Исламские принципы государственного права сунниты и шииты о сущности и форме власти

Обновлено: 19.04.2024

Суннитский ислам охватывает север и восток Африки, весь Ближний и Средний Восток, центр и север Индии, острова Индонезии, некоторые страны юго-восточной Европы.

Шиитский ислам распространен в Иране, Азербайджане, Ираке, на востоке Турции, на западе Леванта и юге Аравийского полуострова.

2. Отношение к власти.

Самое главное отличие, которое определило все остальные отличия суннитов и шиитов - это отношение к власти .

Для суннитов после смерти пророка Мухаммеда правом на власть обладали так называемые " праведные халифы ". Это выборные должности, лидером мог стать любой достойный. Так, после Мухаммеда лидером стал его приближенный халиф Абу Бакр, после него халиф Умар, затем халиф Усман, и четвертый - халиф Али.

3. Исповедание веры.

Шахада - это свидетельство о вере в исламе. Её произносят в разные моменты, особенно она важна при принятии ислама. Суннитская шахада выглядит так:

В шиизме шахада такая же, но имеет дополнение:

Сунна - это мусульманское предание, которое состоит из хадисов. В суннизме и шиизме хадисы отличаются. Сунниты считают достоверными следующие хадисы: Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим, Сунан ан-Насаи, Сунан Абу Давуда, Джами ат-Тирмизи, Сунан Ибн Маджа. Это шесть основных сборников хадисов, помимо них есть много других.

Шииты признают 4 основные сборника хадисов: аль-Кафи, Ман ла йахдуруху-ль-факих, Тахзиб аль-ахкам, аль-Истибсар. Эти хадисы почитаются в самом крупном шиитском направлении - у двунадесятников. Шиитских направлений очень много, поэтому сборники хадисов у них отличаются. Хадисы шиитов не охватывают жизни первых трех халифов.

5. Последние времена

Шииты, в отличие от суннитов, верят в особый статус имамов - потомков халифа Али, которые концентрировали в себе духовную и светскую власть.

В каждом шиитском направлении разное понимание роли имамов. Но большинство шиитов считает, что в конце времен придет особый пророк, двенадцатый имам или пророк-натик, который установит царство справедливости и чистоты . Этот посланник будет обязательно родственником имама Али.

В суннизме всё проще. В конце времен придет пророк Иса, то есть Иисус Христос, который победит Даджжаля, то есть Антихриста.

Можно найти гораздо больше различий: в богословии, толковании Корана, философии. Но основные различия приведены выше. Сунниты и шииты не единственные направления в исламе, помимо них есть еще хариджиты , которые живут в Омане. Их еще называют ибадитами. Но про них я расскажу в следующий раз.

В течение пяти веков до настоящего времени шиитское духовенство оказало огромное влияние на все сферы жизни в Иране (политику, экономику, военное дело, законотворчество, культуру, традиции) и не только в Иране, но и далеко за его пределами. Сегодня в Иране в руках духовенства уже более 30 лет сосредоточена вся государственная власть. Но если в Исламе и заложены политические амбиции управлять, то почему шиизм, а не суннизм стал инструментом построения Исламского правления и даже образования государства.

Наиболее органично шиитская концепция организации исламской общины и государства сочеталась с менталитетом иранцев. Так, в Иране еще с начала 16-го века начал быстро распространяться шиитский джафаритский мазхаб при покровительстве правящей династии Сефевидов. Именно этот шаг был продиктован желанием иранского шаха отделиться от Османской империи, основная идеология и традиции которой были взяты из суннитского мазхаба. Конечно, изменять религию страны на зороастризм (что было в прошлые времена) или на христианство или иную форму религии не получилось бы, поскольку до Сефевидов и прихода к власти шаха Исмаила, большинство народа в Иране были суннитами и придерживались шафиитского мазхаба, и только некоторая незначительная часть населения, проживающая между Кашаном и Кумом, были шиитами. Поэтому и было принято решение взять в рамках одной религии Ислам иной мазхаб, обогатить его иранскими традициями и таким образом сделать ближе к людям, что представлялось вполне возможным. При помощи шиизма этой династии впоследствии удалось объединить под своей властью значительные по размерам территории, включая пределы современного Ирана. Но выбор именно шиитского мазхаба был сделан не случайно. Главная задача, которую решала эта идеология для шаха — создание ему такого статуса и политического, и духовного лидера для народа, которого почитали бы как святого, и которому бы верили, и которого бы слушались беспрекословно. На фоне постоянной борьбы за власть и упадка авторитета правителей того времени, задача была не из легких, но только так можно было удержать власть. Поэтому обратимся к истории и особенностям идеологии шиитского мазхаба.

Первый опыт создания государственности, основанной на шиитской концепции имамата – Фатимидский халифат в Египте. Причем исмаилитская ветвь шиизма вплоть до сегодняшнего дня подчиняется «присутствующему», а не сокрытому имаму (имам-е-хазер). И все же государство Фатимидов сложно назвать чисто «шиитским», так как большинство его населения были суннитами. Тем не менее, опыт сосуществования шиитов и суннитов в данном государстве может быть актуален и в наши дни.

В качестве примера государственного образования, в котором правили шиитские династии при большинстве или значительной доле суннитского населения, а также язычников можно назвать княжества Авад и Хайдерабад в Индии, которые были сначала провинциями (субах) империи Великих Моголов, а затем стали самостоятельными княжествами.

Однако, «наследственная святость» и абсолютное повиновение имамам никогда не принималось суннитами, которые считали, что если даже пророки, включая и самого Пророка Мухаммада, ошибались и признавали свои ошибки, то они не обязаны безоговорочно следовать человеку, хотя бы и из рода Пророка. А это самые главные составляющие, которых не хватает в суннизме, чтобы создать Духовного лидера, за которым во все времена шли бы люди даже на верную смерть и никогда даже не задумывались ослушаться или усомниться в словах своего наставника.

В суннитской доктрине есть Коран как свод правил, который обязан исполнять каждый правоверный мусульманин, а если не будет исполнять, то жизнь его в этом мире будет проведена бессодержательно, а после смерти его ждет Ад. По сути, сунниты следуют религиозным заповедям из страха перед Богом, а единственным более или менее «безгрешным» духовным лидером является Пророк Мухаммад и другие пророки, которые остались в истории. В настоящее время у них нет таких Духовных лидеров, личность которых бы не рассматривалась и не осуждалась. Разве, что некоторые хадисы (пояснения Пророка слов Корана и наставления) говорят о «не противоречии своему руководителю во избежание «фитны» беспорядка», но тем не менее, после смерти Пророка, который соединял в себе Духовного и Политического лидера, в суннизме такового нет, и все духовные вопросы решаются советом ученых.

Шииты не руководствуются только лишь Кораном и хадисами и правилами «это разрешено, а то запрещено». В отличие от суннитов, шиитам свойственны традиции почитания имамов, которые являются очень эмоциональными. Особенно ярко шииты рассказывают душераздирающую историю о смерти имама Хасана и имама Хусейна. Это исполняется в виде «нашидов», «азадари» (песен-повествований) как правило на родном языке (в данном случае на фарси, чтобы в полной мере проникнуться сочувствием). Это вызывает сопереживание у шиита любой национальности, а сопереживание порождает чувство любви, преданности и желание бороться и чувство самопожертвования.

Таким образом, шиизм в то время теоретическим был самым привлекательным идеологическим инструментом, который уже был опробован ранее и имел потрясающий результат, отвечающий основной задаче шаха – создание себе статуса Пробога на земле.

Но что получилось на практике: шах не имел шиитского духовного звания, до того времени никаких книг фикха или шиитских хадисов ни на арабском, ни на фарси не было, да и сам шах был знаком народу как правитель, а не святой, поэтому был вынужден обратиться к шиитским богословам из Ливана, привезти их в Иран, представить перед народом в виде Духовных наставников и наделить властью управлять сердцами своего народа. Шиитская идеология быстро распространялась в Иране. Рос авторитет духовенства. И со временем настолько Духовный наставник стал влиятельным в Иране, что даже после смерти шаха Исмаила Сафавие новый шах возвел его в степень представителя «святого имама» («имаме масум»). И через небольшой промежуток времени этот народный Духовный лидер, высказался в поддержку существующего правительства, что это именно то правительство, которое приветствует сам «святой имам» и Бог («салтанате машруе»). Конечно, шах получил поддержку от шиитского духовенства, однако, его светская власть была опосредована шиитским духовенством. Муджтахиды, являлись для верующих шиитов наместниками (вали) скрытого имама, потенциально сосредотачивали в своих руках всю полноту светской и духовной власти, которую, по сути, лишь «делегировали» шаху. Поддержка иранским духовенством правительства, требовала награды в ответ, изо дня в день число духовенства пополнялось, их власть и финансовое состояние росло, что в свою очередь породило целую гильдию богословов как социально-общественную и политическую нишу. Благодаря покровительству шахов и взаимодействию с государственным аппаратом, шиитское духовенство приобрело упорядоченность — иерархичность, не свойственную суннитам. Хотя не стоит сравнивать шиитское духовенство с духовенством христианским, так как в иранском (джафаритском) шиизме не было единого лидера, в отличие, кстати, от исмаилитского шиизма, где Духовным лидером является имам и только он имеет высшее право толкования священных текстов. Таким образом служение Богу стало определенным ремеслом, которое стало приносить доход. Вся мощь политического и религиозного влияния шиитского духовенства проявилась уже при Сефевидах, когда муджтахиды стали прямо вмешиваться в компетенцию шаха.

В свою очередь участие в политике, поддержка правительства не могла не сказаться на содержании религии и статусе самого духовенства: получилось так, что те религиозные положения (фетвы), которые издавались Духовными наставниками очень противоречили шиитским богословам прошлого, и не нравились другим шиитским богословам того времени. Поэтому развитие шиизма в Иране пошло своим ходом не зависимо от мнения шиитских богословов других стран. Например, некоторые фетвы стали противоречить фетвам двух уважаемых и очень известных и влиятельных в то время шиитских богословов Фазеле Кутейфи и Мукаддасе Ардебели. Следующие поколения шиитского духовенства пытались реабилитировать свое положение, занимаясь написанием книг духовно-эмоционального характера для поддержания веры в сердцах народа. Так, Мухаммад Багер Маджлеси «Бахаруль анвар» (Море света), «Хильятуль-муттакиль» (Украшение верующего). В этих книгах он привел хадисы (слова пророка Мухаммеда и шиитских имамов), которые так были необходимы для поддержки и защиты шаха и запрещали противостояние своему правителю сколько бы ни был народ недоволен его политикой.

По сути это были первые вехи образования касты шиитского духовенства в Иране, построение его социально-политической иерархии, обозначение Духовного лидера, хоть он тогда и был представлен не одним человеком ( а шахом и высшим богословом) , но главное это были первые шаги иранского шиитского духовенства на политической арене страны.

Дальнейшее развитие иранской шиитской идеологии уже проходило без опоры на правительство. И вскоре духовенство перестало нуждаться в шахе вообще, путем Исламской революции смогло провозгласить первую Исламскую Республику, где у руководства находится организованный слаженный аппарат политизированного исламского духовенства во главе с Духовным лидером.

Именно, шиитское духовенство, которое всегда обладало потенциалом для того, чтобы взять всю светскую власть в свои руки, лишь нуждалось в современной идеологической разработке, ориентированной на менталитет, язык и культуру местного населения, и определенном стратегическом плане действий, и конечно очень нуждалось в решительном лидере, который бы все это реализовал. И такой человек нашелся. Р.Хомейни в своей концепции «Вилаят-е-факих» или же точнее «Вилаят-е-мутляк-е-факих», что дословно переводится как «абсолютное наместничество богослова», ввел духовное звание «богослова-наместника» (Вали-факиха), обладающего уже не потенциальной, а актуальной духовной и светской властью, который претендует на звание «наместника» скрытого имама Махди .

Эта концепция не была однозначно принята даже в рамках джафаритского мазхаба, поскольку традиционно ему было присуще многообразие религиозных школ, каждая из которых возглавлялась авторитетным богословом, являющимся «источником подражания» (марджа-и-таклид) для своих последователей.

Вали-факих может при определенных условиях претендовать на титул Халифа всех мусульман, а не только лидера шиитов. Такая, хоть и теоретическая возможность открывает широкий потенциал для распространения влияния иранского шиитского духовенства в мусульманском мире. Однако следует учесть и то, что Р.Хомейни никогда не говорил о «шиитском проекте», но всегда говорил о проекте исламском в самом широком смысле этого слова. Он был готов пойти и на определенные уступки в целях сближения с суннитскими мазхабами. В принципе, гибкость шиитского фикха открывала ему возможность действовать в данном направлении, но в то же время вызвало недовольство «традиционных» шиитов, называвших его «суннитским фундаменталистом».

Не смотря на все это Исламская революция в Иране свершилась, создана Исламская Республика, влияние которой ощущается не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире.

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

Сунниты (полное наименование – Ахлюс-сунна уаль-джама`а – «Люди сунны и согласия общины») – наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Шиизм – исламское течение, в котором Али ибн Абу Талиб (р.а.) вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада (с.г.в.). Сам термин «шиит» происходит от арабского слова «ши`а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али (р.а.) и его праведных потомков.

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба (р.а.) непорочными имамами. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых – имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка – имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Сергей, что ты несёшь?

Автор а почему ты не указал что Али был первым кто принел Ислам. Или этим ты хочешь перед миром показать что шииты не правы ? Побойся Аллаха

Тимур, Али было всего 10 лет! Первым мусульманином был Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а его жена Хадиджа,р.а., - второй, конечно, третьим - самый верный друг Пророка,сав. Все так и есть и очень логично и верно, ма ша Аллах.

Тимур, первым приняла ислам Хадиджа жена пророка Мухаммеда(сав)

мы всех вылечим у нас в Китае, приезжайте к нам. партия вас не обделит вниманием

Тян Цынь, это тут причём ?

Если человек православный, отрекая святую троицу, отрекая Иисуса как бога, но принимая его как пророка, желает принять Ислам - впустят ли его в храм?

Мир вам! Если Вы имеете ввиду мечеть, то иноверцам не возбраняется ее посещать. А намерение человека принять религию истинного Единобожия мы не можем не приветствовать:)

Андрей, православный человек никогда не станет отрицать Бога Святую Троицу. А тот , кто отрицает Святую Троицу - это неправославный человек. Кто уйдет их христианства в ислам , будет вечно мучиться. Опомнись!

Islam Global, никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам

Андрей, если признаешь единого Бога Алл ha и Иисуса считаешь посланником Алла ha и считаешь Мухаммада последним посланником Аллаha то ты выбрал правильный путь.

Анар, вы бы вышли бы замуж за шиита ?

Рафаэль, здравствуйте откуда вы можете знать что человек будет вечно мучиться? По вашему мнению получается что Христианство это правильная религия а Ислам нет?

Рафаэль, Полностью согласен!

Рафаэль, ты же знаешь что троицу придумали через примерно 365 лет после смерти Иисуса

Абдуллах, а вы не думаете о тех у кого есть вопросы или может они хорошо не поняли содержание текста и поэтому пишут, спрашивают об этом именно в комментариях? И я считаю, что сюда не заходят те, которые разсжигают здесь ссоры и фитну( даже если есть, то их 1-2).и это не повод, чтобы из-за каких-то 1-2 "паразитов общества" отключать комментарии и не давать возможность правильным людям спрашивать о нужном , а автору отвечать, тем самым показывая им истинный путь! Не хотела вас чем-нибудь задеть; всего вам доброго)

Абдуллах, у ортодоксальных иудеев, в частности у хасидов - имя Б-га звучит, как Яхве, но по каким-то причинам, его нельзя произносить вслух, а во время молитв его имя заменяют на Эллохим, что в переводе на арабский тоже самое, что и Аллах, так вот загуглите изображение Яхве и посмотрите кого восхволяете! Для вас - это будет шоком!

Согласно мировоззрению у шиитов, их имамы имели совершенное знание обо всем, и знают больше пророка Мухаммада алайхи салату ва салам Спросите любого мусульманина, кто знает все обо всем, и он ответит: Аллах! Спросите об этом шиита, и он скажет: Имам. Шиитский мухадис №1, Мухаммад аль-Кулайни в своей книге передал очень много преданий, свидетельствующих об этом еретическом учении шиитов. Он передал, что имам Абу Абдуллах (Джафар ас-Садик, чист он от ереси шиитов) якобы сказал: «Если какой-то имам не знает, что произойдет с ним, и не знает каков будет его конец, он не является доводом над рабами Аллаха» [«Усули кафи» 1/427, №1(665)] Только посмотрите! Аллах сказал: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Сура Лукман, аят 34) Шиитский "ученый" аль Кулайни несколько глав в своей еретической книге посвятил отрицанию этого аята. Он назвал главу «Имамы знают, когда они умрут, и умирают лишь по собственному желанию» (Глава 47) , и главу «Имамы знают, что произошло и что произойдет, и ничто не остается скрытым от них» (Глава 48). Прочитав аят и эту главы, нам остается лишь отвергнуть аят, и стать неверными, или отвергнуть эти главы как гнусную ересь, и остаться мусульманами! Сеид Абдуллах Шуббар передал, что якобы имам Джафар ас-Садик сказал: «Клянусь Аллахом! Я знаю Коран Аллаха от начала и до конца. Знания небес и земли, того, что произошло и того, что произойдет, все (они) со мной» («Шархуль зияратуль джамия» стр 29). Кулайни передал, что Джафар ас-Садик сказал: «Я знаю то, что на небесах и то, что на земле. Я знаю тех, кто в раю, и тех, кто в аду. Я знаю всё то, что произошло до этого дня, и всё, что случится» («Усули кафи» 1/431, №2 (674). И он передал от имама Джафара, что тот сказал: «…если бы Муса и Хыдр были бы рядом со мной, я бы дал им понять, что знаю больше, чем они, и дал бы знать им обоим то, что они не знают. Потому что хоть Мусе и Хыдру были даны знания о прошедшем, им не было дано знание о том, что будет до судного дня. Мы получили эти знания в наследство от пророка» («Усули кафи» 1/431, №1 (673).) Аллаху Акбар! И есть ли большая ересь, чем эта. Аллах повелел своему пророку сказать: «Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей». (Сура Преграды, аят 188). Всевышний также сказал: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха». (Сура Муравьи, аят 65) И Он сказал: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (Сура Скот, аят 59). И Он приказал своему пророку (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказать: «Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении». Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?» (Сура Скот, аят 50). Аллах говорит, что Он знает всё, Он обладает знанием сокровенного, пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) говорит, что он не знает сокровенного! Шииты говорят, имамы знают всё, и научил их этому пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)! Как же эти лжецы могут говорить, что их научил этому пророк аляйхи саляту ва салям,когда пророк аляйхи салям сам этого не знал, и мы привели аяты выше. И как передал сеид Шуббар, имам Риза сказал: «Мы, посмотрев на человека, понимаем истинная ли его вера, или он лицемерит» («Шархуль зияратуль джамия» стр 26.) ! Судя по всему, согласно шиитам, имамы более знающие, чем пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)! Ведь Всевышний сказал: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения» (Сура Покаяние, аят 101). Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) не знал лицемеров! И это истина, ведь никто кроме Аллаха не знает, что в сердце! А шиитский имам, взглянув на человека, понимал истинное лицо его веры! Аузу биЛлях от таких нововведенцев и их мерзостей.

Adam Isaev никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам.

Шииты - мусульмане. Плохие-хорошие, не так читают намаз, больше уважают Али, чем других - но они мусульмане. Корни Вражды между сунитами и шиитами в том, что сунниты отстранили от власти законного халифа Али, и взяли власть в свои руки. И с тех пор льют друг на друга грязь. Я суннит, но от того, как сунниты, а особенно наши учёные, льют грязь на шиитов, клевещут, становится противно. У шиитов плюсов побольше, чем у многих суннитов - Иран живёт по шариату, женщины у них все покрытые, президенты (Ахмадинеджад) не воруют, американские базы у себя не располагают, в роскоши не купаются. А как живут "праведные" сунниты. Не буду говорить, все прекрасно знают. Любой, кто участвует во-вражде, словом или делом, является преступившим пределы, установленные Всевышним Аллахом. В св.Коране чётко предписаны отношения между мусульманами, без оговорок шиит ты или суннит. В хадисе сказано: "чтобы быть негодяем, достаточно иметь неприязнь к мусульманину".

Сунниты и шииты – подобно православию и католичеству, две крупнейшие конфессии в исламе. Больше тысячи лет обе ветви конфликтуют между собой, периодически втягивая в войны западные державы. Как ислам оказался разделен на два направления, и в чем суть многовековых разногласий?

Кто такие шииты и сунниты?

Раскол мусульман произошел в середине VII века. Повод прост и тривиален – это борьба за власть. В 632 году скончался основатель религии и первый правитель Арабского Халифата пророк Мухаммед. Его сторонники, решая вопрос, кто займет трон после него, разделились на 2 партии.

Одни предлагали на должность нового халифа двоюродного брата и зятя Мухаммеда – Али ибн Абу Талиба. Али был в числе первых мусульман и первым ребенком, принявшим ислам. Его сторонники стали называть себя шиитами – с арабского «приверженцы».

Другие ратовали за Абу Бакра – тестя Мухаммеда, одного из самых верных его сторонников и в целом уважаемого всеми человека. Эти люди получили имя сунниты – «праведники». Таким образом, изначально шииты и сунниты были политическими партиями Арабского халифата .

Шииты утверждали, что наследовать власть может только кровный родственник пророка. Лишь такой человек, имеющий в крови божественную истину, способен правильно трактовать Коран. Сунниты парировали: Коран не нужно трактовать, там и так всё подробно разъяснено, а потому нести Учение может любой достойный человек.

Почему шииты и сунниты враждуют друг с другом?

По итогу, Абу Бакра в выборах победил. Его наследником стал Умар, после него – Усман, а затем власть наконец передалась Али. Однако с новым наследником были согласны не все. Наместник Сирии и Палестины Муавия I заявил, что его провинция теперь независима, а также решил побороться за трон.

В 656 году развернулась Гражданская война, которая окончательно оформила разделение мусульман на шиитов и суннитов. Спустя 6 лет победу в войне одержал Муавия, а потому подавляющее количество современных мусульман представлено именно суннитами.

Сегодня среди всех мусульман сунниты составляют 85-87% верующих, шииты – остальные 13-15%. Впрочем, существуют ещё десятки региональных течений, насчитывающих от нескольких тысяч до нескольких миллионов человек.

Разделение исламских течений по странам. Ибадизм – отдельная небольшая ветвь ислама, отделяющая себя от других и насчитывающая до 3 млн человек

Разделение исламских течений по странам. Ибадизм – отдельная небольшая ветвь ислама, отделяющая себя от других и насчитывающая до 3 млн человек

Центр шиизма – Иран. Сунниты составляют подавляющее большинство в Турции, Египте и странах Средней Азии. Российские мусульмане на 97% тоже сунниты.

Основные различия

Раскол по политическим причинам со временем привёл и к религиозным различиям. Шииты считают, что имам – духовный лидер мусульман, личность святая, а любые его действия и намерения непогрешимы. Сунниты полагают, что все люди в равной степени уязвимы к пороку.

В целом, шииты трактуют Коран более свободно, подстраивая его под современные реалии . Например, верующий может по необходимости скрывать свои религиозные взгляды, молиться реже 5 раз в день и жениться бесчисленное количество раз, регистрируя браки по расчету. Шииты более дружелюбны к иноверцам.

Сунниты трактуют Коран буквально. Скрывать свою веру мусульманин может лишь для самозащиты, все молитвы обязательны, жениться можно только раз и навсегда, а иноверцы – это заблудшие души, которые, впрочем, невиноваты в своем невежестве.

Несмотря на различия, представители обоих течений молятся в одних мечетях и придерживаются одинаковых основополагающих религиозных правил. Сами мусульмане считают, что все конфликты между ними политические и ведутся радикальными исламистскими элементами.

Суннизм и шиизм – два крупнейших религиозных течения в исламе.

На протяжении веков представители обеих конфессий ведут друг с другом непримиримую борьбу, периодически устраивая кратковременные, но ожесточенные войны.

Однако, в чем между ними разница?

Почему ислам разделился на два направления?

Причина раскола мусульман проста и нетривиальна – это борьба за власть. В 632 году основатель ислама пророк Мухаммед умер. Его последователи разделились на два лагеря.

Одни мусульмане видели приемником мессии его двоюродного брата и зятя Али. Эти верующие стали именовать себя шиитами.

Другие мусульмане посчитали, что приемником, который должен возглавить народ, станет другой соратник пророка – Абу Бакра. Эти верующие назвали себя суннитами.

Таким образом, первоначально сунниты и шииты представляли собой две политические партии, в рамках одной неделимой религии.

Сторонников у Абу Бакра было больше, они проголосовали и передали трон ему. Затем власть перешла к Умару, а от Умара к Усману. Усман закончил жизнь плохо – его убили заговорщики. Обвинили в этом злодеянии Али, который, наконец, занял трон после смерти политического соперника.

Это спровоцировало Гражданскую войну, окончательно оформившую разделение религии на две ветви во второй половине VII века.

В чем разница между двумя конфессиями?

Исходя из первого параграфа, шииты считают, что духовными лидерами могут быть исключительно потомки пророка Мухаммеда. Они признают Али святым человеком и отрицают первых трех халифов, называя их узурпаторами.

Сунниты утверждают, что духовная власть может принадлежать любому человеку, главное чтобы он был её достоин. Али не почитается как святой, хотя и признается четвертым законным приемником Мухаммеда.

Шииты свободно трактуют Коран, подстраивая религиозные законы под реалии современного мира. Эти люди более веротерпимы, открыты ко всем новшествам и предоставляют больше свободы женщинам. Например, у шиитов легализованы краткосрочные браки, по существу – проституция.

Сунниты помимо Корана следуют суннам – жизненным принципам пророка Мухаммеда, отраженным в многочисленных преданиях о нём. Эти верующие живут по строгим догмам, установленным еще в VII веке и, не терпят никаких нововведений. Здесь кратковременные браки признаются бесчестьем, а представители других религий – заблудшими душами.

Шииты верят, что имам – духовный глава всех мусульман, не имеет грехов и назначен на своё место самим Аллахом. Сунниты утверждают, нет на Земле безгрешных людей.

В целом, сунниты следуют Корану буквально, шииты могут трактовать законы несколько иначе.

По сути это одна и та же религия. Представители обеих конфессий ходят в одни и те же мечети, совершают совместные молитвы и совместное паломничество в Мекку. Разрешены даже религиозные браки между шиитами и суннитами.

Сколько в мире шиитов и суннитов?

По разным оценкам, сунниты составляют от 85 до 87% от всех мусульман. Соответственно, шииты – 13-15% верующих.

Шииты сконцентрированы в Иране, Ираке и Азербайджане. Многочисленные общины расположены в Турции, Йемене, Пакистане, Афганистане и Сирии.

Сунниты составляют абсолютное большинство во всех остальных мусульманских странах – Саудовской Аравии, государствах Северной Африки, Средней Азии, Албании, Косово и т.д. Российские мусульмане на 97% тоже сунниты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: