Исполнительный сбор судебных приставов налоговый учет

Обновлено: 18.04.2024

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Правила взыскания по исполнительным документам.

Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).

Согласно его положениям в учреждение, выплачивающее сотруднику-должнику заработную плату, стипендию или иные выплаты, исполнительный документ может поступить:

1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) в случае:

взыскания периодических платежей;

взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ);

2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ) в случае:

взыскания периодических платежей;

взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;

отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций):

постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;

копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);

копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);

памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

Алгоритм действий при поступлении исполнительного листа.

При поступлении исполнительного листа учреждению, производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо выполнить следующее:

1) зарегистрировать в специальном журнале поступившие документы: постановление и копию исполнительного документа (п. I Памятки). Форму журнала учреждению придется разработать самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет. За образец можно взять старую форму (несмотря на то, что она уже не действует, содержащиеся в ней реквизиты до сих пор актуальны);

3) ознакомить работника-должника с исполнительным листом под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0);

4) передать исполнительные документы бухгалтеру под подпись для осуществления расчета удержаний из заработной платы и иных доходов работника-должника (п. I Памятки);

5) обеспечить хранение исполнительных документов как документов строгой отчетности (в сейфах) (п. I Памятки).

Расчет удержаний по исполнительным листам.

При расчете удержаний по исполнительным листам необходимо учитывать:

1) перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание;

2) ограничения по размерам удержаний;

3) очередность удовлетворения требований взыскателя.

Перечень доходов должника, с которых не производятся удержания.

Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца;

денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

компенсационные выплаты за бюджетный счет гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);

денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в частности, в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с рождением ребенка, смертью родных, регистрацией брака);

пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также выплачиваемой в виде гуманитарной помощи;

суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

прочие виды доходов, которые включены в закрытый перечень, приведенный в ст. 101 Закона № 229-ФЗ.

При удержании алиментов на несовершеннолетних детей также надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Ограничения по размерам удержаний.

Они установлены ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ.

По общему правилу в целях погашения задолженности по исполнительным листам из заработной платы и иных доходов должника не может быть удержано более 50 %. Исключением являются случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца и возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 %.

Стоит учитывать, что размер удержаний исчисляется из суммы доходов, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Очередность при удержании средств.

Если на одного работника поступило несколько исполнительных листов, удержание средств осуществляется в соответствии с установленной ст. 111 Закона № 229-ФЗ очередностью удовлетворения требований взыскателя:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь – требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь – все остальные требования.

Стоит отметить, что требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения долга предыдущей очереди в полном объеме. В рамках одной очереди (при наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (п. 2, 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Рассмотрим порядок расчета удержаний на примере.

В июне 2018 года в казенное учреждение поступили два исполнительных документа на одного работника:

первое – о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25 % зарплаты;

второе – о взыскании налоговых платежей. Задолженность по налогу на имущество составляет 10 000 руб.

В июне работнику начислены следующие выплаты:

пособие по временной нетрудоспособности – 4 000 руб.;

материальная помощь в связи с рождением ребенка – 7 000 руб.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составила 2 106 руб.

При взыскании средств по исполнительным документам в доход не включается величина материальной помощи. Кроме того, расчет выполняется исходя из суммы доходов, оставшейся после удержания НДФЛ. Таким образом, сумма доходов, из которых производится удержание по исполнительным документам, составит 16 894 руб. (15 000 + 4 000 - 2 106).

Максимально возможная сумма удержаний по исполнительным листам равна 8 447 руб. (16 894 руб. x 50 %).

Сумма удержаний по первому исполнительному листу равна 4 223,5 руб. (16 894 руб. x 25 %).

По второму исполнительному листу можно удержать не более 4 223,5 руб. (8 447 - 4 223,5).

Оставшаяся часть задолженности по налоговым платежам в размере 5 776,5 руб. (10 000 - 4 223,5) будет удержана в следующих месяцах после удержания алиментов.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Стоит отметить, что в силу пп. 3 и 16 п. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов. В связи с этим при расчете суммы взысканий бухгалтеры должны быть предельно внимательны.

Сроки осуществления удержаний и порядок их отражения в учете.

Согласно п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ организации, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В трехдневный срок со дня осуществления выплат в пользу должника они обязаны переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Взысканные по исполнительному листу суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его счет в банке. Информация о реквизитах, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, должна содержаться в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника (пп. 9 п. II Памятки).

Фактический адрес взыскателя является обязательным реквизитом исполнительного документа (ст. 13 Закона № 229-ФЗ). Получается, что если исполнительные документы не содержат ни адрес взыскателя, ни банковские реквизиты взыскателя, то учреждение, осуществляющее выплаты в пользу работника-должника, не обязано перечислять исчисленные суммы удержаний. Вместе с тем в пп. 9 п. II Памятки рекомендуется в случае, когда адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, перечислять алименты на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП.

В соответствии с п. 273 Инструкции № 157н для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей для безналичного перечисления по исполнительным листам и другим документам применяется счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Согласно п. 108 Инструкции № 162н в бюджетном учете казенного учреждения данный счет отражается в корреспонденции:

с дебетом счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» – при начислении удержаний по исполнительным листам;

с кредитом счетов 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 1 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» – при перечислении удержанных сумм.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по начислению и перечислению удержаний по исполнительным листам на примере.

На основании исполнительного листа казенное учреждение ежемесячно удерживает из заработной платы сотрудника алименты в размере 25 % от его заработной платы, которая составляет 20 000 руб. Алименты отправляются получателю почтовым переводом через кассира. Почтовый сбор составляет 1 % от суммы алиментов.

В бюджетном учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый учет исполнительского сбора судебных приставов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Налоговый учет исполнительского сбора судебных приставов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 16.09.2015 N 304-КГ15-10606 по делу N А70-9621/2014
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству.
Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов не установлено. Судами установлено, что оспариваемым постановлением с общества в соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскан исполнительский сбор, исчисленный судебным приставом исходя из размера задолженности, определенной без учета налога на доходы физического лица (взыскателя), удержанного и уплаченного обществом в бюджет в связи с выплатой последнему действительной стоимости доли в уставном капитале общества.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2011 год: Статья 47 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя" НК РФ
(ООО "Юридическая компания "Налоговая помощь") Признание арбитражным судом недействительным исполнительного документа (постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика) влечет признание незаконными вынесенных судебным приставом-исполнителем на основании данного документа постановления о запрете на снятие с учета автотранспортных средств, требования об уплате налога и постановления о взыскании исполнительского сбора.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налоговый учет исполнительского сбора судебных приставов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Организация-правопреемник уплатила за правопредшественника (присоединяемую организацию) исполнительский сбор, постановление о его взыскании вынесено судебным приставом-исполнителем до реорганизации юрлица. Вправе ли организация-правопреемник учесть исполнительский сбор в размере 7% при исчислении налога на прибыль?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2021) Вопрос: Организация-правопреемник уплатила за правопредшественника (присоединяемую организацию) исполнительский сбор, постановление о его взыскании вынесено судебным приставом-исполнителем до реорганизации юрлица. Вправе ли организация-правопреемник учесть исполнительский сбор в размере 7% при исчислении налога на прибыль?

Нормативные акты: Налоговый учет исполнительского сбора судебных приставов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
УМНС РФ по г. Москве от 05.07.2000 N 03-12/29454
Вопрос: Каков порядок налогообложения прибыли, полученной от реализации недвижимого имущества через торги, при участии судебных приставов - исполнителей?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
УМНС РФ по г. Москве от 01.06.2000 N 03-12/21296
"О налоге на прибыль" В соответствии со ст. 81 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебные приставы - исполнители взыскивают исполнительский сбор в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы иска.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа.
Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.
При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.
В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).
Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).
Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям - мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.
Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.
После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.
Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание - банковская выписка);
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- погашена сумма присужденных судебных расходов;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взыскан исполнительный сбор (основание - банковская выписка);
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.
Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

19 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):
- денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,
- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,
- расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),
- расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и
- другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 2 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ часть 3 статьи 112 изложена в новой редакции

3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 3.1 изменена с 17 марта 2019 г. - Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.

4. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

5. Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в пункт 3 части 5 статьи 112 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 октября 2019 г. - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

4) по судебным актам по обеспечительным мерам, мерам предварительной защиты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г.

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 6, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 7

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

Информация об изменениях:

Часть 5 статьи 112 дополнена пунктом 8 с 17 марта 2019 г. - Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

8) по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа).

Информация об изменениях:

Часть 5.1 изменена с 17 марта 2019 г. - Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

5.1. Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в отношении должника-гражданина, проходящего реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в рамках исполнительных производств о взыскании реструктурируемого ипотечного жилищного кредита (займа), а также в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 4, 5, 10 - 12 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

ГАРАНТ:

Определением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2015 г. N 654-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод заявителя положениями части 7 статьи 112 настоящего Федерального закона как не предусматривающими возможности снижения исполнительского сбора более чем на одну четверть, поскольку cогласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя, при этом размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности

См. также разъяснения названных актов, данные в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1-П

7. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

10. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

Информация об изменениях:

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 настоящей статьи.

11. Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа. Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.

При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.

В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).

Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).

Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям - мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.

Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.

Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.

После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.

Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:

Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание - банковская выписка);

Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- погашена сумма присужденных судебных расходов;

Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взыскан исполнительный сбор (основание - банковская выписка);

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.

Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

19 августа 2019 г.

*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):

денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,

расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,

расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),

расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и

другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: