 3) и выборы, и референдум

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Являются ли гражданами России молдаване, проживавшие в Костромской области и в декабре 1992 года выехавшие в Кишинев на постоянное жительство, не заявив о выходе из российского гражданства?

(Нет. На момент принятия закона их не было в стране)

3) Бывшие советские граждане супруги М., проживавшие в г. Москве, выехали в 1975 году на постоянное место жительства в США и потеряли советское гражданство. В 1976 году у них родился сын Борис, который в 1994 году обратился в Посольство РФ в США с просьбой получения российского гражданства. Имеет ли он на это право?

(Нет не имеет, т.к не проживал на территории России, но если остались близкие Родственники, то может получить)

5) Семья граждан Ф., имеющая двух детей, 7 и 15 лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства в США и на выход из российского гражданства. Однако 15-летняя дочь Ф. Юлия категорически отказалась менять гражданство России на гражданство США и уезжать из России.

Имеет ли она возможность добиться своей цели?

(Да. Для изменения гражданства лиц, достигших 15 лет, требуется их согласие. Место жительства граждан, достигших 14 лет, уже не обязательно определяется по месту жительства родителей, и, следовательно, Юлия может избрать другое место жительства, то есть остаться в России.)

Задача: В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они - неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик?

Ответ: Ребенок, который находится на территории РФ и его родители неизвестны, становится российским гражданином, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

Задача: Сергей Николаев является российским гражданином. Получив повестку в армию, он решил отказаться от гражданства, мотивируя это тем, что желает уехать учиться в другую страну. Он подал заявление о выходе из гражданства, но ему было в этом отказано. Возмущенный тем, что принцип добровольности нарушен, молодой человек пришел к адвокату за советом. Объясните ситуацию Сергея с точки зрения закона. Ответ: Одной из обязанностей граждан РФ является служба в армии и в соответствие с пунктом а) ст. 20 Сергей имеет невыполненное перед

Российской Федерацией обязательство.

Задача: Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может и она быть восстановлена в российском гражданстве?

Ответ: Да, так как раньше уже имела гражданство и проживала на территории РФ не менее трех лет.

Полгода тому назад органы внутренних дел г. Москвы сообщили Бабушкину, что его ходатайство о принятии гражданства РФ отклонено. В течении какого времени он может ходатайствовать вновь по этому вопросу.

Ответ: В силу ст. 36 (п.1) Бабушкин вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства РФ не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

23 марта 2001 г. в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства. Гражданином какого государства будет являться Михаил?

Ответ: Михаил Петров в соответствии с пунктом а) ст. 11 будет гражданином РФ, так как его отец гражданин РФ.

Петр Иванович Николаев, имеющий 3-летнюю дочь Ирину, которую он обязан содержать по закону, обратился в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Николаев собирается стать гражданином государства, с которым у РФ нет международного договора о правовой помощи. Ходатайство Николаева о выходе из гражданства было отклонено.

– Как же так? – возмущался Николаев. – Я не являюсь обвиняемым по уголовному делу, в отношении меня не вынесен приговор суда, я не получил повестку о прохождении военной службы. Почему же мне отказали в удовлетворении ходатайства?

Ответ: Николаеву отказано в соответствии с пунктом в) ст. 20, так как нет гарантий, что он приобретет гражданство данного государства.

Должна ли Российская Федерация удовлетворить требования властей США? Избежит ли Басков уголовной ответственност

Нет, не должна выдать. Басков понесет наказание по Уголовному кодексу РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: