Инструкция по организации и проведению в вс рф оценки степени секретности и судебных экспертиз

Обновлено: 19.04.2024

2. Документы, определяющие политику государства, в области защиты государственной тайны

Концепция
национальной
безопасности
Российской Федерации.
Концепция защиты государственной тайны
Российской Федерации.
Государственные
стандарты
Российской
Федерации в области защиты государственной
тайны.
Закон
Российской
Федерации
«О
государственной тайне».

3. Нормативные документы Министерства обороны Российской Федерации

1. Приказ МО РФ 2003 г. № 230 «Об утверждении инструкции по организации и проведению в
Вооруженных Силах Российской Федерации оценки степени секретности и судебных
экспертиз сведений».
2. Приказ МО РФ 2013 г. № 046. «Перечень сведений Вооруженных Сил Российской
Федерации, подлежащих засекречиванию».
3. Приказ МО РФ 2005 г. № 010 «Об утверждении инструкции по режиму секретности в
Вооруженных Силах РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 г. № 011 «Об утверждении Руководства по защите информации от
несанкционированного доступа в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2012 г. № 950дсп «Об утверждении Инструкции по организации защиты
информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных
сетей общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации»
6. Приказ МО РФ 2010 г. № 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к
государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации».
7. Приказ МО РФ 2001 г. № 43 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и
распространения в глобальной информационной сети «Интернет» информации о деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации».
8. Приказ МО РФ 1996 г. № 020 «Об утверждении специальных требований и рекомендаций
по защите информации, обрабатываемой техническими средствами передачи и обработки
информации в Вооруженных Силах Российской Федерации». (С изм. № 023 2012 г.).
9. Приказ МО РФ 2007 г. «Об утверждении Инструкции по защите информации от
несанкционированного доступа с использованием средств криптографической защиты
информации».

4. Защита государственной тайны в Вооруженных Силах обеспечивается созданием условий и проведением мероприятий, направленных на исключение

неправомерного
разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
ОТНЕСЕНИЕ
СВЕДЕНИЙ
К
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАЙНЕ
И
ИХ
ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
(РАССЕКРЕЧИВАНИЕ).
СОЗДАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОПУСКОМ И ДОСТУПОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И
ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ОРГАНИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ И КОНТРОЛЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ СЕКРЕТНЫХ РАБОТ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ РАЗВЕДКИ И ТЕХНИЧЕСКУЮ ЗАЩИТУ
ИНФОРМАЦИИ.
ЗАЩИТУ ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕЖИМА
СЕКРЕТНОСТИ
ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ
СЕКРЕТНЫХ
РАБОТ
МОБИЛИЗАЦИОННЫМИ ОРГАНАМИ.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА, ОСВЕДОМЛЕННЫХ В СВЕДЕНИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ (ДЕЙСТВИЙ), НАПРАВЛЕННЫХ НА
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.
ВЫДЕЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ РЕЖИМНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
ОТНЕСЕНИЕ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОБЪЕКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ К ОСОБОРЕЖИМНЫМ ИЛИ
ОСОБО ВАЖНЫМ.

ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ МАСКИРОВКИ И ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ ДИСЛОКАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ).
УСТАНОВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА НА РЕЖИМНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (В
РЕЖИМНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ) ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СВЕДЕНИЙ,
СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, А
ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
СЕРТИФИКАЦИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.
ИНФОРМАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕСЫЛКЕ И
УНИЧТОЖЕНИЮ ВСЕХ ВИДОВ НОСИТЕЛЕЙ СВЕДЕНИЙ. СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ТАЙНУ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЯЗИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБРАБОТКЕ
(ПЕРЕДАЧЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАСЕКРЕЧЕННОЙ АППАРАТУРЫ ОПОЗНАВАНИЯ;
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕЩАНИЙ ПО СЕКРЕТНЫМ
ВОПРОСАМ.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ТАЙНУ,
ПРИ
ПОДГОТОВКЕ
МАТЕРИАЛОВ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
К
РАСПРОСТРАНЕНИЮ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К НИМ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ
ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ,
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ
И
ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКРЫТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ И РАЗРАБОТКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПРОГРАММУ ВООРУЖЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ В ЧАСТИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ (НИОКР), ЗАКУПОК, РЕМОНТА,
МОДЕРНИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ
В ПЛАНЫ НА УГРОЖАЕМЫЙ ПЕРИОД И РАСЧЕТНЫЙ ГОД ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ЗАЩИТОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕНСАЦИИ.
ВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА, ДОПУСКАЕМЫХ К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПО
ВОПРОСАМ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИЛИ КОМАНДИРСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЖИМУ СЕКРЕТНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВМЕСТНЫХ
И ДРУГИХ РАБОТ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НЕ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ, А ТАКЖЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" , приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762; 2016, N 13, ст. 1833.

к приказу Министра обороны

от 28 января 2020 г. N 24

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО

ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ И ПОСТУПАЮЩИХ

НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ЛИБО ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ

НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПО МОБИЛИЗАЦИИ), НА ВОЕННЫЕ

СБОРЫ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ПРЕБЫВАЮЩИХ

В ЗАПАСЕ И ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ

СЛУЖБЫ, КОТОРЫМ ТРЕБУЕТСЯ ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, УТВЕРЖДЕННУЮ

ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 27 ОКТЯБРЯ 2010 Г. N 1313

1. В сноске "*" к абзацу второму пункта 1 после слов "на военную службу по контракту" дополнить словами ", в мобилизационный людской резерв".

2. Пункт 4 и сноску "*" к нему признать утратившими силу.

3. Подпункт "в" пункта 8 признать утратившим силу.

4. В сноске "****" к пункту 9 после слов "служебные контракты" дополнить словами ", контракты о пребывании в мобилизационном людском резерве".

5. Подпункт "а" пункта 10 изложить в следующей редакции:

"а) признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;".

подпункт "б" дополнить словами ", в том числе лиц, временно исполняющих обязанности по вакантной (незанятой) должности (врид), а также лиц, находящихся в мобилизационном людском резерве";

слова ", начальниками отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию " исключить;

сноску "*" признать утратившей силу.

7. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Оформление допуска к государственной тайне лицу, планируемому для прохождения военной службы (работы) в другой воинской части на должности, предусматривающей его доступ к государственной тайне, и не имеющему допуска по соответствующей форме, осуществляется в воинской части, в которой данное лицо будет проходить военную службу (работать). В этих целях кадровое подразделение (работник, ведущий кадровую работу) воинской части (организации) <**>, оформляющее документы к назначению на должность, направляет (заблаговременно) в адрес воинской части, в которую планируется назначение такого лица, документы, необходимые для оформления ему допуска к государственной тайне.

Оформление допуска к государственной тайне гражданам Российской Федерации, которым он требуется для исполнения служебных, должностных или трудовых обязанностей, осуществляется:

а) лицам, проходящим военную службу (работающим) в воинских частях, - по месту их военной службы (работы);

б) гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, - военными комиссариатами по месту их воинского учета на основании соответствующих расчетов, разработанных Генеральным штабом Вооруженных Сил, и выписок из номенклатур должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма N 3) . Военные комиссариаты после получения выписок из номенклатур должностей (форма N 3) в срок не позднее 10 рабочих дней направляют в соответствующие органы безопасности их копии и выписки из указанных расчетов в объеме должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

в) гражданам, не находящимся на военной службе, изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - военными комиссариатами по месту их воинского учета (не состоящим на воинском учете, - по месту жительства);

г) гражданам, не находящимся на военной службе, изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами) и сержантами (старшинами), - пунктами отбора на военную службу по контракту через военные комиссариаты по месту их воинского учета;

д) гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил, изъявившим желание поступить в мобилизационный людской резерв, а также гражданам, не находящимся на военной службе и подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, - военными комиссариатами по месту их воинского учета.

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, указанным в подпункте "г" настоящего пункта, а также гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил, изъявившим желание поступить в мобилизационный людской резерв, осуществляется только после положительного заключения соответствующих комиссий по отбору кандидатов (граждан) на военную службу по контракту о категории их годности к военной службе и проверки уровня физической подготовки;

е) студентам военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования - соответствующими образовательными организациями <**>на основании номенклатуры должностей (форма N 3) этих организаций;

ж) кандидатам для поступления в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны, для поступления в которые необходимо оформление допуска к государственной тайне по первой или второй форме, - военными комиссариатами по месту их воинского учета, по третьей форме - военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны, а кандидатам из числа военнослужащих - воинскими частями, в которых они проходят военную службу.

Оформление допуска к государственной тайне указанной категории граждан осуществляется на основании перечня военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны, отбор кандидатов в которые производится после оформления допуска к государственной тайне, согласованного с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. В указанный перечень включаются военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны, отбор кандидатов в которые производится после оформления допуска к государственной тайне только по первой или второй форме.

В случае наличия (возникновения) у граждан, указанных в подпунктах "б" - "ж" настоящего пункта, обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции основанием для отказа лицу в допуске к государственной тайне, военный комиссар или командир воинской части направляет в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких обстоятельств письменный запрос начальнику соответствующей военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны или командиру воинской части о необходимости принятия решения о возможности или невозможности оформления гражданину допуска к государственной тайне. Данное решение принимается в течение пяти рабочих дней с даты регистрации запроса, о чем письменно уведомляется соответствующий военный комиссар или командир воинской части.".

8. В абзаце восьмом пункта 14 после слова "является" дополнить словом "дополнительным".

абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:

"Разрешается вместо учетных данных о носителях сведений, составляющих государственную тайну, с которыми было ознакомлено лицо по месту военной службы (работы), вносить в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) данные о местонахождении описи носителей сведений, составляющих государственную тайну (форма N 7 ИРС-2018 ), реестра на передачу носителей сведений, составляющих государственную тайну (форма N 11 ИРС-2018), книг лицевых счетов (форма N 12 ИРС-2018), а также данные о местонахождении документа, подшитого в дело (с указанием номера дела (инвентарного номера дела), тома, страницы).

Законченные ведением описи (форма N 7 ИРС-2018), реестры (форма N 11 ИРС-2018) подшиваются в отдельные дела или оформляются как самостоятельные документы и хранятся в службе ЗГТ.";

сноску "*" изложить в следующей редакции:

10. Пункт 19 дополнить абзацем следующего содержания:

"Форма допуска лица, временно исполняющего обязанности по невакантной (занятой) должности (врио), должна соответствовать форме допуска к государственной тайне должности, обязанности по которой он будет временно исполнять.".

дополнить абзацем следующего содержания:

"Должности лиц, пребывающих в мобилизационном людском резерве, для исполнения должностных (специальных) обязанностей которым требуется оформление допуска к государственной тайне, включаются в номенклатуру должностей (форма N 3) воинской части, формируемой на военное время.";

сноску "*" изложить в следующей редакции:

" Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 ноября 2018 г. N 080 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. N 01/1669с-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается).".

12. В пункте 29 после слов "которым оформляется" дополнить словом "(переоформляется)".

второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции:

"Подписи указанных работников заверяются печатью воинской части (организации). Копия анкеты (форма N 4) и копии дополнительных листов к анкете приобщаются к личному делу оформляемого лица.";

второе предложение подпункта "в" изложить в следующей редакции:

"После заполнения они подписываются лицом, заполнявшим анкету, уполномоченными работниками кадрового подразделения и службы ЗГТ. Подписи указанных работников заверяются печатью воинской части (организации).".

14. Пункт 39 дополнить абзацем следующего содержания:

"на личный состав воинской части, допущенный к государственной тайне, - в службе ЗГТ воинской части, а на граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, - в службе ЗГТ воинской части - формирователя;".

15. Пункт 41 изложить в следующей редакции:

"41. Решение о допуске лица к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма N 1), которая заверяется подписью командира воинской части или назначенного его приказом уполномоченного лица. Указанные записи заверяются гербовой печатью воинской части (организации). Уполномоченное лицо производит запись в позиции 8 карточки (форма N 1) на основании письменного решения командира воинской части.".

абзац второй изложить в следующей редакции:

"В случае увольнения лица из воинской части (организации) карточка (форма N 1), оформленная с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, направляется к новому месту военной службы (работы) по письменному запросу службы ЗГТ воинской части или режимно-секретного подразделения предприятия, учреждения или организации.";

в абзаце четвертом после слов "карточки (форма N 1)" дополнить словами ", оформленные с проведением органами безопасности проверочных мероприятий,";

в абзаце пятом слова "в другие организации" заменить словами "на предприятия, в учреждения или организации";

дополнить абзацем следующего содержания:

"На лиц, не поступивших в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны, карточки (форма N 1) возвращаются в воинские части (организации), откуда они были получены.".

17. После пункта 59 дополнить новым пунктом 59.1 следующего содержания:

"59.1. Переоформление допуска к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий производится в случае возникновения обстоятельств, влияющих в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции на принятие решения о допуске к государственной тайне. Лица, которым переоформляется допуск к государственной тайне, представляют в кадровое подразделение документы, указанные в пункте 29 настоящей Инструкции. Командир воинской части принимает повторное решение о допуске лица к государственной тайне. Данное решение оформляется записью в позиции 8 карточки (форма N 1).".

18. В пункте 63 слова "в 10-дневный срок" заменить словами "в течение 10 рабочих дней с момента поступления соответствующей информации".

19. Пункт 65 дополнить абзацем следующего содержания:

"Справка о допуске (формы N 6 - 8) оформляется работником, ответственным за учет карточек (форма N 1), и выдается для посещения только одной воинской части (организации).".

20. После пункта 68 дополнить новым пунктом 68.1 следующего содержания:

"68.1. Доступ лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях, сформированных в соответствии с временным штатно-должностным расчетом, осуществляется на основании перечня воинских должностей, допускаемых к государственной тайне (далее - перечень должностей), разработанного службой ЗГТ воинской части с учетом наивысшей степени секретности сведений, к которым будут иметь доступ командируемые лица, должностных (специальных) обязанностей и (или) характера выполняемых работ со ссылкой на пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, применительно к номенклатуре должностей (форма N 3).

Перечень должностей подписывается начальником службы ЗГТ и до его утверждения командиром воинской части согласовывается с соответствующим органом безопасности.

Изменения (дополнения) в перечень должностей производятся в порядке, установленном пунктом 26 настоящей Инструкции.".

от 27 октября 2010 года N 1313

(с изменениями на 14 октября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков

Приложение

Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (ИДГТ-2010)

(с изменениями на 14 октября 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей*.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения органами военного управления, соединениями, воинскими частями, организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, лицами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне, а также открытыми акционерными обществами, созданными в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис"* (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 38, ст.4273).

* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Восьмое управление Генерального штаба Вооруженных Сил - Восьмым управлением; органы военного управления, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил - воинскими частями; воинские части, осуществляющие функции государственного заказчика в части закрепленной тематики заказываемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, номенклатуры закупаемых и утилизируемых вооружения и военной техники, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, - организациями - заказчиками работ; открытые акционерные общества, созданные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", - организациями; военнослужащие, лица гражданского персонала Вооруженных Сил, работники организаций, граждане Российской Федерации, пребывающие в запасе и поступающие на военную службу по контракту, в мобилизационный людской резерв либо подлежащие призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждане Российской Федерации, не пребывающие в запасе и подлежащие призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, - личным составом или лицами.

2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия**:

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание лиц за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

"номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - учетный номер карточки (форма N 1***).

*** Данная и последующие соответствующие формы учетной документации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63 (приведены в приложении к настоящей Инструкции). (Формы в Бюллетене не приводятся. - Прим.ред.)

3. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска лиц к государственной тайне:

первая форма - для лиц, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для лиц, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для лиц, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у лиц допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Если по характеру выполняемых должностных (специальных) обязанностей, а также в ходе обучения в образовательных учреждениях профессионального образования предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, лица могут быть назначены на эти должности или допущены к обучению только после оформления им допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

6. Допуск лиц к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну**;

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст.4673, стр.8220-8235; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; N 46 (ч.II), ст.4449; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2007, N 49, ст.6055, 6079; 2009, N 29, ст.3617).

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий**;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации**;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за их нарушение**;

е) принятие командиром воинской части* решения (в письменном виде) о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, под командирами воинских частей понимаются в их числе и руководители организаций.

7. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением лицам допуска к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения воинских частей (организаций) или их территориально обособленных подразделений.

8. Допуск лиц к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, за исключением:

а) командиров воинских частей, работников их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций указанных подразделений;

б) лиц, планируемых к назначению на соответствующие должности особорежимных объектов Российской Федерации**, особо важных воинских частей, главных командований видов Вооруженных Сил, командований военных округов, флотов (флотилии), родов войск Вооруженных Сил и центральных органов военного управления*** (подпункт дополнен с 30 октября 2011 года приказом Минобороны России от 6 июля 2011 года N 1096 - см. предыдущую редакцию);

** Перечень особорежимных объектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

*** Перечень указанных центральных органов военного управления утверждается начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации по согласованию с Департаментом военной контрразведки Федеральной службы безопасности Российской Федерации (сноска дополнительно включена с 30 октября 2011 года приказом Минобороны России от 6 июля 2011 года N 1096).

г) случаев, если имеются сомнения в достоверности предоставленных лицами анкетных данных.

9. Обязательства лиц перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключаются контракты о прохождении военной службы (служебные контракты) или трудовые договоры****, отражаются в контракте, а обязательства лиц, с которыми не заключается контракт, оформляются в виде расписки (форма N 2). Содержание обязательств, отражаемых в контракте, аналогично содержанию обязательств, отражаемых в расписке (форма N 2) (абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2011 года приказом Минобороны России от 6 июля 2011 года N 1096, - см. предыдущую редакцию).

**** Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, контракты о прохождении военной службы (служебные контракты, контракты о пребывании в мобилизационном людском резерве) и трудовые договоры для краткости будут именоваться контрактами.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 30 октября 2011 года приказом Минобороны России от 6 июля 2011 года N 1096; в редакции, введенной в действие с 13 марта 2020 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2020 года N 24. - См. предыдущую редакцию)

В случае, если с лицами ранее был заключен контракт, не предусматривающий обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, то такие обязательства оформляются соответствующим дополнением к контракту. Дополнение к контракту подписывается лицом, принимающим на себя обязательства, и командиром воинской части.

При заключении с руководителем организации контракта (дополнения к контракту), предусматривающего обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, текст обязательства (форма N 2) дополняется абзацем следующего содержания:

"Я предупрежден(а) о том, что в случае прекращения мне допуска к государственной тайне и отстранения меня от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, договор (контракт) на работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключенный между организацией - заказчиком работ и организацией, руководителем которой я являюсь, может быть расторгнут.".

10. Основанием для отказа лицу в допуске к государственной тайне могут являться*:

а) признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

2. Документы, определяющие политику государства, в области защиты государственной тайны

Концепция
национальной
безопасности
Российской Федерации.
Концепция защиты государственной тайны
Российской Федерации.
Государственные
стандарты
Российской
Федерации в области защиты государственной
тайны.
Закон
Российской
Федерации
«О
государственной тайне».

3. Нормативные документы Министерства обороны Российской Федерации

1. Приказ МО РФ 2003 г. № 230 «Об утверждении инструкции по организации и проведению в
Вооруженных Силах Российской Федерации оценки степени секретности и судебных
экспертиз сведений».
2. Приказ МО РФ 2013 г. № 046. «Перечень сведений Вооруженных Сил Российской
Федерации, подлежащих засекречиванию».
3. Приказ МО РФ 2005 г. № 010 «Об утверждении инструкции по режиму секретности в
Вооруженных Силах РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 г. № 011 «Об утверждении Руководства по защите информации от
несанкционированного доступа в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2012 г. № 950дсп «Об утверждении Инструкции по организации защиты
информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных
сетей общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации»
6. Приказ МО РФ 2010 г. № 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к
государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации».
7. Приказ МО РФ 2001 г. № 43 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и
распространения в глобальной информационной сети «Интернет» информации о деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации».
8. Приказ МО РФ 1996 г. № 020 «Об утверждении специальных требований и рекомендаций
по защите информации, обрабатываемой техническими средствами передачи и обработки
информации в Вооруженных Силах Российской Федерации». (С изм. № 023 2012 г.).
9. Приказ МО РФ 2007 г. «Об утверждении Инструкции по защите информации от
несанкционированного доступа с использованием средств криптографической защиты
информации».

4. Защита государственной тайны в Вооруженных Силах обеспечивается созданием условий и проведением мероприятий, направленных на исключение

неправомерного
разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
ОТНЕСЕНИЕ
СВЕДЕНИЙ
К
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАЙНЕ
И
ИХ
ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
(РАССЕКРЕЧИВАНИЕ).
СОЗДАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОПУСКОМ И ДОСТУПОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И
ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ОРГАНИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ И КОНТРОЛЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ СЕКРЕТНЫХ РАБОТ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ РАЗВЕДКИ И ТЕХНИЧЕСКУЮ ЗАЩИТУ
ИНФОРМАЦИИ.
ЗАЩИТУ ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕЖИМА
СЕКРЕТНОСТИ
ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ
СЕКРЕТНЫХ
РАБОТ
МОБИЛИЗАЦИОННЫМИ ОРГАНАМИ.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА, ОСВЕДОМЛЕННЫХ В СВЕДЕНИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ (ДЕЙСТВИЙ), НАПРАВЛЕННЫХ НА
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.
ВЫДЕЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ РЕЖИМНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
ОТНЕСЕНИЕ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОБЪЕКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ К ОСОБОРЕЖИМНЫМ ИЛИ
ОСОБО ВАЖНЫМ.

ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ МАСКИРОВКИ И ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ ДИСЛОКАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ).
УСТАНОВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА НА РЕЖИМНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (В
РЕЖИМНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ) ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СВЕДЕНИЙ,
СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, А
ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
СЕРТИФИКАЦИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.
ИНФОРМАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕСЫЛКЕ И
УНИЧТОЖЕНИЮ ВСЕХ ВИДОВ НОСИТЕЛЕЙ СВЕДЕНИЙ. СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ТАЙНУ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЯЗИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБРАБОТКЕ
(ПЕРЕДАЧЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАСЕКРЕЧЕННОЙ АППАРАТУРЫ ОПОЗНАВАНИЯ;
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕЩАНИЙ ПО СЕКРЕТНЫМ
ВОПРОСАМ.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ТАЙНУ,
ПРИ
ПОДГОТОВКЕ
МАТЕРИАЛОВ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
К
РАСПРОСТРАНЕНИЮ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К НИМ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ
ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ,
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ
И
ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКРЫТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ И РАЗРАБОТКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПРОГРАММУ ВООРУЖЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ В ЧАСТИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ (НИОКР), ЗАКУПОК, РЕМОНТА,
МОДЕРНИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ
В ПЛАНЫ НА УГРОЖАЕМЫЙ ПЕРИОД И РАСЧЕТНЫЙ ГОД ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ЗАЩИТОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕНСАЦИИ.
ВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА, ДОПУСКАЕМЫХ К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПО
ВОПРОСАМ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИЛИ КОМАНДИРСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЖИМУ СЕКРЕТНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВМЕСТНЫХ
И ДРУГИХ РАБОТ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НЕ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ, А ТАКЖЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.

от 23 августа 1995 года N 28

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения специальных экспертиз по допуску
предприятий, учреждений и организаций к проведению работ,
связанных с использованием сведений, составляющих
государственную тайну

Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, введенного в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333.

2. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения специальных экспертиз предприятий, учреждений и организаций (далее - предприятия) на право осуществления ими работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - специальная экспертиза), на территории Российской Федерации.

3. Специальные экспертизы предприятий выполняются по следующим направлениям:

а) режим секретности;

б) противодействие иностранной технической разведке;

в) защита информации от утечки по техническим каналам.

Организация проведения специальных экспертиз предприятий

4. Специальные экспертизы организуются и проводятся:

а) Федеральной службой безопасности Российской Федерации и территориальными органами безопасности, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органами на местах, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий;

б) отраслевыми аттестационными центрами министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, для проведения специальных экспертиз на подведомственных им предприятиях*;

* Отраслевые аттестационные центры при необходимости могут проводить специальные экспертизы вневедомственных предприятий

в) региональными аттестационными центрами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органов на местах, а также администраций субъектов Российской Федерации, для проведения экспертиз на вневедомственных предприятиях.

5. Проведение специальных экспертиз осуществляется экспертными комиссиями.

Экспертные комиссии формируются при Федеральной службе безопасности Российской Федерации и территориальных органах безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органах на местах и аттестационных центрах.

В состав экспертных комиссий могут включаться представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и их органов на местах, других министерств, ведомств и предприятий из числа специалистов, компетентных в соответствующих областях защиты государственной тайны (режим секретности, противодействие иностранной технической разведке, защита информации от утечки по техническим каналам) и имеющих необходимую форму допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.

Составы экспертных комиссий утверждаются Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами безопасности по согласованию с подразделениями, осуществляющими лицензионную деятельность, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или с их органами на местах.

6. Для проведения специальных экспертиз предприятия обращаются в Федеральную службу безопасности Российской Федерации или в территориальные органы безопасности.

7. Обращение предприятия для проведения специальной экспертизы оформляется в произвольной форме и подписывается руководителем (или заместителем руководителя) предприятия.

В обращении указываются:

а) наименование и организационно-правовая форма предприятия, его юридический адрес, номер расчетного счета в банке;

б) ведомственная принадлежность предприятия и контактный телефон.

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации или территориальный орган безопасности на основании обращения предприятия о проведении специальной экспертизы с участием Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органов на местах дает соответствующее поручение аттестационному центру (экспертной комиссии в случае проведения специальной экспертизы Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности) и уведомляет об этом предприятие.

Сроки работы экспертной комиссии доводятся до руководства предприятия не позднее чем за 5 дней до ее начала.

9. Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом, утверждаемым ее председателем.

В акте специальной экспертизы дается заключение о готовности (неготовности) предприятия осуществлять работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Акт специальной экспертизы прилагается к заявлению о выдаче лицензии, которое направляется предприятием в Федеральную службу безопасности Российской Федерации, территориальный орган безопасности.

10. Специальная экспертиза проводится по договору между предприятием и органом лицензирования или аттестационным центром, ее проводящим.

Основанием для заключения предприятием договора на проведение специальной экспертизы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, территориальным органом безопасности или аттестационным центром является уведомление предприятия Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальным органом безопасности о проведении специальной экспертизы.

Расходы по проведению специальной экспертизы относятся за счет предприятия.

Оплата работы членов экспертной комиссии осуществляется в порядке, установленном органом лицензирования или аттестационным центром, с которым предприятием заключался договор на проведение специальной экспертизы.

Порядок проведения специальных экспертиз предприятий

11. Специальные экспертизы проводятся путем оценки готовности выполнения предприятиями следующих условий:

а) выполнения требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

б) достаточности количества и уровня квалификации специально подготовленных сотрудников по защите государственной тайны и защите информации;

в) наличия сертифицированных средств защиты информации.

12. Оценка готовности выполнения предприятиями требований законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений, предусматривает проверку:

а) наличия законодательных и нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранной технической разведке и защите информации от утечки по техническим каналам, утверждаемых Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации с учетом специфики деятельности предприятий;

б) наличия и качества разработки предприятиями документов, регламентирующих организацию и порядок проведения на предприятиях работ по защите сведений, составляющих государственную тайну;

в) наличия в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны;

г) наличия аттестованных объектов информатики*, кроме органов

* Под объектами информатики понимаются автоматизированные системы различного уровня и назначения, системы связи, отображения и размножения вместе с помещениями, в которых они установлены, предназначенные для обработки и передачи секретной информации, а также помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров.

13. Оценка достаточности количества и уровня квалификации специально подготовленных сотрудников (кроме сотрудников шифровальной службы) по защите государственной тайны и защите информации предусматривает проверку их готовности выполнять следующие виды работ:

а) определение охраняемых сведений, демаскирующих признаков предприятия и его производственной деятельности;

б) проведение анализа возможностей технической разведки в отношении предприятий по добыванию сведений, составляющих государственную тайну;

в) выявление каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну;

г) разработка мероприятий по защите сведений о предприятии и выпускаемой продукции, составляющих государственную тайну, и оценка их достаточности;

д) аттестование рабочих мест по всему технологическому циклу разработки, изготовления и испытания продукции, подлежащей защите;

е) контроль выполнения применяемых мер защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Кроме того, в ходе проверки при необходимости оценивается достаточность проводимых предприятиями организационных и технических мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов Российской Федерации и нормативно-методических документов.

14. Оценка наличия сертифицированных средств защиты информации заключается в проверке прохождения предполагаемыми к использованию средствами защиты информации установленных процедур сертификации на выполнение требований по защите сведений соответствующей степени секретности.

Организация и проведение специальных экспертиз
аттестационных центров

15. Отраслевые аттестационные центры создаются совместным решением министерств и ведомств, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Региональные аттестационные центры создаются совместным решением Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Это решение принимается также совместно с администрацией субъекта Российской Федерации, если она обратилась в указанные органы с предложением о создании такого центра.

Отраслевые и региональные аттестационные центры получают лицензии в установленном порядке.

16. Специальные экспертизы аттестационных центров проводятся экспертными комиссиями, сформированными из специалистов Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальных органов безопасности, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органов на местах.

17. Состав экспертной комиссии формируется Федеральной службой безопасности Российской Федерации или территориальными органами безопасности по согласованию с Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации и Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации или их органами на местах.

УТВЕРЖДАЮ
Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации

от 23 августа 1995 года N 28

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Первый заместитель Первый заместитель директора
председателя государственной федерального агентства
технической комиссии при правительственной связи и
Президенте Российской информации при Президенте
Федерации Российской Федерации

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: