Исполнение судебных актов суда общей юрисдикции представляет собой стадию процесса

Обновлено: 26.04.2024

Статья 47. Окончание исполнительного производства

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 47

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта;

10) подачи взыскателем заявления об окончании исполнительного производства.

(п. 10 введен Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

1.1. Постановление Федеральной службы судебных приставов об окончании исполнительного производства принимается на основании наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате должником задолженности в полном объеме.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2. В исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, по которому окончено исполнительное производство, хранится в электронном виде.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу, поступившему в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, основание невозможности взыскания по исполнительному документу, предусмотренное частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, и взысканная сумма, если имело место частичное исполнение требований исполнительного документа, указываются в постановлении об окончании исполнительного производства.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 196-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Если Ваше дело рассмотрено судом общей юрисдикции, решение суда вступит в законную силу через 10 дней с момента его вынесения, если арбитражным судом - через месяц. В случае подачи ответчиком жалобы на решение суда, решение вступит в силу после рассмотрения жалобы-конечно, в том случае, если оно не будет отменено и дело не будет направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Федеральная служба судебных приставов России является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации и осуществляет функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

После вступления решения суда в законную силу, истцу выдается исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Если в судебном заседании Вы заявите ходатайство о направлении исполнительного листа для принудительного исполнения, суд самостоятельно направит его в соответствующий отдел судебных приставов. Во всех других случаях исполнительный лист будет выдан Вам на руки или направлен в Ваш адрес заказным письмом. Если решение подлежит немедленному исполнению, исполнительный лист выдается немедленно, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст.36 закона "Об исполнительном производстве" устанавливается двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Данный срок является традиционным для законодательства, посвященного исполнительному производству.

Постановление судебного пристава-исполнителя об исполнении отдельных исполнительных действий должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.

Законодатель отдельно оговаривает относительно начала исполнения требований исполнительных документов о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.

Исполнительные действия в данном случае должны быть начаты не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Статья 211 ГПК РФ устанавливает, что немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума. Таким образом, немедленное исполнение в рамках исполнительного производства означает совершение исполнительных действий незамедлительно, без предоставления должнику времени для добровольного исполнения.

Несмотря на то, что закон установил двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, он не устанавливает санкции за пропуск указанного срока. Кроме того, истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

Согласно ГПК РФ, если решение суда вступило в законную силу, у ответчика возникает обязанность его исполнить. Вы, конечно, можете терпеливо ждать, когда должник возместит причиненный ущерб, но тогда Вы немного рискуете: законодательно установлен трехлетний срок предъявления исполнительного документа на принудительное исполнение. Пропуск срока в соответствии со ст.31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.

Правильнее пойти по другому пути - обратиться за помощью в службу судебных приставов

Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Судебный пристав-исполнитель в данной стадии судебного процесса выступает от имени государства, поскольку именно оно взяло на себя обязанность осуществления правосудия, и не заинтересован в исполнении в пользу какой-либо из сторон исполнительного производства, а исполняет свои обязанности в силу предписания закона. Он обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Если должнику или взыскателю известны основания для отвода судебного пристава-исполнителя, они могут его заявить подачей заявления на имя старшего судебного пристава подразделения судебных приставов до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий. Отвод должен иметь серьезные основания и не может быть заявлен только потому, что, по Вашему мнению, судебный пристав-исполнитель не имеет достаточной квалификации или просто не симпатичен Вам. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом. Отказ в удовлетворении отвода может быть обжалован в суде в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель обязан предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. И конечно, самое главное, он принимает все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Для этого ему предоставлены большие права.

Если перечислить эти права кратко, то можно сказать, что пристав вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить проверки бухгалтерий; накладывать арест на имущество должника и вклады в банках; ограничивать выезд должника из РФ.

Наделение судебного пристава-исполнителя такими правами направлено на исполнение решения указанного в исполнительном документе.

Взыскатель может и должен требовать от судебного пристава-исполнителя пользования этими правами. Кроме того, взыскатель может участвовать в совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и даже оплатить расходы по их совершению, которые впоследствии будут взысканы с должника и возвращены взыскателю.

Должник имеет право знать о месте и времени совершения исполнительных действий и участвовать в них, но бремя всех неблагоприятных последствий, вызванных его уклонением от участия, ложится на него. Это означает следующее. К примеру, должник решил уйти из квартиры или не открывать дверь в день производства ареста имущества. Судебный пристав-исполнитель вправе вскрыть дверь, войти без согласия должника в его жилище и произвести опись принадлежащего ему имущества.

В процессе исполнительных действий и взыскатель и должник могут давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Если в результате проверки имущественного состояния должника будет установлено, что последний не имеет денежных средств и иного имущества для удовлетворения Ваших требований, судебным приставом-исполнителем составляется акт о невозможности взыскания и исполнительный документ возвращается взыскателю без исполнения. Однако не стоит отчаиваться: исполнительный документ может быть предъявлен на принудительное исполнение вновь в пределах трехлетнего срока (срок предъявления прерывается как предъявлением исполнительного документа на исполнение, так и частичным исполнением). Возможно, имущественное положение должника изменится и это обстоятельство повлечет исполнение предъявленного Вами исполнительного документа.

В процессе исполнения может также возникнуть необходимость розыска должника или его имущества. Для осуществления этой функции в Управлении ФССП России по Псковской области существует межрайонный отдел судебных приставов по розыску должников, имущества и взаимодействию с правоохранительными органами.

Согласно новому закону "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тысячи рублей, может быть направлен самим взыскателем в организацию, выплачивающую должнику заработную плату (пенсию, стипендию). В этом случае взыскатель представляет заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета либо адрес, по которому следует переводить денежные средства, а также некоторые другие сведения о себе.

Итак, если у Вас на руках выданный судом исполнительный лист, то он должен содержать требования, предъявляемые к исполнительным документам:

Закон об исполнительном производстве устанавливает общие требования, предъявляемые ко всем видам исполнительных документов, определенных ст. 12 за исключением постановлений судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ уточнил требования, предъявляемые к оформлению постановлений по делам об административных правонарушениях, в частности, постановлений о взыскании штрафов.

Так, ст. 31.3 КоАП РФ согласно которой судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Статья 32.3 КоАП РФ, регламентирующая порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, к обязательным реквизитам постановлений-квитанций относит указание фамилии, имени, отчества, года и места рождения, места работы и места жительства или места пребывания лица, привлеченного к административной ответственности.

Предъявление документа, не соответствующего требованиям ст. 13, влечет за собой отказ в возбуждении исполнительного производства (подп. 4 п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).

Указание на время начала срока исполнения должно быть сделано органом, уполномоченным на выдачу исполнительного документа.

Обязательным требованием, предъявляемым к исполнительным документам, выдаваемым судебными органами, является наличие подписи судьи, который вынес соответствующий юрисдикционный акт, и гербовой печати суда. Отсутствие подписи или печати влечет за собой недействительность данного исполнительного документа.

Если исполнительный документ выдан на основании акта другого органа, кроме судебного, он должен быть подписан соответствующим должностным лицом данного органа и заверен печатью данного органа. Если исполнительный документ подписан должностным лицом, не уполномоченным на его подписание, судебный пристав-исполнитель обязан отказать в возбуждении исполнительного производства.

Ваше решение может быть разным - в зависимости от Вашего конкретного случая.

Если Вы решили обратиться в службу судебных приставов, то имейте в виду, что предъявление исполнительного листа осуществляется взыскателем или уполномоченным им лицом, при этом заполняется бланк заявления. В заявлении помимо необходимых данных Вы можете указать сведения о должнике либо его имуществе, которые будут учтены и проверены судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительного листа.

Помните, что активное участие взыскателя и его помощь может сыграть решающую роль в окончании исполнительного производства фактическим исполнением.

Одной из задач гражданского процессуального законодательства является, (ст. 5 ГПК) исполнение судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению. Исполнительное производство — это завершающая стадия гражданского судопроизводства, на которой происходит действительная защита прав и законных интересов определенных лиц, так как юрисдикционный акт, подтвердивший права и законные интересы лиц, обратившихся за судебной защитой, воплощается в действительность.

Задачи исполнительного производства определены в ст. 459 ГПК. К ним относятся: обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, подлежащих исполнению других актов, обеспечение исполнения других несудебных актов, подлежащих исполнению, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты прав граждан, юридических лиц и государства.

Участниками исполнительного производства являются: суд, судебные исполнители, стороны (взыскатель и должник). Также в исполнительном производстве могут участвовать прокурор, представитель, а также государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права других лиц.

§ 2. Органы принудительного исполнения. Суд является органом исполнительного производства. К компетенции суда в исполнительном производстве относится:

- проверка правильности оформления исполнительных документов и права на принудительное исполнение. При наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 484 ГПК[20], суд отказывает в возбуждении исполнительного производства;

- выдача исполнительных документов. Исполнительный лист выдается судом первой инстанции взыскателю после вступления решения, приговора, определения, постановления в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении судебного постановления. При выдаче исполнительного листа на основании других актов районный (городской) суд проверяет их законность, в пределах своей компетенции проверяет правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), и выносит мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа;

- восстановление пропущенных сроков для предъявления исполнительного документа к исполнению, которое производится по заявлению взыскателя судом по месту исполнения или судом, вынесшим судебное постановление.

- осуществление поворота исполнения судебного постановления (ст. 472-474 ГПК);

- разрешение заявления сторон и других лиц, представления судебного исполнителя по вопросам материального и процессуального права, возникающим в исполнительном производстве;

- контроль за правильным и своевременным исполнением исполнительных документов, который на основании ст. 495 ГПК осуществляется судьей;

- рассмотрение жалоб, а также протестов прокурора на действия судебного исполнителя, что урегулировано ст. 479 ГПК;

- наложение штрафов и применение иных последствий в связи с неисполнением исполнительных документов (ст. 537 — 538 ГПК)[21].

Определенные функции в исполнительном производстве возлагаются на судебных исполнителей. Судебные исполнители при осуществлении обязанностей по исполнению исполнительных документов являются представителями власти. Требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь. Судебный исполнитель не может участвовать в исполнении и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо является родственником одной из сторон или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе решается судьей (ст. 476 и 477 ГПК).

Согласно ст. 475 ГПК к компетенции судебных исполнителей относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия. Некоторые исполнительные действия судебный исполнитель вправе совершать лишь только после того, как судья проверит правильность соответствующих документов. Так, в силу ст. 484 ГПК после проверки судьей правильности оформления исполнительного документа судебный исполнитель возвращает исполнительный документ лицу, возбуждающему исполнительное производство, в случае обнаружения неправильности в оформлении исполнительного документа, подачи исполнительного документа не по месту исполнения, нарушения условий, необходимых для возбуждения исполнительного производства. Также, лишь в случаях, не терпящих отлагательства, и только после получения разрешения судьи того суда, при котором состоит судебный исполнитель, он вправе производить исполнение решений в нерабочие дни и в ночное время (ст. 485 ГПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту включает в себя не только постановление и провозглашение судом решения, но и своевременное его исполнение. Устранение последствий нарушения (оспаривания) субъективных прав и охраняемых законом интересов и восстановление (защита) их — одна из важнейших задач правосудия.

Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечи­вает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им юридических обязанностей.

§ 1. Исполнительное производство (общая характеристика)

Содержание исполнительного производства — действия, направ­ленные на понуждение лица выполнить судебное решение (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести гараж и т.п.). Эти действия совершаются в определенной процессуальной форме и регулируются законом. Для исполнительного производства характерно то, что дейст­вия по исполнению своих решений совершает не суд, а специально соз­данный государством орган для принудительного исполнения судеб­ных решений — судебный исполнитель, состоящий при районном (го­родском) суде.

Нормы, которыми регулировалось исполнительное производство, составляли содержание самостоятельного раздела ГПК. Следователь­но, исполнительное производство регулировалось гражданским про­цессуальным законодательством и являлось частью гражданского су­допроизводства — его заключительной стадией.

Однако от остальных стадий гражданского судопроизводства ис­полнительное производство существенно отличается: исполнительное производство возбуждается не только в связи с производством в суде гражданского дела. В исполнительном производстве исполняются так­же приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнительные надписи нотариальных органов, решения арбитражных судов в предусмотренных законом слу­чаях, решения Международного коммерческого арбитража и других третейских судов. Поэтому в правоведении было высказано мнение о i ом, что производство, возбуждаемое по исполнению указанных актов, нельзя рассматривать как часть гражданского судопроизводства (его а адию), поскольку в таком случае гражданского судопроизводства про-с i о не существует. Исполнительное производство является самостоя-i ельным производством, а регулирующие его нормы образуют само-сюятельную комплексную отрасль права — исполнительное право 1 .

Вывод о том, что исполнительное производство не является ста­дией гражданского судопроизводства, а представляет собой само­стоятельное производство, соответствует действующему законода-i сльству.

Нормативную основу исполнительного производства составляют прежде всего федеральные законы «О судебных приставах» и «Об ис­полнительном производстве».

1 См.: Юков М.К. Самостоятельность норм, регулирующих исполнительное произ­водство// Проблемы совершенствования ГПК РСФСР. Свердловск, 1975. С. 91—97; он те Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права: Дисс. . док!, юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 155-191.

428 Глава 32 Производство, связанное с исполнением судебных постановлений_____

Содержание законов «О судебных приставах» и «Об исполнитель­ном производстве» дает основание для вывода о том, что исполнение судебных актов российских судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иностранных судов и актов других правоохранительных органов становится самостоятельным производством, а не частью (стадией) гражданского судопроизводства. Содержание указанных Законов сви­детельствует также о том, что создается силовая структура, которая должна повышать авторитет отечественного правосудия, добиться ре­ального выполнения решений всех судов — Конституционного, Вер­ховного, Высшего Арбитражного и далее вниз по вертикали до район­ного.

На основании Закона «О судебных приставах» Министерство юс­тиции РФ образует службу судебных приставов в системе его органов. Судебный пристав — должностное лицо, состоящее на государствен­ной службе. Закон четко определяет задачи судебных приставов: 1) обеспечивать установленный порядок деятельности всех отечест­венных судов, 2) обеспечивать исполнение судебных актов и актов дру­гих органов, предусмотренных Законом «Об исполнительном произ­водстве» (ст. 1).

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы под­разделяются на судебных приставов по обеспечению порядка деятель­ности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих су­дебные акты и акты других органов.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, ор­ганизаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вы­шестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не препятствует обращению в суд. Рассмотрение таких жалоб осуществляется по правилам гл. 441 ГПК.

Организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов возложено законом на Министерство юс­тиции РФ и его органы.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (п. 4 ст. 19 Закона «О су­дебных приставах»).

С Законом «О судебных приставах» тесно связан Закон «Об испол­нительном производстве», сферой действия которого является опреде-

§ 1 Исполнительное производство (общая характеристика)

ление условий и порядка принудительного исполнения судебных ак­тов и актов других органов. Закон содержит правила, в которых закреп­лены основные положения и общие условия совершения исполнитель­ных действий. Им предусмотрена также система органов принудительного исполнения.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судеб­ных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные, межрай­онные или соответствующие им согласно административно-террито­риальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов. Эти подразделения возглавляют старшие судеб­ные приставы.

При невыполнении его требований судебный пристав-исполнитель применяет меры, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве». Так, в соответствии со ст. 87 Закона за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном произ­водстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судеб­ным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. За уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту соверше­ния исполнительных действий виновный подвергается принудитель­ному приводу, о чем выносится соответствующее постановление. По­становление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Это постановление может быть обжаловано в со­ответствующий суд в десятидневный срок.

В случаях, предусмотренных Законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются иными органами и организациями (например, налоговыми органами, банками и другими кредитными организациями). Однако эти органы, организации и лица не являются органами принудительного испол­нения.

Неисполнение банком или иным органом (организацией) требова­ний судебных актов или актов других органов является основанием для наложения судом общей юрисдикции (арбитражным судом) штра­фа на банк или другую кредитную организацию.

Особое внимание уделено в Законе «Об исполнительном производ­стве» стадии возбуждения исполнительного производства (ст. 9).

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению ис-, полнительный документ от суда или другого органа, выдававшего его,

430 Глава 32. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений_____

либо взыскателя и возбудить исполнительное производство. Но преж­де чем принять такое решение, судебный пристав-исполнитель должен проверить, не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению и отвечает ли исполнительный документ предъявляе­мым к нему требованиям.

В трехдневный срок со дня поступления исполнительного докумен­та судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбужде­нии исполнительного производства и устанавливает срок не более пяти дней для добровольного исполнения, о чем указывает в постанов­лении. В целях обеспечения реального исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе описать имущество должника и наложить на него арест.

Постановление о возбуждении исполнительного производства мо­жет быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок (п. 6 ст. 9 Закона).

В соответствии со ст. 13 Закона исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном доку­менте, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесяч­ный сроксо дня поступления к нему исполнительного документа.

В Законе «Об исполнительном производстве» определено место со­вершения исполнительных действий: место жительства должника-гра­жданина, место его работы или место нахождения имущества. Если должник — организация, то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или месту нахождения ее имущества.

При определенных условиях судебный пристав-исполнитель мо­жет совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения воз­никла такая необходимость. В этом случае судебный пристав-исполни­тель составляет акт и направляется на указанную («чужую») террито­рию. В течение суток судебный пристав-исполнитель уведомляет службу судебных приставов о необходимости продолжить исполни­тельные действия на их территории. Местная служба судебных приста­вов либо содействует прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и берет исполнение исполнительного доку­мента на себя. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями и судебными приставами-исполнителями не допускаются.

Исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 до 22 ча­сов по местному времени. В нерабочие дни совершение исполнитель-

§ 1. Исполнительное п

ных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагатель­ства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно. С 22 до 6 часов совершение исполнительных дейст­вий допускается, если создается угроза жизни и здоровью граждан. Со­вершение исполнительных действий в нерабочие дни и в ночное время должно быть письменно разрешено старшим судебным приставом.

В Законе «Об исполнительном производстве» содержится пере­чень оснований для отложения, приостановления (обязательного и фа­культативного), прекращения исполнительного производства, а также перечень оснований применения мер принудительного исполнения.

Лицами, участвующими в исполнительном производстве, явля­ются:

1) стороны (взыскатель и должник). При соучастии каждый из взы­скателей или должников по отношению к другой стороне может пору­чить участие в исполнительном производстве одному из них;

2) представители сторон. Однако должник не вправе действовать через представителя, если по исполнительному документу на него воз­ложены обязанности, которые он может исполнить только лично. Не могут быть представителями в исполнительном производстве лица, не достигшие 18 лет, а также судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда;

Если-судебным приставам-исполнителям препятствуют в соверше­нии исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью, им оказывают содействие работники милиции.

Закон «Об исполнительном производстве» детально урегулировал порядок обращения взыскания на имущество должника-гражданина (гл. 4) и должника-организации (гл. 5), а также порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника (гл. 6). Спе­циальное внимание уделено в Законе исполнению исполнительных до­кументов по спорам неимущественного характера (гл. 7).

Законом определена очередность удовлетворения требований взы­скателя (ст. 78).

Новеллой в законодательстве, регулирующем исполнительное про­изводство, является исполнительский сбор (гл. 10).

В случае неисполнения исполнительного документа без уважи­тельных причин в срок, установленный для добровольного исполне­ния, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взы-

432 Глава 32 Производство, связанное с исполнением судебных постановлений_____

екании исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. При неисполнении исполни­тельного документа неимущественного характера сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти МРОТ, с должника-организа­ции - 50 МРОТ.

Законом предусмотрены также расходы по совершению исполни­тельных действий (например, на хранение, перевозку, реализацию имущества должника, оплату работы переводчиков, понятых, специа­листов, розыск должника и др. — ст. 82).

Законом «Об исполнительном производстве» судебным приста­вам-исполнителям предоставлены широкие права, осуществление ко­торых оформляется постановлениями.

Судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и свое­временное исполнение исполнительного документа, получает возна­граждение в размере 5% от взыскиваемой суммы или стоимости иму­щества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда. При ис­полнении исполнительного документа неимущественного характера судебный пристав-исполнитель получает вознаграждение в размере пяти МРОТ.

Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 36

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 393-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

5. Если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

6. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, о применении мер предварительной защиты по административному иску, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов в двухмесячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 393-ФЗ)

7. В сроки, указанные в частях 1 - 6 настоящей статьи, не включается время:

1) в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

2) в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

3) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

4) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

6) со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

7) со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации, открытый в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению (далее - депозитный счет службы судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 495-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении является основанием для окончания исполнительного производства. В срок давности не включается срок, в течение которого лицо уклонялось от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения должника или его имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: