Иск к фсс об отказе выплат

Обновлено: 28.03.2024

и социальной защиты

от 12 февраля 2020 г. N 62н

ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ О НЕСОГЛАСИИ С ВЫНЕСЕННЫМ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕМ О НАЗНАЧЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПО СТРАХОВАНИЮ ИЛИ ОБ ОТКАЗЕ В НАЗНАЧЕНИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила подачи и рассмотрения жалоб о несогласии с вынесенным территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальный орган Фонда) решением о назначении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - обеспечение по страхованию), включая несогласие с установленным данным решением размером обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию (далее - жалоба).

2. Жалоба может быть подана застрахованным или лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , либо их законным или уполномоченным представителем (далее - заявители).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2019, N 52, ст. 7804.

3. Жалоба подается в вышестоящий орган территориального органа Фонда - Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) и рассматривается им в соответствии с настоящим Порядком.

4. Жалоба подается в Фонд в письменном виде или в электронном виде. Жалоба в письменном виде может быть подана на личном приеме заявителя, а также может быть направлена по почте.

5. Прием жалоб в письменном виде осуществляется на личном приеме должностными лицами Фонда в соответствии с утвержденным графиком работы.

Время приема жалоб совпадает со временем работы Фонда.

В случае если жалоба подается на личном приеме, заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если жалоба подается на личном приеме законным или уполномоченным представителем, также предъявляется документ, подтверждающий его полномочия.

6. В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:

а) личного кабинета получателя социальных услуг на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) (в случае если решение о назначении обеспечения по страхованию или об отказе в назначении обеспечения по страхованию было получено посредством Единого портала);

в) портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими (далее - система досудебного обжалования) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. В жалобе указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства заявителя с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность заявителя;

б) наименование территориального органа Фонда, решение которого обжалуется;

в) сведения об обжалуемом решении территориального органа Фонда;

г) основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;

д) требования заявителя;

е) способ получения решения по жалобе.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

К жалобе прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя, а также документы (их копии), подтверждающие доводы заявителя (при наличии).

В случае подачи жалобы законным или уполномоченным представителем к жалобе прилагается копия документа, подтверждающего его полномочия.

8. При подаче жалобы в электронном виде сведения и документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, представляются в электронном виде. При этом жалоба и прилагаемые документы подписываются простой электронной подписью заявителя.

9. Жалоба, поступившая в Фонд, подлежит регистрации не позднее следующего за днем ее поступления рабочего дня.

Жалоба рассматривается в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации.

10. При непредставлении заявителем документов (их копий), необходимых для рассмотрения жалобы, Фонд вправе запросить в территориальных органах Фонда, компетентных органах и организациях сведения, необходимые для рассмотрения жалобы, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

11. В случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, Фонд вправе принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы, но не более чем на десять рабочих дней. О принятом решении Фонд уведомляет заявителя способом получения решения по жалобе, указанным в жалобе.

12. По результатам рассмотрения жалобы Фондом принимается решение:

а) об удовлетворении жалобы полностью или в части и отмене обжалуемого решения территориального органа Фонда полностью или в части;

б) об отказе в удовлетворении жалобы и оставлении обжалуемого решения территориального органа Фонда без изменений;

в) об оставлении жалобы без рассмотрения.

13. Решение по результатам рассмотрения жалобы должно содержать:

а) основание принятия решения;

б) в случае принятия решения об удовлетворении жалобы полностью или в части - порядок и сроки его исполнения территориальным органом Фонда.

В случае удовлетворения жалобы полностью или в части обжалуемое решение территориального органа Фонда отменяется.

14. О принятом решении Фонд в течение трех рабочих дней со дня его принятия уведомляет территориальный орган Фонда, решение которого обжалуется, и заявителя способом получения решения по жалобе, указанным в жалобе.

Если в жалобе не указан способ получения решения, уведомление о принятом решении направляется тем способом, которым поступила жалоба.

15. Фонд оставляет жалобу без рассмотрения в следующих случаях:

а) отсутствие в жалобе сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" пункта 7 настоящего Порядка, а также копии документа, подтверждающего полномочия представителя в случае, если жалоба подается представителем;

б) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Фонда, территориального органа Фонда, а также членов их семей;

в) текст жалобы, фамилия, адрес места жительства заявителя, указанные в жалобе, не поддаются прочтению.

16. В случае оставления жалобы без рассмотрения заявителю направляется письменное мотивированное уведомление о принятом решении в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка с указанием оснований, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка.

17. Заявитель услуг вправе отозвать жалобу до даты принятия Фондом решения по жалобе. Жалоба, которая отозвана заявителем, не подлежит рассмотрению, а начатое рассмотрение подлежит прекращению не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления об отзыве жалобы. Отзыв жалобы заявителем не лишает его права на направление повторной жалобы по тем же основаниям.

18. Фонд обеспечивает:

а) прием заявителей в специально оборудованных помещениях или отведенных для этого кабинетах;

б) условия для приема и рассмотрения жалоб;

в) прием жалоб, поданных заявителями всеми способами, предусмотренными настоящим Порядком;

г) информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалоб посредством размещения информации на официальном сайте Фонда и официальных сайтах территориальных органов Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на информационных стендах в помещениях территориальных органов Фонда, по телефону, посредством письменных разъяснений, путем электронного информирования, на личном приеме.

19. Для рассмотрения вопросов, связанных с реализацией настоящего Порядка, Фондом создается комиссия по рассмотрению жалоб (далее - Комиссия), в состав которой входят ответственные должностные лица Фонда, а также на паритетной основе представители сторон социального партнерства.

Комиссия по рассмотрению жалоб является постоянно действующим совещательным органом Фонда. Положение о Комиссии утверждается Фондом.

20. Фондом регулярно осуществляется комплексный и тематический анализ рассмотрения жалоб, в соответствии с которым формируется аналитическая справка, направляемая в Комиссию. Периодичность представления аналитической справки устанавливается Комиссией.

21. По итогам рассмотрения аналитической справки Комиссия дает Фонду рекомендации по:

а) изданию распорядительных документов с целью устранения имеющихся недостатков, принятию мер по совершенствованию работы по рассмотрению жалоб;

б) формированию практики применения законодательства по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

в) подготовке предложений, направленных на совершенствование законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Нередки ситуации, когда работодатель (страхователь), произведя выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и подав в Фонд социального страхования заявление (о возмещении расходов), получает отказ.

Разберем различные случаи отказа в возмещении расходов, понесенных работодателями на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также причины принятия Фондом соответствующих решений.

Нормативно-правовое обоснование

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ) устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В силу части 1 статьи 3, части 1 статьи 4 Закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств ФСС РФ.

Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.

В силу пункта 5 названной статьилицами, работающими по трудовым договорам, в целях Закона№ 255-ФЗ, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

Частью 1 статьи 14Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Согласно части 2 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ, в том числе, страховым случаем по обязательному социальному страхованию признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ).

Итак, для возникновения у работодателя обязанности по выплате страхового обеспечения по рассматриваемому виду социального страхования необходимо:

  • наличие трудовых отношений на дату наступления страхового случая;
  • непосредственно наступление страхового случая;
  • документальное подтверждение наступления страхового случая.

Принятия Фондом решения о возмещении страхователю страховых взносов

Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Следовательно, Фонд социального страхования в силу закона наделен полномочиями по контролю и проверке правильности расходования денежных средств на выплату страхового обеспечения.

Важно! Интересы сотрудника, имеющего право на получение пособий по государственному социальному страхованию, в данном случае не затрагиваются.

При подаче заявления юридическим лицом с требованием возместить произведенные в пользу застрахованного лица страховые выплаты Фонд проводит проверку.

В ходе проверки Фонд при наличии необходимости запрашивает документы, которые, в первую очередь, подтверждают трудовую деятельности и непосредственно осуществление выплаты в пользу застрахованного лица.

Кроме того, в случае возникновения у Фонда сомнений в реальности трудовых отношений, наличия сомнений в правомерности выплаты по страхованию Фондом могут быть запрошены и иные документы, например:

  • диплом об образовании — для установления факта соответствия лица занимаемой должности;
  • копия трудовой книжки — для оценки способности выполнения соответствующей функции застрахованным лицом;
  • табель учета рабочего времени — для подтверждения нахождения работника на рабочем месте;
  • результат осуществляемой деятельности — например, какой-либо овеществленный предмет, если работа связана непосредственно с созданием новых объектов; если деятельность связана с работой с людьми можно, к примеру, представить отчет о работе из автоматизированной информационной системы, а также иные доказательства, подтверждающие реальность осуществления деятельности.

Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать реальность трудовых отношений с застрахованным лицом.

Со своей стороны, Фонд в случае отказа должен подтвердить надлежащими доказательствами вывод о создании искусственной ситуации, направленной на незаконное возмещение средств Фонда.

При проведении проверок нередки случаи, когда у Фонда возникают сомнения в объективной необходимости введения новой должности. Конечно, работодатель в случае появления сомнений со стороны Фонда может представить доказательства наличия такой необходимости. Например, представить документы, указывающие на расширение предприятия, рост количества заказов со стороны контрагентов и др.

Между тем, суды придерживаются той позиции, что целесообразность принятия новых работников, определение порядка распределения должностных обязанностей между работниками является прерогативой работодателя и не входит в компетенцию Фонда.

Вызывает определенные сомнения у Фонда заключение трудового договора с работником в период осуществления последним ухода за ребенком.

Однако, такие обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий работодателя, так как в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, в частности, по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Следовательно, непринятие на работу женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, напротив, будет нарушением действующего трудового законодательства.

Следует отметить, что в тех случаях, когда в результате проверки, проведенной Фондом, будет установлено, что лицо принято на должность незадолго до наступления страхового случая, не соответствует требованиям, предъявляемым к должности, фактически (при наличии заключенного трудового договора) трудовую деятельность не осуществляло, доказательства наличия результатов труда не представлены, Фонд вполне обоснованно (с точки зрения судов) может отказать в возмещении расходов на цели социального обеспечения.

Позиции высших судов относительно полномочий Фонда

Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 2901/04 указано, что руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 № 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.

Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют правовое значение в том случае, если по результатам проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности получения денежных средств из ФСС РФ под видом возмещения пособия по беременности и родам и единовременного пособия.

Таким образом, Фонд вправе оценивать трудоустройство застрахованных лиц как фиктивное, делать выводы о необходимости трудоустройства работников, устанавливать действительность возложенных на работника функций, поскольку Фонд наделен полномочиями по оценке обоснованности и документального подтверждения заявленных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию.

В следующем номере мы разберем иные случаи, когда Фонд социального страхования отказывает в возмещении произведенных выплат по обязательному социальному страхованию.


Жалоба на ФСС — это обращение к руководству или в вышестоящее отделение фонда с целью восстановления нарушенных прав заявителя. О том, куда и как подать жалобу и что необходимо в ней указать, подробно расскажем в статье.

Правила подачи жалобы на действия (бездействие) сотрудников ФСС

С 2012 года в России приняты единые Правила подачи жалоб на оказывающие услуги органы государственной власти (постановление Правительства РФ «О порядке. » от 16.08.2012 № 840).

Важно! В соответствии с п. 1 Правил в административном порядке обжалуются действия или бездействие государственных служащих, сотрудников фондов (ФСС, ФОМС, ПФР), государственных корпораций, многофункциональных центров при оказании ими государственных услуг гражданам и организациям.

Примерный перечень ситуаций, при наличии которых гражданин или организация могут обратиться с жалобой на ФСС в административном порядке, перечислен в п. 11 Правил. Среди них:

  • необоснованный отказ в предоставлении государственной услуги;
  • отказ в приеме документов у заявителя;
  • требование платы за услугу, оказываемую бесплатно;
  • требование от заявителя документов, не предусмотренных административным регламентом оказания соответствующей услуги;
  • нарушение сроков оказания услуги.

Куда писать жалобу на ФСС

Согласно п. 8 Правил жалоба подается по месту возникновения нарушения прав гражданина или организации в орган, который ответственен за оказание конкретной услуги. Применительно к ФСС эта норма реализуется следующим образом:

  • если обжалуются действия сотрудника местного отделения фонда — руководителю отделения;
  • если обжалуются действия руководителя местного отделения — в региональное отделение ФСС;
  • если обжалуется решение регионального отделения фонда — собственно в ФСС.

Важно! Обращение с жалобой в административном порядке, то есть в вышестоящие структуры фонда, не лишает гражданина или организацию права обратиться в прокуратуру или суд за защитой своих прав. Жалоба на ФСС в инстанции (помимо самого фонда) подается по общим правилам, предусмотренным законом «О порядке. » от 02.05.2006 № 59-ФЗ, ГПК РФ или АПК РФ.

Как составить жалобу

Требования к содержанию жалобы определены в п. 3 Правил — при подаче жалобы в структурные подразделения ФСС — и ст. 7 ФЗ № 59 — при подаче жалобы в прокуратуру. Жалоба должна содержать:

  • название органа, куда подается жалоба, или название должности и инициалы руководителя, которому адресуется жалоба;
  • инициалы и адрес заявителя или наименование и юридический адрес для компании; номер телефона для связи; адрес электронной почты, если заявитель хочет, чтобы ответ ему был направлен по электронной почте;
  • дату составления жалобы;
  • информацию о действии или решении сотрудника ФСС или отделения фонда, которое обжалуется;
  • доводы заявителя (ссылки на нормативные акты, документы и т. д.), которые подтверждают наличие нарушений со стороны сотрудников ФСС;
  • просьбу заявителя об устранении возникшего нарушения его прав.

Жалоба в письменной форме заверяется подписью заявителя или его представителя.

Для справки: написать жалобу в ФСС или прокуратуру можно в свободной форме на листе формата А4, если жалоба направляется в письменном виде; от руки или при помощи печатной техники. Формализованного бланка или специальных требований к оформлению жалобы не предусмотрено.

Порядок и способы направления жалобы

Подать жалобу в ФСС или прокуратуру можно как в рукописном, так и в электронном формате. Так, согласно пп. 5 и 6 Правил в сам ФСС жалоба может подаваться следующими способами:

  • по почте;
  • лично в отделение фонда уполномоченному сотруднику или при приеме граждан руководством отделения фонда;
  • через МФЦ;
  • в электронном виде через сайт регионального отделения ФСС или самого ФСС, через портал «Госуслуги»;
  • через электронную приемную ФСС для подачи жалоб.

Если жалоба подается в ФСС, то срок ее рассмотрения — до 15 рабочих дней. Если предмет жалобы — отказ работника ФСС в приеме документов или исправлении ошибок в документации, то срок ее рассмотрения, согласно п. 15 Правил, до 5 рабочих дней. При обращении в прокуратуру срок рассмотрения — 1 месяц.

Результат рассмотрения жалобы

По итогам рассмотрения жалобы руководитель отделения ФСС принимает решение об удовлетворении либо об отказе заявителю. В случае положительного решения нарушение прав заявителя должно быть устранено в течение 5 дней с момента принятия решения.

Прокурор после рассмотрения жалобы заявителя в случае согласия с его доводами принимает необходимые меры прокурорского реагирования, то есть выносит в адрес ФСС представление об устранении нарушений. Вынесенное представление должно быть безотлагательно рассмотрено. Выявленные нарушения устраняются в течение 30 дней (ст. 24 ФЗ «О Прокуратуре. » от 17.01.1992 № 2202-1).

О результатах рассмотрения жалобы и принятых мерах заявителю сообщается путем направления ответа по почте или электронной почте.

Итоги

В законодательстве достаточно подробно прописан порядок подачи жалобы на действия или бездействие работников ФСС, регламентированы сроки их рассмотрения. Основное внимание в жалобе следует уделить не техническим вопросам или ее оформлению, а содержанию, то есть доводам, подтверждающим правоту заявителя.

  • ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1
  • закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2.05.2006 № 59-ФЗ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Мне не оплачивают фсс больничный лист с 18 ноября по 30 декабрь и 31 декабрь по 25 февраль Петропавловск камчатки мотивируют что мой больничный лист оформлен,с на рушением,я обратиться в фсс России и башкирии,пришел ответ что нет нарушений,уже 4 месяца меня футболят,буду обращаться в прокуратуру Петропавловск камчатки на фсс камчатки

подала на выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в начале сентября.выплат нет.дозвонится до фсс не реально,у меня трое детей.куда и как дальше идти?фсс хоть бы трубку брали и с людьми общались

Пермский край остался без памперсов! Средство первой необходимости! Инвалиды лежачие 1 группы ждут памперсы с начала года! Когда будут - неизвестно. Рег. ФСС предлагает покупать самим в аптеке по 50 руб., а возмещать будут по 16! Где выход? Где справедливость?! Никакого сострадания к больным людям!

Я живу РБ с Бураево который день хожу на ФСС не работает мне сказали она декрете я вышла декрет родила ребенка 21 декабря мне уже 3месец не платят едивременный пособия ребенка ещё пособия ребенка до 1 года жду что за безбордак это деньги для ребенка

Бардак ! Сколько можно ждать выплат ? Прислали какой-то кусок !Как подачку ! И то не в срок !Ужас,буду жаловаться.

Полный бардак! Пособие по уходу за ребёнком не оплачивают, на Эл обращение не отвечают. На звонки тоже! Ужас какой то.

Полный бардак с больничными 3 отдано начиная с ноября уже 4 месяц идёт ни копейки фсс не перевёл дозвониться не возможно можно только сдохнуть и им это на руку

25.01.21 отправлен больничный по беременности и родам, выплаты до сих пор не получила. На это строго даётся 10 дней,буду подавать заявление в прокуратуру, надоело такое безобразие. Телефоны ни какие не отвечают.

Здравствуйте, я тоже по бир больничный сдала 25.01.2021 ,тоже по сей день информации 0.
Вы отслеживаете статус в личном кабинете фсс?если да,то какой он у Вас?

Да отслеживаю статус каждый день, с 24.02 статус стоит исполнение платежа,но средства так и не поступили

ФСС в сбп оплатили только 3 дня больничного вместо 8 и те с задержкой в месяц. Написала 4 жалобы, в том числе, через госуслуги, никакого ответа, просто игнорирование! По указанному на сайте телефону дозвониться невозможно: занято круглые сутки! Это просто издевательство! Сегодня составлено обращение в ген.прокуратуру по данному факту!

С 18.12 в декрете до сих пор нет выплаты декретных, трубки не береюут, на обращения не отвечают, просто барак!

Сколько можно?! Это какое-то издевательство. Первый больничный лист сдала 12 января, 21 января второй больничный, 3 сдала 4 февраля. Выплат нет! Зато есть четверо детей! Дурдом на дурдоме! Никто ничего не объясняет.

Почему на ФСС некорректно отображена информация о выплате и сменах.Выплаты за декабрь 2020г не получила,и за январь 2021г.

21.01.2021 сдала больничный по уходу за ребёнком работодателю. Оплаты до сих пор нет! Что за бардак происходит в фсс, почему до такой степени не налажена работа. Когда наконец разродятся и оплатят. Или забыть можно . 😡

Почему фсс задерживает выплату компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР и ПОИ.сдали чеки 25.11.2020г и до сих пор ничего не получили,только обещают что вот деньги поступят и переведем,а по факту ничего.

Добрый день! Почему Фсс ссылается на гражданский кодекс, при несвоевременной выплате пособия по нетрудоспособности? Какая связь? У фсс и физ. лица никаких договоров по выплате пособий не заключено.

23 декабря сдала первый больничный, второй 22 января, третий 29 января, выплат нет, фсс не хочет ни чего объяснять

Нет выплат по больничному листу. Отдала 9 Января. Сегодня уже 2 февраля. Заявление было подписано и отправлено 19 января. Всем уже оплатили больничный, а мне нет. Буду писать в прокуратуру.

С 24 декабря не оплачивают больничный, фсс не чего не говорят, примите меры или будет жалоба и губернатору и в прокуратуру

Почему соц страхования не работают с марта месяца из за карантина все работают по приказу президента а у нх карантин они даже трубки не берут я не могу уже две недели получить ТСР слуховой аппарат ,что за бардак чем они там занимаються и за что им идет зарплата?Буду жаловаться выше в Москву.

С 04.01.2021нахожусь в декретном отпуске
Выплат не каких ещё не поступило. Статус элн не отслеживается. Как долго ещё ждать выплат?

С 10.01.21 нахожусь в отпуске по беременности, сдала все документы работадателю и их отправили 26.01.21- выплат не было, ошибок не было, просто вернули обратно; пыталась до них дозвонится без успешно-трубки не берут, сама поехала-на меня посмотрели как на больную и сказали к работодателюс вопросами, на этой ноте созвонилась с бухгалтерией и они были удивлены почему еще не выплатили, так как отчета с какими то комментариями по ошибкам в документах не поступало, отправили заново, у работодателя все приняли завизировав эп, а у меня в лк фсс стоит надпись готов к отправке извещения -если верить их сайту, пособия не будет, если работодатель не исправит ошибку, а у работодателя отображается что все принято и ошибок нет. Сколько еще ждать до родов или меня фсс доведнт до преждевременных вместе с банками, которые просят погасить задолжность которая образовалась не по моей вине?кто должен отвечать и платить компенсации?

Сегодня сотрудница поехала в ФСС выяснять что такое. Нет выплат по больничным и по 1 декрету, хотя сроки уже прошли. Если не юудет результата завтра через госуслуги в прокуратуру отпишу.

Здравствуйте, подскажите пожалуйста когда должны приходить пособие по уходу за ребёнком до полутора лет. Я сегодня позвонила в фсс, чтобы узнать с какого по какое число должны поступить деньги. Мне ответили с 1 по 15. Я сказала, но сегодня же 15,а денег так и нет. Мне ответили, ещё целый день впереди. Но выплата так и не поступила на мой счёт. Разберитесь пожалуйста, город Смоленск

Здравствуйте,с 23 .11.2020 нахожусь на больничном по беременности и родам сегодня 25 декабря до сих пор нет выплаты,это разве правомерно?

11 декабря 2020 года мне исполнилось 65 лет. Согласно постановления правительства меня отправляют, как работающего пенсионера на больничный лист с 12 декабря. Теперь выясняется что его оплатят только с 15 декабря ,остальные три дня не будут оплачены, Правомерно ли это и к кому обращаться по данному вопросу , кроме работника ФСС Лыговой ?

Добрый день! Возник вопрос по оплате больничного листа. Передан в ОЦОр в ФСС 11.12.2020 г.,на текущий момент оплата не произведена. При вызове на номера 242-80-03, 242-67-99 постоянно занято или говорят это квартира. Прошу проконсультировать в данном вопросе.

Необоснованно отказано в выплате страховки по Covid 19 заболела в отпуске на 10 день от выхода в отпуск,работаю в ренген кабинете. в страховке отказано .почему не понятно. в письменном виде предоставлено не было.

1. Вы не особщили работодателю как требует ТК РФ об ухудшении своего здоровья. По этой прицине он и не знает о заболевании. 2. Работодатель создал комиссию. Расследовал случай возможного заболевания. Но не нашёл подтверждения вашего заболевания связанного с оказанием вами медицинской услуги.

Здравствуйте!Предоставила больничный от 07.10.2020г. и заявление на декретный отпуск 07.10.2020 в организацию,до сих пор декретные не выплачены. Срок родов 12.12.2020

фсс не оплачивает за лекарства по акту о проф. заболевании.Лекарства купил 30-го сентября.Они говорят что надо было купить после 1-го октября, так как программа реабилитации пострадавшего (прп) начинается с 1-го октября. Мне это было неизвестно.

Добрый день!
Прошу Вас разобраться в ситуации.

С 27.07.2020 по 12.08.2020 я находилась на больничном, т.к. являлась лицом, контактировавшим с человеком с подтвержденным диагнозом COVID-19.
В день закрытия больничного листа, 12.08.2020, я сдала лист временной нетрудоспособности в отдел кадров для получения оплаты.

Кроме того, в соответствии с письмом Волгоградского ФСС №01-05/0101-01-05/0101-3517 от 22.09.2020, мой листок нетрудоспособности подлежит оплате 14 календарных дней, что является прямым нарушением 255-ФЗ (п.6 ст.6), согласно которому пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином.

Поскольку данная ситуация является не только прямым нарушением норм действующего федерального законодательства, но и ущемляет мои права на получение социальных выплат, прошу Вас разобраться в сложившейся ситуации и обеспечить получение мной положенной выплаты за период временной нетрудоспособности сроком 17 календарных дней.

Здравствуйте! Почему ФСС не выполняет свои обязательства в положные сроки?! Я подала заявление в электронном виде на справку о пособиях для УТСЗН,в ФСС было заявлено,что справка будет готова в течении трех дней,но к сожалению это НЕ ТАК! Справки нет и в ФСС постоянно дают какие то непонятные отговорки! А я по их ней вине не могу подать документы на денежные выплаты! Примите пожалуйста меры!

Здравствуйте. Мне до сих пор не оплатили декретные. С 9июля вышла на декрет. По сегодняшнему дню нет перечислении. Срок к родам 23сентября.

Добрый день!
01.09.2020 обратилась с заявлением о получении компенсации за приобретенные за наличный расчет подгузники на основании свидетельства о праве на наследство за умершую Рудакову Алевтину Дмитриевну. Были представлены: подлинники свидетельств о смерти и праве на наследство, с которых сняли копии и приняли заявление. 02,09,2020 поступил звонок, что я должна предоставить подлинники указанных документов,причем без возврата. Что это такое?
С уважением Кокорина.

Здравствуйте. Мне положена единовременная выплата, как пострадавшему от ковид мед. Работнику. Мой работадатель предоставил все необходимые документы в ФСС 12.08.20. сотрудница ФСС, сказала что деньги я получу не раньше 20.08 или позже. На горячей линии ФСС сказали, что этот процесс ускорить не могут. Куда обращаться?

ФСС начислили половину от МРОТ по БиР. Мотивируют тем что с марта 2020 переведена на полставки. Общий стаж рабоиы в организации 1.5 года. Как добиться полной выплаты по больничному?

я нахожусь на больничном с 18 ноября 2019г выплачивают мне больничный 8000р.работаю в Керамоград Астрахань Наш дорогой президент Путин выступил и сказал что больничный будет оплачиваться не менее МРОТ а до Астрахани это не дошло или указы президента это просто слова.Вся Астрахань сидит на двойной заплате конвертиках а как жить.На эти деньги даже не помрешь.Прошу разобраться в данной ситуации или я буду искать првду в других органах.

Ведь подобные решения страхователями принимаются, в большинстве случаев, с целью увеличить размер пособия по БиР и пособия по уходу за ребенком. Однако для того, чтобы потом эти пособия были приняты ФСС, страхователь должен быть готов доказывать, что заработная плата повышалась не с целью повышения сумм выплат за счет ФСС, а была обоснована, например, производственной необходимостью.

Если организация сделать этого не сумеет, то региональное отделение ФСС РФ при проведении камеральной проверки может отказать в выплате пособий или ограничить выплаты минимальными размерами из-за необоснованности выплаты пособий в повышенном размере.

Отказ в выплате может последовать так же в случаях, если:

    компания (ИП) приняла сотрудницу незадолго до наступления страхового случая (ухода женщины в декрет, отпуска по уходу за ребенком).

В нашей статье мы поговорим о том, какие документы необходимо подготовить страхователю для прохождения камеральных проверок ФСС, что делать в случае получения отказа, а так же рассмотрим арбитражную практику по этому вопросу.

Несколько слов о порядке назначения пособий по БиР и по уходу за ребенком и минимуме необходимых документов

На основании п.1 ст.10 закона 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособие по БиР выплачивается:

    суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

В 2013 году, пособие по БиР оплачивается в размере 100% среднего заработка, но не более 1 335,62 руб. за один день.

Если страховой стаж составляет менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.

Пособие по БиР выплачивается за счет средств ФСС с первого дня нетрудоспособности.

При этом, сумма начисленного пособия за счет ФСС не может превышать его максимальный размер, который в 2013 году составляет 186 986,80 руб. (1 335,62*140)..

Минимальный комплект документов, предоставляемых ФСС при проверке:

    Больничный лист, оформленный в установленном порядке.

    Трудовую книжку сотрудницы (трудовой договор для совместителей).

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (до достижения ребенком возраста 3х лет).

При этом, пособие по уходу за ребенком выплачивается до достижения им возраста 1.5 лет.

Кто имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком (основание - ст.13 закона №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»):

Обратите внимание:Право на пособие сохраняется, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 у нее наступает следующий отпуск по БиР, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков (п.3 ст.10 закона 255-ФЗ).

Пособие составляет 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы.

При этом, размер пособия ограничен и составляет в 2013 году:

    По уходу за одним ребенком - не менее2 453,93 руб.

Напомним, что максимальный размер пособия определяется исходя из предельного размера среднего дневного заработка для исчисления пособий по БиР, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно Письму ФСС РФ от 11.01.2013г. №15-03-18/12-169 «О порядке назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году»:

«По страховым случаям, наступившим в 2013 году, средний дневной заработок составляет 1 335,62 руб. ((463000,00 + 512000,00) / 730).

Учитывая нормы части 1 статьи 11.2 и части 5.1 статьи 14 Закона №255-ФЗ, предельный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году составляет 16 241,14 рублей.»

Минимальный комплект документов, предоставляемых ФСС при проверке:

    Заявление о назначении пособия.

    Трудовую книжку сотрудницы (трудовой договор для совместителей).

На что нужно обратить внимание при приеме на работу беременной сотрудницы или при повышении ей зарплаты

Во первых, при приеме на работу беременной сотрудницы, необходимо особое внимание уделить ее должностным обязанностям (подтвержденным должностной инструкцией).

Также лучше заранее подумать о возможности документального подтверждения выполнения ей трудовой функции.

Кроме того, нужно тщательно проверить штатное расписание, проанализировать количество ставок, размер максимальной и минимальной ставки, графики работы.

Необходимо также проанализировать условия оплаты труда в компании на предмет их сопоставимости.

Так, например, если беременному бухгалтеру назначается оклад в размере 50 000 руб., а директор получает 10 000 руб., у проверяющих из ФСС обязательно возникнут вопросы, на которые компания должна суметь ответить.

Должностные обязанности и нагрузка у бухгалтера должны быть существенными и этому нужно найти документальные подтверждения.

А у директора, получающего столь малое вознаграждение, должен быть очень не плотный рабочий график (например – он работает 2 часа в день, а бухгалтер трудится по норме 40 часов в неделю).

Кроме того, нельзя допускать ситуации, когда у сотрудников, занимающих одинаковые должности (бухгалтер, секретарь, менеджер) и выполняющих примерно одинаковые обязанности, заработная плата сильно отличается в пользу беременной сотрудницы.

Если Вы хотите оплачивать труд беременной сотрудницы-бухгалтера выше, чем другим бухгалтерам – повысьте ее в должности. Пусть она станет старшим бухгалтером, или ведущим бухгалтером.

Если компания хочет увеличить заработную плату беременной сотруднице, то гораздо лучше ситуация будет выглядеть, если увеличение зарплаты пройдет по отделу, в котором такая сотрудница работает.

Такой же подход лучше применить и к премиям. Их так же стоит выплатить хотя бы отделу.

Пусть размер премий сотрудникам будет разным (не следует забывать о сопоставимости), но такая выплата будет в глаза проверяющих (или, в случае необходимости, судей), гораздо более обоснованной.

Нередки случаи приема беременных сотрудников «задним числом». Однако, в этом случае риски страхователя еще выше.

Во первых – уточнение в расчетах по суммам начисленной зарплаты сразу бросится в глаза при проведении ФСС камеральной проверки.

Во вторых, нужно учесть множество мелких деталей, что не всегда реально успешно осуществить.

Отказ в возмещении со стороны ФСС и судебная практика

На основании ст.4.6 Закона №255-ФЗ, в случае отказа в выделении средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС РФ выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня его вынесения.

Вышеуказанное решение может быть обжаловано страхователем в вышестоящий орган ФСС или в суд.

При этом, необходимо отметить тот факт, что формальное соответствие требованиям законодательства представленных работодателем в органы ФСС документов, для суда не является достаточным основанием для возмещения пособий.

Создание страхователем искусственной ситуации для получения возмещений из ФСС либо для увеличения размера пособий до максимального, является основанием для принятия решения об отказе в возмещении таких расходов со стороны ФСС.

Это происходит поскольку возмещение средств из бюджета ФСС РФ является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя.

Трудовое законодательство предоставляет право работодателям принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере.

При этом, в соответствии со ст.65 ТК РФ, запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

А на основании ст.145 УК РФ, необоснованный отказ беременной женщине в приеме на работу образует состав преступления.

Однако, в соответствии со ст.10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Соответственно, тот факт, что компания приняла на работу беременную женщину незадолго до ее декрета, сам по себе не может являться основанием для отказа органами ФСС в возмещении расходов на выплату пособия по БиР и пособия по уходу за ребенком.

Ниже мы рассмотрим ситуации, в которых суды признают обоснованными решения ФСС об отказе в возмещении расходов, в связи с созданием страхователем тех самых искусственных ситуаций.

Это происходит в следующих случаях:

    Между работодателем (руководителем компании, учредителем, ИП) наличествуют родственные связи с беременной сотрудницей (супружеские или другие родственные отношения).

Так, например, Определением ВАС РФ от 19.12.2012г. №ВАС-16688/12 по делу №А35-7900/2011 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ, так как суды сделали правильные выводы о том, что в ходе камеральной проверки заявления страхователя о возмещении спорных расходов установлены обстоятельства, свидетельствующие о создании им искусственной ситуации, направленной на необоснованное возмещение расходов за счет средств ФСС.

Выдержка из Определения:

«Оценив фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что доказательства фактической деятельности Шаминой Т.А. отсутствуют, выполнение ею должностных обязанностей документально не подтверждено.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у фонда оснований для возмещения предпринимателю спорных расходов, произведенных на выплату пособия.»

В Определении ВАС РФ от 28.12.2010г. №ВАС-15163/10, суд отказал в передаче дела по заявлению об отмене решения органа ФСС в части отказа в возмещении расходов на выплату пособия по БиР для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из того, что:

    прием на работу бухгалтера осуществлен непосредственно перед его уходом в отпуск,

Так, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 29.06.2012г. №Ф03-2676/2012 по делу №А04-6683/2011 отказ в возмещении расходов по выплате пособия по БиР органами ФСС признан неправомерным, так как страхователь доказал факт трудовой деятельности сотрудницы.

Кроме того, добиться положительного решения суда страхователям удается при наличии документальных свидетельств, доказывающих его позицию.

В недавнем Определении ВАС РФ от 13.02.2013г. №ВАС-16549/12 по делу N А20-3227/2011, суд принял сторону страхователя в следующей ситуации:

Женщина (ИП) устроилась по трудовому договору в другое ИП юристом с заработком 30 000 руб., при том, что заработная плата руководителя составляла 10 000 руб.

Органы ФСС, при проведении камеральной проверки, сочли такой заработок слишком высоким, беременную сотрудницу – устроившуюся «незадолго до наступления страхового случая»* и недостаточно компетентной, а трудовые отношения – формальными.

*Законодательство не содержит никакой информации о том, что подразумевается под понятием «незадолго до наступления».

В рассматриваемой ситуации женщина устроилась на работу в июле 2010 года, ее зарплата не менялась, беременность наступила в декабре 2010 года, а страховой случай - в конце июня 2011 года.

ФСС пересчитали пособие по БиР исходя из оклада 10 000 руб., однако ВАС не поддержал эту позицию.

Доводы фонда о формальном характере трудовых отношений между предпринимателем и Шидаковой З.У., экономической необоснованности приема ее на работу, несоответствии ее квалификации занимаемой должности, выплате заработной платы в завышенном размере отклонены судом.

Основаниями для признания неправоты ФСС послужили:

    Справка из учебного заведения, подтверждающая, что на момент принятия на работу женщина окончила второй курс отделения «Юриспруденция» в рамках получения 2 высшего образования (общий срок обучения - 3.6 месяцев).

Обосновываем принятие на работу беременной сотрудницы или повышение ее зарплаты

Для того, чтобы доказать обоснованность приема на работу беременной сотрудницы незадолго до наступления страхового случая (отпуска по БиР), нужно собрать как можно больше документов, подтверждающих экономическую обоснованность такого приема.

Такими документами могут быть, например:

Диплом, подтверждающий наличие необходимого профильного образования данной сотрудницы.

Резюме сотрудницы, свидетельствующее о наличии у нее необходимого опыта и навыков, необходимых для должности, на которую ее принимают.

Наличие должности в штатном расписании, ранее занимаемой другим сотрудником с аналогичными условиями оплаты труда.

Любые документы, подтверждающие выполнение сотрудницей своих должностных обязанностей (служебные задания и отчеты о проделанной работе, графики, презентации за ее подписью и т.п.).

Напомним, что арбитражные суды, при принятии решения о признании правомерности решения ФСС об отказе в возмещении пособия по БиР и пособия по уходу за ребенком правомерным или неправомерным, будут рассматривать все представленные сторонами спора доказательства в совокупности.

Дополнительно запрашиваемые ФСС документы

Какие документы органы ФСС могут запросить при проведении камеральной проверки пособий по БиР и пособия по уходу за ребенком, кроме обычного комплекта документов:

1. Трудовой договор на беременную работницу и приказ о приеме ее на работу либо о переводе ее на иную, более высокооплачиваемую должность.

2. Должностную инструкцию для беременной сотрудницы.

3. Штатное расписание, действующее:

    До принятия на работу беременной женщины.

5. Ведомости по выплате заработной платы за тот же период.

6. Копию трудовой книжки беременной сотрудницы.

7. Документы, подтверждающие образование беременной сотрудницы.

Исполнительный орган ФСС, исходя из конкретной ситуации и содержания вышеуказанных документов, может либо полностью, либо частично отказать недобросовестному страхователю в возмещении расходов, произведенных с нарушением норм действующего законодательства.

Перерасчет сумм пособий органами ФСС. Если в ходе камеральной проверки ФСС выяснит, что заработная плата беременной сотрудницы необоснованно завышена незадолго до наступления страхового случая, то ориентироваться ФСС может на следующие показатели:

    Сумму зарплаты беременной сотрудницы до ее повышения.

Такой подход, в случае признания судом правоты ФСС, признается обоснованным и арбитражными судами РФ.

Однако, если ФСС признает трудоустройство беременной сотрудницы фиктивным и работодатель не сможет доказать фактическое осуществление такой сотрудницей трудовой деятельности, то в возмещении пособия по БиР, а так же пособия по уходу за ребенком страхователю могут отказать полностью.

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: