Исторический опыт показал что путь к конституционному строю правовому государству

Обновлено: 24.04.2024

«22 октября 17___ года по указу Петра 1 Россия официально заявила о своём статусе, с того дня и вплоть до отречения Николая II , российского монарха во всех официальных документах называли ___________________, а государство ________________________.

Ответь на вопросы .

1. Реформы Петра 1.

2. Экономическая политика Петра 1.

3. Особенности внутренней политики Екатерины II .

4. Расскажи о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва.

5. Назови известных тебе русских исследователей, писателей, учёных XVIII века. Расскажи, что тебе о них известно.

Контрольная работа №3 по теме «Россия во второй половине XVIII века».

Соотнеси даты и события.

1)1716г а) «Манифест о вольности дворянской»

2)27 июля 1714г б)царствование Екатерины II

3)27 июня 1709г в)Гангутское срежение.

4)1762 – 1796 гг г)Полтавская битва.

5)1785г д)Принятие «Воинского устава».

6)1762г е) «Жалованная грамота дворянству».

Заполни пропуски .

«По итогам Северной войны по решению сенаторов русский царь Пётр 1 принял титул______________ всероссийского и Отца отечества.»

Ответь на вопросы.

1. Каково значение петровских преобразований?

2. Денежная и налоговая реформа Петра 1.

3. Основные меры, принятые Екатериной II в русле политики «просвещённого абсолютизма».

4. Перечисли даты русско-турецких войн второй половины XVIII века. С именем какого великого русского полководца они связаны?

5. Назови известных тебе русских исследователей, писателей, учёных XVIII века. Расскажи, что тебе о них известно.

Оценочный лист 1 группы.

Ответы на вопросы учителя.

Подготовка презентация ответа.

Участие в деловой игре.

Базарбаева

Майгуль

Критерии оценивания .

Тест – 5 баллов; 1 ошибка – 4балла, 2 – 3 ошибки – 3 балла.

Ответ на вопросы учителя – 3 балла.

Подготовка презентации ответа – 2 балла.

Участие в деловой игре – 3 балла.

Итоговая оценка – 15 – 14 баллов – «5».

13 – 10 баллов – «4».

Оценочный лист 2 группы.

Ответы на вопросы учителя.

Подготовка презентация ответа.

Участие в деловой игре.

Ильжасов

Азамат

Критерии оценивания .

Тест – 5 баллов; 1 ошибка – 4балла, 2 – 3 ошибки – 3 балла.

Ответ на вопросы учителя – 3 балла.

Подготовка презентации ответа – 2 балла.

Участие в деловой игре – 3 балла.

Итоговая оценка – 15 – 14 баллов – «5».

13 – 10 баллов – «4».

Оценочный лист 3 группы.

Подготовка презентация ответа.

Жумабаева

Диана

Критерии оценивания .

Тест – 5 баллов; 1 ошибка – 4балла, 2 – 3 ошибки – 3 балла.

Ответ на вопросы учителя – 3 балла.

Подготовка презентации ответа – 2 балла.

Участие в деловой игре – 3 балла.

Итоговая оценка – 15 – 14 баллов – «5».

13 – 10 баллов – «4».

Оценочный лист 4 группы.

Ответы на вопросы учителя.

Подготовка презентация ответа.

Дворниченко

Георгий

Критерии оценивания .

Тест – 5 баллов; 1 ошибка – 4балла, 2 – 3 ошибки – 3 балла.

Ответ на вопросы учителя – 3 балла.

Подготовка презентации ответа – 2 балла.

Участие в деловой игре – 3 балла.

Итоговая оценка – 15 – 14 баллов – «5».

13 – 10 баллов – «4».

Урок обществознания в 10 классе.

Тема. Сущность и организация государства.

1. Дать понятие политической системы общества. Познакомить со структурой российского государства.

2. Уметь находить отличия между унитарным и федеративным государством, разрешать проблемы.

3. Воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, гражданственность.

Оборудование: презентация на ПК, информационные листы, оценочные листы.

Класс сразу делится на группы. На перемене каждая группа получает необходимые принадлежности для работы на уроке.

I. Проверка домашнего задания . Используя составленную на предыдущем уроке таблицу (с.124.) рассказать о признаках каждого из трёх типов легитимной власти.

1 гр. Харизматическая власть.

2 гр. Традиционная власть.

3 гр. Легальная власть.

4 гр. Разрешает проблему. Какой тип власти больше всего подходит для России?

На столах у групп карточки№1 с алгоритмом ответа .

II. Изучение нового материала .

Обобщающее слово учителя .

На прошлом уроке мы начали разговор о политической системе общества.

Что такое общество? (учащиеся должны прийти к ответу – государство)

Поэтому важнейшей составной частью политической системы общества является – государство.

И сегодня мы поговорим о сущности и организации государства.

Давайте вспомним определение государства. Работаем с карточками, маркерами. На доске выстраивается схема:

Политическая организация общества

Во главе с правительством и его органами

По мере прикрепления карточек, озвучивается определение : «Государство – это политическая организация общества во главе с правительством и его органами с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка и подавление классовых противников».

Обобщение учителя.

С давних времен мыслители задумывались над сущностью и механизмами действия государства, его ролью в обществе и политической системе. Созданные ими концепции изучают во всех учебных заведениях мира. И об этом мы начинаем наш разговор. Задания для групп на карточках №2. Старосты групп не забывают руководить процессом обсуждения, работать с оценочными листами.

Задания для работы в группах, карточки №2.

1 гр. Отправляется в краткий исторический экскурс.

Два значения термина «государство».

Из истории вопроса о государстве.

(Группа работает по информационным листам.)

2 гр. Территориальная организация государства.

(Группа работает по тексту учебника с. 128 – 130).

3 гр. Федеративное государство.

(Группа работает по тексту учебника с. 130).

4 гр. Конфедерация. Определение.

Привести конкретные примеры.

( Группа работает по информационным листам).

Самостоятельная работа в группах ( мин.), звучит лёгкая, спокойная музыка.

После ответа 1 гр. Обобщение учителя.

Государства как политическая организация общества различаются не только формой правления (монархия, республика), но и формой территориального устройства. 2 гр. Представляет свой ответ. 3 группа, пожалуйста.

· Обладают ли члены федерации в одностороннем порядке выйти из союзного государства?

· Каким государством с точки зрения территориального устройства является Россия?

· В каком документе это прописано?

Работа с текстом Конституции. Учащиеся зачитывают соответствующую статью.

4 группа представляет ответ на доске в виде схемы.

Конфедерации – это государственно – правовые объединения.

1965 год – Конфедерация Ашанти на Золотом Берегу Африки.

Глава государства – верховный вождь, соправительница, совет старейшин.

1776 – 1787 гг – Конфедерация в США.

1815 – 1867 гг – Конфедерация в Германии.

СНГ – Содружество независимых государств.

1993 г – Европейский Союз – 12 стран

Общение учителя .

Европейский Союз – это совершенно новый тип конфедерации. Договор о развитии идей единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого рынка. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики, охраны окружающей среды, борьбы с преступностью. Устанавливается единое европейское гражданство.

III. Итог.

· Дайте определение политической системы общества.

· Используя схему учебника с. 131, расскажите о структуре российского общества и государства в конце XX века.

IV. Деловая игра.

Информационный лист для 1 группы.

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве. Примерно до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались такие конкретные термины как «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство».

В узком значении государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо четко разграничивать государство и общество. Французские просветители 18 века, создавшие договорную теорию создания государства, полагали, что на заре истории, люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство – для защиты своей безопасности.

В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими институтами и организациями: партиями, профсоюзами. Иными словами, государство – это центральный, но не единственный институт политической системы общества.

Информационный лист для 4 группы.

Конфедерации - это государственно – правовые объединения. Как показала история они нестабильны и быстро распадаются. В 1965 году на Золотом Берегу Африки образована Конфедерация Ашанти. Подчинив себе соседние территории, Конфедерация Ашанти стала мощным политическим союзом. Во главе государства стояли верховный вождь, его соправительница и совет старейшин.

Конфедерация была построена по иерархическому принципу, отдельные должности наследовались.

Конфедерации существовали в США (1776 – 1787 гг), Швейцарии (до 1848г), Германии (1815 – 1867), но распались. На их основе формировались либо федерации, либо унитарные государства. Знакомый пример – СНГ (Содружество Независимых Государств) – союз суверенных государств, координирующих свою деятельность только по общим вопросам. Его члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики. СНГ образовался из союзных республик бывшего СССР, которые в 20 – е годы пытались получить суверенитет, быть независимыми.

Европейский Совет, образован в 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором на базе Европейских сообществ , объединивших 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 году к ним присоединились Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Создан Европейский валютный институт, Европейский Центральный Банк, а в 1999 году появилась единая валюта – евро.

Отправляется в краткий исторический экскурс.

Два значения термина «государство».

Из истории вопроса о государстве.

Какие термины использовались для обозначения

государства до 17 века?

Какую теорию разработали французские просветители?

Как определяется государство в современной науке?

(Группа работает по информационным листам.)

Территориальная организация государства.

(Группа работает по тексту учебника с. 128 – 130).

(Группа работает по тексту учебника с. 130).

Привести конкретные примеры.

Что узнали об СНГ?

Для чего создавался союз?

Когда образовался Евросоюз?

Какие государства входят в его состав?

( Группа работает по информационным листам)

Дайте определение Харизматической власти.

Что необходимо, чтобы стать харизматическим лидером?

На чем основывается харизматическое господство?

На чем базируется харизматическая власть?

Приведите примеры харизматической власти.

Дайте определение «культа личности».

На чем держится традиционная власть?

Приведи классический пример.

На чем основывается преданность правителям?

В какие эпохи ярко проявлялся этот тип власти?

Как иначе называется легальная власть?

Чему следуют подчиненные?

Как подчиняются в демократическом государстве?

На чем здесь основана легитимность?

Как часто можно встретить типы власти в чистом виде?

Какой тип власти доминирует в политической системе США?

К какому из трех типов легитимной власти относится президентская республика в России?

Какой тип власти больше всего подходит для России?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ 1 ГРУППЫ.

Из истории местного самоуправления .

Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей – идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа. Понятие «земство» появилось в российском политическом лексиконе задолго до 1864 года. В 10 веке земля мыслилась как определённая территориально – политическая целостность. В период образования централизованного государства термин «земский» носил характер общегосударственный, а не местный. В 15 – 16 веках термин «земляне» обозначал совокупность местных жителей с присущими им местными интересами.

Земская реформа Ивана IV была призвана заменить в местном управлении назначаемых из центра чиновников представителями местного сообщества и тем самым положить конец злоупотреблениям кормленщиков. Заботой о судьбе всей России была проникнута деятельность «земских ополчений».

Реформы Петра I скорее усиливали роль государства, нежели развивали идею местного самоуправления.

Более глубокий след в области местного управления оставили реформы Екатерины II . При ней появляются земские суды и земская полиция, приказы общественного призрения, земские повинности; самоуправление получают дворянство и городские сословия. Земство отождествляется с организацией жизни «по правде и совести», когда справедливость достигается через гармонию системы сословных интересов. С тех пор земская идея постоянно присутствовала во всех российских реформах.

Новое развитие она получила после отмены крепостного права в 1861 году. В 1864 году была проведена земская реформа, в 1870 году – городская.

Закон определял структуру земских учреждений, которые состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских управ) органов, избиравшихся на трехлетний срок. Политическими проблемами органы местного самоуправления не занимались, в их задачи входили вопросы местной экономической и культурной жизни: взаимное страхование, ветеринарная служба, строительство и содержание школ, больниц, приютов, развитие местной торговли и промышленности, почта и т.д.

Деятельность земств, органов по существу демократических была полезна обществу, всем его сословиям. Земства приобрели большой авторитет и играли значительную роль в российской жизни. Они были ликвидированы советским правительством в 1918 году. И вспомнили об идеях земства только в 90 – е годы 20 столетия.

Объектом исследования проекта является Конституция России 1993 года.

Предмет исследования – Конституция РФ.

Ученический проект включает в себя: введение, одну главу, три подзаголовка, и заключение.

Во введении указывается объект и предмет исследования.

В главе есть три подзаголовки первая История Конституции России, во второй разработка проекта, в третьей Принятие Конституции 1993г.

Заключение содержит основные выводы и предложения, по заданной теме, которую я хотела раскрыть.

Конституция 1993 года принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу.

Кризис носил политический, а не правовой характер и решался он политическими и силовыми, а не правовыми методами. Старая советская Конституция способствовала развитию большого кризиса.

Ровно 20 лет назад, 4 октября 1993 года, Белый дом в Москве, где находились сторонники Верховного Совета РСФСР во главе с Русланом Хасбулатовым, был взят штурмом. В 10 часов 39 минут длился обстрел белого дома. Этот период в истории России называют черным октябрем 1993года.(смотрите приложение 1,2,3.)

Жертвами этого кровавого кризиса стали более 100 человек. (смотрите приложение 4) Нужен был срочно новый закон! Так завершился один из острейших политических кризисов в современной истории России, длившийся в общей сложности около двух недель. Период «двоевластия» закончился. Хасбулатов сдался.

В этих условиях принятие новой конституции должно явиться той основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.

Целью данного проекта является исследовать Конституцию России 1993 года, как путь к правовому государству.

1. Изучить историю создания Конституции России 1993 года.

2. Рассмотреть и доказать, что Конституция России - это путь к правовому государству.

3. Записать собранный материал на электронный носитель.

Применение Конституции РФ в решении исторически и социально значимых проблем в развитии молодежи, как активной части социума дает возможность обеспечить индивидуальный темп продвижения в истории, и среднему, и сильному учащемуся.

Актуальность:

Тема данного проекта актуальна в наше время, потому что Конституция – основной закон государства, а все граждане обязаны знать и уважать свои законы.12 декабря 2013 года наша страна отметила юбилей 20 лет со дня принятия Конституции РФ.

Был разработан план моей работы:

2. История конституции России.

3. Разработка проекта.

4. Принятие (1993).

5. Конституция России – путь к правовому государству.

8. Список использованной литературы.

I Введение

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.(смотрите приложение 5)

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека, и гражданина

История конституции России

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

II .Основная часть

1. Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.

Многие народные депутаты были не согласны с принятием новой Конституции.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование. По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева.

В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен

президентом России на всенародное голосование, и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

2. Принятие (1993)

Основная статья: Всенародное голосование по конституции России 15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»

3. Конституция России – путь к правовому государству

Правовое государство - это государство где вся деятельность подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Конституция - это система правовых норм, имеющих высшую дидактическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом с одной стороны, и с государством с другой. А также основы организации самого государства.

До 1918 года в России не было закона, который именовался бы Конституцией. 17 октября 1905 года император Николай II подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Царь даровал своим поданным политические и гражданские права. Самая первая Конституция была принята 1918г.

После распада СССР, последние Конституционные законы не могли влиять на людей правильным образом, на что многие выражали свое недовольство, это привело к «двоевластию». От этого и пострадали не только власть, но и простые люди.

В октябре начинается черная полоса в России, всем нужен срочный закон, который сможет повлиять на Россию положительно, что бы не было беспредела и наконец, закончились кровавые будни. Б. Н. Ельциным в 1993 году была принята новая Конституция - началась новая жизнь.

Конституция России 1993 года стала началом на пути к правовому государству. Если сравнить, что было в октябре 1993 года и сейчас 2013 год - это абсолютно разные государства. Если предположить, что не было принятия новой Конституции, что было бы с нами сейчас!? В России был бы полный хаос, не было бы закона единого для всех, возможно России вообще не было! Неповиновение законам Конституции Российской Федерации грозит уголовно наказуемым преступлением.

В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности. Конституция для России сегодня значит много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою наци-ональную идею. Вот уже как двадцать лет в России пусть не идеальный порядок, но все, же он есть.

III .Заключение

В конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить. Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены – они не могут оставаться прежними.

В своем проекте я доказала, что принятие конституции является той основой, которая будет способствовать установлению необходимой

стабильности в обществе. Я как человек, живущий в современном обществе могу сказать, что Конституции России это и есть путь к правовому государству.

Рекомендации: данную работу можно использовать при проведении уроков истории и обществознания, классных часов и тематических вечеров,связанные с событием принятия Конституции России 1993 года. Этопоможет
расширить и углубить правовые знания учащихся, повысить правовую культуру, стимулировать защиту своих прав.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ. Гимн РФ (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6 – ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7 ФКЗ) – Ростов на Дону: Феникс, 2012 г.

2. Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор Е. А. Лукашева. - Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 2001.

3. Конституционное право России: Учебник/Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2003.

Петякина Ирина Александровна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

«Конституция России - путь к правовому государству»

Выполнила: Дугужева Диана

ученица 11 класса

Руководитель: Петякина И.А.

Цель проекта: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства.

- исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия;

- рассмотрение особенностей конституционной модели российской правовой государственности;

- выделение проблем формирования правового государства в России;

Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе я попытаюсь в данной работе.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отечественной юридической науке содержатся определения правового государства, теоретическая значимость которых объясняется актуальностью, рассматриваемой темы. Обратим внимание на некоторые определения и выводы учёных.

По мнению А.В. Малько, «правовое государство - такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений». Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.

А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства так: «правовое государство - государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан».

В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство - государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина».

Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В этой связи можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России».

В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

Практика становления правового государства в России

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, «сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка, без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено. Речь идет прежде всего об укреплении российской государственности в самом широком смысле, включая решение запутанных проблем федерализма и национальных отношений, прекращение «войны законов», повышение профессионализма, демократизацию отношений с гражданами».

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение в области прав человека, коррупция, расцвет бюрократизма, рост преступности и т.п.

В правовом государстве власть рассматривается как сила, стоящая «на службе у права» (Ж. Бюрдо), которая нужна прежде всего для того, чтобы обеспечить действие законов и соответственно выраженных в них общественных интересов. На этих основах и решаются многие проблемы. В сегодняшней же России системы законов как реально действующей силы еще нет. Господствует, как известно, «указное право», что в конечном счете обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика.

В правовом обществе личность и государство рассматриваются как равные партнеры, у нас же сейчас, к сожалению, взаимная ответственность пока только на бумаге.

Для того чтобы вернуть доверие народа, власть должна доказать свою состоятельность (в том числе и финансовую), пойти на кардинальные перемены. Речь идет прежде всего о существенном сокращении громоздкого государственного аппарата, который слабо контролируем, и возложении на чиновников реальной ответственности за осуществление их функциональных обязанностей; о расширении сферы гласности в деятельности президентских структур и исполнительной власти; о трансформировании «суперпрезидентской» республики в нормальную президентскую республику, в которой президент возглавлял бы правительство и в случае неудачи вместе с ним бы уходил в отставку; об «оживлении» института импичмента (сейчас он является заведомо «испорченной игрушкой»); о расширении полномочий парламента; о максимальном учете опыта становления правового государства в других странах и т.п.

Для нашей ситуации актуально осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.

Прежде всего, непременным условием правового государства является достижение высокого уровня общей и, в частности, правовой культуры населения, искоренение правового нигилизма, оздоровление нравственности общества. Граждане должны стремиться к исполнению законов, принимать активное участие в управлении государством. На практике же в России наблюдается разочарование населения в государственной власти, нежелание ходить на выборы, стремление обойти закон с извлечением из этого выгоды. Причём в правовом смысле большая часть населения России фактически не образована. Нельзя, сказать, что отсутствуют юридические разделы в средствах массовой информации, но все они допускают досадные погрешности (начиная с опечаток и оговорок и заканчивая сознательным или неосознанным односторонним рассмотрении вопроса). Знание основ законодательства предусмотрено учебными планами учебных заведений, но не даёт глубоких знаний (за исключением юридических факультетов), так как слабо подкрепляется СМИ. Основная же часть населения, не вовлечённая в систему обучения и переобучения, остаётся за пределами правовой культуры. Юридическая литература выпускается, но основной массе людей она не доступна в силу разного масштаба цен и заработной платы. Газеты и журналы наполнены чем угодно, только не освещением правовых вопросов (хотя встречаются и редкие исключения).

Важным условием и предпосылкой правового государства является создание внутренне единого и непротиворечивого законодательства. В России процесс создания такого законодательства проходит очень медленно. Нередко законодательные акты на местах противоречат федеральным законам. Проводится работа по устранению этого недостатка, что является положительным фактором в движении к правовому государству.

Для формирования правового государства в РФ требуются преобразования в экономической, политической, правовой и идеологической сферах.

В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. Наблюдается спад производства, рост безработицы, неплатежей и т.д. Среднее и мелкое предпринимательство полной свободы не получило, подвержено воздействию коррумпированного чиновничества и криминальных структур.

В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т.д. Между тем общеизвестно, что демократические системы сохраняют стабильность и жизнеспособность именно в силу активного участия граждан в делах общества.

В правовой сфере сделаны определённые шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т.д. В числе новых законов следует назвать, прежде всего, Конституцию РФ, конституции республик и уставы областей, краёв, автономных округов как субъектов федерации, новые гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, законы о судах, о прокуратуре и т.д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено.

Актуальной проблемой является укрепление законности. Экономическая реформа, переход к рыночной экономике, приватизация, передел собственности, безработица и другие факторы породили невиданную ранее в стране организованную преступность, коррупцию, снижение уровня исполнительной дисциплины в государственном аппарате, новые виды экономической преступности, преступления против личности, нарушение трудовых прав граждан. Очевидно, что без существенных успехов в деле снижения уровня преступности говорить о правовом государстве не приходится.

Проблемы и перспективы становления правового государства в России

Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.

Объективные причины - это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.

Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.

Ослабленное в годы коммунистического правления православие, и ранее не отличавшееся умением работать с людьми, не смогло дойти до сердца и ума большинства россиян, часто уступая место в такого рода попытках западным проповедникам. Образовавшийся вследствие крушения старых и отсутствия новых символов веры ценностно-идеологический вакуум под воздействием кризисной или даже катастрофической социально-экономической и политической ситуации привели к резкому падению значимости социальных норм и к криминализации общества, что негативно отразилось на состоянии государственности.

На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие.

В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма. Это находит, по сути, зеркальное отражение в делах с правами человека - универсальном демократическом институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в России они подвергаются серьезным испытаниям, они звучат все ярче. Население и власть утверждаются в мысли, что права человека есть неотъемлемые возможности жизнедеятельности человека, вытекающие из его природы. Права, определяя меру свободы людей, все более осознаются как источник прогресса и удовлетворения важнейших индивидуальных потребностей и интересов в их гармоничном сочетании с общественными.

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Таким образом, можно сказать, что Россия на современном этапе не является правовым государством. Правовое государство-то, к чему должны стремиться все цивилизованные государства мира. Недостаточно просто объявить государство правовым. Необходимо соответствовать этому.

Правовое государство, которому посвящено мое исследование - это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью моей работы. Правовое государство - часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чисто декларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новой государственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, что привело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённым постулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходит искажение в нравственном сознании.

Теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить. Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены - они не могут оставаться прежними.

Самое главное — Конституции показывают, к каким целям стремится конкретное общество; какие идеи и ценности оно считает жизненно важными для своего существования и развития; какой тип отношений между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и желаемым.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6_ФКЗот 30.12.2008 №7_ФКЗ)

2. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2_х т. Т. 2. М., 2002.

4. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. Свердловск, 2003.

5. Большой юридический словарь под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских // М 2006.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 2006

7. Горбуль Ю.А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. №6.

8. Енгибарен Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права М 2006.

9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2006.

10. Комаров С.А. Общая теория государства и пава: курс лекций М 2006

11. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2007.

12. Юридический энциклопедический словарь (Румянцева О.Г., Додонов В.Н.). - М.: Инфра. - М., 2003

Калинина Светлана Юрьевна

Тема «Конституция государства – путь к правовому государству» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности. Отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе я попытаюсь в данной работе.

Цель исследования: изучить и систематизировать теоретические основы концепции правового государства, и на примере Российской Федерации отследить феномен становления правового государства.

Идея правового государства, при этом, была актуальной и волновала умы передовых людей всегда. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Однако, споры вокруг правового государства (как вокруг идеи, так и вокруг практики) ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции.

Процесс формирования ранней государственности на Руси был долгим и противоречивым. Когда, по преданию, славяне в V веке спустились с Карпат и стали осваивать просторы Приильменья и Приднепровья, они уже находились на стадии разложения первобытной родовой общины. На новых местах расселения утверждается соседская община («вервь», «мир») – основа самобытности нарождавшейся государственности и соборной духовности русского народа.

Народное собрание (вече) утверждало обязательные для всех членов племени правила, которые после их идеологической легитимации жрецами приобретали характер категорических предписаний, установленных божественным промыслом.

В эпоху самодержавного произвола такие принятые в Западной Европе понятия, как закон и право, в российской правовой мысли отсутствовали. Слово «закон» так же, как и право, заимствованное у западных славян, было синонимом слова «завет». Обозначало оно божественное или традиционное, исходящее от предков установление, с которым обязаны были считаться все, боящиеся кары за совершаемые смертные грехи.

При Иване IV окончательно утвердилась законодательная формула: «Царь указал и бояре приговорили». Разновидностями законов были уставы, жалованные грамоты, судебники и т.д. Принимались они царем по совету с Боярской думой, ставшей официальным, но не закрепленным законом государственным институтом.

Самым выдающимся правовым актом допетровской эпохи было Соборное уложение Алексея Михайловича (1649 г.). В нем были собраны воедино действующие царские указы и боярские приговоры (Боярская дума принимала решения, не утверждавшиеся царем, их правовая значимость была ниже значимости царских указов), а также соответствующие статьи судебников.

Петровские реформы были попыткой соединить самодержавно-крепостническое государственное устройство с некоторыми достижениями Западной Европы в области развития правовой системы. Для повышения качества законотворческой деятельности Петром I создается Правительствующий Сенат. Но разделения правовых актов на законы и указы еще не произошло. Царь издавал указы, указами же утверждал акты, являвшиеся по своему значению законами.

Екатерина II, имевшая обширную переписку с мыслителями эпохи Просвещения (Вольтером, Дидро и другими), первой задумалась о соотношении закона и воли государя. В 1767 г. была образована Уложенная комиссия – прообраз российского парламента.

Лишь при внуке Екатерины II Александре I идея представительных учреждений парламентского типа нашла воплощение в проекте М.М. Сперанского о создании законодательного собрания – Государственной думы – из представителей, выбранных через посредство волостных, окружных и губернских дум, но проект не осуществился.

После расширения законодательных функций Сената (1802 г.) в области разработки царских указов был создан в 1810 г. Государственный совет, главной задачей которого стало рассмотрение законодательных актов. Российские теоретики-правоведы, следуя за своими европейскими и североамериканскими коллегами, отводили закону место основного источника права, на который должны ориентироваться все остальные правовые акты, в том числе и царские указы. Естественно, что идеи представителей революционно-демократического направления искоренялись самым беспощадным образом. Царская власть жестоко расправлялась со сторонниками республики. Даже вынужденная пойти на уступки народу в условиях начавшейся революции 1905 г., она отстаивала идею самодержавной монархии.

В Манифесте от 17 октября 1905 г. устанавливалось «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Это был огромный прорыв на пути превращения России в демократическое государство.

Для Временного правительства было характерно стремление сохранить дореволюционную правовую традицию и юридическую практику.

Создавая советское государство, его основоположники полагали, что оно быстро будет отмирать. Поэтому, понимая пролетарское государство как средство подавления эксплуататорских классов, Сталин акцентировал внимание на репрессивной функции. Для этого была создана разветвленная система карательных органов, учреждена строжайшая трудовая дисциплина, установлен идеологический контроль за средствами массовой информации.

Правда, будучи не правовым, советское государство смогло реализовать социальную функцию. Успехи системы здравоохранения, образования и воспитания, культуры, политика поддержки семьи и материнства, занятости и т.д., созданные в советском государстве, были признаны во всем мире. Отмена руководящей роли КПСС привела к развалу государства и социальных гарантий.

Современное российское государство несет на себе отпечаток черт традиционной государственности: стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Появились демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, формальное следование Конституции.

Я думаю, что процесс создания правового и социального государства в России займет много времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем: укрепления государственной власти, федерализма, развития гражданского общества, соблюдения, принципов социальной справедливости.

Правовое государство – это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы. России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

Принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

Новизна его состоите том, что:

1.Принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР;

2. Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере;

3. Она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На мой взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской Конституции:

1) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл.2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Правовое государство - высокий титул, который не может быть у государства, не способного обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Вот почему современное мировое развитие показывает, что правовое государство должно быть социальным. Только такое единство свойств государства способно обеспечить все права человека - и политические и экономические, и социальные, и культурные.

2) Независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур. Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.

3) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

4) Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне.

Правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей, социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.

По моему мнению, в РФ формирование правового государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы – либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача – не допустить коррозии свободы слова. Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных.

И тогда, преодолевая различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

И хочется надеется что, слова сказанные бывшим Президентом Дмитрием Медведевым на ежегодном послании к российскому народу – «Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем – Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан» – будут реализованы на практике как можно быстрее».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: