Гулягин а ю государственный контроль и прокурорский надзор правовое соотношение понятий и процедур

Обновлено: 24.04.2024

В статье с позиций конституционно-правовой науки рассматриваются категории государственного, муниципального и общественного контроля, обосновывается их системная взаимосвязь и своего рода триединство, проявляющееся в общности правовой природы и в наличии органичной корреляции по целям, задачам, механизмам реализации и ожидаемым социально значимым результатам. На основе анализа научных воззрений и действующего законодательства показано, что такое понимание соответствует конституционной основе контроля в Российской Федерации — базовым положениям Конституции о демократическом правовом социальном государстве. Предлагается под государственным, муниципальным и общественным контролем в их системном единстве понимать деятельность уполномоченных законодательством органов, а также общественных институтов (институтов гражданского общества) по реализации в установленных формах и пределах контрольных полномочий и функций, направленных на достижение состояния защищенности конституционно значимых ценностей, в том числе на всестороннее соблюдение гарантий прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, а также повышение эффективности государственного и муниципального управления, информирование органов власти и их должностных лиц о выявленных недостатках в целях их устранения.

Ключевые слова

Об авторе

Спиридонов Андрей Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора

Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2, г. Москва, 103274

Список литературы

1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации : учебник. — М. : Зерцало-М, 2001.

2. Бердникова Е. В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. — 2016. — № 3.

3. Бессарабов В. Г. Государственный контроль. Прокурорский надзор (различия и единство) // Современное российское право: федеральное и региональное измерение : сборник статей. — Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 1998.

4. Воскресенская Н. А. В. И. Ленин — организатор социалистического контроля. — М., 1970.

5. Головин А. Г. Конституционные начала делегирования народом власти в Российской Федерации: поиск концепции // Государство и право. — 2022. — № 1.

6. Гулягин А. Ю. Государственный контроль и прокурорский надзор: правовое соотношение понятий и процедур // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. — № 5.

7. Зубарев А. С. К вопросу об аутентичном толковании понятия «парламентский контроль» // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 3.

8. Зубарев С. М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. — 2011. — № 5. — С. 7–13.

9. Зубарев С. М., Сладкова А. В. О понятии и сущности цифровых технологий контроля в сфере государственного управления // Административное право и процесс. — 2019. — № 9.

10. Кирьянов А. Ю. К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль» и «негосударственный контроль» // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 11.

11. Кудилинский М. Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий «контроль» и «надзор» // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 8.

12. Масловская М. В. О понятии «контроль»: некоторые размышления в конституционно-правовом контексте // Конституционное и муниципальное право. — 2016. — № 1.

13. Румянцева В. Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса // История государства и права. — 2009. — № 11.

14. Селиванова Е. С. К вопросу о различии в понятиях «народный», «общественный», «гражданский» контроль в научном и прикладном дискурсах // Вестник ТГУ. — 2013. — Вып. 5 (121).

15. Ситник А. А. Государственный финансовый контроль и надзор: разграничение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2017. — № 7.

16. Соколова О. С. Понятие и содержание муниципального контроля // Современное право. — 2009. — № 10.

17. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль в противодействии коррупции // Журнал российского права. — 2012. — № 7.

18. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль в России: прошлое, настоящее и будущее // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 5.

19. Хобраков Д. Ц. Государственный и муниципальный контроль за законностью муниципальных нормативных правовых актов: понятие, виды, система // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 12.

Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение / Рохлин В.И. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 305 c.

Тип : Издание
Автор : Рохлин В.И.
Издательство : Юрид. центр Пресс
Место издания : Санкт-Петербург
Количество страниц : 305
Год издания : 2003 г.


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава I. Возникновение и развитие государственного контроля . . . . . . . . . 12
§ 1. Причины возникновения и зарождения государственного контроля . . . . . . 12
§ 2. Развитие и состояние контрольных органов в зарубежных государствах . . . 20
§ 3. Контрольные органы в государствах ­ членах СНГ и бывшего
социалистического лагеря, в странах социалистической ориентации . . . . . . . 39
Глава II. Возникновение и развитие государственного контроля в России . . . . 46
§ 1. Возникновение и развитие государственного контроля в России до 1917 года 46
§ 2. Государственный контроль в РСФСР и СССР . . . . . . . . . . . . . . . . .69
§ 3. Становление и развитие государственного контроля в Российской Федерации .82
Глава III. Прокуратура в зарубежных государствах . . . . . . . . . . . . . . 101
§ 1. Возникновение модели прокуратуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
§ 2. Прокуратура в странах Западной Европы, США и Японии . . . . . . . . . . 104
§ 3. Прокуратура в государствах, образовавшихся из республик бывшего СССР,
и в странах социалистического лагеря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Глава IV. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской империи . . . . .123
§ 1. Возникновение и развитие прокуратуры в России: причины, условия,
положение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .123
§ 2. Судебная реформа 1864 г. в России и дальнейшее развитие российской
прокуратуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
§ 3. Прокуратура советского периода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Глава V. Создание, развитие, современное состояние, концепция развития
прокуратуры Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139
§ 1. Образование и первоначальный этап развития прокуратуры Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
§ 2. Дальнейшее развитие прокурорской системы в Российской Федерации . . . . 144
§ 3. Некоторые вопросы разработки Концепции прокурорского надзора и
государственного контроля в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . 150
Глава VI. Понятие государственного контроля и прокурорского надзора, их
соотношение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
§ 1. Понятие государственного контроля и прокурорского надзора . . . . . . . 165
§ 2. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля
Совпадение и различие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Приложения: выдержки из законодательных актов и Конституцией разных
государств мира по вопросам контроля и прокуратуры . . . . . . . . . . . . . 204

К вопросу о соотношении понятий "государственный контроль" и "государственный надзор" в российской правовой науке →

Соотношение понятий "государственный контроль" и "государственный надзор": теория и практика вопроса →

Конституционно-правовая природа и соотношение понятий "государственный контроль" и "государственный надзор" →

Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение

СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 305 с.

В предлагаемом издании рассматриваются вопросы возникновения и развития, современное состояние прокурорского надзора и государственного контроля в различных государствах мира и в Российской Федерации.
В работе проанализированы различные взгляды специалистов в сфере прокурорского надзора, контрольной деятельности; на основе современного законодательно-нормативного регламентирования дан анализ практической деятельности органов контроля и надзора.
Излагается понятие контрольной деятельности и прокурорского надзора, показаны имеющиеся сходства и различия, дано определение понятий контроля и надзора. Кроме того, рассматриваются вопросы разработки Концепции развития как контрольной деятельности, так и прокурорского надзора в Российской Федерации.
Для научных работников, аспирантов и студентов в области юриспруденции и
управленческой деятельности, а также для практических работников органов управления
и прокуратуры.

Введение
Глава
1. Возникновение и развитие государственного контроля
§
1. Причины возникновения и зарождения государственного контроля
§
2. Развитие и состояние контрольных органов в зарубежных государствах
§
3. Контрольные органы в государствах — членах СНГ и бывшего социалистического лагеря, в странах социалистической ориентации
Глава
2. Возникновение и развитие государственного контроля в России
§
1. Возникновение и развитие государственного контроля в России до 1917 года
§
2. Государственный контроль в РСФСР и СССР
§
3. Становление и развитие государственного контроля в Российской Федерации
Глава
3. Прокуратура в зарубежных государствах
§
1. Возникновение модели прокуратуры
§
2. Прокуратура в странах Западной Европы, США и Японии
§
3. Прокуратура в государствах, образовавшихся из республик бывшего СССР, и в странах
социалистического лагеря
Глава
4. Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи
§
1. Возникновение и развитие прокуратуры в России: причины, условия, положение
§
2. Судебная реформа 1864 г. в России и дальнейшее развитие российской прокуратуры
§
3. Прокуратура советского периода
Глава
5. Создание, развитие, современное состояние, концепция развития прокуратуры Российской Федерации
§
1. Образование и первоначальный этап развития прокуратуры Российской Федерации
§
2. Дальнейшее развитие прокурорской системы в Российской Федерации
§
3. Некоторые вопросы разработки Концепции прокурорского надзора и государственного контроля в Российской Федерации
Глрава
6. Понятие государственного контроля и прокурорского надзора, их соотношение
§
1. Понятие государственного контроля и прокурорского надзора
§
2. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля. Совпадение и различие
Заключение
Список использованной литературы
Приложения: выдержки из законодательных актов и Конституций разных государств мира по вопросам контроля и прокуратуры

Доклад - Прокурорский надзор за исполнением законов Федеральной службой безопасности и Службы внешней разведки. УрГЮА 2011г

  • формат rtf
  • размер 286.97 КБ
  • добавлен 13 мая 2011 г.

Уральская государственная юридическая академия. Регионально-заочный факультет. 3 курс. 6 семестр. 14 стр. Работа сдана в 2011г. Содержание: - Введение; - Прокурорский надзор за деятельностью ФСБ; - Прокурорский надзор за деятельностью СВР. Избранная мною тема очень актуальна, так как до недавнего времени оперативно-розыскная деятельность была строго засекречена. До середины 80-х годов ОРД находилась вне правового поля, так как регулировались ве.

Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине: Прокурорский надзор. Общая часть

  • формат pdf
  • размер 1.08 МБ
  • добавлен 18 ноября 2009 г.

Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 120 с. Настоящее учебное пособие представляет собой набор основных лекций по общей части учебной дисциплины «Прокурорский надзор», которые систематизированы в определенной последовательности. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников высших образовательных учреждений. Может представлять практический интерес и для широкого круга читателей, интересующихся юриспруде.

Королев С.Н. Прокурорский надзор в РФ: Понятийный аппарат

  • формат doc
  • размер 132.15 КБ
  • добавлен 22 апреля 2011 г.

Королев С. Н. Прокурорский надзор в РA: Понятийный аппарат – Екатеринбург, 2007. – 64 с. Основные понятия. Понятие прокурорского надзора в РФ. ; Правовые основы организации и деятельности прокуратуры; Принципы деятельности прокуратуры; Система прокуратуры в РФ; Понятие компетенции прокуратуры; Служба в органа прокуратуры; Надзор за соблюдением и исполнением НПА ; Предмет надзора, полномочия и правовые средства; Надзор за исполнением зако.

Крючкова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности

  • формат doc
  • размер 519 КБ
  • добавлен 13 января 2012 г.

Пособие. – М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. – 91 с. В пособии на основе положений законодательства и с учетом правоприменительной практики изложены основные рекомендации по организации и осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов о государственной и муниципальной собственности. Для прокуроров, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических факультетов. Оглавление Введение Правовые основы от.

Курсовая работа - Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

  • формат rtf
  • размер 30.97 КБ
  • добавлен 29 мая 2011 г.

Курсовая работа -Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве Выполнил: студент группы Тертерян Р Практика применения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственную целесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорской деятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими пра.

Лекции - подготовленный для АГУ, составленный мною из разных источников

  • формат doc
  • размер 108.33 КБ
  • добавлен 11 января 2011 г.

1. Содержание, предмет и система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» .2. Понятие законности, ее роль в правовом государстве, значение прокуратуры для укрепления законности .3. Учреждение и развитие прокуратуры в дореволюционной период. Здесь отражены наиболее часто встречающиеся вопросы по этой дисциплине.

Реферат - Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Казахстан. Предмет и система курса Прокурорский надзор в РК. Правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры

  • формат doc
  • размер 119 КБ
  • добавлен 04 ноября 2010 г.

Введение Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Республики Казахстан. Система органов прокуратуры РК. Генеральная прокуратура РК. Прокуратуры районов и городов. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов). Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Другие виды надзора. Иные функции прокуратуры. Заключение Список л.

Шпаргалки - Прокурорский надзор

  • формат docx
  • размер 90.37 КБ
  • добавлен 22 марта 2010 г.

ХГУ, Юриспруденция. Предмет и система курса "Прокурорский надзор". Создание и история прокуратуры России до 1917. Прокуратура Российской Федерации. Её структура. Полномочия прокуроров по установлению, устранению и предупреждению нарушения законности. Сущность и задачи Прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности. Роль прокуроров при координация деятельно.

Шпаргалки по прокурорскому надзору

  • формат docx
  • размер 112.59 КБ
  • добавлен 23 июня 2010 г.

Прокурорский надзор в вопросах и ответах. Понятие, предмет и система курса «Прокурорский надзор» Возникновение и развитие прокуратуры в России Система органов прокуратуры Задачи прокурорского надзора Цели прокурорского надзора Функции прокурорского надзора Принципы прокурорского надзора Структура прокуратуры Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры Назначение и освобождение от должности в органах прокуратуры Аттестаци.

Шпора - Вопросы для экзамена Прокурорский надзор

  • формат docx
  • размер 199.17 КБ
  • добавлен 04 ноября 2011 г.

70 вопросов. ТвГУ, 6 курс Правовые основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации. Предмет курса «Прокурорский надзор в РФ» Взаимоотношение прокурорского надзора с другими дисциплинами Сущность, цели и задачи прокурорского надзора. Прокурорский надзор как учебная дисциплина курса «Прокурорский надзор». Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль права в РФ. Прокурорский надзор в России по Указам Петра I. Прокурорский надзо.


В работе автором рассматривается вопрос о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» по российскому законодательству. Подробно исследуются различные точки зрения правоведов относительно понятий государственный контроль и надзор, а также обосновывается различие между изучаемыми понятиями.

Ключевые слова: понятие, соотношение, государственный орган, государственный контроль, государственный надзор.

In the work, the author considers the question of the relationship between the concepts of «state control» and «state supervision» under Russian law. The various points of view of jurists regarding the concepts of state control and supervision are studied in detail, and the difference between the studied concepts is justified.

Keywords: concept, ratio, government agency, state control, state supervision.

В настоящее время понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» активно используются как в научной правовой доктрине, так и в российском законодательстве. Несмотря на это, указанные понятия не получили до сих пор четкого законодательного определения и толкования, из которых бы следовало ясное понимание об их соотношении между собой.

На сегодняшний день юридическая литература не содержит в себе единого подхода в понимании сущности государственного контроля и государственного надзора. Так, Попова Н. Ф. полагает, что «государственный контроль — это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров, а государственный надзор — деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за соблюдением специально установленных норм, правил и требований в сфере государственного управления, осуществляемая в отношении не подчиненным им физических и юридических лиц» [5].

Иной позиции Тарасов А. М., в своих трудах он говорил о том, что «термины «государственный контроль» и «государственный надзор» являются синонимами» [8]. Поскольку как верно отметила Галанина Л. А., что «в ряде случаев трудно отличить контрольные полномочия от надзорных, поэтому в законодательстве и литературе не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными полномочиями, а контрольные и надзорные органы нередко называют «контрольно-надзорными» [6].

Помимо всего прочего, существует и третья точка зрения, в соответствии с которой государственный надзор считают частью государственного контроля. В этом случае стоит сказать о позиции ученого Савицкого В. М., полагавшим, что надзор является формой контрольной функции. По его мнению, «сущность всякого надзора заключается в наблюдении за тем, чтобы соответствующие органы и лица в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности и привлечению виновных к надлежащей ответственности» [7].

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основные точки зрения относительно вопроса о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», а именно:

– «государственный контроль» и «государственный надзор» — это два самостоятельных понятия,

– «государственный контроль» и «государственный надзор» — это тождественные понятия,

– «государственный надзор» — это часть «государственного контроля».

Что касаемо законодательного регламентирования понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», то анализ действующего российского федерального законодательства показал, что в нем имеется ряд противоречий при толковании упомянутых понятий.

В Основном Законе страны — Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. практически ничего не говорится о «государственном контроле» или «государственном надзоре». Лишь в п. «а» ст. 71 Конституции РФ упомянуто, что в ведении Российской Федерации находится принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением [1].

В настоящее время понятие «государственный контроль (надзор)» раскрывается в ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Так, под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, установленных действующим российским законодательством, посредством организации и проведения проверок и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований [3].

Кроме того, в подп. «б» п. 2 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.2004 г. под функциями по контролю и надзору понимается непосредственно сама контрольно-надзорная деятельность, а также разрешительная и регистрационная деятельность в рамках контрольно-надзорной деятельности [4]. Также, к примеру, ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) имеет название «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль», ст. 19.5 — «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль» [2].

Как мы видим, в вышеуказанных нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» отождествляются друг с другом. Более того основной функцией государственного контроля (надзор) является лишь осуществление проверки, а сбор информации, проведение исследований и экспертиз, оформление результатов проверки и принятие мер по результатам контроля, относятся к контрольным мероприятиям.

Исходя из вышесказанного, видится необходимость в разграничении исследуемых понятий. Поэтому предлагается выделить следующие основания для дифференциации терминов «государственный контроль» и «государственный надзор»:

– в зависимости от объекта контроля или надзора. Объектом контроля является наиболее широкий круг разнообразных сфер деятельности субъектов, а объектом надзора выступают специальные правила (противопожарные, ветеринарные, санитарные),

– в зависимости от субъекта, на которого распространяется контроль или надзор. Деятельность контролирующих органов направлена на организационно-подчиненных. Что касаемо надзорных органов, то они выполняют свои функции в отношении третьих лиц, которые не находятся по отношению к ним в подчинении,

– в зависимости от выполняемых функций. При осуществлении контроля возможна оценка эффективности и целесообразности деяний того или иного проверяемого субъекта, а также вмешательство в его текущую деятельность. Надзор направлен на проверку относительно соблюдения требований действующего законодательства,

– в зависимости от мер воздействия. При выполнении контроля могут применять меры дисциплинарного, административного и даже уголовно-правового характера. При осуществлении надзора применяются только меры административного воздействия. Например, административный штраф, лишение специального права, приостановление работ и др.

Таким образом, на наш взгляд понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» являются двумя самостоятельными понятиями. Их нельзя соотносить как общее и частное или как равнозначные понятия. Поскольку контроль призван вести наблюдение за состоянием определенных сфер жизнедеятельности общества и анализировать эти результаты наблюдения с целью применения (в случае необходимости) различных мер воздействия. В свою очередь, надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов публичной власти, направленную на обеспечение законности.

1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (Ч. 1). — Ст. 1.

3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 6249.

4. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (от 09.03.2004 г. № 314) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945.

5. Административное право: учеб. / под ред. Н. Ф. Поповой. — М.: Юрайт, 2015. — 108 c.

6. Галанина, Л. А. Организационно-правовое обеспечение контроля за исполнением нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. / Л. А. Галанина. — М., 2001. — 184 с.

7. Савицкий, В. М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. — 2004. — № 10. — С. 20–21.

8. Тарасов, А. М. Очерк теории прокурорского надзора // Государство и право. — 2004. — № 10. — С. 20–21.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, государственный надзор, Российская Федерация, надзор, должностное лицо, контроль, должностное лицо органа, осуществляющий государственный надзор, осуществляющий муниципальный контроль, российское законодательство.


Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» автор приходит к выводу о том, что цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования обусловлены необходимостью обеспечения законности в государстве, защиты прав и свобод человека и гражданина в ходе уголовного преследования.

Ключевые слова: прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное следствие, дознание, прокурорский надзор за производством предварительного расследования.

Установить цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов органами предварительного расследования возможно, если, во-первых, уяснить суть прокурорского надзора, а во-вторых, изучив законодательство в этой сфере.

В ч. ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» [1] указывается, что органы прокуратуры уполномочены производить надзор за соблюдением основного закона страны и исполнением всех законов, которые приняты и действуют на территории России. Однако самого понятия надзора или прокурорского надзора в данном нормативном правовом акте не дается. Хотя как мы знаем, федеральные законы, принимаемые уже после принятия Конституции Российской Федерации, как верно пишет И. Р. Закиров [2], содержит в себе нормы дефиниции и даже статьи, посвященные раскрытию основных понятий, употребляемых в данном источнике права. Например, в ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации [3] раскрывается понятие преступления, а в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации [4] определены основные понятия, используемые в сфере охраны труда.

В литературе под прокурорским надзором понимаются — одно из направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации [5], форма организации и деятельности прокуратуры по воплощению в государстве принципа конституционной законности [6], вид контрольно-надзорной деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения законов в России [7].

В целом соглашаясь с данными позициями ученых потому, что они не противоречат нормам Конституции Российской Федерации [8] и Закону Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», считаем, в тоже время их неточными. В этих определениях недостаточно основных признаков прокурорского надзора, отличающего его от других видов государственного надзора, который могут осуществлять и структурные подразделения МЧС РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, и др.

С нашей точки зрения, под прокурорским надзором следует понимать форму деятельности органов прокуратуры по обеспечению исполнения Конституции Российской Федерации и иных законов государства, соблюдению прав и основных свобод человека и гражданина на территории России, направленную на выявление, предупреждение и устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Надзор прокуратура Российской Федерации, повторимся, осуществляет нескольких видов, в том числе:

‒ надзор за исполнением законов;

‒ надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

‒ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

‒ надзор за исполнением законов судебными приставами и иными органами пенитенциарной системы, и др.

Независимо от осуществляемого вида прокурорского надзора, целями деятельности прокуратуры Российской Федерации являются обеспечение верховенства закона, обеспечение единства и укрепления законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Цель прокурорского надзора представляет собой результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция — надзор [9]. Задачи же прокурорского надзора, по мнению Е. В. Волколупова, это категории по сравнению с целями более частные, более конкретные, ограниченные. Они более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов — органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи [10].

Общие задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, которые определяются Конституцией Российской Федерации, Закона о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [11], приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации [12, 13]).

Специальные задачи — задачи, стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов) заключаются в обеспечении законности на стадии предварительного расследования.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора за предварительным расследованием осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные) задачи различаются в зависимости от направления прокурорского надзора в стадии предварительного расследования: дознания или предварительного следствия, а также от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (например, получение полной информации о конкретном преступлении, своевременность предъявления обвинения, обеспечение своевременности опротестования незаконных постановлений и определения органов дознания или предварительного следствия и т. п. [14]). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

В целом цели и задачи прокурорского надзора в стадии предварительного расследования обусловлены необходимостью обеспечения законности в государстве, защиты прав и свобод человека и гражданина. Прокурор может выявить нарушения закона, допущенные следователем, дознавателем при производстве уголовного дела, путем ознакомления с материалами предварительного расследования, рассмотрения жалоб граждан на действия государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, непосредственного участия в расследовании преступлений, обобщения практики расследования преступлений [15].

Рассматривая цель и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что задача прокурора не произвольно вмешиваться в предварительное следствие, а содействовать обеспечению законности в ходе дознания и предварительного следствия. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь наделен правом обжаловать с согласия руководителя следственного органа решение прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует прокурора о своем решении по существу требования последнего. Можно сказать, что Федеральный закон РФ от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» [16] принципиально изменил сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия. Большинство процессуальных полномочий прокурора переданы руководителям следственных органов [17].

В приказах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в качестве задач прокурорского надзора за предварительным следствием указывается обеспечение единообразного применения положений уголовно-процессуального закона, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач в ходе, осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия (п. 1 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [13]).

Таким образом, прокурорский надзор за предварительным расследованием служит средством обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и защиты прав и свобод граждан. Также он позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, предварительное расследование, предварительное следствие, Уголовно-процессуальный кодекс, задача, свобода человека, Генеральная прокуратура, следственный орган, уголовное преследование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: