Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан рф к государственной тайне утверждена

Обновлено: 18.04.2024

Государственная тайна — это информация о деятельности РФ в сфере внешней политики, экономики, разведки (контрразведки), оперативного розыска, военной сфере, которая охраняется страной, поскольку ее передача может снизить уровень безопасности государства. Расскажем о допуске к государственной тайне (его видах, оформлении). Какие гарантии и ограничения с этим связаны?

Нормативная база

Что такое допуск к гостайне

Большинство вопросов, связанных с государственной тайной (ГТ), регулирует Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1.

Допуск к государственной тайне означает оформление доступа к информации, элементу ГТ (относительно граждан), а для юридических лиц — это получение ими права провести работы с применением таких данных.

Какие бывают допуски и что это значит

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 определяет три формы допуска к государственной тайне:

  • форма допуска 1 к государственной тайне — сведения особой важности, например, документы планирования;
  • форма допуска 2 к государственной тайне — сведения совершенно секретные, в плане кадров это может значить допуск к персональным данным секретного оперативного состава;
  • форма допуска 3 к государственной тайне — секретные сведения, это, как правило, доступ к документам с пометкой «для служебного пользования».

Каждая из них определяет уровень секретности сведений, которые использует сотрудник, плюс его обязанность сохранить (и не разглашать) их.

Ограничения по допускам для кандидатов

Кандидату откажут в доступе к ГТ, если он:

  • рецидивист, лишен либо ограничен в дееспособности, что признано судом, его судят либо он находится под следствием за преступления против государства плюс другие тяжкие преступления, судим за такие деяния и его судимость не снята;
  • подвергался уголовному преследованию, но преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;
  • имеет медицинские противопоказания из перечня, который установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н;
  • постоянно проживает за границей и(или) оформляет документы, чтобы там постоянно жить, данное ограничение касается и его близких родственников — родителей, детей, супругов, братьев, сестер (полнородных — оба родителя общие и неполнородных — только один родитель общий), усыновителей, усыновленных;
  • в ходе проверочных мероприятий своими действиями угрожал безопасности РФ;
  • уклонялся от проверочных мероприятий и(или) указал заведомо ложные сведения в анкете.

Ограничения для секретоносителей

Секретоносители, которые допущены (или в прошлом были допущены) к ГТ, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут относиться:

  • к праву выезда в другую страну на время, оговоренное в контракте, когда оформляют допущение гражданина к ГТ (если лицо допускают к особо важной или совершенно секретной информации, максимальный срок ограничения — пять лет с даты последнего ознакомления лица с соответствующими данными), до окончания срока ограничения, определенного трудовым договором или согласно ФЗ от 15.08.1996 № 114. Указанный срок может быть продлен Межведомственной комиссией по защите ГТ, максимум в общей сложности до десяти лет, когда имеется заключение этой комиссии о том, что соответствующие сведения на день подачи заявления о выезде за рубеж сохраняют прежнюю степень секретности;
  • к праву на передачу сведений из состава ГТ и на эксплуатацию открытий (изобретений), включающих такие сведения;
  • к праву на неприкосновенность частной жизни при проведении контрольных мероприятий, когда оформляют допущение к ГТ.

Порядок оформления допуска

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 утверждает инструкцию, которая детально регулирует оформление допуска к государственной тайне. Обозначенный порядок включает следующие этапы:

  1. Предоставление необходимых документов (паспорт, трудовая книжка, военный билет, свидетельства о рождении, о заключении, расторжении брака, диплом об образовании и т. п., анкета, которая заполнена собственноручно, а также справка об отсутствии медицинских противопоказаний (как ее получить, расскажет Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н)).
  2. Ознакомление с законодательством о ГТ (п. 19 анкеты), чтобы претендент мог решить, сможет он выполнять работу, которая затрагивает ГТ, или нет.
  3. Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на временное частичное ограничение его прав (п. 21 анкеты).
  4. Осуществление проверочных мероприятий касательно претендента. Их проводят в отношении граждан, когда они получают первую или вторую допускную форму, третья допускная форма предполагает проведение таких мероприятий, только если есть сомнения в подлинности анкетных данных.
  5. Оформление допущения. В отделе защиты ГТ организации или властного органа оформляют допущение, подробно разъясняют человеку нормы законодательства о защите ГТ, об ответственности за ее разглашение, а также ограничения, связанные с допущением. Перед визированием и постановкой печати на анкету должностные лица сверяют указанную там информацию с документами проверяемого человека. Другая работа по допущению к ГТ выполняется режимно-секретными подразделениями.
  6. Решение о допущении относительно военнообязанных лиц (мобилизованных или призванных на военные сборы) принимает военный комиссар. Соответствующее решение относительно руководителей госорганов и госорганизаций принимают те, кто их назначил на свои должности, руководителям частных организаций доступ дает заказчик работ с применением данных из состава ГТ. В организацию, чей руководитель обладает нужным допущением, направляется письмо, заверенное печатью организации — оформителя допущения, где указаны допускные форма и номер, дата окончания проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, который проверял кандидата, и дата принятия соответствующего решения.
  7. Оформление обязанностей граждан, связанных с допущением, происходит через их отображение в контракте, если таковой заключен. В противном случае такие обязанности фиксируются в расписке.

Социальные гарантии, связанные с допуском

Лица, допущенные к ГТ в постоянном режиме, получают следующие социальные гарантии:

  • процентные надбавки к заработку (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573);
  • преимущественное право остаться на работе (при прочих равных), когда органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями проводятся организационные и(или) штатные мероприятия.

Сотрудники отделов защиты гостайны плюс к социальным гарантиям, перечисленным выше, имеют процентную надбавку к заработку за стаж труда в таких отделах (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573).

Прекращение допуска к ГТ

Соответствующий допуск может быть прекращен, если:

  • возникли основания, которые ограничивают кандидатов (перечислены выше);
  • расторгнут контракт из-за проведения организационных и(или) штатных мероприятий;
  • однократно нарушены контрактные обязательства по защите ГТ.

Прекращение доступа к ГТ может привести к расторжению трудового договора, если такое положение прописано в нем. Лишение доступа не прекращает обязательств лица по неразглашению сведений ГТ.

    Светлана Черных (Кузнецова)

Сергей, если Вы не согласны с мнением автора, потрудитесь аргументированно изложить свою точку зрения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее - граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.11.2012 N 1123, от 18.03.2016 N 214)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

"доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

"близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

"постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

"номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1).

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

11. Сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2021 N 1793)

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2019 N 468)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

13. Решение о допуске к государственной тайне принимается:

а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, - военным комиссаром;

б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;

в) в отношении руководителей негосударственных организаций - руководителем организации - заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации (при наличии печати), оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1549)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:

а) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

16. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано гражданином в вышестоящую организацию или в суд.

17. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

18. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор граждан, допускаемых к государственной тайне.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

2. Установить, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего постановления, действителен до окончания срока действия допуска.

3. Предоставить Федеральной службе безопасности Российской Федерации право давать государственным органам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции, утвержденной настоящим постановлением.

4. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям привести свои акты в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 43, ст. 4987);

пункт 15 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2003 г. № 475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 33, ст. 3269);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. № 637 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 47, ст. 4658);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 415 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2565).

В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" , приказываю:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762; 2016, N 13, ст. 1833.

к приказу Министра обороны

от 28 января 2020 г. N 24

ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В ИНСТРУКЦИЮ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА

К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО

ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ И ПОСТУПАЮЩИХ

НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ЛИБО ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ

НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПО МОБИЛИЗАЦИИ), НА ВОЕННЫЕ

СБОРЫ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ПРЕБЫВАЮЩИХ

В ЗАПАСЕ И ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ

СЛУЖБЫ, КОТОРЫМ ТРЕБУЕТСЯ ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ, УТВЕРЖДЕННУЮ

ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 27 ОКТЯБРЯ 2010 Г. N 1313

1. В сноске "*" к абзацу второму пункта 1 после слов "на военную службу по контракту" дополнить словами ", в мобилизационный людской резерв".

2. Пункт 4 и сноску "*" к нему признать утратившими силу.

3. Подпункт "в" пункта 8 признать утратившим силу.

4. В сноске "****" к пункту 9 после слов "служебные контракты" дополнить словами ", контракты о пребывании в мобилизационном людском резерве".

5. Подпункт "а" пункта 10 изложить в следующей редакции:

"а) признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений;".

подпункт "б" дополнить словами ", в том числе лиц, временно исполняющих обязанности по вакантной (незанятой) должности (врид), а также лиц, находящихся в мобилизационном людском резерве";

слова ", начальниками отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию " исключить;

сноску "*" признать утратившей силу.

7. Пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. Оформление допуска к государственной тайне лицу, планируемому для прохождения военной службы (работы) в другой воинской части на должности, предусматривающей его доступ к государственной тайне, и не имеющему допуска по соответствующей форме, осуществляется в воинской части, в которой данное лицо будет проходить военную службу (работать). В этих целях кадровое подразделение (работник, ведущий кадровую работу) воинской части (организации) <**>, оформляющее документы к назначению на должность, направляет (заблаговременно) в адрес воинской части, в которую планируется назначение такого лица, документы, необходимые для оформления ему допуска к государственной тайне.

Оформление допуска к государственной тайне гражданам Российской Федерации, которым он требуется для исполнения служебных, должностных или трудовых обязанностей, осуществляется:

а) лицам, проходящим военную службу (работающим) в воинских частях, - по месту их военной службы (работы);

б) гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, - военными комиссариатами по месту их воинского учета на основании соответствующих расчетов, разработанных Генеральным штабом Вооруженных Сил, и выписок из номенклатур должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма N 3) . Военные комиссариаты после получения выписок из номенклатур должностей (форма N 3) в срок не позднее 10 рабочих дней направляют в соответствующие органы безопасности их копии и выписки из указанных расчетов в объеме должностей, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

в) гражданам, не находящимся на военной службе, изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - военными комиссариатами по месту их воинского учета (не состоящим на воинском учете, - по месту жительства);

г) гражданам, не находящимся на военной службе, изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами) и сержантами (старшинами), - пунктами отбора на военную службу по контракту через военные комиссариаты по месту их воинского учета;

д) гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил, изъявившим желание поступить в мобилизационный людской резерв, а также гражданам, не находящимся на военной службе и подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, - военными комиссариатами по месту их воинского учета.

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, указанным в подпункте "г" настоящего пункта, а также гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил, изъявившим желание поступить в мобилизационный людской резерв, осуществляется только после положительного заключения соответствующих комиссий по отбору кандидатов (граждан) на военную службу по контракту о категории их годности к военной службе и проверки уровня физической подготовки;

е) студентам военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования - соответствующими образовательными организациями <**>на основании номенклатуры должностей (форма N 3) этих организаций;

ж) кандидатам для поступления в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны, для поступления в которые необходимо оформление допуска к государственной тайне по первой или второй форме, - военными комиссариатами по месту их воинского учета, по третьей форме - военной образовательной организацией высшего образования Министерства обороны, а кандидатам из числа военнослужащих - воинскими частями, в которых они проходят военную службу.

Оформление допуска к государственной тайне указанной категории граждан осуществляется на основании перечня военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны, отбор кандидатов в которые производится после оформления допуска к государственной тайне, согласованного с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. В указанный перечень включаются военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны, отбор кандидатов в которые производится после оформления допуска к государственной тайне только по первой или второй форме.

В случае наличия (возникновения) у граждан, указанных в подпунктах "б" - "ж" настоящего пункта, обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции основанием для отказа лицу в допуске к государственной тайне, военный комиссар или командир воинской части направляет в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких обстоятельств письменный запрос начальнику соответствующей военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны или командиру воинской части о необходимости принятия решения о возможности или невозможности оформления гражданину допуска к государственной тайне. Данное решение принимается в течение пяти рабочих дней с даты регистрации запроса, о чем письменно уведомляется соответствующий военный комиссар или командир воинской части.".

8. В абзаце восьмом пункта 14 после слова "является" дополнить словом "дополнительным".

абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:

"Разрешается вместо учетных данных о носителях сведений, составляющих государственную тайну, с которыми было ознакомлено лицо по месту военной службы (работы), вносить в книгу учета осведомленности (примерный образец N 2) данные о местонахождении описи носителей сведений, составляющих государственную тайну (форма N 7 ИРС-2018 ), реестра на передачу носителей сведений, составляющих государственную тайну (форма N 11 ИРС-2018), книг лицевых счетов (форма N 12 ИРС-2018), а также данные о местонахождении документа, подшитого в дело (с указанием номера дела (инвентарного номера дела), тома, страницы).

Законченные ведением описи (форма N 7 ИРС-2018), реестры (форма N 11 ИРС-2018) подшиваются в отдельные дела или оформляются как самостоятельные документы и хранятся в службе ЗГТ.";

сноску "*" изложить в следующей редакции:

10. Пункт 19 дополнить абзацем следующего содержания:

"Форма допуска лица, временно исполняющего обязанности по невакантной (занятой) должности (врио), должна соответствовать форме допуска к государственной тайне должности, обязанности по которой он будет временно исполнять.".

дополнить абзацем следующего содержания:

"Должности лиц, пребывающих в мобилизационном людском резерве, для исполнения должностных (специальных) обязанностей которым требуется оформление допуска к государственной тайне, включаются в номенклатуру должностей (форма N 3) воинской части, формируемой на военное время.";

сноску "*" изложить в следующей редакции:

" Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 ноября 2018 г. N 080 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. N 01/1669с-ЮЛ в государственной регистрации не нуждается).".

12. В пункте 29 после слов "которым оформляется" дополнить словом "(переоформляется)".

второе предложение абзаца первого изложить в следующей редакции:

"Подписи указанных работников заверяются печатью воинской части (организации). Копия анкеты (форма N 4) и копии дополнительных листов к анкете приобщаются к личному делу оформляемого лица.";

второе предложение подпункта "в" изложить в следующей редакции:

"После заполнения они подписываются лицом, заполнявшим анкету, уполномоченными работниками кадрового подразделения и службы ЗГТ. Подписи указанных работников заверяются печатью воинской части (организации).".

14. Пункт 39 дополнить абзацем следующего содержания:

"на личный состав воинской части, допущенный к государственной тайне, - в службе ЗГТ воинской части, а на граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, - в службе ЗГТ воинской части - формирователя;".

15. Пункт 41 изложить в следующей редакции:

"41. Решение о допуске лица к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма N 1), которая заверяется подписью командира воинской части или назначенного его приказом уполномоченного лица. Указанные записи заверяются гербовой печатью воинской части (организации). Уполномоченное лицо производит запись в позиции 8 карточки (форма N 1) на основании письменного решения командира воинской части.".

абзац второй изложить в следующей редакции:

"В случае увольнения лица из воинской части (организации) карточка (форма N 1), оформленная с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, направляется к новому месту военной службы (работы) по письменному запросу службы ЗГТ воинской части или режимно-секретного подразделения предприятия, учреждения или организации.";

в абзаце четвертом после слов "карточки (форма N 1)" дополнить словами ", оформленные с проведением органами безопасности проверочных мероприятий,";

в абзаце пятом слова "в другие организации" заменить словами "на предприятия, в учреждения или организации";

дополнить абзацем следующего содержания:

"На лиц, не поступивших в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны, карточки (форма N 1) возвращаются в воинские части (организации), откуда они были получены.".

17. После пункта 59 дополнить новым пунктом 59.1 следующего содержания:

"59.1. Переоформление допуска к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий производится в случае возникновения обстоятельств, влияющих в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции на принятие решения о допуске к государственной тайне. Лица, которым переоформляется допуск к государственной тайне, представляют в кадровое подразделение документы, указанные в пункте 29 настоящей Инструкции. Командир воинской части принимает повторное решение о допуске лица к государственной тайне. Данное решение оформляется записью в позиции 8 карточки (форма N 1).".

18. В пункте 63 слова "в 10-дневный срок" заменить словами "в течение 10 рабочих дней с момента поступления соответствующей информации".

19. Пункт 65 дополнить абзацем следующего содержания:

"Справка о допуске (формы N 6 - 8) оформляется работником, ответственным за учет карточек (форма N 1), и выдается для посещения только одной воинской части (организации).".

20. После пункта 68 дополнить новым пунктом 68.1 следующего содержания:

"68.1. Доступ лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях, сформированных в соответствии с временным штатно-должностным расчетом, осуществляется на основании перечня воинских должностей, допускаемых к государственной тайне (далее - перечень должностей), разработанного службой ЗГТ воинской части с учетом наивысшей степени секретности сведений, к которым будут иметь доступ командируемые лица, должностных (специальных) обязанностей и (или) характера выполняемых работ со ссылкой на пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, применительно к номенклатуре должностей (форма N 3).

Перечень должностей подписывается начальником службы ЗГТ и до его утверждения командиром воинской части согласовывается с соответствующим органом безопасности.

Изменения (дополнения) в перечень должностей производятся в порядке, установленном пунктом 26 настоящей Инструкции.".

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 утверждена «Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне». Положения документа вступают в силу с 1 мая 2010 г. Она заменит «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050

Ведение всей документации предусмотрено только на бумажных носителях, слово «электронный» в документе не используется вообще, но явного запрета на использование компьютеров для работы нет.

При изучении форм документов, которые создаются в процессе оформления допуска к государственной тайне, меня смутили требования, предъявляемые к порядку ведения некоторых документов. Среди форм (всего их утверждено 15 штук), обнаружились три, у которых в пояснениях к заполнению записано: «Заполнение … от руки не допускается». Это:

Все эти документы входят в комплект документации, который режимно-секретное подразделение организации направляет в орган безопасности для оформления допуска «к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий» (п. 33). Т.е. спецслужбы не хотят расшифровывать чьи-то каракули – что правильно.

Однако если от руки заполнять нельзя, то как можно? Когда в документ нужно что-то время от времени дописывать, то проще всего воспользоваться пишущей машинкой (на это, по видимому, требование и рассчитано), - однако пишущие машинки постепенно уходят в небытие, да и работать с ними надо уметь. Использовать для дозаполнения документа обычный принтер слишком сложно, а специальные принтеры – удовольствие не из дешевых (их ещё и разработать надо).

В Инструкции также установлены сроки хранения для нескольких видов документов.

«Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63)

47. После прекращения допуска к государственной тайне копия трудового договора (контракта) или расписка, содержащая обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2), и карточка (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

68. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6 - 8) … выдается командируемому на время разовой командировки или на период выполнения задания, но не более чем на год, под расписку. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи, подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет. Журнал учета выдачи справок о допуске (форма 13) после его закрытия в установленном порядке хранится в режимно-секретном подразделении не менее 5 лет.

72. Предписание на выполнение задания (форма 5) … передается в режимно-секретное подразделение принимающей организации, где хранится в отдельном деле не менее 5 лет.

Сроки хранения этих документов практически не изменились по сравнению с Инструкцией 1995 года:

«Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050)

24. … При ведении карточного учета (форма 8) списки (форма 6) хранятся в организации в течение одного года, после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке.

34. В отношении граждан, которые свыше года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме не соприкасались со сведениями, составляющими государственную тайну, а также граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается, при этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9) и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны в течение установленного срока (форма 3 - не менее 5 лет, форма 8 - 1 год), после чего карточки вместе с договорами (контрактами) уничтожаются по акту.

37. … Журнал [учета выдачи справок о допуске](форма 14) и карточка [учета выдачи справок о допуске] (форма 15) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее 5 лет после внесения в них последней записи, а затем уничтожаются в установленном порядке.

42. Предписание на выполнение задания (форма 16) … хранится в специальном деле в подразделении по защите государственной тайны не менее 5 лет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: