Холопство московского государства основные категории особенности правового статуса

Обновлено: 19.04.2024

Правовое положение населения в Московском княжестве

Феодалы. Класс феодалов подразделялся на следующие группы: служилые князья, бояре, «слуги вольные», «дети боярские» и «слуги под дворским».

Бывшие удельные князья, потерявшие свою самостоятельность после включения их уделов в состав Московского княжества, но сохранившие право собственности на землю, составляли категорию служилых князей, называвшихся в источниках «княжатами». Они входили в военное время в состав русского войска во главе собственных дружин. Впоследствии служилые князья перешли в категорию крупных бояр.

Бояре были наиболее экономически сильной группой класса феодалов. «Слуги вольные» и «дети боярские» представляли собой категорию средних и мелких феодалов, которые состояли на службе у великого князя.

«Слуги под дворским» составляли группу мелких феодалов, которые служили великому князю и занимали соответствующие должности в дворцовом и государственном управлении. За хорошую службу они получали от князя землю.

В XV веке в структуре класса феодалов произошли существенные изменения, обусловленные усилением процесса централизации государственной власти. Так, во второй половине XV в. число бояр при дворе великого князя московского увеличилось в 4 раза. Такой рост произошел за счет бывших удельных князей и служивших у них бояр. В тоже время было сокращено число феодальных привилегий и иммунитетов, а также начала формироваться новая структура придворных чинов (введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, думный дворянин, думный дьяк и др.).

Бывшие удельные князья, ставшие крупными боярами, не были заинтересованы в укреплении великокняжеской власти и создании сильного централизованного Русского государства. Поэтому великие князья стали опираться в своей политике на новую категорию феодалов — дворянство, которое формировалось, прежде всего из состава «слуг под дворским» и других групп феодалов. Дворяне, получая за свою службу землю, которую они не имели право передавать по наследству или продавать, полностью зависели от великого князя. Во второй половине XV в. роль боярства стала неуклонно снижаться, а влияние дворянства возрастать.

Духовенство, относившееся к классу феодалов, подразделялось на белое (служители церкви) и черное (служители монастырей). В центральных районах Московского государства церковное и монастырское землевладение расширялось в основном благодаря пожалованиям местных бояр, а также завещаниям, в соответствии с которыми церкви передавалась десятая или иная часть земельных угодий.

На северо-востоке страны церкви и монастыри нередко самостоятельно присоединяли неосвоенные и черносошные земли. Это получило настолько широкое распространение, что великие князья предпринимали попытки ограничить переход земельных угодий церкви, которые в рассматриваемый период не увенчались успехом.

Крестьяне в XV в. подразделялись на две категории: черносошных (чернотяглых) и частновладельческих (владельческих). Черносошные крестьяне проживали на земельных участках, принадлежавших непосредственно государству и великому князю, а частновладельческие — на землях светских и духовных феодалов.

В XV веке в Московском государстве были предприняты меры, направленные на закрепощение крестьян. Это касалось, прежде всего старожильцев, представлявших собой крестьян, издавна живших на земле вотчинника и выполнявших соответствующие феодальные повинности, а также плативших налоги государству.

Наряду со старожильцами феодалы использовали также труд новопорядчиков (новоприходцев), которых они первоначально освобождали от государственных налогов, а иногда и от обычных феодальных повинностей. Феодалы, заинтересованные в новой рабочей силе, предоставляли им ссуды и другую помощь. Новопорядчики имели право перейти к другому феодалу только после полного погашения долгов прежнему хозяину. Новопорядчики, проживавшие много лет на земле одного вотчинника или помещика, переходили в категорию старожильцев.

Особую группу зависимых людей представляли серебреники, взявшие у феодала в долг деньги («серебро»). Они не имели права менять хозяина до полной уплаты долга.

К другой группе зависимых людей относились половники, не имевшие собственной земли. Они брали у феодала в пользование земельные участки, отдавая за это половину собранного урожая.

Бобыли представляли собой новую категорию зависимых людей, появившуюся в конце XV в. Феодал выделял им в пользование жилище, а иногда и земельные наделы, не облагавшиеся налогами.

В соответствии с Судебником 1497 г., положившим начало всеобщему закрепощению крестьян, было установлено, что крестьяне могли покинуть своих хозяев только за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю спустя. В то же время подчеркивалось, что крестьянин обязан был уплатить прежнему феодалу соответствующую компенсацию, получившую название «пожилое».

Холопы подразделялись на три категории: большие, полные и докладные. Большие холопы являлись княжескими и боярскими слугами, занимая иногда значительные должности в управлении дворцами и поместьями. Кроме того, начиная с XV в. некоторые холопы за хорошую службу получали земельные наделы, переходя таким образом в более высокую социальную группу. Полные и докладные холопы выполняли функции в качестве прислуги и ремесленников, а также обрабатывали землю в хозяйстве феодала.

В этот период происходило сокращение численности холопов, что нашло отражение и в нормативно-правовых актах того времени. Так, согласно Судебнику 1497 г. холоп, получивший должность ключника в городе, становился свободным человеком. Кроме того, теперь бежавших от феодала крестьян не превращали в холопов. Причем количество холопов сокращалось также за счет их отпуска на волю по завещанию.

В целом процесс стирания грани между холопами и крестьянами, который был начат еще в Киевской Руси, получил широкое распространение в Московском государстве. Освобожденные холопы получали некоторые имущественные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряли.

Исторически сложившееся деление городов на две части (крепость и посад) обусловило и проживание в них соответствующих групп городского населения. В крепости (детинце) обитали, прежде всего представители княжеской власти, военный гарнизон и слуги местных феодалов. Посад занимали преимущественно купцы и ремесленники.

Население, проживавшее в крепости, освобождалось от налогов и различных повинностей, а жители посада таких привилегий не имели. Кроме того, в городской черте располагались слободы, принадлежавшие феодалам, жители которых не платили налоги и несли только повинности в пользу своего феодала.

В результате экономического подъема, развития ремесленного производства и торговли в XV в. значительно возросла роль городов и укрепилось положение жителей посадов. Важное место в структуре городского населения стали занимать купцы, среди которых выделилась верхушка, получившая название «гости». Они вели торговлю с иностранными государствами. Кроме того, возникла особая категория «гостей» — «сурожане», которые торговали с Сурожем (Крым, Судак).

Монастыри и церковь - крупнейшие землевладельцы-вотчинники - имели до трети всех частновладельческих земель. Духовенство связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси и укреплению государственного аппарата. В начале XVI в. земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда духовенства изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях. Была сделана попытка ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения. Церковные феодалы имели ряд личных привилегий — не платили государевых податей, подлежали только суду духовенства, их жизнь, честь, имущество защищались повышенными мерами наказания.

Городское население. Верхушку городского (посадского) населения составляли купцы - гости, сурожане, торговавшие с Крымом, люди "суконной сотни" и др. "Лутчие" люди посада получали привилегии – освобождались от части государевых повинностей, создавали свои корпорации с некоторыми правами самоуправления. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы, 'Черных", "молодших" людей. Последние несли бремя и государевых податей, и различных посадских повинностей. В городах жили и феодалы, имевшие там свои владения. Часть торгово-ремесленных дворов была собственностью церковников. Население слобод, принадлежавших духовным и светским феодалам, не платило городского тягла (поэтому эти слободы и получили название "белых").

Крестьянство Московского государства: основные категории, особенности правового статуса.

Крестьяне подразделялись на несколько основных групп:чернотяглыет.е. государевы,дворцовые (князя и его семьи) ичастновладельческие.

Чернотяглыекрестьяне платили подати и несли другие натуральные повинности великому государю. Их число постоянно и существенно сокращалось, т.к. они вместе с землей передавались феодалам.Частновладельческиекрестьяне жили на земле отдельных феодалов, имея от них земельный надел, за что собственники земли получали барщину, оброк и др. Аналогичным было положение дворцовых крестьян. С середины XV в. наченается процесс всеобщего закрепощения крестьян (процесс заключался в том что, увеличились размер оброка, барщины, обеспечить выполнение этих повинностей феодалы могли лишь за счет большего принуждения крестьян). Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян-старожильцев (находившихся в давней, длительной зависимости от феодала), серебренников (взявших в долг у господина деньги), затем был определен для переходов - Юрьев день. При уходе крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое.

Холопство Московского государства: основные категории, особенности правового статуса.

В XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Практиковался отпуск холопов после смерти господина. Расширяются и другие пути выхода из холопства: ключники в городах – не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте – не холопы. Оформление холопства кабального за денежный заем требует санк­ции государственной власти. Кабальные грамоты составлялись площад­ными подьячими (нотариусы) и свидетельствовались в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли бу­дущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамо­та заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался на­ружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы – рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществ­лялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства. Холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобраз­ный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Категорически запрещается поступать в холопство к «некрещеным иноземцам». Окончательно институт холопства ликвидиру­ется при Петре I.

В XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Практиковался отпуск холопов после смерти господина. Расширяются и другие пути выхода из холопства: ключники в городах – не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте – не холопы. Оформление холопства кабального за денежный заем требует санк­ции государственной власти. Кабальные грамоты составлялись площад­ными подьячими (нотариусы) и свидетельствовались в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли бу­дущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамо­та заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался на­ружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы – рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществ­лялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства. Холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобраз­ный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Категорически запрещается поступать в холопство к «некрещеным иноземцам». Окончательно институт холопства ликвидиру­ется при Петре I.

98.Вещное право по Соборному Уложению 1649 г. Изменения в праве феодальной поземельной собственности.

В специальной (XVI) главе Уложения, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре и дворяне; определялся порядок передачи поместья сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали жена и дочери; поместье могло быть дано дочери в качестве приданого; разрешался обмен поместья и на поместье, и на вотчину. Но помещики не получили права свободной продажи земли, не могли они ее и заложить. Допускала обмен большего поместья на меньшее. Вотчинники имели более широкие права распоряжаться своими землями: могли продать, заложить, передать по наследству. Уложение устанавливало право родового выкупа - срок 40 лет для выкупа проданной, выменянной, заложенной родовой вотчины. Определялся круг родичей, имевших право на выкуп. На купленные вотчины (не родовые) право родового выкупа не распространялось.

Заложенная земля могла оставаться в руках залогодателя или же перейти в руки залогодержателя; допускался залог дворов на посаде; заклад движимого имущества, просрочка выкупа заложенной вещи влекла передачу прав на нее залогодержателю. В случае, если вещь у залогодержателя была украдена или погибла без его вины, последний возмещал ее стоимость в половинном размере. Так же Уложение определяет право на чужую вещь: право ставить запруды на реке в пределах своего владения, но при условии, что она не принесут ущерба запрудам других помещиков; право покосов, рыбной ловли, охоты в лесах на землях, принадлежавших другому владельцу. В городах не разрешалось лить воду, сметать сор на соседние дворы и др.

Практикуется отпуск холопов после смерти господина. Расширяются пути выхода из холопства: ключники в городах – не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте – не холопы. Кабальные грамоты составлялись площад­ными подьячими (нотариусы) и свидетельствовались в Холопьем приказе. Выяснялось, не служил ли бу­дущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамо­та заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался на­ружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы – рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществ­лялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства. Холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобраз­ный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Окончательно институт холопства ликвидиру­ется при Петре I.

Изменения в праве феодальной поземельной собственности, вещное право по Соборному Уложению 1649 г.

По СУ, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре и дворяне; определялся порядок передачи поместья сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали жена и дочери; поместье могло быть дано дочери в качестве приданого; разрешался обмен поместья и на поместье, и на вотчину. Помещики не получили права свободной продажи земли, не могли они ее и заложить. Допускался обмен большего поместья на меньшее. Вотчинники имели более широкие права распоряжаться своими землями: могли продать, заложить, передать по наследству. Право родового выкупа - 40 лет для выкупа. Определялся круг родичей, имевших право на выкуп. Кроме купленных вотчин (не родовые).

Заложенная земля могла оставаться в руках залогодателя или же перейти в руки залогодержателя; допускался залог дворов на посаде; заклад движимого имущества, просрочка выкупа заложенной вещи влекла передачу прав на нее залогодержателю. Право на чужую вещь: право ставить запруды на реке в пределах своего владения, право покосов, рыбной ловли, охоты в лесах на землях, принадлежавших другому владельцу. В городах не разрешалось лить воду, сметать сор на соседние дворы и др.

Правовое положение дворянства в 18 в.

Основную массу землевладельцев составляло среднее дворянство. Для продвижения по служебной лестнице важна служебная годность. Службу нужно было начинать с низших чинов. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За не обучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. Все это делалось бля поднятия общего культурного уровня дворянства.

Дворяне могли ссылать неугодных крестьян в Сибирь, отдавать их на каторжные работы. Дворянам разрешалось "иметь фабрики и заводы по деревням", заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации - уездные и губернские дворянские собрания. Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться к губернатору, и непосредственно к царю.

Правовое положение духовенства в 18 в.

Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Оно владело большим количеством земли и крестьян. Эта собственность защищалась тарханными грамотами, освобождавшими от повинностей и налогов в пользу государства. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Церковная администрация состояла из представителей черного духовенства.

На церковь распространяются некоторые государственные налоги например, выплата денег на жалованье ратным людям. На время военных действий каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю. Постоянно взимали крупные суммы из средств монастырей и архиерейских домов на военные и строительные нужды.

Позже церковь дишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри были переведены на штатные оклады. Всем безместным церковникам и детям духовенства не моложе 15 лет было предоставлено право по выбору поступать "в купечество, в цехи, в крестьянство и в военную службу".

Правовое положение мещан (городского населения) в 18 в.

Население города (мещане) разделялось на шесть частей (разрядов). К первой части относились "настоящие" городские обыватели, которые имели в городе землю и другую недвижимую собственность. Ко второй - купцы первой , второй и третьей гильдии. К третьей - ремесленники, записанные в цехи. К четвертой - иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане. К пятой - именитые граждане: банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы и др. К шестой - все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей.




Мещане являлись податным сословием, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность и т.д. Купцы освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий - и от телесных наказаний. Горожане имели свой сословный суд. Создавались и органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. Городская дума должна была поощрять развитие торговли, заботиться о городских доходах, наблюдать за городским хозяйством, разрешать различные споры горожан, следить за "порядком и благочинием" и т.п. Вся власть в городе принадлежала полицейским и административным органам.

Правовое положение крестьян в 18 в.

Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых. Значительная часть крестьянства принадлежала светским и духовным феодалам.

Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Владельческие крестьяне, кроме повинности в пользу помещиков или церкви, несли и государственные повинности. Так же крестьяне вынуждены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. Подушной податью облагались все лица мужского пола: крестьяне пашенные и непашенные, холопы, дворовые, городские или сельские помещичьи люди. Крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой тяжких телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Они несли различные повинности и платили оброк государству, их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Они подвергались безудержной эксплуатации. Экономические крестьяне несли в пользу государства денежный оброк и находились под управлением коллегии экономии. Дворцовые крестьяне принадлежали императорской фамилии.

Правовой статус главы государства в России в 18 в. Особенности российского абсолютизма.

Глава государства был абсолютным монархом, он был единственным источником права, имел необъятную власть. В его руках находились все рычаги управления страной, он определял как внутреннюю, так и внешнюю политику. Абсолютизм имел опору прежде всего в дворянстве, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства. Он стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия. Одной из главных задач самодержавия была охрана феодально-крепостнического строя. Но так же в своей деятельности абсолютистское государство решало и жизненно важные общенациональные задачи преодоления отсталости и создания гарантий безопасности страны.




По мере развития феодальных отношений развивается класс феодалов, верхушку которого составляли бояре. Высший слой боярства Московской Руси составляли так называемые княжата, то есть удельные князья, потерявшие свою политическую самостоятельность и ставшие на службу великому князю. Они продолжали владеть территориями своих уделов, но на правах бояр. Они несли в качестве служилых аристократов постоянную военную службу. Следующей элитарной группой были собственно бояре, владевшие огромными земельными владениями и несшие военную службу совместно с собственными вассалами, за ними следовали вольные слуги и дети боярские, которые несли личную военную службу великому князю или княжатам. Еще ниже находились слуги под дворскими, то есть находившиеся в подчинении дворецкого или дворского великого князя или княжат. Они исполняли различные административные и хозяйственные обязанности, за что получали земельные владения. В XV веке боярство постепенно перерастает в особый самый важный в Русском государстве придворный чин. Появляются так называемые введенные бояре, в состав которых входят княжата или служилые князья из числа бывших удельных. Вторая группа бояр получила чин окольничьих, то есть находящихся около князя. Бояре теперь лишались права выбора себе нового князя для службы и теряли в случае ухода своей вотчины. При Иване 3-м бояре давали великому князю крестоцеловальные записи о том, что будут верно служить до конца жизни. Эти записи скреплялись поручительствами других бояр и служилых княжеских людей.

Бояре, не вошедшие в состав введенных бояр и окольничьих, а также не получившие дворцовых чинов постельничих, сокольничих и других стали именоваться детьми боярскими. Важнейшим принципом отношений внутри боярства было местничество, при котором возможность служебной карьеры при царском дворе зависела от знатности происхождения. На первом месте находились потомки князя Рюрика – Рюриковичи (князья Тверские, Черниговские, Ярославские, Смоленские, Суздальско-Нижегородские, Одоевские, Шаховские и многие другие), на втором князя Гедимина- Гедиминовичи (князья Трубецкие, Голицыны, Хованские, Куракины и другие), на третьем месте боярской иерархической лестницы стояли потомки удельных князей, а затем потомки старых московских бояр и мелких удельных князей. Все бояре по своим назначениям заносились в особые разрядные книги, где была установлена степень старшинства по родам.

В XV веке возрастает значение дворянства, выросшего из слуг под дворскими, боярских детей и свободных землевладельцев. Дворяне находились в близости к великокняжескому двору, несли разного рода службу при дворе, за что получали поместья. В XVI веке дворянство настолько политически и хозяйственно окрепло, что дворяне стали в противовес боярам называть себя опорой государства. Бояре боролись за сохранение своих привилегий при дворе, но дворяне, выдвигавшиеся в военной службе, постепенно усиливали свое влияние. Это противостояние боярства и дворянства достигло вершины при Иване Грозном, который, как мы уже говорили, разделил государство на земщину и опричнину, в результате чего нанес сокрушительный удар по экономическому и политическому влиянию бояр. Их вотчины были приписаны в опричнину, затем конфискованы и пожалованы близким к царю дворянам. Многие влиятельные княжата были казнены. Дворяне не просто укрепили свои позиции, но стали опорой власти и основой развития сильного государственного аппарата.

При определении категорий служилых людей необходимо обратить внимание на придворные чины. Последние в XV-XVI веках разделялись на думных и недумных. Первым придворным и думным чином был уже упомянутый боярский чин. Он был, как мы ранее говорили, введенный, то есть относящийся к княжатам, и мог быть пожалован за долговременную и верную службу, принесшую служилому человеку немало заслуг. Вторым чином был чин окольничьего. Третьим чином было думное дворянство, которое вело свое происхождение от детей боярских, служивших в думе. Четвертый чин думные дьяки из дворян. В боярской думе могли заседать также другие придворные чины: дворецкие, казначеи, конюшие, постельничие, оружничие, кравчие.

Недумными придворными чинами являлись спальники, чашники, стольники, стряпчие.

Прочие служилые люди были разделены на дворян и детей боярских. Дворяне при Иване Грозном были поделены на московских дворян, то есть тысячу ближних к царю представителей дворянства, составивших особый полк в Московском уезде, дворян выборных, занимавшихся охраной государственных дворцов и палат, дворян городовых, которые несли военную службу в городах Московского государства. Дети боярские были привлечены для службы в различных отраслевых ведомствах. В число служилых людей входили дьяки, подьячие, стрельцы, драгуны, рейтары, пушкари, солдаты, иногда включались казаки, которых верстали или записывали в полковые списки на постоянную военную службу.




В XVI веке церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В 1589 году было учреждено патриаршество, что усиливало притязания церкви на политическую власть. Духовенство обладало теми же привилегиями, что и дворянство. Оно было освобождено от несения повинностей и платежа податей, от телесных наказаний. Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии и приходы.

Городское население в московском государстве именовалось посадскими людьми. Оно облагалось налогами и повинностями, выплачивало разные сборы. В XV веке после ликвидации княжеских уделов и в результате интенсивного развития торговли и ремесел в городах в среде городского населения выделяются различные группы, имеющие разное правовое положение. К первой привилегированной категории относились купцы, которые вели торговлю за рубежом или гости. Звание гостя было жалованным и давалось за службу. Эта служба заключалась в том, что гости заведовали таможенными сборами и исполняли различные должности в сфере финансового управления. Гости имели целый ряд привилегий: они освобождались от общинных податей и повинностей, с них снимались торговые пошлины, им разрешалось владеть поместьями и вотчинами. Судить их за различные проступки мог только великий князь или царь.

Вторую категорию составляли люди гостинной сотни или богатые купцы, занимавшиеся оптовой торговлей, третью категорию – люди суконной сотни, то есть богатые купцы, державшие в руках торговлю сукном или тканями. Назначение в обе сотни было почетным и производилось самим великим князем. Купцы обеих сотен выполняли обязанности помощников гостей в различных вопросах. Они также обладали рядом привилегий. Остальные горожане входили в черные сотни и слободы и несли массу различных повинностей, налогов и сборов.

Крестьянское население в Московском государстве делилось, во первых, на государственных крестьян или чернотяглых или волостных или черносошных, которые были закреплены за определенными княжениями. Они входили в тягловые общины. Второй категорией крестьянства были владельческие, которые жили в дворцовых селах, в вотчинах бояр, детей боярских и дворян, а также во владениях монастырей и на иных церковных землях. Владельческие крестьяне делились на половинников, то есть работавших за оговоренную долю продукта, на серебренников, то есть взявших денежный долг у своих феодалов, на бобылей, которые не имели ни пашни, ни собственного двора, ни инвентаря и платили землевладельцу оброк, на монастырских детенышей, которые также не имели собственного хозяйства и пахали монастырскую землю за определенное вознаграждение. Также крестьяне делились на старожильцев, то есть издавна живущих и работающих на земле своего феодала, и новоприходцев, то есть пришедших недавно. Рента была до XV века натуральной, то есть продуктами, а с половины XV века денежной.

Следует отметить, что трудовая жизнь русского крестьянства была тяжелой, и поэтому крестьяне от непомерной эксплуатации в массовом порядке уходили на чернотяглые или государственные земли или же на вотчинные земли княжат, где не было тяжелой эксплуатации. Чтобы прекратить подобные перемещения крестьян, великие князья особыми грамотами закрепляли их за определенными феодалами. Прежде всего были закреплены серебренники, так как их уход наносил денежный ущерб в случае неуплаты долга феодалам-землевладельцам. Затем закрепили старожильцев, которые так же находились в основательной долговой зависимости от феодалов. Но основная масса крестьян, кроме серебренников и старожильцев, пользовалась привилегией выхода или свободного перехода от одного феодала к другому. Великий князь Василий 3-й в XV веке установил время перехода вначале для серебренников, а затем и для остальных крестьян на Юрьев день, то есть 23 ноября. Это была глубокая осень, когда крестьяне уже заканчивали все полевые работы, но в то же время переход был неблагоприятен тем, что крестьяне не могли подготовиться заблаговременно к зиме и теряли озимый посев. Кроме того устанавливалась плата за выход или так называемое пожилое. Практически крестьянство привязывалось к феодалу и становилось все более зависимым от него. В конце XVI века были установлены заповедные лета, когда крестьянству запрещался выход до государевых указов. В 1592 году закончилось проведение переписи, в процессе которой в писцовые книги были занесены имена крестьян с указанием земель, на которых они проживали. Крестьяне эти были на основание записей объявлены старожильцами и потеряли право выхода. Вместе с тем крестьяне продолжали самовольно покидать владения феодалов, и в ноябре 1597 года царь Борис Годунов издал указ о сыске беглых крестьян, которые подлежали по суду и сыску возвращению вместе с семьями на прежнее место жительства в случае, когда переход произошел до 1592 года. Бежавших ранее не разыскивали. Таким образом, к концу XVI века значительная часть крестьянства была практически прикреплена к феодалам.

В Московском государстве продолжала существовать и такая низшая социальная категория, как холопы. Она разделялась на три группы. Большие холопы были княжескими и боярскими ключниками, тиунами, приказчиками. За верную службы эти холопы иногда получали в пожалование земли с крестьянами, после чего сами становились мелкими феодалами. Полные холопы – это собственно холопы в обычном тогдашнем понимании. Докладные холопы проживали вне хозяйства своих феодалов и периодически отчитывались за свою деятельность перед ними. Труд холопов в XV веке не был производительным, поэтому холопов часто их владельцы отпускали по завещаниям. Пленных холопов становилось совсем немного. Если холоп попадал в плен к татарам и совершал побег домой, то он превращался в свободного человека. Преступление и несостоятельность переставали быть источниками холопства. И только брак с холопом или холопкой, а также рождение ребенка в семье холопов оставались источниками холопства.

В то же время следует указать на так называемых кабальных людей, число которых к концу XVI века значительно расширилось. Это были люди, которые сделали заем и оформили его в форме особой долговой расписки, называемой на Руси кабалой. Кабальные люди служили заимодавцу до уплаты долга с установленными процентами, и так как сумма возрастала, а отдать ее не всегда была возможность, кабальные люди переходили в пожизненную зависимость. В середине XVI века были приняты меры против попадания в кабалу служилых людей. По указу 1558 года были уничтожены все кабалы, выданные боярскими детьми, не достигшими 15-летнего возраста. В то же время указы 1586 и 1597 годов дали остальным кабальным людям название холопов и установили пожизненное кабальное холопство, а кабалы записывали в холопьи крепостные людские книги.

Холопы, как и ранее, не имели личных и имущественных прав, но постепенно они приобретали имущество, делали займы у своих владельцев. Мы уже упоминали о том, что порой холопы получали от господ земли и наследственно владели ими. В 16 веке наблюдается тенденция, когда холопы, посаженные на землю, отрываются от господского двора и превращаются земледельцев или пашенных людей. Таких холопов стали именовать задворными людьми. Холопов, посаженных на землю и исполнявших обязательную барщину стали именовать страдниками.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: