Иммунитет это история государства и права

Обновлено: 27.03.2024

Что же такое иммунитет как правовая категория? «Иммунитет» переводят с латинского как «освобождение», «избавление» или «независимость», «неподверженность»; в юридическом смысле его трактуют как исклю­чительное право не подчиняться некоторым общим законам, предостав­ленное лицам, занимающим особое положение в государстве. . Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преиму­щественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций [4].

Иммунитеты — особый вид привилегий, которые в свою очередь являются сутью специфической разновидности льгот, юридических изъятий. Это, в частности, подтверждается содержанием международных договоров. Так, в разделе 19 ст. 5 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г. привилегии и иммунитеты соответственно называются «изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломати­ческим представителям» [6]. . Аналогичное разъяснение содержится в Генеральном Соглашении о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949г., согласно ст. 2 которого привилегии и иммунитеты также строго определяются в качестве «изъятий и льгот, перечисленных в настоящем Соглашении» [7].

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, имеют с ними следующие общие черты.

1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетво­рению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты, в частности, дипломатический и депутатский иммунитеты.

2. Иммунитеты призваны быть право стимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положи­тельную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С. В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ. » [8].

3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомер­ными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей [4].

Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетель­ствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преиму­ществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Применительно к уголовно-процессуальному законо­дательству понятие "иммунитет", — подчеркивает В. И. Руднев, — может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности. Это означает, что некоторые лица— депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, — в определённых ситуациях могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности»[9].

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Согла­шению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 г., прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 г., «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 г., «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций» [4].

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препят­ствующий фактор, о чём сказано и в ст. 11 Генерального Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949г.: «. Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен» [4].

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть чётко определён в нормах международного права, Конституциях и законах.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, их значение нельзя абсолютизировать, ибо привилегии и иммунитеты во многом весьма тесно связанные явления и понятия. К тому же строгого разграничения между ними в международной договорной практике, а равно и во внутри­государственном законодательстве не проводится. Думается, данное положение объясняется тем, что каждый иммунитет и каждая привилегия не существуют в «чистом» виде, представляя собой совокупность правил, обладающих признаками как иммунитета, так и привилегии в собственном значении [4].

Принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции, т.е. от юрисдикции любого другого государства, является общепризнан­ным принципом международного права: он настолько укоренился в международном праве, что безоговорочно признается всеми государст­вами, соблюдается в практике их взаимоотношений и утверждается в международно-правовой доктрине.

Термин «принцип», как и в других аналогичных случаях, означает юридическую норму общего характера, в концентрированном виде вы­ражающую существо соответствующих правоотношений.

Поскольку об иммунитете государства речь идёт как о междуна­родно-правовом принципе, то он должен быть соответствующим обра­зом выражен, в частности потому, что является прежде всего обычно-правовой нормой [10].

Однако, этот принцип лежит ныне в основе ряда кодификационных универсальных конвенций. В их числе Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального ха­рактера 1975 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (подробнее см. гл. 15). Следовательно, принцип иммунитета государ­ства от иностранной юрисдикции может быть сформулирован также исходя из изложенных в этих конвенциях международно-правовых норм.

Представляется, что принцип иммунитета может быть сформули­рован следующим образом: «Каждое государство пользуется иммуни­тетом от юрисдикции другого государства».

Предстоит, однако, выяснить значение употребленных терминов «иммунитет» и «юрисдикция». «Иммунитет» означает в данном случае изъятие или освобождение от юрисдикции. Соответственно, определе­ние принципа иммунитета в иной редакции будет гласить: «Каждое государство не подчинено юрисдикции другого государства».

Термин «юрисдикция» употребляется в международном (а также в национальном) праве в различных его значениях. Однако, в данном случае он употребляется в широком его значении как осуществление государством совокупности его властных правомочий. Следовательно, принцип иммунитета означает: «Каждое государство не подчинено власти другого государства».

Однако, государственная власть, будучи единой, проявляется как власть законодательная, исполнительная (административная) и судеб­ная, что и выражается в общем виде понятием «юрисдикция» [10].

Таким образом, принцип иммунитета также означает, что каждое государство пользуется иммунитетом от законодательной, админи­стративной и судебной юрисдикции другого государства.

Принцип иммунитета как право каждого государства на изъятие из юрисдикции других государств и одновременно как международно-правовая обязанность не подчинять своей юрисдикции другие государ­ства является обычно-правовой нормой общего международного права, т.е. нормой, установленной и признанной международным сообщест­вом государств. И в качестве таковой она не нуждается в специальном обосновании. Это позволяет лучше уяс­нить как юридическую природу этого принципа, так и возможные пре­делы его действия. Ниже приводятся некоторые соответствующие по­ложения, более подробно изложенные мной ранее [11].

Иммунитет государства - это «принцип международного права, вытекающий из начала государ­ственного суверенитета. Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осущест­влять власть в отношении другого государства («равный не имеет влас­ти над равным») [10].

Л.А. Лунц утверждал, что иммунитеты государства «вытекают из общепризнанного начала международного публичного права — из на­чала суверенитета государств» [12].

Советская международно-правовая наука, отмечал в одном из своих трудов Е.Т. Усенко, твёрдо придерживается воззрения на имму­нитет как на следствие суверенитета государств, их независимости и равноправия. Глубокий смысл иммунитета, его существо заключается именно в неподчинении одного государства другому [13].

Можно также утверждать, что международно-правовая доктрина в целом рассматривает иммунитет государства как непосредственное следствие принципов уважения суверенитета и равноправия государств. Целесообразно рассмотреть вопрос о действии принципа иммунитета государства от иностранной юрисдикции во времени и в пространстве.

Иммунитет государства во времени действует с момента возникно­вения данного государства и вступления его в общение с другими го­сударствами и до тех пор, пока это государство существует.

С точки же зрения пространственной сферы принцип иммунитета действует в том пространстве, где действует юрисдикция предоставля­ющего иммунитет государства. Такой пространственной сферой дей­ствия юрисдикции государства является главным образом его терри­тория, т.е. область территориального верховенства государства и его независимости во внутренних делах. Иначе говоря, иммунитет действует прежде всего в сфере территориальной юрисдикции государства. Юрисдикция государства действует не только в пределах его территории, т.е. в пределах его территориального верховенства. Она действует также на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, а именно в морских пространствах за преде­лами территориальных вод, в Антарктике и в космическом простран­стве.

При этом налицо существенная разница между юрисдикцией в пре­делах государственной территории и юрисдикцией за её пределами.

Первая – территориальная юрисдикция, полновластие государства в пределах своей территории, — будучи правовой категорией, про­истекает не из права, а из присущего государству свойства, выражае­мого понятием «суверенитет». Международное право лишь исходит из этого свойства и утверждает его, возводя уважение суверенитета госу­дарства в норму межгосударственных взаимоотношений.

Вторая — юрисдикция вне государственной территории — сущест­вует лишь в силу разрешительной международно-правовой нормы, ес­тественно, исходящей из взаимных интересов государств и междуна­родного сообщества государств в целом.

Соответственно объём и пределы такой юрисдикции определяются нормами современного международного права. Специфичен и имму­нитет в этой пространственной сфере от иностранной юрисдикции [10].

Вытекая из основных принципов международного права — уваже­ния суверенитета и суверенного равенства государств, принцип имму­нитета государства от юрисдикции любого другого государства, тем не менее, не перестает быть самостоятельным принципом общего между­народного права и в этом качестве общепризнанной международно-правовой нормой. Иными словами, речь идёт о взаимном обязательстве государств воздерживаться от осуществления своей власти в отношении любого другого государства в пределах своей территории, а также пространствах вне государственной территории, на которые распро­страняется юрисдикция данного государства. Тем самым государства на взаимной и равноправной основе подчиняют себя действию этой нормы, так же как и международному праву в целом [11].

Надо полагать, что ныне достаточно очевидно, что взятие на себя международно-правовых обязательств, в том числе об иммунитете ино­странного государства, является осуществлением государствами своего суверенитета, а не умалением или ограничением его, разумеется, при условии, что такие обязательства не противоречат основным принци­пам международного права, имеющим императивный характер.

Будучи одним из принципов общего международного права, прин­цип иммунитета государства от иностранной юрисдикции не относится к числу основных принципов международного права и не носит импе­ративного характера. Международное сообщество государств не при­дало ему императивного характера, исходя, очевидно, из того, что то или иное отступление от условий его действия во взаимоотношениях двух или нескольких государств не затрагивает жизненно важных ин­тересов других государств и международного сообщества государств.

Принцип иммунитета в общей форме означает, как уже говорилось, обязательство любого государства воздерживаться от осуществления своей юрисдикции, понимаемой как совокупность властных прерогатив или властной компетенции, в отношении любого другого государства. Этому обязательству соответствует право других государств на иммунитет.

Государство может отказаться в одностороннем порядке от части своих прав, проистекающих из принципа иммунитета. Однако, обязанное государство не может, естественно, в одностороннем порядке ввести какие-либо ограничения прав другого или других государств. С его стороны возможно осуществление лишь, тех исключений из этих прав, которые установлены по общему международному праву или по специальному соглашению с управомоченным государством. В таком соглашении речь может идти об отказе от иммунитета лишь в отношении конкретных ситуаций либо на взаимной основе, либо в одностороннем порядке [10].

В цитировавшейся выше работе Е.Т. Усенко автор также говорил, что под иммунитетом в международном праве понимают неприменение к иностранному государству законов данного государства.

Представляется, что такая общая формула весьма наглядна и пло­дотворна, но требует пояснения и известного уточнения.

Так, достаточно очевидно, что термин «закон» употреблён здесь в смысле национального законодательства или внутреннего права дан­ного государства. А термин «неприменение» должен пониматься как неприменение своего законодательства данным государством в лице его органов власти, в частности и в особенности судебными и административными его органами.

Соответственно различают судебный иммунитет как неподсуд­ность иностранного государства органам правосудия данного государ­ства и иммунитет от административной юрисдикции как непримене­ние административными органами мер по решению органов правосу­дия. В общем виде такое толкование означает воздержание государств от принудительного применения своего национального права.

В то же время общая формула о неприменении к иностранному государству законов данного государства не должна толковаться в смысле полного изъятия иностранного государства из действия наци­онального права данного государства, или иначе, в смысле неподчине­ния государства национальному праву другого государства.

Иммунитет государства вовсе не означает, что, действуя в сфере юрисдикции другого государства, оно не должно сообразовывать свои действия с предписаниями национального права этого другого государ­ства. Это ясно следует из соответствующих кодификационных конвен­ций. Так, ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях, в частности, устанавливает: «Без ущерба для их привилегий и иммунитетов все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела этого государ­ства».

Иммунитет от иностранной юрисдикции вовсе не означает, что го­сударство, пользующееся иммунитетом в сфере юрисдикции другого государства, может не считаться с правопорядком этого другого госу­дарства. Наоборот, оно обязано его соблюдать. В частности, оно может совершать только такие действия в сфере правопорядка другого госу­дарства, которые допускаются последним. Всё это служит цели уваже­ния суверенитета государства, предоставляющего иммунитет, а соблю­дение иммунитета иностранного государства - делу уважения суве­ренности этого государства.

Споры же по поводу несоблюдения национального права иностран­ным государством и о причинении такими действиями убытков подле­жат разрешению не с помощью судебной или иной внутригосударственной процедуры, а в рамках каналов, используемых во взаимоотно­шениях государств и именуемых обычно дипломатическими [12].

Следует также помнить, что формула об определении иммунитета как неприменения к иностранному государству законодательства дан­ного государства явно не имеет в виду ту часть национального законо­дательства, которая содержит положения об иммунитете иностранного государства от национальной юрисдикции, ибо эта часть национально­го законодательства подлежит как раз применению.

Национальное законодательство об иммунитете иностранного го­сударства должно соответствовать установленным международно-пра­вовым предписаниям, содержать лишь такие правила об изъятиях из иммунитета, которые вытекают из норм общего международного права или в соответствующих случаях из действующих международных со­глашений. В случае же противоречия законодательства государства международно-правовым требованиям иностранное государство впра­ве не подчиниться такому законодательству, заявить протест и потре­бовать его отмены или изменения.

Таковы основные соображения о происхождении и сущности прин­ципа иммунитета государства от иностранной юрисдикции как диспозитивного принципа общего международного права [10].

Таким образом,институт правового иммунитета возник в эпоху феодализма и является его специфическим признаком. В феодальной России правовой иммунитет составляли привилегии крупных земельных собственников, заключавшиеся в обладании правом политической власти над населением вотчины; чем крупнее была вотчина, тем большей политической властью обладал её собственник. Вместе с усилением центральной государственной власти роль иммуни­тетов начинает всё больше ограничиваться. С изменением общественной жизни институт правового иммунитета трансформировался в совершенно иное юридическое средство — в инстру­мент, освобождающий от определённых обязанностей и юридической ответственности отдельных субъектов (дипломатов, консулов, депутатов и др.) в целях выполнения ими соответствующих социально полезных функций.

Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преиму­щественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определённых обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты — особый вид привилегий, которые в свою очередь являются сутью специфической разновидности льгот, юридических изъятий.

ИММУНИТЕТ (англ. immunity, от лат. immunitas — освобождение от чего-либо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм. В международном праве известны, в частности: иммунитет государства, иммунитет военных кораблей, иммунитет дипломатический, иммунитет морских государственных торговых судов. В конституционном праве привилегия должностных лиц некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновенности. Различаются, в частности, иммунитет парламентский (депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский. В финансовом праве известно понятие налогового иммунитета.

Смотреть что такое ИММУНИТЕТ в других словарях:

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ, -а,м, (спец.). 1. Невосприимчивость к какому-н.инфекционному заболеванию. Я. к кори. Выработать и. к че-му-н. или противчего-н. (также перен.: об устойчивой реакции против чего-н.). 2.Предоставленное кому-н. исключительное право не подчиняться нек-рым общимзаконам. Дипломатический и. (неприкосновенность личности, служебныхпомещений, жилища и собственности дипломатов). Депутатский и. II прил.иммунный, -ая, -ое (к 1 знач.) и иммунитетный, -ая, -ое. Иммунная реакцияорганизма. смотреть

ИММУНИТЕТ

иммунитет 1. м. 1) Невосприимчивость организма к возбудителям инфекционных заболеваний, действию ядов и некоторых других повреждающих факторов. 2) перен. Способность противостоять чему-л. 2. м. Совокупность прав и привилегий, предоставляемых определенному кругу должностных лиц.


. смотреть

ИММУНИТЕТ

иммунитет м. мед., юр.immunity

ИММУНИТЕТ

иммунитет невосприимчивость, иммунность, экстерриториальность, право. Ant. подверженность, восприимчивость Словарь русских синонимов. иммунитет сущ. • невосприимчивость • иммунность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. иммунитет сущ., кол-во синонимов: 6 • иммунность (2) • невосприимчивость (5) • параиммунитет (1) • право (57) • фитоиммунитет (1) • экстерриториальность (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: иммунность, невосприимчивость, параиммунитет, право, фитоиммунитет, экстерриториальность Антонимы: восприимчивость, уязвимость. смотреть

ИММУНИТЕТ

IИммуните́т (лат. immunitas освобождение, избавление от чего-либо)невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, гри. смотреть

ИММУНИТЕТ

способность организма человека и животных специфически реагировать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного. Эта реакция на чужеродн. смотреть

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо), невосприимчивость, резистентность, сопротивляемость, способность организма защи. смотреть

предоставленное на основе королевской грамоты властное правомочие-привилегия феодала осуществлять на собственной территории ряд государственных функций (финансовые, судебно-полицейские, военные).

Смотреть что такое ИММУНИТЕТ в других словарях:

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ, -а,м, (спец.). 1. Невосприимчивость к какому-н.инфекционному заболеванию. Я. к кори. Выработать и. к че-му-н. или противчего-н. (также перен.: об устойчивой реакции против чего-н.). 2.Предоставленное кому-н. исключительное право не подчиняться нек-рым общимзаконам. Дипломатический и. (неприкосновенность личности, служебныхпомещений, жилища и собственности дипломатов). Депутатский и. II прил.иммунный, -ая, -ое (к 1 знач.) и иммунитетный, -ая, -ое. Иммунная реакцияорганизма. смотреть

ИММУНИТЕТ

иммунитет 1. м. 1) Невосприимчивость организма к возбудителям инфекционных заболеваний, действию ядов и некоторых других повреждающих факторов. 2) перен. Способность противостоять чему-л. 2. м. Совокупность прав и привилегий, предоставляемых определенному кругу должностных лиц.


. смотреть

ИММУНИТЕТ

иммунитет м. мед., юр.immunity

ИММУНИТЕТ

иммунитет невосприимчивость, иммунность, экстерриториальность, право. Ant. подверженность, восприимчивость Словарь русских синонимов. иммунитет сущ. • невосприимчивость • иммунность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. иммунитет сущ., кол-во синонимов: 6 • иммунность (2) • невосприимчивость (5) • параиммунитет (1) • право (57) • фитоиммунитет (1) • экстерриториальность (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: иммунность, невосприимчивость, параиммунитет, право, фитоиммунитет, экстерриториальность Антонимы: восприимчивость, уязвимость. смотреть

ИММУНИТЕТ

IИммуните́т (лат. immunitas освобождение, избавление от чего-либо)невосприимчивость организма к различным инфекционным агентам (вирусам, бактериям, гри. смотреть

ИММУНИТЕТ

способность организма человека и животных специфически реагировать на присутствие в нем какого-то вещества, обычно чужеродного. Эта реакция на чужеродн. смотреть

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ

ИММУНИТЕТ (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо), невосприимчивость, резистентность, сопротивляемость, способность организма защи. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА — в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. Суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в международной практике обычно выделяются несколько видов И.г. Судебный И.г. состоит в том, что государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев, прямо выраженного им согласия на это. И.г. от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. И.г. от исполнения состоит в том, что на имущество государства не может быть обращено взыскание в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Точно так же не должны осуществляться принудительные меры (в т.ч. арест в порядке обеспечения иска или в порядке принудительного исполнения уже вынесенного судебного решения) к государственным морским судам. Принцип И.г. отражен в законодательстве РФ (ст. 435 ГПК).

Смотреть что такое ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА в других словарях:

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

от иностранной юрисдикции, общепризнанное положение международного права, вытекающее из принципа государственного Суверенитета и признания суве. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

в общем смысле неподсудность государства суду иностранного государства. Генезис И.г. восходит к обычной норме, выраженной в латинских максимах: par in . смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иност. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

- принцип международного права, основанный на принципе государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства ("равный не имеет власти над равными").

Иммунитетом пользуются иностранное государство, его органы и принадлежащее государству имущество. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера (наложение ареста и т.д.).В теории международного права и в международной практике обычно различают несколько видов И.г. Судебный И.г. состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства ("равный над равными не имеет юрисдикции"). Государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это. И.г. от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. И.г.

от исполнения состоит в том, что имущество государства не может быть объектом обращения взыскания в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Точно т.ж. не должны осуществляться принудительные меры (в т.ч. арест в порядке обеспечения иска или в порядке принудительного исполнения уже вынесенного судебного решения) к государственным морским судам. Международно-правовой принцип И.г. получил отражение во внутреннем законодательстве РФ (ст. 435 ПТК РСФСР). В законодательстве ряда государств получила отражение теория функционального (или ограниченного) И.г, согласно которой, если государство действует как суверен, то оно всегда пользуется иммунитетом. Если же государство действует в качестве частного лица, осуществляет внешнеторговые операции или же занимается какой-либо иной коммерческой деятельностью, то в таких случаях государство иммунитетом не пользуется. Согласно Европейской конвенции об иммунитете государств 1972 г. иммунитет не признается: если государство отказалось от него; само предъявило иск; спор возник по трудовому контракту в связи с недвижимостью, требованиями о возмещении ущерба, а т.ж. в связи с осуществлением в стране суда, рассматривающего дело о коммерческой деятельности. В законодательстве РФ принцип И.г. нашел отражение в ст. 435 ГПК РСФСР. . смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

невозможность привлечения государством к суду другого государства в качестве ответчика, за исключением случаев когда оно само дает на это согласие. Рас. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

от иностранной юрисдикции – общепризнанная норма международного права. И. г. вытекает из принципов государственного суверенитета и равенства всех государств. В силу равенства государств одно государство не может осуществлять власть в отношении др. И. г. распространяется на иностранное государство и принадлежащее ему имущество. Иностранное государство не может быть привлечено к суду др. государства в качестве ответчики, за исключением случаев прямо выраженного им согласия. Иностранное государство может быть истцом. Но к иностранному государству – истцу не может быть без его согласия предъявлен встречный иск. И. г. означает, что имущество иностранного государства не может подвергаться никаким принудительным мерам (аресту, секвестру) в порядке обеспечения иска или принудительного исполнения судебного решения. Применение принудительных мер по исполнению судебного решения в отношении собственности иностранного государства возможно лишь с согласия государства-собственника. Отказ от И. г. в каждом конкретном случае должен толковаться ограничительно. И. г. означает недопустимость предъявления иска непосредственно к собственности иностранного государства. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА - в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. Суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в международной практике обычно выделяются несколько видов И.г. Судебный И.г. состоит в том, что государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев, прямо выраженного им согласия на это. И.г. от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. И.г. от исполнения состоит в том, что на имущество государства не может быть обращено взыскание в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Точно так же не должны осуществляться принудительные меры (в т.ч. арест в порядке обеспечения иска или в порядке принудительного исполнения уже вынесенного судебного решения) к государственным морским судам. Принцип И.г. отражен в законодательстве РФ (ст. 435 ГПК).
. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

в международном праве - принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Кроме того, взыскание не может быть обращено на имущество этого государства.

Словарь бизнес-терминов..2001.

. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА от иностранной юрисдикции, в международном праве - принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера.


. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА от иностранной юрисдикции - в международном праве - принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера.
. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

в международном праве это принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства, а имуществ. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

(от иностранной юрисдикции) — принцип международного права, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера.
. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

от иностранной юрисдикции) — принцип международного права, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера. смотреть

ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

в международном праве - принцип, согласно которому государству и его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства. Кроме того, взыскание не может быть обращено на имущество этого государства. . смотреть

Современное международное право устанавливает определенные иммунитеты в отношении лиц, представляющих интересы государства. Однако, стремление международного сообщества закрепить принцип неотвратимости наказания за грубые массовые нарушения прав человека приводит к тому, что ряд международных органов, как напрямую, так и косвенно подтверждая существование общего правила национальных правовых систем и доктрины общего международного права о том, что должностные лица защищены юрисдикционными иммунитетами, формулируют право игнорирования этих иммунитетов в исключительных случаях совершения особо тяжких нарушений.

Вопрос об иммунитете должностных лиц государства от иностранной юрисдикции стал привлекать к себе повышенное внимание в последние годы, что связано во многом с развитием института защиты прав человека, уменьшением толерантности к грубым и массовым нарушениям прав человека, борьбой с терроризмом, транснациональной преступностью, коррупцией, отмыванием средств. Общество больше не хочет мириться с безнаказанностью совершающих эти преступления лиц, каково бы ни было их официальное положение в государстве.

Вопрос об иммунитете должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции чаще всего приобретает громкое общественное звучание, когда речь идет об обвинении таких лиц в совершении массовых и грубых нарушений прав человека (например, пыток или геноцида) и международного гуманитарного права. Вместе с тем данный вопрос возникает не только в связи с осуществлением универсальной юрисдикции в отношении международных преступлений (или преступлений по международному праву), но и в процессе реализации иных видов юрисдикции.

В настоящее время вопрос об иммунитете должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции стал привлекать к себе повышенное внимание и приобрел особую актуальность в современных условиях международного сообщества.

Суверенитет государства ввиду данных обстоятельств потерял свою абсолютность и первенство в системе международных норм. На первый план теперь выходят нормы международного права прав человека. Многочисленные случаи показали, что первые лица государства использовали предоставленные им иммунитеты с целью достижения своих личных целей через грубые нарушения прав населения государства.

Исследование иммунитетов высших должностных лиц государства напрямую связано с действием института иммунитета самого государства. Необходимость понимания природы и сущности иммунитета государства как основного субъекта международно-правовых отношений обуславливается тем, что такое понимание дает представление о первоначальном источнике иммунитета должностных лиц государства.

Вышеизложенные доводы обуславливают актуальность курсовой работы.

Цельюданной курсовой работы является комплексное изучение иммунитетов высших должностных лиц государства.

Исходя из цели курсовой работы, поставлены следующиезадачи:

1.Рассмотреть историю возникновения и развития иммунитета.

2.Изучить понятие и сущность иммунитета.

3.Изучить правовое регулирование действия иммунитетов высших должностных лиц государств.

4.Рассмотреть основные принципы защиты иммунитетов высших должностных лиц государств.

5.Изучить иммунитет Президента Республики Беларусь.

6.Изучить иммунитет судей Конституционного Суда Республики Беларусь, судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Объектомкурсовой работыявляетсяиммунитет высших должностных лиц государства.

Предметом исследованиякурсовой работы являются нормативные правовые акты, научные исследования по теме исследования.

Методологическая основа исследованиякурсовой работы состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также таких методов научного исследования как изучение нормативно-правовой базы, анализ научных трудов в области темы исследования, методы описания, обобщения и прогнозирования.

В курсовой работе использованы действующие нормативно-правовые акты Республики Беларусь, научные и исследовательские работы, статьи выдающихся ученых-правоведов Республики Беларусь и зарубежья.

ГЛАВА I

ПРАВОВОЙ ИММУНИТЕТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: