Использование земель находящихся в государственной и муниципальной собственности без процедуры

Обновлено: 28.03.2024

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

15. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Вместе с тем собственники зданий и сооружений в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации обладают правом пользования земельным участком, расположенным под зданием и сооружением и необходимым для обслуживания. Следовательно, это не образует события административного правонарушения.

е) в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, либо размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, к ограниченным в обороте относятся в том числе земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса.

Разрешение дает право получателю на использование земли.

Земля, находящаяся в собственности государства и субъектов РФ, может быть передана гражданам и организациям. Существует порядок передачи земель: платно и бесплатно. Оплата участка находится в зависимости от получателя, а также от задач по ее использованию.

Алгоритм выдачи разрешения регулируется высшим органом, относящимся к исполнительной ветви власти, - это Правительство РФ. В частности, Правительство РФ сформировало Постановление №1244, которое раскрывает понятие разрешения, а также определяет его содержание.

Разрешение на использование земельного участка, цели его выдачи

Разрешение на использование земельного участка дает право получателю на использование земель. Документ выдается в письменной форме.

Для его получения нужно аргументировать цели использования земли. Целями использования по ст. 39.34 ЗК РФ являются:

  • возведение зданий и сооружений, хранения на участке средств для строительства;
  • осуществление геологического изучения недр;
  • инженерные работы (сроком не более 12 месяцев).

В бессрочном порядке разрешение получают коренные жители северных территорий, Дальнего Востока, Сибири при условии того, что их земли относятся к местам их традиционного проживания. В остальных ситуациях разрешение имеет ограниченный законом срок.

Функции разрешения на использование земельного участка. Прекращение действия разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Разрешение на использование земли выполняет несколько функций:

  • это пропуск на земельный участок, который находится в собственности государства.
  • это разрешение на осуществление определенных работ, прописанных в документе.

Разрешение создается на листе формата А4 на компьютере. В разрешении обязательно должны быть отражены контакты уполномоченного органа, который его выдавал. Информация о земельном участке также отражается в документе: месторасположение, объекты, которые находятся на нем.

Кроме того, в разрешении указываются работы, которые будут проводиться на участке. Документ содержит в себе санкционную часть за действия, приводящие к использованию участка земли не по его назначению, а также за нарушение сроков выдачи разрешения.

Разрешение на использование земли, которая находится на балансе государственных или муниципальных органов, прекращается с момента предоставления участка гражданину или юридическому лицу.

Комплект документов, необходимый для получения разрешения

Собрав комплект документов для получения разрешения на использование земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган. В каждом из регионов работает государственный орган, решающий вопросы, связанные с порядком предоставления земли в пользование. Передать документы можно одним из нескольких способов:

  • лично;
  • через доверителя;
  • переслать по почте.
  • переслать в электронном виде.

Заявление может быть составлено в произвольном виде или написано на бланке, который можно получить в уполномоченном органе. Кроме того, допускается электронный вид заявления. К заявлению прикладываются следующие документы:

  • паспорт гражданина, свидетельство о регистрации ИП, ЮЛ;
  • если заявление подает поверенный, его доверенность;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРП;
  • лицензия (если получение земли связано с геологическим изучением).

Заявление рассматривается в течение 25 дней. После того как уполномоченный орган примет решение, ему законом отводится 3 дня на то, чтобы поставить в известность заявителя. Возможно несколько вариантов по итогам рассмотрения заявления:

1. Получение разрешения. Разрешение дает право на использование земли в течение определенного срока. В разрешении должны указываться следующие данные:

  • указание на обязанность заявителя о выполнении требований ЗК РФ;
  • информация о возможности досрочного прекращения действия данного документа;

Правила выдачи разрешения на использование земель устанавливают, что отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным. Для этого закон устанавливает следующие обстоятельства:

  • цели использования земли не отвечают требованиям законов;
  • документы, которые приложены к заявлению, неверно оформлены;
  • участок земли уже отдан в использование;
  • предоставление неполного комплекта документов.

Разрешенный вид использования земли можно изменить. После отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на основании того, что цели использования земли не подходят под ее разрешенный вид, необходимо собрать разрешения от собственников соседних участков, составить заявление в уполномоченный орган о возможности изменить вид разрешенного землепользования.

Заявитель должен удостовериться, что документы приняты уполномоченным органом. Для этого на почте необходимо заказать уведомление о вручении документов. Результата о рассмотрении данного вопроса следует ожидать примерно 45 дней. В течение этого времени гражданин получает отказ или решение в свою пользу.

В случае положительного ответа гражданин должен оформить документы и зарегистрировать новый статус земли в управлении кадастра и картографии, работающем по месту нахождения земли.

2. Отказ в выдаче разрешения в письменной форме. Об отказе выносится постановление.

Порядок обжалования отказа в получении разрешения на использование земельного участка

Предусмотрен судебный и досудебный порядок обжалования отказа в выдачи разрешения. В досудебной процедуре отказ оспорить можно на основании того, что положения для выдачи отказа не содержатся в законодательстве РФ.

Для этого подается заявителем жалоба в орган, принявший решение. Жалоба подается несколькими способами:

  • лично;
  • отправляется по почтовому каналу;
  • через МФЦ;
  • в электронной форме.

Судебный порядок состоит в том, что заявитель обращается в орган с исковым заявлением в суд районного уровня. К иску прилагается копия отказа и иные документы, затребованные судом В зале суда необходимо доказать, что отказ является неправомерным, что законные основания для отказа отсутствуют.

Направление копии разрешения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор

Уполномоченный орган в десятидневный срок должен отослать копию документа со схемой о границах участка в орган исполнительной ветви власти, который уполномочен осуществлять государственный контроль.

Под государственным земельным надзором понимается работа уполномоченных органов исполнительной ветви власти, которая направлена на предупреждение и пресечение нарушений требований законов.

Контроль со стороны органов земельного надзора осуществляется в форме проверок ИП, компаний, граждан, а также сюда включена работа по регулярному наблюдению за субъектами земельных правоотношений в отношении соблюдения требований, которые содержатся в правовых нормах.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Предоставление участков гражданам для ИЖС описано в ст. 39.18 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка: общие положения

Обретение права на имущество разных видов регламентировано преимущественно Гражданским кодексом РФ. Распространенные основания появления права собственности на землю у частных лиц:

  • разного рода сделки;
  • универсальное правопреемство (для физических лиц – наследование, для юридических – реорганизация);
  • обращение взыскания на имущество за долги.

В числе оснований возникновения вещных прав на землю законодатель указывает «предоставление». Его особенности сводятся к следующему.

  • Предоставляться могут только земли, находящиеся в публичной (федеральной, региональной, муниципальной) собственности. Переход права на участок от одного частного владельца к другому предоставлением не является.
  • Частное лицо может инициировать предоставление земли в одностороннем порядке.

Субъект властных полномочий, действующий от имени территориальной общины или государства, при отсутствии оговоренных Земельным кодексом России оснований для отказа обязан предоставить землю просителю. Отказ или уклонение подлежит обжалованию в суд. Этим предоставление принципиально отличается от гражданско-правовых сделок, для заключения которых требуется взаимное волеизъявление сторон.

  • Предоставление – универсальный термин. Публичные земли предоставляются частным лицам в собственность, аренду, пользование. Причем, в ряде случаев – безвозмездно.
  • Земельный кодекс РФ допускает предоставление уже образованных (поставленных на учет в ГКН и ЕГРП) участков и целинных земель.

В последнем случае в ходе согласовательных процедур земельный участок, конечно, образуется. Территориальные границы, на которые распространяются правомочности землевладельца, землепользователя или арендатора должны быть четко обозначены.

Однако первичные решения о предоставлении зачастую принимаются на этапе, когда участка как такого еще нет. Недвижимостью согласно ст. 130 ГК РФ признаются только образованные и поставленные на учет в ГКН земельные участки. Целинные земли изъяты из гражданского оборота.

  • По общему правилу публичные земли предоставляются по результатам аукциона. Исключение сделано для случаев, когда у заинтересованного лица уже есть определенная связь с предоставляемым участком (например, здесь расположена принадлежащая ему недвижимость) и когда земля предоставляется для использования в целях, которые считаются в России приоритетными – ведение фермерского, личного подсобного/дачного хозяйства, огородничества и т.п.

Этапы предоставления земельного участка из публичных земель

Нужно различать две самостоятельные стадии предоставления участка вне аукциона:

  • предварительную или факультативную, необходимую в отношении целинных земель (начинается подачей прошения о предварительном согласовании);
  • основную (начинается подачей прошения о предоставлении участка).

Процедура предоставления регламентирована ст. 39.14 ЗК РФ. Она включает следующие этапы:

1. Силами и средствами заинтересованного лица готовится схема расположения участка. Это необходимо, если он не состоит на кадастровом учете в ГКН, а проект межевания территории не утвержден.

2. В компетентный орган (какой именно, зависит от формы собственности на землю) подается прошение о предварительном согласовании. Заявитель вправе, но не обязан прилагать к нему документы, которые могут быть получены компетентным органом от других госструктур и органов самоуправления.

3. Индивидуально-правовой акт о предварительном, неокончательном согласовании принимается, если (одно из двух):

  • на момент подачи прошения участок не образован и проект межевания территории, в границах которой образуется участок, не утвержден;
  • необходимо уточнение границ объекта со смежными землями п. 3 ст. 25 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

4. Если решение компетентного органа было положительным, то для образования либо уточнения границ участка силами и средствами заявителя проводятся кадастровые работы.

5. Вновь образованный объект ставиться на учет в ГКН. В отношении уже существующего участка в госкадастр вносятся сведения касательно уточненных границ.

6. Проводится регистрация права собственности на предоставляемый участок за территориальной общиной, региональным образованием или государством в ЕГРП. В отношении участков, право публичной собственности на которые между территориальной общиной и государством не разграничено, госрегистрация не нужна.

7. Обращение в компетентный орган с заявлением о предоставлении участка. По выбору заинтересованного лица заявление может иметь традиционную письменную или электронную форму. Обращаться в компетентный орган можно посредством почтовой связи или портала госуслуг. Способы подачи оцифрованных заявлений регламентированы Приказом Минэкономразвития № 7 от 14.01.15 г.

8. Установление права собственности или пользования путем заключения договора о продаже, аренде, постоянном пользовании. В случаях, когда законодатель допускает предоставление участка на разных правовых основаниях, вид прав выбирает заявитель.

Процедура предварительного согласования имеет юридического значение. Принятие соответствующего решения или даже сам факт подачи заявления (кроме случаев, когда оно рассмотрено и последовал отказ) делает невозможным предоставление участка стороннему лицу, его выставление на аукцион и т.п.

Заявление гражданина о предварительном согласовании предоставления участка

Письменное обращение физического лица включает:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер запрашиваемого участка;
  • дату, порядковый номер решения об утверждении проекта межевания территории (если был);
  • планируемая цель землевладения/землепользования;
  • кадастровый номер участка, из которого формируется испрашиваемый объект (если актуально);
  • ссылка на наличие хотя бы одного из оговоренных ст. 39.3, 39.5, 19.6, 39.10 ЗК РФ оснований предоставления участка во внеконкурсном порядке;
  • при наличии у заявителя выбора ссылка на вид запрашиваемого права;
  • если участок предоставляется взамен изъятого, ссылка на этот факт, реквизиты решения об изъятии;
  • если участок запрашивается для размещения объектов, строительство которых оговорено документами территориального планирования, ссылка на решение об утверждении проекта планировки.

К заявлению прилагаются:

  • документальные подтверждения обоснованности запроса участка из публичных земель во внеконкурсном порядке (перечень правоустанавливающих документов для каждого случая оговорен Приказом Минэкономразвития № 1 от 12.01.15 г.);
  • если предоставляемый участок не образован – схема расположения;
  • применительно к лесным угодьям – схема предоставления.

Рассмотрение заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления участка

Компетентная муниципальная или госструктура рассматривает обращения в два этапа. На протяжении первых 10 суток с даты регистрации во входящей корреспонденции разрешается вопрос о возможности рассмотрения заявления по сути.

Основания для возвращения документов заинтересованному лицу:

  • обращение в неуполномоченный орган;
  • отсутствие персональных данных заявителя (ФИО, постоянного места жительства, данные общегражданского паспорта или иного удостоверяющего документа);
  • отсутствие документов, которые положено прилагать к заявлению, в числе ключевых – бумаги, подтверждающие права на внеконкурсное получение участка, схема расположения, доверенность представителя.

Текст сопроводительного письма компетентного органа должен содержать исключительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании. Отказ не препятствует повторному обращению с аналогичным заявлением после исправления недочетов. Однако промедление может иметь негативные последствия.

Прошения о предварительном согласовании рассматриваются в порядке регистрации во входной корреспонденции. Если в органе местного самоуправления или госструктуре на рассмотрении уже находится заявление в отношении участка, границы которого совпадают с запрашиваемым хотя бы частично, чиновники приостанавливают рассмотрение заявления, поступившего позже.

Заинтересованное лицо, заявление которого поступило позже, может рассчитывать на положительное решение только в случае, если предыдущему заявителю будет отказано. Период, на который рассмотрение обращения приостанавливалось, в общий срок обработки заявления (30 дней) не включается.

Если участок, получение которого запросил заявитель, не образован и схема межевания территории отсутствует, к обращению прилагается схема расположения объекта. Для внесения сведений о местоположении объекта в ГКН нужно, чтобы схема была электронным документом.

Граждане вправе подавать бумажный вариант. Бремя преобразования обычной схемы в электронную ложиться на плечи чиновников. Взимание дополнительной платы или продление процедуры обработки заявления для оцифрования бумажной схемы недопустимо.

Решение о предварительном согласовании предоставления участка. Отказ в предварительном предоставлении участка

В индивидуально-правовом акте о предварительном согласовании указываются условный номер участка в ГКН, его площадь, адрес. По согласованию с заявителем компетентный орган вправе утвердить схему расположения, отличающуюся от начальной. Решение также содержит сведения о:

  • заявителе;
  • составе необходимых для образования объекта кадастровых работ;
  • категории вновь образуемого участка или необходимости смены его категориальной принадлежности;
  • видах разрешенного использования участка или отнесении его к определенной территориальной зоне (если объект будет подпадать под действие градостроительного регламента);
  • иных значимых обстоятельствах, оговоренных ст. 39.15 ЗК РФ.

Состав сведений, содержащихся в решении о предоставлении участка, границы которого подлежат уточнению в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»:

  • данные о заявителе;
  • кадастровый номер (поскольку речь идет об участках, состоящих на учете в ГКН, этот номер доподлинно известен);
  • площадь объекта;
  • ссылка на необходимость уточнения границ как условие его получения;
  • указание на право гражданина обратится за корректировкой границ в ГКН от имени субъекта властных полномочий без доверенности.

Решение о предварительном согласовании действительно на протяжении двух лет (п. 14 ст.39.15 ЗК РФ). За это время нужно провести кадастровые работы, образовать участок или уточнить его границы.

Сведения, внесенные в ГКН по результатам процедуры предварительного согласования, имеют временный характер: если по прошествии 2 лет они не заменены постоянными, участок считается свободным и может быть передан другому лицу, выставлен на аукцион, разделен, объединен с другими и т.д.

Правовые основания решения об отказе в предварительном предоставлении земли оговорены п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ:

  • невозможность утверждения представленной схемы расположения запрашиваемого участка из-за несоответствия проекту планировки, совпадения границ с уже существующим участком (полный перечень оснований в п.16 ст.11.10 ЗК РФ);
  • невозможность предоставления запрашиваемого участка вследствие его передачи в аренду или пользование, изъятия или резервирования для публичных нужд, а также по ряду иных причин, оговоренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Отказ должен быть обоснованным. Решение содержит полный перечень оснований для отказа. Если перечисленные в нем основания отпали или устранены, заинтересованное лицо может обратиться с аналогичным прошением повторно.

Компетентный орган не вправе мотивировать новый отказ обстоятельствами, которые существовали на момент принятия первичного отрицательного решения и не были в нем обозначены.

Это малозначимое, на первый взгляд, положение на практике оберегает граждан от произвола чиновников. Выискивать новые причины для отказа в предварительном согласовании при каждом повторном обращении они не могут.

Заявление о предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Физическому лицу, заинтересованному в получении публичных земель, нужно определиться, какого вида заявление подавать. Если участок уже поставлен на учет в ГКН либо утвержден проект межевания территории, можно сразу писать заявление о предоставлении в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.

Если границы объекта необходимо уточнить, такому обращению предшествует процедура предварительного согласования (ст. 39.15 ЗК РФ). Заявление о предоставлении включает в себя:

  • сведения о гражданине (ФИО, постоянное место жительство, реквизиты удостоверяющего личность документа, налоговый код, средства обратной связи);
  • кадастровый номер участка;
  • ссылка на обстоятельства, позволяющие получить объект вне аукциона (оговорены ст. 39.3, 39.5, 39.6, 39.10 ЗК РФ);
  • вид права (собственность, пользование, аренда), об установлении которого просит заявитель;
  • цель землепользования;
  • если предоставление участка обосновывается заменой ранее изъятого для публичных нужд, то реквизиты решения об изъятии;
  • если участок предоставляется для размещения объекта, предусмотренного документами территориального планирования, – ссылка на решение, которым она утверждена.

Если обращению о предоставлении участка предшествовала процедура предварительного согласования, никаких дополнительных бумаг прилагать не нужно, поскольку у компетентного органа они уже есть.

В противном случае к заявлению о предоставлении прилагаются бумаги, перечисленные в пп.1, 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ.

В их числе документы, подтверждающие право заявителя на получение участка вне аукциона.

Решение о предоставлении участка: процедура принятия

Компетентный орган рассматривает заявление о предоставлении в 30-дневный срок. В пределах первых 10 суток оно может быть возвращено заявителю без рассмотрения, как не соответствующее требованиям. Это не препятствует повторному обращению.

В течение последующих 20 суток заявление рассматривается по сути. По результатам рассмотрения прошения компетентный орган предпринимает одно из таких действий:

  • готовит и направляет заявителю договор (вид зависит от запрашиваемого права);
  • принимает решение о безвозмездной передаче гражданину участка в собственность или бессрочное пользование;
  • мотивированно отказывает.

Проект договора, уже подписанный компетентным органом, выдается гражданину на руки или направляется по указанному им в заявлении адресу. В течение 30 суток с момента получения заявитель обязан подписать проект и вернуть контрагенту.

Пропуск срока критичен и препятствует заключению договора в будущем. Как и каждая сделка с недвижимостью, договор подлежит госрегистрации в ЕГРП.

Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для ведения крестьянского фермерского хозяйства

Особенности процедуры предоставления участков для рассматриваемых целей описаны ст. 39.18 ЗК РФ. Прежде чем обращаться к компетентным органам в общем порядке, заинтересованным лицам следует убедиться в отсутствии у них оснований для использования льготной процедуры (актуально для отдельных категорий заявителей, обладающих правом на первоочередное/внеочередное получение участков).

Компетентный орган на протяжении 30 суток рассматривает заявления о предоставлении участков для:

  • индивидуальной жилищной застройки;
  • ведения личного подсобного хозяйства;
  • садоводства, дачного хозяйства;
  • деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

По результатам рассмотрения обращения властный субъект либо:

  • публикует извещения о предоставлении объекта;
  • отказывает в предоставлении земли на одном из оснований, оговоренных ст. 39.15, 39.16 ЗК РФ.

Извещения о предоставлении участка. Варианты развития ситуации после публикации извещения

Состав сведений, содержащихся в извещении, определен законодателем предельно ясно. Такой подход обусловлен юридическим значением уведомления и влиянием результатов его обнародования на дальнейший ход процедуры:

  • если после оглашения о предоставлении участка о своем намерении выкупить его в компетентный орган заявили другие претенденты, организуется аукцион;
  • если других желающих не выявилось, участок передается заинтересованному лицу во внеконкурсном порядке.

Публичное уведомление должно содержать сведения о:

  • целях предстоящего землепользования;
  • правах физических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств заявить в компетентный орган о намерении выкупить участок в течение 30 суток с момента публикации извещения;
  • способе подачи заявлений о выкупе и месте их приема;
  • периоде, на протяжении которого можно подать заявление о намерении;
  • местоположении предоставляемого участка, его кадастровом номере и площади;
  • в случае если участок предстоит образовать, сведения о решении, которым утвержден проект межевания территории и адресе интернет-сайта, на котором с ним можно ознакомиться;
  • приемные часы и место ознакомления со схемой расположения участка, если она представлена на бумажном носителе.

Физические лица и фермерские хозяйства, заинтересованные в приобретении прав на искомый участок, вправе заявить о намерениях его покупки или получения в пользование в течение 30 суток. Если по истечении этого срока обращений не зафиксировано, компетентный орган продолжает реализацию согласовательных мероприятий.

  • Если участок из публичных земель не образован или его границы подлежат уточнению, выносится решение о предварительном согласовании. Оно признается основанием для последующей передачи заинтересованному лицу участка вне торгов в порядке, оговоренном ст. 39.17 ЗК РФ.
  • Если названных препятствий к предоставлению участка нет, то готовится проект договора. Он подлежит обоюдному подписанию сторонами и госрегистрации в ЕГРП.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

Предоставление земельных участков государством может осуществляться по-разному. Все зависит от категорий граждан и тех целей, для которых земля нужна. О чем необходимо помнить, когда речь идёт о получении земли от государства? И каким условиям должен соответствовать получатель?

Что такое предоставление земельных участков?

Предоставлением земли от государства следует рассматривать как один из сложных процессов, во время которого государственное имущество, представленное одним из ключевых ресурсов, передается для достижения каких-то целей физическому или юридическому лицу.

предоставление земельного участка

Весь процесс передачи оформляется специальным документом — договором предоставления земельного участка, в содержании которого фиксируется, для каких целей, на каких условиях и на какой срок этот участок будет предоставлен пользователю.

В том случае, если участок предоставляется на ограниченный срок с условием возможного расторжения, в тексте договора о предоставлении такого участка обязательно указываются условия, на которых договор может быть расторгнут раньше времени, а также те условия, соблюдение которых поможет получить землю в собственность.

Процедура предоставления земли государством или администрацией регулируется целым рядом нормативных актов, ключевым из которых является Земельный Кодекс Российской Федерации. В этом нормативном акте вопросам предоставления земли различным категориям физических и юридических лиц, имеющих на это право, посвящена глава 5.1, в которой содержатся статьи, дающие подробную расшифровку того, какие требования предъявляются к претендентам, а также кто именно может рассчитывать на землю путем получения ее на безвозмездной основе в соответствии с действующим законодательством.

Какие виды предоставления земли существуют?


Глава 5.1 Земельного Кодекса выделяет 4 варианта предоставления земли от государства в лице его субъектов или муниципальных образований.

продажа земельного участка

Если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, они могут предоставляться следующими способами в пользование и владение физическим или юридическим лицам:

  • Продажа (путём проведения публичных торгов или без таковых через реализацию права преимущественного выкупа у предоставляющего землю органа власти); (договор на ее заключение также происходит через торги или без них, если речь идёт о продлении ранее заключённого договора); (с установлением платы за пользование участком или без таковой);
    Безвозмездное срочное пользование.

Однако это основные направления, по которым может осуществляться предоставление земельных участков от государства.

В том случае, если гражданин или организация, претендующая на получение земельного надела, имеет отношение к категориям, которые могут использовать право на льготное получение земли, таким категориям участок будет предоставлен на безвозмездной основе.


При этом договор, заключаемый в случае такой передачи, носит характер купли-продажи, но подразумевает под собой, что никаких выплат получатель земли не производит, так как на этапе выбора и подготовки всех необходимых документов он уже потратил достаточно большое количество денежных средств на оформление кадастровых и межевых документов на этот участок.

Исключение составляет договор безвозмездного срочного пользования, который заключается в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и носит характер ссудного договора, в котором государство выступает в качестве ссудодателя, а пользователь земельного участка становится ссудополучателем.

земельный участок молодой семье

Говоря о том, кто имеет право на бесплатное получение земельного участка от государства, следует перечислить такие категории:

Для этих категорий граждан предусмотрен особый порядок получения земли от государства, ключевым этапом в котором будет доказывание своего права на льготное получение земли.

Под какие цели и кто может получить землю?

Несмотря на то что в Земельном Кодексе не содержится подробной расшифровки тех направлений, для которых могут выделить землю из государственных фондов, сложившаяся практика предоставления земельных участков разграничила те целевые направления, на которые выделяются земли каждой категории, решившей воспользоваться этим правом.

Многодетные и молодые семьи

земельный участок для многодетных семей

Многодетные и молодые семьи могут рассчитывать на получение земли для следующих направлений:

    . В том случае, если такая семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий и ни разу не воспользовалась правом на получение жилищных льгот от государства, она может рассчитывать на получение земельного участка, на котором можно будет возвести собственный дом.
  • Организация и ведение личного подсобного хозяйства на полученной земле. Однако, если создание сельскохозяйственного производства можно будет рассматривать в качестве источника дохода для поддержания достойного уровня жизни этой семьи, то землю можно будет использовать для создания крестьянского или фермерского хозяйства (если площади, занимаемые таким хозяйством, не превысят границы выделенного участка).

Герои Труда

Герои Труда, а также кавалеры ордена Славы, Герои России и Советского Союза могут получить земельные участки для таких целей:

  • Ведение индивидуального дачного строительства (под таким строительством подразумевается возведение дома, в котором невозможно осуществить постоянную регистрацию как по месту своего постоянного жительства);
  • Организация личного подсобного или приусадебного хозяйства без возможности создания сельскохозяйственного производства.

Молодые специалисты

После изменений, внесенных в Земельный Кодекс, на бесплатное получение земли может рассчитывать еще одна категория населения — молодые специалисты, приехавшие в сельскую местность для работы после окончания высших учебных заведений.

Таким специалистам выделяются земли для индивидуального жилищного строительства в определенном районе с возможностью организации на оставшейся от возведения дома территории участка организовать свое личное подсобное хозяйство.


Срок, на который даётся такой участок, составляет пять лет.

Это означает, что в течение пяти лет лицо, получившее участок, должно начать на нем строительство. В противном случае надел будет возвращен государству.

На каких правах может предоставляться земля?

Виды предоставления земель и то, на каких правах участки распределяются между претендентами, в современном законодательстве не считается одним и тем же, так как это две разные юридические категории.

земля на праве собственности

Если виды предоставления земли могут между собой различаться, то права, на которых участки могут быть распределены между претендентами на них, всегда делятся только на два вида:

  1. Право собственности, когда надел полностью передается во владение и распоряжение лицу, подавшему прошение о наделении его землей; . Такое право подразумевает возможности использовать участок по своему усмотрению, но без передачи пользователю в собственность до исполнения последним определенных условий, установленных государством в рамках своих нормативных актов (например, молодому специалисту земля выдаётся на срок не менее пяти лет для возведения собственного дома, а после постройки и оформления его в собственность можно переоформить в собственность и участок, на котором дом стоит, на безвозмездной основе).

Из права пользования (к которому относится и аренда, и постоянное бессрочное пользование, и безвозмездное срочное) может возникнуть право собственности, если пользователь выполнил все условия, установленные государством.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: