Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного права

Обновлено: 24.04.2024

Диагностическое тестирование по теме "Форма государства" может использоваться для промежуточного контроля знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ.

ВложениеРазмер
forma_gosudarstva.docx 22.26 КБ

Предварительный просмотр:

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти

Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий

Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) форма государства 2) республика 3) монархия 4) федерация 5) форма правления

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим».

1) авторитаризм 2) федерализм 3) тоталитаризм 4) монархия 5) демократия 6) диктатура

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства.

1) федерация 2) президентская республика 3) унитарное государство 4) иммунитет

5) политический режим 6) территория

5. Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления.

2) Все современные демократические государства имеют республиканскую форму правления.

3) Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству.

4) При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением.

5) В условиях республики пребывание на высших выборных постах ограничено определенным сроком.

6. В конституции государства Z провозглашено, что государство Z – демократическая федеративная президентская республика. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) всенародные выборы главы государства

2) двухпалатная структура парламента для обеспечения представительства субъектов

3) политический плюрализм

4) действие конституций субъектов при верховенстве конституции государства

5) подчинение исполнительной власти главе государства

6) наличие административных единиц, обладающих определённой политической самостоятельностью

7. В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство 4) демократическое государство

2) федеративное государство 5) абсолютная монархия

3) конституционная монархия 6) президентская республика

8. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые обладают определённой политической самостоятельностью. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия 4) демократическое государство

2) президентская республика 5) абсолютная монархия

3) федеративное государство 6) унитарное государство

9. В стране Z регулярно происходят выборы главы государства и членов парламента.

Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте, и ответственно только перед парламентом. Территория страны поделена на субъекты, обладающие относительной самостоятельностью. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия 4) президентская республика

2) унитарное государство 5) федеративное государство

3) парламентская республика 6) демократическое государство

10. Государство К. согласно конституции имеет единое территориальное устройство, центральные органы власти назначают глав территорий, выборы законодательных органов власти проходят регулярно, на альтернативной основе. Президент выбирается на совместном заседании обеих палат парламента. Кандидатуру главы правительства предлагает лидер партии, победившей на выборах. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства К. и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) унитарное государство 4) парламентская республика

2) федеративное государство 5) демократическое государство

3) президентская республика 6) социальное государство

11. Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) В условиях авторитарного режима преобладает командная экономика.

2) Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.

3) Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.

4) Утверждение парламентаризма началось в новое время.

5) Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.

12. Выберите верные суждения о формах государственного устройства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные по своему составу страны.

2) В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.

3) В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.

4) Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.

5) В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

13. Установите соответствие между формами территориально-государственного устройства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-

А) отсутствует единая налоговая система 1) унитарное государство

Б) союз государств ориентирован на достижение 2) конфедеративное государство

преимущественно внешнеполитических целей 3) федеративное государство

В) властные полномочия разделены между центром и субъектами

Г) на всей территории действует единственная конституция

Д) административно-территориальные образования не имеют своих

Е) существует верховенство союзного закона

14. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется группой лиц 1) демократичекий

Б) гарантировано равенство всех перед законом 2) авторитарный

В) гражданам предоставляется право

на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким

институтам, как армия и церковь

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов -2/3 в обеих палатах - проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».

1) юридическая сила 2) власть 3) отлагательное вето

4) законопроект 5) государство 6) форма правления

7) голосование 8) политика 9) законодательный

16. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Демократия — форма политической организации государства, основанная на признании народа источником ________(А), его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Важный признак демократии — гарантия соблюдения прав и свобод человека и ________(Б). Еще одной важной чертой демократии является возможность выражения разных политических взглядов — ________(В). Различают демократию прямую и ________(Г). Институтом прямой (непосредственной) демократии является ________(Д). В этом случае ________(Е) сам, без посредников, выносит то или иное решение».

1) политический плюрализм 2) представительная 3) иностранец

4) власть 5) народ 6) исполнительная

7) референдум 8) гражданин 9) суверенитет

17. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конкретная политическая система каждого государства называется ____________(А). Это режим властвования.

___________(Б) характеризуется всеобщим контролем и насилием, нарушением прав и свобод человека и гражданина. Для _____________(В) свойственно возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни.

При __________(Г) власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом. ______________(Д) являются высшей ценностью в государстве. Важнейшим его признаком является идеологический и политический __________(Е)».

1) государство; 4) демократический политический режим; 7) тоталитарный режим;

2) партия; 5) политический режим; 8) авторитарный режим;

3) плюрализм; 6) власть; 9) права и свободы.

18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для тоталитарного политического режима свойственно отсутствие у граждан права совершать политический __________ (А), отсутствие политического, идеологического и экономического ______ (Б) и невозможность оказывать воздействие на власть. В тоталитарном государстве власть осуществляет полный _________ (В) за всеми _________ (Г) жизни общества. Для тоталитаризма характерно также высокое развитие массового ________(Д) и аппарата принуждения. Любое проявление минимальной ________ (Е) строго карается».

1) оппозиционность 4) конкуренция 7) диктат

2) сфера 5) террор 8) выбор

3) плюрализм 6) давление 9) контроль

19. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Авторитарный политический режим характеризуется низкой степенью ___________ (А) в политической и идеологической сферах. Примером авторитарного режима могут служить _________ (Б) (как гражданские, так и военные). Как правило, политическая _________ (В) при таких режимах существует, но находится в неблагоприятных условиях, а иногда подвергается давлению со стороны __________ (Г). В государствах с авторитарным режимом большую роль играет чиновничья администрация - __________ (Д). Политическая ________ (Е) назначается сверху, а не определяется в результате конкретного политического соревнования».

Для выполнения задания 7 по обществознанию необходимо знать:

  • За правильное выполненное задание получишь 2 балла;
  • На решение отводится примерно 7 минут;
  • Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.

Задачи для тренировки

Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какие дополнительные признаки позволят сделать вывод, что государство А. – унитарное? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В государстве действует единая система законодательства.
  2. Государство исключает любые формы суверенности входящих в него территорий.
  3. В государстве действует единая система права и органов государственной власти.
  4. Главы областей назначаются правительством государства.
  5. Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения
  6. Государство представляет собой союз суверенных государств

Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления.
  2. Все современные демократические государства имеют республиканскую форму правления.
  3. Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству.
  4. При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением.
  5. В условиях республики пребывание на высших выборных постах ограничено определённым сроком.

Выберите верные суждения о формах государственного устройства и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные по своему составу страны.
  2. В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.
  3. В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.
  4. Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.
  5. В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В монархических государствах невозможны парламентаризм и демократия.
  2. При республиканской форме правления источником власти признается народ.
  3. Монархическая форма правления не является препятствием для успешного развития гражданского общества.
  4. При монархической форме правления вся полнота власти всегда сосредотачивается в руках одного человека.
  5. Тот факт, что в стране в установленные сроки проходят выборы президента, позволяет утверждать, что данное государство является республиканским.

Конституция провозглашает Х демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Х? Запишите цифры, под которыми они указаны.

конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль.

Разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может. Здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Всеобщие выборы, парламентская демократия, ответ­ственное перед парламентом правительство, депута­ты от оппозиции, равенство перед законом.

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением двух, относятся к формам государства.

1) социальное государство; 2) унитарное государство; 3) федерация; 4) феодальное государство; 5) ограничен­ная монархия; 6) президентская республика.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1) монарх утверждает главу кабинета министров 2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора 3) власть монарха не имеет законодательных ограничений 4) монарх является верховным главнокомандующим.

5. Главой государства F является князь, получающий власть по наследству. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство F - абсолютная монархия? 1) Вся полнота государственной власти сосредоточена в руках князя. 2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии. 3) В государстве не действует принцип разделения властей. 4) За выдающиеся заслуги и достижения князь награждает поддан­ных государственными наградами.

6. В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в зако­нодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что госу­дарство Z - парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Парламент принимает законы. 2) Полномочия президента ограничены законом.

3) Правительство ответственно перед парламентом. 4) Главой государства является президент. 5) Президент избирается законодательным собранием. 6) Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

7. Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что форма правления государства Z - монархия? Запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Глава государства получает власть по наследству. 2) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства. 3) Законы принимает избранный гражданами парламент. 4) Государство состоит из нескольких административно-территориальных единиц. 5) Глава государства пользуется своей властью пожизненно. 6) При вступлении в должность глава государства приносит присягу.

8. Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления. 2) Все современные демократические государства имеют республиканскую форму правления. 3) Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству. 4) При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением. 5) В условиях республики пребывание на высших выборных постах ограничено определенным сроком.

9. Выберите верные суждения о форме государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Форма государства основывается на представлениях о территории и государственных границах. 2) По форме правления выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные го­сударства. 3) Политический режим отражает особенности взаимодействия политической власти и общества. 4) По форме государственно-территориального устройства различают монархии и феде­рации. 5) К форме государства относится способ формирования политической власти.

10. Выберите верные суждения о формах государственного правления и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Характер распределения полномочий между центром и регионами определяет форму государственного правления. 2) Все современные демократические государства име­ют республиканскую форму правления. 3) Монархическое правление предполагает передачу власти по наследству. 4) При республиканской форме правления в отличие от монархической правительство избирается населением. 5) В условиях республики пребывание на высших вы­борных постах ограничено определенным сроком.

11. Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К внутренним функциям государства относятся, в частности, хозяйственная, стабилизационная, коор­динационная, социальная. 2) В любом государстве власть разделена на исполни­тельную, законодательную и судебную. 3) Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражда­нами. 4) Одним из признаков государства является обладание наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим на его территории. 5) Материалистическая теория происхождения государ­ства является самой древней.

12. Установите соответствие между функциями государства и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второ­го столбца.

1. В го­су­дар­стве Z власть пе­ре­даётся по на­след­ству. Власть ко­ро­ля огра­ни­че­на за­ко­на­ми стра­ны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят ре­гу­ляр­но, на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и сво­бод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об­ще­ства.

Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью.

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры , под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство

2) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

3) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия

4) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство

5) аб­со­лют­ная мо­нар­хия

6) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

2 . Ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы, име­ю­щие ав­то­но­мию, объ­еди­не­ны в го­су­дар­ство Z. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции этого го­су­дар­ства, ре­гу­ляр­но, на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве про­хо­дят со­стя­за­тель­ные вы­бо­ры за­ко­но­да­тель­ных и ис­пол­ни­тель­ных ор­га­нов вла­сти. Все­на­род­но из­бран­ный пре­зи­дент под кон­тро­лем пар­ла­мен­та фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство

2) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

3) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

4) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

5) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство

6) со­ци­аль­ное го­су­дар­ство

3. В кон­сти­ту­ции го­су­дар­ства Z про­воз­гла­ше­но, что го­су­дар­ство Z – де­мо­кра­ти­че­ская фе­де­ра­тив­ная пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка. Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства го­су­дар­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) все­на­род­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства

2) двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та для обес­пе­че­ния пред­ста­ви­тель­ства субъ­ек­тов

3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

4) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве кон­сти­ту­ции го­су­дар­ства

5) под­чи­не­ние ис­пол­ни­тель­ной вла­сти главе го­су­дар­ства

6) на­ли­чие ад­ми­ни­стра­тив­ных еди­ниц, об­ла­да­ю­щих опре­делённой по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью

4 . Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских ре­жи­мах и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния , под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В усло­ви­ях ав­то­ри­тар­но­го ре­жи­ма пре­об­ла­да­ет- ко­манд­ная эко­но­ми­ка.

2) Де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим пред­по­ла­га­ет га­ран­тии прав и сво­бод че­ло­ве­ка.

3) Кон­сти­ту­ции су­ще­ству­ют толь­ко в стра­нах с де­мо­кра­ти­че­ским устрой­ством.

4) Утвер­жде­ние пар­ла­мен­та­риз­ма на­ча­лось в новое время.

5) Ха­рак­тер­ной чер­той то­та­ли­та­риз­ма яв­ля­ет­ся сра­щи­ва­ние го­су­дар­ства и пра­вя­щей пар­тии.

5 . Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фор­мах го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ха­рак­тер рас­пре­де­ле­ния пол­но­мо­чий между цен­тром и ре­ги­о­на­ми опре­де­ля­ет форму го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния.

2) Все со­вре­мен­ные де­мо­кра­ти­че­ские го­су­дар­ства имеют рес­пуб­ли­кан­скую форму прав­ле­ния.

3) Мо­нар­хи­че­ское прав­ле­ние пред­по­ла­га­ет пе­ре­да­чу вла­сти по на­след­ству.

4) При рес­пуб­ли­кан­ской форме прав­ле­ния в от­ли­чие от мо­нар­хи­че­ской пра­ви­тель­ство из­би­ра­ет­ся на­се­ле­ни­ем.

5) В усло­ви­ях рес­пуб­ли­ки пре­бы­ва­ние на выс­ших вы­бор­ных по­стах огра­ни­че­но опре­де­лен­ным сро­ком.

6. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о фор­мах го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ствен­ное устрой­ство имеют толь­ко мно­го­на­ци­о­наль­ные по сво­е­му со­ста­ву стра­ны.

2) В уни­тар­ном го­су­дар­стве от­сут­ству­ет тер­ри­то­ри­аль­ное де­ле­ние стра­ны.

3) В фе­де­ра­тив­ном го­су­дар­стве субъ­ект фе­де­ра­ции об­ла­да­ет ча­стью су­ве­ре­ни­те­та.

4) Уни­тар­ные го­су­дар­ства имеют, как пра­ви­ло, од­но­па­лат­ный пар­ла­мент.

5) В уни­тар­ных го­су­дар­ствах чаще, чем в фе­де­ра­тив­ных, уста­нав­ли­ва­ют­ся ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы.

7 . Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о при­зна­ках и роли го­су­дар­ства и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния , под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) К ос­нов­ным при­зна­кам го­су­дар­ства от­но­сит­ся его тер­ри­то­ри­аль­ная це­лост­ность.

2) Го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны охра­ны об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка об­ра­зу­ют не­за­ви­си­мую ветвь вла­сти.

3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­поль­ным пра­вом сбора на­ло­гов.

4) Одной из вет­вей го­су­дар­ствен­ной вла­сти в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве яв­ля­ет­ся суд.

5) Пра­вом при­ни­мать за­ко­ны в усло­ви­ях де­мо­кра­тии об­ла­да­ет го­су­дар­ство и пра­вя­щая пар­тия.

8. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском ре­жи­ме.

1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской вла­сти.

2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граж­дан.

3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с мо­нар­хи­че­ской, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми прав­ле­ния.

4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей вла­сти.

5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.

9.Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о сме­шан­ной форме рес­пуб­ли­ки и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пре­зи­дент воз­глав­ля­ет пра­ви­тель­ство.

2) Пре­зи­дент вы­пол­ня­ет пре­иму­ще­ствен­но пред­ста­ви­тель­ские функ­ции.

3) Пре­зи­дент имеет право рас­пус­кать пар­ла­мент.

4) Пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность перед пар­ла­мен­том и перед пре­зи­ден­том.

5) Пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся путём все­на­род­но­го го­ло­со­ва­ния.

10.Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, ха­рак­тер­ные для де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) выс­ший орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти из­би­ра­ет­ся не­по­сред­ствен­но на­ро­дом

2) власть под­чи­не­на кон­тро­лю об­ще­ства

3) огра­ни­че­ние оп­по­зи­ции

4) стро­гая цен­тра­ли­за­ция го­су­дар­ствен­ной вла­сти

5) кон­сти­ту­ци­он­но за­креп­ле­но все­об­щее и рав­ное из­би­ра­тель­ное право

11 . Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) глава го­су­дар­ства — на­след­ствен­ный мо­нарх, об­ла­да­ю­щий пред­ста­ви­тель­ски­ми функ­ци­я­ми

2) выс­шую су­деб­ную власть осу­ществ­ля­ет мо­нарх

3) за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет вы­бор­ный пар­ла­мент

4) ис­пол­ни­тель­ная власть при­над­ле­жит пра­ви­тель­ству

5) пред­ста­ви­тель­ские функ­ции осу­ществ­ля­ет пред­се­да­тель верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та

12 . Го­су­дар­ство Z объ­еди­ня­ет не­сколь­ко шта­тов, име­ю­щих свои пар­ла­мен­ты, пра­ви­тель­ства и за­ко­но­да­тель­ство. В Z пе­ри­о­ди­че­ски про­во­дят­ся сво­бод­ные вы­бо­ры в пар­ла­мент го­су­дар­ства, ко­то­рый фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство из пред­ста­ви­те­лей по­бе­див­ших по­ли­ти­че­ских пар­тий.Де­пу­та­ты пар­ла­мен­та из­би­ра­ют пре­зи­ден­та, вы­пол­ня­ю­ще­го пред­ста­ви­тель­ные функ­ции. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

2) уни­тар­ное го­су­дар­ство

3) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство

4) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

5) ав­то­ри­тар­ное прав­ле­ние

6) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

13. Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния. Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

2) двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство ре­ги­о­нов

3) вклю­че­ние в со­став го­су­дар­ства не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет опре­делённой соб­ствен­ной

4) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей кон­сти­ту­ции

5) на­ли­чие ре­аль­ных по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан

6) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

14. В ст. 3 Кон­сти­ту­ции Ита­льян­ской Рес­пуб­ли­ки ука­за­но, что за­да­чей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся устра­не­ние пре­пят­ствий, ко­то­рые фак­ти­че­ски огра­ни­чи­ва­ют сво­бо­ду и ра­вен­ство граж­дан, ме­ша­ют пол­но­му раз­ви­тию че­ло­ве­че­ской лич­но­сти. Какие вы­во­ды поз­во­ля­ет сде­лать дан­ное кон­сти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти вы­во­ды ука­за­ны.

1) Рес­пуб­ли­ка про­воз­гла­си­ла цен­но­сти де­мо­кра­ти­че­ско­го со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства.

2) Рес­пуб­ли­ка от­ли­ча­ет­ся ста­биль­ны­ми со­ци­аль­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми.

3) Рес­пуб­ли­ка яв­ля­ет­ся го­су­дар­ством бла­го­со­сто­я­ния с вы­со­ки­ми жиз­нен­ны­ми стан­дар­та­ми.

4) Рес­пуб­ли­ка яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ным го­су­дар­ством с раз­ви­тым за­ко­но­да­тель­ством.

5) Рес­пуб­ли­ка про­воз­гла­си­ла су­ве­ре­ни­тет на­ро­да.

6) Рес­пуб­ли­ка при­зна­ет че­ло­ве­ка, его права и сво­боды

15 . В го­су­дар­стве Z оп­по­зи­ция со­зда­ла свою пар­тию и имеет свои пе­чат­ные ор­га­ны. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что го­су­дар­ство Z яв­ля­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ским? Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки де­мо­кра­тии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) сло­жи­лась мно­го­пар­тий­ная си­сте­ма

2) су­ще­ству­ют об­ра­зо­ва­тель­ный и иму­ще­ствен­ный из­би­ра­тель­ные цензы

3) пар­ла­мент из­би­ра­ет­ся на сво­бод­ных и аль­тер­на­тив­ных вы­бо­рах

4) стра­на имеет уни­тар­ную форму го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства

5) кон­сти­ту­ция га­ран­ти­ру­ет права и сво­бо­ды граж­дан

6) пре­зи­дент на­де­лен ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми

16. В го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет ча­стич­ный за­прет на де­я­тель­ность оп­по­зи­ции. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что в го­су­дар­стве уста­но­вил­ся ав­то­ри­тар­ный по­ли­ти­че­ский режим? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми она ука­за­на.

1) власть носит пуб­лич­ный ха­рак­тер

2) сло­жи­лась си­сте­ма пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

3) все сто­ро­ны жизни под­чи­не­ны еди­ной идео­ло­гии

4) боль­шое вли­я­ние имеет цер­ковь как об­ще­ствен­ный ин­сти­тут

5) для удер­жа­ния вла­сти ис­поль­зу­ют­ся си­ло­вые струк­ту­ры

6) кон­троль над эко­но­ми­кой пол­но­стью цен­тра­ли­зо­ван

17. В го­су­дар­стве Z пре­зи­дент яв­ля­ет­ся вер­хов­ным глав­но­ко­ман­ду­ю­щим. Какие из при­ве­ден­ных при­зна­ков сви­де­тель­ству­ют о том, что го­су­дар­ство Z яв­ля­ет­ся пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­кой? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пре­зи­дент имеет право рас­пу­стить пар­ла­мент при опре­делённых об­сто­я­тель­ствах .

2) Глава го­су­дар­ства из­би­ра­ет­ся в ходе все­об­щих вы­бо­ров.

3) Глав­ной функ­ци­ей пра­ви­тель­ства яв­ля­ет­ся раз­ра­бот­ка и утвер­жде­ние за­ко­нов.

4) Гла­вой пра­ви­тель­ства ста­но­вит­ся лидер по­бе­див­шей на вы­бо­рах в пар­ла­мент пар­тии.

5) Пар­ла­мент из­би­ра­ет­ся на ос­но­ве все­об­ще­го и рав­но­го из­би­ра­тель­но­го права.

6) Пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность перед пре­зи­ден­том.

18. Школь­ник-стар­ше­класс­ник го­то­вит ре­фе­рат по теме «Прин­ци­пы де­мо­кра­ти­че­ско­го го­су­дар­ства». Какие по­ло­же­ния из при­ведённых ниже ему це­ле­со­об­раз­но рас­крыть в своей ра­бо­те? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) народ — ис­точ­ник го­су­дар­ствен­ной вла­сти

2) кол­лек­тив­ные ин­те­ре­сы выше лич­ных

3) идео­ло­ги­че­ское един­ство — ос­но­ва об­ще­ства

4) ин­те­ре­сы и мне­ния мень­шин­ства за­слу­жи­ва­ют ува­же­ния

5) по­ли­ти­че­ская сво­бо­да граж­дан — одна из выс­ших цен­но­стей

6) ра­вен­ство всех перед за­ко­ном — норма жизни

19. Пётр I уза­ко­нил са­мо­власт­ный ха­рак­тер аб­со­лю­тиз­ма, вклю­чив в главу III ар­ти­ку­лов «Уста­ва во­ин­ско­го» по­ло­же­ние о при­нуж­де­нии по­чи­та­ния низ­ши­ми чи­на­ми выс­ших, о при­ня­тии мо­нар­хом са­мо­сто­я­тель­ных ре­ше­ний и на­ка­за­нии за оскорб­ле­ние его Ве­ли­че­ства. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция сви­де­тель­ству­ет о том, что в цар­ской Рос­сии сло­жил­ся ав­то­ри­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Но­си­те­лю вер­хов­ной вла­сти — Царю, Им­пе­ра­то­ру — при­над­ле­жа­ли вер­хов­ные права в за­ко­но­да­тель­стве, в вер­хов­ном управ­ле­нии, в выс­шем суде.

2) Вы­бо­ры в Го­су­дар­ствен­ную думу Рос­сий­ской им­пе­рии I со­зы­ва про­шли в 1906 году со­глас­но из­би­ра­тель­но­му за­ко­ну от 11 де­каб­ря 1905 года.

3) Дума об­суж­да­ла два про­ек­та по аг­рар­но­му во­про­су: от ка­де­тов и от де­пу­та­тов Тру­до­вой груп­пы.

4) Го­су­дар­ствен­ная дума II со­зы­ва ра­бо­та­ла с 20 фев­ра­ля по 2 июня 1907 года.

5) В цар­ской Рос­сии от­сут­ство­ва­ли воз­мож­но­сти са­мо­сто­я­тель­но­го уча­стия граж­дан в опре­де­ле­нии го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки.

6) Права по­ли­ти­че­ской оп­по­зи­ции были на­ру­ше­ны, её из­да­ния под­вер­га­лись цен­зу­ре, её ли­де­ры — аре­стам.

20. В го­су­дар­стве Г. за­пре­ще­на де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий. В стра­не уста­но­вил­ся то­та­ли­тар­ный режим. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция может слу­жить под­твер­жде­ни­ем этого вы­во­да? Най­ди­те нуж­ные по­зи­ции в пе­реч­не и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) сра­щи­ва­ние ап­па­ра­та гос­под­ству­ю­щей пар­тии с го­су­дар­ством

2) под­держ­ка тра­ди­ци­он­ных ин­сти­ту­тов об­ще­ства

3) цен­зу­ра в сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции

4) раз­де­ле­ние за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­стей

5) ши­ро­кое при­ме­не­ние го­су­дар­ством на­си­лия

6) со­зда­ние раз­ветв­лен­ной си­сте­мы за­ко­нов

21.Го­су­дар­ство N яв­ля­ет­ся пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой. Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму прав­ле­ния в го­су­дар­стве N? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пре­зи­дент го­су­дар­ства опре­де­ля­ет­ся про­це­ду­рой все­на­род­но­го го­ло­со­ва­ния.

2) Фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство глава фрак­ции, име­ю­щей пар­ла­мент­ское боль­шин­ство.

3) Пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность перед пар­ла­мен­том.

4) Пре­зи­дент со­хра­ня­ет за собой пред­ста­ви­тель­ские функ­ции, имеет право фор­маль­но­го утвер­жде­ния со­ста­ва ка­би­не­та ми­ни­стров.

5) Пре­зи­дент имеет право ро­спус­ка пар­ла­мен­та.

6) Пар­ла­мент может вы­не­сти вотум не­до­ве­рия пра­ви­тель­ству.

22. Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ет го­су­дар­ство Z фе­де­ра­тив­ной пар­ла­мен­тар­ной мо­нар­хи­ей. Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го прав­ле­ния в го­су­дар­стве Z?

1) Ор­га­ны вла­сти всех ре­ги­о­нов го­су­дар­ства фор­ми­ру­ют­ся мест­ным на­се­ле­ни­ем по ре­зуль­та­там сво­бод­ных вы­бо­ров.

2) Глава го­су­дар­ства по­лу­ча­ет власть в по­ряд­ке на­сле­до­ва­ния.

3) Ре­ги­о­ны имеют соб­ствен­ное за­ко­но­да­тель­ство, не про­ти­во­ре­ча­щее фе­де­раль­ной Кон­сти­ту­ции и фе­де­раль­ным за­ко­нам.

4) Ис­пол­ни­тель­ная власть при­над­ле­жит пра­ви­тель­ству, ко­то­рое фор­ми­ру­ет­ся пар­ла­мен­том и на­зна­ча­ет­ся мо­нар­хом.

5) Ни­ка­кой акт мо­нар­ха не может иметь силы, если он не утвер­ждён ми­ни­стром, ко­то­рый несёт за него от­вет­ствен­ность.

6) В го­су­дар­стве со­блю­да­ют­ся граж­дан­ские и по­ли­ти­че­ские права.

В современных условиях, в частности, вызванных коронавирусным кризисом, актуализировалось обсуждение вопросов взаимодействия различных уровней государственной власти в России. Разумеется, в силу самого факта сложности и многоаспектности феномена федерализма неизбежно возникновение различных теоретико-правовых коллизий, возникающих в процессе построения федеративных отношений. К тому же, в поле зрения конституционалистов уже давно находятся проблемы экономического и политического неравноправия субъектов федерации; сложность в восприятии многоаспектности особенностей становления и развития российского федерализма, выразившегося в неоднозначном оформлении статусов субъектов федерации как неотъемлемых, но в то же время, самостоятельных частей Российского государства.

Казалось бы, разграничение предметов ведения и полномочий достаточно конкретно изложено в Конституции. Однако в практической деятельности границы этих полномочий могут меняться, расширяться и уменьшаться в зависимости от казуса. Существует сложность в определении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, так как в данной области вполне закономерно образуется конфликт их интересов. Как известно, органы власти субъектов России вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в рамках предметов совместного ведения в порядке так называемого «опережающего» правотворчества, в случае, когда соответствующий федеральный закон еще не принят. Таким образом, вполне оправдано опасение возможного повышения автономности регионов ultra vires в ущерб интересам федерации, что корреспондирует с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 7 июня № 10-П, где Конституционный Суд категорично обратил внимание на то, что "Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом".

Говоря же об общетеоретических правовых коллизиях федеративного устройства, как правило, выделяют следующие аспекты его правового регулирования: известно, что Конституция России определяет ведущую роль федерального законодательства, но в то же время дает определенную автономию субъектам федерации (ч. 1 ст. 77). Отдельное внимание этому будет уделено чуть ниже. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции, субъекты равноправны. Вместе с тем, интересно, что по согласованию с центральными органами власти статус субъекта может быть изменен (ч. 5 ст. 66), а республика выделяется как государство с собственной конституцией (ч. 2 ст. 5). Следует упомянуть и о том, что международные связи таких субъектов федерации как республики намного шире, чем у остальных субъектов. В то же время, различие в правовом статусе субъектов федерации, бесспорно, вызвано экономико-географическим положением, национальной структурой.

Разумеется, что такое различие субъектов федерации в правовом и политико-экономическом статусе требует принятия различных организационно-управленческих решений в бюджетной сфере, соразмерно отвечающих потребностям отдельных регионов. В этой связи, некоторые указывают на необходимость введения в законодательство понятия бюджетного федерализма. С понятием бюджетного федерализма, подразумевающего разделение полномочий между центральными органами власти, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, сопряжена сложность в нахождении компромисса в отношениях различных уровней государственной власти. Некоторые указывают на необходимость ухода от дотационности, посредством формирования таких экономико-правовых условий, которые бы позволили субъектам федерации "самостоятельно прокормить себя", что, впрочем, требовало бы проявления крайне осмотрительного и дифференцированного подхода в распределении средств, что обусловлено различной социально-экономической развитостью субъектов федерации.

На сегодняшний день, наиболее ярким примером неблагоприятного развития сценария бюджетной самостоятельности дотационного региона служит сложившаяся ситуация с банкротством республики Ингушетия. Размер госдолга в республике Ингушетия превысил объем собственных доходов, поступивших в бюджет региона. Объем государственного долга Ингушетии на 1 ноября 2016 года составляет 1 млрд 663,7 млн рублей. Правительство распорядилось передать управление финансами республики Министерству Финансов. Как отмечают некоторые, представляется, что следствием таких мер будет мобилизация доходов, сокращение налоговых льгот, что, по видимости, будет частью масштабного плана по возврату платежеспособности региона. Примечательно, что законодателем в рамках действующего Бюджетного Кодекса РФ уже давно предусмотрена процедура внешнего финансового управления для регионов.

Некоторые указывают на возможность повторения сценария Ингушетии другими субъектами федерации, долговая проблема которых уже давно обострена. К таким регионам можно отнести Псковскую область и Мордовию. Конечно, в целях предотвращения развития ситуации, связанной с госдолгом в дотационных регионах, требуется принятие масштабных экономико-правовых управленческих решений на основе последующего опыта восстановления платежеспособности Ингушетии.

Конечно наиболее дискуссионные аспекты в процессе построения федеративных отношений возникают по вопросам именно распределения полномочий и предметов ведений между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, в особенности, в бюджетной сфере. Отсутствует четкое разграничение между сферами совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации.

К примеру, особого внимания заслуживают вопросы распределения таких полномочий в процессе исполнения федерацией различных международных договоров, а именно: ввиду отсутствия четкого разграничения предметов ведения, возникают сложности в вопросах возможного административно-технического взаимодействия федерации и субъектов федерации по вопросам исполнения постановлений межгосударственного судебного органа, такого как ЕСПЧ, когда требовалось бы изменение нормативного правового акта на уровне субъекта федерации в целях исполнения постановления наднацинального органа, поскольку на данный момент законодательством прямо не определен правовой механизм воздействия органов федеральной государственной власти на органы государственной власти субъектов федерации в случае необходимости проведения трансформации законодательного регулирования какого-либо вопроса, входящего в сферу исключительного ведения субъекта федерации (в силу ст. 73 Конституции), когда эта необходимость вызвана исполнением предписания межгосударственного органа. Представляется, что при разрешении таких вопросов, законодателю следует руководствоваться общеизвестной ч. 4 ст. 15 Конституции, а также тем, что исполнение международных договоров и, соответственно, постановлений межгосударственных органов, таких как ЕСПЧ, является все же сферой совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Считаю, однако, что тематика настоящей заметки не позволяет мне высказать свое мнение по указанному вопросу в более развернутом виде, что обуславливает целесообразность его более предметного раскрытия в другой работе в рамках этого блога.
Очевидно, что построение федеративных отношений ipso facto не может не вызывать различные проблемы в вопросах нахождения баланса во взаимоотношениях центральных и региональных органов власти. Таким образом, ограничиваясь обобщенными выводами, стоит отметить, что:

  • в ряде вопросов требуется разработка более четкого законодательного разграничения вопросов совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации;
  • следует рассмотреть возможность введения в законодательство понятия бюджетного федерализма;
  • наряду с разграничением полномочий между федерацией и ее субъектами, требуется создание более четкого правового механизма воздействия федеральной власти на субъекты федерации в процессе исполнения международных договоров и (или) постановлений межгосударственных органов.

Однако нельзя и отрицать перманентный характер процесса развития федерализма. Законодатель не стоит на месте, предпринимаются новые шаги на пути к реализации наиболее эффективной модели федеративных отношений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: