Иностранная организация осуществляющая сдачу во фрахт пассажирское судно платит налог по ставке

Обновлено: 16.04.2024

Вопрос: Российская организация по договору фрахтования на время (тайм-чартеру) арендует у иностранной организации — судовладельца морское судно для вывоза зерна за границу на экспорт. Организация-нерезидент не имеет постоянного представительства на территории РФ.
Признается ли российская организация налоговым агентом по налогу на прибыль в отношении доходов иностранного судовладельца, выплачиваемых по данному договору?

Ответ: Российская организация, арендующая на время у иностранной организации по договору фрахтования (тайм-чартеру) судно, используемое в международных перевозках, является налоговым агентом в отношении доходов иностранного судовладельца, выплачиваемых по данному договору.
Если иностранная организация до даты выплаты ей фрахта представит подтверждение, указанное в п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ, налоговому агенту, выплачивающему ей доход, в отношении которого соглашением Российской Федерации об избежании двойного налогообложения предусмотрено освобождение от удержания налога у источника выплаты, то налоговый агент не должен удерживать налог с доходов иностранного судовладельца.

Обоснование: В соответствии со ст. 198 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартера) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Договор фрахтования является самостоятельным видом гражданско-правового договора, отличного от договора перевозки (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2006, 11.07.2006 N 09АП-6855/2006-АК по делу N А40-52289/05-141-436).
В силу ст. 632 Гражданского кодекса РФ договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) относится к договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации (не осуществляющей деятельности через постоянное представительство в РФ) от предоставления в аренду или субаренду морского судна, используемого в международных перевозках, подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты таких доходов в Российской Федерации.
Под международными перевозками понимаются, в частности, любые перевозки морским или речным судном, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).
На основании абз. 5 п. 1 ст. 310 и пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ налог с доходов иностранной организации, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от предоставления в аренду (фрахта) морских судов, используемых в международных перевозках, исчисляется по ставке 10%.
Таким образом, российская организация, арендующая указанное судно, признается налоговым агентом и в силу требований п. 1 ст. 310 НК РФ обязана исчислять и удерживать налог на прибыль при каждой выплате обусловленной платы (фрахта).
Вместе с тем в п. 2 ст. 309 НК РФ указано, что доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Наличие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.
В связи с изложенным обязанности налогового агента по исчислению и удержанию налога на прибыль с доходов иностранной организации возникают у российской организации в случае выплаты ею в пользу такой иностранной организации доходов, поименованных в п. 1 ст. 309 НК РФ. При этом для целей удержания налога на прибыль с доходов иностранной организации не имеет значения факт регистрации иностранной организации в государстве или на территории, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения (соответствующий Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорных зон), утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н).
На основании требований п. 1 ст. 312 НК РФ представление налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждения того, что иностранная организация — получатель дохода имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, требуется только в отношении тех видов доходов, выплачиваемых иностранной организации, в отношении которых она, на основании указанных выше положений НК РФ, признается налогоплательщиком налога на прибыль в России (Письмо УФНС России по г. Москве от 04.05.2012 N 16-15/039487@).

С.М.Дмитричева
ЗАО «Сплайн-Центр»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
25.10.2013

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июля 2021 г. N 03-03-06/1/59635 Об особенностях определения судовладельцами налоговой базы по налогу на прибыль организаций


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июля 2021 г. N 03-03-06/1/59635 Об особенностях определения судовладельцами налоговой базы по налогу на прибыль организаций

Департамент налоговой политики рассмотрел письма и сообщает следующее.

При этом пунктом 48 5 статьи 270 НК РФ определено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся расходы судовладельцев, связанные с получением доходов, указанных в подпунктах 33 и (или) 33 2 пункта 1 статьи 251 настоящего НК РФ.

При этом согласно статье 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником или использует его на ином законном основании.

Статьей 211 КТМ определено, что по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

В случае, если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнений бербоут-адртера, заключенного им с судовладельцем (статья 215 КТМ).

Учитывая изложенное, судовладельцами могут одновременно являться как арендодатель (собственник судна), так и арендатор судна (фрахтователь) по бербоут-чартеру.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Как пояснил Минфин, судовладельцами могут одновременно являться как арендодатель (собственник), так и арендатор судна (фрахтователь) по бербоут-чартеру.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Налоговый кодекс РФ в целях налогообложения налогом на прибыль организаций понимает под международными перевозками «любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ» (пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).

В Российской Федерации обложению налогом на прибыль подлежат доходы иностранной организации, полученные ею в связи с осуществлением перевозок: а) между двумя пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой – вне ее; б) между двумя пунктами, находящимися на территории РФ.

1. В случае отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения действуют следующие правила, касающиеся порядка уплаты налога на прибыль.

Иностранная организация, осуществляющая свою деятельность в России через постоянное представительство (состоящее на налоговом учете в РФ), обязана самостоятельно уплачивать налог на доходы от источников в РФ, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, относящиеся к этому постоянному представительству (п. 1 ст. 307 НК РФ).

В этом случае иностранная организация, получающая доход, должна предоставить налоговому агенту нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, оформленную не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

А. При перевозке иностранной компанией, не осуществляющей свою деятельность в РФ через постоянное представительство, грузов с территории РФ в иностранное государство (либо из иностранного государства на территорию РФ) доходы от международных перевозок, осуществляемых этой организацией, относятся, согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, к доходам от источников в РФ.

В соответствии со ст. 246 и 247 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ в отношении доходов, перечисленных в п. 1 ст. 309 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных организаций от источников в РФ определен в статье 310 НК РФ. Указанные доходы подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в РФ по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 310 и пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ и равной 10%. Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится налоговым агентом.

2. Если между РФ и соответствующим иностранным государством имеется действующее соглашение, регулирующее вопросы налогообложения, положения такого соглашения имеют приоритет над нормами налогового законодательства РФ (ст. 7 НК РФ). Сегодня Российской Федерацией заключено около 80 соглашений об избежании двойного налогообложения. В данных соглашениях, в частности, уделяется внимание избежанию двойного налогообложения доходов от международных перевозок.

При налогообложении доходов иностранных организаций, полученных ими в связи с осуществлением международных перевозок, необходимо учитывать положения соответствующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующих в отношениях между РФ и соответствующим иностранным государством, резидентом которого является иностранная организация - перевозчик.

При этом положения такого соглашения (конвенции) применяются с учетом ст. 312 НК РФ. Иностранная организация должна представить налоговому агенту (российской организации, выплачивающей ей доход) подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Россия заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения (подробнее – см. ст. 312 НК РФ; пп. 5.3. Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150).

Пример 1. В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Кипр действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 5 декабря 1998 г.).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения доходы от эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся государстве, резидентами которого являются указанные лица, получающие такие доходы.

Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг кипрской компании, то доход, получаемый кипрской компанией, будет облагаться налогом только на Кипре.

Следует обратить внимание, что п. 1 ст. 8 Соглашения будет изменен с момента вступления в силу Протокола к Соглашению между правительством РФ и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанного 16 апреля 2009 года.

Согласно статье IV Протокола пункт 1 ст. 8 «Доходы от международных перевозок» был изменен: признак резидентности в

Данные изменения позволяют сделать вывод о том, что договаривающиеся государства стремятся исключить применение одной из распространенных схем налогового планирования с использованием кипрских транспортных компаний. То есть, при наличии соответствующих доказательств, свидетельствующих о месте эффективного управления лиц, получающих доходы от международных перевозок (таким местом может оказаться Россия), прибыль будет облагаться налогом не на Кипре, а в России.

Согласно названному Протоколу, если место эффективного управления лицом не может быть определено, компетентные органы договаривающихся государств, принимая во внимание все факторы, которые они сочтут относимыми, предпримут необходимые меры для определения путем взаимосогласительной процедуры места эффективного управления в каждом конкретном случае.

Пример 2. В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов действует межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложении и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 16 декабря 1996 года).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Соглашения прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках облагается налогом только в том Договаривающемся государстве, в котором предприятие, получающее такую прибыль, является резидентом.
Таким образом, если российская компания платит за оказание транспортных услуг (морской или воздушной перевозки) голландской компании, то доход, получаемый голландской компанией, облагается налогом только в Нидерландах. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что голландская организация имеет постоянное местонахождение в Нидерландах.

Как видно из процитированных статей, сфера действия статьи «Прибыль от международных перевозок» в Соглашении с Нидерландами сформулирована уже, чем соответствующая статья Соглашении РФ и Кипром в действующей редакции. То есть, исходя из буквального толкования, положения об избежании двойного налогообложения касаются лишь прибыли от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках.

Пример 3. В отношениях между Российской Федерацией и Королевством Дания действует межправительственная Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (от 8 февраля 1996 г.).

Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции, доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства.

Под доходом от международных перевозок Конвенция понимает доход, получаемый от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, включая использование, содержание или аренду контейнеров и сопутствующего оборудования.

Исходя из этого, если российская компания платит за оказание транспортных услуг датской компании, то доход, получаемый датской компанией, облагается налогом только в Дании. У российской компании не возникает обязанностей налогового агента по удержанию налога на доходы иностранного юридического лица, однако, для того, чтобы реализовать данное право, российской компании необходимо получить от своего контрагента подтверждение того, что датская организация имеет постоянное местонахождение в Дании.

Вместе с тем, названный вариант возможен только в случаях, подпадающих под пояснение, данное в том же п. 1 ст. 8 Конвенции, предельно ограничивающее сферу деятельности по перевозке, которая подпадает под освобождение от двойного налогообложения. Данное толкование было, в частности, применено в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2005 по делу № А40-35442/05-99-229. По мнению суда, «действие Конвенции распространяется не на все виды доходов, получаемых от международных перевозок.

Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции доход, получаемый лицом с постоянным местопребыванием в Договаривающемся государстве от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве. Это положение распространяется на доходы от использования транспортных средств лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве при поставках оборудования, продовольствия, других материалов и персонала к месту деятельности, связанному с предварительными исследованиями, разведкой или добычей углеводородов на территории другого Договаривающегося государства». В рассмотренном судом случае поставки такого рода не производились.

Таким образом, рассматривая возможность применения соглашений об избежании двойного налогообложения при международных перевозках, необходимо учитывать соответствующие положения конкретного соглашения, устанавливающие различный объем их применения (как правило, в зависимости от видов международных перевозок).

Уплата транспортного налога регулируется главой 28 «Транспортный налог» НК РФ. Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 утверждены «Методические рекомендации по применению Главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Методические рекомендации №БГ-3-21/177).

Обращаем внимание читателей на Письмо Минфина Российской Федерации от 16 июня 2006 года №03-06-04-04/24 «О применении методических рекомендаций по транспортному налогу», в котором отмечено, что Методические рекомендации №БГ-3-21/177 не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами.

Транспортный налог статьей 14 НК РФ отнесен к числу региональных налогов. То есть транспортный налог устанавливается и вводится в действии законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики в отношении водных транспортных средств

Обратите внимание!

Порядок регистрации водных судов был рассмотрен в разделе 2 книги. Напомним, что согласно 16 Кодекса ВВТ судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.

В соответствии со статьей 33 Кодекса торгового мореплавания судно подлежит регистрации в одном из перечисленных реестров судов Российской Федерации:

- в государственном судовом реестре;

- в судовой книге;

- в бербоут-чартерном реестре;

- в Российском международном реестре судов.

В государственном судовом реестре или судовой книге регистрируются право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие).

Обратите внимание!

В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна.

Обратите внимание!

Государственная регистрация судов осуществляется на платной основе. Размеры государственной пошлины установлены статьей 333.33 главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Обратимся к Методическим рекомендациям №БГ-3-21/177. Согласно пункту 5 этих Методическим рекомендаций №БГ-3-21/177 плательщиками транспортного налога в отношении водных судов признаются следующие лица:

Напомним, бербоут-чартер представляет собой договор фрахтования, по которому судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации.

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах

Обратимся к статье 83 НК РФ. В ней сказано, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ местом нахождения для морских, речных транспортных средств признается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества.

При этом следует иметь в виду, что если налогоплательщик транспортного налога уже состоит на учете в налоговом органе (по другому основанию), то осуществлять повторную процедуру регистрации не нужно. В качестве доказательства можно привести Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации №2891/01 от 4 декабря 2001 года.

Объекты налогообложения в отношении водных транспортных средств

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения транспортным налогом. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

· водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие);

· воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и другие).

Не являются объектами налогообложения в отношении всех видов транспортных средств:

1. Транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

2. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым органами МВД Российской Федерации, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Объектами налогообложения среди водных транспортных средств являются теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и другие транспортные средства.

Как следует из статьи 3 Кодекса ВВТ, судно представляет собой самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. При этом под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей.

По вопросу об отнесении плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом следует обратиться к Письму ФНС Российской Федерации от 9 февраля 2005 года №21-5-05/4@ «О транспортном налоге». В этом письме в качестве приложения содержится Письмо Минфина Российской Федерации от 19 января 2005 года №03-06-04-02/1, в котором специалисты данного ведомства обращают внимание налогоплательщиков транспортного налога на то, что НК РФ не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно. Департамент считает, что отнесение плавучих доков, плавкранов, плавмастерских и других подобных объектов к объекту налогообложения транспортным налогом является обоснованным.

Под судном в соответствии со статьей 7 Кодекса торгового мореплавания понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Под судами рыбопромыслового флота понимаются суда, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, используемые для промысла водных биоресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Не являются объектами налогообложения в отношении водных транспортных средств:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (подпункт 1 пункта 2 статьи 358 НК РФ);

- промысловые морские и речные суда (подпункт 3 пункта 2 статьи 358 НК РФ);

- пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (подпункт 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ);

Суда, используемые только для правительственной некоммерческой службы, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими, согласно статье 34 Кодекса торгового мореплавания подлежат регистрации в общем порядке. Вместе с тем, правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, на основании статьи 3 Кодекса торгового мореплавания не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях. Следовательно, названные транспортные средства не подлежат государственной регистрации в реестрах и, соответственно, не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу.

Выше мы отмечали, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Обратите внимание!

На транспортные средства, находящиеся в аренде, это положение НК РФ не распространяется. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 22 февраля 2005 года №03-06-04-04/13.

Приведем Письмо Минфина Российской Федерации от 2 ноября 2005 года №03-06-04-04/44, разъясняющее порядок применения подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ:

«Подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:

главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 №БГ-3-21/177, к деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер)».

Порядок расчета и уплаты налога

Налоговая база по транспортным средствам, имеющим двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности - в лошадиных силах. Данные о мощности двигателя содержатся в технической документации на транспортное средство, а также указываются в регистрационных документах. Если в документации на транспортное средство мощность двигателя указана в кВт, то производится перерасчет во внесистемные единицы мощности. Для этого мощность двигателя, выраженную в кВт, умножают на множитель 1,35962. Этот множитель представляет собой переводной коэффициент 1 кВт = 1,35962 лошадиных сил. Полученный результат следует округлить с точностью до второго знака после запятой.

Для транспортных средств, не оснащенных двигателями, предусмотрено два варианта определения налоговой базы:

· для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств налоговой базой будет валовая вместимость в регистровых тоннах, которая определяется по правилам Международной конвенции по обмеру судов 1969 года в соответствии со статьей 10 Кодекса торгового мореплавания;

· для других водных транспортных средств, не имеющих двигателей, налоговая база определяется с каждой единицы транспортного средства.

В некоторых случаях сведения, предоставленные государственными органами, осуществившими регистрацию транспортных средств, расходятся с данными, которые содержатся в технической документации на транспортное средство. В такой ситуации при определении мощности двигателя согласно пункту 22 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. Если же данные о мощности двигателя вообще отсутствуют в технической документации на транспортное средство, то для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 НК РФ. В этой статье говорится, что экспертиза назначается в случаях, когда для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания, в данном случае в области техники. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Вопросы, поставленные перед ним, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы и ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов. После проведения экспертизы эксперт от своего имени выдает письменное заключение, в котором излагаются проведенные исследования, сделанные на их основе выводы и ответы на поставленные вопросы.

Согласно статье 55 НК РФ под налоговым периодом понимается год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

В отношении транспортного налога пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

По общему правилу налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи), однако в отношении транспортного налога такие отчетные периоды установлены пунктом 2 статьи 360 НК РФ только с 1 января 2006 года.

Поскольку транспортный налог является региональным налогом, пунктом 3 статьи 360 НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации дано право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу.

Пунктом 2 статьи 55 НК РФ установлено, что если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года, при этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Если организация создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. То есть все данные за период деятельности организации с 1 по 31 декабря присоединяются к данным за следующий год.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу приведен в статье 362 НК РФ.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

Вопрос: О налоге на прибыль в отношении доходов иностранной организации от сдачи судов по договору фрахтования судна без экипажа.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о налогообложении доходов иностранной компании, полученных от сдачи судов по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) российской компании, и сообщает следующее.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках, относятся к видам доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации (основание: подпункт 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса (в части доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках), исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса, т.е. по ставке 10 процентов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: