Инквизиторы часто назначали подсудимому различные испытания ордалии чтобы установить виновен ли он

Обновлено: 27.03.2024

С древних времён, когда в судебном деле недоставало улик, у разных народов существовала традиция вверять "в Божьи руки" право обвинить или оправдать. Первоначальными способами, с помощью которых вершился "суд Божий", были ордалии – разнообразные испытания, перечень которых очень велик. На основании того, успешно или нет прошёл эти испытания предполагаемый преступник, его судьи выносили приговор, считавшийся волей Всевышнего.

Понятие ордалии

По-латински ordalium означает "приговор". Соответственно, ордалия – это метод обвинительного судебного процесса во многих древних и средневековых государствах, основанный на выявлении истины посредством "Божьего суда". Ордалии представляли собой испытания, которые могли носить как символический, так и физический характер. Как правило, их проведение сопровождалось сложными религиозными ритуалами.

Развитие практики ордалий

Первоначально ордалии были двусторонними – одинаковому испытанию подвергался как обвиняемый, так и обвинитель. Обязательным было принесение присяги теми, кто должен был пройти испытание. Позднее, в эпоху Средневековья, этот метод перерос в одностороннее испытание – кому из участников процесса предстояло его проходить, решал суд, чаще всего – церковный. Ордалии были исключительно популярны в делах по обвинению в ереси.

ордалия это

Добровольное участие в испытании зачастую провозглашалось положением, на котором основывалась ордалия. Это, впрочем, с течением времени стало формальностью. Та из сторон, которая отказывалась от испытания, неправильно присягала или в итоге оказывалась более пострадавшей физически, считалась проигравшей. Кроме того, от ордалии можно было откупиться, что предоставляло значительное преимущество в судебном процессе для богачей.

Ордалии у древних народов

"Суд Божий" существует с незапамятных времён. Так, самый древний из дошедших до нас письменных источников по истории права – законы Хаммурапи – содержит упоминание об испытании водой при обвинении в колдовстве. Тот, кому было предъявлено обвинение, должен был броситься в воду. Если вода "принимала" этого человека, то он считался невиновным, а донесший на него был казнён за ложь.

Суть "божественных свидетельств" описана также в древнеиндийских законах Ману. Под ними подразумевалась клятва подозреваемого и ордалия. Это объяснялось тем, что преступные деяния злодею не получится укрыть ни от Бога, ни от собственной совести. В Индии в разные времена известны были от двух до девяти ордалий. Среди них были такие виды испытаний:

  • весами (обвиняемого взвешивали дважды за короткий промежуток времени, и если во второй раз его вес был меньше – он считался оправданным);
  • огнём (обвиняемому требовалось преодолеть определённую дистанцию, неся в ладонях, обмотанных семью листьями определённого дерева, кусок раскалённого железа, и при этом не получить ожогов);
  • водой (обвиняемый должен был нырнуть под воду и пробыть там столько времени, сколько потребуется другому человеку, чтобы принести стрелу, выпущенную с того места, где он нырнул);
  • ядом (обвиняемому полагалось выпить яд, и в зависимости от того, какое воздействие тот окажет на его организм через определённое время, принималось решение о том, виновен он или нет);
  • священной водой (человеку полагалось выпить воду, которая использовалась для омовения статуи божества. Если в течение недели или двух ни он, ни его близкие не заболеют или не станут жертвами какого-либо бедствия, обвинение с него снимали);
  • жребием (обвиняемый должен был вытянуть из кувшина один из двух глиняных шариков, внутри которого находилось символическое изображение либо Правды, либо Лжи).

суд божий

В государствах древнего Китая испытуемому давали пожевать горсть рисовых зёрен. Считалось, что у виновного от волнения пересохнет во рту, и он выплюнет зёрна сухими.

Ордалии у народов Европы

Краткая история права европейских народов также содержит немало упоминаний о практике ордалий. Самыми распространёнными способами вершения "Божьего суда" были испытания кипящей и холодной водой, а также раскалённым железом.

Так, последний вид был хорошо знаком древним германцам. Распространённое у них испытание раскалённым железом предполагало для обвиняемого необходимость ходить по нему или держать в руке. После этого на место ожога накладывали чистую повязку из ткани, покрытой салом, которую снимали через три дня. От того, насколько хорошо зажили ожоги, зависело, будет ли обвиняемый оправдан.

суд ордалий

В Англии ходьба по железу имела своеобразную особенность: испытуемый должен был с завязанными глазами пройти по полю, на котором были разложены раскалённые лемехи плугов.

В Салической правде упоминается также испытание кипящей водой. От обвиняемого требовалось погрузить руку в котелок с кипятком. О его виновности также судили по оставшимся ранам.

Польская правда содержит информацию об ордалии холодной водой. Испытуемого связывали определённым образом, чтобы он не был способен плыть; к его поясу цеплялась верёвка, с помощью которой ему не давали утонуть. После этого предполагаемого преступника погружали в воду. Если при этом у него получалось выплыть самостоятельно, вина его считалась доказанной.

На Руси подобные испытания не были особенно популярны. К ним прибегали только в тех случаях, когда речь шла о серьёзных преступлениях. Однако зачастую в процессе имел место судебный поединок – весьма распространённая на русских землях ордалия. Это испытание использовалось и народами Западной Европы, однако на Руси к нему прибегали настолько часто, что порой он и вовсе заменял показания свидетелей.

краткая история права

Итоги таких испытаний считались окончательными, так как "Божий суд" предполагался высшим судом.

Как долго существовали ордалии

Практика ордалий просуществовала довольно долго (по данным одних источников – до XIV, других – даже до середины XVIII века). В Европе они были официально отменены церковью в 1215 году. В сущности, их значение было утрачено после того, как обвинительный процесс был вытеснен инквизиционным. Превратившись в принудительный элемент судебного процесса, без которого с обвиняемого невозможно было снять обвинение, суд ордалий утратил свой первоначальный смысл и был заменён пытками.


Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век © Из книги «Luzern im Spiegel der Diebold-Schilling-Chronik. 1513–2013», 2013 год

Ордалия водой

Григорий Турский «О славе мучеников»
Григорий Турский (ок. 539 — ок. 594) — епископ города Тура, франкский историк, автор «Истории франков» (в 10 книгах), важнейшего источника по истории раннесредневековой Франции. Помимо нее Григорий Турский написал книгу «О славе мучеников», в которую вошли короткие рассказы о чудесах, явленных христианскими святыми и мучениками.
Перевод с латинского Елены Марей

I.81 (80). О споре католического дьякона с пресвитером-еретиком

Арианский пресвитер держал спор с дьяконом нашей веры, произнося, как это у них в обычае, ядовитые речи против Сына Божьего и Святого Духа. И поскольку тот уже долго приводил истинные доводы за нашу веру, но еретик, ослепленный туманом неверия, отвергал их в соответствии с тем, что «в лукавую душу не войдет премудрость», дьякон сказал: «Для чего мы утомляем себя длинными беседами? Да будет доказана истина делами; пусть поставят на огонь медный котел и бросят в кипящую воду чье-либо кольцо. Кто достанет его из кипятка, на стороне того и будет правда, и после этого другая сторона должна признать эту правду. Итак, внемли и ты, еретик, что наша сторона пройдет это [испытание] с помощью Святого Духа, и ты признаешь, что нет в Святой Троице ничего несхожего, ничего различающегося». Еретик согласился с предписанием, и, заключив соглашение, они разошлись до утра, однако жар веры, которым так горел сначала дьякон, стал ослабевать из-за козней дьявола. Поднявшись на рассвете, он натер руку елеем и мазью, затем он подошел к святому месту и стал молиться Господу. Что ж дальше? Около третьего часа они сошлись на площади. Сбежался народ посмотреть это зрелище. Разжигают огонь, ставят на него медный котел, бросают в кипящую воду кольцо. Первым дьякон зовет еретика, чтобы тот вытащил его из жара. Однако он отказался со словами: «Коли ты это предложил, тебе и вытаскивать». И дьякон хоть и испугался, но обнажил руку. Увидев, что она намазана, пресвитер-еретик воскликнул: «Я вижу, ты хочешь победить с помощью уловок, поэтому умастился мазью; все, что ты делаешь, не будет иметь силы!» Пока они препирались, подошел дьякон из Равенны по имени Гиацинт и, разузнав, о чем спор, дабы явить истину, незамедлительно оголил правую руку и опустил ее в котел. То кольцо, которое он вытащил, было очень маленьким и легким, и вода носила его так же, как ветер иногда носит соломинку, поэтому он искал его долго и нашел только через час. Между тем пламя под котлом горело очень сильно, и раскаленное кольцо не так-то легко было взять в руку, но все же, вытащив его, дьякон ничего не почувствовал, но даже заявил, что оно находилось в холодном котле и вода лишь на поверхности была теплой. Подумав так же, сбитый с толку еретик дерзко сунул руку в котел со словами: «Да поможет мне моя вера!» Как только он сделал это, кожа с его руки сошла до самых костей; и так был положен конец спору.


Ордалия кипящей водой. Миниатюра из немецкой хроники «Der Sachsenspiegel». XIV век © Herzog August Bibliothek

Вестготская Правда
Вестготская Правда — свод законов вестготского короля Рецесвинта, обнародованный в 654 году и действовавший на территории Толедского королевства вестготов (современные Испания, Португалия и Южная Франция).
Перевод с латинского Александра Марея

VI.1.3. Каким образом судья должен расследовать дело посредством испытания кипятком

Нам стало известно о многих жалобах, и мы узнали, что проводятся пытки по делам [стоимостью до] трехсот солидов и претерпевается много зла от свободных людей. И потому, для наилучшего порядка, мы устанавливаем и приказываем, чтобы, хотя бы дело по какому-либо обвинению и было незначительным, обвиняемый все же должен быть принужден судьей к испытанию кипятком; и когда обстоятельства дела прояснятся, пусть судья не усомнится подвергнуть его пытке, и после того как тот даст свое признание, пусть он будет подвергнут наказанию, определенному предыдущим законом. Если же он выйдет невиновным из испытания кипятком, то пусть истец не несет никакого наказания. Тот же порядок должен соблюдаться и относительно подозрительных людей, пришедших свидетельствовать.

Салическая Правда
Салическая Правда — одна из варварских правд, содержащая нормы обычного права, записанные около VI века по приказу короля франков Хлодвига I.
Перевод с латинского Николая Грацианского

LIII. О выкупе руки от котелка

§ 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов, он может выкупить свою руку за 120 денариев, что составляет 3 солида.

4. О том, кто вызовет другого на испытание горячей водой
§ 1. Если кто вызовет другого на испытание горячей водой помимо повеления короля, повинен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов.

Церковный закон об ордалии горячим железом и [кипящей] водой
Фрагмент из сборника описаний ордалий, созданного для нужд церкви. Текст датируется периодом между 938 и 1000 годом.
Перевод Владимира Корецкого

1. Относительно ордалии мы предписываем, согласно повелению Божьему, архиепископа [Кентерберийского] и других епископов, чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалий железо или вода.
1в. И если [ордалия] будет производиться водой, то пусть она будет разогрета до степени кипения, причем котел должен быть железный или медный, свинцовый или глиняный.
2. И если обвинение простое [то есть влекущее простую ордалию], то рука, чтобы [взять] камень, должна быть опущена в кипящий котел до запястья, а если оно тройное, то до локтя.

Ордалия огнем


Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год © Topfoto / Fotodom

Церковный закон об ордалии горячим железом и [кипящей] водой

4. И пусть затем войдут люди по одинаковому количеству от каждой стороны и станут вдоль церкви по обеим сторонам [места] ордалии; и все эти люди должны поститься и в ночь перед ордалией воздержаться от своих жен.
4.1. И пусть священник окропит их всех освященной водой, и каждый из них да отведает освященной воды; и он пусть даст им всем поцеловать Евангелие и изображение Креста Христова.
4.2. И никто не должен продолжать раздувать огонь после того, как священник начнет освящение; но железо должно лежать на раскаленных угольях вплоть до окончания литургии. Тогда оно должно быть выложено на столбы.
5. И обвиняемый пусть выпьет освященной воды, и затем пусть будет окроплена его рука, которою он должен нести ордалию [железо], и так да приступит [к испытанию].
5.1. 9 отмеренных шагов должны быть разделены на 3 части, по 3 [шага] в каждой: на первый знак у столба [испытуемый] должен стать своей правой ногой; на второй — левой; затем поставить правую ногу на третий знак и, бросив железо, поспешить к святому алтарю.
5.2. И [его] рука должна быть запечатана и на третий день обследована, является ли она под этой печатью виновной или чистой.
6. И кто эти предписания нарушит, по отношению к тому ордалия будет недействительной, и он должен уплатить королю 120 шиллингов в качестве штрафа за неповиновение.

Русская Правда
Русская Правда (XI век) — первый свод законов Древней Руси, составленный в правление Ярослава Мудрого (1016–1054), а затем дополненный при его сыновьях (ок. 1072).
Из Пространной редакции (по Троицкому списку 2‑й половины XV века)

17. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию [раскаленным] железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве [или в другом] обвинении; если [обвинитель] не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен [серебра], то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

Жозеф Бедье «Тристан и Изольда»
«Тристан и Изольда» — средневековый рыцарский роман XII века, сложившийся в Ирландии или в Шотландии, а затем распространившийся на континенте. Особенной популярностью история пользовалась во Франции.
Перевод с французского Александра Веселовского

В назначенный для суда день король Марк, Изольда и корнуэльские бароны, доехав до Белой Поляны, появились у реки в прекрасном строе, и собравшиеся вдоль другого берега рыцари Артура приветствовали их своими блестящими знаменами.

Перед шатром Артура на зеленой траве постлана была богатая шелковая ткань из Никеи, и на нее были положены мощи святых, извлеченные из ковчежцев и рак. Их охраняли Говен, Жирфлет и сенешаль Кей. Помолившись Богу, королева сняла драгоценности с рук и шеи и раздала их бедным нищим, скинула свою пурпурную мантию и тонкое покрывало и отдала их; отдала также сорочку, блио и башмаки, усыпанные драгоценными каменьями. Она оставила на теле только тунику без рукавов и с обнаженными руками и ногами предстала перед обоими королями. Вокруг бароны смотрели на нее молча и плакали. Возле мощей горел костер. Дрожа, протянула она правую руку к мощам святых и сказала:
— Короли Логрии и Корнуэльса, сеньоры Говен, Кей, Жирфлет и вы все, будьте моими поручителями: я клянусь этими святыми мощами и всеми святыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал меня в своих объятиях, кроме Марка, моего повелителя, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. Годится ли такая клятва, король Марк?
— Да, королева. Пусть же Господь явит свой правый суд!
— Аминь! — сказала Изольда.

Она приблизилась к костру, бледная, шатаясь. Все молчали. Железо было накалено. Она погрузила свои голые руки в уголья, схватила железную полосу, прошла десять шагов, неся ее, потом, отбросив ее, простерла крестообразно руки, протянув ладони, и все увидели, что тело ее было здорово, как слива на дереве. Тогда из всех грудей поднялся благодарственный клик Господу.


Суд императора Оттона. Испытание огнем. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471–1473 годов © Wikimedia Commons

Сага о Сверрире
«Сага о Сверрире» (нач. XIII века) — одна из древнейших сохранившихся «королевских саг» Скандинавии, то есть саг, рассказывающих о правлении норвежских конунгов.
Перевод с древнеисландского Ивана Стеблин-Каменского

59. Об Эйрике, сыне Сигурда

<. >Эйрик был в Миклагарде и служил у Манули конунга. Он просил у конунга позволения доказать посредством Божьего суда, какого он рода и что он действительно сын Сигурда конунга. Эйрик поблагодарил конунга красивыми словами, ибо он был человеком красноречивым, и сказал, что с радостью принимает предложение конунга доказать, кто его отец, и предает себя воле Бога и конунга.

Немного позднее Эйрик стал поститься, готовясь к суду Божьему. А когда он должен был нести раскаленное железо, Сверрир конунг сказал такую клятву, которую тот должен был произнести:
— Ты кладешь свои руки на святые мощи и священную книгу и просишь Бога, чтобы железо не обожгло твои руки, если ты сын Сигурда конунга и мой брат.

Эйрик отвечает:
— Да сотворит Бог так, что я пронесу железо, не обжегши рук, если я сын Сигурда конунга. Но я не буду нести железо, чтобы доказать, кто отец других людей.

Произнеся эту клятву, он пронес железо и оказался чист. Сверрир конунг признал его родичем и сделал его предводителем в дружине. Эйрика любили, и он не зазнавался. Он заботился о своих людях больше, чем другие.

Ордалия чудом


Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век Обвиняемого в убийстве жены заставляли коснуться ее трупа. Если труп кровоточил, это считалось доказательством вины © Из книги «Luzern im Spiegel der Diebold-Schilling-Chronik. 1513–2013», 2013 год

Английский бестиарий начала XIII века

Бестиарии — это средневековые книги, состоящие из нравоучительных рассказов о животных (как реальных, так и вымышленных). Ниже — фрагмент одного из них.
Перевод Ольги Тогоевой

Рассказывают, что в Антиохии жил человек, у которого была домашняя собака и который был убит поздно вечером в отдаленном квартале города. В убийстве с целью грабежа был виновен солдат, который состоял на службе у покойного. Воспользовавшись наступившей темнотой, убийца смог бежать с места преступления. Труп остался лежать на земле, и вокруг него собралась большая толпа любопытных. Собака также держалась рядом с трупом и жалобно выла, оплакивая смерть своего хозяина. В это время человек, совершивший убийство, затесался в толпу, как будто случайно проходя мимо… Он приблизился к трупу, делая вид, что глубоко огорчен произошедшим.

Именно в этот момент собака, на секунду забыв о своем горе и страданиях, решила встать на путь мести: она набросилась на убийцу, не желая выпускать его, и… испустила такой ужасающий вой, что у всех присутствующих разрывалось сердце от скорби и наворачивались слезы на глаза. Добрая воля собаки не могла быть поставлена под сомнение. Она являла собой впечатляющее доказательство [вины убийцы], поскольку в огромной толпе собака выбрала одного-единственного человека и не желала его отпускать. И убийца испугался: как можно было отвести столь правдивое обвинение в преступлении? Он не мог списать [происшедшее] ни на проявление ненависти, ни на враждебность, ни на злой умысел. Перед этим доказательством он остался без аргументов.

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Скандинавский

Скандинавская придумка. Что такое? Поединок чести - задумывался как способ разрешения конфликтов между суровыми мужиками. Убийство на хольмганге не считалось преступлением, так мол боги суровые, северные решили. Как на него нарваться? А вот я захочу с кем либо подраться и заодно отхватить имущество побеждённого и мне в этом никто не помешает.

Я подхожу, оскорбляю кого надо и он не имеет права отказаться. Если отказался - позор ему и наказание в виде объявления нидингом - то есть презираемый изгой, а у такого автоматически отберут и деньги и жену и имущество.

Поэтому в 900 - 1000 годы время было в Скандинавии жуткое.

В итоге поединок чести был по сути превращён в способ обогащения для тех, кто от природы был высокоуровневым бойцом.

Представим на месте задиры Фёдора Емельяненко или скажем Стипе Миочича. Вот он бросает вам вызов. Вы не можете отказаться. И? каковы ваши шансы победить? Нулевые, просто коррелируем этих чемпионов, как мечников такого же уровня - лучшие из лучших, плюс природные здоровяки, пятижильные.

Победить такого просто нет возможности и удача не поможет.

Собственно такой поединок не может не характеризовать сам народ. Викинги в тот период были экономически неразвиты, у них было примитивное право, основанное на диковатых обычаях родовой мести, возможности убить и если сообщишь об этом в ближайшем доме, то не понесёшь ответственности. Сами викинги жилди набегами, собственных урожаев категорически не хватало и такие порядки как бы отбирали самых сильных ублюдков и позволяли тем, нажившись на сородичах, собрать ватагу и поплыть за дополнительным бакшишем уже для всех. А после браво раздуванить её на ближайшем пеньке и вернуться на Скандинавские земли, что бы провести время до следующей вылазки.

Подобные порядки характеризуют период викингов, как низко развитый. Викингам нечего было дать Европейцам, у которых были города и дороги, кроме грабежа и тактики ночных нападений на крепости и города, со стороны моря. При этом если нападение первичное не удавалось, викинги быстро и решительно. драпали к своим драккарам, дабы им бошки не поотрывали. Потому что воевать упорно, с постоянным войском, с гарнизоном крепости, они категорически не умели.

Поэтому, когда эпоха викингов, а значит и отмороженности, стала проходить, от хольмганга не то что бы сразу отказались, но формализировали.

К 1100 году его наполнили обрядами, жертвоприношениями богам, и в итоге аккуратно свели не к смертному побоищу, а к поединку либо до первой крови, либо, если один из противников не желал рисковать - откупу в виде трёх мер серебра. По сути можно стало дать себя порезать и всё - Кричать, что стоп, стоп, я проиграл и вот тебе денежки.

Мудрое я вам скажу решение. И хочу заметить, даже 900 лет назад, люди понимали ,что жизнь человека явно нужно охранять и не давать на неё зарится с помощью тупой силы.

Скандинавский

Поле - Русский судебный поединок. существовал с древних времён вплоть до 16 века, до 1500 годов.

И вот тут сразу напомню вам, про великое произведение, про купца Калашникова, который убил опричника. Что спрошено было у Калашникова? Не то, как он подлец посмел убить то! А то - Специально ли убил? То бишь драка не на смерть - была нормой, особенно между свободными гражданами. Драка на смерть не была нормой, но по сути имела выходы, можно было грамотно наврать и тем самым избежать наказания, даже если погибал государственный служака, воин, как бы собровец той эпохи.

Если бы Калашников поменьше имел гонору, он мог бы вполне уйти так сказать в сторону. Покаяться, сказать что мол не специально и дело с концом.

Скандинавский

Если заглянуть подальше, то бой, столкновение Пересвета и Челубея - тоже вариант "Поля". Только уже государственной важности.

В 1229 году есть интересное уточнение. Смоленский князь Мстислав указывал, что русский не может вызывать немца на поединок в русскую землю, а немец русского в Ригу и на Готский берег. Князь не должен вмешиваться в поединки иноземцев на русской земле (не брать с них судебных пошлин), а немцы — в поединки русских людей.

Отсюда идёт относительная связанность рук даже у Ивана Грозного. Он не мог просто взять и сразу убить того, кто убил его любимца. Законы древние чтились и при его царствовании.

Женщинам тоже можно было драться против женщин, а можно было выставить бойца от своего имени.

Бой проводился в специально отведённом и подготовленном для этого месте. Его подготовкой во времена Московской Руси занимался судебный пристав, называвшийся «недельщиком». Судебный поединок «поле» начинался с того, что оба участника целовали крест.

Обычай решать спорные дела «полем» продолжал существовать в течение всего XVI века и исчез в XVII веке. Соборное уложение 1649 года ничего не упоминает о «поле».

Скандинавский

Суд божий. Европейский колорит так сказать. у них пошли путём более иезуитским.

Испытание огнем состояло в держании руки на огне, в переходе через зажженный костер в одной рубашке (которая иногда покрывалась воском), в держании руками раскаленного железа. Испытание водою производилось или кипящей, или холодной водою; при испытании кипящей водою клали на дно сосуда с кипятком кольцо, которое обвиняемый должен был вынуть без вреда для себя; при испытании холодной водою обвиняемого, перевязанного веревкою, бросали в воду, и если он шел ко дну, то считался невинным, если же оставался на поверхности воды, то признавался виновным (это последнее испытание объясняется языческими воззрениями на воду как на чистый элемент, который ничего нечистого в себя не принимает).

С принятием христианства появилось новое испытание — крестом: истец и ответчик ставились у креста с поднятыми вверх руками, и кто первый опускал руки или падал, тот считался виновным. Весьма распространенным С. Божиим был привод подозреваемого в убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении или приближении убийцы выступала кровь из ран убитого.

В общем в Европе ставка делалась именно на церковную власть и контроль, мол воля божия превыше всего и сохранялось подобное по этой причине аж до 1700-х годов. Церковь поначалу пробовала запрещать конечно, но быстро смекнула всю пользу от таких переворотов закона.

Отсюда же идёт довольно мудрая поговорка - С сильным не борись, с богатым не судись. Богатый мог устроить подобные испытания и просто купить хорошего воина, а силач всегда бы мог спровоцировать Поле, Хольмганг или божий суд и таким образом вывернуться из вины. Потому что в том же божьем суде побеждал скажем тот, у кого от природы нервы менее чувствительны, кто мог руки держать долго поднятыми, в общем побеждал физически наработанный, не боящийся боли.

Если было невозможно установить истину, судья прибегал к «Божьему суду». Обвиняемый должен был опустить руку в огонь или достать из кипящего котла камень — и остаться невредимым. Если человек получал ожоги — это считалось признанием вины, так как за невиновного обязательно бы вступились высшие силы.

В древности виновность человека определяли с помощью богов

»Божий суд» чаще называли «ордалией», что происходило от англосаксонского ordal или urteil и значило «суд», «приговор». Ордалии были распространены задолго до появления христианства. Согласно древневавилонским законам Хаммурапи ещё в начале II тысячелетия до нашей эры, судьи прибегали к испытаниям огнём и водой. Выдержавший испытания признавался невиновным, а не выдержавший оказывался виновным и приговаривался к суровому наказанию.

Огонь и вода

В Индии испытания огнём и водой были зафиксированы в законах Ману, где говорилось, что деяния злодеев видят боги, небо, земля, вода, луна, солнце, огонь, ветер и ночь. Судье в трудных делах предписывалось провести обряд очищения, а потом в присутствии брахманов заставить обвиняемых пройти испытание огнём или водой — «взять огонь или погрузиться в воду».

В дохристианской Европе ордалии были распространены у древних германцев и у западных славян — испытуемые должны были взять в руку раскалённое железо или пройти по нему и при этом не получить ожогов. Сила воли помочь не могла, ведь повреждения кожи оценивали не сразу, руку после ордалии бинтовали и снимали бинт только через три дня, чтобы удостовериться, что волдырей на коже нет.

В Англии был распространён свой вариант ордалий — подсудимому завязывали глаза, на землю укладывали девять раскалённых лемехов, и человек должен был пройти через них, не наступив и не споткнувшись. Здесь же был распространён обычай «испытания котлом», в который наливали кипяток и бросали камни или кольца. Испытуемый должен был достать их и не получить ожогов.

Ордалии в Европе

Ордалии могли быть как односторонними, когда испытанию подвергался только обвиняемый, так и двусторонними, к которым прибегали в случае неразрешимых споров. В этом случае через испытание должны были пройти и истец, и ответчик. В первом случае ответчику предстояло пройти через испытания раскалённым железом, кипятком, холодной водой. Испытания кипятком могли быть очень сложными. Если при более простом испытании ответчик окунал руку на глубину кулака, то при тройном испытании кипятком воды в котле было уже по локоть.

Испытание железом тоже могло быть разным по сложности. В одних случаях испытуемому нужно было взять раскалённый кусок железа весом в один фунт (0,45 кг) и пронести его на расстояние девять футов (около трёх метров), в других — вес металла составлял уже три фунта, то есть почти полтора килограмма.

Испытание холодной водой означало, что ответчика погружали в воду — если он тонул, то его считали оправданным, а если оставался на поверхности, то верили, что вода не принимает грешника, а значит, человек виновен.

Для того, чтобы пройти испытание водой, ответчику следовало погрузиться в ледяную воду на глубину не менее 1,5 эля (178,5 сантиметров).

После того, как в Европу пришло христианство, от ордалий не отказались, более того, в некоторых случаях церковь узаконивала проведение испытаний.

Отныне ордалии обставлялись христианскими обрядами: католические священники освещали воду для испытаний, ответчику следовало три дня поститься, а в день испытания причаститься и дать клятву невиновности. Само испытание часто проводили в церквях, и на ордалии могли присутствовать только ответчик и священник.

Для священников в средневековой Англии предусматривалось особое испытание хлебом и сыром. Ответчик должен был прожевать унцию ячменной лепёшки с сыром и при этом не поперхнуться и не подавиться.

Особенно часто прибегали в Англии к «Божьему суду» во время норманнских завоеваний. С 10бб-го по 1135 год было зафиксировано 2413 случаев судебных испытаний. Часто к ордалиям прибегали в случае земельных споров.

Поединок как доказательство

Если испытанию подвергались обе стороны судебного процесса, в этом случае судья чаще назначал поединки, которые получили значительное распространение по всей Европе. В VIII-IX веках к судебным поединками прибегали практически все народы, живущие в империи франков.

С течением времени поединки видоизменялись: богатые люди могли не участвовать сами, а выставлять за себя наёмных бойцов. Выставить за себя родственника или наёмника могли и женщины. В некоторых случаях допускались поединки мужчин и женщин, однако при таком испытании мужчина часто «давал фору» более слабому противнику. Например, в Германии мужчина, дерущийся против женщины в суде, должен был сражаться с ней, стоя по пояс в яме.

В английской книге «Страшного суда» был зафиксирован такой случай: некий ответчик Годрик выставил в суде за себя бойца по имени Ральф против истца Роджера Биго. Впрочем, ему это не сильно помогло. Позже, уже выступая по другому делу истцом, Годрик снова столкнулся с судебным поединком и проиграл схватку.

Сам герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Завоеватель утвердил норму, по которой, если англ обвинит франка в воровстве или в убийстве, то дело следует обязательно решать поединком. Если же франк обвинит англа в том же, то последний может требовать поединка или испытания железом — по желанию.

Известно, что когда сторонник Вильгельма Жоффруа Байнар обвинил графа д’Э в измене королю, оба были присуждены королём к поединку, после чего граф д’Э проиграл, был признан виновным, ослеплён и кастрирован.

Подобный случай судебного поединка известен в Грузии. В XVII веке во время правления царя Ростома на охоте врагами царя был убит его приёмный сын Луарсаба.

Приближённый царя Сиаош Бараташвили обвинил присутствовавшего на охоте армянина Байндура Туманишвили, что выстрел, убивший царевича, был произведён из его ружья.

Обоих вывели на «Божий суд», то есть приговорили к поединку, который состоялся при свидетелях за городской стеной Тифлиса на берегу реки Куры. Несмотря на то, что Туманишвили в первые же минуты поединка был тяжело ранен в бок копьём, наконечник которого обломился и остался в теле, он сумел тяжело ранить соперника в бедро, убить его лошадь и сбить с ног ударом, который пришёлся в переносье шлема.

Добить Бараташвили армянину-ответчику не дали, но проигравшего грузина посадили в зиндан — «за клевету», а его доспехи и оружие отдали победителю.

Прибегали к «Божьему суду» в Грузии и в том случае, если женщину подозревали в измене мужу или в колдовстве. В этом случае её связывали и бросали с моста в Куру. Грузины верили — виновная утонет, а невиновную река выбросит на берег.

И даже женщины

На Руси к «Божьему суду» прибегали только с согласия ответчика и в том случае, если дело касалось серьёзных преступлений: крупного воровства или убийства. Чаще подозреваемому было достаточно дать клятву в том, что он невиновен, и подозрения с него снимались.

После крещения Руси клятву заменили целованием креста.

Первые упоминания о судебных поединках на Руси встречаются у арабских авторов X века. Например, Ибн Даста писал, что если русские недовольны судом князя, то тот приговаривает их к поединку — «к полю». Поединок на Руси мог быть как один на один, так и «стенка на стенку» — в последнем случае стороны выставляли равное количество бойцов.

В XIV-XV веках на Руси можно было выставить вместо себя другого бойца: «…стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернец ино против послуха нанять волно наймить, а послуху наймита нет». К поединку могли приговорить и двух женщин. Победитель-истец имел право на полное удовлетворение иска, но в том случае, если он случайно убивал ответчика, он вынужден был довольствоваться только одеждой побеждённого.

Русская православная церковь была категорически против ордалий. Смерть во время поединка называлась убийством, а убивший объявлялся «душегубцем» и отлучался от причастия на 18 лет.

Испытание калёным железом применялось гораздо реже, чем клятва или поединок. Причём на окраинах Руси запрещалось принуждение к поединку или к испытанию железом в том случае, если истец и ответчик были из разных народов. «Русину же не лзе имати Немчича на железо, такоже и Немчичю Русина. Аже возлюбить сам своею волею, то ти его воля. Русину же не лзе позвати Немчича на поле в Смоленьске, ни Немчичю в Ризе и на Готьскомь береге», — так гласил договор Смоленска с Ригою.

Со временем в сложных, неразрешимых случаях чаще стали прибегать к метанию жребия, который тоже определял Бог, а в Средние века ордалии исчезли совсем, уступив место пыткам.

Журнал: Загадки истории №12, март 2020 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Михаил Троицкий

Telegram-канал Багира Гуру

Масоны: Серые кардиналы революций

В 39-м номере «Тайн XX века» мы начали рассказывать об одном из самых загадочных тайных обществ на свете — ордене масонов, коснувшись истоков формирования этой организации: от мифических строителей храма Соломона до рыцарей тамплиеров и вольных каменщиков Англии. Теперь же рассмотрим, какую роль сыграло масонство в мировой истории. А именно, есть ли его вина в прокатившейся по планете волне революций, в которых масонам часто отводят значительную роль.

Древние мегалиты Европы

Древние мегалиты, установленные неизвестными строителями в незапамятные времена, встречаются по всему миру. Отдельно стоящие называются менгирами. Нередко они объединены в монументальные группы или образуют кольца-кромлехи. А иногда вытягиваются в многокилометровые шеренги. На протяжении веков о них слагают легенды.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: