Исполнял обязанности высшего судьи и командующего войсками

Обновлено: 17.04.2024

§ 10, 11. Феодалы и крестьяне в раннем средневековье.

Опорный конспект

Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется феодальной иерархией. На самой верхней ступени стоял король. Он исполнял обязанности высшего судьи и командующего войсками; на следующей ступени стояли герцоги и графы, ниже – бароны и виконты- вассалы графов и герцогов. Баронам подчинялись рыцари, асами рыцари являлись хозяевами воинов, носивших оружие. Правило было одно во всех странах – во время войны каждый вассал со своим оружием и боеприпасами являлся к своему правителю. Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания и ремесленными изделиями. Подобная феодальная иерархия укрепляла феодальные отношения. Феодалы сами управляли своими землями, и их мощь зависела от их умелого управления своим хозяйством, деловых и организационных способностей. Феодалы наживались за счёт крестьян, которые платили им налоги и работали в их поместье. Тех, которые занимались только военным делом, с конца X века стали называть рыцарями. Они должны были иметь феод – земельное владение. На рыцаря тоже работали крестьяне. Основное дело рыцаря – воевать, поэтому они постоянно упражнялись в военном искусстве и участвовали в учениях. Состязания рыцарей назывались турнирами. Рыцари занимались и охотой. Правила поведения рыцарей были изложены в кодексе рыцарской чести. Они должны были защищать слабых и обиженных и помогать церкви. У рыцарей существовал культ поклонения красоте женщине.

В Османской империи рыцарей называли сипахи, в Японии – самураи. Позднее с появлением огнестрельного оружия и формирования армии роль рыцаре значительно упала, и они вошли в сословие дворян.

Замок феодала был и его крепостью. Здесь хранились запасы зерна и оружия. Каждый крестьянин имел право укрыться в замке феодала в случае опасности или войны. Замки были хорошо укреплены, имели колодцы и запас продуктов.

Роль крестьян в обществе определялась согласно теории о сформировавшихся в средневековье трёх общинных группах. Общество сравнивалось с человеческим организмом: духовенство молится, думает о морально-этических нормах, поэтому они – голова. Добродетельные воины и знать - руки человека, сражающихся за интересы общества, а крестьяне сравнивались с ногами человека, которые должны всех кормить. Поэтому людей призывали жить в тесных братских связях, избегая раздоров и войн. Труд крестьян был производительнее труда рабов, поэтому крестьяне берегли свои орудия труда и были заинтересованы в его результатах. Крестьяне были вольные и зависимые. Зависимые не могли принимать решений и работать по своему усмотрению. Феодал мог их продать или обменять, но лишить жизни по закону не мог. Рабы попадали в зависимые крестьяне и их называли сервами, в Англии – вилланами. Крестьяне несли повинности: они не служили в армии, а обеспечивали её продуктами, отрабатывали барщину и платили налог продуктами – оброк. Жизнь крестьян была очень тяжёлой. Они жили в домах, не имеющих дымоходов, в одном помещении спали и питались. Пища была самая простая. Одежду шили из домотканых тканей, а обувь – из кожи, коры деревьев и растений. Иногда из-за тяжёлой жизни крестьяне поднимались на борьбу, убивали и разоряли феодалов, выдвигали требования, но восстания крестьян всегда терпели поражение. Восстания крестьян вынуждали феодалов уменьшать размеры взимаемых налогов.


Контрольный блок

Творческие задания

1. Написать исторический очерк о жизни крестьян в средневековье, привлекая дополнительную литературу.

2. Нарисовать иллюстрации из жизни крестьян и феодалов и составить по ним рассказы.

3. Составить кроссворд по теме «Феодалы и крестьяне в средние века»

Закончить мысль

1. Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется ….

2. Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были обеспечивать своих феодалов ….

3. Феодалы сами управляли своими землями и их мощь зависела от ….

4. Основное дело рыцаря – воевать, поэтому они постоянно упражнялись в ….

5. Роль крестьян в обществе определялась согласно теории о сформировавшихся в средневековье трёх общинных группах. Общество сравнивалось с …., а крестьяне с ….

Решить тест

1. Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется

А) феодальной войной В) феодальной иерархией С) феодальным графством Д) феодальной междоусобицей Е) феодальным делом

2. На самой верхней ступени феодальной иерархии стоял

А) король В) граф С) герцог Д) виконт Е) рыцарь

3. Не входили в феодальную иерархию

А) крестьяне В) рыцари С) виконты Д) бароны Е) графы

4. Тех, которые занимались только военным делом, с конца X века стали называть

А) феодалами В) графами С) рыцарями Д) воинами Е) баронами

5. Правила поведения рыцарей были изложены

А) в законах В) в кодексе чести С) в приказах короля Д) в правилах поведения Е) в нормах права

6. Крепостью и защитой для крестьян в случае войны был

А) дом крестьянина В) лес С) замок феодала Д) замок короля Е) дом рыцаря

7. Крестьяне были вольные и зависимые. Зависимые не могли

А) уйти от своего господина В) работать, где хотят С) принимать решения Д) сеять в поле, что желают Е) всё перечисленное

8. Отработки крестьян назывались

А) оброк В) барщина С) наём на работу Д) отработка в поле Е) отработка в замке

9. Уплата налогов крестьянами в средние века называлась

А) оброк В) барщина С) наём на работу Д) отработка в поле Е) отработка в замке

10. Иногда из-за тяжёлой жизни крестьяне поднимались на

А)борьбу В) убивали и разоряли феодалов С) выдвигали требования Д) поднимали восстания Е) всё перечисленное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть церковь и священнослужители. Крестовые походы.

Образовательные: Сформировать понятие у учащихся о месте и роли христианской религии в средневековом европейском обществе. Изучить крестовые походы: причины, цели и последствия.

Развивающие: Способствовать развитию у учащихся кругозора, познавательной деятельности.

Воспитательные: : воспитывать уважительное отношение к истории других народов.

Просмотр содержимого документа
«Церковь и священнослужители. Крестовые походы.»

№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________

Тема урока: Феодалы и крестьяне в раннем средневековье.

Рассмотреть феодалов и крестьян в средние века.

Образовательные: Раскрыть содержание «феодальной иерархии»; формирование понятий о быте и жизни феодалов; о социально-экономическом положении крестьян в средние века.

Развивающие: Развить умение пользоваться политической картой мира и пользоваться ею в описании исторических событий.

Воспитательные: воспитать уважительное отношение к истории других народов.

Учебник по истории «Средние века», карта.

Новые понятия, термины:

Феод, феодал, вассал, поместье.

Ход урока

1. Организационный момент.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку - формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся хода урока.

2. Основная часть: Проверка д/з.

1. .Основные признаки феодального строя.

2. Натуральное хозяйство.

3. Феодальная раздробленность.

3. Объяснение новой темы. План.

1. феодальная иерархия.

2. Феодальные быт и традиции.

3. Положение крестьян в средние века.

1. Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется феодальной иерархией. На самой верхней ступени стоял король. Он исполнял обязанности высшего судьи и командующего войсками; на следующей ступени стояли герцоги и графы, ниже – бароны и виконты- вассалы графов и герцогов. Баронам подчинялись рыцари, асами рыцари являлись хозяевами воинов, носивших оружие. Правило было одно во всех странах – во время войны каждый вассал со своим оружием и боеприпасами являлся к своему правителю. Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания и ремесленными изделиями. Подобная феодальная иерархия укрепляла феодальные отношения.

2. Феодалы сами управляли своими землями, и их мощь зависела от их умелого управления своим хозяйством, деловых и организационных способностей. Феодалы наживались за счёт крестьян, которые платили им налоги и работали в их поместье. Тех, которые занимались только военным делом, с конца X века стали называть рыцарями. Они должны были иметь феод – земельное владение. На рыцаря тоже работали крестьяне. Основное дело рыцаря – воевать, поэтому они постоянно упражнялись в военном искусстве и участвовали в учениях. Состязания рыцарей назывались турнирами. Рыцари занимались и охотой. Правила поведения рыцарей были изложены в кодексе рыцарской чести. Они должны были защищать слабых и обиженных и помогать церкви. У рыцарей существовал культ поклонения красоте женщине.

Замок феодала был и его крепостью. Здесь хранились запасы зерна и оружия. Каждый крестьянин имел право укрыться в замке феодала в случае опасности или войны. Замки были хорошо укреплены, имели колодцы и запас продуктов.

3. Роль крестьян в обществе определялась согласно теории о сформировавшихся в средневековье трёх общинных группах. Общество сравнивалось с человеческим организмом: духовенство молится, думает о морально-этических нормах, поэтому они – голова. Добродетельные воины и знать - руки человека, сражающихся за интересы общества, а крестьяне сравнивались с ногами человека, которые должны всех кормить. Поэтому людей призывали жить в тесных братских связях, избегая раздоров и войн. Труд крестьян был производительнее труда рабов, поэтому крестьяне берегли свои орудия труда и были заинтересованы в его результатах. Крестьяне были вольные и зависимые. Зависимые не могли принимать решений и работать по своему усмотрению. Феодал мог их продать или обменять, но лишить жизни по закону не мог. Рабы попадали в зависимые крестьяне и их называли сервами, в Англии – вилланами. Крестьяне несли повинности: они не служили в армии, а обеспечивали её продуктами, отрабатывали барщину и платили налог продуктами – оброк.

4. Жизнь крестьян была очень тяжёлой. Они жили в домах, не имеющих дымоходов, в одном помещении спали и питались. Пища была самая простая. Одежду шили из домотканых тканей, а обувь – из кожи, коры деревьев и растений. Иногда из-за тяжёлой жизни крестьяне поднимались на борьбу, убивали и разоряли феодалов, выдвигали требования, но восстания крестьян всегда терпели поражение. Восстания крестьян вынуждали феодалов уменьшать размеры взимаемых налогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть церковь и священнослужители. Крестовые походы.

Образовательные: Сформировать понятие у учащихся о месте и роли христианской религии в средневековом европейском обществе. Изучить крестовые походы: причины, цели и последствия.

Развивающие: Способствовать развитию у учащихся кругозора, познавательной деятельности.

Воспитательные: : воспитывать уважительное отношение к истории других народов.

Просмотр содержимого документа
«Церковь и священнослужители. Крестовые походы.»

№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________

Тема урока: Феодалы и крестьяне в раннем средневековье.

Рассмотреть феодалов и крестьян в средние века.

Образовательные: Раскрыть содержание «феодальной иерархии»; формирование понятий о быте и жизни феодалов; о социально-экономическом положении крестьян в средние века.

Развивающие: Развить умение пользоваться политической картой мира и пользоваться ею в описании исторических событий.

Воспитательные: воспитать уважительное отношение к истории других народов.

Учебник по истории «Средние века», карта.

Новые понятия, термины:

Феод, феодал, вассал, поместье.

Ход урока

1. Организационный момент.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку - формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся хода урока.

2. Основная часть: Проверка д/з.

1. .Основные признаки феодального строя.

2. Натуральное хозяйство.

3. Феодальная раздробленность.

3. Объяснение новой темы. План.

1. феодальная иерархия.

2. Феодальные быт и традиции.

3. Положение крестьян в средние века.

1. Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется феодальной иерархией. На самой верхней ступени стоял король. Он исполнял обязанности высшего судьи и командующего войсками; на следующей ступени стояли герцоги и графы, ниже – бароны и виконты- вассалы графов и герцогов. Баронам подчинялись рыцари, асами рыцари являлись хозяевами воинов, носивших оружие. Правило было одно во всех странах – во время войны каждый вассал со своим оружием и боеприпасами являлся к своему правителю. Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания и ремесленными изделиями. Подобная феодальная иерархия укрепляла феодальные отношения.

2. Феодалы сами управляли своими землями, и их мощь зависела от их умелого управления своим хозяйством, деловых и организационных способностей. Феодалы наживались за счёт крестьян, которые платили им налоги и работали в их поместье. Тех, которые занимались только военным делом, с конца X века стали называть рыцарями. Они должны были иметь феод – земельное владение. На рыцаря тоже работали крестьяне. Основное дело рыцаря – воевать, поэтому они постоянно упражнялись в военном искусстве и участвовали в учениях. Состязания рыцарей назывались турнирами. Рыцари занимались и охотой. Правила поведения рыцарей были изложены в кодексе рыцарской чести. Они должны были защищать слабых и обиженных и помогать церкви. У рыцарей существовал культ поклонения красоте женщине.

Замок феодала был и его крепостью. Здесь хранились запасы зерна и оружия. Каждый крестьянин имел право укрыться в замке феодала в случае опасности или войны. Замки были хорошо укреплены, имели колодцы и запас продуктов.

3. Роль крестьян в обществе определялась согласно теории о сформировавшихся в средневековье трёх общинных группах. Общество сравнивалось с человеческим организмом: духовенство молится, думает о морально-этических нормах, поэтому они – голова. Добродетельные воины и знать - руки человека, сражающихся за интересы общества, а крестьяне сравнивались с ногами человека, которые должны всех кормить. Поэтому людей призывали жить в тесных братских связях, избегая раздоров и войн. Труд крестьян был производительнее труда рабов, поэтому крестьяне берегли свои орудия труда и были заинтересованы в его результатах. Крестьяне были вольные и зависимые. Зависимые не могли принимать решений и работать по своему усмотрению. Феодал мог их продать или обменять, но лишить жизни по закону не мог. Рабы попадали в зависимые крестьяне и их называли сервами, в Англии – вилланами. Крестьяне несли повинности: они не служили в армии, а обеспечивали её продуктами, отрабатывали барщину и платили налог продуктами – оброк.

4. Жизнь крестьян была очень тяжёлой. Они жили в домах, не имеющих дымоходов, в одном помещении спали и питались. Пища была самая простая. Одежду шили из домотканых тканей, а обувь – из кожи, коры деревьев и растений. Иногда из-за тяжёлой жизни крестьяне поднимались на борьбу, убивали и разоряли феодалов, выдвигали требования, но восстания крестьян всегда терпели поражение. Восстания крестьян вынуждали феодалов уменьшать размеры взимаемых налогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотреть церковь и священнослужители. Крестовые походы.

Образовательные: Сформировать понятие у учащихся о месте и роли христианской религии в средневековом европейском обществе. Изучить крестовые походы: причины, цели и последствия.

Развивающие: Способствовать развитию у учащихся кругозора, познавательной деятельности.

Воспитательные: : воспитывать уважительное отношение к истории других народов.

Просмотр содержимого документа
«Церковь и священнослужители. Крестовые походы.»

№ урока_____________________ Дата проведения урока:__________________

Тема урока: Феодалы и крестьяне в раннем средневековье.

Рассмотреть феодалов и крестьян в средние века.

Образовательные: Раскрыть содержание «феодальной иерархии»; формирование понятий о быте и жизни феодалов; о социально-экономическом положении крестьян в средние века.

Развивающие: Развить умение пользоваться политической картой мира и пользоваться ею в описании исторических событий.

Воспитательные: воспитать уважительное отношение к истории других народов.

Учебник по истории «Средние века», карта.

Новые понятия, термины:

Феод, феодал, вассал, поместье.

Ход урока

1. Организационный момент.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку - формирование компетентности , настроить учащихся на урок, объяснение учащимся хода урока.

2. Основная часть: Проверка д/з.

1. .Основные признаки феодального строя.

2. Натуральное хозяйство.

3. Феодальная раздробленность.

3. Объяснение новой темы. План.

1. феодальная иерархия.

2. Феодальные быт и традиции.

3. Положение крестьян в средние века.

1. Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется феодальной иерархией. На самой верхней ступени стоял король. Он исполнял обязанности высшего судьи и командующего войсками; на следующей ступени стояли герцоги и графы, ниже – бароны и виконты- вассалы графов и герцогов. Баронам подчинялись рыцари, асами рыцари являлись хозяевами воинов, носивших оружие. Правило было одно во всех странах – во время войны каждый вассал со своим оружием и боеприпасами являлся к своему правителю. Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания и ремесленными изделиями. Подобная феодальная иерархия укрепляла феодальные отношения.

2. Феодалы сами управляли своими землями, и их мощь зависела от их умелого управления своим хозяйством, деловых и организационных способностей. Феодалы наживались за счёт крестьян, которые платили им налоги и работали в их поместье. Тех, которые занимались только военным делом, с конца X века стали называть рыцарями. Они должны были иметь феод – земельное владение. На рыцаря тоже работали крестьяне. Основное дело рыцаря – воевать, поэтому они постоянно упражнялись в военном искусстве и участвовали в учениях. Состязания рыцарей назывались турнирами. Рыцари занимались и охотой. Правила поведения рыцарей были изложены в кодексе рыцарской чести. Они должны были защищать слабых и обиженных и помогать церкви. У рыцарей существовал культ поклонения красоте женщине.

Замок феодала был и его крепостью. Здесь хранились запасы зерна и оружия. Каждый крестьянин имел право укрыться в замке феодала в случае опасности или войны. Замки были хорошо укреплены, имели колодцы и запас продуктов.

3. Роль крестьян в обществе определялась согласно теории о сформировавшихся в средневековье трёх общинных группах. Общество сравнивалось с человеческим организмом: духовенство молится, думает о морально-этических нормах, поэтому они – голова. Добродетельные воины и знать - руки человека, сражающихся за интересы общества, а крестьяне сравнивались с ногами человека, которые должны всех кормить. Поэтому людей призывали жить в тесных братских связях, избегая раздоров и войн. Труд крестьян был производительнее труда рабов, поэтому крестьяне берегли свои орудия труда и были заинтересованы в его результатах. Крестьяне были вольные и зависимые. Зависимые не могли принимать решений и работать по своему усмотрению. Феодал мог их продать или обменять, но лишить жизни по закону не мог. Рабы попадали в зависимые крестьяне и их называли сервами, в Англии – вилланами. Крестьяне несли повинности: они не служили в армии, а обеспечивали её продуктами, отрабатывали барщину и платили налог продуктами – оброк.

4. Жизнь крестьян была очень тяжёлой. Они жили в домах, не имеющих дымоходов, в одном помещении спали и питались. Пища была самая простая. Одежду шили из домотканых тканей, а обувь – из кожи, коры деревьев и растений. Иногда из-за тяжёлой жизни крестьяне поднимались на борьбу, убивали и разоряли феодалов, выдвигали требования, но восстания крестьян всегда терпели поражение. Восстания крестьян вынуждали феодалов уменьшать размеры взимаемых налогов.

Почему в середние века крестьяне зависели от феодалов.


Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях.

Всё это в истории называетсяфеодальной иерархией.

На самой верхней ступени стоял король.

Он исполнял обязанности высшего судьи и командующего войсками ; на следующей ступени стояли герцоги и графы, ниже – бароны и виконты - вассалы графов и герцогов.

Баронам подчинялись рыцари, асами рыцари являлись хозяевами воинов, носивших оружие.

Правило было одно во всех странах – во время войны каждый вассал со своим оружием и боеприпасами являлся к своему правителю.

Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были обеспечивать своих феодалов продуктами питания и ремесленными изделиями.

Подобная феодальная иерархия укрепляла феодальные отношения.

Феодалы сами управляли своими землями, и их мощь зависела от их умелого управления своим хозяйством, деловых и организационных способностей.

Феодалы наживались за счёт крестьян, которые платили им налоги и работали в их поместье.

Тех, которые занимались только военным делом, с концаXвека стали называть рыцарями.


1) Чем были вызваны Крестовые походы?

1) Чем были вызваны Крестовые походы?

На что рассчитывали при этом церковь, феодалы, купцы, крестьяне?

2) почему крестьянам не удалось добраться до Иерусалима, а феодалы достигли цели?

3) как вели себя крестоносцы на захваченных землях?


Почему крестьянам приходилось бороться с феодалами за свои права?

Почему крестьянам приходилось бороться с феодалами за свои права?


Почему крестьянам не удалось добраться до иерусалима, а феодалы достигли своей цели?

Почему крестьянам не удалось добраться до иерусалима, а феодалы достигли своей цели?


Почему крестьянам приходилось бороться с феодалами за свои права?

Почему крестьянам приходилось бороться с феодалами за свои права?


1. Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу Феодалов?

1. Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу Феодалов?

Какие виды крестьянкой зависимости в Средние века вы знаете?

2. В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА КАК СДЕЛАТЬ ЛАБИРИНТ И ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ!


Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу феодалов?

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу феодалов.


Как относились к труду крестьяне и феодалы?

Как относились к труду крестьяне и феодалы?

Как рыцари отзывались о крестьянах?


Почему крестьянам не удалось добраться до Иерусалима, а феодалы достигли цели?

Почему крестьянам не удалось добраться до Иерусалима, а феодалы достигли цели?


Какие функции выполняли феодалы по отношеню к крестьянам?

Какие функции выполняли феодалы по отношеню к крестьянам.


Кроссворд на тему феодалы в раннем средневековье и крестьяне в средние века?

Кроссворд на тему феодалы в раннем средневековье и крестьяне в средние века.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: