Ходатайство о направлении определения суда кас рф

Обновлено: 18.04.2024

1. Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду общей юрисдикции или арбитражному суду.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:

1) административный ответчик, место жительства или адрес которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или его адресу;

2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

2.1. Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

3. О передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд либо об отказе в передаче административного дела в соответствующий суд выносится определение, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы, представления - после вынесения определения суда об оставлении жалобы, представления без удовлетворения.

4. Административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции или арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Комментарий к ст. 27 КАС РФ

Положения ст. 27 КАС РФ, предусматривающие и регламентирующие передачу административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд, закреплены по аналогии с положениями ст. 33 ГПК РФ и ст. 39 АПК РФ, посвященными соответственно передаче гражданского дела из одного суда в другой суд и передаче дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд.

Так, ч. 1 ст. 27 КАС РФ содержит положение, в точности аналогично тому, которое установлено в ч. 1 ст. 33 ГПК РФ и согласно которому дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду. Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 39 АПК РФ.

В ч. 2 ст. 27 КАС РФ вошли положения, аналогичные положениям п. п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ, предусматривающим, что суд передает дело на рассмотрение другого суда, если (аналогичные положения содержат п. п. 1, 2 и 5 ч. 2 ст. 39 АПК РФ):

1) ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

В то же время в ч. 2 ст. 27 КАС РФ не вошло положение, аналогичное тому, которое содержится в п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ и согласно которому суд передает дело на рассмотрение другого суда, если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств (аналогичное положение содержит пункт 2 ч. 2 ст. 39 АПК РФ).

Часть 3 ст. 27 КАС РФ содержит положения, в точности аналогичные следующим установленным в ч. 3 ст. 33 ГПК РФ: о передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба; передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Как отмечено в Определении КС России от 25 сентября 2014 г. N 2135-О , ч. 3 ст. 33 ГПК РФ способствует своевременному и правильному разрешению споров, т.е. направлена на достижение одной из важнейших целей правосудия; гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, в данном случае выступают установленные ГПК РФ процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами, в том числе возможность отмены определения об отказе в передаче дела в другой суд и передача дела на рассмотрение в компетентный суд с самого начала.

Положение ч. 3 ст. 27 КАС РФ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса означает, что определение суда о передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление.

В ч. 3 ст. 39 АПК РФ содержатся положения аналогичные тем, которые установлены в ч. 3 ст. 33 ГПК РФ, ч. 3 ст. 27 КАС РФ, но есть и отличия - указанная норма АПК РФ устанавливает сокращенный срок обжалования соответствующего определения суда (10 дней со дня его вынесения), а также определяют специальный порядок рассмотрения жалобы (без вызова сторон в пятидневный срок со дня ее поступления в суд).

В ч. 4 ст. 27 КАС РФ вошли положения аналогичные следующим содержащимся в ч. 4 ст. 33 ГПК РФ: дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено; споры о подсудности между судами в России не допускаются.

СЗ РФ. 2009. N 18 (ч. II). Ст. 2267.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ


В административном судопроизводстве более четко урегулирована форма вынесения определений и порядок вступления их в законную силу. Суд выносит определение в письменной форме в виде протокольного определения или отдельного судебного акта, в том числе в форме электронного документа. В виде отдельного судебного акта определения выносятся в случаях, если КАС РФ предусмотрена возможность обжалования определения отдельно от обжалования решения суда; вопрос, о котором выносится определение, разрешается судом не в судебном заседании; при разрешении в судебном заседании сложного вопроса суд признает необходимым вынести определение в виде отдельного судебного акта, не подлежащего обжалованию отдельно от обжалования решения суда (ч. 3 ст. 198 КАС РФ). В определении суда, которое выносится в виде отдельного судебного акта, должны быть указаны порядок и срок его обжалования (ч. 1 ст. 199 КАС РФ).
В КАС РФ однозначно указано, что «определение суда первой инстанции, не подлежащее обжалованию отдельно от обжалования решения суда, вступает в законную силу с момента принятия этого определения». Определение суда первой инстанции, подлежащее обжалованию, вступает в законную силу по истечении срока подачи частной жалобы, если такая жалоба не была подана, а в случае ее подачи после рассмотрения судом такой жалобы в апелляционном порядке — при условии, что обжалуемое определение не будет отменено (ч. 1 ст. 203 КАС РФ).
Определение суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, если это предусмотрено КАС РФ либо если определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела (ч. 1 ст. 202, ч. 1 ст. 313 КАС РФ). Например, не подлежит самостоятельному обжалованию определение об отказе во вступлении в административное дело в качестве административного соистца (Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.10.2020 N 88А-22554/2020 по делу N 3а-3878/2020); определение суда об отказе в приостановлении производства по делу (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.05.2018 по делу N 33А-6180/2018); определение об отказе в допуске к участию в деле в качестве представителя административного истца (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.09.2019 по делу N 33а-4998/2019).
Возражения в отношении иных определений, в частности определения о принятии административного искового заявления к производству суда, о подготовке административного дела к судебному разбирательству, об истребовании доказательств, об отложении судебного разбирательства административного дела, о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, могут быть включены в апелляционные жалобу, представление на решение суда (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5).
Правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают лица, участвующие в деле, лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, их представители, правопреемники.
Частная жалоба, представление подаются по общему правилу в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции, через суд, принявший решение. В эти сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни (ч. 2 ст. 92 КАС РФ). Специальные сокращенные сроки подачи частной жалобы предусмотрены ст. 314 КАС РФ. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, принявший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями ст. 302 КАС РФ (ч. 1 ст. 297 КАС РФ).
При подаче частной жалобы, представления на определения, которыми оканчивается производство по административному делу на соответствующей стадии административного судопроизводства, или определения, вынесенные судьей суда первой инстанции до возбуждения производства по административному делу в суде первой или апелляционной инстанции (например, определение о возвращении административного искового заявления, определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы), в суд апелляционной инстанции направляется дело или оригиналы поданных административного искового заявления, жалобы, представления и прилагаемых к ним документов вместе с делом (при его наличии). При обжаловании иных определений суда в суд апелляционной инстанции направляется вместе с описью всех имеющихся в деле документов сформированный по жалобе, представлению прокурора материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5).
Рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется без проведения судебного заседания, за исключением рассмотрения определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (определения, которыми оканчивается производство по административному делу). С учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте рассмотрения частной жалобы, представления прокурора (ч. ч. 2 и 3 ст. 315 КАС РФ).
В случае отмены по частной жалобе, представлению прокурора определения суда первой инстанции полностью или в части суд апелляционной инстанции по общему правилу самостоятельно разрешает по существу процессуальный вопрос, по поводу которого было вынесено обжалуемое определение суда. Исключение могут составлять, в частности, вопросы о разъяснении судебного акта суда первой инстанции; о возобновлении производства по административному делу после его приостановления; разрешенные судом первой инстанции в незаконном составе суда и др. (п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Всего комментариев: 4

Здравствуйте! Судья оставил исковое заявление по увольнению без движения. Исправления иска отправил в последний день. Суд вернул мне все документы как не исправленные в установленный срок. Как подать частную жалобу в областной суд: кому(суд, прокурор, ответчик) и какие документы с частной жалобой отправлять — исковые заявления, определения, ходатайства и их копии или оригиналы?

Добрый день! Согласно ч. 3 ст. 135 ГПК РФ, Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.
Согласно ст. 320.1 ГПК РФ, Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

1) районным судом — на решения мировых судей;

2) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;

3) апелляционным судом общей юрисдикции — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции;

4) апелляционным военным судом — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

5) Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации — на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции.

Таким образом, подача частной жалобы зависит от того, какой суд вернул исковое заявление.

Добрый день! Частную жалобу нужно подавать непосредственно в апелляционный суд или в суд, который вынес определение? В определении написано, что частная жалоба может быть направлена в апелляционный суд, но не написано, что через суд первой инстанции.

Добрый день! Согласно п.1 ст.321 ГПК РФ, Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 настоящего Кодекса.
Таким образом, частную жалобу нужно подавать через суд, принявший решение.

Написание данной статьи вызвано тем, что имеется актуальность своевременного получения судебного акта (постановления). Неоднократно пришлось сталкиваться с «волокитой» по направлению и размещению на сайте суда судебных постановлений, а так же со случаями отсутствия у суда первой инстанции технической возможности (зачастую мировые судьи, но есть и районные суды).
Когда материалы дела из Третьего кассационного суда общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург) не возвращаются в суд первой инстанции (Вологодский городской суд), то мной было направлено ходатайство в Третий кассационный суд ходатайство направлении мне копии принятого определения на электронную почту.

Важно указать даты и действия (юридические факты).
24 марта 2021 года Третий кассационный суд рассмотрел дело.
25 марта 2021 года по средствам системы «ГАС-Правосудие» направлено ходатайство о выдаче документа.
07 апреля 2021 года подано обращение на имя председателя Третьего кассационного суда.
19 апреля 2021 года подано обращение в Судебный департамент при Верховном Суде РФ по проблеме документооборота в Третьем кассационном суде.
Из всех вышеперечисленных обращений было удостоено ответа только обращение в Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее по тексту Суддеп), которым было указано, что данный вопрос не входит в компетенцию департамента. Не буду обсуждать компетенцию Департамента, а считаю требует внимания, изложенная им позиция по отсутствию у судов обязанности направлять судебные постановления.
Сразу отмечу, что в ходатайстве было запрошено направление судебного постановления на адрес электронной почты.

Исходя из иерархии в системе права России, требуется начать с положений Конституции РФ.
Статья 29 в части 4 прямо указывает на право получения информации законным способом, вводя ограничение по законной охране информации.
Являясь субъектом процессуальных правоотношений, каждый участник приобретает права, которые установлены статье 45 КАС РФ. Эти права сохранятся для всех инстанций рассматривающих дело.
Часть 1 статьи 45 КАС в пункте 9 содержит следующее - «[имеет право] знать … , о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа».
Часть 4 той же статьи устанавливает - «Лица, участвующие в деле, вправе получать с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, извещения, вызовы и иные документы (их копии) в электронном виде, за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен.».

Изначально решение суда первой инстанции выдаётся или направляется в рамках статьи 182 КАС РФ. Случаи не направления решения мне не встречались.

Так же в системе регулирования правоотношений о получении информации применяется Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 1 данного федерального закона указано - «… судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов».
«Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.» - гласит часть 1 статьи 2 вышеуказанного закона.
Данный закон описывает перечень информации, порядок ее размещения и иные вопросы раскрытия информации о деятельности судов. Так же в статье 20 указано, какая информация не предоставляется.
В подпункте г пункта 2 части 1 статьи 14 указано о размещении судебных актов сети Интернет с отсылкой на статью 15. Статья 15 регулирует порядок размещения. В части 1 данной статьи указан срок - «… в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме.».

После выше перечисленных норм законодательства, которое в системе права России находиться в иерархии выше чем какие-либо подзаконные акты, требуется отметить, что Суддеп привёл в обоснование своих позиций инструкции № 36 от 29 апреля 2003 года и № 224 от 1.10.2019 года.
При этом Суддеп указывает, что ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» носит «диспозитивный характер».
Так же Суддеп делает ссылку на пункты 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов».
Суддеп указывает на формулировку - «может быть направлена ему посредством размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа», придавая ей императивный метод регулирования (или как пишет Суддеп — характер), в отличии от части 4 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ.
Окончательный вывод Суддепа звучит следующим образом - «Таким образом, направление судебных актов по электронной почте процессуальным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.»
Впервые столкнулся с тем, что направление судебных актов на адрес электронной почты объявлен вне закона.

На основании вышеизложенного прихожу к заключению, учитывая информатизацию процессов взаимодействия судебной власти и процессуальных субъектов, вопрос направления судебных актов всех судебных инстанций должен найти свое разрешение, как минимум в актах толкования Верховного Суда РФ. Право на своевременное получение судебного постановления, в том числе для реализации права обжалования судебного акта, должны стать в данном вопросе приоритетными, так как они нарушаются задержками, а злоупотребление при их реализации фактически невозможно.

Порядок уточнения исковых требований в КАС РФ не урегулирован, однако у истца есть право изменить предмет или основание иска, а также размер своих требований по административному иску имущественного характера. Чаще всего под уточнением иска подразумевают именно эти изменения.
Чтобы уточнить требование, рекомендуем составить ходатайство (заявление) и изложить в нем новые требования. Приложите документы, подтверждающие уточненные требования. Направьте другим участникам дела копии заявления и приложенных к нему документов, которых у них нет, а уведомление об их вручении приложите к заявлению.
Направьте заявление в суд или вручите его судье на заседании. Также заявление можно подать в электронной форме на сайте суда.

1. В каких случаях можно уточнить исковые требования по административному иску
Вы вправе уточнить свои исковые требования, если:
1)меняете основание или предмет иска. Учтите, что одновременно их менять нельзя (ч. 1 ст. 46 КАС РФ). Если нужно изменить и основание, и предмет иска, то придется подать новый иск;
2)увеличиваете или уменьшаете размер своих требований, если вы предъявляете требования имущественного характера (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36). Например, требования имущественного характера могут быть предъявлены при компенсации за нарушение права на судопроизводство либо права на исполнение судебного акта в разумный срок. В этом случае в административном исковом заявлении указываются доводы о присуждении компенсации, основания для присуждения и ее размер (п. 7 ч. 2 ст. 252 КАС РФ).

2. Когда можно уточнять исковые требования по административному иску
В суде первой инстанции вы можете уточнить исковые требования в любое время до того, как он примет судебный акт, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу (ч. 1 ст. 46 КАС РФ). Рекомендуем делать это как можно раньше — желательно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Иначе уточнение может затормозить рассмотрение спора.
По общему правилу в суде апелляционной инстанции не применяются правила об изменении предмета или основания административного иска. Однако такое ограничение не действует, если суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении соответствующего ходатайства (ч. 9 ст. 307 КАС РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5).

3. Как составить ходатайство (заявление) об уточнении исковых требований в административном процессе
КАС РФ не определяет, как нужно составить такое ходатайство (заявление). При этом право лиц, участвующих в деле, заявлять ходатайства предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 45 КАС РФ. Поэтому вы можете заявить данное ходатайство устно в ходе судебного заседания. В этом случае оно будет зафиксировано в протоколе судебного заседания (п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС РФ).
Однако вы можете заявить ходатайство и письменно, поскольку КАС РФ не запрещает этого. Более того, такая форма подачи ходатайства является для вас более надежной. Так вам не придется беспокоиться о том, верно ли отразили ваши требования в протоколе.
Рекомендуем составлять ходатайство (заявление) по аналогии с иском. Для этого учитывайте положения ст. ст. 125, 126 КАС РФ. Главное — четко изложите свои уточненные требования. Если вы увеличили или уменьшили размер требований имущественного характера, приведите в заявлении или приложении к нему новый расчет.
Приложите к заявлению:
документы, на которых вы основываете уточненные требования. Если вы их не представите, то суд может оставить ваше заявление без рассмотрения. Исключение составляют случаи, когда истец освобожден от обязанности доказывания этих обстоятельств (п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ);
уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение высланного вами ходатайства.
Рекомендуем приложить к ходатайству (заявлению) такие документы, так как для административного искового заявления аналогичные требования предусмотрены в п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ.

4. Пересчитывается ли госпошлина при уточнении исковых требований по административному иску
В пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ установлен размер госпошлины при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащей оценке. Данный размер зависит от цены иска. Поэтому если вы уточняли исковые требования имущественного характера, то:
если вы увеличили размер требований, то размер госпошлины тоже увеличится. При подаче заявления доплачивать ее не нужно. Это необходимо сделать в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда (пп. 2 п. 1 ст. 333.18, п. 10 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ);
если вы уменьшили размер требований, вы можете вернуть часть уплаченной пошлины. Для этого обратитесь в налоговую инспекцию по месту нахождения суда, который рассматривает дело. К заявлению нужно приложить решение, определение или справку суда о возврате пошлины, а также копии платежных документов (пп. 10 п. 1 ст. 333.20, п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Оставить комментарий Отменить ответ

Адвокатское бюро «Антонов и партнеры» — качественная юридическая помощь по всей России. Ваш регион не имеет значения!

1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:

1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению, если административный истец не освобожден от обязанности их доказывать;

2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

2. Административный ответчик или его представитель:

1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;

2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;

3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;

4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

3. При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:

1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. В случае, если административный ответчик не обладает государственными или иными публичными полномочиями, суд, установив, что копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вручены административному ответчику в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса, определяет разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу. Если указанные копии не направлялись административному ответчику и заинтересованному лицу, суд направляет их и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления необходимого количества их копий, которые суд направит административному истцу и заинтересованным лицам. В случае, если административное исковое заявление и приложенные к нему документы поданы в суд в электронном виде, они направляются административному ответчику и заинтересованному лицу посредством размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса (далее также - в режиме ограниченного доступа), и (или) указанным лицам сообщается о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде;

2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;

3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;

4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;

5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;

6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;

7) направляет судебные поручения;

8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;

9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, а также принимает меры по обеспечению такого участия. По результатам рассмотрения указанных ходатайства и вопросов суд выносит мотивированное определение;

10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение, в частности разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, использовать другие примирительные процедуры, а также условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении, содействует примирению сторон;

11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;

12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;

13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

4. В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом.

5. В случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 135 КАС РФ

В ст. 135 КАС РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству, закреплены положения, во многом аналогичные положениям ст. ст. 149 "Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству" и 150 "Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству" ГПК РФ. АПК РФ содержит самостоятельную статью 135 "Действия по подготовке дела к судебному разбирательству", но в ней определены лишь действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.

Так, в соответствии со ст. 149 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:

1) передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;

2) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что ответчик или его представитель:

1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;

2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;

3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;

4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Как разъяснялось в п. 18 Постановления Пленума ВС России 2008 г. N 11:

- согласно ст. 149 ГПК РФ кроме сторон или их представителей действия при подготовке дела к судебному разбирательству могут совершать и другие лица, участвующие в деле, в частности третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; лица, выступающие от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, а именно прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане (ст. ст. 4, 45, 46 данного Кодекса). Например, наряду с лицом, в интересах которого начато дело и которое участвует в нем в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ), в совершении предусмотренных ст. 149 ГПК РФ действий должно участвовать и лицо, по инициативе которого возбуждено дело;

- при обращении в суд прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. ст. 45, 46 ГПК РФ) прокурор, органы государственной власти и другие лица, которым законом предоставлено право защищать интересы других лиц, участвуют в подготовке дела к судебному разбирательству и судья разъясняет им их права и обязанности в процессе. Указанные лица, обратившиеся в защиту интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Кроме того, они освобождаются от обязанности несения судебных расходов.

Часть 1 упомянутой выше ст. 150 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194 ФЗ) устанавливает, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья:

1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;

2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;

3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;

4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;

5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в т.ч. по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;

6) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;

7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;

8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика; по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;

9) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;

10) направляет судебные поручения;

11) принимает меры по обеспечению иска;

12) в случаях, предусмотренных ст. 152 данного Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;

13) совершает иные необходимые процессуальные действия.

Целый ряд разъяснений по применению этих положений дан в Постановлении Пленума ВС России 2008 г. N 11. В том числе в п. 19 указанного Постановления наряду с прочим отмечено, что судья в ходе подготовки разъясняет лицам, участвующим в деле, их право вести дело через представителей, а также порядок оформления полномочий представителей, проверяет объем этих полномочий, если они оформлены, имея в виду, что право на совершение представителем действий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, должно быть специально оговорено в доверенности, поскольку оно связано с распоряжением материальными и процессуальными правами доверителя.

Согласно ч. 2 указанной статьи 150 ГПК РФ, судья направляет или вручает ответчику копии заявления и приложенных к нему документов, обосновывающих требование истца, и предлагает представить в установленный им срок доказательства в обоснование своих возражений; судья разъясняет, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Однако вместо этого в ч. 4 ст. 135 КАС РФ закреплены положения, регламентирующие действия судьи в случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела. Кстати говоря, иных положений, касающихся неотложного рассмотрения и разрешении административного дела, данный Кодекс не содержит.

В пункте 57 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено, что, по смыслу ч. 4 ст. 135 КАС РФ, административный истец или его представитель вправе заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела; такое ходатайство рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в суд; о разрешении ходатайства выносится определение (ч. 4 ст. 2, ст. 87 КАС РФ); данное определение не подлежит обжалованию отдельно от решения суда (ч. 1 ст. 202 КАС РФ).

Часть 3 указанной ст. 150 ГПК РФ предусматривает, что в случае систематического противодействия стороны своевременной подготовке дела к судебному разбирательству судья может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени по правилам, установленным ст. 99 данного Кодекса.

В ч. 5 ст. 135 КАС РФ также говорится о негативных последствиях противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству (при этом непосредственно перечислены некоторые из деяний, в которых может выражаться такое противодействие), но сами последствия определены иные, а именно наложение на виновную сторону судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных ст. ст. 122 и 123 данного Кодекса. Получение денежной компенсации в связи с потерей времени в КАС РФ предусмотрено лишь в отношении свидетеля (ч. 12 ст. 51).

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: