Имеют ли право органы государственного пожарного надзора приостанавливать строительство объектов

Обновлено: 19.04.2024

Но вначале поясним, что под вышеупомянутыми контролируемыми лицами, в соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ № 248, понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Права инспекторов органов ГПН

Основные права инспектора, в том числе должностного лица органа ГПН (далее - инспектора органа ГПН), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия указаны в части 2 статьи 29 ФЗ № 248. Более подробно те же права расписаны в пунктах 12-25 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение).

Прав в указанных пунктах перечислено достаточно много, поскольку они прописаны отдельно для каждой категории инспекторов органов ГПН (начиная от государственного инспектора города (района) субъекта РФ заканчивая главным государственным инспектором по пожарному надзору в РФ). При желании с ними можно ознакомиться по указанной выше ссылке. В данной статье мы отметим именно те права, которыми пользуются инспектора органов ГПН непосредственно при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и взаимодействии с контролируемым лицом.

Инспектора органов ГПН имеют право:

проводить контрольные (надзорные) мероприятия;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только должностными лицами, указанными в распоряжении (решении) руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

О том какие действия не вправе осуществлять инспектора органов ГПН при проведении контрольных (надзорных) мероприятий вы можете прочить в статье, ссылка на которую размещена ниже.

Что не вправе проверять инспектор государственного пожарного надзора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Куда обращаться с жалобой в случае превышения полномочий проверяющим


Права контролируемых лиц

Права контролируемых лиц указаны в статье 36 ФЗ № 248, на основании которой при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля контролируемое лицо имеет право:

присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;

получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).

Так же в соответствии со статьей 38 ФЗ № 248 контролируемое лицо имеет право на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Помимо этого, в ФЗ № 248 отдельно прописаны права контролируемого лица при проведении такого контрольного (надзорного) действия как экспертиза. Согласно части 5 статьи 84 при назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право:

информировать контрольный (надзорный) орган о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации;

предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;

присутствовать с разрешения должностного лица контрольного (надзорного) органа при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;

знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.

Недопустимость злоупотребления правом

В завершении хотелось бы напомнить нашим читателям, что ФЗ № 248 предусмотрена недопустимость злоупотребления правом. Так в статье 11 ФЗ № 248 сказано, что:

использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускается.

не допускается использование контролируемыми лицами прав и гарантий, установленных настоящим Федеральным законом, в целях воспрепятствования осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

не допускается злоупотребление гражданами и организациями правом на обращение в контрольные (надзорные) органы в целях направления обращений, содержащих заведомо недостоверную информацию о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований.

Надеемся, что данная статья будет полезна при подготовке к проведению контрольных (надзорных) мероприятий как инспекторами органов ГПН, так и контролируемыми лицами, и никто из участников этого мероприятия не допустит нарушений установленных прав.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:

органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;

на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, координирует деятельность органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 01.04.2022 N 80-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.

Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.

Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса;

4) требований, установленных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;

5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами.

4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:

1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;

2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

5. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):

1) федеральный государственный пожарный надзор;

2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);

3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Государственный строительный надзор осуществляется посредством:

1) федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) регионального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 10 настоящей статьи.

10. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, объектов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, войск национальной гвардии Российской Федерации, объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, объектов федеральных ядерных организаций может осуществляться Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении объектов капитального строительства, не указанных в части 8 настоящей статьи.

12. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Программа проверок формируется органом государственного строительного надзора не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 настоящего Кодекса, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:

1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;

2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более десяти рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

3) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) иные сведения, если это предусмотрено положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

15. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется такое разрешение) или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

18. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в государственных информационных системах.

19. Органы государственного строительного надзора ведут реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляют государственный строительный надзор, в порядке, установленном положением о федеральном государственном строительном надзоре, общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора.

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:

органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;

на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

Заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору, осуществляющий федеральный государственный пожарный надзор, координирует деятельность органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В положении о федеральном государственном пожарном надзоре указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного пожарного надзора.

Оценка соблюдения требований пожарной безопасности, а также требований, предусмотренных абзацем третьим части третьей настоящей статьи, в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, при эксплуатации автомобильных, воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области железнодорожного транспорта, федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации.

В случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. При строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках федерального государственного строительного надзора Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Наряду с основаниями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основанием для проведения внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления в части обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, является наличие решения органа государственной власти об установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.

Перечень органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области пожарной безопасности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Данный закон направлен на совершенствование лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Он содержит в себе ряд новых требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим или планирующим получить лицензию МЧС на право осуществлять вышеуказанные виды деятельности (далее — лицензия МЧС).

Скриншот 19-06-2022 080144.jpg

Центр Лицензирования «Сенсор» окажет помощь в лицензировании вашей компании как «Под ключ», так и на любой ее стадии! Решение вашей задачи – это наша цель! Подробнее

ФЗ № 168 начинает свое действие по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 2 статьи 1, который вступает в силу со дня официального опубликования закона, то есть с 11.06.2021.

Давайте рассмотрим, какие новшества для лицензиатов и соискателей лицензии МЧС принес нам ФЗ № 168:

1. Подтверждение соответствия лицензиата раз в 3 года.

Лицензиаты, то есть те организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют соответствующую лицензию МЧС на деятельность в области пожарной безопасности, теперь должны будут подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям посредством самостоятельного предоставления в лицензирующий орган всей необходимой информации о себе. Такое подтверждение соответствия лицензиат должен будет проходить каждые 3 года, исчисляя со дня предоставления лицензии.

Для тех лицензиатов, которые к моменту вступления в силу ФЗ № 168 уже имеют или будут иметь соответствующую лицензию МЧС, в отношении срока подтверждения соответствия установлены следующие особенности:

если лицензия МЧС была предоставлена до 1 января 2012 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение первого года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение второго года со дня вступления в силу ФЗ № 168;

если лицензия МЧС была предоставлена начиная с 1 января 2016 года, первое подтверждение своего соответствия, то есть предоставление необходимой информации в лицензирующий орган лицензиат должен произвести в течение третьего года со дня вступления в силу ФЗ № 168, в случае, если в течение этого года или ранее истекло три года и более с даты выдачи лицензии МЧС.

2. Уведомление о выполняемых работах, оказываемых услугах.

Теперь лицензиат обязан будет уведомлять лицензирующий орган обо всех выполняемых работах, оказываемых услугах путем направления соответствующей информации. Содержание такого уведомления и порядок его направления в лицензирующий орган будет устанавливать положение о лицензировании конкретного вида деятельности.

Таким образом, теперь если вы, например, произвели на объекте заказчика установку систем пожаротушения, то у вас, как у лицензиата, автоматически появится обязанность уведомить об этом лицензирующий орган.

3. Место осуществления лицензируемого вида деятельности.

Устанавливается, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица должен быть указан один или несколько адресов, которыми могут быть:

адрес места нахождения юридического лица, то есть тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц);

адрес филиала юридического лица.

Здесь стоит обратить внимание, что, как мы с вами знаем, у индивидуального предпринимателя адресом места его нахождения является жилое помещение (адрес регистрации или, иными словами, прописки), которое не может быть местом осуществления лицензируемых видов деятельности, а филиалов индивидуальный предприниматель иметь не может, в связи с чем данные требования законодатель отнес именно к юридическим лицам.

Также в ФЗ № 168 сделана оговорка, что все необходимое, в соответствии с лицензионными требованиями, оборудование, технические средства, в том числе средства измерения, соискатель лицензии МЧС или лицензиат обязаны иметь на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, либо по каждому из таких мест (если их несколько), в том числе по месту осуществления временных работ.

Оборудование для получения лицензии МЧС: требования к инструментам, средствам измерения и другим ТС


4. МЧС наделили полномочиями на приостановление и инициацию процесса аннулирования выданных лицензий.

Лицензирующий орган теперь сможет приостанавливать действие лицензии МЧС в случае, если будут выявлены систематические (не менее двух раз в течение трех лет) или грубые нарушения лицензионных требований.

Лицензия МЧС может быть приостановлена на срок не более чем 90 календарных дней, в течение которых лицензиату дается право устранить нарушения, послужившие причиной к приостановке действия лицензии МЧС.

За не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований приостановление действия лицензии МЧС без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени на их устранение — не допускается.

Если в установленный срок лицензиат не устранит выявленные нарушения, то лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии МЧС.

Аннулирование лицензии МЧС производится только по решению суда в следующих случаях:

1) нарушение лицензионных требований, повлекших за собой:

причинение тяжкого вреда здоровью граждан;

причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более лиц;

причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;

возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;

2) непредставление в установленный срок информации, либо представление недостоверной или искаженной информации (см. п. 1 настоящей статьи);

3) неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований (одновременно с подачей соответствующего заявления в суд лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии до дня вступления в силу решения суда).

5. Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг можно указывать по каждому месту осуществления лицензирующих видов деятельности отдельно.

При подаче заявления о предоставлении лицензии МЧС теперь можно указывать в нем перечень выполняемых видов работ, оказываемых услуг по каждому из указанных адресов (если таковых несколько).

Иными словами, теперь, если лицензируемая деятельность вами планируется вестись по нескольким адресам, то вы можете «разбить» свои виды деятельности в зависимости от адреса и, следовательно, подтверждать свое соответствие лицензионным требованиям по каждому из адресов в соответствии с теми видами деятельности, которые по ним осуществляются.

6. Исключена норма закона о прекращении лицензирования со дня установления саморегулирования.

Ранее были попытки ввести вместо лицензирования деятельности в области пожарной безопасности процедуру саморегулирования, или, иными словами, на смену получения лицензии в МЧС должна была прийти процедура вступления в члены саморегулируемой организации в соответствующей области деятельности.

Но этому не суждено было сбыться, и соответствующая норма в законе была долгое время попросту нерабочей, в связи с чем абсолютно логичным стало ее исключение из нормативных правовых актов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: