Имеют ли политические автономии собственное гражданство и право на выход из состава государства

Обновлено: 23.04.2024

Что значит автономная республика? Раз вы читаете данную статью, значит, уже задавались этим вопросом. Итак, разберёмся для начала с определением. Автономная республика – это форма государственной автономии в некоторых странах и политической организации населения, которое проживает на территории той или иной автономии. Это понятие зародилось в РСФСР, где правовой статус АР определялся конкретным Положением автономной республики, а после принятия «сталинской Конституции» (Конституция СССР 1936 г.) и вовсе закрепилось во всех основных нормативных актах страны. В прошлом в РСФСР насчитывалось шестнадцать автономных республик. В наше время статус АР, входящей в РФ, имеет Автономная Республика Крым (АКР).

Права автономной республики

Автономная республика характеризовалась такими государственно-правовыми признаками.

  1. Территория и право территориального верховенства (без согласия АССР не могла быть изменена территория).
  2. Гражданство (каждый гражданин является гражданином РСФСР и СССР).
  3. Конституция (в Конституции РСФСР было требование, чтобы конституция АССР считалась с особенностями автономной республики).
  4. Высшие государственные органы власти: правительство, высший судебный орган, прокурор Республики.
  5. Национальная государственность:
  • органы государственной власти состоят из местного населения, то есть людей, которые знают язык и обычаи данной территории;
  • работа ведется как на официальном языке, так и языке народа данной республики;
  • собственная государственная символика: герб, флаг, столица и гимн (в СССР гимн был единым).
  • особый порядок образования;
  • представительство в высших государственных органах власти;
  • особые гарантии юридической силы актов, которые издает государственная власть.

Были времена

Раньше, во времена СССР, на территории РСФСР было 16 автономных советских социалистических республик: Башкирская, Якутская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская АР, Калмыцкая, Карельская, Чувашская, Марийская, Северо-Осетинская, Тувинская, Чечено-Ингушская, Татарская, Коми АССР, Бурятская, Удмуртская, Мордовская. Все это российские автономные республики.

Рассмотрим несколько из выше перечисленных автономных республик того времени, а вместе с ними и нынешнюю Автономную Республику Крым.

Башкирская АССР

автономные республики россии

Башкирская АССР находилась в составе РСФСР. Образовалась она после подписания соглашения между Советскими властями и Башкирским правительством в марте 1919 года. Она стала первой АССР, находящейся в составе РСФСР. Это единственная автономная республика, которая была создана на основе договорных отношений. В 1990 году, 11 октября, была подписана декларация о государственном суверенитете той самой Башкирской ССР (ныне - Республика Башкортостан).

Карельская АССР

Автономная Карельская ССР приняла конституцию СССР в декабре 1936 года и получила название Карельской Автономной ССР. В июне 1937 года была принята Конституция КАССР, а надписи герба и флага выполнены на 3-х языках: русском, финском и карельском. Кандалакшский район был переведён в состав Мурманской области в 1938 году, в мае. Реорганизована в Республику Карелию в мае 1991 года.

Марийская АССР

Марийская АССР (Марийская Автономная Советская Социалистическая Республика) образовалась в 1936 году, 5 декабря. 22 декабря 1991 года преобразована в Марийскую Советскую Социалистическую Республику (МССР).

сколько автономных республик в россии

Чувашская АССР

Чувашская АССР (Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика), ранее Чувашская автономная область. Позже, со временем, а точнее, в апреле 1925 года, приобрела статус автономной республики. Спустя длительный срок, в феврале 1992 года, она была переименована из Чувашской ССР в Чувашскую Республику.

права автономной республики

Якутская АССР

Якутская АССР (Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика) просуществовала с 1922 года по 1991 год. Во времена Великой Отечественной войны более 49 000 граждан данной АССР воевали на фронте, и некоторые из них удостоены великого звания – звания Героя Советского Союза. Сегодня Якутской АССР уже нет, но изменилось при этом немного, вся эта территория была преобразована в Республику Саха. Находится она в составе РФ и является частью Дальневосточного федерального округа.

статус автономной республики

Автономная Крымская ССР

Как и другие автономные республики России, Крым тоже имеет свою историю и индивидуальность. Автономная Крымская ССР ранее была в составе РСФСР. Образование её произошло в 1921 году, 18 октября, а 25 июня 1946 года автономия была отменена, а Крым переименован в Крымскую область.

  • 1948 год - Севастополь получает статус республиканского подчинения РСФСР.
  • В 1954 году, 26 апреля, Крымская область переводится в состав Украинской ССР.
  • 1991 год - восстановлена Крымская АССР по результатам референдума.
  • В 1992 году, 26 февраля, она переименована в Республику Крым.
  • 1992 год (5 мая) - Верховный Совет Крыма принимает акт о суверенном государстве Республики Крым.
  • 1992 год (6 мая) - принимается Конституция Республики Крым.
  • 1993 год (14 июня) - вводится должность президента АРК.
  • 4 февраля 1994 года избран первый президент, им был Юрий Александрович Мешков.

Украина против

российские автономные республики

Конституция АРК соответствовала Конституции Украины, её приняли в 1998 году, 21 октября. В ходе Крымского кризиса (февраль - март 2014 года) Крым провозгласил самостоятельность. После проведения референдума территория Крыма вместе с Севастополем вошли в состав великой Российской Федерации.

По сей день Украина не признаёт вхождения Крыма в состав РФ и рассматривает территорию АРК и Севастополя как оккупированную. Тем не менее, большинство населения Крымского полуострова считают, что они вовсе не украинцы, а именно русские люди. Даже ранее проведенные исследования показали, что украинский язык является родным лишь для малой доли населения (10% людей), 77% сообщили, что родной для них только русский язык, ну а остальные выбрали крымскотатарский (13% людей). Но несмотря на то, что у некоторых жителей разные родные языки, 97% населения Крыма используют для общения именно русскоязычную речь.

Автономные республики и округа после распада СССР

С течением времени меняется все, в том числе и государства, Советский Союз не стал исключением. После распада СССР автономная республика – это лишь история, они прекратили как таковое своё существование (исключение - АРК) в новом государстве. В наши дни автономные республики есть в Азербайджане (Нахичеванская Автономная Республика) и Грузии (Автономная Республика Абхазия и Автономная Республика Аджария). Сколько автономных республик в России? Нисколько, все они остались в Советском Союзе, а вот автономных округа - четыре: Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий.

Автономные округа (АО)

Хоть автономная республика - это лишь история, тем не менее, она не забыта. На смену республикам пришли автономные округа. Автономный округ является одним из шести видов субъектов РФ, сформированный по национально-территориальному признаку. Данный статус определяется Конституцией РФ и другими нормативными актами, который принимается законодательными и исполнительными органами.

Автономный округ - равноправный субъект РФ и характеризуется такими признаками, как:

  • собственное законодательство (устав и другие НПА);
  • собственная территория (она никак не может быть изменена без согласия субъекта) и население;
  • самостоятельность в решении вопросов, которые относятся к ведению субъектов РФ (только в пределах полномочий АО);
  • возможность самостоятельно участвовать в международных и внешнеэкономических связях, округ имеет полное право заключать соглашения ( в том числе и торговые), как на федеральном, так и на международном уровне.

Если АО не в силах урегулировать какие-либо отношения с краями или областями, в состав которых он входит, то он имеет право заключить с ним соглашение, на основании которого будет урегулирован казус.

Ненецкий АО

автономная республика это

Ненецкий АО — это еще один субъект Российской Федерации, входящий в состав Архангельской области (на основании Устава Архангельской области). Относится к Северо-Западному федеральному округу. Считается самым малонаселённым субъектом РФ. Административная столица — Нарьян-Мар, город с численностью населения 22 912 человек. Округ этот был образован в 1929 году. На западе он граничит с Архангельской областью, а на востоке соседствует с Ямало-Ненецким автономным округом.

Субъектом Российской Федерации является и Югра (Ханты-Мансийский АО). На основании устава Тюменской области, Югра - это часть самой Тюменской области, Ханты-Мансийский АО – равноправный субъект России. Относится он к Уральскому федеральному округу, а образован был в 1930 году. Ханты-Мансийский автономный округ – это экономически самодостаточный регион-донор.

Ханты-Мансийск является административным центром этого округа .

Чукотский автономный округ

Он располагается рядом с Республикой Саха (Якутия), Камчатским краем, а также граничит с Магаданской областью, а на востоке - с США. Вся территория округа - это район крайнего севера. Административная столица Чукотского АО – город Анадырь.

автономные республики и округа

Ямало-Ненецкий АО

Он является частью Тюменской области (согласно её уставу), но при этом - равноправный субъект РФ. Образован данный округ в 1930 году. Его административный центр - город Салехард. Ямало-Ненецкий АО граничит с Ненецким АО, Югрой (Ханты-Мансийский АО), Красноярским краем, Республикой Коми. Интересный факт: за 2011 год в данном АО было добыто 7,1% от всей нефти по стране.

что значит автономная республика

Вывод

Основное отличие автономной области (республики) от автономного округа заключается в том, что область хоть и имеет свой собственный устав, но она не может входить состав других субъектов, как и включать их в себя. Данная статья на этом заканчивается, и очень хочется верить, что, прочитав ее, вы узнаете ответы на свои вопросы и поймете, что автономная область и автономная республика - это не одно и то же.

Де-юре - да.
По Конституции СССР республики являлись суверенными государствами.
За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза.
Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Среди 50 стран-основателей ООН наряду с СССР были и две его союзные республики: Белорусская ССР и Украинская ССР.
Союзные республики имели полный пакет органов высшей государственной власти.

Но несмотря на право сецессии (выход из состава государства) для союзных республик, механизм этого процесса никогда в СССР не рассматривался даже в виде проекта, что говорит о том, что с самого начала союзные республики де-факто не являлись государствами, во всяком случае - суверенными.

Автономные республики официально не считались субъектами СССР как федерации, не имели характеристики суверенного государства (как союзная республика) , за ними не признавалось не только право выхода из СССР, но и право перехода из одной союзной республики в другую.

"Двух суверенных властей в государстве быть не может. Это бессмыслица типа квадратуры круга." (Ф. Энгельс). Между тем, в союзных республиках существовали 2 суверенные власти - Союза и республики, а в автономных - 3. Молдавская АССР в составе Укр.ССР была преобразована в Молдавскую ССР, с выходом из состава Укр.ССР (в последствии это породило проблему Приднестровья). (. ).

Alter ego Высший разум (186355) Проблему Приднестровья породило то, что эту территорию, еще со времен Российской империи населенную украинцами, советское руководство определило в состав Молдавской ССР. А по поводу остального - Конституция СССР не я писала! ))

Дагестан как республика и как автономия должна была бы иметь право на образование
на уникальных своих родных кавказских языках! Дагестанцев заставляют сражаться за
русский язык в Украине тогда когда дагестанцев у себя на родине радикально русифицируют.

Современный мир представляет собой множество государств, большая часть которых - многонациональные, поэтому возникает вопрос о такой совместной организации жизни людей, которая бы устраивала всех или хотя бы большинство. Многие страны при устройстве властных полномочий и органов допускают определенную самостоятельность территорий, входящих в их состав. Вот что такое автономия в самом упрощенном понимании.

что такое автономия

Возникновение понятия и его значение

Это слово греческого происхождения. Почему именно там оно появилось? Для этого достаточно вспомнить историю Древней Греции. В то время она не представляла собой одно государство, а была соткана из многочисленных городов-государств и союзов между ними. Чтобы эффективно функционировать, этим образованиям приходилось считаться с тенденциями центра, господствующими во многих полисах. Неоценимую помощь могла оказать такая система совместного существования, которая бы позволила сочетать интересы различных по размеру и влиянию городов-государств. И греки ввели понятие автономии. Слово состоит из двух компонентов: "autos" ("сам", "самостоятельно") и "nomos" ("закон"). Таким образом, даже самые незначительные полисы древней Греции стали обладать определенной долей самостоятельности в решении тех или иных вопросов, что позволяло в известной мере сохранять политическое равновесие. Вот что такое автономия в древнегреческом понимании.

что такое автономия Крыма

Принцип автономности при формировании государства

В настоящее время этот способ также применяется очень широко, при этом все зависит от традиций, законодательной базы и способа организации государственной власти. Тем не менее в любой стране, применяющей автономию, такое устройство прежде всего означает некую самостоятельность частей единого государства. Степень этого суверенитета в каждом случае определяется индивидуально и опирается на конституцию страны.

Формирование и уровень автономных единиц чаще всего продиктованы национальным составом страны. Используя этот метод, государство гарантирует необходимый уровень национально-этнических потребностей народов. Кроме того, это способ соблюсти право наций на самоопределение без трагических последствий для единства страны. По этому принципу построена система власти и управления в Российской Федерации. Все субъекты РФ обладают автономными правами.

что такое крымская автономия

Типы автономий

В политической науке существует множество трактовок того, что такое автономия. Определение можно раскрыть следующим образом: это самоуправление и самостоятельность частей единого государства. Общепринятым является деление на территориальную и национально-культурную автономии. В нашей стране представлены оба этих вида. Первый означает создание самоуправляемых субъектов в рамках определенных границ, в пределах которых проживают представители каких-либо этнических групп (Татарстан, Якутия и т. д.). Все они обладают фактическими признаками государства, а значит, имеют свою территорию, флаг, герб, гимн, органы власти, официальный язык или языки, законодательство.

Национально-культурная автономия является экстерриториальным понятием. Это означает, что национальные группы рассеяны по многим субъектам страны, и для удовлетворения этнических потребностей они могут создаваться в любом уголке государства. В основе этого понятия лежит национальный союз и сохранение языка, традиций и прочих атрибутов народной культуры. Вот что такое культурно-национальная автономия в пределах РФ.

что такое автономия, определение

Метод межнационального сотрудничества

В современное время в Российской Федерации насчитывается порядка девяти федеральных, около ста региональных и более двухсот местных национально-культурных автономий. В США и некоторых европейских странах эта форма выражена в несколько ином плане: там создаются национальные муниципалитеты, которые призваны решать все необходимые вопросы, связанные с развитием этноса. Однако в США отсутствует территориальная автономия, все вопросы решаются местными национальными общинами, которым власть предоставляет определенные полномочия. Нью-Йорк делится на множество национальных кварталов, которым мэрия предоставила право самоуправления. Таким образом, автономия может существовать даже в рамках одного города. Тем не менее это позволяет в известной мере нивелировать националистические настроения среди населения.

что такое культурно-национальная автономия

Особенности отечественного государственного устройства в свете последних событий

Совсем недавно в состав России вошел Крым. Так что такое крымская автономия? Уникальность ситуации заключается в том, что полуостров первоначально входил в состав РСФСР на правах самоуправляющейся единицы, в 1954 он был передан Украинской Советской Социалистической Республике, которая, в свою очередь, входила в состав СССР. Конституция последнего была построена на принципах федерализма. Хоть и формально, но законодательная база имелась. После распада Советского Союза Крым вошел в состав единой Украины, которая была построена по унитарному принципу, однако полуостров сохранил свою самостоятельность. Между Киевом и Севастополем назревали серьезные противоречия, которые достигли апогея в 1996 году.

Верховная рада Украины отменила конституцию Крыма, Верховный Совет был лишен всех полномочий, однако киевское правительство было вынуждено считаться с населением полуострова. Поэтому в 1998 году был принят новый Основной закон Крыма, значительно сужавший самостоятельность этого образования, но статус автономии был сохранен. В 2014 году путем референдума Крым был включен в состав РФ, он получил автономное управление в лице Верховного Совета и его председателя, кроме того, в самостоятельную единицу был выделен город Севастополь, получив статус города федерального значения. Вот что такое автономия Крыма.

что такое автономия воли сторон

Юридическое проявление термина

Понятие «автономия» используется не только в политической и административной плоскости, оно распространено и в юриспруденции. Подробнее разберемся, что такое автономия воли сторон. Лица либо организации, заключающие договор, автоматически становятся субъектами международного права. В самом общем виде это значит, что стороны по взаимному согласованию вправе выбирать законодательство страны, при помощи которого они собираются регулировать возникающие между ними правоотношения. В основном этот принцип применяется в сфере международного предпринимательского права. Соглашение должно быть выражено непосредственно или же следовать из логики заключенного контракта. Если по каким-либо причинам оно отсутствует, то применяется правовая система той страны, к которой договор имеет наибольшее отношение.

Подводя итоги

Разнообразие применения этого принципа в реальной жизни позволяет значительно снизить напряженность как в межнациональных, так и в межгосударственных отношениях, а применение его в сфере международного права способствует оживлению экономических и, как следствие, политических связей между разнородными интересами всей массы социальных групп и государственных образований. Вот что такое автономия в полном противоречий современном мире.


Юриспруденция – наука сложная, а уж международное право и подавно. Четко прописанных кодексов нет, а есть отдельные документы, принятые ООН, но беда состоит и в том, что их соблюдения не всегда можно добиться по причине неполноценности механизмов принуждения. Страны сильные в военном отношении часто производят действия, не укладывающиеся в резолюции, и поделать с этим ничего нельзя. Остается одно – уповать на прецеденты и рассматривать их в качестве главных аргументов правоты или, напротив, нарушения международного права. Вот как быть, если часть какого-то государства объявила о своем решении выйти из его состава? А если еще и хочет войти в состав другого? Таких случаев в уже много.

референдум

Правовой документ

Самый простой и очевидный способ решить эту проблему - это референдум. Просто вот так взять и спросить у людей, хотя ли они жить отдельно или больше склоняются к сохранению статуса-кво в составе единой страны. На эту тему как раз существует всеми признанный документ. Это Устав ООН. В его первой статье прямо указано право народов на самоопределение, а также на свободное распоряжение природными богатствами и ресурсами. Более того, эту историческую общность нельзя лишать средств для существования. И возможность воспользоваться этим правом все подписавшие документ стороны (Украина в том числе) обещали уважать, поощрять, а если какая-то подопечная территория есть у какой-то страны, то за нее она несет ответственность. Это – основополагающий принцип всего международного права. Все понятно. Но почему на деле часто все происходит не так, и каждый раз иначе?

референдум

Косовский казус

В ходе Балканского кризиса на территории бывшего единого союзного федеративного государства возникли независимые страны - Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина. Европа и США приветствовали такое решение народов, ссылаясь на упомянутый уже Устав ООН. Вместе с тем, Сербской Краине в этом праве было отказано. Начались этнические чистки, носившие обоюдный характер, но виновной была признана только одна сторона конфликта. В конечном счете, после интервенции НАТО Косово было признано независимым государством, и даже референдум в нем проводить оказалось ни к чему. Этот случай стал прецедентом, после которого расчленение страны на отдельные части уже не воспринималось как что-то экстраординарное. Народ решил – значит, так тому и быть. Право нации на самоопределение священно, но тут возникает вопрос: а что это такое? Что есть народ? Что понимать под этим словом?

косово

Что такое нация?

Раньше, во времена СССР, на этот вопрос мог ответить любой студент, учившийся хоть сколь добросовестно. Он знал, что народ - это большая общность людей, объединённая рядом признаков, в том числе языком, территорией и некоторыми другими критериями, в числе которых указывался даже темперамент. Эту длинную формулировку придумал сам И. В. Сталин, который, как известно, был большим знатоком национального вопроса. Считалось, что народов в Советском Союзе столько же, сколько составляющих его республик, то есть пятнадцать (большую часть времени существования СССР). Однако кроме них были еще и народности, это примерно то же самое, только размером поменьше и без права на самоопределение, прописанного в Конституции. То есть теоретически (а как потом выяснилось, и практически) украинцы, азербайджанцы или армяне отделиться могли, а вот ингуши или каряки – нет. Но время идет вперед, понятия меняются, наполняются новым содержанием, и сталинское определение народов (наций) уже не работает. К примеру, боснийские мусульмане даже и под определение народности не подпадают. Это те же сербы, говорят на том же языке, только исповедуют ислам.

референдум

Россия

Да, этот случай очень сложный. Огромное число народностей, объединённых единым государственным устройством на необъятной территории со своими языками, культурой и религиозными взглядами. В 90-е годы экономический кризис и утеря единой идеологической платформы привели к генерации центробежных тенденций и грозили распадом страны. Наиболее остро это проявилось в Чеченской республике, и началась война. При этом политика зарубежных лидеров была сложной, с одной стороны они поддерживали территориальную целостность (на словах), с другой же намекали на право народа жить самостоятельно. В Чечне проводились массовые этнические чистки по отношению к русскоязычному населению, центр вел себя неуклюже и применял силу непропорционально, однако, в конечном счете, конфликт с большим трудом и немалыми потерями удалось загасить к немалой досаде Запада, надеявшегося на то, что процесс распада пойдет лавинообразно. К счастью, выводы российским руководством были сделаны правильные.

крым

Ситуация с Крымом на вид предельно прозрачна. Население полуострова выказало отношение к своему будущему на двух референдумах. Однако именно в этом случае так называемое «мировое сообщество» заняло жесткую позицию. Дескать, референдум о вхождении автономной области в состав России неправомочен, он проводился «под дулами автоматов». Жителям Европы и США ненавязчиво внушается жуткая картина: по оккупированному Севастополю (Симферополю, Ялте и т. д.) ходят мрачные патрули, жители запуганы, татары затерроризированы, и, вообще, оккупация налицо.

крым

При этом если спросить практически любого немца, к примеру, о том, что делать, если люди в своем большинстве желают жить в составе России, то он без колебаний ответит: «Ну если да, то почему же нет?» В его европейском сознании просто не укладывается, как можно кого-то к чему-то принуждать, тем более на такой обширной территории, как Крым. Просто западный житель пока не верит, что референдум проведен честно. Наверное, если бы руководству России предложили его повторить под наблюдением международных представителей, то для закрытия вопроса, оно, скорее всего, согласилось бы. Но этот вариант почему-то не рассматривается.

референдум

Северная Осетия, Абхазия и другие «замороженные» конфликты

В этих республиках тоже шла борьба за территориальную целостность, и чем более ожесточённой она была, тем меньше шансов на успех оставалось. Референдум, естественно, грузинское руководство не проводило, очевидно, полагая, что ни к чему хорошему он не приведет. Тем не менее, он прошел и в Абхазии, и в Северной Осетии, эти автономии отделились и, скорее всего, навсегда. Намного ранее подобное произошло и в других горячих точках бывшего СССР, в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Конфликты эти определяются как «замороженные», и, наверное, это единственный способ недопущения дельнейших кровопролитий.

крым

Донбасс

«Отдельные районы», как их иногда называют представители официального Киева, также фактически находятся в зоне «замороженного» (пока еще не совсем) конфликта. Надеяться на их возвращение в состав единого украинского государства остается все меньше оснований, слишком много жертв, чтобы местное население захотело и смогло их простить. И опять референдум, и снова он как бы нелегитимен. Однако признавать утерю территорий в Киеве тоже не могут. Главный аргумент, если опустить горячечные лозунги о «единой Украине» примерно тот же: «Нет такого народа – донецкого (луганского, крымского). И при этом самые активные сторонники декоммунизации как-то не замечают, что пользуются все тем же старым сталинским определением нации.

референдум

Во всем мире

Проблемы самоопределения характерны не только для постсоветского пространства. Желание независимости выказывают каталонцы, жители Северной Ирландии и даже штата Техас. В большинстве случаев эти вопросы решаются мирно, так, например, после войны область Саар «переселилась» в ФРГ. В 1962 году произошла аннексия Индией португальский колонии Гоа и ряда других территорий. В 1965-м Сингапур объявил о своей независимости от Малайзии. Мало кто помнит, что Норвегия до 1905 года (еще 111 лет назад!) находилась в составе Швеции. И другие примеры есть. В большинстве случаев проводился референдум, и все - есть еще одна страна. И воевать не нужно. Люди сами решают, как им лучше.

Иллюстрация: Corbis/East News

Иллюстрация: Corbis/East News

Сепаратистские настроения в мире

В мире много движений за автономию. Например, в Испании сразу в нескольких автономных областях жители требуют независимости или автономии: чаще всего эти требования слышны из Каталонии и Страны басков. Обрести независимость стремятся также провинция Квебек в Канаде, в которой уже дважды проводили референдум, Фландрия в Бельгии, Фарерские острова, Гренландия, Венеция, Корсика и Ломбардия. Шотландия хочет выйти из состава Великобритании и остаться при этом в Евросоюзе. Нагорный Карабах хочет выйти из состава Азербайджана. В этом случае возможен компонент иррендентизма: если жителям разрешат выйти из состава Азербайджана, они, скорее всего, попросят разрешения войти в состав Армении, хотя могут и проголосовать за независимость.

Моральные вопросы сецессий

Может ли регион X выйти из состава страны Y и должна ли страна Y этому препятствовать? Можно ли разрешить нациям пропаганду сецессии и позволить людям говорить: я хочу, чтобы моя нация стала независимой? Многие правительства считают, что нельзя.

Если в вашей стране разрешены политические высказывания, значит, позволено говорить и о сецессии. Джон Стюарт Милль выступал за свободу политического выражения в своей книге «О свободе». Люди, по его мнению, должны иметь возможность высказывать опасные и даже неверные политические идеи, то есть должны иметь право на ошибку.

Что оправдывает сецессию

  1. Этнические чистки и геноцид: если этническая группа стирается с лица земли по указу правительства или происходят массовые убийства — это причина для отделения.
  2. Серьезная политическая дискриминация, систематическое ущемление прав человека, диктатура: право на сецессию — фактически инструмент борьбы в случае тоталитарного правления.
  3. Налоговая дискриминация: если регион страдает в результате распределения налогов. Например, Каталония отдает больше налогов в федеральный центр, чем оставляет себе. В итоге расходы на человека в регионе, построившем сильную экономику, даже ниже, чем в автономной области Эстремадура, одной из беднейших испанских провинций.
  4. Фундаментальные идеологические различия, угроза культурной идентичности. Например, различия между Западной и Восточной Украиной носят частично культурный и частично идеологический характер.

Когда сецессия не оправдана

  1. Когда существует угроза геноцида, этических чисток и дискриминации против местного населения в новом государстве.
  2. Если сецессия приведет к налоговым ущемлениям оставшегося в государстве населения.
  3. Если существует риск создания нового авторитарного государства.
  4. Если сецессию не поддерживает большинство населения возможного нового государства.

Польза сецессий

Часто говорят, что в результате поощрения сепаратизма образуется слишком много государств. Но можно предположить: если будет больше государств, то будет меньше войн. Ведь именно в крупных странах чаще происходят крупные войны. В межгосударственных войнах к тому же погибает меньше людей, чем в гражданских войнах. Легитимизация сецессий уменьшает уровень насилия при выходе региона из состава государства. Поэтому сецессии должны быть разрешены: если этого хочет большинство населения нового государства и если новая страна будет в той же степени уважать индивидуальные права человека, как и прежняя, если впоследствии не возникнет тирания большинства, ущемляющего права меньшинства, если граждане будут удовлетворены новым государством.

Вопросы Джейсону Соренсу

Где лежит грань между правом народа на самоопределение и на территориальную целостность, так как они друг друга исключают?

Конвенция ООН предоставляет каждой нации право на территориальную целостность. Вопрос состоит в том, подрывает ли сецессия право государства на самоопределение. Представим, что существует международная организация или некое государство, которое следит за жестким соблюдением принципа, позволяющего применять право на сецессию. Например, американское правительство потребует разрешить Каталонии выйти из состава Испании. В таком случае, даже если большинство жителей Испании решило бы, что нужно позволить каталонцам иметь право на независимость, это бы нарушило территориальную целостность Испании. Поэтому другие государства не должны вмешиваться в дела третьих стран. Никто не может давить на государства и заставлять их нарушать свою конституцию.

Действительно ли сейчас больше, чем когда-либо в истории, конфликты происходят не по идеологическим или культурным причинам, а из-за денег?

Пример бывшего Советского Союза показывает: для того чтобы отделение состоялось, необходимы сильная национальная культурная идентичность, общий язык и история независимости, но нужны и экономические или политические бонусы от независимости. В Галисии, северо-западном регионе Испании, сильная культурная идентичность, испанцы там говорят на галисийском языке, но при этом не хотят отделяться, потому что им экономически выгоднее быть в содружестве с другими регионами.

Если одна часть государства хочет отделиться по причине своей культурной идентичности и культурных различий, но эта, меньшая часть имеет много ресурсов, без которых не обойтись оставшейся части страны, насколько будет легитимна сецессия?

Природные ресурсы — это причуда географии. Нация не может заслужить того, чтобы иметь нефти больше, чем у других. Сецессия в таком случае является несправедливой, потому как лишит большую часть страны нефти и доходов от нее. В этой ситуации регион должен вести переговоры с центральным правительством и получить от него согласие: могут быть гарантированы источники доходов центральному правительству в течение определенного времени, возможности создания зоны свободной торговли, свободного перемещения и обмена людьми. Но, конечно, мы слишком далеки от мира, в котором регионы, богатые нефтью, могут иметь право на самоопределение и независимость от центрального правительства.

Что вы думаете о ситуации, когда большинство населения хочет исключить из состава государства некоторую территорию, а территория не согласна отделяться?

Иными словами, можно ли выгнать некую территорию и людей из государства? Это также пример сецессии по решению большинства. Так был образован Сингапур, когда остальная часть Малайзия вычленила Сингапур из своего состава. А сейчас Сингапур ведет более успешную экономическую политику, чем Малайзия.

Если сепаратистскому региону, в котором большинство людей хотят выйти из состава государства, стоит разрешить отделение, почему Крым в таком случае не имеет права на сецессию и присоединение к более крупному государству?

Существуют определенные правовые процедуры. Большинство крымчан должны были проголосовать на свободном демократическом референдуме за сецессию. Я не считаю, что референдум в Крыму был свободным и демократическим. Правовые требования могли быть соблюдены, но этого не произошло. К случаям ирредентизма нужно относиться более настороженно, чем к случаям сецессии. Должен быть период затишья после сецессии, когда какое-то время отделившийся регион не сможет присоединяться к другой стране.

Будут ли жители Барселоны иметь моральное право на вооруженное восстание, если им не позволят провести референдум?

Может быть, вооруженный протест только усугубит ситуацию и погибнут люди, и в будущем будет трудно прийти к определенным решениям. Перед нашими глазами пример Боснии, государства на грани упадка: если бы они не прибегали к насильственным мерам во время борьбы за независимость, возможно, они добились бы гораздо большего. Если вы терпите серьезные ущемления, если совершается несправедливость, то у вас есть право на самооборону. Но я не считаю, что сейчас каталонцы могут чего-либо добиться при помощи оружия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: