Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями осуществляли

Обновлено: 25.04.2024

Арбитра́ж — обобщающее наименование государственных органов, существовавших в СССР и РСФСР в период с 1931 — 1991 годы и осуществлявших рассмотрение имущественных споров между организациями, предприятиями и учреждениями советского социалистического хозяйства. В зависимости от подчинённости органы арбитража были представлены системой государственного и ведомственного арбитража. С 01 октября 1991 года в РСФСР советский арбитраж заменён системой арбитражных судов.

До революции 1917 года в России хозяйственные споры между организациями рассматривались коммерческими судами. Декретом №1 о суде коммерческие суды были упразднены. В дальнейшем споры между хозяйствующими субъектами рассматривались в административном порядке, то есть без участия самостоятельных судебных органов [1] .

21 сентября 1922 года утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому Положению были созданы арбитражные комиссии центрального подчинения (при Совете Труда и Обороны — Арбитражная комиссия при СТО) и местного — при областных экономических совещаниях.

В 1924 году формирование системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями, в основном завершилась. В отдельных наркоматах и некоторых других ведомствах действовали свои арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, получившие название ведомственных арбитражных комиссий.

3 мая 1931 года Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР в системе государственного управления была учреждена структура учреждений государственного арбитража.

Арбитраж совмещал в себе управленческие и судебные функции. Арбитраж существовал в двух формах: ведомственный и государственный. В государственном арбитраже рассматривались споры организаций и предприятий по характеру административного подчинения, в ведомственном – подчинения конкретному ведомству.

Несмотря на наличие функций по разрешению споров, арбитражи не являлись независимыми судебными органами и создавались при органах исполнительной власти - Совете Министров СССР, Советах Министров союзных республик, Советах Министров автономных республик и исполкомах краевых, областных и приравненных к ним Советов народных депутатов.

При принятии решений арбитражи руководствовались не только правовыми предписаниями, но и целесообразностью.

До 1974 года в органах арбитража не существовало системы подчинённости нижестоящих органов вышестоящим.

17 января 1974 года на основе Положения о Госарбитраже при Совете Министров Госарбитраж СССР был реорганизован в союзно-республиканский орган правления.

В РСФСР с 1 октября 1991 г Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» система арбитражей была упразднена, в том числе в системах министерств, в ассоциациях, в государственных ведомствах, концернах, иных объединениях, в организациях и на предприятиях.

В РСФСР система арбитражных органов была заменена ныне действующей системой арбитражных судов.

- исполнительной власти;
- законодательной власти;
- судебной власти;
- исполнительной и законодательной власти.

216. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» была принята на Всероссийском съезде Советов:

217. Высшим органом государственной власти в советской республике являлся:

218. Оформление партийной диктатуры происходило при помощи:

Общественный строй

219. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» провозгласила:

Право.

220. Первыми декретами, провозглашенными советской властью были:


- Декрет о правах трудящихся;
- Декрет о свержении Временного правительства;
- Декрет о созыве Учредительного собрания.

221. На основе Декрета ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» имущество умершего становилось достоянием РСФСР, если оно превышало:

222. Согласно Декрету «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» действительными признавались:

223. Первая советская Конституция была принята:

224. Наиболее опасными в советской республике в 1917 – 1920 гг. считались преступления:

- против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;
- контрреволюционные заговоры, восстания, мятежи;

225. ВЧК после принятия Совнаркомом декрета «Социалистическое отечество в опасности» фактически превратилась: в

- орган розыска и следствия;
- орган дознания;
- орган расправы с наиболее опасными государственными преступниками; +

226. Органы ВЧК получили наибольшие полномочия в период:

227. По окончанию следствия ЧК:

- передавали дела в трибуналы;
- самостоятельно рассматривали дела по существу и определяли меры наказания;

228. Кодификационной работой в первые годы советской власти занимались:

229. ВЦИК и СНК сыграли в принятии законов следующую роль:

- были формальной инстанцией, одобряющей или не одобряющей кодексы;
- активно участвовали в подготовке проектов законов;

230. Основным звеном в новой судебной системе Советского государства являлся созданный в ноябре 1918 г.:

231. В октябре 1919 г. при ВЧК создается:

Тема 12. Советское государство и право периода НЭПа (1921 – 1929 гг.). Государственный строй.

232. В 1922 г. представителями Наркомнаца для разработки новой модели федерации был предложен проект:

233. Конституция СССР 1924 г.:

- запрещала свободный выход союзных республик из Союза;
- разрешала свободный выход республик из состава СССР;

Право.

234. Задачи, связанные с обеспечением законности в советском государстве в 20-е годы выполняли:

235. Судебная реформа была осуществлена в:

236. Имущественные споры в советском государстве между государственными учреждениями и предпринимателями осуществляли:

Тема 13. Советское государство и право в период тоталитаризма (1930 – 1953 гг.). Государственный строй.

237. По Конституции 1936 г. высшим органом власти Союза ССР являлся:

238. Каждая союзная республика по Конституции СССР 1936 г.:

- имела право на свою конституцию;
- не имела права на свою конституцию;
- имела право на свою конституцию, не противоречащую Конституции СССР.

239. Конституция СССР 1936 г. закрепляла новую избирательную систему:

- всеобщее избирательное право только для трудящихся;
- всеобщее для городского и только для определенных лиц сельского населения;
- всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

240. Конституция СССР была принята:

241. Число союзных республик в СССР увеличилось 1936 г.:

242. Централизация системы органов безопасности завершается созданием объединенного НКВД СССР в:

Общественный строй.

243. Конституция СССР 1936 г. закрепляла имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она определяла систему форм собственности в СССР:

244. В главе I Конституции 1936 г. – «Общественное устройство» было зафиксировано, что политическую основу СССР составляли:

Право.

245. Формирование народных судов в СССР по Конституции 1936 г. происходило:

246. Политические судебные процессы происходили уже в начале 1920-х г., однако массовыми стали в:

247. После убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов», Оно предусматривало:

- тщательное расследование дел на протяжении неограниченного срока, возможность обжалования;
- сжатые сроки расследования (не более 10 дней) и невозможность обжалования.

Тема 14. Государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Государственный строй.

248. До 30 июня 1941 г. в СССР был создан:

249. В ноябре 1942 г. были образована Чрезвычайная Государственная комиссия. Ее основной функцией была:

- мобилизация трудоспособного населения;
- реорганизация работы наркоматов;
- установление и расследование злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

250. На фронт в войне 1941 – 1945 гг. были мобилизованы военнообязанные в возрасте:

251. Военное руководство в годы войны осуществлялось:

Право.

252. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР (март 1945 г.) право на наследство в первоочередном порядке имели:

- дети, супруги, нетрудоспособные иждивенцы;

- братья, сестры.
Тема 15. Советское государство и право в период либерализации тоталитарного режима и возврата к консерватизму (март 1953 – первая половина 80х гг.). Государственный строй.
253. Совнарком был преобразован в Совет Министров в:

- 1945 г.


- 1957 г.
255. Относительная демократизация советского общества после XX съезда КПСС проявилась в:
- ликвидации или перестройке репрессивных структур;

- привлечении к суду лиц, виновных в репрессиях;


- восстановлении национальной государственности репрессированных народов;
- реабилитации жертв политических репрессий;


- расширении прав и свобод личности;
- введении президентской системы правления.
256. Новым в Конституции СССР 1977 г. были положения о:

- построении в СССР развитого социализма;

- достижении социальной и национальной однородности советского общества;
- новой социальной и интернациональной общности – советского народа;

- создании профессионального парламента;

- создании в стране единого народнохозяйственного комплекса.
257. Система совнархозов была создана в:

- 1960 г.;

- 1960 г.;

259. Министерство государственного контроля в 1957 г. было преобразовано в:

- Комитет партийного контроля;

- Комиссию советского контроля Совета Министров СССР.
260. В Конституции СССР 1977 г. впервые было закреплено право на:
- свободу слова;

- свободу митингов и собраний.

Право
261. Уголовная ответственность за самовольный уход с работы и прогулы, которую ввели с началом войны, было отменена в:
- 1946 г.;

- 1956 г.;

- 1949 г.;

- 1953 г.;

- 1955 г.
263. В 1979 г. был принят закон «О верховном суде СССР», а также закон «Об адвокатуре СССР». Объедините функции адвокатуры в группу А, а функции Верховного суда в группу Б:
– защита обвиняемого; – надзор за деятельностью судебных органов; – участие в рассмотрении дел в суде и предварительном заседании; – предоставление юридических консультаций; – представление интересов потерпевшего.

– публикация разъяснений по действующему законодательству;

Тема 16. Советское государство и право в период перестройки (1985 – 1991 гг.).
264. Указ о департизации в РСФСР был подписан в:
- мае 1989 г.;

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

Содержание


Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Арбитражными Комиссиями, действующими на основании сего Положения в центре при Совете Труда и Обороны и на местах при Областных Экономических Совещаниях, поскольку эти споры согласно общим законам не разрешаются внутри ведомства.
Примечание 1. Арбитражные комиссии разбирают также и споры, возникающие на основании договора между государственными учреждениями и предприятиями.
Примечание 2. Настоящее Положение не распространяется на государственные учреждения (Государственный Банк, Главное Правление Государственного Страхования), поскольку утвержденные положения о них предусматривают разрешение их (и обратно - к ним) имущественных претензий и споров в судебном порядке.


Высшая Арбитражная Комиссия при Совете Труда и Обороны образуется в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиции, и двух членов непосредственно назначаемых Советом Труда и Обороны. В соответственном порядке назначаются: заместитель председателя и заместители членов Комиссии.


Арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образуются в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиция, и 2-х членов, назначаемых областными экономическими совещаниями.


К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии относятся:
а) разрешение споров, в коих хотя бы одной из сторон является центральное учреждение;
б) споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области;
в) рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий (ст. 18);
г) пересмотр в порядке ст. ст. 19, 21 всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.


Дела в арбитражных комиссиях начинаются по письменному исковому заявлению учреждения или предприятия, считающего свои права нарушенными.


Участвующие в деле учреждения и предприятия могут поручать представительство своих интересов, как своим сотрудникам, так и лицам, имеющим право ведения чужих дел в общих судах Республики.


К слушанию дела вызываются стороны. Неявка сторон не останавливает разбирательства. Арбитражная комиссия может признать явку обязательной.


Слушание дела происходит с применением начала состязательного процесса. Истец обязан доказать свой иск, а ответчик свои возражения. Однако, арбитражная комиссия в праве, в случае необходимости, по собственному почину собирать доказательства.


Способы проверки и оценка доказательств всецело предоставляются усмотрению арбитражной комиссии.


Вступление в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями, а также в качестве пособников той или другой стороны и привлечение сторонами третьих лиц в качестве пособников, допускается по особым постановлениям арбитражной комиссии, если она найдет участие третьих лиц целесообразными. Примечание. В качестве пособников могут вступать или привлекаться также и частные лица.


Решения постановляются по большинству голосов. В случае равенства голосов голос председательствующего дает перевес.


Решения арбитражных комиссий имеют силу судебных решений и приводятся в исполнение в порядке, указанном в ст. 14 настоящего Положения.


При постановлении решения арбитражная комиссия разрешает спор и право, руководствуясь действующими законами и законными распоряжениями властей, но может, принимая в соображение общегосударственные интересы, постановить: а) об отсрочке или рассрочке исполнения, б) о замене предмета исполнения другим предметом или денежным эквивалентом в исключительных случаях, в) о полном или частичном освобождении от обязательства или ответственности.


В решении суд указывает конкретный способ исполнения или дает общие указания относительно способа исполнения.


Решение объявляется в том же заседании, в котором дело слушалось по существу. Подробная мотивировка решения, если она по сложности не могла быть изложена письменно одновременно с постановлением решения; приобщается к делу и сообщается в письменной форме сторонам не позднее семи дней по объявлении решения. Необжалованное решение вступает в законную силу по истечении срока обжалования (ст. 17), а по делам, решаемым местными комиссиями, окончательно (ст. 16), через 3 дня по приобщении к делу мотивированного решения.


Решения местных арбитражных комиссий могут быть обжалованы сторонами в Высшую Арбитражную Комиссию. Обжалование по делам, по коим цена иска не превышает 5000000 р., не допускается.


Жалоба подается в течение 14-ти дней со дня приобщения к делу мотивированного решения, в комиссию, постановившую обжалуемое решение, которая обязана не позднее чем через 7 дней, препроводить дело со своими заключениями в Высшую Арбитражную Комиссию.


Областным экономическим совещаниям предоставляется право в порядке надзора приостанавливать решения местных арбитражных комиссий с передачей этих решений на пересмотр Высшей Арбитражной Комиссии.


Подача жалобы приостанавливает исполнение, но комиссия, постановившая решение, может в случае необходимости, по ходатайству истца, допустить предварительное исполнение, если таковое не опротестовано областным экономическим совещанием в 3-дневный срок.


Всякое не вступившее в законную силу решение, независимо от цены иска, может быть экономическим совещанием, при котором состоит постановившая решение комиссия, перенесено на рассмотрение Высшей Арбитражной Комиссии. По предложениям Совета Труда и Обороны Высшая Арбитражная Комиссия пересматривает решения местных комиссий, хотя бы и вступившие в законную силу.


Высшая Арбитражная Комиссия может отменить, изменить обжалованное решение, или передать его на новое рассмотрение другой местной арбитражной комиссии, если найдет существенным установление таких обстоятельств, которые не могут быть непосредственно установлены Высшей Арбитражной Комиссией.
Указания Высшей Арбитражной Комиссии обязательны для местной комиссии при вторичном рассмотрении дела.


Решения Высшей Арбитражной Комиссии в качестве 2-й инстанции окончательны, но Совет Труда и Обороны в порядке надзора может изменить их, либо передать на новое рассмотрение.


Подробные правила о производстве дел в арбитражных комиссиях, а равно и размеры судебных пошлин и сборов устанавливаются Высшей арбитражной комиссией и утверждаются Советом Труда и Обороны.

Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН

Заместитель
Председателя Совета
Народных Комиссаров
А.РЫКОВ

Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Т.САПРОНОВ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

от 21 сентября 1922 года

О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ СПОРОВ

МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Арбитражными Комиссиями, действующими на основании сего Положения в центре при Совете Труда и Обороны и на местах при Областных Экономических Совещаниях, поскольку эти споры согласно общим законам не разрешаются внутри ведомства.

Примечание 1. Арбитражные комиссии разбирают также и споры, возникающие на основании договора между государственными учреждениями и предприятиями.

Примечание 2. Настоящее Положение не распространяется на государственные учреждения (Государственный Банк, Главное Правление Государственного Страхования), поскольку утвержденные положения о них предусматривают разрешение их (и обратно - к ним) имущественных претензий и споров в судебном порядке.

Высшая Арбитражная Комиссия при Совете Труда и Обороны образуется в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиции, и двух членов непосредственно назначаемых Советом Труда и Обороны. В соответственном порядке назначаются: заместитель председателя и заместители членов Комиссии.

Арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образуются в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиция, и 2-х членов, назначаемых областными экономическими совещаниями.

К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии относятся:

а) разрешение споров, в коих хотя бы одной из сторон является центральное учреждение;

б) споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области;

в) рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий (ст. 18);

г) пересмотр в порядке ст. ст. 19, 21 всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.

Дела в арбитражных комиссиях начинаются по письменному исковому заявлению учреждения или предприятия, считающего свои права нарушенными.

Участвующие в деле учреждения и предприятия могут поручать представительство своих интересов, как своим сотрудникам, так и лицам, имеющим право ведения чужих дел в общих судах Республики.

К слушанию дела вызываются стороны. Неявка сторон не останавливает разбирательства. Арбитражная комиссия может признать явку обязательной.

Слушание дела происходит с применением начала состязательного процесса. Истец обязан доказать свой иск, а ответчик свои возражения. Однако, арбитражная комиссия в праве, в случае необходимости, по собственному почину собирать доказательства.

Способы проверки и оценка доказатель ств вс ецело предоставляются усмотрению арбитражной комиссии.

Вступление в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями, а также в качестве пособников той или другой стороны и привлечение сторонами третьих лиц в качестве пособников, допускается по особым постановлениям арбитражной комиссии, если она найдет участие третьих лиц целесообразными.

Примечание. В качестве пособников могут вступать или привлекаться также и частные лица.

Решения постановляются по большинству голосов. В случае равенства голосов голос председательствующего дает перевес.

Решения арбитражных комиссий имеют силу судебных решений и приводятся в исполнение в порядке, указанном в ст. 14 настоящего Положения.

При постановлении решения арбитражная комиссия разрешает спор и право, руководствуясь действующими законами и законными распоряжениями властей, но может, принимая в соображение общегосударственные интересы, постановить: а) об отсрочке или рассрочке исполнения, б) о замене предмета исполнения другим предметом или денежным эквивалентом в исключительных случаях, в) о полном или частичном освобождении от обязательства или ответственности.

В решении суд указывает конкретный способ исполнения или дает общие указания относительно способа исполнения.

Решение объявляется в том же заседании, в котором дело слушалось по существу. Подробная мотивировка решения, если она по сложности не могла быть изложена письменно одновременно с постановлением решения; приобщается к делу и сообщается в письменной форме сторонам не позднее семи дней по объявлении решения. Необжалованное решение вступает в законную силу по истечении срока обжалования (ст. 17), а по делам, решаемым местными комиссиями, окончательно (ст. 16), через 3 дня по приобщении к делу мотивированного решения.

Решения местных арбитражных комиссий могут быть обжалованы сторонами в Высшую Арбитражную Комиссию. Обжалование по делам, по коим цена иска не превышает 5000000 р., не допускается.

Жалоба подается в течение 14-ти дней со дня приобщения к делу мотивированного решения, в комиссию, постановившую обжалуемое решение, которая обязана не позднее чем через 7 дней, препроводить дело со своими заключениями в Высшую Арбитражную Комиссию.

Областным экономическим совещаниям предоставляется право в порядке надзора приостанавливать решения местных арбитражных комиссий с передачей этих решений на пересмотр Высшей Арбитражной Комиссии.

Подача жалобы приостанавливает исполнение, но комиссия, постановившая решение, может в случае необходимости, по ходатайству истца, допустить предварительное исполнение, если таковое не опротестовано областным экономическим совещанием в 3-дневный срок.

Всякое не вступившее в законную силу решение, независимо от цены иска, может быть экономическим совещанием, при котором состоит постановившая решение комиссия, перенесено на рассмотрение Высшей Арбитражной Комиссии. По предложениям Совета Труда и Обороны Высшая Арбитражная Комиссия пересматривает решения местных комиссий, хотя бы и вступившие в законную силу.

Высшая Арбитражная Комиссия может отменить, изменить обжалованное решение, или передать его на новое рассмотрение другой местной арбитражной комиссии, если найдет существенным установление таких обстоятельств, которые не могут быть непосредственно установлены Высшей Арбитражной Комиссией.

Указания Высшей Арбитражной Комиссии обязательны для местной комиссии при вторичном рассмотрении дела.

Решения Высшей Арбитражной Комиссии в качестве 2-й инстанции окончательны, но Совет Труда и Обороны в порядке надзора может изменить их, либо передать на новое рассмотрение.

Подробные правила о производстве дел в арбитражных комиссиях, а равно и размеры судебных пошлин и сборов устанавливаются Высшей арбитражной комиссией и утверждаются Советом Труда и Обороны.

ВАС РФ

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи — организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Место в судебной системе

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: