Исполнение строго определенной государственной функции получение политической власти по наследству

Обновлено: 19.04.2024

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма прав­ления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть, кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – согласно которому под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий - в форму правления помимо прочего, так же включают политическую среду. В итоге, в юридической науке под формой правления понимается нечто среднее.

Форма правления представляет собой внешне выраженную институционально-функциональную характеристику структуры государственной власти, порядка ее приобретения и осуществления, механизма правового ограничения и разделения властных полномочий.

1. Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2. Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

3. Ответственность государственно власти;

4. Порядок образования и смены;

5. Степень участия населения в формировании.

В юриспруденции принято рассматривать две формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия - единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» — власть, то есть «моноархия») - форма правления, согласно которой монарх (фараон, король, царь, султан и др.) единоличный глава государства объединяющий всю полноту власти в своих руках, неограниченно во времени, передавая ее по наследству, и за свои властные действия отвечающий перед Богом.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единодержавного носителя верховной государственной власти;

2. Способ передачи власти - наследственный;

3. Пожизненная принадлежность власти монарху;

4. Власть монарха приобретается «милостью Божией», т.е. исходит от Бога;

5. Монарх за свои действия как глава государства не несет юридической ответственности (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

В начале XXI века на земном шаре насчитывается около 30 государств с монархический формой правления, большинство из которых - конституционные. В тоже время наблюдается общемировая тенденция сокращения монархий, при этом в государствах которые сохранили такое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные - восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

Также различают монархии по принципам наследования власти:

Династическая монархия в такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату. Изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо.

Родовая монархия гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду. Т.е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Выборная монархия представляет собой самый древний принцип приобретения монаршей власти - его прообразом являются избираемые военные вожди или верховные жрецы. Византия, к примеру, являлась монархией выборной, равно как и Священная Римская Империя. Необходимо помнить, что народ выбирал не столько царя, сколько царский род и эти события происходили исключительно потому, что предыдущая династия была прервана.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии: неограниченные и ограниченные. При этом, традиционно, к неограниченным относят абсолютные. На наш взгляд, отождествление неограниченной и абсолютной монархий является ошибочным. Во-первых, как форма правления абсолютные монархии возникают как следствие усилившихся в результате кризиса феодальных отношений тенденций к централизованной, единой системе государственной власти. Значит, как юридический феномен абсолютизм возник относительно недавно, в XVI–XVII вв. (а ведь монархии существуют с гораздо более ранних времен). Во-вторых, абсолютные монархии (как например, существовавший в XVII в. В России абсолютизм) символизировали прежде всего не “всевластие” государя (подобное как раз более характерно для ранних, примитивных форм монархической государственности – восточных деспотий), а скорее единство и силу государства. Кстати, полномочия самого монарха в условиях абсолютной монархии (особенно в экономической сфере) зачастую были в достаточной степени серьезно ограничены. Представляется, что неограниченными могут считаться монархии, в которых источниками высшей государственной власти являются индивидуально-определенные физические лица. При подобном подходе к неограниченным могут быть отнесены уже упоминаемые древние монархии (восточные деспотии), для которых была характерна социальная структура, возглавляемая монархом (фараоном) и включавшая в качестве объектов управления рабов. При этом место раба в социальной иерархии и сама его жизнь всецело зависели от воли фараона. Кроме того, к неограниченным монархиям могут быть отнесены различные виды теократий, в которых монарх совмещает полномочия главы светской и духовной власти. Как форма неограниченной монархии теократии сохранились вплоть до настоящего времени в ряде аравийских государств (Бахрейн, Оман).

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными) и дуалистическими.

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

1. Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

2. Лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

3. Власть монарха является символической, он «царствует», но не правит;

4. Правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

В качестве одного из признаков парламентарной монархии можно назвать принятие законодательных актов парламентом и подписание их монархом. Однако, на наш взгляд, данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывает в подписании принятых парламентом законопроектов. В связи с этим уместнее отнести к числу признаков данной формы правления наличие института контрасигнатуры, предполагающего, что подпись монарха на документе носит символический характер. Монарх как формальный глава государства лишь скрепляет документ, уже подписанный уполномоченным на то должностным лицом, которое руководило подготовкой данного документа и несет за него всю полноту ответственности.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с конституциями этих стран функциональные полномочия монархов как глав государств различны по социально-политической значимости. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, к примеру, назначая форматора правительства (Испания). При этом если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.

Также вполне обоснованным, на наш взгляд, является выделение дуалистической монархии как первоначальной формы ограниченной (конституционной) монархии. Эта форма правления характеризуется следующими признаками:

1. Наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями (парламент);

2. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через подотчетное ему правительство;

3. Монарх, хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы.

Дуалистическими монархиями являлись, например, Германия в период с 1871 по 1918 г. и Япония с конца XIX в. по 1945 г. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует, хотя с определенной долей условности к дуалистическим могут быть отнесены современные монархии в Иордании, Марокко, Непале.

Монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой госу­дарственного правления, с вековой историей и традициями, несомненно имеющей ряд как отрицательных, так и позитивных качеств, не утративших значения для современности. Монархические настрое­ния не чужды и современной России. На ее территории существуют различные общественные организации, позиционирующие себя как монархические и призывающие к ее восстановлению в пределах всего государства.

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Для республики характерны следующие признаки:

1. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиаль­ный (коллективный) характер;

2. Наличие выборного главы государства;

3. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

4. Производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

5. Юридическая ответственность главы государства за принимаемые решения;

6. Возможность досрочного прекращения властных полномочий.

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.

Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства – президента.

Признаки президентской республики:

– президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом, является независимым от парламента;

– президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

– правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

– президент обладает единоличным правом отставки правительства;

– отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.

Парламентские республики (Италия, Германия, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.

Признаки парламентской республики:

– президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией, как например в Германии;

– правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

– правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

– в случае объявления “недоверия правительству” со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства;

– действия и решения президента должны согласовываться с правительством.

В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра. Основным же недостатком такой республики выступает чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, а отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентская республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентской республики состоит в том, что при многопартийной системе и порядке назначения правительства возможны частые правительственные кризисы.

В некоторых государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентской республик. Такую республику отличает то, что наряду с сильным президентом, который одновременно может являться главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

История становления республиканской формы государственного правле­ния знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укреп­ления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверени­тету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Вене­ция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой прису­щи все черты тоталитарной организации.

6. Необходимо установить соответствие между типами политического лидера и его характерной чертой:
традиционный:
а) Исполнение строго определённой государственной функции.
б) Получение политической власти по наследству. +
в) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями.

7. Необходимо установить соответствие между типами политического лидера и его характерной чертой:
харизматический:
а) Получение политической власти по наследству.
б) Важнейшей функцией является сохранение сложившихся ритуалов осуществление власти.
в) Наличие особой эмоциональной связи между лидером и его последователями. +

8. Необходимо установить соответствие между типами политического лидера и его характерной чертой:
традиционный:
а) Важнейшей функцией является сохранение сложившихся ритуалов осуществление власти. +
б) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями.
в) Наличие особой эмоциональной связи между лидером и его последователями.

9. Необходимо установить соответствие между типами политического лидера и его характерной чертой:
харизматический:
а) Наличие особой эмоциональной связи между лидером и его последователями.
б) Исполнение строго определённой государственной функции.
в) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями. +

10. Необходимо установить соответствие между типами политического лидера и его характерной чертой:
легальный:
а) Получение политической власти по наследству.
б) Исполнение строго определённой государственной функции. +
в) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями.

11. Государство G возглавляет харизматический лидер. Какая черта свойственна данному типу политического лидерства:
а) лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм +
б) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению
в) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом

12. Государство G возглавляет харизматический лидер. Какая черта свойственна данному типу политического лидерства:
а) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом
б) граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя +
в) лидерство основывается на традициях

13. Государство G возглавляет харизматический лидер. Какая черта свойственна данному типу политического лидерства:
а) лидер заряжает своей энергией окружающих +
б) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению
в) лидерство основывается на традициях

14. Выберите верное суждение о лидерстве:
а) Влияние лидера всегда опирается на прямое применение силы, с помощью которой он добивается признания правомерности своего руководства.
б) Формальное лидерство не может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений.
в) Формальное лидерство может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений. +

15. Выберите верное суждение о лидерстве:
а) Чем прочнее идеологические убеждения лидера, тем более вероятно, что эти убеждения не повлияют на его руководящую деятельность. +
б) Власть традиционного лидера основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом, его компетенция четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.
в) Влияние лидера всегда опирается на прямое применение силы, с помощью которой он добивается признания правомерности своего руководства.

16. Выберите верное суждение о лидерстве:
а) Власть традиционного лидера основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом, его компетенция четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.
б) Харизматичного лидера окружающие склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости. +
в) Харизматичного лидера окружающие не склонны наделять свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости.

17. Выберите верное суждение о функциях политического лидера в демократическом обществе:
а) Интегративная функция направлена на нахождение и принятие оптимальных политических решений.
б) Выполняя мобилизующую функцию, лидер изучает ситуацию, оценивает наиболее важные проблемы и устанавливает, что и как должно быть исправлено.
в) Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. +

18. Выберите верное суждение о функциях политического лидера в демократическом обществе:
а) Новаторская функция не предполагает разработку новых политических программ, стратегических планов общественного развития, реорганизацию политических структур.
б) Новаторская функция предполагает разработку новых политических программ, стратегических планов общественного развития, реорганизацию политических структур. +
в) Интегративная функция направлена на нахождение и принятие оптимальных политических решений.

19. Выберите верное суждение о функциях политического лидера в демократическом обществе:
а) Координационная функция не направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти.
б) Выполняя мобилизующую функцию, лидер изучает ситуацию, оценивает наиболее важные проблемы и устанавливает, что и как должно быть исправлено.
в) Координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти. +

20. Выберите верное суждение о политическом лидерстве:
а) К харизматическому типу политического лидерства не относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
б) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами. +
в) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.

21. Выберите верное суждение о политическом лидерстве:
а) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства. +
б) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
в) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.

22. Выберите верное суждение о политическом лидерстве:
а) Политическое лидерство – это неустойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
б) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество. +
в) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

23. Всенародные выборы в РФ определяют состав:
а) Совета Федерации
б) Правительства РФ
в) депутатов Государственной Думы +

24. Политический лидер – это всегда:
а) профессионал, знающий, как управлять страной
б) человек, осуществляющий политическое управление людьми +
в) человек, обладающий властью, закрепленной законом

25. В политическую элиту входят главы государств, министры, лидеры политических партий, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

26. К политической элите принадлежат только владельцы крупных банков, телеканалов, высшие военные чины, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

27. Референдум является элементом:
а) прямой демократии +
б) развитой демократии
в) либеральной демократии

28. По масштабу личности выделяют лидеров:
а) традиционных
б) харизматических
в) общенациональных +

29. Между понятиями «политический руководитель» и «политический лидер» нет отличий, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти

30. Политический лидер должен обладать не только авторитетом, но и властью, т.е. занимать высокое положение в обществе, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

3. Институтом политической системы, которая обладает монополией на правотворчество, а также представляет интересы общества в целом, является (-ются):
а) общественные движения
б) партии
в) государство +

4. Чем республика отличается от других форм правления:
а) выборная власть +
б) передача верховной власти по наследству
в) передача власти по наследству

5. Верны ли представленные суждения о средствах массовой информации. СМИ как политический институт:
а) не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе
б) служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей +
в) оба неверны

6. Политическая партия является организацией, которая:
а) объединяет людей по интересам
б) образуется стихийно
в) борется за власть +

7. Что относится к формам территориально государственного устройства:
а) федерация +
б) республика
в) демократия

8. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии,
1)”ЛПИ в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом”
2)”ЛПИ в качестве основной ценности выделяет поддержку богатыми неимущих социальных слоев”:
а) верно только первое +
б) верно только второе
в) оба не верны

9. Для какой характеристики используется термин “открепительный талон для голосования”:
а) деятельности судов
б) избирательной системы +
в) системы местного самоуправления

10. Выберите признак, который не характеризует государство:
а) политические партии +
б) правоохранительные органы
в) суверенитет

11. Оппозиционные партии:
а) определяют темпы экономического развития
б) имеют большинство в законодательном собрании
в) выражают интересы определенных социальных групп +

12. Какое слово, в переводе с греческого означает “искусство управления государством”:
а) политика +
б) демагогия
в) олигархия

13. Как называется политическая партия, которая выступает против господствующей партии:
а) запрещенная
б) оппозиционная +
в) теневая

14. Правильны ли следующие суждения о политической власти.
1)”Политическая власть осуществляет руководство обществом в целом”
2)”Политическая власть определяет основные направления”:
а) только первое
б) только второе
в) оба верны +

15. Что называют “четвёртой властью”:
а) систему прокуратуры
б) средства массовой информации +
в) избирательную власть

16. Что Конституция РФ считает основным источником власти:
а) Федеральное Собрание Российской Федерации
б) многонациональный народ Российской Федерации +
в) Президента Российской Федерации

17. Согласно Конституции РФ, высшим выражением власти народа являются(ется):
а) демократия и правовое государство
б) суверенитет
в) референдум и свободные выборы +

18. Правильны ли следующие суждения о власти.
1) “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации”
2) “Согласно Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления”:
а) только первое
б) только второе
в) оба правильные +

19. Как называется всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного значения, которое является одним из высших выражений власти народа:
а) референдум +
б) избирательный процесс
в) законотворчество

20. Правильны ли следующие суждения о власти.

1)”К методам власти можно отнести методы убеждения и принуждения”
2)”Согласно Конституции РФ присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону”:
а) только первое
б) только второе
в) оба правильные +

21. Какой оппозицией называются радикальные партии и группировки, чьи программы категорически отрицают политические установки правящей партии:
а) внесистемной +
б) демократической
в) системной

22. Как называют лидера, одаренного особыми, специфическими качествами и способного оказывать эффективное влияние на других:
а) реакционным
б) харизматическим +
в) гениальным

23. Сторонники гражданского воздействия на власть в виде __________ считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан:
а) ненасилия +
б) автократии
в) терроризма

24. Что относится к электронным средствам массовой информации:
а) газета Спорт-экспресс
б) газета Парламентский вестник
в) телеканал Россия 1 +

25. Что относится к печатным средствам массовой информации:
а) радио Маяк
б) газета Молодой коммунар +
в) телеканал НТВ

26. Что относится к организационной подсистеме:
а) идеология
б) государство +
в) нация

27. Функция исполнительной власти:
а) разработка государственного бюджета +
б) разработка предвыборных программ
в) осуществление правосудия

28. Какое признание характерно для консервативной идеологии:
а) имущественного равенства
б) классовой борьбы в качестве двигателя истории
в) государственной собственности как основы экономики +

29. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима:
а) развитое гражданское общество
б) наличие единой идеологии, насаждаемой государством +
в) концентрация власти в руках выборных органов

30. Что такое верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике:
а) государственный суверенитет +
б) форма правления
в) политический режим

2. Установите соответствие между характерными чертами и типом политического лидера, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
А) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями. Б) Исполнение строго определённой государственной функции. В) Получение политической власти по наследству. Г) Наличие особой эмоциональной связи между лидером и его последователями. Д) Важнейшей функцией является сохранение сложившихся ритуалов осуществление власти. 1) традиционный 2) легальный 3) харизматический

3. Государство Z возглавляет харизматический лидер. Какие черты свойственны данному типу политического лидерства? Запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

1) лидерство основывается на традициях

2) лидерство осуществляется на основе законов, принятых современным демократическим обществом

3) лидера отличают риторические и коммуникативные способности, артистизм

4) граждане наделяют лидера исключительными, выдающимися качествами вождя

5) лидер заряжает своей энергией окружающих

6) лидерство основывается на привычке граждан к подчинению

4. Государство Z возглавил популярный в народе наследник правящей династии. Какая информация из перечисленной ниже свидетельствует о том, что политическое лидерство в государстве Z может быть охарактеризовано как традиционное? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Авторитет главы основан на существующих в стране обычаях.

2) Политическое лидерство характеризует вера граждан в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.

3) Лидер осуществляет политическую власть на основе законов и в рамках законов.

4) Члены общества испытывают по отношению к лидеру одновременно и чувство любви, и чувство страха.

5) Лидерство опирается на привычку к подчинению.

6) Компетенция лидера четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами

5. Найдите в приведённом ниже списке примеры рационально-легального политического лидерства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Во главе политической партии оказался лидер по призванию, народный вождь.

2) Монарх в выборе своих решений опирается на обычаи и традиции.

3) Глава государства осуществляет свою власть исключительно на основе законов.

4) Журналисты отметили, что нового главу государства отличает высокая уверенность в себе, убеждённость в своих собственных представлениях.

5) Политическую власть в стране возглавил человек неординарный, нравственно сильный.

6) Властные полномочия лидера чётко очертили соответствующие положения принятой конституции.

6. А. был избран губернатором области Z. Oн уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Что из перечисленного ниже характеризует тип политического лидерства, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми указаны верные характеристики.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Политическое лидерство — это не врожденное свойство отдельных личностей и не раз и навсегда данная привилегия субъектов.

Социальным статусом субъекта называется определенная позиция, занимаемая им в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Иными словами, социальный статус характеризует место данного субъекта в системе социального взаимодействия, место в обществе. Как следует из вышеизложенного, политическое лидерство — это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная прежде всего с принятием властных решений. Это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающегося субъекта направлять и организовывать коллективные действия. Иначе говоря, лидер — это руководитель.

Но можно ли всякого руководителя назвать лидером? Вероятно, нет. В социологии различают формального и неформального руководителя. Формальный руководитель назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Власть политического лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Политический лидер по своему статусу это авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в политическом процессе.

Здесь мы подошли к еще одной важной характеристике политического лидерства. Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт- Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье: ребенок — мать, ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и прежде всего отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное.

Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения и функции политического лидерства с социальными потребностями общества. Главное содержание функций лидерства, с точки зрения этого подхода, определяется объективной потребностью политического сообщества в целом или отдельных его частей (политических групп, организаций) в сознательном саморегулировании и саморазвитии.

Задние 21. Какие две формы руководства различает автор? Дайте их характеристику.

Задание 22. Какие научные подходы, объясняющие природу политического лидерства, описаны в тексте? Дайте характеристику каждому из них. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая власть».

Задние 23. Укажите, как автор определяет понятие политического лидерства? Приведите три примера политических лидеров, авторитет которых имеет различное происхождение.

Задние 24. Автор указывает, что «Политическое лидерство — это не только тип субъекта деятельности, общественное отношение, социальный статус, но и важнейший социальный институт». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, приведите три характерные черты социальных институтов.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политический лидер»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах лидерства;

− одно предложение, раскрывающее любую из функций политического лидера в обществе.

Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

На выбор: Задание 29 (мини-сочинение).

1. Политология: «Государственный деятель — это политик, который ставит себя на службу нации». (Ж. Помпиду)

2. Политология:«Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперёд других людей» (К. Маркс).

3. Политология: «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». (Б. Шоу)

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация и способы взаимодействия с обществом, включает три элемента.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Форма правления
Форма государственного устройства
Политический режим

Монархии Унитарное государство Демократический

Республики Федерация Авторитарный

Форма правления – порядок формирования высших органов власти, полномочия должностных лиц и ведомств.

В монархии высшие позиции в управлении страны занимает правитель, получивший верховную власть, независимо от избирателей и парламента. По объему полномочий правителя различают несколько видов монархии.

В республике высшие властные полномочия осуществляют избираемые на определенный срок органы (должностные лица). На основе того, как строится их взаимодействие, выделяют различные виды республик.

Критерий Характерные черты
МОНАРХИЯ
Абсолютная Вся полнота государственной власти концентрируется в руках монарха (Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман)
Ограниченная дуалистическая Без участия парламента не могут приниматься законы, но правительство назначается и ответственно только перед ним (Марокко, Иордания)
Конституционная или парламентская Наследственный правитель является формальным главой государства, но не обладает реальными полномочиями в сфере законодательной или исполнительной власти (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды)
Смешанная Не соответствует признакам, характерным для какого-либо одного типа (Ватикан)
РЕСПУБЛИКА
Президентская Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый президент формирует правительство и возглавляет исполнительную власть (США)
Парламентская Правительство формируется партией (блоком партий), победившей на парламентских выборах, и ответственно перед парламентом; премьер – министр является главой исполнительной власти, а президент избирается либо парламентом, либо при его активном участии (Италия, Германия)
Смешанная Всенародно избираемый президент является главой государства, а правительство ответственно одновременно перед парламентом и президентом (Россия)

Форма территориального устройства государства – административно-территориальная структура государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами, полномочия регионов внутри государства.

Унитарное государство( от лат.- единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство ее частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав.

Административно-территориальные единицы (районы, области) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовые системы.

Федерация(от лат. – союз, объединение) – это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральные конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации.

Субъекты Российской Федерации:

-города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, свое гражданство, судебная и налоговая системы.

Два уровня государственной власти федеративного государства:

– Федеральный уровень (федеральный парламент, федеральное правительство, высшие судебные органы).

– Уровень субъекта федерации (законодательные, исполнительные и судебные органы субъекта федерации).

Основное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, носителем государственного суверенитета как крупные государственные образования (субъекты федерации), так и весь народ.

1.Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго определенными функциями.

В. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Что отличает государство от других политических организаций?

1) разработка программ развития общества

2) представление интересов отдельных групп общества

3) выдвижение политических лидеров

4) исключительное право принимать правовые нормы

3) Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называются

1) формой государственного правления

2) государственным суверенитетом

3) формой правления

4) политическим режимом

4) Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Государство представляет интересы общества в целом и защищает общее благо.

Б. Государство в современном мире обладает исключительным правом регулировать экономические процессы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Найдите в приведенном ниже списке органы государственной власти

1) министерство образования и науки

2) правозащитная организация

3) ассоциация пластических хирургов

5) управление внутренних дел

6. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Для защиты прав граждан необходимы сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Термин «форма государственного устройства» используется для обозначения

1) методов осуществления государственной власти

2) структуры и полномочий высших органов власти

3) взаимоотношений между центральной, региональной и местной властями

В) распределения законодательных, исполнительных и судебных функций

8. Одна из форм правления –

1) унитарное государство

9. Какое из приведенных ниже понятий объединяет, обобщает остальные?

1) форма территориального устройства

2) унитарное государство

10. Одна из форм государственного устройства

11. Главой государства Z является князь, получающий власть по наследству. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z – абсолютная монархия?

1) Вся полнота государственной власти сосредоточена в руках князя.

2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) В государстве действует принцип независимости и разделения властей.

4) За выдающиеся заслуги и достижения князь награждает подданных государственными наградами.

12. В государстве Z парламент формирует правительство. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z - унитарное?

1) В государстве многонациональный состав населения.

2) Законодательная власть осуществляется парламентом.

3) В государстве нет региональных парламентов.

4) Высшие органы государства формируются выборным путем.

13. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Федерация – объединение государств, создавших союзный центр, но сохранивших при этом относительную политическую самостоятельность.

Б. В республике решающую роль в управлении страной играет правитель, получивший верховную власть по наследству.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Термин «форма правления» используется для обозначения

1) методов осуществления государственной власти

2) структуры и полномочий высших органов власти

3) взаимоотношений между центральной, региональной и местной властями

4) распределения законодательных, исполнительных и судебных функций

15. Главой государства Z является принц, получающий власть по наследству. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство - парламентская монархия?

1) Вся полнота государственной власти сосредоточена в руках принца.

2) Закон предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) Принц является главнокомандующим армией.

4) Властные полномочия принца ограничены конституцией.

16. Государство Z - многонациональное. Все народности имеют равные права и возможность получать образование на родном языке. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z- унитарное?

1) Граждане данного государства имеют право на двойное гражданство.

2) Исполнительную власть осуществляет правительство.

3) В государстве действует несколько политических партий.

4)Государство поделено по территориальному признаку, регионы не имеют политической самостоятельности.

17. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к монархии. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) сосредоточение всей власти в руках правителя, 2) принцип коллективного принятия политических решений, 3) бессрочный характер власти, 4) порядок наследственной преемственности власти, 5) принятие решений правителем единолично

18. Страна Z- республика, а страна Y – монархия. Сравните республику и монархию. Назовите черты сходств аи черты различия.

1) наличие законодательства

2) верховная власть наследственного правителя

3) выборность главы государства

4) правоохранительная деятельность государства

19. Установите соответствие между признаком и формой государственного устройства.

Признак Форма государственного устройства
А) единая структура государства на всей территории страны 1) унитарное государство
Б) два уровня государственного аппарата 2) федеративное устройство
В) двухпалатная структура парламента
Г) административно-территориальное образование не имеет собственного гражданства
Д) объединение субъектов, обладающих относительной политической самостоятельностью

20. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к республике. Найдите и выпишите номер характристики, авпадающей из этого ряда.

1) источник власти – народ, 2) принцип коллективного принятия решений, 3) бессрочная пожизненная власть, 4) выборность высших органов власти, 5) регулярная сменяемость органов государственной власти.

21. В стране Z – абсолютная монархия, а страна Y- конституционная монархия. Сравните абсолютную и конституционную монархию. Назовите общие черты и черты различия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: