Иск о лишении лицензии

Обновлено: 24.04.2024

Некоторые виды деятельности в РФ имеют разрешительный характер. То есть организация сначала должна получить от государства разрешение, и только потом приступать к избранной деятельности.

Право выполнять те или иные работы подтверждается лицензией. Этот документ свидетельствует, что организация прошла государственную проверку.

С 2015 года УК в сфере ЖКХ должны в обязательном порядке проходить государственную проверку и получать соответствующее разрешение, то есть лицензию. Без этого жильцы ее даже не смогут выбрать в качестве управленца своим многоквартирным домом.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Нарушение лицензионных требований управляющей организацией

Факт получения лицензии свидетельствует о том, что УК соответствует изложенным в законе требованиям. (ФЗ №255 от 2014 г.).

Если в течение одного года УК было допущено не менее двух нарушений при управлении многоквартирным домом (в дальнейшем МКД), то она может лишиться права им управлять.

В случае, когда нарушения были допущены в не менее чем 15% домов, которые находятся на обслуживании у УК, то лицензию у такой компании могут отозвать, аннулировать решением суда.

За деятельностью УК осуществляется лицензионный контроль, основной целью которого является выявление нарушений и их пресечение (часть 2 ст.196 ЖК РФ).

Проверкой деятельности УК занимается Госжилнадзор (ГЖН). Он вправе проводить как документальные, так и выездные проверки. Если в результате проверки будут выявлены какие-либо нарушения, они должны быть зафиксированы в протоколе.

Согласно п.2 ст. 196 ЖК РФ, должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, должны установить, что выявленные нарушения являются причиной действия либо бездействия сотрудников лицензиата.

Если осуществляется проверка документов УК, то ГЖН запрашивает необходимые документы, которые могут подтвердить факт нарушения. В случае обнаружения такового, у УК запрашивают пояснения по факту выявленных нарушений. Они должны быть предоставлены в десятидневный срок.

Если в результате будут обнаружены несоответствия, явные признаки нарушений или объяснения просто не предоставлены — назначается выездная проверка.

Ее результаты фиксируются актом проверки. Если нарушения будут установлены, то руководству УК выдается предписание с требованием устранить выявленные недочеты. Возможно и привлечение к административной ответственности, т. е. наложение взыскания.

За что могут лишить УК лицензии?

Поводом для аннулирования могут быть грубые нарушения лицензионных требований управляющей организацией:

  1. неудовлетворительное содержание систем внутреннего газового оснащения;
  2. нарушения использования лифтов; в течение 2х месяцев;
  3. нарушение правил содержания имущества МКД и предоставления коммунальных услуг, приведших к угрозе жизни или здоровью жителей МКД.

Также понести административное наказание УК может в случае:

  • искажения раскрываемой информации;
  • нарушении требований лицензии;
  • неоднократном неисполнение предписаний ГЖН;
  • нарушении процедуры лицензирования, например, предоставление претендентом на лицензию недостоверной информации и тому подобное;
  • систематическом невыполнении условий договора с МКД.

Необходимые основания

Лишить управляющую компанию лицензии можно только после соответствующего судебного решения.

Для начала судебного разбирательства по отзыву лицензии у управляющей компании Госжилнадзор должен подать иск.

Надо отметить, что суд только принимает решение, а отзывает лицензию именно ГЖН. Иск ГЖН должен основываться на выявленных проверкой или проверками нарушениях УК.

Безусловным основанием для подачи иска на лишение лицензии управляющей компании может быть систематическое невыполнение УК предписаний ГЖН.

Должно быть не менее двух невыполненных предписаний в год, которые повлекли за собой наложение на УК взысканий. Аннулировать лицензию могут в случае, если при управлении домами, в 15% из них были допущены нарушения требований обслуживания, не менее 2-х раз в год.

Порядок отзыва лицензии

Отзыв лицензии у управляющей компании ЖКХ происходит в том же порядке, что и выдача, только после прохождения инстанций следует обращение в суд.

Процедура по отзыву лицензии может длиться более года и состоит из таких этапов:

ГЖН в течение года фиксирует все нарушения лицензионных требований управляющей организацией и исполнение предписаний по ним.

Суд может либо сразу аннулировать действующую лицензию, либо потребовать исполнение уже решения суда по исправлению выявленных нарушений. Контроль за исполнением в таком случае возлагается на Госжилнадзор. Неисполнение постановления суда повлечет за собой аннулирование лицензии.

Юридическая ответственность за нарушения

За неисполнение своих обязанностей, УК будет нести ответственность согласно ст. КоАП и ЖК РФ:

  1. Нарушение правил содержания МКД — ст. 7.22 КоАП.
  2. Нарушение санитарных норм — ст.6.5 КоАП.
  3. Нераскрытие информации — ст.13.19.2 КоАП.
  4. Нарушения, связанные с передачей техдокументации по дому — ст.7.23.2 КоАП.
  5. Нарушения, связанные с энергоэффективностью и экономией электроэнергии — ст.9.16 КоАП.
  6. Несоблюдение техники пожарной безопасности — ст.20.4 КоАП.
  7. Нарушение условий договора — часть 3, пункт 2, ст.162 ЖК РФ .

За нарушение правил управления, на руководство компании может быть наложен штраф в размере от 50000 до 100000 рублей. Могут и дисквалифицировать, лишить права занимать руководящие должности в течение 3 лет. На саму УК, как на юридическое лицо, согласно ч. 1 ст.7.23.3 КоАП налагается штраф в размере от 150000 до 250000 рублей.

Ответ на вопрос о том, может ли УК работать без лицензии, будет однозначным — нет, лишенная лицензии управляющая компания не имеет права управлять домом.

За действия, совершенные в то время, когда лицензия приостановлена, согласно 2 ч. ст.7.23.3 КоАП — на руководство организации налагается штраф в размере от 100 тыс. до 20 тыс. На саму организацию — от 150 до 500 тысяч рублей.

Штраф накладывается как на осуществление своей деятельности без лицензии, так и за нарушение предусмотренных лицензией требований.

Заключение

В заключение можно сказать, что лишение лицензии управляющей компании – процесс долгий, сложный и неоднозначный. Далеко не факт, что при наличии систематических нарушений УК ее лишится. К тому же приостановка действия или вынесенное судом решение об аннулировании не означает, что деятельность УК прекращается.

До вступления в силу решения, она продолжает свою работу. Больше того, у УК есть право обжаловать судебное и любое другое решение либо вновь пройти процесс лицензирования.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Вот и случилось то, что мы ждали уже давно. Правительство РФ в постановлении от 13.09.2018 № 1090 утвердило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Когда они вступают в силу и что будет с теми управляющими организациями, кто их нарушит, расскажем сегодня.

За что аннулируют лицензии управляющих организаций в 2018 году

Грубые нарушения лицензионных требований

Правительство РФ в постановлении от 13.09.2018 № 1090 установило перечень грубых нарушений лицензионных требований. Подробнее о том, что это такое, рассказала Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований

Изменения внесены в постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» ‒ добавлены пункты 4(1) и 4(2). В первом перечислены грубые нарушения лицензионных требований. Во втором ‒ наказание за их совершение.

Грубых нарушений восемь, большинство из них вступают в силу с 23 сентября. Первое ‒ несоблюдение требований, установленных частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ (нарушение минимального перечня работ и услуг), повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан. Несоблюдение таких требований должно быть подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Второе ‒ непроведение управляющей организацией гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в доме.

  • для надлежащего содержания систем ВДГО в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410;
  • по эксплуатации, обслуживанию и ремонту лифтов, подъёмных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. Исключение ‒ выполнение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту перечисленного оборудования управляющими организациями самостоятельно.

Следующее грубое нарушение лицензионных требований ‒ неисполнение обязанностей по договору управления, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ ‒ незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления договоров с РСО в целях приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД.

Пятое грубое нарушение ‒ наличие у лицензиата признанной им или подтверждённой судом задолженности перед РСО в размере равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств. Имеется в виду любой долг перед ресурсниками. Оплата указанной задолженности не отменяет нарушение.

Что можно сделать? Рекомендуем не подписывать акты с задолженностью, то есть не признавать задолженность. Если же дело дошло до суда ‒ до вынесения решения гасить задолженность текущими платежами. Обязательно необходимо делать это до вынесения судебного решения, потому как факт последующей оплаты, после признания долга судом, уже не отменяет нарушения.

Шестое грубое нарушение лицензионных требований ‒ отказ от передачи в установленных законодательством случаях технической документации на дом и иных связанных с управлением домом документов, ключей от помещений общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, других технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им новой управляющей компании, ТСЖ, ЖК или ЖСК. Или, при непосредственном управлении, одному из собственников. Если данные собственника указаны в решении ОСС о выборе способа управления домом, документация отдаётся ему, если не указаны ‒ любому собственнику.

Грубым нарушением будет считаться также уклонение от передачи, нарушение порядка и сроков передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, технических средств и оборудования. Так что отнеситесь к ведению и хранению технической документации на дом со всем возможным вниманием.

Вы грубо нарушите лицензионные требования, если не прекратите деятельность по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ. Исключение ‒ продолжение такой деятельности в соответствии с положениями ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, то есть пока в доме не будет выбрана новая УО, ТСЖ или ЖК, или собственники не заключат договоры с РСО и договоры на содержание и ремонт общего имущества.

Ещё одним грубым нарушением будет нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных п. 13 Правил № 416. Речь идёт о незамедлительной ликвидации засоров во внутридомовой инженерной системе водоотведения и мусоропроводах, об устранении аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения.

Утешительная новость ‒ этот пункт вступает в силу с 1 марта 2019 года, поскольку и новые требования к аварийно-диспетчерским службам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 № 331, вступают в силу с 1 марта 2019 года.

Что будет, если грубо нарушить лицензионные требования

В КоАП РФ планируется внести соответствующие изменения. Статья 14.1.3 КоАП РФ будет дополнена частью 3, которая подразумевает новые штрафы за грубые нарушения лицензионных требований в размере от 300 000 до 350 000 рублей. Сейчас к административной ответственности могут привлечь по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

  • незаключение договора по газу и лифтам,
  • отказ от передачи технической и иной документации,
  • непрекращение управления домом после исключения из реестра,

в течение 12 месяцев после первого нарушения все дома управляющей организации исключается из реестра и она лишается лицензии.

При повторном грубом нарушении лицензионных требований, предусмотренных другими перечисленными пунктами, в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований из реестра лицензий исключат сведения о многоквартирном доме или домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

О чём ещё постановление № 1090

Помимо установленных перечня грубых лицензионных требований и ответственности за повторное их нарушение, постановление № 1090 в целом интересно для управляющих организаций. Оно уточняет перечень лицензионных требований по управлению МКД.

  • ведение реестра собственников,
  • соблюдение обязанности приступить к исполнению договора управления с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта в связи с заключением договора управления,
  • соблюдение ч. 6 ст. 198 ЖК РФ. Она о том, что исключение информации о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом. При этом с даты исключения сведений из реестра лицензиат не имеет права управлять МКД. Исключение ‒ случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.

Постановление устанавливает условия, при которых лицензирующий орган принимает решение о продлении срока действия лицензии. Результаты проверки должны показать, что лицензиат не нарушил сроки подачи заявления о продлении срока действия лицензии, он соответствует лицензионным требованиям и не имеет грубых нарушений лицензионных требований.

В документе уточняется перечень технической документации на дом и других документов, которые связаны с управлением МКД. Уточняется список технических средств и оборудования, которые ответственные лица обязаны принимать, хранить и передавать.

Так, в состав связанных с управлением домом документом нужно будет включать реестр собственников помещений в МКД (его ведение предусматривает ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ) и составленный с учётом требований законодательства о защите персональных данных список лиц, которые по решению ОСС используют общее имущество дома на основании договоров.

  • обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления МКД, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
  • соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
  • порядку размещения информации в ГИС ЖКХ в соответствии с законодательством РФ и требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Как не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований при организации аварийно-диспетчерского обслуживания жителей

В нашем новом сервисе (программе) «АДС на 100%» мы учли все требования вышеупомянутого закона, а также требования ПП РФ № 354, Постановления Госстроя № 170 и ГОСТа 56037-2014.

Помимо соблюдения ПП РФ № 416 и ПП РФ № 1090, сервис позволяет перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат, упростить работу с обращениями жителей и третьих лиц, интегрирован с IP-телефонией и ГИС ЖКХ, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В качестве бонуса управляющие компании получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.

В сервис «АДС на 100%» мы включили все возможности традиционных систем для ПК и дополнили их современными инструментами. Это позволяет сервису совершенствовать работу управляющей организации любого размера. Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей, и привлечь больше клиентов.

Таким образом, использование сервиса «АДС на 100%» гарантирует УО, что они будут полностью соответствовать всем лицензионным требованиям законодательства, в следствии чего их позиция на рынке укрепиться.

А самое приятное в сервисе «АДС на 100%» — это его цена, она составляет всего 1900 рублей + 40 рублей за МКД в месяц.

ЖК РФ чётко определяет кто, за что и в каком порядке лишает управляющую организацию лицензии. Но в нормативно-правовых актах указан и способ избежать этого, не позволив органу ГЖН исключить из реестра лицензий многоквартирный дом. Читайте о том, как это сделать в рамках действующего законодательства.

За какие нарушения по КоАП РФ дом исключается из реестра лицензий

Из-за чего дом могут исключить из реестра лицензий

Процесс и основания лишения управляющей организации лицензии подробно изложены в ст. ст. 198, 199 ЖК РФ. Главным этапом этого процесса становится исключение из реестра лицензий УО многоквартирных домов, площадь которых составляет 15% и более от площади всех МКД, находящихся в управлении у организации (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

  • им выносились предписания в отношении УО за нарушения, допущенные при управлении домом;
  • суд привлекал УО к административной ответственности за неисполнение этих предписаний.

При этом управляющие организации должны иметь в виду, что к исключению дома из реестра лицензий приводит неисполнение предписаний по нарушениям не только ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но и любых других статей КоАП РФ (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ).

Каким образом собственников информируют об исключении их дома из реестра лицензий

Конечно, управляющей организации лучше не доводить ситуацию до момента, когда орган ГЖН получит основания для лишения её права управлять многоквартирным домом. Но если такая ситуация произошла, у УО ещё есть возможность воспрепятствовать подобному исходу.

Согласно ч. 1 ст. 197 ЖК РФ, орган ГЖН обязан проинформировать собственников помещений в доме о том, что у ведомства есть основания для исключения данного МКД из реестра лицензий субъекта РФ в связи с нарушениями, допущенными управляющей организацией. Также собственники информируются о принятии решения об исключении дома из реестра и об обращении органа ГЖН в суд для лишения управляющей организации лицензии.

Порядок и сроки направления такой информации собственникам помещений в доме установлены в «Правилах информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом», утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 № 289 (далее – Правила № 289).

Согласно п. 4 Правил № 289, орган ГЖН обязан известить об указанных в ч. 1 ст. 197 ЖК РФ обстоятельствах орган местного самоуправления в течение трёх рабочих дней с момента возникновения таких обстоятельств.

Орган МСУ в свою очередь в течение трёх рабочих дней с момента получения информации от органа жилнадзора извещает о сложившейся ситуации собственников помещений в многоквартирном доме, который надзорное ведомство собирается исключить из реестра лицензий (п. 5 Правил № 289).

Информация размещается в общедоступных местах: на информационных досках в подъездах дома или в пределах придомового участка. Также сведения должны быть размещены на сайте органа МСУ.

При отсутствии должного информирования УО имеет право подать в суд и оспорить решение органа ГЖН об исключении дома из реестра лицензий (решение АС Республики Хакасии от 01.06.2017 по делу № А74-295/2017).

Как собственники могут предотвратить исключение их дома из реестра лицензий

В извещении собственников о наличии оснований исключить их дом из реестра лицензий УО уполномоченный орган обязан рассказать о праве собственников помещений в МКД наложить вето на решение органа ГЖН (пп. «б» п. 7 Правил № 289).

Это право собственников зафиксировано в ч. 7 ст. 198 ЖК РФ и может быть реализовано в течение двух месяцев со дня информирования, проведённого в установленном Правилами № 289 порядке.

Чтобы это сделать, собственники помещений должны проголосовать на общем собрании о пролонгации договора управления с управляющей организацией. Собрание должно быть проведено в соответствии со ст. ст. 44–46 ЖК РФ. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов собственников, принявших участие в ОСС (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

О принятом на ОСС решении собственники или сама УО должны уведомить орган ГЖН в течение трёх дней с момента проведения собрания, направив копии протокола заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В таком случае орган ГЖН не имеет права исключить дом из реестра лицензий (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ).

При этом ненаправление собственниками копии решения ОСС в орган ГЖН не может считаться основанием для исключения дома из реестра лицензий субъекта РФ (постановление Третьего ААС от 29.09.2017 по делу № А74-295/2017).

За что аннулируют лицензии управляющих организаций в 2018 году

Как УО предотвратить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

В случае, если у органа Госжилнадзора появились основания для лишения управляющей организации права управлять многоквартирным домом, а УО стремится это право сохранить, то ей следует использовать возможность, изложенную в ч. 7 ст. 198 ЖК РФ.

Если, несмотря на принятое собственниками в установленном порядке решение, орган ГЖН исключит дом из реестра лицензий, управляющая организация вправе обратиться в суд с иском и оспорить действия ведомства.

Также УО может выиграть судебный процесс, если докажет, что орган жилищного надзора не уведомил о предстоящем исключении дома из реестра лицензий орган местного самоуправления, или что надлежащим образом не были проинформированы собственники помещений в доме.

Быстро, в установленные сроки, УО может провести общее собрание собственников по вопросу пролонгации договора управления, используя сервис «ОСС на 100%». Узнайте, как это сделать.

Дело № А70-12160/2018 из п. 45 обзора судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2020).

Административный орган: Государственная жилищная инспекция Тюменской области

Заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью

Требование: об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Суть нарушения: отсутствие в реестре лицензий сведений об управлении многоквартирными домами более шести месяцев

Правовая позиция СКЭС ВС РФ:

(председательствующий — судья Павлова Н.В., судьи — Пронина М.В., Тютин Д.В.)


(1) имело лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте РФ, но

(2) деятельность по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев фактически не осуществляло и не вносило в связи с этим соответствующие сведения в реестр лицензий субъекта РФ,

то (3) лицензия не аннулируется.

Из п. 45 обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2020)

Отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть не реализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Общество имело лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

На заседании лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

Основанием для принятия указанного решения послужило отсутствие сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации более шести месяцев.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявленные требования удовлетворены.

Суды исходили из факта отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев. Поскольку с момента получения лицензии лицензируемая предпринимательская деятельность обществом фактически не осуществлялась, суды сочли это обстоятельство основанием для аннулирования лицензии.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и отказала в удовлетворении заявленных требований, обратив внимание на следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). То есть, лицензия это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона N 99-ФЗ, ни положениями ЖК РФ.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Вопросам лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами посвящен раздел X ЖК РФ.

ЖК РФ также установлен судебный порядок аннулирования лицензии. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Согласно ч. 6 ст. 192 ЖК РФ положения Закона N 99-ФЗ в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным ЖК РФ.

Основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены ч. 2 ст. 199 ЖК РФ.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 485-ФЗ) указанная норма была дополнена фразой: "а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат".

Этим же Законом в ст. 198 ЖК РФ введены чч. 5.2 - 5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Часть 2 ст. 199 ЖК РФ в редакции Закона N 485-ФЗ изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в чч. 5 - 5.4 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Анализ названных положений ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании ч. 2 ст. 199 ЖК РФ в редакции Закона N 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Норма ч. 2 ст. 199 ЖК РФ в совокупности с положениями раздела X ЖК РФ в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, является противоправным и влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Таким образом, отсутствие в управлении общества многоквартирных жилых домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии у общества при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает общество возможности заниматься определенным видом деятельности.

Результат: арбитражный суд первой инстанции (судья Сидорова О.В.) лицензию аннулировал, суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение суда без изменения, СКЭС ВС РФ все судебные акты отменила, в удовлетворении требований об аннулировании лицензии отказала.

Аналогичные определения СКЭС ВС РФ:

Ранее сформированные правовые позиции в части правовой природы аннулирования лицензии:

пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»,

постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 15211/08.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Банка России от 23 октября 2020 г. "Банк России обратится в суд c иском о ликвидации ряда бывших страховщиков, лишенных лицензий"


Обзор документа

Информация Банка России от 23 октября 2020 г. "Банк России обратится в суд c иском о ликвидации ряда бывших страховщиков, лишенных лицензий"

Банк России по результатам мониторинга установил, что ряд организаций, у которых отозваны все лицензии на страховую деятельность, не исключили из своих наименований слова "страхование", "перестрахование", "взаимное страхование", "страховой брокер", а также производные от них. По закону об организации страхового дела такие организации в течение 90 рабочих дней со дня отзыва всех лицензий должны принять решение о переименовании и внести соответствующие изменения в устав либо принять решение о своей ликвидации.

В связи с этим Банк России, согласно требованиям закона, подготовит обращения в суд о ликвидации следующих юридических лиц: Общество с ограниченной ответственностью "Страховая брокерская компания "Альтернатива плюс", Некоммерческая корпоративная организация Потребительское общество взаимного страхования "Народные кассы", Общество с ограниченной ответственностью "Страховой брокер "ТИСС", Акционерное общество "Восточно-Сибирское железнодорожное акционерное страховое общество".

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Обзор документа

ООО "Страховая брокерская компания "Альтернатива плюс" лишилась лицензии, но не исключила из своего наименования указание на страхование в установленные 90 дней.

То же касается некоммерческой корпоративной организации Потребительское общество взаимного страхования "Народные кассы", ООО "Страховой брокер "ТИСС", АО "Восточно-Сибирское железнодорожное акционерное страховое общество".

В связи с этим ЦБ готовит обращения в суд о ликвидации этих компаний.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: