Имеет ли право спортивный судья предлагать изменения в правила компьютерного спорта

Обновлено: 24.04.2024

Ассоциация юристов России предлагает ввести правила честной игры в киберспорте, включающие в том числе борьбу с допингом. Правда, для виртуальных состязаний актуален допинг особого рода - технологический. Говоря проще, компьютерный атлет не пьет пиво или мельдоний, а использует специальные программы или гаджеты, позволяющие выиграть обманным путем.

"Ни для кого из мира киберспорта не будет открытием, что одним из факторов успешного выступления является скорость. Скорость обмена данными между компьютером и сервером, скорость внутренних процессов, происходящих в компьютере", - говорит председатель комиссии Ассоциации юристов России по спортивному праву Сергей Алексеев.

На скорость влияет даже такая, казалось бы, простая вещь, как мышка. "Один спортсмен, находясь дома и использующий более эффективную компьютерную мышку, имеет технологическое преимущество перед другим спортсменом, использующим менее эффективную компьютерную мышку", - говорит Сергей Алексеев.

Пока игра идет просто на интерес, то есть для личного интереса, выбор мышки - дело личное. Но сегодня ставки резко повышаются. Зачастую на кону большие деньги, ведь кибеспорт становится полноценным видом спорта. Инициативы, как защитить спортсменов от допинга, а зрителей - от нечестной борьбы, прозвучали на круглом столе "Юрист в сфере спорта", организованном Ассоциацией юристов России и Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Обычно под допингом понимают какую-то химию. Но сегодня допингом становятся и технологиии, причем не только в компьютерных состязаниях. Поэтому, как отмечают эксперты, WADA стоило бы заняться проблемой и урегулировать вопросы использования технологического допинга в спорте. Сегодня решение проблем отдано на откуп федерациям по соответствующим видам спорта.

Обычно под допингом понимают какую-то химию. Но сегодня спортсмены - как в обычном спорте, так и в компьютерном - все чаще используют технологии. Например, специальные гаджеты

Например, в 2019 году один из спортсменов впервые в истории бега сумел преодолеть 42,2 км менее чем за 2 часа - за 1 час 59 минут. Бежал он в особых кроссовках. Благодаря специальному строению их подошвы энергозатраты спортсмена снижались на 4 процента. Подошва и использовавшие материалы создавали эффект пружины, что позволяло атлету экономить силы. "Опасаясь популяризации использования данных кроссовок спортсменами, Международная ассоциация легкоатлетических федераций установила ограничения для спортивного инвентаря, разрешенного к использованию во время проведения международных марафонов, - говорит Сергей Алексеев. - Как результат с 30 апреля 2020 года на международных спортивных марафонах разрешено использовать кроссовки, которые находились в свободной продаже не менее четырех месяцев. При этом установлена предельная ширина подошвы, она не должна превышать 40 мм".

В российском правовом пространстве киберспорт представляет собой официально признанный вид спорта и, соответственно, находится в сфере регулирования законодательства о физкультуре и спорте и иных общих межотраслевых норм.

В соответствии со ст. 21 Закона о физкультуре и спорте Министерством спорта ведется Всероссийский реестр видов спорта, в который включаются все официальные виды спорта и являющиеся их частью дисциплины.

Компьютерный спорт появился во всероссийском реестре в 2016 году, когда в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 29.04.2016 № 470 был включен в раздел признанных видов спорта.

Приказом Министерства спорта РФ от 16.03.2017 № 183 компьютерный спорт переведен в категорию видов спорта, которые развиваются на общероссийском уровне, и тогда же в его составе были выделены первые четыре дисциплины: боевая арена, соревновательные головоломки, стратегия в реальном времени и технический симулятор.

Приказами Минспорта от 22.01.2018 N 49 и от 14.03.2019 № 199 компьютерный спорт был дополнен дисциплинами спортивный симулятор и файтинг соответственно.

Несмотря на то, что киберспорт очень популярен и приносит огромные доходы, а его развитие происходит в стремительном темпе, единственным актом специального регулирования этого вида спорта являются Правила компьютерного спорта (Приказ Министерства спорта России от 09.10.2017 № 881, принятый в пределах полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона о физкультуре и спорте и п. 2.2.21 Постановления Правительства РФ «О Министерстве спорта Российской Федерации»).

В силу прямого указания, Правила киберспорта должны применяться при проведении официальных соревнований киберспортсменов, и их требований должны придерживаться и организаторы соревнований, и их участники.

Правила состоят из общих положений, определяющих основные системы соревнований и способы их проведения, организационных положений о составе и технических характеристиках необходимого инвентаря и процедурных норм, регламентирующих порядок проведения соревнований в компьютерных играх как отдельного вида спорта и устанавливающих правила по отдельно взятым дисциплинам с учетом присущих им особенностей.

Интересно отметить, что, несмотря на произошедшие в сфере официального киберспорта изменения, с момента принятия Правил киберспорта в них не было внесено ни одной поправки.

В частности, до сих пор в п. 1.4 Правил числится всего четыре первоначальные дисциплины, хотя за последние полтора года получили признание еще два новых направления, и теперь их общее количество в реестре видов спорта достигло шести.

Соответственно среди специальных процедурных норм раздела IV общие правила спортивного симулятора и файтинга отсутствуют, и по большому счету эти две дисциплины не имеют нормативного правового регулирования.

Проведение официальных соревнований по компьютерному спорту всероссийского и межрегионального уровней регулируется положениями и регламентами, которые разрабатываются и утверждаются их организаторами с соблюдением требований общеотраслевого Приказа Министерства спорта от 01.08.2013 № 504.

Положение должно содержать общую информацию о соревновании, а именно:
- об организаторе киберспортивных соревнований;
- месте, сроках и расписании их проведения;
- информации об их финансировании;
- требованиях к участникам, порядке подачи заявок и условиях допуска, порядке подведения итогов и награждения, обеспечении безопасности на соревнованиях.

В отличие от Положения, регламент развивает и дополняет информацию, содержащуюся в Положении. В регламент включается перечень организаторов с указанием контактной информации для направления заявок, в нем распределяются права и обязанности между организаторами, приводятся конкретные меры безопасности и допинг-контроля, устанавливаются требования по медицинской помощи на турнире. Также в регламенте конкретизируется порядок финансирования из региональных и местных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. В случае, если организаторами предусматриваются дополнительные награды, то они должны быть указаны в регламенте.

Например, состоявшийся в 2019 году в Москве Чемпионат России по компьютерному спорту регулировался Положением, утвержденным Министерством спорта и получившей в 2018 году аккредитацию Федерацией компьютерного спорта России, от 12.03.2019. Также данный чемпионат регулировался утвержденным решением Правления ФКС Регламентом, а по каждой игре на официальной странице чемпионата также были размещены технические правила.

Проблема отсутствия правового регулирования объективно существующих и непрестанно развивающихся общественных отношений по киберспортивным соревнованиям должна быть решена законодателем, и формированию правовой базы уже положено начало: совершенствование нормативно-правовой базы является одной из задач программы развития компьютерного спорта в России, утверждённой Приказом Министерства спорта РФ от 21.05.2018 N 468.

А пока подотрасль киберспортивного права только развивается, при проведении компьютерных соревнований необходимо соблюдать уже имеющиеся акты Минспорта и общие положения действующего законодательства, в частности:

1) учитывать нормы законодательства о физкультуре и спорте:
например, когда официальное киберспортивное соревнование проводится в очном режиме, то есть с использованием помещения, необходимо обеспечить участникам соответствующий Постановлению Правительства N 353 от 18.04.2014 уровень безопасности;

2) учитывать особенности правового статуса несовершеннолетних.
Если участие в кибертурнире предполагает внесение взносов, то дети могут принимать участие только с согласия взрослых. Данное требование связано с положениями ст. 26 и 28 ГК РФ, устанавливающих частичную дееспособность лиц, не достигших 18 лет.

3) соблюдать режим охраны интеллектуальной собственности.
Компьютерные игры представляют собой мультимедийный продукт (ст. 1240 ГК РФ) и имеют правообладателя.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ никто не имеет права использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, следовательно, для проведения турниров по компьютерным играм необходимо получение соответствующего разрешения (заключения лицензионного договора).

Чтобы получить разрешение от правообладателя, можно воспользоваться операционными площадками, например, SpringboardVR, либо связаться с правообладателем, которым является создатель игры, напрямую. Контактные данные можно найти на официальных сайтах, либо в социальных сетях.

Например, компания Blizzard, которая является правообладателем таких популярных среди киберспортсменов игр, как StarCraft, StarCraft II, World of Warcraft, Warcraft III, Hearthstone, Heroes of the Storm, Overwatch, разместила на своем официальном сайте информацию о необходимости получения лицензии от компании для проведения турниров и создала форму для связи.

Налоговая ставка для резидентов составляет 13%, а для нерезидентов - 30%.

Это означает, что ФКС самостоятельно исчисляет, удерживает и перечисляет налог с каждой призовой суммы и подает сведения в налоговую.

Если же правила турнира не предусматривают выполнение его организаторами функций налогового агента, то по окончании налогового периода необходимо представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ самостоятельно.

В российском правовом пространстве киберспорт представляет собой официально признанный вид спорта и, соответственно, находится в сфере регулирования законодательства о физкультуре и спорте и иных общих межотраслевых норм.

В соответствии со ст. 21 Закона о физкультуре и спорте Министерством спорта ведется Всероссийский реестр видов спорта, в который включаются все официальные виды спорта и являющиеся их частью дисциплины.

Компьютерный спорт появился во всероссийском реестре в 2016 году, когда в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 29.04.2016 № 470 был включен в раздел признанных видов спорта.

Приказом Министерства спорта РФ от 16.03.2017 № 183 компьютерный спорт переведен в категорию видов спорта, которые развиваются на общероссийском уровне, и тогда же в его составе были выделены первые четыре дисциплины: боевая арена, соревновательные головоломки, стратегия в реальном времени и технический симулятор.

Приказами Минспорта от 22.01.2018 N 49 и от 14.03.2019 № 199 компьютерный спорт был дополнен дисциплинами спортивный симулятор и файтинг соответственно.

Несмотря на то, что киберспорт очень популярен и приносит огромные доходы, а его развитие происходит в стремительном темпе, единственным актом специального регулирования этого вида спорта являются Правила компьютерного спорта (Приказ Министерства спорта России от 09.10.2017 № 881, принятый в пределах полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона о физкультуре и спорте и п. 2.2.21 Постановления Правительства РФ «О Министерстве спорта Российской Федерации»).

В силу прямого указания, Правила киберспорта должны применяться при проведении официальных соревнований киберспортсменов, и их требований должны придерживаться и организаторы соревнований, и их участники.

Правила состоят из общих положений, определяющих основные системы соревнований и способы их проведения, организационных положений о составе и технических характеристиках необходимого инвентаря и процедурных норм, регламентирующих порядок проведения соревнований в компьютерных играх как отдельного вида спорта и устанавливающих правила по отдельно взятым дисциплинам с учетом присущих им особенностей.

Интересно отметить, что, несмотря на произошедшие в сфере официального киберспорта изменения, с момента принятия Правил киберспорта в них не было внесено ни одной поправки.

В частности, до сих пор в п. 1.4 Правил числится всего четыре первоначальные дисциплины, хотя за последние полтора года получили признание еще два новых направления, и теперь их общее количество в реестре видов спорта достигло шести.

Соответственно среди специальных процедурных норм раздела IV общие правила спортивного симулятора и файтинга отсутствуют, и по большому счету эти две дисциплины не имеют нормативного правового регулирования.

Проведение официальных соревнований по компьютерному спорту всероссийского и межрегионального уровней регулируется положениями и регламентами, которые разрабатываются и утверждаются их организаторами с соблюдением требований общеотраслевого Приказа Министерства спорта от 01.08.2013 № 504.

Положение должно содержать общую информацию о соревновании, а именно:
- об организаторе киберспортивных соревнований;
- месте, сроках и расписании их проведения;
- информации об их финансировании;
- требованиях к участникам, порядке подачи заявок и условиях допуска, порядке подведения итогов и награждения, обеспечении безопасности на соревнованиях.

В отличие от Положения, регламент развивает и дополняет информацию, содержащуюся в Положении. В регламент включается перечень организаторов с указанием контактной информации для направления заявок, в нем распределяются права и обязанности между организаторами, приводятся конкретные меры безопасности и допинг-контроля, устанавливаются требования по медицинской помощи на турнире. Также в регламенте конкретизируется порядок финансирования из региональных и местных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. В случае, если организаторами предусматриваются дополнительные награды, то они должны быть указаны в регламенте.

Например, состоявшийся в 2019 году в Москве Чемпионат России по компьютерному спорту регулировался Положением, утвержденным Министерством спорта и получившей в 2018 году аккредитацию Федерацией компьютерного спорта России, от 12.03.2019. Также данный чемпионат регулировался утвержденным решением Правления ФКС Регламентом, а по каждой игре на официальной странице чемпионата также были размещены технические правила.

Проблема отсутствия правового регулирования объективно существующих и непрестанно развивающихся общественных отношений по киберспортивным соревнованиям должна быть решена законодателем, и формированию правовой базы уже положено начало: совершенствование нормативно-правовой базы является одной из задач программы развития компьютерного спорта в России, утверждённой Приказом Министерства спорта РФ от 21.05.2018 N 468.

А пока подотрасль киберспортивного права только развивается, при проведении компьютерных соревнований необходимо соблюдать уже имеющиеся акты Минспорта и общие положения действующего законодательства, в частности:

1) учитывать нормы законодательства о физкультуре и спорте:
например, когда официальное киберспортивное соревнование проводится в очном режиме, то есть с использованием помещения, необходимо обеспечить участникам соответствующий Постановлению Правительства N 353 от 18.04.2014 уровень безопасности;

2) учитывать особенности правового статуса несовершеннолетних.
Если участие в кибертурнире предполагает внесение взносов, то дети могут принимать участие только с согласия взрослых. Данное требование связано с положениями ст. 26 и 28 ГК РФ, устанавливающих частичную дееспособность лиц, не достигших 18 лет.

3) соблюдать режим охраны интеллектуальной собственности.
Компьютерные игры представляют собой мультимедийный продукт (ст. 1240 ГК РФ) и имеют правообладателя.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ никто не имеет права использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, следовательно, для проведения турниров по компьютерным играм необходимо получение соответствующего разрешения (заключения лицензионного договора).

Чтобы получить разрешение от правообладателя, можно воспользоваться операционными площадками, например, SpringboardVR, либо связаться с правообладателем, которым является создатель игры, напрямую. Контактные данные можно найти на официальных сайтах, либо в социальных сетях.

Например, компания Blizzard, которая является правообладателем таких популярных среди киберспортсменов игр, как StarCraft, StarCraft II, World of Warcraft, Warcraft III, Hearthstone, Heroes of the Storm, Overwatch, разместила на своем официальном сайте информацию о необходимости получения лицензии от компании для проведения турниров и создала форму для связи.

Налоговая ставка для резидентов составляет 13%, а для нерезидентов - 30%.

Это означает, что ФКС самостоятельно исчисляет, удерживает и перечисляет налог с каждой призовой суммы и подает сведения в налоговую.

Если же правила турнира не предусматривают выполнение его организаторами функций налогового агента, то по окончании налогового периода необходимо представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ самостоятельно.

Статья 16. Права и обязанности общероссийских спортивных федераций

1. Общероссийские спортивные федерации вправе:

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России, а также делегировать на срок четыре года иным физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований с учетом особенностей, установленных частями 7, 9 и 10 статьи 19.2 настоящего Федерального закона. Договор о делегировании права на проведение соответствующих официальных спортивных соревнований должен содержать условие о продлении срока его действия на такой же срок в случае отсутствия существенных нарушений данного договора его сторонами и при соблюдении иных условий в случае, если такие условия определены сторонами договора;

(в ред. Федерального закона от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта и наименования "Российская Федерация", за исключением государственной символики Российской Федерации;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществлять аттестацию тренеров, в том числе досрочную аттестацию тренеров, проводимую по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном им порядке на основании результатов выполнения целевых показателей, установленных целевыми комплексными программами, а также организовывать систему подготовки спортивных судей, их аттестацию по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) отбирать и представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций;

5) разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права, обязанности (в том числе нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации) и спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях;

7) устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 20.3 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 202-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

9) организовывать и проводить межрегиональные, всероссийские и международные официальные спортивные мероприятия и физкультурные мероприятия по соответствующим видам спорта;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 524-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1) инициировать предложения (заявки) о проведении на территории Российской Федерации международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе о выдвижении Российской Федерации, городов Российской Федерации в качестве кандидатов на право проведения таких мероприятий, направлять предложения (заявки) в соответствующие международные спортивные организации, а также участвовать в их реализации;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 524-ФЗ)

10) вносить предложения о включении спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта;

11) вступать в международные спортивные организации, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных спортивных организаций, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации;

12) получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, в том числе на реализацию мероприятий по развитию физической культуры и спорта, включая подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях, предусмотренных соглашением, заключенным с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1) проводить ежегодно учебно-методические семинары или аналогичные мероприятия для спортсменов, спортивных судей, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта в развиваемых виде или видах спорта;

(п. 12.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

12.2) осуществлять подготовку контролеров-распорядителей;

(п. 12.2 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

12.3) вести системы учета данных о спортсменах, занимающихся видом спорта, развиваемым соответствующей общероссийской спортивной федерацией, и выдавать документы, удостоверяющие принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсменов, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

(п. 12.3 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 523-ФЗ)

12.4) осуществлять привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(п. 12.4 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 202-ФЗ)

12.5) осуществлять аккредитацию спортивных агентов, осуществляющих свою деятельность в соответствующем виде спорта;

(п. 12.5 введен Федеральным законом от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

12.6) согласовывать на территории одного субъекта Российской Федерации только одну региональную общественную организацию по соответствующему виду спорта или одно свое структурное подразделение (региональное отделение) для получения государственной аккредитации и приобретения статуса региональной спортивной федерации;

(п. 12.6 введен Федеральным законом от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

12.7) включать в утверждаемые общероссийскими спортивными федерациями нормы, устанавливающие права и обязанности субъектов физической культуры и спорта, и в положения (регламенты) спортивных соревнований арбитражное соглашение (для субъектов физической культуры и спорта и спортивных соревнований в профессиональном спорте и спорте высших достижений);

(п. 12.7 введен Федеральным законом от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

12.8) отказаться от государственной аккредитации и прекратить свою деятельность в качестве общероссийской спортивной федерации;

(п. 12.8 введен Федеральным законом от 03.07.2019 N 172-ФЗ)

12.9) осуществлять свою деятельность в федеральной территории "Сириус" непосредственно или через свое структурное подразделение, не являющееся региональной спортивной федерацией, местной спортивной федерацией;

(п. 12.9 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

13) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Права, установленные пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять только общероссийские спортивные федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Иные физкультурно-спортивные организации могут осуществлять проведение по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России в случае делегирования общероссийскими спортивными федерациями этим организациям права на проведение данных спортивных соревнований в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с общероссийскими спортивными федерациями могут осуществлять организацию и проведение чемпионатов, первенств и кубков России по соответствующему виду спорта.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 257-ФЗ, от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Перечень видов спорта, для которых общероссийские спортивные федерации по соответствующим виду или видам спорта вправе утверждать нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 136-ФЗ)

3. Общероссийские спортивные федерации обязаны:

1) во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в Российской Федерации в соответствии с программами развития видов спорта в Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 204-ФЗ, от 30.12.2020 N 524-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обеспечивать формирование и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях и достижение ими высоких спортивных результатов в соответствии с программами развития видов спорта в Российской Федерации, предусмотренными пунктом 5 настоящей части;

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 257-ФЗ, от 29.06.2015 N 204-ФЗ, от 30.12.2020 N 524-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) представлять в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, предложения о проведении соответствующих физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий для включения их в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, участвовать в реализации указанного плана, ежегодно организовывать и (или) проводить чемпионаты, первенства и (или) кубки России по соответствующему виду спорта;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) разрабатывать в установленном порядке требования и нормы соответствующих видов спорта в целях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию и квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей;

5) разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации в порядке, установленном этим органом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 524-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 07.05.2010 N 82-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) организовывать и (или) проводить ежегодно детско-юношеские спортивные соревнования по развиваемым виду или видам спорта;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

6.2) обеспечивать размещение на своих официальных сайтах в сети "Интернет" следующей информации:

а) правила вида или видов спорта, утвержденные в установленном порядке;

б) положения (регламенты) о спортивных соревнованиях, организуемых и проводимых общероссийской спортивной федерацией;

в) протоколы собраний общероссийской спортивной федерации, протоколы результатов спортивных соревнований, организованных и (или) проведенных общероссийской спортивной федерацией;

г) информация о членах и структурных подразделениях (региональных отделениях) общероссийской спортивной федерации;

д) сведения о руководящих органах общероссийской спортивной федерации;

е) списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и критерии их отбора;

ж) информация о результатах аудиторских проверок деятельности общероссийской спортивной федерации в случае проведения таких проверок;

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

6.3) разрабатывать и представлять на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта правила вида спорта или видов спорта в порядке и в сроки, которые установлены этим органом;

(п. 6.3 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

6.4) уведомлять в письменной форме не позднее чем за десять дней федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта о проведении очередного заседания высшего руководящего органа общероссийской спортивной федерации;

(п. 6.4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

6.5) согласовывать кандидатуры на должность главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации по соответствующему виду спорта с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном им порядке;

(п. 6.5 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

6.6) представлять ежегодно в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта отчет о деятельности соответствующей общероссийской спортивной федерации в установленном им порядке, а также представлять в указанный орган в порядке и в сроки, которые им установлены, отчет о каждом проведенном общероссийской спортивной федерацией всероссийском спортивном мероприятии, межрегиональном спортивном мероприятии, об участии в каждом международном официальном спортивном мероприятии;

(п. 6.6 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ)

6.7) принимать меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбе с ним в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

4. При проведении чемпионатов, первенств и (или) кубков России по командным игровым видам спорта с участием спортивных клубов общероссийские спортивные федерации обязаны предусмотреть в положениях (регламентах) о таких соревнованиях в качестве условия допуска к участию в них наличие у соответствующего спортивного клуба не менее чем одной детско-юношеской спортивной команды, участвовавшей за счет этого спортивного клуба и от его имени не менее чем в одном официальном спортивном соревновании по соответствующему виду спорта независимо от уровня его проведения (международный, всероссийский, межрегиональный, региональный, межмуниципальный, муниципальный). Перечень командных игровых видов спорта определяется федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Статья 26.2. Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьба с ним

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Противоправным влиянием на результат официального спортивного соревнования (манипулированием официальным спортивным соревнованием) признается совершение в целях достижения заранее определенных результата или исхода этого соревнования хотя бы одного из следующих деяний:

1) подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд, других участников или организаторов официального спортивного соревнования (в том числе их работников), принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния или совершение этих действий по предварительному сговору с указанными лицами;

2) получение спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями спортивных команд, другими участниками или организаторами официального спортивного соревнования (в том числе их работниками) денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование указанными лицами услугами имущественного характера, извлечение ими других выгод и преимуществ или их предварительный сговор;

3) использование, распространение и (или) предоставление полученной физическим лицом инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта, доступ к которой возникает у него в связи с осуществлением им трудовой или иной деятельности (в том числе в качестве непосредственного участника официального спортивного соревнования или спонсора такого соревнования) на основании договора с организатором официального спортивного соревнования или с организацией, участвующей в подготовке и проведении соответствующего официального спортивного соревнования, либо в случае, если физическое лицо является учредителем такой организации;

4) непринятие мер по предотвращению конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта, в том числе предусмотренных пунктом 3 части 8 настоящей статьи, которое привело к достижению заранее определенных результата или исхода официального спортивного соревнования.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В целях настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) физических лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организатором официального спортивного соревнования (юридическим лицом) или с организацией, участвующей в подготовке и проведении соответствующего официального спортивного соревнования, лиц, непосредственно участвующих в официальном спортивном соревновании, иных связанных с ними лиц в получении лично либо через посредника материальной выгоды или иного преимущества (далее - заинтересованное лицо) в целях манипулирования официальным спортивным соревнованием, в том числе путем использования имеющейся в распоряжении в связи с осуществлением должностных обязанностей или обязанностей по гражданско-правовому договору инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение своих обязанностей.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

1.2. Под лицами, связанными с заинтересованным лицом, указанным в части 1.1 настоящей статьи, понимаются лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), граждане или организации, с которыми заинтересованное лицо, указанное в части 1.1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

1.3. Под инсайдерской информацией в сфере физической культуры и спорта понимается информация, составляющая коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также иная информация, определяемая в качестве таковой общероссийской спортивной федерацией в отношении развиваемого ею вида (видов) спорта и (или) проводимых ею официальных спортивных соревнований либо профессиональной спортивной лигой в отношении проводимого ею профессионального спортивного соревнования.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

1.4. К инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта не может быть отнесена общедоступная информация, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, а также информация, опубликованная в средствах массовой информации.

(часть 1.4 введена Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

1.5. Порядок и критерии отнесения общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами информации к инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

2. Противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями) не допускается.

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьба с ним осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями и (или) профессиональными спортивными лигами.

(в ред. Федеральных законов от 22.11.2016 N 396-ФЗ, от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбе с ним включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) установление ответственности за противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями);

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) применение спортивными федерациями санкций к спортсменам (в том числе спортивной дисквалификации спортсменов), спортивным судьям, тренерам, руководителям спортивных команд и другим участникам официальных спортивных соревнований за противоправное влияние на результаты этих соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями);

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в п. 3 ч. 4 ст. 26.2 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) установление запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования (для спортсменов - на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они участвуют в соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для спортивных судей - на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они обеспечивают соблюдение правил вида или видов спорта и положений (регламентов) о соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для тренеров - на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они проводят тренировочные мероприятия и осуществляют руководство состязательной деятельностью спортсменов, участвующих в соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для руководителей спортивных команд - на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым руководимые ими спортивные команды участвуют в соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для других участников официальных спортивных соревнований - на официальные спортивные соревнования по виду или видам спорта, по которым они участвуют в соответствующих официальных спортивных соревнованиях, для спортивных агентов - на официальные спортивные соревнования по виду спорта, в котором они осуществляют свою деятельность), а также применение спортивными федерациями санкций (в том числе спортивной дисквалификации спортсменов) за нарушение этого запрета;

(в ред. Федерального закона от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) установление запрета на заключение в букмекерских конторах и тотализаторах пари на детско-юношеские спортивные соревнования;

4) включение в дополнительные образовательные программы образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов о предотвращении противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и об ответственности за такое противоправное влияние;

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) проведение в средствах массовой информации и в сети "Интернет" пропаганды, направленной на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбу с ним;

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общероссийских спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг, региональных спортивных федераций, местных спортивных федераций и правоохранительных органов в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбы с ним;

(в ред. Федеральных законов от 22.11.2016 N 396-ФЗ, от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) осуществление международного сотрудничества в области предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбы с ним;

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) предотвращение конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта.

(п. 8 введен Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

5. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбы с ним:

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приостанавливает действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации в случае невыполнения ею обязанностей, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 7 и частью 8 настоящей статьи;

2) прекращает действие государственной аккредитации общероссийской спортивной федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 14 настоящего Федерального закона;

3) принимает в установленном порядке решение об исключении общероссийской спортивной федерации, региональной спортивной федерации из реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций в случае прекращения действия их государственной аккредитации за невыполнение ими обязанностей, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 7 и частью 8 настоящей статьи;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбы с ним:

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приостанавливает действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации в случае невыполнения ею обязанностей, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 7 и частью 8 настоящей статьи;

2) прекращает действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации в соответствии с частью 10 статьи 13 настоящего Федерального закона;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

7. Общероссийские спортивные федерации, региональные, местные спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбы с ним обязаны:

(в ред. Федеральных законов от 22.11.2016 N 396-ФЗ, от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проводить в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбу с ним;

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) не допускать к участию в официальных спортивных соревнованиях спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей спортивных команд и других участников соответствующих официальных спортивных соревнований, являющихся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступления, предусмотренного статьей 184 Уголовного кодекса Российской Федерации, до вступления в силу приговора суда в отношении указанных лиц либо до прекращения в отношении их уголовного дела и (или) уголовного преследования;

3) применять в пределах своей компетенции после вступления в силу обвинительного приговора суда санкции к лицам, указанным в пункте 2 настоящей части (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов), а также к физкультурно-спортивным организациям, принадлежность к которым имеют эти лица, за противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями);

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) применять в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи санкции к спортсменам (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов), спортивным судьям, тренерам, руководителям спортивных команд, спортивным агентам и другим участникам официальных спортивных соревнований за нарушение запрета на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах;

(в ред. Федерального закона от 22.11.2016 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) информировать соответственно федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы о выявленных фактах противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) соответствующего уровня;

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) информировать соответственно международную спортивную федерацию по соответствующему виду спорта, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о санкциях, которые были применены за противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями);

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) оказывать содействие правоохранительным органам, если спортивные федерации проинформировали указанные органы о выявлении фактов противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями);

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) выполнять другие требования настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленные на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбу с ним.

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Общероссийские спортивные федерации в отношении развиваемого ими вида (видов) спорта и профессиональные спортивные лиги, указанные в части 8 статьи 19.2 настоящего Федерального закона, в отношении проводимых ими международных профессиональных спортивных соревнований, иные организаторы официальных спортивных соревнований утверждают перечни инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта и обеспечивают их размещение на своих официальных сайтах в сети "Интернет" в течение пяти дней с момента утверждения таких перечней.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

8. Организаторы официальных спортивных соревнований в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований (манипулирования официальными спортивными соревнованиями) и борьбы с ним обязаны включать в положения (регламенты) об официальных спортивных соревнованиях:

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) требования о запрете на противоправное влияние на результаты таких соревнований (манипулирование официальными спортивными соревнованиями);

(в ред. Федерального закона от 06.03.2022 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) требования о запрете на участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 части 4 настоящей статьи;

3) требования о предотвращении конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта, а также перечень мер, направленных на реализацию таких требований.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: