Историю государства и права можно охарактеризовать как

Обновлено: 18.04.2024

История государства и права России представляет собой одну из правовых наук. Наука о праве – это совокупность способов познания и определения права, его источников и принципов.

История отечественного государства и права – это самостоятельная историческая и правовая наука, изучающая процесс и причины возникновения Российского государства, его развитие на всех исторических этапах, государственный строй, государственное устройство и правовые нормы, характеризующие правовую и государственную систему Российского государства.

Самостоятельность науки истории государства и права России связывается с:

1) самостоятельным предметом;

2) специфическими методами изучения предмета истории государства и права России.

Предмет изучения истории государства и права России – совокупность исторических принципов права, правовая, государственная и политическая система Российского государства на различных исторических этапах.

Методы отечественной истории государства и права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет данной отрасли.

Методы делятся на 2 группы.

1. Общенаучные методы:

1) дедуктивный (означает, что изучение права осуществляется с помощью логических операций от общего к частному, т. е. на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве);

2) индуктивный (т. е. выведение общих закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов);

3) экзегетика (изучение права на основании толкования его исторических источников).

2. Специальные методы:

1) историко-сравнительный анализ (т. е. с помощью общего анализа идей права изучается право и его развитие на отдельных исторических этапах);

2) систематический метод (изучение истории государства и права в этом методе строится на основании деления этой науки на внутреннюю, т. е. историю развития и образования юридических норм и институтов, и внешнюю, т. е. историю источников права или властных структур);

3) периодизация (т. е. государство и право изучаются путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных особенностей состояния институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования).

Задачи истории государства и права России – это изучение исторического развития российского права с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.

Реализация задач истории государства и права осуществляется на основании исследования:

1) исторических источников права (всех возможных источников права, изданных в различные исторические периоды либо не изданных, но содержащих в себе необходимые сведения);

2) законодательных памятников (собственно изданных официальных кодексов, законов и т. п.);

3) исторических юридических документов (договоры, документы по текущему делопроизводству, переписи населения и т. п.). Изучение вышеперечисленных источников истории государства и права России должно производиться с учетом экономики и иных социальных явлений жизни России, закономерностей развития права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Предмет и задачи курса «История государствам и права России»

1. Предмет и задачи курса «История государствам и права России» История отечественного государства и права, или история государства и права России, относится к числу фундаментальных дисциплин. Основной ее задачей является формирование научного представления об

Предмет истории таможенного дела и таможенной политики России

Предмет истории таможенного дела и таможенной политики России Изучение предмета истории таможенного дела и таможенной политики России необходимо рассматривать с таких основных позиций:1) как науку об истории таможенного дела и таможенной политики России;2) правовую

Метод изучения истории таможни и таможенной политики России

Метод изучения истории таможни и таможенной политики России Метод изучения истории таможенного дела и таможенной политики России тесно связан с историческим развитием государства и воздействием правовых норм конкретного исторического периода.Метод истории

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система

80. Уголовное право: понятие, предмет, метод, задачи, система Уголовное право представляет собой систему норм, которые установлены законодательством и эти нормы определяют наиболее опасные для строя, который существует на данный момент деяния, а также условия назначения

§ 2. Предмет, метод правового регулирования и система финансового права России

§ 2. Предмет, метод правового регулирования и система финансового права России Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют

1. Уголовное право: предмет и метод; система и задачи; наука уголовного права

1. Уголовное право: предмет и метод; система и задачи; наука уголовного права Уголовное право: как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками

2. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, связь с другими науками Предмет истории государства и права зарубежных стран – изучение государства и права отдельных зарубежных стран в процессе их возникновения, развития и функционирования в

История государства и права – фундаментальная юридическая наука историко-теоретического профиля, охватывающая развитие форм правления, территориального устройства, государственных режимов, государственного механизма, политической системы, отдельных отраслей и институтов права и правовой системы в целом, ее зависимости от конкретной исторической обстановки. Историко-правовая наука является также учебной дисциплиной, направленной на изучение и обобщение опыта прошлого, познание и использование закономерности общественного развития.

История государства и права есть закономерная смена типов и форм государства, а также правовых систем в различные исторические периоды.

История государства и права изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня и здесь органически стыкуется с действующим правом. Она, следовательно, занимается правом не только ушедшим, но и живущим, растущими его отраслями и институтами. Историю государства и права интересуют конкретные политические и правовые явления, но прежде всего она исследует фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, определения общих поступательных тенденций развития государства и права. История государства и права опирается на обобщения, которые разрабатывает теория государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

Содержание

↑История государства и права как наука. Предмет науки

Как историческая наука история государства и права - часть истории человечества, тесно связанная с историей хозяйства, культуры и других отраслей человеческой деятельности, но в то же время сохраняющая относительную самостоятельность и обладающая четко выраженным объектом исследования. Однако прежде всего история государства и права является наукой юридической. В таком качестве она охватывает развитие всех элементов государства: государственный механизм, форму государственного единства, политическую и правовую системы.

Человечество, по новейшим представлениям, существует миллионы лет. Государство же и право - сравнительно недавнее изобретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тысячелетиями. Историко-правовая наука абстрагируется от догосударственной эпохи развития человечества, ее интересует лишь тот момент, когда начинается формирование государственности у народов.

История государства и права опирается на общие объективные законы развития природы и общества.

Государства и правовые системы возникают и умирают отнюдь не случайно, а подчиняются определенным объективным факторам, с помощью которых возможно проследить соответствующие тенденции, определенную линию развития. Вряд ли можно сомневаться и в наличии общего прогресса в развитии государства и права. От деспотических форм государства, от примитивных форм демократии человечество приходит к более совершенным, развитым и гуманным институтам. Да и в праве то же самое. В уголовном праве на смену кровной мести, диким формам смертной казни, кулачному праву приходят современные институты, гарантирующие защиту как общества от преступников, так и личности от неправомерных посягательств. Все это не исключает того, что исторический процесс может делать широкие зигзаги, отбрасывающие его порой на десятилетия назад, в том числе и в развитии государства и права.

Отрицание закономерностей развития общества, государства и права приводит к отрицанию истории как науки. Если мы говорим о закономерностях развития государства и права, то неизбежно сталкиваемся с проблемой движущих сил этого процесса. Многими учеными было доказано громадное влияние экономики, способа производства на развитие государства и права. Очевидно, этот фактор следует считать даже ведущим. Ведущим, но не единственным. Взять, например, ту часть массовой психологии, которая не опирается непосредственно на материальные потребности, скажем, национальные чувства. Эти чувства, доходящие порой до национализма, идут нередко вразрез с самыми насущными потребностями общества, самой нации. Нельзя сбрасывать со счетов и такую движущую силу развития, как роль личности в истории.

Долгое время в нашей исторической науке чрезмерное внимание уделялось такому фактору, как классовая борьба. Теперь появилась другая крайность: некоторые авторы считают, что этот фактор следует исключить из числа тех, которые воздействуют на исторический процесс. Думается, что и здесь истина лежит посередине. Вряд ли можно отрицать значение для истории государства и права таких острых форм классовой борьбы, как крестьянские войны, революции. Да и другие формы порой давали заметный исторический эффект.

↑Методология истории государства и права

Историко-правовая наука использует различные методы, как общефилософские, общесоциологические, так и свои специфические.

Применение догматического приема существенно замедляет труд и требует от исследователя большой скрупулезности в работе, но все это окупается качеством результата. Первоначальной задачей при использовании данного метода является «собирание» правового материала. В процессе догматического исследования можно выделить четыре этапа.

Первый этап исследования нужен для уяснения смысла нормативно-правовых актов. Вторым этапом применения догматического приема является обобщение правового материала. Этот прием - прием «вынесения за скобки», помогает выделить из многих нормативных актов общие положения. Обобщение является шагом к установлению юридических принципов. Третьим этапом является установление юридических определений. При изучении права, современного для исследователя, завершающим, четвертым этапом догматического анализа является классификация норм. Историк права, естественно, также прибегает к классификации.

Следующий прием историко-правового исследования - конкретно-исторический. Изучение материала в связи с историческими фактами и явлениями в той последовательности, в какой они происходили в жизни, издавна применяется наукой. Этот прием - лишь одна сторона исторического подхода к проблеме и его подчас путают с хронологическим способом изложения материала.

Среди возможностей конкретно-исторического приема исследования М.М. Ковалевский называет «переживание», т.е. выявление остатков предшествующих институтов, сохранившихся в более поздних государстве и праве. М.М. Ковалевский считал, что этот подход наиболее эффективен при изучении древнейших периодов жизни общества. Однако конкретно-исторический анализ хорош и для более поздних этапов развития государства и права. С его помощью, например, можно определить был ли данный институт заимствован или имеет национальные корни.

Третий прием исследования - сравнительный. Конец ХIХ в. ознаменовался появлением сравнительного правоведения. Это, конечно, не означает, что до этого времени ученые (и, например, политики) не пользовались методом сравнения. Он известен с древнейших времен. Однако именно в конце ХIХ в. формулируются основные принципы его использования и появляются серьезные научные исследования в этом ключе.

Понятно, что применение сравнительного приема связано с мировоззренческой позицией автора. Например, основоположник цивилизационного взгляда на историческое развитие общества Н.Я. Данилевский полагал, что при исследовании той или иной цивилизации более удобен конкретно-исторический прием исследования. Сравнительное исследование различных цивилизаций должно проводиться крайне осмотрительно, с учетом, по возможности, всех конкретно-исторических обстоятельств. Сравнительный прием наиболее удобен при изучении заимствований норм одного права другим.

Уже в ХIХ в. стало ясно, что указанные приемы хороши для описательной части историко-правового исследования. При определении закономерностей в развитии государства и права требуются особые подходы. Эти подходы, по сути, выпадают из числа технических приемов и переходят в разряд методологии, т.е. философского осмысления действительности. В качестве одного из этих приемов следует выделить социологический метод, как метод научного обобщения в юриспруденции. Сущность метода была определена Ф.В. Тарановским прежде всего как принципиальное признание того, «что политические элементы не представляют собою первообразного или же единственно определяющего общежитие начала; напротив того, они являются производными социальных элементов, слагающихся вне воздействия власти, или, по крайней мере, неизбежно координируются с социальными элементами».

Как известно, середина ХIХ в. дала миру новый подход к изучению развития общества. К. Маркс, опираясь на материалистический и диалектический методы, представил совершенно новую теорию развития общества. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали принципиальные положения исторического материализма. В основании этого учения лежит идея о решающем воздействии способа производства (т.е. совокупности производственных отношений и производительных сил) на развитие общества. В 1859 г. К. Маркс писал в Предисловии к «Критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последнего с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». В зависимости от способа производства строятся и общественные институты.

↑Система науки истории государства и права

Руководствуясь принципом системности, история государства и права делится на историю отечественного государства и права и на историю государства и права зарубежных стран. В истории отечественного государства и права принято выделять два основных периода: со времени возникновения Древнерусского государства до октября 1917 г. и с образования Советского государства до декабря 1993 г.

Периодизация истории государства и права зарубежных стран, в связи со значительным объемом науки, является более условной: Древний мир, Средние века (с конца V в. по конец XV в.- начало XVI в.), Новое (с XV- XVII вв. до 1919 г.) и Новейшее время.

↑История государства и права как учебная дисциплина

История государства и права является учебной дисциплиной, призванной дать представление о состоянии современной зарубежной и отечественной историко-правовой науки, подготовить студента к освоению отраслевых наук, формированию правового понятийного аппарата, представлению об исторических закономерностях развития государственного механизма, форм государственного единства, политической и правовой системы. Как учебная дисциплина, история государства и права имеет сходную с наукой истории государства и права структуру.

История отечественного государства и права стыкуется с историей государства и права зарубежных стран. Некоторые институты, родившиеся за пределами нашей страны и перенесенные затем в правовые системы наших народов, специально изучаются в курсе зарубежной истории и поэтому не дублируются в курсе отечественной истории. Так, мусульманское право, возникшее на Ближнем Востоке и принятое некоторыми народами нашей страны, история отечественного государства и права изучает лишь в той мере, в какой оно было модифицировано национальными правовыми системами, оставляя вопросы его зарождения, сущности и основных принципов в поле зрения курса истории государства и права зарубежных стран. В XVIII-XIX веках изучением истории государства и права занимались: И.Д. Беляев, Ф.Г. Баузе, Н.П. Боголепов, М.Ф. Владимирский-Буданов, И.В. Васильев, Филипп-Генрих Дильтей, И.В. Забелин, Н.П. Загоскин, К.Д. Кавелин, Н.В. Калачов, В.Н. Латкин, К.А. Неволин, С.В. Пахман, К.П. Победоносцев, В.И. Сергеевич, Н.С. Суворов и др.

В XX в.: Ю.Г. Алексеев, М.Н. Гернет, И.А. Ильин, А.А. Зимин, И.Д. Мартысевич, Б.И.Сыромятников, М.Н. Тихомиров, О.И. Чистяков, Я.Н. Щапов, С.В. Юшков и др.

↑Рекомендуемая литература

1. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Зерцало-М, М., 2002 г.

2. История отечественного государства и права. В 2 частях. Юристъ, М., 2010 г.

3. История государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Норма, М., 2009 г.

4. Законодательство Петра I. М., 1997.

5. Законодательство Екатерины II. В 2-х томах. М., 2000.

6. Ковалевский М.М. Сравнительно-историческое правоведение и его отношение к социологии. Методы сравнительного изучения права.//Сборник по общественно-юридическим наукам.//Под ред. профессора Ю.С. Гамбарова. Вып. 1. СП6., 1899.

7. Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии. Инновационные и традиционные черты. М., 2009.

8. Новицкая Т.Е. Некоторые проблемы методологии исследования истории государства и права.//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2003.

9. Новицкая Т.Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII века. М., 2005.

10. Томсинов В.А. История русской политической и правовой мысли X-XVIII века. М., 2003.

11. Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII-XX веков. Очерки жизни и творчества. В 2-х томах. М., 2007.

12. Российское законодательство Х - ХХ веков. В 9 томах. М., 1984.

13. Чистяков О.И. О социальной ценности историко-правовых наук.//Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1995.

14. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003.

15. Шершеневич С.Ф. Задачи и методы гражданского правоведения. Казань, 1898.

История государства и права России создает историческое основание тех знаний и умений, которые необходимо получить в результате изучения общеюридических и отраслевых дисциплин, обогащает их знанием исторического опыта, позволяет проникнуть в сущность и закономерности общественного процесса, связанного с развитием таких феноменов, как государство и право.

История – развивающаяся действительность. Прошлое и настоящее неразрывно связано. Знание прошлого, истории во все времена играло важную роль. Постигая прошлое, люди опирались на накопленный человеческий опыт и более успешно решали стоявшие перед ними задачи. История передает этот опыт от одного поколения к другому. Осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Изучение истории – это способ постижения современности и прогнозирование материала на будущее.

Изучение объективной действительности невозможно без опоры на принцип историзма, из которого вытекает подход к действительности как к изменяющемуся во времени, внутренне закономерному процессу развития.

Процесс развития государства и права, подчиняется определенным объективным факторам. В процессе исторического развития происходит закономерный процесс совершенствования государства и права.

Опираясь на принцип историзма, история государства и права России изучает:

· процесс возникновения и развития государства и права на территории нашей страны;

· факторы и условия, определившие появление государства и права, а затем их изменение и развитие;

· правовое положение классов и социальных групп;

· организацию и функционирование государственной власти (механизм государства, взаимодействие его основных звеньев);

· развитие правовой системы, отраслей права, конкретные нормативно-правовые акты.

Общественные отношения, которые изучаются историей государства и права России, т.е. государство и право, составляют предмет юридической науки. Вместе с тем надо иметь в виду, что история государства и права России изучает государство и право на территории нашей страны с момента их зарождения до настоящего времени. Это значит, что история государства и права России – это наука историческая.

Таким образом, важнейшая отличительная черта истории государства и права России состоит в том, что она одновременно является наукой юридической и исторической со всеми присущими обеим этим наукам признаками. Такая двуединая природа истории государства и права России определяет её предмет.

Предметом истории государства и права России является изучение на конкретном фактическом материале, в хронологической последовательности общих и специфических закономерностей процесса возникновения развития и функционирования государства и права на территории нашей страны.

Определение предмета истории государства и права России позволяет показать её отличие от других, смежных наук (учебных дисциплин).

Отличие истории государства и права России от общегражданской истории Отечества состоит в том, что она изучает две стороны общественной жизни, исторического процесса развития нашего Отечества – государство и право. Общегражданская история Отечества изучает историю общества в целом, во взаимодействии и взаимозависимости всех его сторон. Государство и право в общегражданской истории изучаются вместе с другими сторона общественной жизни и по отношению к таким сторонам исторического процесса, как социально-экономическое развитие, классовая борьба, войны и т.д., занимают подчиненное место. В истории государства и права России государственно-правовым явлениям отводится главное место. Другие стороны общественной жизни рассматриваются только в той мере, в какой это необходимо для правильного понимания развития государства и права, для раскрытия сущности этих явлений.

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Становление государственных и правовых феноменов рассматривается в определенных пределах – временных и пространственных. Временной предел – с момента возникновения государственности до сегодняшнего состояния государственной и правовой систем, пространственный – территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени (IX-XX вв.)

История государства и права включает и отдельные факты, прежде всего юридические, и закономерности исторического развития; обосновывает основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных систем и институтов. Организация и деятельность этих органов (органы власти, управления – центральные и местные – и юстиции) рассматриваются как отдельности, так и в целом в системе. Важно представлять цельную картину и обстоятельства их эволюции и взаимодействия.

В истории права главное внимание уделяется возникновению правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. Их формы могут быть разнообразными – манифесты, указы, грамоты, постановления и т.п. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, административного, процессуального и т.д.) и анализируется содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

В курсе истории государства и права России исследуется взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления и т.д.) и правовых институтов (кодификаций, отдельных правовых норм, отраслей права и т.п.).

История государства и права России изучает юридический быт и правовую культуру народов, населявших её территорию. Государство возникает на основе племенных территориальных объединений. Право рождается из обычаев. Эти факты - исходные для изучения процесса государственно-правового развития. Действия людей основываются на их представлениях о справедливом и несправедливом, законном и незаконном.

Таким образом, истории государства и права России принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Отличие истории государства и права России от отраслевых юридических наук состоит в том, что она изучает государство и право нашей страны с момента их возникновения в целом, в их неразрывной связи и взаимозависимости.

Понятие государства, признаки и общая характеристика

1. Возникновение государства и права.

2. Основные теории происхождения государства и права.

3. Понятие и признаки государства.

4. Понятие и виды функций государства.

5. Форма государства: форма государственного правления, форма государственного устройства, государственный режим.

6. Понятие и основные признаки правового государства.

Возникновение государства и права

1. Познание государства и права следует начинать с изучения вопроса об их происхождении. Благодаря данным археологии мы имеем достоверную информацию о первобытном обществе и о причинах его эволюции в государство.

Общественные отношения первобытного общества регулирова­лись нормами первобытной морали, обычаями и традициями, религиозными нормами и всевозможными запретами (табу). Гарантом их соблюдения по большей части было не принуждение, а страх перед сверхъестественными силами и богами. Для первобытных людей обычай был связан с мифическим построением мира. Сохранение обычаев означало уважение к предкам, дух которых постоянно «наблюдает» за жизнью на земле. Любое нарушение обычаев могло привести к негативной реакции духов земли и накликать опасность на отдельного человека или даже на целую этническую группу.

Итак, первобытные люди исполняли социальные нормы добровольно, без специального принуждения, присущего государству.

Однако, невзирая на положительную организацию социальной жизни в обществе, первобытный строй не был идеальным. Некогда существовавший присваивающий тип хозяйствования, присущий первобытному обществу на определенном этапе перестал соответствовать запросам человечества. Этому способствовали экологические кризисные явления, в частности завершения к Х в. до н.э. последнего в истории ледникового периода и потепление климата.

Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, являющихся предметом первобытной охоты. Все эти явления дали толчок к развитию принципиально нового вида хозяйствования: от экономики присваивания (охота, рыбная ловля, собирательство) к производящей экономике (земледелие, скотоводство, ремесло); данный процесс перехода от присваивания к производству получил названия неолитической революции.

Производящая экономика привела к усложнению организации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении – к стратификации общества. Власть первобытной общины и примитивные нормы не могли регулировать новые экономические отношения. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности и привела к появлению управленческой функции. По словам Арнольда Тойнби (англ. историк) возникло «правящее меньшинство и производящее большинство».

Общими причинами возникновения государства и права стали:

1) три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;

4) несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия (долины рек Нил, Тигр, Евфрат и др.). Первоначальной государственной формой стал город.

Для регулирования общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право.

Государство и право возникли, таким образом:

- в силу хозяйственной необходимости;

- в силу потребностей производящей экономики.

Производство и распределение продуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государственной системы управления и поддержания общественного порядка.

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то по Его воле созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

Т. Джефферсон, американский политический деятель

Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и функции государства уподобляются соответствующим признакам живого организма. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как существование рук и ног, отделенных от тела. Спенсер сравнивал людей, живущих в государстве, с клетками, образующими живой организм. Государства, как и органические существа, развиваются, эволюционируют, стареют. Когда больны какие-то клетки, страдает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. Ее представители – Л. И. Петражицкий (1867–1931), З. Фрейд (1856–1939) и др. Она объясняет государственные и правовые механизмы особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Одним людям, полагают сторонники этой теории, свойственно властвовать, а другим – подчиняться выдающимся личностям. В государстве и законах они видят средства усмирения с рождения присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из ложного деления людей на «высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы». Качества, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из основателей расовой теории, Ж. Гобино (1816–1882), считал представителями высшей расы арийцев (к ним он причислял народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Нацисты относили к арийцам германские народы, «наследников древних римлян». «Низшей расой» они называли славян, евреев, арабов и другие народы. История, образование и рост государств представлены в трудах сторонников этой антинаучной теории результатом «борьбы арийцев с низшими расами».

В нашей стране долгие годы господствовала материалистическая (марксистская) теория. Ее создатели – К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) и др. Главные причины возникновения государства и права они видели в сфере экономических отношений.

По мере хозяйственного развития человечество переходило от родо-племенных отношений к государственным, от обычаев как единственной формы регулирования общественной жизни к законам. Расслоение общества на богатых и бедных привело его к разделению на властвующую элиту и массу зависимых людей. Общество раскололось на классы, что в конце концов потребовало появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов, эксплуататоров. Государство, утверждают последователи марксистских взглядов, есть результат непримиримости классовых противоречий. После ликвидации эксплуататорских классов (помещиков, капиталистов и др.), считают они, необходимость в государстве исчезнет.

Как же появились право и государство? Мнений много, они различны. Одно можно сказать с уверенностью: процесс их формирования занял не одно столетие. При первобытно-общинном строе производительность труда была низкой, собственность – общественной, а труд – коллективным. Общественные отношения регулировал, стабилизировал обычай. В государстве и праве необходимости не было.

Лучшие законы рождаются из обычаев.

Потребность в государстве и праве возникла в связи с развитием, усложнением общественной жизни. Сначала понадобилось регулировать семейные отношения: уже потому, что род и племя состояли не только из родичей, но и из людей пришлых, не связанных с другими кровнородственными отношениями. Усложнение общественной жизни привело к появлению «третьей силы», способной рассудить конфликты и споры противоборствующих сторон. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, писаные законы сначала дополнили обычаи, а затем приобрели первостепенное значение. В основе государственного устройства лежал уже не кровнородственный, а территориальный признак.

Появилась особая группа людей, которая профессионально занималась управлением, используя для подчинения своей, а для народа – чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско. Население начало платить налоги на содержание государственного аппарата. Выдающиеся представители правящей группы вырабатывали законы, нередко объясняя их появление божественной волей.

Вопросы для самоконтроля

1. Как связаны государство и право?

2. Какие теории происхождения государства и права вам известны?

3. В чем сущность теологической и патриархальной теорий?

4. Каково содержание теории общественного договора?

5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория?

6. Охарактеризуйте важнейшие элементы процесса появления государства и права.

А. М. Винавер (известный правовед. —А. Н.) читал лекции по римскому частному праву. Лекции Александра Марковича были неброскими, какими-то засушенными, даже нудными (таково, увы, первое впечатление всех людей от знакомства с реальной юридической материей)… Но от лекции к лекции, шаг за шагом, перед нами, желторотыми первокурсниками… открывались картины из другой галактики – то законченно-стройные, то утонченно-ажурные юридические построения со своей неумолимой логикой, строгой точностью, завершенностью. По сути дела, как я понял потом, Александр Маркович говорил об основных правовых ценностях – изначальных источниках правовой культуры (С. Алексеев, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

He быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя (Г. Гейне, немецкий поэт).

Одно только прямое предписание закона не может повлиять на совесть разумных существ, счастье или несчастье которых зависит от их собственных действий и от сознания заслуги или проступка (У. Аллен, английский писатель).

Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, английский историк).

Строгость, непререкаемость обычаев, их общая обязательность – это такие свойства, которые потом, когда созрели необходимые социальные условия, «пригодились» при формировании права. Санкционированные обычаи оказались той готовой социальной формой, при помощи которой определенные правила были возведены в закон. Первые исторические памятники правовых систем – это везде и всюду сборники по большей части обычаев, приспособленных для выполнения общественных задач и санкционированных государством. Отдельные разновидности и социальные формы обычаев явились прямыми предвестниками юридических норм. Особо в этом отношении следует выделить систему «табу» – строжайших запретов, имеющих биологические, стихийно-природные, хозяйственные, религиозно-обрядовые основания. При помощи табу обычаи первобытно-общинного строя получили необыкновенную силу и непререкаемость (С. Алексеев).

Темы для проектов и рефератов

1. Обычай и закон: общее и различия. Примеры из истории.

2. Символы права: смысл и значение. (Речь идет, например, о богине Фемиде, мече, весах, параграфе и других символах права.)

1. Что появилось раньше – государство или право? Аргументируйте свое мнение, используя Интернет и свои знания по истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства

58. Воззрения Т. Гоббса на происхождение государства Т. Гоббс считается основоположником механистического материализма. Математический (геометрический) метод он считал универсальным для всего научного познания. Механистические воззрения Т. Гоббс перенес и на природу

Глава 1. Происхождение государства и права

Глава 1. Происхождение государства и права Государство и право появились на определенной ступени развития человечества и с тех пор непрерывно развиваются. Первые государственные образования в истории человечества возникли около 5 тыс. лет назад. Понятию "государство" в

§ 1.5. Происхождение права

§ 1.5. Происхождение права Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством

9. Происхождение права, взаимосвязь права с государством Вопросы о происхождении права является спорным.Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:1. Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два

§ 2. Происхождение государства

§ 2. Происхождение государства Многочисленные теории, посвященные вопросу о происхождении государства, могут быть разделены на две группы. Одни действительно исследуют происхождение государства, другие же заняты не столько происхождением, сколько обоснованием

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Первобытное общество. Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления. Переход от присваивающей к производящей экономике («неолитическая революция») как фактор социального расслоения общества, появления

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА Социальные нормы первобытного общества. Регулятивная роль мифов, обрядов, ритуалов. Переход от мононорм присваивающей экономики к правовым и моральным нормам производящей экономики. Закономерности возникновения права. Его признаки.

Глава 5. Происхождение государства и права

Глава 5. Происхождение государства и права § 1. Причины и условия возникновения государства и права Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат

Происхождение права наследства и периоды его развития

Происхождение права наследства и периоды его развития Историческим основанием права наследства служат союзы лиц, устраиваемых самой природой – семьи и роды. Первоначально все права имущественные (как мы видели) принадлежат всем членам семьи или рода в совокупности.

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2.1 Социальная организация первобытного общества В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:1) формирование государства у разных народов

Раздел I. Происхождение государства

Раздел I. Происхождение государства Чтобы основать совершенное государство, надо прежде всего создать такие существа, природа коих допускает, чтобы они всюду жертвовали своим общественным благом во имя общественного благополучия. А.

Раздел II. Происхождение права

Раздел II. Происхождение права Цель, которую себе ставят люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц. Т.

§ 1. Происхождение государства и права

§ 1. Происхождение государства и права Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: