Именем аллаха милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в день суда

Обновлено: 22.04.2024

«А’узу биЛляхи мин аш-шайтани-р-раджим» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»). Это выражение носит название «истиʼаза».

«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» («Я начинаю с именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том»)[1].

Эту формулу, которая называется «басмалой», тоже желательно повторять перед чтением каждой суры Корана, кроме суры «Ат-Тауба». Повторять истиʼазу перед каждой сурой не нужно – достаточно произнести ее один раз перед чтением Корана.

Несколько слов об истиʼазе

إِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ فَاسْتَعِذْ بِاللَّـهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ


«Когда ты (о Мухаммад) читаешь (то есть собираешься читать) Коран, то проси защиты у Аллаха от проклятого шайтана»[2].

Большинство ученых считает, что повеление в этом аяте означает желательность и произнесение истиʼазысунна, когда читаешь Коран вне намаза. Нужно ли произносить эту формулу в намазе – насчет этого среди ученых есть расхождения. В ханафитском и шафиитском мазхабах исти’аза произносится в намазе один раз перед чтением суры «Аль-Фатиха» в первом ракаате[3].

Шейх Мухаммад ʼАли ас-Сабуни (да сохранит его Аллах) так резюмирует содержание истиʼазы, опираясь на разные тафсиры Корана:

«Я прошу помощи и защиты у Аллаха, прибегаю к Нему, ищу убежища у Него от зла свирепого и злокозненного шайтана, который хочет сбить меня с истинного пути и сделать заблудшим. Поэтому я обращаюсь к Слышащему и Знающему Творцу с просьбой о защите от козней, хитростей и наущений шайтана. И никто не может избавить меня от его зла и вреда, кроме Господа миров»[4].

Если врагов мусульманина из людей еще можно остановить, смягчить или даже сделать друзьями, то шайтан – бескомпромиссный и злой враг человеческого рода, ненавидящий их из ненависти к их предку Адаму (мир ему). Вреда шайтана можно избежать лишь одним путем – оказавшись под защитой Всевышнего Аллаха[5].

Толкование басмалы

Все ученые Ислама согласны, что «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» – это аят Священного Корана, входящий в суру «Ан-Намль»:

إِنَّهُ مِن سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ

Но существуют разногласия среди имамов Ислама по поводу того, является ли басмала аятом суры «Аль-Фатиха» или нет.

Согласно мнению великого имама Абу Ханифы, этот аят не входит ни в одну суру, кроме «Ан-Намль». Басмала – это самостоятельный аят Корана, который был ниспослан Аллахом именно для того, чтобы отделять одну кораническую суру от другой[7].

Достоинства басмалы

Арабы до прихода Ислама начинали все важные дела с произнесения имени того или иного идола. Чтобы искоренить эту практику, первыми словами откровения, которые Джибриль (мир ему) передал нашему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) были:

И во многих хадисах передается, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) все важные дела начинал с произнесения имени Аллаха. Вначале он произносил формулу «Бисмика Аллахумма» («С именем Твоим, Аллах…»), а позже стал говорить: «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим». С этого времени сунной стало именно произнесение басмалы[9].

Сунна — произносить басмалу перед началом каждого разрешенного Шариатом действия: перед едой, питьем, омовением, входом в транспортное средство, перед зажиганием света, закрыванием двери и прочими действиями, даже самыми обычными, бытовыми[10].

Повелевая человеку начинать все, что он делает, с именем Аллаха, Ислам направляет всю его жизнь к Аллаху, чтобы верующий с каждым шагом и каждым делом обновлял свою преданность Аллаху. Таким образом, все повседневные действия человека, каждое движение и жест, становятся актами богослужения, за которые мусульманин получит награду в вечной жизни. Всего несколько слов – и какой мощный эффект! Басмала – это словно химическая реакция, преобразовывающая земное (дунья) в священное (дин). Кажется на первый взгляд, будто неверующий ест и пьет точно так же, как мусульманин, но, произнося басмалу перед началом еды, мусульманин тем самым признает, что у него нет силы создать даже тот маленький кусочек еды, который он кладет в рот. Это Всевышний Аллах даровал ему его, как и этот глоток воды[11].

Именем Аллаха милостивого ко всем на этом свете, и лишь уверовавшим в день Суда.
СубханаАллах!
О Господи, защити меня от зла моих грехов, от больших несчастий и загробных мук.
Защити меня от унижающего меня нрава, от друга, приносящего мне вред, от надежд, отвлекающих меня от Тебя, и бедности, заставляющей забыть Тебя.
Защити меня и от богатства, что может погубить меня!
О Аллах, дай мне все, что Ты дал лучшим рабам Своим, и защити от того, за что Ты отвернешь лик Свой от меня в Судный день.
Умертви меня мусульманином и оживи мусульманином одари меня милостью своей и защити от кары Своей, о Господи. Пока жив Я защити меня, как Ты защищаешь рабов Своих, а после смерти прости грехи мои и помилуй, о Аллах! Аллах, если мне лучше жить, оставь меня живым, если же мне лучше умереть – умертви меня. Умертви же меня, о Аллах, не причастным к смуте (даджала). Забери душу мою в истинной вере с шахадой на губах и защити от смерти вне Ислама, защити от кары в могиле и от мирских несчастий и бед.
Дай мне добро в обоих мирах, о Аллах, дай познать и полюбить Тебя, дай страх благоговейный перед Тобой. Помоги поминать Тебя и следовать велениям твоим. Дай силы оставить то, что Ты велел оставить. Защити от нелюбви к Тебе. Дай мне нрав, которым Ты будешь доволен, и знания, с которым обращусь к Тебе. Мирские блага дай только дозволенные. Защити от поклонения другим, кроме Тебя, и дай силы прожить жизнь в поклонении. Прими деяния мои, очисти сердце от притворства и нрав от показного. Очисти язык мой от лжи, глаза от измены. Измену глаз и скрытое в сердце Ты знаешь, о Аллах! 0 Господи, Я прошу у тебя здоровья, веры, доверия, улучшения нрава, умения быть в ладу с людьми и согласия с предначертанной судьбой! О Господи, дай силы делать все, что Ты любишь, и отказаться от всего того, что Ты не любишь. Дай совершенное упование и сердечную тягу к Тебе. Способствуй в соблюдении сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). О Аллах, Ты - Господь мой, и нет бога, кроме Тебя, Ты создал меня, а я -Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Тебе от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!

Пророк ( Да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Тот, кто сделает этот дуа утром, и умрет, до вечера он будет в Раю,
Тот, кто сделает этот дуа вечером, и умрет, до утра он будет, тот тоже будет в Раю.
Пожалуйста передайте этот Дуа всем знакомым ради Аллаха, ибо Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Тот кто указал на благое деяние получит, такую же награду, как выполняющий его и да смилуется Аллах над нами.

Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим в день Суда!

В хадисе говорится:

«За добро и помощь, которые вам оказали, отвечайте людям взаимностью, а если не в состоянии сделать это — то хотя бы прочтите за них соответствующую мольбу».

А наилучшей благодарностью за добро, о которой мы часто забываем, являются слова, как передается в хадисе от Усамат бину Зайда, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если тот, кому сделали добро, скажет сделавшему добро: «ДжазакаЛлаху Хайран», то он выразит благодарность наилучшим образом» (Тирмизи)

Смысл этого: «Пусть Аллах воздаст тебе благом».

Если тебе сделали добро большое количество людей, то тогда говорят «ДжазакумуЛлаху Хайран», а если обращаетесь к женскому полу, к примеру, к матери, сестре и т.д., то «ДжазакиЛлаху хайран», а если к мужчине то «ДжазакаЛлаху хайран».

Второй праведный халиф Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Если бы вы знали о том, что уготовано вам за слова «ДжазакаЛлаху хайран», сказанные вашему брату-мусульманину, то непременно вы стали бы говорить их друг другу чаще» (Ибну Аби Шейба 5/322)

Нужно научиться и привыкнуть, братья и сестры, говорить эти слова тем, кто сделал тебе добро, будь то маленькое или большое. Умар, да будет доволен им Аллах, когда болел и его навещали люди, всем говорил эти слова.

И еще, хочется отметить, нужно правильно произносить слово «БарракаЛлах». У некоторых пошла привычка говорить просто «баркала», правильным будет первый вариант, обратите на это внимание. Путь Аллах нам поможет оживлять сунну, на которую большинство не обращает внимания.

В хадисе говорится:

«Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду, подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!….» (Ибну Маджа, Тирмизи).

Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Стенограмма проповеди Салмана-Хаджи (зам. имама центральной мечети г. Буйнакск)

С дозволения Всевышнего Аллаха начинаем выкладывать на сайте перевод отдельных глав тафсира (толкования) Священного Корана «Ма’арифуль Куран», сделанного выдающимся ученым индийского субконтинента Мухаммадом Шафи’ Усмани (с его биографией можно ознакомиться здесь). Сейчас мы представляем вашему вниманию первую часть толкования суры Аль-Фатиха.

Аль-Фатиха — это мекканская сура, состоит из семи аятов.

Достоинства и особенности этой суры

Эта сура (глава) Священного Корана обладает многими особенностями, характерными только для нее. Во-первых, Коран начинается с нее, предписанная молитва (намаз) начинается с этой суры, и даже в порядке ниспослания — это первая сура, которая была ниспослана нашему Пророку (мир ему и благословение) в законченной форме.

Некоторые аяты сур Икра (аль-Аляк), аль-Муззаммиль и аль-Муддассир, без сомнения были ниспосланы раньше, но нет ни одной суры, которая была ниспослана в законченной форме прежде, чем эта. Некоторые сподвижники Пророка (мир ему) передают, что эта была первая сура, которая была ниспослана. Наиболее вероятно, что они имели в виду, что никакая другая сура не была ниспослана в законченной форме раньше, чем эта. Видимо, поэтому эта сура носит имя «Фатихатуль Китаб» (Открывающая книгу).

Другая важная особенность этой суры — это то, что она является, так сказать, квинтэссенцией (самой сутью) Священного Корана, а остальная часть Корана – это ее раскрытие. Таким образом, эта сура раскрывается в двух частях (очерчивает два направления).

Во-первых, все, что говорится в Священном Коране, в той или иной мере, связано с одной из двух тем — вера (Иман) и богоугодные дела (аль-Амаль ас-Салих), и базовые принципы этих двух моментов упоминаются в этой суре (см. Рух аль-Маани и Рух аль-Баян). Вот почему подлинные предания (хадисы) дают этой суре такие названия как Умм аль-Куран (Мать Корана), Умм аль-Китаб (Мать Книги), Аль-Куран аль-Азым (Великий Коран).

Во-вторых, эта сура дает специальные указания человеку, который начинает читать или изучать Коран: он должен подойти к этой книге с умом, очищенным от всех предыдущих мыслей и мнений, не ища ничего, кроме истины и прямого пути, обращаясь к Аллаху с мольбой об истинном наставлении на прямой путь. Остальные суры Корана являются ответом на эту мольбу. Ответ начинается со слов «Алиф Лям Мим. Эта Книга — нет сомнения в этом [несомненно] – является руководством для остерегающихся (наказания Аллаха)» (сура аль-Бакара, 1-2), что является свидетельством того, что руководство, о котором человек просил, представлено в этой книге.

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Клянусь Аллахом, Господом моей жизни, что ни в Торе, ни в Евангелии, ни в псалмах Давида не было ничего, что бы сравнилось с Открывающей сурой Корана, и никакая другая сура Корана не может сравниться с ней» (хадис передан сподвижником Абу Хурайрой).

Пророк (мир ему и благословение) также сказал, что эта сура является исцелением от всех болезней. Согласно другому преданию (хадису) эта сура также называется «Исцеляющая» (аш-Шифа) (см. Куртуби). Аль-Бухари также передает от сподвижника Анаса, что Пророк (мир ему и благословение) называл эту суру самой великой среди сур Корана (см. Куртуби).


БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том.

Бисмиллях – это аят Священного Корана

Существует единогласное мнение всех исламских ученых, что «Бисмилляхи р-Рахмани –р-Рахим» — это аят Священного Корана, входящий в суру ан-Намль (Муравей), Также существует согласие ученых в том, что этот аят пишется в начале каждой суры, кроме суры ат-Тауба. Но есть разногласие среди муджтахидов (ученых, которые имеют право высказывать мнение по таким вопросам религии) — является ли этот аят неотъемлемой частью суры аль-Фатиха или нет.

Согласно мнению великого имама Абу Ханифы, этот аят не является составной частью какой-либо суры, кроме ан-Намль, а это есть самостоятельный аят Священного Корана, который был ниспослан для размещения в начале каждой суры, чтобы можно было отделить и отличить одну суру от другой.

Достоинства Бисмиллях

Было обычаем во времена невежества (джахилийи) перед приходом Ислама, что люди начинали все свои дела с именем своих богов или идолов. Эту практику должно было уничтожить то, что первый аят Священного Корана, который ангел Джибриль передал нашему Пророку (мир ему и благословение) повелевал ему начинать чтение Корана с именем Аллаха («Читай во имя Господа твоего»). Известный комментатор Корана ас-Суюты говорил, что все остальные божественные книги также начинались с «Бисмиллях». Другие ученые считали, что «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» – это особенность Корана и последователей Мухаммада (мир ему и благословение).

Два этих взгляда могут быть согласованы друг с другом, если мы скажем, что все божественные книги начинались с именем Аллаха, но слова «Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим» – это особенность Священного Корана, как очевидно из определенных преданий (хадисов), которые сообщают, что Пророк (мир ему и благословение ) начиная все, что он предпринимал с именем Аллаха, произносил слова «Бисмика Аллахумма» («С именем Твоим, О Аллах»), но когда были ниспосланы эти слова («Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим»), он начал произносить эти слова. С тех пор была установлена эта практика — через словесное повеление Пророка (мир ему и благословение), его действие или его молчаливое одобрение (см. Куртуби и Рух аль-Маани).

Священный Коран вновь и вновь повелевает нам начинать все, что мы делаем с именем Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что никакое важное дело не получит благословения Аллаха, если оно не начинается с Его имени. Согласно еще одному хадису (преданию), закрывать дверь дома, гасить лампу, закрывая сосуд — все должно делаться с произнесением «Бисмиллях». Священный Коран и предания (хадисы) неоднократно указывают нам произносить этот аят, когда мы берем еду, пьем воду, совершаем вуду (омовение), садясь в транспорт или спускаясь с него (см. Куртуби).

Повелевая человеку начинать все, что он делает с именем Аллаха, Ислам направляет всю его жизнь по направлению к Аллаху, чтобы он с каждым шагом, который он делает, обновлял свою преданность Аллаху. Таким образом, все повседневные действия человека, каждое движение и жест становятся актами богослужения.

Это краткое действие, которое не занимает ни времени, ни энергии, но какую огромную пользу оно имеет! Это своего рода регулярная алхимия (чудо), преобразовывающая светское (дунья) в священное (дин). Неверующий есть и пьет так же, как и мусульманин, но произнося «Бисмиллях» перед началом еды мусульманин подтверждает, что у него нет власти получить этот небольшой кусочек еды, который прошел через многочисленные стадии обработки: от сеяния семени до жатвы зерна, который потребовал во время этого процесса труда ветра, дождя, неба и земля и тысяч людей – и именно один только Аллах даровал ему этот кусочек еды или этот глоток воды, заставив его пройти через эти стадии.

Неверующий засыпает, просыпается и ходит почти так же, как и мусульманин. Но засыпая или просыпаясь, мусульманин упоминает имя Аллаха, возобновляя свои отношения с Ним. Таким образом, мирские и экономические потребности и действия приобретают свойство поминания Аллаха и считаются богослужением. Подобно этому, произнося «Бисмиллях», садясь в поезд, мусульманин свидетельствует о факте, что это не во власти человека произвести этот поезд и обеспечить его, это безошибочный божественный порядок вещей, который соединил со всех частей света сталь, древесину и другие материалы, которые вошли в состав этого поезда, так же как и механика, кто придал особую форму этим компонентам и его водителя – и наконец поместил их всех на службу человеку, который может использовать труд этой армии людей, заплатив несколько монет. И даже эти монеты не были созданы им, именно Аллах обеспечил все сложные пути и средства приобретения их. Поистине, «Бисмиллях» – это легендарный философский камень, который преобразовывает не медь, но простую пыль в самое чистое золото. Таким образом, благословен Аллах за религию Ислам и ее учение!

«А’узу биЛляхи мин аш-шайтани-р-раджим» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»). Это выражение носит название «истиʼаза».

«БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» («Я начинаю с именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим на том»).[1]

Эту формулу, которая называется «басмала», также желательно повторять перед чтением каждой суры Корана, кроме суры «ат-Тауба». Повторять истиʼазу перед каждой сурой не нужно – достаточно произнести ее один раз перед чтением Корана.

Большинство ученых считает, что повеление в этом аяте означает желательность, и произнесение истиʼазы – сунна, когда читаешь Коран вне намаза. Нужно ли произносить эту формулу в намазе – насчет этого среди ученых есть расхождения. В ханафитском мазхабе истиаза произносится в намазе один раз перед чтением суры «аль-Фатиха» в первом ракаате.[3]

Шейх Мухаммад ʼАли ас-Сабуни, хафизахуЛлах, так резюмирует содержание истиʼазы, опираясь на разные тафсиры Корана:

«Я прошу помощи и защиты у Аллаха, прибегаю к Нему, ищу убежища у Него от зла свирепого и злокозненного шайтана, который хочет сбить меня с истинного пути и сделать заблудшим. Поэтому я обращаюсь к Слышащему и Знающему Творцу с просьбой о защите от козней, хитростей и наущений шайтана. И никто не может избавить меня от его зла и вреда, кроме Господа миров».[4]

Если врагов мусульманина из людей еще можно остановить, смягчить или даже сделать друзьями, то шайтан – бескомпромиссный и злой враг человеческого рода, ненавидящий их из ненависти к их предку Адаму, мир ему. Вреда шайтана можно избежать лишь одним путем – оказавшись под защитой Всевышнего Аллаха.[5]

Все ученые Ислама согласны, что «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим» – это аят Священного Корана, входящий в суру «ан-Намль»:

إِنَّهُ مِن سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّـهِ الرَّحْمَـٰنِ الرَّحِيمِ

Но существуют разногласия среди имамов Ислама по поводу того, является ли басмала аятом суры «аль-Фатиха» или нет.

Согласно мнению великого имама Абу Ханифы, этот аят не входит ни в одну суру, кроме «ан-Намль». Басмала – это самостоятельный аят Корана, который был ниспослан Аллахом именно для того, чтобы отделять одну кораническую суру от другой.[7]

Арабы до прихода Ислама начинали все важные дела с произнесения имени того или иного идола. Чтобы искоренить эту практику, первыми словами откровения, которые Джибриль, мир ему, передал нашему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, были:

И во многих хадисах передается, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословения, все важные дела начинал с произнесения имени Аллаха. Вначале он произносил формулу «Бисмика Аллахумма» («С именем Твоим, Аллах…»), а позже стал говорить «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим». С этого времени сунной стало именно произнесение басмалы.[9]

Сунной является произносить басмалу перед началом каждого разрешенного Шариатом действия: перед едой, питьем, омовением, входом в транспортное средство, перед зажиганием света, закрыванием двери и прочими действиями, даже самыми обычными, бытовыми.[10]

Повелевая человеку начинать все, что он делает, с именем Аллаха, Ислам направляет всю его жизнь к Аллаху, чтобы верующий с каждым шагом и каждым делом обновлял свою преданность Аллаху. Таким образом, все повседневные действия человека, каждое движение и жест, становятся актами богослужения, за которые мусульманин получит награду в вечной жизни. Всего несколько слов – и какой мощный эффект! Басмала – это словно химическая реакция, преобразовывающая земное (дунья) в священное (дин). Кажется на первый взгляд, будто неверующий ест и пьет точно так же, как мусульманин, но, произнося басмалу перед началом еды, мусульманин тем самым признает, что у него нет силы создать даже тот маленький кусочек еды, который он кладет в рот. Это Всевышний Аллах даровал ему его, как и этот глоток воды.[11]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: