Исторический опыт реализации принципов правового государства урок 1

Обновлено: 24.04.2024

Образовательная: сформировать представление учащихся о том, что право выше власти, охарактеризовать основные признаки правового государства.

Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами.

Воспитательная: показать преимущества правового государства.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Правовое государство».

Основные понятия: Общество, сферы деятельности общества, Государство, правовое государство ,Верховенство права ,Верховенство конституции, гласность права,приоритет прав и свобод, разделение властей ,независимость суда, приоритет международного права, гражданское общество.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся письменно в тетрадях выполняют тест по теме «Государство и политический режим» в формате ЕГЭ.

3.Актуализация темы, постановка проблемы.

Учитель начинает с вопроса учащимся «Каким, на их взгляд, должно быть правовое государство?»

Учащиеся отвечают ,а учитель записывает на доске признаки правового государства со слов учащихся.

Задаю вопрос классу: Сформировано ли в России правовое государство? Ответ обоснуйте.

Учащиеся работают с учебником и дополнительной литературой в группах.

Изучение нового материала.

Учитель. Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека.

Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание.

Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

Каковы же основные признаки правового государства?

1. Важным признаком для правового государства является верховенство права.

Оно выражается в России главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам (основной Закон государства).

Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции.

В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу.

Задание классу - прочитать статью 15 Кон­ституции РФ (она состоит из 4 пунктов) и подумать над вопросом: в каких пунктах этой статьи непосредственно за­креплено верховенство права в нашей стране? (Это пунк­ты 2 и 4.)

Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех - от главы государства до рядового гражданина.

Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.

2. Немаловажным признаком правового государства является открытость основного Закона каждому члену государства, при соблюдении принципа гласности права.

В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения.

Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов.

3. Признак правового государства справедливость закона. При этом

высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина.

В правовом государстве эти права и свободы, основаны на естественном праве и закреплены в Конституции, гарантируются государством.

Далее (исходя из возможностей урока, класса) делается краткий обзор содер­жания гл. 2. Следует заранее продумать, что именно выделить в статьях, закрепляющих права чело­века и гражданина. Нужно отметить, что каждое из рассмотренных прав — это «кусочек» нашей свободы и, чем шире круг прав, тем шире наша свобода. Важно подчерк­нуть мысль: что этот круг не может быть беспредельным, что и закреплено в статье 55 (п. 2). Обратить внимание, что в нашей Конституции прямо указано на три обя­занности граждан: платить налоги, охранять окружающую сре­ду, защищать Отечество (статьи 57, 58, 59).

Как видим Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству.

За личностью признаются неотъемлемые права;

неприкосновенность человека обеспечивается законом.

4. Правовое государство, в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм.

Следующий признак правового государства заключается в принципе разделение властей.

Он включает три ветви - законодательную, исполнительную и судебную.

Каждая из них имеет строго очерченные полномочия.Учащиеся по группам составляют Кластер №1

Государственная власть РФ

Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга.

Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.

При наличии времени можно более подробно ознакомиться с устройством государственной власти: глава 4, статья 80 (п. 1); глава 5, статьи 95, 96 (п. 1), 105 (п. 1); глава 5, статьи 110 (п, 1), 111 (п. 1).

5.Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля.

Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путем волеизъявления корректировать, подправлять их действия.

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации.

Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан. То есть гражданское общество – это совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, духовных и т.д.; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан и организаций со стороны государственной власти.

Важным условием существования гражданского общества является свобода (мысли, слова, деятельности).

Свободу можно определить как всегда открытую перед человеком возможность активной деятельности для реализации заложенных в нем природных способностей.

5. Следующим важным признаком правового государства является принцип независимости суда.

Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей.

Принцип независимости суда закреплен в статье 120 Конституции РФ; о нем говорится и он обеспечивается и в ряде других статей - о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства.

Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.

6. Еще одним признаком правового государства является приоритет международного права.

Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения.

Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдается международному договору.

Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.

Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан.

Жители страны должны знать о ее законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.

Учитель. Как вы думаете?

Является ли правовым государство, в котором существует верховенство права, если законы в этом государстве ущемляют права граждан?

Как граждане могут способствовать развитию правового государства?

Высказывание учащихся(Правовое государство – главное условие функционирования

гражданского общества. Дают определение правовое гогударство и верховенство закона) и составление Кластера № 2

Гражданское общество и Правовое государство

Обеспечивает

Защищает

через верховенство ЗАКОНА

Верховенство закона — несущая конструкция правового государ­ства.

Правовое государство — это политическая организация обще­ства, создающая с помощью права условия для существования и жиз­недеятельности гражданского общества, представляющего собой сис­тему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их твор­ческих, трудовых потенций.

Правовое государство должно обеспечи­вать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор обще­ства, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечи­вать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Един­ственное ограничение — эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение госу­дарственного строя.

Верховенство закона — . несущая конструкция правового госу­дарства, являющаяся антиподом той системы устрашения, произвола, насилия, включая государственный террор, которая была присуща ад­министративно-бюрократическому государству.

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации (по возможности рассмотреть материал с использованием текста Конституции РФ Приложение 1)

Правовое государство. Самостоятельная работа учащихся

Задание.3 Работа в группах. Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве. Прокомментируйте их. С какими высказываниями вы согласились бы, а какие оспорили? Почему? Работая с учебникоми со слов учителя составьте кластер «Признаки правового государства»

На столах, находится информация дополнительная (Приложение №2) и учебник

Признаки правового государства

На экране мультимедийного проектора рассматриваем:

1.Предпосылки создания и функционирования правового государства:

1. Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства (необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида).

2. Режим демократии, парламентаризма и конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток злоупотребления власти.

3. Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

4. Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства.

5. Гражданское общество, то есть система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

2.Условия формирования правового государства в современной России:

1. Длительное время сохраняется правовой нигилизм народа и властей, неуважение к закону, традиции авторитаризма и деспотии, низкий уровень общей политической и правовой культуры.

2. Сложности нынешнего исторического этапа в жизни страны (расслоение общества, недовольство зарплатой, рост отрешенности народа от политической активности, участия во власти).

3. Несоответствие западных представлений о правовом государстве устоям России.

4. Необходимость создания своей модели правового государства.

Закрепление учебного материала.

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

Закрепление:

Вопросы по теме урока:

Что такое государство?

Что значит правовое государство?

Каковы признаки правового государства?

Что дает разделение властей, почему этот принцип считается выдающимся достижением человечества в организации государ­ственной власти?

Ответы учащиеся дают с опорой на текст по­собия (текста учебника).

Какие государства в мире, по вашему мнению, являются правовыми? Какие государства в мире не являются правовыми?

Является ли Россия правовым государством?

Что нужно для развития правового государства в России?

Вывод . Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

Домашнее задание :

Параграф 4, конспект, написать эссе по теме «Роль граждан в государстве»,

В самой первой статье Конституции указывается, что Россия - это правовое государство, т.е. государство, в жизни которого соблюдается верховенство конституционности и законности во всех сферах общественной жизни (ст. 4, часть 2; ст. 15, часть 1).

В таком государстве признаются и гарантируются Конституцией и законами основные, неотчуждаемые, принадлежащие каждому человеку от рождения права и свободы (ст. 2,17,18), сами же граждане несут перед государством определенные в Конституции обязанности (ст. 57; 58; 59).

Граждане государства равны перед законом (ст. 19; 46 часть 1), в государстве уважаются права меньшинств (ст. 5, часть 3; 26), допускается идеологическое, политическое многообразие (ст. 13).

Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ (ст. 3), который осуществляет ее как непосредственно (референдум, выборы), так и через органы государственной власти и местное самоуправление (ст. 3, часть 2).

Органы государственной власти, должностные лица в отправлении своих функций действуют в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законами (ст. 3, часть 4; 15, часть 2; 18). Необходимость в открытости деятельности органов государственной власти приводит к возрастанию роли прессы и электронных средств массовой информации в правовом государстве.

Состав органов власти периодически сменяется (ст. 81, часть 1; 96, часть 1; 116), за исключением судебной власти (ст. 120, часть 1; 121; 122). В правовом государстве реализуется принцип разделения властей (ст. 10), разграничение предметов ведения и полномочий между центральными органами власти и местными органами (ст. 5, части 2,3,4; 11;12).

Таким образом, в Основном законе нашей страны содержится целый ряд положений, определяющих характер Российской Федерации как правового государства.

Означает ли это, что Россия - правовое государство?

Принятие Конституции и ряда шагов по созданию такого государства не означает еще, что в стране существует верховенство закона, что соблюдаются все права человека. Многие положения Конституции нуждаются в том, чтобы раскрыть механизм их действия в тех или иных законах. Иными словами, наш парламент - Федеральное Собрание - должен еще принять и проработать законы, регулирующие экономику, предпринимательство, сбор налогов, другие сферы. И законы эти должны быть справедливыми и эффективными.

Для создания правового государства важно соблюдение этих законов абсолютно всеми гражданами - от президента до рабочего, артиста, ученого. Важно наличие справедливого суда, а также высокий уровень морали и правовой культуры всех нас.

Фома Аквинский, философ – теолог

П.И. Новгородцев, русский юрист

Роберт фон Моль, немецкий правовед

4.« Суть правового государства в том, чтобы государственная власть признавала издаваемые ею нормы обязательными и для самой себя».

Роберт Иеринг, немецкий правовед

5.« Правовое государство предполагает господство права во всех сферах государственной жизни; оно отрицает всякий абсолютизм и произвол власти и бесправие подвластных, притом не только в области частных отношений, но и в области политической, в отношении граждан к государственной власти».

Н.И. Павленко, русский юрист

6.« Правовое государство – это мираж, но мираж весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс господство буржуазии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверка присутствующих.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Тема – Правовое государство (откройте тетради и запишите тему урока)

Место урока в теме – Мы продолжаем изучать раздел «Политика» и сегодня поговорим о становлении правового государства и его основных признаках

Мотивация – Правовое государство – это государство, в котором господствует право! Государство, которое защищает права и свободы каждого человека, наши с вами права! Вот почему необходимо знать и понимать, что же такое правовое государство и как оно устроено

Главная цель – Познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как же это государство защищает права и свободы человека

Установка на запоминание – к концу урока вы должны запомнить, что такое правовое государство, каковы основные признаки правового государства, на какие 3 ветви делится власть в правовом государстве

План (на доске и устно)

Дата, макет таблицы

Изучение нового материала

д/з - 4, чит, пер, отвечать на вопросы, вопрос 1 или * 3 устно

Опрос дз

На прошлом уроке мы изучали Государство и Политические режимы. Сейчас я проверю как вы усвоили этот материал. Вы получите листы с тестом из 5 вопросов в форме ГИА. Ваша задача – в течение 5 минут выполнить этот тест письменно в тетради. По истечению времени мы с вами вместе проверим эту работу.

Тест по теме «Государство и политический режим»

Первичное усвоение новых знаний.

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так – это государство, в котором господствует право. Такой ответ будет правильным, но не полным. Поэтому правоведы подчеркивают, что высшая цель правового государства – обеспечить права человека и гражданина/ а также о том, что государственная власть в правовом государстве действует только в рамках права, то есть ограничена правом.

Несмотря на особые признаки, о которых мы еще сегодня поговорим, правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже знаете. Давайте вместе вспомним эти черты! Сейчас вы будите работать в парах в течение минуты. Ваша задача – вспомнить и проговорить друг другу в парах признаки государства. Потом мы вместе с вами их проверим. (Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы)

Ответ на вопрос «Что такое правовое государство?» дает также статья 2 конституции РФ. Посмотрите на учебник на стр. 29. Какова же основная обязанность государства по конституции?

Работаем стоя! Давайте рассмотрим еще одну точку зрения на понятие правового государства. Принадлежит она русскому философу и правоведу Б. А. Кистяковскому. Сейчас вы открываете учебник на странице 30 и в течение минуты работаете с документом. По истечению времени я задам вам вопрос. Таким образом мы потренируемся выполнять часть С в ГИА.

Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер…

Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

Таким образом, мы с вами выяснили, что понятие «Правовое государство» очень многогранно. Существует множество различных определений. Однако вся сущность сводится к одной главной черте – господство права и ограниченность власти правом! Отсюда и название – правовое государство! Садимся!

Развитие теории правового государства

Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу. Для этого перечертите макет с доски.

Характеристика правового государства

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Поддерживал точку зрения Платона

Право должно быть выше власти

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье? – законодательная, исполнительная, судебная)

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

С. А. Котляревский

Будущее страны – господство права

Пришло время поговорить об основных признаках правового государства. Наука называет как минимум 3 таких признака:

Верховенство права (Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону). Закон суров, но это закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе

Незыблемость прав и свобод человека (права человека – главный естественный ограничитель государственной власти)

Разделение властей Посмотрите на схему на стр. 33 (законодательная, исполнительная и судебная, что способствует ограничению государственной власти)


Первичное закрепление.

Работаем стоя! Сейчас в качестве закрепления вы будите в течение 3-5 минут работать в парах. Ваша задача – найти в учебнике на страницах 32 – 35 ответы на вопросы что входит в каждую ветвь власти и какая у нее главная функция?! Обратите внимание на иллюстрацию на странице 34! По истечению времени мы обсудим эти вопросы вместе с вами! Приступайте к работе!

Ветвь власти

Основные функции

Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы)

Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума)

Забота о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека

Исполнительная (назначается)

Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения

Судебная (самостоятельная и независимая)

Конституционные, суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ), арбитражные (Высший Арбитражный Суд РФ)

Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) – защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов)

* Президент – глава государства (избирается всенародно)

Таким образом, главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека или организации, партии, парламента или правительства.

Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание!

4, читать, пересказывать, отвечать на вопросы, вопрос 1 или * 3 устно (на отлично), по желанию тесты на Якласс.

Подведение итогов

Вы меня сегодня. В начале урока я вам сказал, что вы должны запомнить некоторые вещи = давайте вместе вспомним:

Что такое правовое государство? (Государство, в котором господствует право/ высшая цель – обеспечить права человека и гражданина)

Какие признаки правового государства вы знаете? (Верховенство права, Незыблемость прав и свобод человека, принцип разделения властей)

Обсудим в парах! Как вы думаете, в современном мире возможно существование правового государства, в котором полностью соблюдаются права и свободы человека? В котором люди живут хорошо, ни в чем не нуждаются и «спят спокойно»? Теперь давайте обсудим вместе!

Развитие идеи правового государства, как теоретической концепции, имеет длительную историю. Зародившись еще в античные времена, учение о построении общества, основанного на принципах гуманизма и законности, прошло через эпоху Средневековья и Нового времени, достигнув наших дней.

Современное понимание значения политических свобод человека опирается на опыт прошлых веков, выработанный в сфере правовой организации общественной жизни, а также на историческую роль философских трудов, посвященных данной тематике.

Античные мыслители

Идея государственной власти, осуществляющей справедливую и мудрую политику во благо народа, возникла еще в глубокой древности.

В VI-V веках до н.э. о необходимости осуществлять политико-правовое управление на философских основах заявлял Пифагор и его последователи. Затем идею единства государства и закона развивал Гераклит. Он говорил, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Общеизвестное положение софиста Протагора, что мерой всех вещей является человек, означало приоритет интересов конкретной личности над органами власти.

Великий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал концепцию правления разумных законов с точки зрения естественных прав человека. Он считал логичными лишь те формы государственного строя, которые действуют на благо общества в целом, и называл серьезной ошибкой стремление правителей только к личному процветанию. Философ определял государство, как форму общения и взаимодействия свободных людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеальной формой правления Аристотель называл власть среднего класса, означающую умеренность в нравах и достаток, а не богатство. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй», — писал мыслитель. По его мнению, именно представительство среднего класса в органах власти позволяет избежать политических и социальных потрясений. А верховная власть должна принадлежать большинству.

Древнеримский философ и общественный деятель Цицерон развил и углубил правовой подход к осуществлению государственной власти, предложенный греческими мыслителями. Он первым сформулировал важнейший принцип: «Под действие закона должны подпадать все». Правовое равенство граждан возможно только при смешанной форме государства, сочетающей в себе элементы аристократии, царского правления и демократии. Цицерон предупреждал об опасности доминирования какой-либо одной формы правления и ратовал за их равновесие, достижимое с помощью равномерного распределения обязанностей и полномочий.

Философ связывал достижение общественного блага с политической активностью и правовой грамотностью населения. Вообще, именно древнеримские юристы в своей практике разделили право на частное и публичное. Это способствовало пониманию государства как субъекта публичного права.


Средневековые концепции

Средневековая политико-правовая мысль во многом зависела от церковных догматов, но некоторые философы сыграли важную связующую роль между идеями античных авторов и учениями Нового времени.

Известный теолог Фома Аквинский(1225-1274 гг.) переосмыслил политико-правовые постулаты Аристотеля с христианских позиций. Он говорил об уважении к человеку, поскольку он был создан по образу и подобию Творца. Это положение о достоинстве личности было одним из первых заявлений о необходимости соблюдать естественные права человека.

Исходя из этого, Фома Аквинский был уверен, что государство должно обеспечивать людям достойные условия жизни. Мыслитель заявлял о необходимости ограничить абсолютную власть монарха сословно-представительным органом власти.

Философ Марсилий Падуанский (1275-1343 гг.) продвинулся дальше своего коллеги-богослова в определении идеи правового государства. Он говорил о суверенитете народа как источнике и основе всякой власти. Правда, речь шла только о просвещенной части общества.

В труде «Защитник мира» Марсилий Падуанский обосновал концепцию разделения законодательной и исполнительной ветвей власти. Причем, мыслитель считал, что полномочия представительного органа должны превалировать над влиянием административного аппарата. А выдвинутый им принцип выборности всех должностных лиц государства, включая монарха, был революционным для той эпохи.

Новое и Новейшее время

Закат феодализма принес новое понимание идеи правовой государственности. Например, Н. Макиавелли основными задачами любого государства называл обеспечение общественной безопасности и возможности свободного пользования имуществом. Он ратовал за республиканскую форму правления, поскольку она наиболее полно отвечает принципам свободы и равенства граждан.

Во времена буржуазных революций идея правового государства обрела новое значение и актуальность. Прогрессивный мыслитель Б. Спиноза одним из первых теоретически обосновал понятие демократического государства. И заявил, что такая форма организации власти в стране должна обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в рамках действующего законодательства.

Т. Гоббс в своих работах сформулировал принцип равенства всех граждан перед законом, независимо от сословной принадлежности. Он определил свободу человека как право делать все, что прямо не противоречит закону.

Д. Локк отметил, что право граждан на собственность должно охраняться государством и быть незыблемым.

Ш. Монтескье говорил о необходимости разделения власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Причем, они должны взаимно ограничивать и уравновешивать друг друга.

И. Кант разработал теорию правового государства, в котором центральное место занимает конкретная личность. Данная философская концепция значительно повлияла на дальнейшее развитие политико-правовой мысли, выразившись и в практических основах государственного строительства многих европейских стран.

К. Маркс считал, что такие понятия как «государство» и «право» будут упразднены в результате установления диктатуры пролетариата. Основоположник научного коммунизма называл закон продуктом материальных производственных отношений классового общества. По мнению К. Маркса, государственные органы должны не возвышаться над обществом, а служить ему.

В России идея правового государства нашла свое отражение в трудах А.И. Герцена, А.И. Радищева, Н.Г. Чернышевского, П.И. Пестеля, Н.А. Бердяева и других отечественных мыслителей.

В рамках современного научного мира существует довольно большое количество определений понятий «государство» и «правовое государство», так как в различных науках и направлениях внутри них данные термины можно трактовать различным образом.

Современные исследователи в области права, под государством понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.

Рассматривая его с политологической точки зрения, государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.

Правовое государство большинство исследователей определяют как государство, которое обеспечивает верховенство закона и права, равенство всех его членом перед законом и судом, провозглашаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей является базовым при построении органов государственной власти.

Развитие идеи правового государства

Всю историю развития идеи правового государства можно хронологически разделить на ряд периодов:

  • Античный период;
  • Эпоха возрождения;
  • Создание концепции правового государства, которая имеет хронологические рамки с 18 по 20 век включительно;
  • Современные исследования в области развития теории правового государства, с начала 21 века по сегодняшний день.

Впервые идеи создания правового государства зародились в античности. В этот период времени государство рассматривают как организацию, которая основана на законе и осуществляет функции публично-властной силы. Таким образом, такое понимание государства является прототипом правового государства. Знаменитые античные деятели как Цицерон, Аристотель, Сократ и многие другие рассматривали понятия права и государственной власти во взаимосвязи. Связь этих двух понятий, по мнению обозначенных мыслителей, могла привести к гармоничному функционированию общества. Они полагали, что наиболее разумной и справедливой будет модель отношений, при котором, закон будет одинаково обязателен для всех граждан государства и для самого государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Аристотель считал необходимым при государственном построении применения принципа разделения властей на три основных составляющих: законодательную власть, судебную и исполнительную.

Исследователи-гуманисты развили идеи мыслителей античности, касающиеся правового государства. Активно развивались идеи прав и свобод личности, прорабатывались вопросы разделения властей, особое внимание уделялось независимости судебной системы. Исследования Б.Спинозы По данной теме мы уже выполнили реферат Правовое учение Б. Спинозы подробнее , Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля и многих других позволили в 19 веке ввести в научный оборот новый термин «правовое государство». Впервые его использовал в своих научных трудах К.Т. Волькнер.

Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.

Образовательные - раскрыть сущность понятия «правовое государство».

Создать условия выявления учащимися признаков правового государства.

Развивающие - Продолжать учить работе с письменными историческими

источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.)

Продолжать учить составлять кластер.

Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей.

Воспитательные - Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать.

Развивать навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты УУД

Личностные :

§ Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

§ Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, признания равноправия народов, единства разнообразных культур

Регулятивные :

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  • Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
  • Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения.
  • Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Познавательные :

  • Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя, определять область незнания
  • Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).

Коммуникативные :

Методы: частично-поисковый

Приемы работы: критического мышления (кластер), работа с документами, работа с понятиями, работа с текстом статьи, стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать. Узнал», поисковый метод,

Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка, взаимооценка

Основные понятия изучаемые на уроке: Государство

Правовое государство

Верховенство права

Верховенство конституции

Гласность права

Приоритет прав и свобод

Разделение властей

Независимость суда

Приоритет международного права

Гражданское общество

Кластер - одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class -разряд) позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно

продемонстрировать признаки изучаемого понятия.

1.Органазационный блок

- распределение по группам

- выработка правил работы

Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я знаю…, Для меня это было важно.

2. Актуализация знаний

Дать определение – государство – это…

(организация власти в стране)

«составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических режимов и т.д. Учащимся предлагается на доске составить кластеры:

1. Признаки государства

2. Функции государства

3. Формы государства

4. Политические режимы

(Стадия вызова)

- Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно? (ответы детей)

Люди, формируя свое обще­ ство, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помог­ ла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока

Тема урока: «Правовое государство»

Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У»

«Мозговой штурм»

Давайте запишем на листе бумаги известные вам слова-ассоциации, которые связаны с понятием «правовое государство»

групповая работа.

Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать признаки, по которым проводилось объединение.

Запишите все идеи, которые у вас появились

Я предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке

Это и будут наши цели урока

Фиксирую учебную задачу:

Цель: узнать что такое «правовое государство» и определить его характерные признаки.

Сегодня на уроке мы

- определим сущность правового государства как основного института политической системы, его особенности и признаки;

- продолжим развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познаватель­ ные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие тео­ ретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

- выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества.

- Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по повышению ее.

- Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять задания в формате ГИА.

Мы сегодня будем работать по следующему плану.

1. Понятие правового государства.

2. Власть в правовом государстве.

3. Принципы правового государства


Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что государство должно быть правовым. Что это значит? Подумаем и мы.

1. Понятие правового государства.

Первым употребил выражение «правомерное государ­ ство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.

Каковы же сущность и основные черты правового государства?

Давайте обратимся к тексту параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.

- Дать определение правовое государство

- в групповом обсуждении создать обобщённый ответ на вопрос1 стр 36

Ораторы групп представляют продукт групповой работы.

Дают определение правовое государство

ответ на вопрос1 стр 36

Самостоятельная работа : чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал»,

Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Выделите главное, существенное в этом определении.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили еще античные философы.

Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так как в каждом государстве свои законы, своя система права.

Под правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.

2. Власть в правовом государстве.

Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни пытались разрешить философы?

Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии.

ü На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется информация:

Послушайте притчу

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая- то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:

- Вы так убиваетесь - похоже, что скорбите не впервой?

Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.

- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина . »

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора

- Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций?

«Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. Жестокая власть свирепее тигра».

3 а д а н и е 4 .

Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:

- в сфере государственного устройства: «Государство долж-
но быть правовым, с разделением властей»;

_ - в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и госу-
дарство обязаны подчиняться строго определенным и общепри-
нятым ограничениям - правовым законам, и это разумное огра-
ничение есть подлинная свобода»;

_- в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода тво-
их поступков была совместима со свободой каждого и со все-
общими законами».

1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное

определение и сохранение границ свободы?

2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел

3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво-

В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью - беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных регулятора - право и мораль.

З а д а н и е 5.

Соотнесите понятия «свобода» и «ответственность», «правовое государство»

1) Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность», «правовое гос-во»

У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или

иных поступков личности. Ответственность - это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством.

Давайте снова обратимся к тексту параграфа стр 32

Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки
правового государства и оформите работу в виде кластера.

Учащиеся работают в 4 группах по 3-4 человека. В группе выбирается модератор,

который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из

Работа по группам

На основе работы с документами каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое государство».

Защита кластера группой (краткий комментарий). Разъяснить выделенные признаки, их необходимость.

Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют и корректируют результаты заполнения.

Дополнительные вопросы (при необходимости)

В чем заключается сущность разделения властей?

Какова взаимосвязь трех ветвей власти?

Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения?

Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство?

Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и гарантий их осуществления.

В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?

Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.

Признаки и черты правового государства:

1. верховенство закона.

2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан.

3. принцип взаимной ответственности гражданина и государства.

4. принцип разделения властей.

5. создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

6. реальное обеспечение прав и свобод граждан.

Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана)

группа работает таким образом – читает и анализирует текст по предложенной форме. После прочтения текста и анализа на отдельном листе ватмана группа создает схему или тезисы ответа на вопрос «Почему не достигли (или достигли) цели?»

Работа с текстом Конституции

Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции Российской Федерации

(создает схему или тезисы ответа на вопрос)

- Каковы условия построения правового государства?

1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой культуры).

2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.

3.Наличие в стране гражданского общества.

Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению

Правовое государство- это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

-Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право).

Если государство- это власть, то какое из этих двух слов- власть или право вы

поставите первым, выше?

ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске).

- Могла ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?

Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?

Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти, праве и правах.

Стадия рефлексии.

Какие вопросы мы решали на уроке?

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Какие вопросы остались без ответа?

Где можно найти ответы на эти вопросы?

Что мешало работать?

Что помогло достичь цели?

Чему мы учились?

Что понравилось на уроке?

В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений?

Поблагодарите друг друга за хорошую работу

Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке.

«Стандартный минимум» - читать §4 «Правовое государство», выписать и знать термины

«Повышенный уровень» - «Стандартный минимум» + Таблица


Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)

Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести реальные черты.

Дополнительный материал.

Основные отличия правового государства от неправового.

Государственная власть не ограничивается никакими законами.

Разделение властей носит реальный характер.

Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

Разрешено все, что не запрещено законом

Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается.

Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым.

В международных отношениях делается ставка на силу в соответствии с принципом «цель оправдывает средства».

v Социологи отмечают, что каждый год на россий­ ских дорогах гибнет примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной бомбы, сброшенной
на Нагасаки. Происходит это, по их мнению, не только вследствие недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить», «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны между со­ бой приведенные факты и современное состояние россий­ ского государства ?

v В одной из развитых демократических стран некий гражданин, в прошлом однокурсник и друг президента, был приговорен по решению суда к трем годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с просьбой посодействовать изменению приговора. Как мо­ жет поступить президент правового государства? Аргумен­тируйте свой ответ.

v Приведем исторический факт. Сократу, находивше­ муся в тюрьме накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий философ отказался от этого пред­ ложения, пояснив: «Если бы, чуть только собрались мы от­сюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пыта­ешься совершить, погубить. Законы и все Государство?» Какие общественные явления могут быть проиллюстри­ рованы на основе приведенного факта? Ответ поясните.

v В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон, причастен к установлению в штаб-квартире своих «коллег»-демократов подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: