Имеет ли право инспектор государственного экологического контроля проверять частные предприятия

Обновлено: 24.04.2024

Госэконадзор с 01.07.2021. Как не запутаться в применяемых НПА

• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;

• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,

особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).

Обратите внимание

8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Следовательно, если проверка:

• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;

• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,

она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);

4. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ […] и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Рассмотрим данное положение на примере Московской области.

На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.

Основные положения. Изменения в Федеральном законе № 7-ФЗ[4]

Федеральный закон № 170-ФЗ также внес следующие изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ в части организации и осуществления госэконадзора.

[2] См. Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"» (далее — Федеральный закон № 170-ФЗ).

[3] Далее — Федеральный закон № 294-ФЗ.

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

А.И. Эндеко, эксперт-эколог

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2021.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти;

регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении:

следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год;

внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря;

производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья;

в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия;

производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

производственных объектов, являющихся:

пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;

морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;

объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);

объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта;

объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия;

производственных объектов, на которых эксплуатируются:

ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся:

к объектам I категории;

к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение;

производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом:

вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства);

классификации промышленных объектов и производств;

соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора):

соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

3. В положении о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами федерального государственного экологического контроля (надзора).

В положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) указываются в том числе перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), а также виды продукции, являющиеся объектами регионального государственного экологического контроля (надзора).

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

Организация и осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, регулируются нормативным правовым актом указанного федерального органа исполнительной власти, изданным по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

6. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

7. Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, обеспечение соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства обеспечивается посредством осуществления экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи).

8. В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).

9. При осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

10. Программа проверок формируется органом, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль (надзор), на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направляемого застройщиком или техническим заказчиком в орган, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор), не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 9 настоящей статьи.

11. Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

12. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 настоящей статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проверка Росприродадзора

Ошибки госоргана – повод обжаловать результаты проверки
Знание закона «О проверках» — уверенность руководителя предприятия

  1. В каком порядке и за какой период времени компанию уведомляют о проверке?
  2. Какую документацию будет проверять инспектор?
  3. Каков состав проверки; кто из сторонних лиц может привлекаться к проведению проверки?
  4. Как долго продлится проверка или каков законный срок ее проведения?
  5. Какие меры реагирования обязан применить инспектор при выявлении нарушения требований?
  6. Как должны оформляться результаты проверки?
  7. В каком порядке и в какой срок оспариваются результаты проверки?
  8. Завершается ли взаимодействие с инспектором после проверки?

Форма уведомления о проведении проверки

  • причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
    (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Содержание приказа ограничивает проверку

Лица, привлекаемые к проверке

  1. Были аккредитованы на предмет проведения исследований (измерений) в соответствующей области аккредитации.
  2. Не должны состоять на момент проведения проверки в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемой организацией.

Срок проведения проверки


Ограничения по сроку проведения проверки установлены вне зависимости от того, является ли проверка документарной или выездной. Срок проведения проверки согласно ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» не может превышать 20 рабочих дней.

Особый срок установлен для проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства – не более 50 часов в год; и для микропредприятий – не более 15 часов в год.

Однако срок проведения плановой выездной проверки может быть увеличен при наличии исключительных обстоятельств (например, необходимость проведения длительных экспертиз, исследований).

Возможность увеличения срока проверки ограничена 20 рабочими днями (по общему правилу), 15 часами – при проведении проверки субъектов малого предпринимательства и микропредприятий.

В настоящем материале рассмотрены общие вопросы, связанные с организацией и началом проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Подытожим тему:

  1. Проверяемое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки (плановой, внеплановой выездной) не позднее установленного законом срока (3 рабочих дня, 24 часа соответственно).
  2. Для уведомления о намечаемой проверке проверяемому лицу направляется копия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) надзора (контроля) о начале проведения проверки.
  3. В приказе (распоряжении) содержатся все необходимые сведения для понимания предмета проверки, перечня документации, которая будет запрошена у проверяемого лица в рамках проверки.
  4. Проверка может проводиться лишь в том составе участников (должностных лиц органа надзора (контроля), экспертов, экспертных организаций), который заявлен в приказе (распоряжении) о начале проведения проверки.
  5. Привлекаемые эксперты и экспертные учреждения должны быть аккредитованы в установленном законом порядке и не должны состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом.
  6. Срок проведения проверки строго ограничен и может быть продлен в исключительных случаях.

Остались вопросы по статье?

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения "экологические" проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

  • официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

  1. наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  2. издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.
  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).
  1. наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  2. предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Нормативно-правовая база к статье

  1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  3. Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».

Остались вопросы по статье?

/upl/_1.jpg

В прошлую пятницу вышло постановление Правительства РФ № 336, которым были установлены особые условия проведения экологических проверок . Ограничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях .

Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали в 2020 году , во время пандемии , они были распространены на 2021 год . Но действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесу « выдохнуть » хотя бы в части административного воздействия ? Предлагаю посмотреть , какие послабления были введены постановлением на 2022 год , а затем поговорить о данных статистики за 2020 и 2021 годы и сделать свои выводы .

Условия экологического контроля в 2022 году можно свести к шести ключевым пунктам :

1. В 2022 году по общему правилу плановые проверки не проводятся . Но есть исключения . для некоторых видов контроля ( надзора ), сопряженных с экологическим .

Плановые проверки проводятся в рамках :

– санитарно - эпидемиологического надзора в сфере водоподготовки и водоснабжения ( пп . а п . 2)

– федерального государственного надзора в области промышленной безопасности для объектов 2 класса опасности .

Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споров . Например , факты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вреда , причиненного окружающей среде .

Это создает определенные риски для природопользователей , соответственно , административное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятий . Но здесь важно отметить , что у контрольного органа ( КНО ) есть право заменить проверку на профилактический визит , от которого контролируемое лицо не вправе отказаться . Насколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью – покажет время .

2. Основания для внеплановых проверок строго ограничены

Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой :

(1) проверки ввиду угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан / его причинения , угрозы возникновения ЧС природного / техногенного характера , угрозы обороны страны и безопасности государства / причинения им вреда ,

(2) при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении чрезвычайно высокого и высокого рисков на опасных объектах 1 и 2 класса опасности , на гидротехнических сооружениях 1 и 2 класса опасности или индикаторов риска , влекущих непосредственную угрозу вышеуказанным в пп . 1 ценностям ,

(3) при проверке исполнения предписания об устранении нарушений ( после истечения срока ), создающих угрозу причинения вреда вышеуказанным ценностям , при этом внеплановая выездная проверка проводится только если исполнение / неисполнение нельзя установить на основании документов и иной информации в распоряжении государственного органа .

Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратурой . Среди них КНМ , проводимые по таким основаниям :

(1) по поручению Президента РФ

(2) по поручению председателя Правительства РФ

(3) по поручению Зам . Председателя Правительства РФ при согласовании с руководителем Аппарата Правительства РФ

(4) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением закона , соблюдением прав и свобод человека и гражданина

(5) при наступлении события из программы проверок федерального государственного экологического надзора при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания

Все эти основания оставляют широкое поле для маневра . Фактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслям / группам предприятий , если это будет соответствовать государственной политике . Поэтому риск того , что предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействием , в 2022 году сохраняется – предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку .

3. КНМ , запланированные на дату после вступления в силу постановления , и не подпадающие под ограничения , подлежат отмене КНО единым решением в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления ( п . 5 постановления ). Аналогичная ситуация с не завершенными КНМ – они подлежат прекращению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления .

4. При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае – если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушений , которые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью , возникновения ЧС природного / техногенного характера , ущерба обороне страны и безопасности государства .

5. Срок исполнения предписаний , выданных до вступления в силу постановления , продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лица ( п .8 постановления ).

6. В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности – если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований , которые являются предметом государственного контроля , при этом признаки состава были выявлены в рамках КНМ . Нельзя применить только временный запрет деятельности ( п . 9 постановления ).

Что касается мер , принимаемых прямо сейчас ( прекращение незавершенных КНМ , отмена запланированных КНМ и продление срока исполнения предписаний ) – это , конечно , существенное послабление для бизнеса в настоящий момент . И этой возможностью необходимо пользоваться , в том числе и максимально продлить срок исполнения предписания . В то же время мы видим , что « безнаказанным » предприятие не останется , если выявлены факты нарушений – и предписание будет вынесено , несмотря на ограничения , и к административной ответственности лицо привлекут .

Но насколько вышеобозначенные ограничения снизят нагрузку на бизнес в течение 2022 года – вопрос . Так , например , по поручению Виктории Абрамченко , несмотря на мораторий , в 2020 году были проверены почти 300 недропользователей . Исследователи из Института проблем правоприменения при Европейском университете отмечают , что в действительности у ограничений довольно много исключений и тех самых « возможностей для маневра », о которых я говорила выше . Мораторий на проверки не носил абсолютного характера ни в 2020, ни в 2021 году : « Ограничения контрольно - надзорных органов по проверке субъектов малого и среднего предпринимательства , включая установленныи? моратории? на проверки , не носят абсолютного характера : более 25% всех планово проверенных организации? и свыше 50% всех внепланово проверенных организации? в 2020 г . были малыми и средними предприятиями ». Подробнее см . Кучаков Р . К ., Кузнецова Д . А ., Скугаревскии? Д . А . Контроль и надзор в 2020 г . Жизнь без проверок в период пандемии : аналитическии? отчет .

И хотя в 2020 г . число проверок значительно снизилось — в 3,5 раза по сравнению с 2019 г . – несмотря на то , что мораторий был распространен на 2021 г ., в 2021 количество проверок увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2020 г . ( Подробнее см . Кучаков Р . К ., Скугаревский Д . А . Контроль и надзор в 2021 г . Возврат к норме или новая парадигма ?: аналитический отчет ). В 2020 году количество плановых проверок Росприроднадзора по отношению к 2019 году уменьшилось незначительно ( всего на 2.7% по сравнению с другими ведомствами – Ростехнадзор на 11,9%, Роспотребнадзор на 52,6% и т . д .). Аналогичная статистика и по внеплановым проверкам : – на 5,7 %, в то время как Ростехнадзор – на 27,7%, Роструд – на 48,1% и т . д ).

На основе этих данных , я предполагаю , что в 2022 году , даже в условиях кризиса , проверочная деятельность не будет полностью заморожена , хотя поддержка бизнесу уже оказана . Оперативные меры приняты сейчас , на время острого шока , но это состояние будет постепенно развеиваться . На значительное снижение экологического контроля я бы не рассчитывала , учитывая статистические данные по 2020 и 2021 годам . Поэтому именно сейчас важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятия ( перестроить внутренние процессы , провести качественный аудит и т . д .).

Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: