Имеет ли право государственный служащий быть совместителем в ином учреждении

Обновлено: 28.03.2024

1. На муниципального служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой должности муниципальной службы с оплатой труда по соглашению между ним и должностным лицом, имеющим право на заключение трудового договора с данным муниципальным служащим в соответствии с настоящим Положением, если иное не установлено федеральным законодательством.

2. Муниципальные служащие вправе заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью в соответствии с трудовым законодательством.

3. Муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением, поданным в орган, ведающий кадровыми вопросами, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Иркутской области, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, Иркутской области, города Иркутска. Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли муниципальный служащий работать по совместительству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Может ли муниципальный служащий работать по совместительству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Нюансы трудовых отношений с совместителями
(Краецкая Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 12) 4. Государственные и муниципальные служащие могут работать по совместительству в любой сфере и должности (профессии), но только не на другой муниципальной или государственной службе (ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О совместительстве и совместителях
(Куревина Л.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 12) Если на работу по совместительству принят бывший государственный или муниципальный служащий, должность которого включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы, в 10-дневный срок сообщите о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) такого служащего по последнему месту его службы (ст. 64.1 ТК РФ).

Нормативные акты: Может ли муниципальный служащий работать по совместительству

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 26.05.2021)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) 2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Подборка наиболее важных документов по запросу Совместительство государственных гражданских служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Совместительство государственных гражданских служащих

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1) В качестве предупредительных мер Закон определяет меры по ограничению государственных служащих в отношении совместительства, ограничения для граждан после прекращения их деятельности на государственной службе, совместной работы близких лиц.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Установлены ли особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2022) Прием на работу по совместительству действующего госслужащего осуществляется в общем порядке. Уведомлять об этом представителя нанимателя (работодателя) по месту службы не требуется.

Нормативные акты: Совместительство государственных гражданских служащих

Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 2. Помощник сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "помощники (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких помощников в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации государственный гражданский и муниципальный служащий (далее – служащий) вправе с предварительным уведомлением работодателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Понятие «конфликт интересов» дано в ст. 10 Федерального закона № 273- «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов понимается ситуация при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей. В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, услуг имущественного характера или каких-либо преимуществ самим служащим, лицом стоящим с ним в близком родстве или свойстве, а также третьими лицами с которыми служащий либо лица состоящие с ним в близком родстве или свойстве связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового. При этом к иной оплачиваемой работе не относится работа другой должности государственной (муниципальной) службы.

Уведомление об иной оплачиваемой работе представляется работодателю письменном виде до фактического заключения трудовых отношений. Требования к форме и содержанию уведомления, порядок его предоставления принимаются соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.

Законодательная конструкция данного правоотношения не требует получения согласия работодателя на представленное служащим уведомление, также работодатель не вправе запретить служащему выполнение иной оплачиваемой работы. Принятие решения о работе по совместительству является ответственностью самого служащего, который должен определить степень своей личной заинтересованное являющейся квалифицирующим признаком возникновения ситуации конфликта интересов. Помимо этого при принятии решения о работе по совместительству и при выполнении данной работы служащий обязан соблюдать требования предусмотренные ст.ст. 17, 18 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст.ст. 12, 14 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

24 июня 2016, 00:00

Понятие «иной оплачиваемой работы» государственного гражданского муниципального служащего

В соответствии с ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации государственный гражданский и муниципальный служащий (далее – служащий) вправе с предварительным уведомлением работодателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Понятие «конфликт интересов» дано в ст. 10 Федерального закона № 273- «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов понимается ситуация при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей. В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, услуг имущественного характера или каких-либо преимуществ самим служащим, лицом стоящим с ним в близком родстве или свойстве, а также третьими лицами с которыми служащий либо лица состоящие с ним в близком родстве или свойстве связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового. При этом к иной оплачиваемой работе не относится работа другой должности государственной (муниципальной) службы.

Уведомление об иной оплачиваемой работе представляется работодателю письменном виде до фактического заключения трудовых отношений. Требования к форме и содержанию уведомления, порядок его предоставления принимаются соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.

Законодательная конструкция данного правоотношения не требует получения согласия работодателя на представленное служащим уведомление, также работодатель не вправе запретить служащему выполнение иной оплачиваемой работы. Принятие решения о работе по совместительству является ответственностью самого служащего, который должен определить степень своей личной заинтересованное являющейся квалифицирующим признаком возникновения ситуации конфликта интересов. Помимо этого при принятии решения о работе по совместительству и при выполнении данной работы служащий обязан соблюдать требования предусмотренные ст.ст. 17, 18 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст.ст. 12, 14 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями. , то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  4. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  5. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  6. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Тэги: самозанятость, работа, право Вопрос был задан 16.10.2020 и дополнен ответом эксперта 14.12.2020

Загрузка

Никита Виноградов

Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Я, например, работаю в гос. учреждении, подведомственном одному из органов местной исполнительной власти. Официально моя должность называется контент-редактор, я занимаюсь ведением нескольких сайтов: обновление новостной ленты, написание тематических статей, отрисовка баннеров и т.д. Часть этих сайтов - официальные ресурсы исполнительных органов государственной власти, поэтому информационная поддержка этих ресурсов проходит как госзаказ. При этом я ни фактически, ни по документам не имею никакого отношения к распределению бюджетных средств (за 2 года, что работаю, ни разу не подписывала никаких документов, в которых фигурировали бы какие-то цифры, суммы и т.п., кроме приказов о ставке по своей з/п, надбавках и премиях). Также не имею доступа к государственной или военной тайне. По сути я выполняю стандартные обязанности контент-менеджера, копирайтера и дизайнера - этакого многорукого шивы и пишущей головы.

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ "О противодействии коррупции" или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже - и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась - юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: