Индивидуальное частное предприятие уплачивает налоги в государственный бюджет

Обновлено: 24.04.2024

Совмещать деятельность ИП и работу по найму можно, но не всем

Закон не запрещает официально трудоустроенным людям одновременно быть предпринимателями. ИП — это не должность, а особый статус гражданина, при котором он параллельно может работать по найму.

Из этого правила есть исключения. Некоторым по закону запрещено получать статус ИП.

Нельзя стать ИП:

  • государственным служащим;
  • людям на выборных должностях: депутатам, мэрам, губернаторам и другим;
  • сотрудникам силовых ведомств: ФСБ, МВД, Минобороны и других;
  • адвокатам, нотариусам и судьям.

Если человек работает в бюджетной организации, но при этом он не госслужащий, то зарегистрировать ИП можно. Это относится к учителям, врачам, соцработникам и другим бюджетникам.

ИП и работа по найму не влияют друг на друга. Человек без статуса ИП может регистрировать ИП и сниматься с регистрации, а предприниматель может устраиваться на работу и увольняться — никого уведомлять об этом не нужно. При совмещении работник сохраняет все права и обязанности по трудовому договору.

Работодатель платит за него НДФЛ и страховые взносы, оплачивает три дня больничных, отпуска, выдает премии. Одновременно с этим гражданин как индивидуальный предприниматель обязан платить налоги и страховые взносы за свой бизнес.

Работать по найму и одновременно оказывать своему работодателю услуги в качестве ИП технически можно, но в этой ситуации есть риски. Такая схема может привлечь внимание налоговых инспекторов. Они могут решить, что так работодатель уходит от уплаты налогов с зарплаты сотрудника и переводит ему часть зарплаты как оплату за услуги ИП. Даже если все честно и человек на самом деле выполняет разные задачи и как сотрудник, и как ИП, налоговики будут часто проверять бизнес и пытаться найти подвох.

Трудоустроенные граждане открывают ИП по общим правилам, никаких особенностей при этом нет.

Уведомлять работодателя о регистрации ИП не обязательно, это не фиксируется в трудовой книжке. Но если у работодателя возникнут подозрения, скрывать это не получится: любой человек может проверить данные о статусе ИП в реестре на сайте налоговой службы.

Бесплатно зарегистрируем ИП

Предложение Тинькофф

Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в НК РФ, которые устанавливают правовые основы для применения единого налогового счета при уплате налогов, сборов и страховых взносов организациями, ИП и физическими лицами.

Соответствующий Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новые нормы устанавливают, что единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

  • денежного выражения совокупной обязанности;
  • денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Соответственно, на данный счет налогоплательщики будут перечислять единый налоговый платеж с указанием в платежном поручении только суммы платежа и ИНН.

В свою очередь ИФНС самостоятельно станет засчитывать единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов. Свободные денежные средства, перечисленные на единый налоговый счет, превышающие общую сумму налогов, могут быть возвращены либо зачтены в счет уплаты налогов иного лица по заявлению налогоплательщика.

Поправки в статью 58 НК РФ устанавливают, что уплата (перечисление) любого налога, авансовых платежей по налогам в бюджет осуществляется в качестве единого налогового платежа за отдельным исключением (уплата госпошлин, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира).

Это значит, что с 1 января 2023 года уплата любых налогов будет в обязательном порядке осуществляться посредством единого налогового платежа на единый налоговый счет. При этом налогоплательщики будут вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления срока, установленного для того или иного налога.

Если уплата налогов, сборов или страховых взносов осуществляется до представления соответствующей декларации или расчета, то налогоплательщик (организация, ИП) должен будет представить в налоговые органы соответствующее уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. Такое уведомление нужно будет подавать в электронной форме не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, или страховых взносов.

«ЕНС позволит значительно упростить уплату налогов для бизнеса: всего один платеж в месяц 28 числа и только два реквизита в платежке. Одно сальдо расчетов с бюджетом – не нужно будет подавать заявления об уточнениях и зачетах между КБК и ОКТМО. Один день на возврат – положительное сальдо ЕНС будет признаваться деньгами налогоплательщика и возвращаться по его заявлению», - отметили в связи с этим в ФНС.

Новые нормы вступят в силу с 1 января 2023 года.

В июле 2022 года ИП и физлица обязаны уплатить НДФЛ за 2021 год. У граждан осталось буквально несколько дней, чтобы успеть уплатить налог. Рассказываем, на кого конкретно распространяется данная обязанность, в каком порядке и в какие сроки нужно уплатить НДФЛ за 2021 год и как накажут тех, кто этого не сделает.

Кто обязан заплатить НДФЛ за 2021 год

Обязанность по уплате НДФЛ за 2021 год распространяется на следующих налогоплательщиков (п. 1 ст. 227 и п. 1 ст. 228 НК РФ):

  • индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения;
  • нотариусов, занимающиеся частной практикой;
  • адвокатов, учредившие адвокатские кабинеты;
  • оценщиков и арбитражных управляющих;
  • частных детективов, патентных поверенных и других лиц, занимающихся частной практикой;
  • физлиц, получивших доходы на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества от компаний, не являющихся налоговыми агентами по НДФЛ;
  • физлиц, получивших доходы от продажи имущества, находившегося в собственности менее минимального срока владения;
  • налоговых резидентов, получивших доходы от источников, находящихся за пределами РФ;
  • физлиц, получивших в 2021 году выигрыши от операторов лотерей и организаторов азартных игр в сумме до 15 000 рублей;
  • физлиц, получивших доходы в виде вознаграждения как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • физлиц, получивших доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения от лиц, которые не являются их близкими родственниками;
  • физлиц, представивших в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли.

Все указанные налогоплательщики должны уплатить НДФЛ за 2021 год в тех случаях, когда полученные ими в прошлом году доходы не освобождаются от налогообложения. В частности, при расчете налоговых обязательств по НДФЛ следует учитывать льготы, действующие в отношении доходов от продажи недвижимого имущества.

Когда с доходов от продажи жилья не нужно платить НДФЛ

Налогоплательщики должны платить налог с продажи жилой недвижимости только в тех случаях, когда она находилась в их собственности менее 5 лет. При этом в ряде случаев минимальный срок владения жилой недвижимостью для целей освобождения от НДФЛ доходов от ее продажи составляет 3 года (ст. 217.1 НК РФ). Льготный трехлетний срок владения распространяется на проданное в 2021 году жилье, которое:

  • было получено в собственность в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи или близким родственником;
  • являвшееся единственным (даже если налогоплательщик приобрел в собственность второе жилье в течение 90 дней до продажи единственного жилья);
  • было получено в собственность в результате приватизации;
  • было получено в собственность в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

Если проданное в 2021 году жилье, бывшее в собственности физлица 3 года, удовлетворяет хотя бы одному из указанных выше признаков, то с доходов от его продажи не нужно платить НДФЛ.

shutterstock_603894287.jpg

Также НДФЛ за 2021 год независимо от срока владения жилой недвижимостью не нужно платить семьям с детьми, продавшим свое единственное жилье. Семья освобождается от уплаты НФДЛ с доходов от продажи в 2021 году единственного жилья при соблюдении следующих условий (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ):

  • наличие не менее двух детей в возрасте до 18 лет (24 года, если дети обучаются очно);
  • приобретение нового жилья не позднее 30 апреля 2022 года;
  • общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость превышает аналогичные показатели проданного жилья;
  • кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн рублей;
  • в момент продажи семье не принадлежит иное жилье с общей площадью или кадастровой стоимостью, превышающими показатели продаваемого жилого помещения.

Если какое-либо из указанных условий не соблюдается, с проданного в 2021 году жилья семья должна заплатить НДФЛ в общеустановленном порядке и сроки, указанные в НК РФ.

Порядок и сроки уплаты НДФЛ за 2021 год

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет за 2021 год, уплачивается налогоплательщиками по месту их жительства. НДФЛ можно заплатить в том числе следующими способами (п. 4 ст. 58 НК РФ):

  • через банк;
  • через организацию федеральной почтовой связи;
  • через МФЦ, в котором организована возможность приема денежных средств от физлиц в счет уплаты налогов;
  • через онлайн-сервис «Уплата налогов и пошлин» на официальном сайте ФНС.

НДФЛ за прошедший год подлежит уплате ИП, лицами, занимающимися частной практикой и физлицами не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227, п. 4 ст. 228 НК РФ). Это общий срок, который может быть перенесен в порядке, установленном в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Согласно данной норме, когда последний день срока уплаты налога приходится на день, признаваемый выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днем, налог разрешается уплатить в ближайший следующий за ним рабочий день.

В 2022 году 15 июля приходится на обычный будний день – пятницу. Соответственно, срок уплаты налога в текущем году не переносится. С учетом указанного обстоятельства НДФЛ за 2021 год необходимо заплатить не позднее 15 июля 2022 года. Заплатить налог можно в течение всего этого дня.

Кроме того, до 15 июля включительно физлицам рекомендуется сдать декларации 3-НДФЛ за 2021 год, если такие декларации не были представлены в установленный срок до 4 мая 2022 года (п. 1 ст. 229 НК РФ).

ФНС предупредила , что с 16 июля налоговики начнут проводить камеральные налоговые проверки в отношении физлиц, не представивших 3-НДФЛ по доходам, полученным в 2021 году от продажи или в порядке дарения (не от близких родственников) недвижимости. При этом неуплата НДФЛ за 2021 года до 15 июля повлечет начисление физлицам пеней и штрафов.

Штрафы за неуплату НДФЛ за 2021 год

Если физлицо до 15 июля 2022 года включительно не уплатит НДФЛ с доходов, полученных в 2021 году, и не представит в налоговую инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, его привлекут к ответственности по ст. 122 НК РФ. Неуплата или неполная уплата НДФЛ по данной статье влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Умышленная неуплата НДФЛ грозит взысканием увеличенного штрафа в размере 40% от суммы недоимки.

Одновременно такого налогоплательщика оштрафуют и по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации. Штраф за данное нарушение составит 5% не уплаченной до 15 июля включительно суммы НДФЛ. Штраф назначат за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления 3-НДФЛ, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Вместе с тем данные штрафы назначаются только в отношении тех налогоплательщиков, которые не декларировали полученные в 2021 году доходы (не подавали 3-НДФЛ за 2021 год). Если налогоплательщик успеет представить 3-НДФЛ до 15 июля включительно, его не будут штрафовать по ст. 122 НК РФ (письмо Минфина от 18.10.2017 № 03-11-09/68364).

В этом случае физлицо будет обязано уплатить пени, начисленные на сумму неуплаченного НДФЛ, по п. 4 ст. 75 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты НДФЛ в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения, то власть от этого только выиграла бы. Но это не означает, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений. Потому что государство – это придуманное нами понятие. Оно придумано для нашего удобства и должно нам служить, других задач у них нет и быть не может

Как показали последние обсуждения в соцсетях, тема взаимных обязательств российского государства и общества оказалась для самого общества не такой очевидной, как могла бы быть. Вслед за заявлениями сотрудницы регионального правительства: «Российское государство ничего не должно детям» – и доверенного лица Владимира Путина Игоря Ашманова (автора фразы «"Гугл" – это идеологическое оружие США»): «Нет никакого "на мои налоги", источник денег не вы, а государство», – прозвучало немало высказываний существенно более разумных и менее ангажированных людей, суть которых сводится к следующему: подоходный налог в России составляет лишь небольшую долю бюджета.

Действительно, получается, что российское государство как-то обходится без населения в деле формирования своих доходов. А значит, нам, наверное, не стоит так выпендриваться – раз не на наши налоги, то какое право мы имеем высказываться?

Государство и его бенефициар

В отличие от ситуации с чиновницей или Ашмановым здесь речь идет об аберрации сознания и непонимании конструкции социальной системы, в которой мы живем. Авторы таких высказываний выделяют термин «государственный» в противовес «нашему», «народному», «частному». Но «государственное», «принадлежащее государству» – что это?

«Государственное» – это прилагательное, отвечающее на вопрос «какое? чье?». В толковых словарях (Ожегова, Шведовой и прочих) слово «государственный» определяется достаточно полно. Вот определение из словаря Ефремовой: «(1) Соотносящийся по значению с существительным государство, связанный с ним; (2) а) осуществляемый государством, находящийся в его ведении, б) устанавливаемый государством; (3) а) связанный с деятельностью государства, его функционированием, б) принимающий непосредственное участие в управлении государством, в) способный действовать и принимать решения, руководствуясь интересами государства; (4) имеющий значение для всего государства, учитывающий его интересы».

Обратите внимание – в списке значений нет «принадлежащий государству». И это неспроста.

Ведь государство – это (тот же словарь): «(1) Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; (2) а) страна с определенной политической системой, б) система органов управления; (3) а) перен. Что-либо крупное, значительное, занимающее большую территорию и отличающееся определенной обособленностью, самостоятельностью, б) место обитания, распространения, преобладания кого-либо, чего-либо».

То есть государство – это «система органов», «форма». Ментальная конструкция, договорной миф, а не реальный субъект. Поэтому логично, что словарь не наделяет государство функцией «владения».

Логично, но не совсем точно. Развитие цивилизации пошло по пути создания договорных конструкций и наделения их ограниченной субъектностью. Подобные конструкции (самые известные среди них даже не государства, а юридические лица – компании) могут владеть имуществом, распоряжаться им, использовать его и еще много чего другого.

Конечно, делают они это не сами. За них это делают специальные люди, тем или иным образом уполномоченные на такие действия и статусы. Так что сказать «государственное имущество» можно.

Другое дело, что факт такого владения не дает нам возможности видеть в «государстве» полноценного владельца. Согласно современному пониманию права, владение бывает двух видов – номинальное и бенефициарное. Бенефициарное владение – это владение, осуществляемое реальным лицом, которое от этого владения может извлекать выгоду или терпеть убытки (отсюда само название; benefits), нетранслируемые далее на третьих лиц. Номинальное владение – это «промежуточное» владение в пользу кого-то, в результате которого бенефициируют (получают конечную прибыль и убытки) другие лица.

Так вот, никакое юридическое лицо, никакой договорной конструкт не могут быть бенефициарными владельцами – они всегда номиналы, работают в пользу реальных живых лиц – бенефициаров.

Кто в это не верит, попробуйте убедить западный банк открыть счет компании, не сделав комплаенс на ее владельцев: вам быстро объяснят, что номиналы никого не волнуют – всех волнует бенефициар. У номиналов есть управляющие, но управляющие, естественно, тоже не бенефициары – они наняты на работу, они не владеют ни активами, ни результатами деятельности такого конструкта.

Теперь можно вернуться к государству. «Государственная собственность» как собственность конструкта, конечно, номинальна по природе. У государства есть бенефициары – в разных моделях государств разные.

В государстве средневековой модели это чаще всего суверен государства, король или царь. Он единственный, кто в конечном счете имеет право на бенефиты, формируемые активами государства.

Подданные такого короля – это клиенты, которые получают от короля права на долю государственных бенефитов в обмен на обязательства по отношению к королю, в основном сводящиеся к лояльности, производству продукта, часть которого идет королю, и обеспечению безопасности государства. У этих подданных есть свои подданные, отношения с которыми строятся аналогичным образом.

В стороне от этой пирамиды находятся свободные от вассальных отношений немногочисленные ремесленники/горожане/наемники/специалисты. Их экономика строится на границе государственной системы – они продают свой труд и платят налоги. Налоги являются их платой за право продажи своего труда.

Более современная модель государства – это государство, в котором бенефициаром является большая группа людей или все за редким исключением население. Западные государства устроены именно так – уже давно там законодательно закреплено, что бенефициаром государства являются граждане страны.

Россия в этом смысле находится недалеко от стран Запада. В российской Конституции, в частности, записано: «Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (то есть не «государство», не какая-то конкретная личность, а любой и каждый человек. – А.М.). Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, сувереном государства России является ее народ. Народ (граждане) России выступает коллективным бенефициарным собственником всего, что принадлежит государству как номинальному держателю. Граждане России должны государству много различных вещей (это записано в той же Конституции) – платить налоги, соблюдать закон, проходить срочную службу и прочее. Только не надо забывать, что должны они это государству лишь как номиналу, а бенефициарно они должны это самим себе и другим гражданам России – государство только регулирует и аккумулирует эти долги.

А вот государство должно гражданам России все, что имеет, что получает и что может получить. Оно же номинал, а народ – суверен, бенефициар. Так что разговор дамы из регионального правительства на тему «государство вам ничего не должно» смешон – оно должно, причем не «что-то», а ровно все, что имеет. Как именно и кому это «все» оно должно отдавать, решают органы государственного управления, избранные народом – смотри Конституцию.

Нефть или граждане

Теперь к вопросу «на ваши налоги ничего не сделаешь». Доходы консолидированного бюджета России – единый источник государственного финансирования почти всего на ее территории, аналог выручки, если говорить корпоративными терминами.

Сюда не включаются только сборы в Пенсионный фонд, которые идут целевым образом на пенсии, и иногда сборы в социальные фонды, также имеющие целевое назначение. Но и те и другие сборы уплачиваются населением, и вместе с подоходным налогом это 40% бюджета.

Ашманов утверждает, что граждане вносят только подоходный налог (13% от дохода), которого не хватает ни на что, а остальное – это «государственные деньги». В реальности граждане платят не только подоходный налог (примерно 10% совокупных доходов бюджета), но еще и НДС (20%), налоги на совокупный доход и имущество (5%), часть акцизов и таможенных пошлин (всего их 20–22%, около 10% – платежи граждан), соцвзносы (20%) – вместе это уже 60% бюджета. Далее, граждане являются бенефициарами частных компаний, которые платят налог на прибыль – еще примерно 5% бюджета.

Итак, 65% доходов бюджета – это напрямую «наши налоги», без каких бы то ни было оговорок. Так что даже если бы у нашего государства сувереном был не народ, а некий царь (а так, похоже, многие сегодня думают), то и здесь получалось бы, что более половины налогов в бюджете «наши».

Но и остальное – тоже наши налоги. Остальное – это доходы государства от добычи и реализации полезных ископаемых (НДПИ & Co), налоги на прибыль госкомпаний и «прочие доходы». Да, мы не платим эти налоги – половину НДПИ платят частные компании, половину – государственные компании, то есть компании в номинальном держании государства в пользу всех нас. Но в любом случае мы – бенефициары.

Можно спорить, кто платит больше налогов, кто – меньше, но олигарх-нефтяник, чья компания уплачивает НДПИ, не может похвастаться тем, что платит огромный налог в отличие от нас. Государство передало ему в эксплуатацию недра, которые по закону находятся в федеральной собственности, то есть это наши недра он эксплуатирует, и его налог – это всего лишь плата нам за наши недра.

По сути источником почти всех налогов является народ России (малое исключение – налоги иностранцев, зарабатывающих в России, их совсем немного). И именно он является бенефициаром всех источников этих налогов. Государство – посредник в процессах платежа, и ничего более.

Но как же тогда быть с высказываниями о том, что российское государство практически не зависит от налогов, собираемых с частных лиц? И это тоже правда. Одно дело, кому принадлежит собственность по праву, а другое – кто ею распоряжается и как распоряжается.

Российская власть (не государство, заметьте; государство – это договорной фантом, а власть – это группа реальных людей) сконцентрировала в своих руках и централизовала на федеральном уровне беспрецедентные возможности контроля над государственной собственностью, налоговыми потоками и управлением бюджетом.

Сделать это ей было достаточно просто, благодаря тому что основная масса доходов бюджета действительно порождается выручкой от продажи полезных ископаемых. 25% консолидированного бюджета (за вычетом социальных сборов) составляют нефтегазовые доходы, которые собираются помимо населения.

Доходы от продажи полезных ископаемых идут в основном на закупку импорта, обеспечивающего более половины потребления в России (а если исключить из потребления те самые полезные ископаемые и энергию в широком смысле, которую контролирует та же власть, то и все 70%). Таможенные пошлины и НДС мы как потребители вынуждены платить, а власть их собирает: больше нефти – больше пошлин и НДС; меньше нефти – меньше налогов.

Дальше, государство нанимает почти 38% трудовых ресурсов в России. Соответственно, власть решает, сколько платить этим работникам. А их налоги – это возврат в государство части налогов, потраченных на оплату их труда. То есть как бы не налоги, а возвраты. Их объем тоже зависит от нефти: больше нефти – больше у государства денег, больше зарплаты и налоги бюджетников.

Очень упрощая, можно сказать, что если бы в России волшебным образом исчезла половина населения (даже не «более бедная» или «менее занятая», а просто ровно половина от каждой группы и страты), то власть от этого только выиграла бы. Почти 35% консолидированного бюджета никак не изменились бы, то есть доходы бюджета ориентировочно упали бы на 32,5%, а подушевой уровень доходов бюджета вырос бы где-то на 35% (это случайное совпадение цифр, а не математическая закономерность). При этом расходы бюджета (за вычетом некоторой доли военных и инфраструктурных расходов) сократились бы примерно в два раза – то есть бюджетная ситуация в стране стала бы существенно лучше.

Говорит ли это о том, что граждане России имеют меньше прав требовать от власти отчета об использовании всех налоговых поступлений? Разумеется, нет. Если в большом доме на первом этаже построен магазин, председатель ТСЖ не может заявить, что поскольку плата за аренду магазина составляет большую часть от поступлений ТСЖ, ему плевать на мнение жильцов и он сам себе хозяин (хотя, конечно, если бы дом был поменьше и жильцов было меньше, а магазин был бы таким же, то финансы ТСЖ были бы только лучше).

Председатель ТСЖ всего лишь приказчик, поставленный жильцами, а плата за аренду магазина принадлежит жильцам так же, как и любые другие их доходы – только коллективно. Чиновников ТСЖ, считающих, что деньги за аренду – их, а не жильцов, надо последовательно выгонять; жильцов, считающих так же, – переубеждать; подрядчиков ТСЖ, которые хотят на такой вседозволенности заработать (даже если они великие патриоты дома и защитники его интернета от «Гугла» и прочих врагов), – отстранять от кормушки.

И если мы хотим однажды оказаться жителями страны, которая развивается хотя бы так же быстро, как мир в среднем, мы должны научиться и научить всех ее жителей, что в реальном мире существуют только люди – граждане страны, ее население, народ, общество.

«Страна» и «государство» – это придуманные нами понятия; они придуманы для нашего удобства и должны нам служить – других задач у них нет и быть не может. Те, кто полагает, что ментальные конструкты могут жить сами по себе и еще требовать чего-то от реальных людей, серьезно задержались в социальном развитии – где-то на уровне примитивных родоплеменных религий с их антропоморфическими анимизмами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: