История человечества завершится страшным судом кто сказал

Обновлено: 25.04.2024

- Так что же, этот суд в шутку назван Страшным? Или он страшен только для безбожников?

- Конечно, не в шутку. Если человек строит свою жизнь не на Божественном основании, значит, он строит её на преходящих вещах (об этом повествует целая книга в Священном Писании - книга Екклесиаста), и, безспорно, такой человек потерпит крах. Земное пройдёт, а опыт небесного, Божественного ему неизвестен. Такое лишённое Бога состояние именуется адом. Все образы ада, которые мы встречаем в Евангелии, - это образы отчаяния. Человек не удовлетворён, не насыщен. Он с горечью осознаёт, что упустил возможность спасения. Когда Церковь говорит о Страшном суде, речь идет о страхе вдруг обнаружить бездну между тем, кем человек призван быть, и тем, кем он стал в своей земной жизни. В книге Второзакония мы читаем необычные строки о нашем призвании: "люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Втор. 6, 5-9). Вот какая душа описывается здесь: человек дышит любовью к Богу, живёт, исполняя заповедь Божию, видит только Бога. Как величественны и необыкновенны эти слова Господа Бога! Человек, так устроенный, не может бояться Страшного суда, смерть для него становится переходом в Жизнь Вечную, в радость единства с Богом.

- Но вот какой вопрос напрашивается в таком случае: подобного состояния достигли за всю историю человечества лишь единицы. Неужели только эти единицы спасутся, а все прочие (то есть все мы!) будут осуждены?

- В Священном Предании так вопрос не ставится. Страшный суд - это не юридический процесс; скорее это выявление того, как человек осуществил замысел Бога о нём. В каждом из нас, как зерно в земле, скрыт зачаток Царствия Божия (как и сказано: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). Как мы сориентированы по отношению к этому зерну, к нашему духовному ядру, не забыли ли мы о нём, не дали ли ему засохнуть? Вот что важно. В этом смысле духовная жизнь - это не вопрос выбора: можно свернуть на одну дорогу, а можно и на другую, можно веровать в Бога, а можно и не веровать. Скорее, духовная жизнь - это обнаружение и питание этого чудесного зерна, Царствия Божия в наших душах. Вот этот-то росток и будет говорить за нас на Страшном суде. Ведь, по слову Божию, горчичное зерно нашей веры должно разрастись в огромное дерево, на котором птицы небесные, то есть ангелы, укроются (см.: Мф. 13, 31-32).

- Но ведь перед Богом все мы равны. Что пред Его святостью наши жалкие добродетели? Что наши грехи? Разве мы смогли повредить Божеству своими грехами? Может быть, взять да простить всех разом!

- Да вы же знаете: Бог всем желает спасения. Он всем подает руку. Бог есть Любовь. Но посмотрите: даже в земной любви можно увидеть, если один любит, а другой нет. Если один предлагает дружбу, а другой не принимает её. Можно ли по-дружиться насильно? Да, можно насильно выдать замуж, женить, но будет ли такая семья семьёй? Так и в Царствие Божие затолкнуть силком невозможно. Бог открывается тому, кто ищет Его. Царствие Божие открывается тому, кто тянется к небу больше, чем к земле. А земное - это не только материальное, это и гордость, и ложь, и зависть. Словом, согласно учению церковному, спасение человека - всегда дело двух воль: Божественной и человеческой, - и если воли к спасению у человека нет, то какие уж тут небеса? И не потому он не достигает небес, что Бог зол, а потому, что сам не приемлет небесного. Вот, кстати, ответ на вопрос, почему воспоминание о Страшном суде Церковь предлагает накануне Великого поста: ведь это самое подходящее время задуматься, что нам дороже - земное, тленное, преходящее или горнее, небесное, вечное? В начале великопостного пути Церковь говорит каждой душе, что всё очень серьёзно, что наша жизнь не игра.

- Вот, кстати, о выборе между тленным и вечным. Некий человек ещё неверующий, но уже задумывающийся над спасением, спрашивал у меня: "Почему в пост надо отказываться от пищи? Ведь когда я умеренно ем, я на пищу и не обращаю внимания, она существует как бы сама собой, а ум мой свободен для размышлений о Боге. Но если я пощусь и постоянно чувствую голод, то у меня еда из ума не идёт! Какие уж тут размышления о вечном?"

- Как только в человеке пробуждается подлинная жажда спасения, он сам начинает изо всех сил искать все возможные средства. И одно из первейших средств, на которое укажет ему Священное Предание, будет пост. Очевидно, что такой человек начнёт поститься с радостью. Не собственные рассуждения, не чьи-то советы или приказы ведут нас дорогой поста, а жажда спасения: человек пробудился и осознал слова Господа нашего Иисуса Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48). Как только человек поймёт это, всё остальное сразу приложится.

- И такой ещё вопрос я слышал: "Разве не правда, что в наши дни от небесного отвлекает не столько еда, сколько всевозможные увеселения, от которых просто не скрыться: телевизор в первую очередь, затем музыка, яркие зрелища и т.д. Вот от чего следовало бы воздерживаться во время поста, а пища - что пища? Она сейчас консервированная, искусственная, химическая и скоромная, - как постная!"

- Я бы сказал так: если я ответственный человек, если я действительно желаю достичь искомой цели, войти в Царствие Божие, то я буду использовать все доступные мне средства. Воздержание от пищи - значит, воздержание от пищи. Если мне мешает размышлять о Боге телевизор значит, откажусь от телевизора. Если (бывает и такое) меня соблазняют сласти - откажусь от них на время поста. Это будет просто лукавство перед самим собой, если я уберу от себя лишь один из соблазнов, а всем остальным буду предаваться по-прежнему. Опять-таки скажу: наше спасение - это не юридический процесс, тут нельзя прятаться за некую букву закона. Если я лукаво отношусь к самому себе, то кто бы меня ни узаконил в моём лукавстве, толку от этого всё равно не будет: я обманываю, в конечном счёте, самого себя. Поэтому если я серьёзно подхожу к духовной жизни, то буду делать всё, что могу. Если мне святые отцы говорят, что хорошо воздержаться от праздных слов во время поста, то я буду это делать. Если они мне говорят, что тело надо усмирять воздержанием от животной пищи, то я буду воздерживаться. Говорится мне, что надо усилить молитвенное правило, - я усилю. Словом, если есть внутренняя устремлённость к Богу, то такие вопросы даже возникать не будут: "Можно, мол, я одно сделаю, а другое нет?" Подобный вопрос наивен, он указывает на своеобразную незрелость, человек обнаруживает непонимание собственной духовной глубины. Если человек ищет Бога, то все дела благочестия, словно шлейф, следуют за ним. Они своеобразные неизбежные выражения его внутреннего настроения. Они не непонятные цели, стоящие перед человеком, но крайне необходимые средства для достижения того, что человек ищет всеми силами. В конце концов, полезно почаще вспоминать слова св. прп. Серафима Саровского из знаменитой беседы о стяжании Святаго Духа: молитвы, поклоны, свечки - всё это не цель, а только средство для этого стяжания. Вот и целью поста тоже является врастание в Царство Божие, погружение в то духовное царство, которое уготовано нам от создания мира ради "ответа благоприятна на Страшнем судищи Божием", ради того, чтобы Суд этот стал для нас вратами, открытыми в Жизнь Вечную.

Вопросы задавал Парамон ОГЛОБЛИН

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

259. Материализм XVII века носил ________ характер.

D) механистический

260. Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется…

B) верой

261. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется…

D) пониманием

262. Общей чертой учений софистов является …

B) релятивизм

263. Первое систематическое изложение учения о развитии принадлежит…

B) Гегелю

264. По Аристотелю, человек – это …

a) ансамбль общественных отношений

b) двуногое и без перьев

c) великая тайна

D) политическое животное

265. Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать…

A) смирение

266. Классическое понимание свободы предполагает ее связь с…

a) действием по собственному усмотрению

B) необходимостью

c) возможностью делать то, что хочется

d) тождеством свободы и воли

267. Раздел философии, изучающий научное знание, называется …

A) эпистемологией

c) историей науки

268. Основным методом научного познания Ф. Бэкон считал …

B) индукцию

269. Содержанием психофизиологической проблемы являются отношения, возникающие между…

a) правым и левым полушарием головного мозга человека

b) бытием и небытием

C) телом и душой

d) материей и сознанием

270. Самоорганизация как фактор развития общественной системы, утверждается …

a) технократическим детерминизмом

B) синергетикой

c) географическим детерминизмом

271. Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был…

A) Аристотель

272. Смысл жизни в христианской концепции состоит в …

a) обретении самого себя

B) служении Богу

c) подготовке к загробной жизни

d) достижении физического бессмертия

273. Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся…

B) Сократ

274. Философом, утверждавшим мысль о том, что история человечества завершится Страшным судом, является …

a) П. Тейяр де Шарден

C) Августин Аврелий

275. Природа как инобытие Абсолютной идеи предстает в философии …

D) Г. Гегеля

276. Мировоззренческая функция философии …

a) обобщает и передает от поколения к поколению важнейшие достижения духовной культуры

b) определяет тенденции в развитии познания реального мира

c) обосновывает ценность человеческой личности, ее права и свободы

D) способствует формированию целостного представления о мире

277. По Аристотелю, материя есть …

C) возможность

278. Центральной темой философии А. Камю является вопрос о …

A) смысле человеческого существования

b) познании мира

c) антропологизации Бога

d) роли техники в современной культуре.

279. Теория ________ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности.

a) гносеологического оптимизма

C) агностицизма

280. Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием…

A) теоретического уровня познания

b) наблюдения и измерения

c) математического знания

d) изобретательской деятельности

281. Понимание свободы как независимости от власти является характерным для представителей …

A) анархизма

282. К методологическим функциям философии относится …

C) координирующая

283. В основе античного космоцентризма лежит идея …

b) божественного творения

C) упорядоченного целого

d) алогичного становления

284. Древнегреческий философ, разработавший идею атомарного вещества, – …

A) Демокрит

285. Главным отличием психологического времени от онтологического является …

D) субъективность

286. Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека.

a) Как биологические, так и социальные свойства формируются в процессе социализации.

b) Биологические и социальные свойства детерминированы наличием сознания.

c) Социальные и биологические свойства изначально свойственны человеческой

D) Социальные свойства человека формируются на основе биологических.

287. Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

A) Ф. Бэкон

288. Философская система К. Маркса основана на принципах …

a) механистического материализма

b) диалектического идеализма

C) диалектического материализма

289. Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется …

b) философией науки

C) экзистенциализмом

290. К вопросам, сформулированным И. Кантом и заключающим в себе высшие вечные интересы человеческого разума, относятся следующие …

A) Что я могу знать?

B) Что я должен знать?

c) Что первично: бытие или сознание?

D) На что я могу надеяться?

e) Конечен или бесконечен этот мир?

291. Классическими разделами философского знания являются…

A) онтология

D) гносеология

292. Основными функциями философии являются …

A) методологическая, универсальная

b) познавательная, ценностная

c) эстетическая, прогностическая

d) воспитательная, утешительная

293. К монистическим моделям мира относятся философские направления …

A) материализма

B) идеализма

C) гилозоизма

294. Представителями элейской философской школы являются …

A) Ксенофан

C) Зенон

D) Парменид

295. К мировоззренческим принципам философии Возрождения относятся…

B) пантеизм

D) гуманизм

E) антропоцентризм

296. Установите соответствие между именами философов и их высказываниями.

a) «Существовать – значит быть воспринимаемым». - 4

b) «Естественное состояние общества есть “война всех против всех”».

c) «Я мыслю, следовательно, существую». - 2

d) «Мы живем в наилучшем из возможных миров». - 3

e) «Знание – сила». - 1

297. Джордж Беркли в своем учении опровергает существование …

A) материи

298. Установите соответствие между философскими системами представителей немецкой классической философии и их представлениями о Боге.

1. Бог дает людям нравственный закон.

2. Бог есть «Абсолютное Я», цель стремлений субъекта.

3. Бог есть саморазвивающийся и самопознающий Мировой дух.

4. Бог есть объективированная сущность человека.

d) Л. Фейербах - 4

299. Установите соответствие между представлениями о сущности гуманитарного познания и направлениями современной философии.

1. Соотнесение фактов с ценностями

2. Созерцание явлений

3. Переживание собственного бытия

4. Понимание и интерпретация текста

a) феноменология - 2

b) экзистенциализм - 3

d) неокантианство - 1

e) герменевтика - 4

300. Установите правильное соответствие между основными философскими течениями и периодами развития русской философии:

1. Русское вольтерианство

2. Российский марксизм

b) Первая половина XIX века - 3

a) Вторая половина XIX века - 2

301. Установите соответствие между философскими концепциями и их подходами к вопросу об отношении Бога к природе.

1. Бог – сверхприродная личностная сущность

2. Бог – безличная сила, присущая природе

3. Бог есть абстрактный символ природных сил ?

302. Материя в виде вещества существует в следующих состояниях …

A) плазма

D) газообразное

303. Материальными предметами, процессами, отношениями можно назвать …

B) тень

C) океан

304. Установите соответствие между диалектическими теориями и их основоположниками.

1. Диалектика культуры

2. Диалектика природы

3. Диалектика общества ?

305. Философский подход к изучению сознания в отличие от психологического является…

Тертуллиан (около 160–220 гг.н. э.) – уроженец Карфагена, прославленный римский адвокат. Тертуллиан первым из «отцов церкви» резко, в принципе отделил знание, философию от веры, от религии. Человеческий разум для него – ничто. Разум не способен к творчеству. Он ничего не сотворил в природе и не мог сотворить. Религия же, рассуждал богослов, наоборот, захватывает собой все. Отсюда вывод: нельзя считать, что религия основана на разуме. Разумное рассуждение о религии есть бессмыслица и ересь.

Тертуллиан утверждает: верю, потому что абсурдно.

Вот, например, типичный образец рассуждения Тертуллиана:

«Тот, кому мы поклоняемся, есть единый Бог, который своим словом, премудростью и всемогуществом извлек из ничтожества мир со стихиями, сотворил тела и духов для умножения своего величия. Бог невидим, хотя и является повсеместно; неосязаем, хотя благостию своею и начертал в нас образ свой; непостижим, хотя человеческий разум и познает его. Это самое и доказывает его существование и величие. То, что обыкновенным образом можно видеть, осязать и понимать, есть нечто менее, нежели глаза видящие, руки осязающие, разум понимающий. Но то, что неизмеримо, не может иначе быть совершенно познано, как само через себя. Ничто не вселяет такой величественной идеи о Боге, как невозможность постигать его; бесконечное его совершенство вместе и открывает его людям и скрывает его от них. Вот почему нельзя их извинить в том, что они не признают того, кого не могут не знать».

Тертуллиан разграничивал сферу действия разума и веры. Разум обладает естественной познавательной деятельностью. Он по своему происхождению и по своей цели связан с человеком и с природой. Вера же выходит за эти пределы. Вера, откровение, религия имеют целью познание божества.

Резкое осуждение философского знания и постоянное подчеркивание преимущества веры перед разумом вытекали из того, что религия, по мнению Тертуллиана, не нуждается в доказательстве. Исторический опыт развития философских знаний, по его мнению, подтверждает, что философия всегда несла с собой сомнение в вере; порождала неверие, ослабляла могущество церкви. Отсюда его вывод: христианство несовместимо с философией.

Несмотря на свою вражду к философии, сам Тертуллиан испытал сильное влияние некоторых философских течений, особенно стоицизма. Развивая мысль о тождестве Сына Божия с Логосом, т.е. разумом, словом, он ссылается на стоиков, как на своих единомышленников. В согласии со стоиками Тертуллиан учил, что существует только телесное. Поэтому Бог есть тело. Но как Солнце познается нами не в его подлинном существе на небе, а лишь по бросаемым на землю лучам, так и Бог никогда не открывает себя людям во всей полноте своего величия, а лишь в меру человеческой способности постижения – как человеческий Бог, открывший себя в Сыне.

Августин (354–430 гг.н. э.). Крупнейший «отец церкви», один из наиболее почитаемых официальной католической церковью. Августин, прозванный «блаженным», о большинстве великих ученых и философов прошлого отзывался как о тщеславных людях, воспевающих ложь и обман. Прежде чем стать христианином (387 г.н.э.), Августин испытал последовательное влияние скептиков и платоников. Эти влияния оставили глубокий след в его мировоззрении. Важнейшие из его работ – «О бессмертии души», «О свободе воли», «О христианской науке», «Исповедь», «О граде Божьем».

– сформулировал доказательства Бога через существование сверхсовершенного существа;

– разработал учение о Божественной благодати и Божественном предопределении;

– в трактате «О граде Божьем» выдвинул идею о праве церкви на принуждение в делах веры.

Не найдя признаков существования Бога и возможностей для его познания в окружающем человека чувственном, предметном мире, Августин обращается к выявлению внутренних особенностей человека и предполагает, что человек состоит из тела и души, «одно снаружи, другое внутри». Поскольку ему не удалось найти Бога вне человека, он ищет его внутри самого себя. «Люди идут удивляться высоте гор, и огромным волнам моря, и величайшим водопадам, и безбрежности океана, и течению звезд, а не обращают внимания на себя самих».

Августин утверждает, что Бог – это абсолютная сила, абсолютная власть. Бог – начало, могущество. Свободна ли поэтому человеческая воля от действий и воли Бога или не свободна? Этот вопрос имел для церковников значение потому, что в зависимости от ответа на него решался и другой вопрос – о признании или отвержении церкви. Если воля человека свободна, если человек поступает так, как ему подсказывает его разум, его чувства, то это означает, что Бог никакого влияния на поведение человека не оказывает. Бог не властен над человеком. Понятно, что с таким выводом Августин согласиться никак не мог. Но оказалось, что и обратное решение вопроса также не спасает положения. Если предположить, что воля человека не свободна, а все его поступки заранее предопределены свыше, что его вера зависит только от Бога, то это должно означать безгрешность человека, ибо не может же сам Бог вдохновлять человека на греховные дела! Следовательно, оба решения вопроса о свободе воли противоречили религиозным догмам. По разъяснению Августина, воля свободна, но лишь в границах Божьего предположения. Каждый человек действует сам по себе и от себя. Но то, что он делает, делает Бог через него. Одних он предназначил к вечному блаженству, других – к вечным мукам. Источник зла и греха не в Боге, как высшем бытии, и не в низшем бытии, а в отпадении низшего от высшего. Виновник этого отпадения – дьявол, один из падших ангелов.

Познание Бога достигается верой. Под верой Августин разумеет мысль, сопровождаемую согласием с ней. Но само это согласие осуществляется разумом. Следует верить, чтобы разуметь, и следует разуметь, чтобы верить. В познании Бога Августин различает три степени: познание через внешние чувства, которые, по Августину, в общем нас не обманывают, познание через внутреннее чувство, обсуждающее показания внешних чувств, и познание разумное, оценивающее внутренние чувства. Мера истины – в нашем самосознании. Как бы ни было сильно сомнение, не приходится сомневаться в том, что мы существуем, живем, движемся, произносим суждение, хотим, вспоминаем, сомневаемся. Даже сомневающийся обладает, таким образом, истиной, в которой он не сомневается. Но хотя для обретения истины нет необходимости выходить за пределы души, открываемая в ней истина указывает на истину верховную, из которой вытекает все истинное. Бог и есть эта верховная истина.

Идеи Августина. О сущности Бога . Бог есть высшее бытие, высшее благо. Хотя Бог недоступен для познания, он открывает себя человеку, в том числе в священных текстах Библии. Знание о Боге можно получить сверхъестественным путем, ключом к нему является вера как способность души. Формула «Бытие и благо обратимы» подтверждает, что Бог есть высшее бытие и благо и все его творения – благо. Зло – небытие. Дьявол – небытие, прикрывающееся бытием. Зло живет благом, а значит, добро правит миром. Хотя зло умаляет, но не может уничтожить добро. «Одна и та же сила добрых испытывает, очищает, отбирает, а злых опустошает, искореняет, отсеивает» («Исповедь»).

О природе. Природа сама для себя недостаточна, человек призван быть ее господином, повелевать стихиями. Явления не открывают себя сами, а являются для человека уроком мудрости Бога.

О воле и разуме человека . Бог имеет свободную волю, и в человеке воля выступает на первый план. Все люди не что иное, как воля. Разум есть взор души. Человек знает добро, но воля не подчиняется ему, и он делает то, чего не хотел бы делать. «Я одобряю одно, а следовал другому» («Исповедь»). Это раздвоение – болезнь души, не подчиняемой самой себе без помощи Бога.

О времени и памяти . Время – это достояние самой человеческой души. Условием возможности времени является строение нашей души с тремя установками:

– ожидание, устремленное в будущее;

– внимание, прикованное к настоящему;

– память, направленная в прошлое.

«До сотворения мира времени не было. Творение вызвало некоторое движение; с момента этого движения и изменения в мире и есть время».

О грешниках и праведниках . Два города – нечестивцев и праведников – существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Земной город создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Небесный град вечен, там истинное и полное счастье – дар Божий.

История человечества разворачивается по плану Божьему. Человек в историческом процессе образовал два града: светское государство (царство зла, греха и дьявола) и царство Божие – христианскую церковь.

Они созданы двумя видами любви. Любовь человека к себе (презрение к Богу). Любовь человека к Богу (презрение к себе).

Эти два града пережили шесть периодов:

– от Адама до потопа;

– от потопа до Авраама;

– от Авраама до Давида;

– от Давида до Вавилонского пленения;

– от Вавилонского пленения до Христа;

– от Иисуса Христа до конца истории (со Страшным судом).

Гражданам первого града – вечное мучение.

Гражданам второго града – благодать.

Учение о «Божественной благодати». Люди до падения могли не грешить. Но Адам и Ева потеряли эту способность и обрекли последующих людей на первородный грех.

Когда завершится история человечества, Христос, подводя итоги, будет говорить только о Себе. «Голоден был, жаждал, странен был, в темнице был, болен был». Как если бы среди множества людей существовал только Он один — бесчисленным, бесконечным присутствием: «Истинно, истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из этих меньших, вы сделали Мне». Речь не будет идти об отвлеченном теоретическом человеке, а о человеке, который хочет есть, пить, иметь дом, одежду, утешение, заботу. Мы будем судимы за наши самые смиренные движения любви. В этой любви — сокровенное и постоянное присутствие Христа на земле. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь — это чудо из чудес. И тут же добавляет, что любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является — Божественным даром. Это слово «Божественным» все определяет, и оно дивно, потому что это значит, что любовь — в евангельском смысле — в своей устремленности и в своей мере имеет Самого Бога. Это значит, что в любви есть только один ближний — Бог. Наш подлинный ближний — Бог, настолько ближний, что Он бесконечно ближе к нам самим, чем мы сами. И только через этого Божественного ближнего можем мы воспринимать как ближнего всякого человека.

Если бы Божественная жизнь не явилась среди нас, было бы совершенно невозможно по-настоящему любить других. Несомненно, мы выделяем из всех наших друзей, наших родителей, наших близких — тех, к кому мы испытываем порывы нежности или порой слепой страсти, готовые все одобрить, всем восхищаться, все принять от них — только бы добиться их ответной любви. Но за пределами этого исключительного маленького мира, столь драгоценного для нас, другие остаются для нас просто другими, то есть внешними по отношению к нам, теми, кого мы воспринимаем только совне.

Но любовь — в сердце Евангелия, потому что в сердце жизни — присутствие Божие в нашем теле и в нашей душе, в нашей жизни, в наших поступках. В той мере, в какой Бог воплощается в нас, в той мере, в какой мы даем Ему войти в нашу жизнь, является в мире подлинное Добро. Именно в этом заключается призвание человека — приобщиться к Божественному воплощению, выразить в своей жизни Божественную жизнь, принести в нее сияние Его благодати и Его любви. Ибо Божественная жизнь есть основание нашей, а наша — укоренена в жизни Бога.

И когда мы предстоим перед Добром, поистине бесконечным, рождается в нас любовь. Только так можем мы увидеть драгоценность людей, которые ничего не значат для нас, узнать любовь к тем, кого мы не любим. Без такого предстояния все это будет искусственным, нереальным, лживым. Но Господь не требует от нас лицедейства. Он ставит нас в самом центре испытаний, открывая нам, что наш Первый Ближний, наш единственный Ближний — это Бог. Бог — в человеке, Бог — в мире, Бог, отдающий нам Себя в нас самих и в каждом, Бог, даром Которого мы должны стать Промыслом Божиим в жизни других людей и в нашей собственной. И нам надо совершенно новым взглядом, приобщаясь Божественной сокровенности, увидеть других в той красоте, в какой увидел наш Господь Своих апостолов на Тайной Вечери, когда умывал им ноги. Это должно было быть страшно трудным, потому что среди Его апостолов был Иуда, который уже продал Его, и Петр, который скоро трижды отречется от Него. И были все другие, которые будут спасаться бегством перед лицом непредвиденной катастрофы. Однако Господь преклоняет перед всеми колена, потому что в них Он поклоняется Божественному Присутствию, поклоняется Тому Бесконечному Ближнему, Который есть наш Единственный Ближний.

Он знает, что наступит день, когда для всех, в том числе для Иуды, будет возможность покаяния, возможность возвращения к Богу. И Бог, всегда хранящий всех, если только они откроются Его Божественному милосердию, которое предлагается всегда и всем, преобразит этих людей Своей славой. И они явятся в мире, как Его чистые творения, как источник, как начало, как самое средоточие истории и мира.

Тогда, наверное, их можно будет любить безоглядной любовью, как Бог любит их, любить без меры, или, вернее, в той мере, какая есть у Бога, любить бесконечно. Потому любовь предполагает непрестанную молитву, которая превосходит всякую внешнюю видимость и которая через человека достигает глубин Жизни, тайны творения человека, совершившегося любовию Божией. И в этом прикосновении к бесконечному источнику, в этой встрече с Богом Живым, в сокровенности нашего сердца, откроется любовь как тайна Страшного Суда, на котором мы будем судимы также всеми ангелами и всеми святыми.

Поэтому будем просить их заступничества, чтобы обрести нам Духом Святым эту огненную любовь к нашему Первому Ближнему, Который есть Бог, и распространить ее на ближнего, который есть человек — без фальши, без лжи и без лицеприятия, как совершил это Христос, преклонив колена перед Своими апостолами в умовении ног. Чтобы знали все, по дару Христа, что есть одно только средство обрести человека, есть один только путь к человеку — Бог.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Когда завершится история человечества, Христос, подводя итоги, будет говорить только о Себе. «Голоден был, жаждал, странен был, в темнице был, болен был». Как если бы среди множества людей существовал только Он один ― бесчисленным, бесконечным присутствием: «Истинно, истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из этих меньших, вы сделали Мне». Речь не будет идти об отвлеченном теоретическом человеке, а о человеке, который хочет есть, пить, иметь дом, одежду, утешение, заботу. Мы будем судимы за наши самые смиренные движения любви. В этой любви ― сокровенное и постоянное присутствие Христа на земле. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь ― это чудо из чудес. И тут же добавляет, что любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является ― Божественным даром. Это слово «Божественным» все определяет, и оно дивно, потому что это значит, что любовь ― в евангельском смысле ― в своей устремленности и в своей мере имеет Самого Бога. Это значит, что в любви есть только один ближний ― Бог. Наш подлинный ближний ― Бог, настолько ближний, что Он бесконечно ближе к нам самим, чем мы сами. И только через этого Божественного ближнего можем мы воспринимать как ближнего всякого человека.

Если бы Божественная жизнь не явилась среди нас, было бы совершенно невозможно любить других. Несомненно, мы выделяем из всех наших друзей, наших родителей, наших близких ― тех, к кому мы испытываем порывы нежности или порой слепой страсти, готовые все одобрить, всем восхищаться, все принять от них ― только бы добиться их ответной любви. Но за пределами этого исключительного маленького мира, столь драгоценного для нас, другие остаются для нас просто другими, то есть внешними по отношению к нам, теми, кого мы воспринимаем только совне.

Но любовь ― в сердце Евангелия, потому что в сердце жизни ― присутствие Божие в нашем теле и в нашей душе, в нашей жизни, в наших поступках. В той мере, в какой Бог воплощается в нас, в той мере, в какой мы даем Ему войти в нашу жизнь, является в мире подлинное Добро. Именно в этом заключается призвание человека ― приобщиться к Божественному воплощению, выразить в своей жизни Божественную жизнь, принести в нее сияние Его благодати и Его любви. Ибо Божественная жизнь есть основание нашей, а наша ― укоренена в жизни Бога.

И когда мы предстоим перед Добром, поистине бесконечным, рождается в нас любовь. Только так можем мы увидеть драгоценность людей, которые ничего не значат для нас, узнать любовь к тем, кого мы не любим. Без такого предстояния все это будет искусственным, нереальным, лживым. Но Господь не требует от нас лицедейства. Он ставит нас в самом центре испытаний, открывая нам, что наш Первый Ближний, наш единственный Ближний ― это Бог. Бог ― в человеке, Бог ― в мире, Бог, отдающий нам Себя в нас самих и в каждом, Бог, даром Которого мы должны стать Промыслом Божиим в жизни других людей и в нашей собственной. И нам надо совершенно новым взглядом, приобщаясь Божественной сокровенности, увидеть других в той красоте, в какой увидел наш Господь Своих апостолов на Тайной Вечери, когда умывал им ноги. Это должно было быть страшно трудным, потому что среди Его апостолов был Иуда, который уже продал Его, и Петр, который скоро трижды отречется от Него. И были все другие, которые будут спасаться бегством перед лицом непредвиденной катастрофы. Однако Господь преклоняет перед всеми колена, потому что в них Он поклоняется Божественному Присутствию, поклоняется Тому Бесконечному Ближнему, Который есть наш Единственный Ближний.

Он знает, что наступит день, когда для всех, в том числе для Иуды, будет возможность покаяния, возможность возвращения к Богу. И Бог, всегда хранящий всех, если только они откроются Его Божественному милосердию, которое предлагается всегда и всем, преобразит этих людей Своей славой. И они явятся в мире, как Его чистые творения, как источник, как начало, как самое средоточие истории и мира.

Тогда, наверное, их можно будет любить безоглядной любовью, как Бог любит их, любить без меры, или, вернее, в той мере, какая есть у Бога, любить бесконечно. Потому любовь предполагает непрестанную молитву, которая превосходит всякую внешнюю видимость и которая через человека достигает глубин Жизни, тайны творения человека, совершившегося любовию Божией. И в этом прикосновении к бесконечному источнику, в этой встрече с Богом Живым, в сокровенности нашего сердца, откроется любовь как тайна Страшного Суда, на котором мы будем судимы также всеми ангелами и всеми святыми.

Поэтому будем просить их заступничества, чтобы обрести нам Духом Святым эту огненную любовь к нашему Первому Ближнему, Который есть Бог, и распространить ее на ближнего, который есть человек ― без фальши, без лжи и без лицеприятия, как совершил это Христос, преклонив колена перед Своими апостолами в умовении ног. Чтобы знали все, по дару Христа, что есть одно только средство обрести человека, есть один только путь к человеку ― Бог.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: