Идея создания социальной гармонии в отношениях между гражданами и государством на основе воспитания
Обновлено: 25.04.2024
По этой причине задача системно представить важнейшие проблемы организации и функционирования системы государственного управления, и прежде всего исполнительной власти как институциональной основы управления публичным сектором в их историческом контексте, приобретает не только теоретическое значение, но и практический смысл. Этим определяется значимость предлагаемого курса. Обнаруживается… Читать ещё >
- история государственного управления в россии
История государственного управления в России как наука и учебная дисциплина ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Введение
Без глубокого знания истории государственного администрирования поиски нового взгляда на роль государства в жизни современного российского общества подобны бесцельному блужданию в потемках. Процесс становления демократической системы государственного управления в России на современном этапе происходит под воздействием не только чисто практических проблем и факторов, которые в данном случае выражают концентрированно обновляющуюся мировую ситуацию, но и потребности концептуального переосмысления отечественного опыта государственного управления и определения вектора его развития в качественно новых исторических условиях.
Формирование легитимной и организационной основы исполнительной власти в демократической России осуществляется под влиянием разнонаправленных устремлений, которые трудно соединить в одну концепцию. Желание воскресить исконно русские традиции, ускоренными темпами пройти весьма сложные процессы усвоения уже пройденного опыта западной государственно-правовой культуры демократии к XX в., не потеряв при этом и модернистские начала в обновлении современного государства, создает достаточно эклектичную методологическую основу преобразований.
Обнаруживается двойственность концептуальных оснований современного механизма государственного властвования в России ["https://referat.bookap.info", 9].
С одной стороны, его ориентация на ценности либеральной демократии и конструирование институтов правового государства как неотъемлемых атрибутов капиталистического общества в рамках определенной территории, с другой стороны, внедрение либеральной модели в ее менеджеральной форме (т.е. инкорпорации рыночных механизмов в государственное управление) означает достаточно болезненный разрыв привычных механизмов властного воздействия на все структуры государства при поиске новых методов и форм организации. Как следствие, поиск выхода из кризиса в большинстве случаев связан с возвратом к допетровским временам или, по крайней мере, к началу XX в. По этой причине российская система государственного управления, сложившаяся к концу 1990;х гг. и сохранившаяся к началу XXI в., переживает период стагнации и не выполняет своих социальных и политических функций по эффективному развитию и организации гражданского общества.
В этой связи важно уяснить, что истоки многих современных проблем и конфликтов в России уходят своими корнями в прошлое. Для того чтобы понимать, что и как должно регулировать государство сегодня, каковы его современные задачи и чем должна заниматься исполнительная власть, необходимо иметь общую концепцию развития системы государственного управления, начиная с момента ее зарождения и кончая причинами ее нынешнего состояния. Это представление формирует научная дисциплина «История государственного управления в России», которая раскрывает процессы функционирования системы государственного управления на каждом историческом этапе развития российского общества, определяет когда, как и с какой целью она учреждалась и насколько она была эффективна для решения актуальных задач.
По этой причине задача системно представить важнейшие проблемы организации и функционирования системы государственного управления, и прежде всего исполнительной власти как институциональной основы управления публичным сектором в их историческом контексте, приобретает не только теоретическое значение, но и практический смысл. Этим определяется значимость предлагаемого курса.
В идее ранга есть две стороны: качество, присущее человеку; исключения и права, которые признаются за ним обществом.
Эти стороны могут совпадать и не совпадать, тогда образуется «больное место», что порождает в душах революционность.
От «больного ранга» гибнет все. Важно умело сочетать выборы и назначения, соблюдать правила. Нужна уверенность, что назначающие и избирающие действительно ищут лучших людей.
Необходима общая готовность лояльно нести возможную ошибку в ранге, а не раздувать «больной ранг» в потенциальный скандал неповиновения.
Идея ранга в России зиждется на религиозном основании и патриотическом чувстве. Вера в праведную волю Государя. Ранг в России держался верой и любовью, поэтому она не знала республиканского строя.
В своей идее ранга он выделяет два мировоззрения:
1. Люди равенства (эгалитаристы) не терпят никакого превосходства. Люди равны от рождения. «Все должны делать то, что все могут делать».
2. Люди, понимающие значение ранга (сторонники духа и справедливости), не верят ни в естественное равенство, ни в искусственное и насильственное уравнение. Люди родятся неодинаковыми, своеобразными и самобытными и с развитием делаются все самобытнее. Справедливость не приписывает равенства, а состоит в предметном неравенстве. Равенства в действительности нет. Живая сущность людей в том, что делает их единственными в своем роде и незаменимыми. Нужно уметь радоваться чужому качеству.
Семен Людвигович Франк (1877 – 1950 гг.), русский философ, утверждал, что судьба народа определяется двумя факторами: силой коллективного уклада жизни, общих исторических условий и силой верования, коренящегося в народном сознании.
Позитивизм, социализм – функциональные, а не органические подходы. Они омертвляют народ.
Высший реализм – творческий идеализм духовного совершенствования, когда единство нации, государства и церкви прорастает из народной воли и веры. Народная воля – идеал демократии, а политическая деятельность – смиренное служение.
Франк отвергает чистый либерализм. Смысл человеческой жизни не может заключаться в эгоизме, он в служении Богу и людям. Служение правде, добру, людям – оправдание жизни.
Солидарность и служение – вот суть взглядов Франка на роль личности и ее место в обществе. В социалистической теории солидарность, равенство и служение диктуются человеку обществом, а не требуют духовного труда в выборе. Нравственный принцип служения Богу и людям обоснован духовным выбором человека, утверждал Франк.
После Октября 1917 г. в социологии в России установилась монополия марксистско-ленинской философии, исторического материализма, где решающая роль в решении социальных проблем отводилась экономическим факторам общественной жизни.
Тесты по теме 1
Предмет и этапы развития социологии. Особенности русской социологии
1. Идея создания социальной гармонии в отношениях между гражданами и государством на основе воспитания у них уважения к власти:
2. Вывел понятие справедливости как «воздаяния равным за равное»:
3. Идеальное государство – государство со справедливыми законами. Отношение к ним определяет социальные различия:
4. Общество – продукт эволюции, а государство – продукт человеческой деятельности:
5. «Неправильные» государства по Аристотелю:
А. Царская власть
6. Общительность людей привела к образованию общества и государства, а форма власти зависит от Бога:
7. Источником развития общества является борьба, в которой «цели оправдывают средства»:
8. В «войне всех против всех» возникает необходимость общественного договора, по которому граждане подчиняются государству:
9. Собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству. Чем больше собственность, тем больше политических прав:
10. Основной целью правительства является защита естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность:
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы социологии и политологии"
Описание и краткое содержание "Основы социологии и политологии" читать бесплатно онлайн.
Пособие создано с целью сформировать у студентов представление об основных категориях социологии и политологии, закономерностях развития общества, государства, политической системы, истории политической мысли. Особое внимание уделено проблемам личности, ее социализации, в том числе в общественно-политической жизни.
Например: меньше дать и больше взять, меньше риска, больше выгоды, меньше ответственности и больше почета, меньше зависимости от других, больше зависимости других от тебя.
Каждый тип общества отличается теми средствами, которыми он борется против социальных законов (мораль, право, религия).
Социальный прогресс общества – это прогресс антисоциальности.
Группа стремится поставить индивида в условия тотальной от нее зависимости, а свою от него зависимость свести к минимуму. Изображенное общество – карикатура на реальный социализм. Руководство – сознание и воля; подчиненные – не мыслящее, безвольное тело. Для контроля – штаб служащих (1/5 всего взрослого населения). Низкооплачиваемые руководители, «нищая власть». Служебное положение используется для компенсации. Огромная масса «подкупается» верхушкой, делая ее соучастницей афер. Громоздкость властных структур делает низших чиновников высшими. «Самая высшая власть – это самая низшая власть». Не «политическая» (правовая) власть, а власть насилия (самодовлеющая). Не власть существует для общества, а наоборот. Ценность каждого гражданина определяется его социальным положением. Начальник «умнее» подчиненного, сложная система привилегий. Идеология тотальна. Каждый гражданин – потенциальный идеолог. Презрение к официальной идеологии не лишает ее статуса великой. Это общество не построили Маркс и Ленин – оно естественноисторический продукт (общество нельзя построить).
Все, что мешало действию социальных законов, ограничено (религия, право). А институты, призванные защищать общество, сами отражают социальные законы (государство, мораль). Общество, подчиненное социальным законам, – самая примитивная форма господства. Над индивидуумом довлеет не «высшая власть», а власть своей среды.
Иван Александрович Ильин (1882 – 1954 гг.). В своих работах рассматривал причины постигших Россию катастроф – революции и социализма, сущность пролетарской революции и большевизма, пути возрождения России и ее государственного благоустройства.
Россия самим ходом жизни освобождалась от мечтательного брожения и нуждалась более всего в мирном развитии и менее всего – в революции. Но революция произошла, так как:
– российская интеллигенция не понимала своего народа, его монархического правосознания и отвернулась от своих государей;
– народные массы были невежественны, ребячливо доверчивы и имущественно жадны;
– русскому православию двух последних веков не хватало волевого элемента;
– Запад выпустил губительную идею и сам смог ей дать сознательный отпор, а в России у народа не оказалось «антитоксинов».
Но большевизм обречен:
– русский народ выйдет из революции нищим;
– государственный центр исчезнет;
– люди, признающие значение ранга, не верят в естественное равенство и в искусственное уравнение. Люди от природы различны, и с их совершенствованием растет их своеобразие. Равенства в действительности нет. Справедливо – значит неодинаково.
В идее ранга есть две стороны: качество, присущее человеку; исключения и права, которые признаются за ним обществом.
Эти стороны могут совпадать и не совпадать, тогда образуется «больное место», что порождает в душах революционность.
От «больного ранга» гибнет все. Важно умело сочетать выборы и назначения, соблюдать правила. Нужна уверенность, что назначающие и избирающие действительно ищут лучших людей.
Необходима общая готовность лояльно нести возможную ошибку в ранге, а не раздувать «больной ранг» в потенциальный скандал неповиновения.
Идея ранга в России зиждется на религиозном основании и патриотическом чувстве. Вера в праведную волю Государя. Ранг в России держался верой и любовью, поэтому она не знала республиканского строя.
В своей идее ранга он выделяет два мировоззрения:
1. Люди равенства (эгалитаристы) не терпят никакого превосходства. Люди равны от рождения. «Все должны делать то, что все могут делать».
2. Люди, понимающие значение ранга (сторонники духа и справедливости), не верят ни в естественное равенство, ни в искусственное и насильственное уравнение. Люди родятся неодинаковыми, своеобразными и самобытными и с развитием делаются все самобытнее. Справедливость не приписывает равенства, а состоит в предметном неравенстве. Равенства в действительности нет. Живая сущность людей в том, что делает их единственными в своем роде и незаменимыми. Нужно уметь радоваться чужому качеству.
Семен Людвигович Франк (1877 – 1950 гг.), русский философ, утверждал, что судьба народа определяется двумя факторами: силой коллективного уклада жизни, общих исторических условий и силой верования, коренящегося в народном сознании.
Позитивизм, социализм – функциональные, а не органические подходы. Они омертвляют народ.
Высший реализм – творческий идеализм духовного совершенствования, когда единство нации, государства и церкви прорастает из народной воли и веры. Народная воля – идеал демократии, а политическая деятельность – смиренное служение.
Франк отвергает чистый либерализм. Смысл человеческой жизни не может заключаться в эгоизме, он в служении Богу и людям. Служение правде, добру, людям – оправдание жизни.
Солидарность и служение – вот суть взглядов Франка на роль личности и ее место в обществе. В социалистической теории солидарность, равенство и служение диктуются человеку обществом, а не требуют духовного труда в выборе. Нравственный принцип служения Богу и людям обоснован духовным выбором человека, утверждал Франк.
После Октября 1917 г. в социологии в России установилась монополия марксистско-ленинской философии, исторического материализма, где решающая роль в решении социальных проблем отводилась экономическим факторам общественной жизни.
Тесты по теме 1
Предмет и этапы развития социологии. Особенности русской социологии
1. Идея создания социальной гармонии в отношениях между гражданами и государством на основе воспитания у них уважения к власти:
2. Вывел понятие справедливости как «воздаяния равным за равное»:
3. Идеальное государство – государство со справедливыми законами. Отношение к ним определяет социальные различия:
4. Общество – продукт эволюции, а государство – продукт человеческой деятельности:
5. «Неправильные» государства по Аристотелю:
А. Царская власть
6. Общительность людей привела к образованию общества и государства, а форма власти зависит от Бога:
7. Источником развития общества является борьба, в которой «цели оправдывают средства»:
8. В «войне всех против всех» возникает необходимость общественного договора, по которому граждане подчиняются государству:
9. Собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству. Чем больше собственность, тем больше политических прав:
10. Основной целью правительства является защита естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность:
11. Человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Ему присуще стремление к самосохранению и состраданию:
12. «Идеал – небольшое государство, граждане которого непосредственно могут осуществлять волеизъявление и контроль правителей»:
13. Науки и искусства содействуют порче нравов, препятствуют естественному поведению людей:
14. Положение человека в обществе или группе:
А. Социальный статус
Б. Социальная роль
В. Социальная стратификация
15. Если правители не сообразуют свои решения с мнением народа (большинства), последний может расторгнуть общественный договор:
16. Предложил разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную:
Собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству. Чем больше собственность, тем больше политических прав: Степень рациональности обратно пропорциональна силе магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии": Идея создания социальной гармонии в отношениях между гражданами и государством на основе воспитания у них уважения к власти: Идеал — небольшое… Читать ещё >
Тесты по теме 1. Предмет и этапы развития социологии. Особенности русской социологии ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Выбрать правильный ответ
1. Идея создания социальной гармонии в отношениях между гражданами и государством на основе воспитания у них уважения к власти:
A. Конфуций Б. Пифагор
2. Вывел понятие справедливости как «воздаяния равным за равное»:
A. Пифагор Б. Сократ.
3. Идеальное государство — государство со справедливыми законами. Отношение к ним определяет социальные различия:
A. Гераклит Б. Конфуций.
4. Общество — продукт эволюции, а государство — продукт человеческой деятельности:
A. Гоббс Б. Платон.
5. «Неправильные» государства по Аристотелю:
A. Царская власть Б. Полития.
6. Общительность людей привела к образованию общества и государства, а форма власти зависит от Бога:
A. Ф. Аквинский Б. Ш. Монтескье .
7. Источником развития общества является борьба, в которой «цели оправдывают средства»:
A. Н. Макиавелли Б. Д. Локк .
8. В «войне всех против всех» возникает необходимость общественного договора, по которому граждане подчиняются государству:
A. О. Конт Б. Ш. Монтескье .
9. Собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству. Чем больше собственность, тем больше политических прав:
A. Ж.-Ж. Руссо Б. Ш. Монтескье .
10. Основной целью правительства является защита естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность:
A. Т. Гоббс Б. Д. Локк .
11. Человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Ему присуще стремление к самосохранению и состраданию:
A. Ж.-Ж. Руссо Б. Т. Гоббс .
12. «Идеал — небольшое государство, граждане которого непосредственно могут осуществлять волеизъявление и контроль правителей»:
A. Т. Гоббс Б. Ф. Аквинский .
13. Науки и искусства содействуют порче нравов, препятствуют естественному поведению людей:
A. Ж.-Ж. Руссо Б. Ш. Монтескье .
14. Положение человека в обществе или группе:
A. Социальный статус Б. Социальная роль.
B. Социальная стратификация (15, "https://referat.bookap.info").
15. Если правители не сообразуют свои решения с мнением народа (большинства), последний может расторгнуть общественный договор:
A. Т. Гоббс Б. Д. Локк .
16. Предложил разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную:
A. Ж. Фурье Б. Ш. Монтескье .
17. Автор «Очерков о народонаселении»:
A. Т. Мальтус Б. Т. Гоббс .
18. «Позитивное знание» (по О. Конту) — это знание:
A. Реальное Б. Выгодное.
19. Модель поведения человека в обществе:
A. Социальная роль Б. Социальная структура.
B. Социальный институт.
20. Автор работы «О разделении общественного труда»:
A. Э. Дюркгейм Б. М. Вебер
21. Причины «солидарности» граждан в обществе (по Э. Дюркгейму):
A. Общая религия Б. Разделение труда.
B. Общие национальные интересы.
22. Учреждение, удовлетворяющее основные потребности:
A. Социальный институт Б. Социальная группа.
23. Общество — это часть природы, оно подобно живому организму:
A. Г. Спенсер Б. К. Маркс .
24. Автор работы «Протестантская этика и дух капитализма»:
A. М. Вебер Б. Д. Локк .
25. Определил социальное действие как субъективно мотивированное и ориентированное на других:
A. Г. Спенсер Б. О. Конт .
26. Общесоциологический закон развития общества — это закон соответствия производительных сил производственным отношениям:
A. Ж.-Ж. Руссо Б. М. Вебер
27. Социальное действие должно быть рациональным, его рационализация — тенденция самого исторического процесса:
A. О. Конт Б. М. Вебер
28. Основные типы господства при капитализме (по М. Веберу):
A. Легальное Б. Традиционное.
29. Основы марксистской социологии:
A. Исторический материализм Б. Экономический подход.
B. Первичность духовной жизни.
30. «Степень рациональности обратно пропорциональна силе магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии»:
Сегодня, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения. Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Российская молодежь на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Ключевая роль в нравственно-патриотическом сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса. Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Именно в связи с вышеизложенным приоритетным направлением в своей воспитательной работе считаю формирование ценностей духовного порядка и ценностного отношения учащихся к миру.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый — Закон "Об образовании". В ст. 14, п. 1—2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:
- самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- формирование духовно-нравственной личности.
Второй источник — отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. Национальный воспитательный идеал имеет конкретно-исторический характер и соответствует условиям определенной эпохи.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к развитию и воспитанию, а вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции, социальную солидарность.
Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: классных часов, праздников, викторин, выставок, игр, просмотра слайд-фильмов, чтением книг, изготовление лепбуков к памятным датам и национальным праздникам, провожу тематические вечера эстетической направленности, готовим творческие проекты, презентации и т.д. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогом и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Эффективной формой социализации школьников является их добровольное участие в распределении обязанностей в коллективе. Назначаются ответственные по секторам :самоуправление, спорт, учебный сектор, творческий, трудовой и т. Д.
Такое участие позволяет обучающимся осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка.
Основным содержанием нравственно-патриотического развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
На мой взгляд, задача формирования базовых национальных ценностей, в том числе и семьи, решается средствами всех учебных предметов Таким образом, УМК выступают инструментом реализации ФГОС, а, следовательно, и поставленных целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности. При изучении русского (родного) языка целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения способствует усвоению базовых национальных ценностей.
Литературное чтение обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия, наследия предков, наследия семьи. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами.
Курс математики дает возможность усилить общекультурное звучание математического образования и повысить его значимость для формирования личности ребенка. Содержание материала с позиций формирования базовых национальных ценностей позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Предлагаемые практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющих применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину мира.
Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья и др.) В соответствии с содержанием курса может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей. В этнокультурном контексте приведены рисунки, связанные с народными промыслами (матрёшки, хохломская роспись тарелок, ложек, самовара, разделочных досок, дымковская игрушка, русский костюм).С целью осознания важности труда, в учебники включены разнообразные иллюстрации раскрывающие различные профессии людей (закройщица, портниха, повар, столяр, токарь, шофёр, механик, бульдозерист, комбайнёр, экскаваторщик, фермер, пекарь, библиотекарь, продавец-кассир, стекольщик, маляр, плиточник, часовщик, почтальон, садовник, пчеловод и др.).
Нельзя не отметить духовно-нравственную направленность всех изучаемых курсов. Учебный материал способствует укреплению семейных связей, воспитанию патриотизма, уважения к культуре народов России, мира и др.
Осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности способствуют задания, показывающие различные стороны жизни в семье, добрые отношения между членами семьи (например, помощь по дому и по хозяйству, семейные турпоходы, совместные занятия физкультурой, участие в соревнованиях всей семьёй, посещение художественных галерей и музеев).
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Основа нравственного воспитания сочетает в себе несколько компонентов:
- знание этических норм и правил поведения в обществе
- соблюдение этих правил и формирование собственного достоинства
- способность учащихся объективно оценивать свои и чужие поступки.
Нравственное и патриотическое воспитание две главные составляющие гармонично-развитой личности школьника. Нравственные нормы формируются, прежде всего, на патриотизме – это не только любовь к Родине, это чувство самоуважения, благородство и стремление трудиться на благо своей страны.
Автор статьи
Читайте также:
- Как рассчитать среднедневной заработок для суда присяжных
- Какие негосударственные арбитражные суды действуют постоянно на территории рф
- Фактическая ошибка в объекте преступления судебная практика
- Прораб список 2 решение суда
- Через сколько дней вступает в силу решение суда по гражданскому делу о выселении