Грузовые стрелы на судах должны поворачиваться по горизонтали на сколько градусов

Обновлено: 27.03.2024

Грузовое устройство представляет собой судовое оборудование, постоянно установленное на определенных участках палубы. К нему относятся: грузовые стрелы (или краны) с их такелажем, грузовые люки и подъемные механизмы, которые могут быть паровыми, пневматическими, электрическими или гидравлическими.
Грузовые стрелы могут быть легкими (рис. 8) — грузоподъемностью до 10т, и тяжеловесными, грузоподъемность которых превосходит легкие стрелы более чем в 20 раз.

Рис. 8. Схема легкой стрелы:
1 — мачта; 2 — стрела; 3 — топенант; 4 — грузовой шкентель с противовесом; 5 — грузовая ле-бедка; 6 — оттяжка с талями; 7 — грузовой блок; 8 — блок топенанта; 9 — такелажная цепь (стопор топенанта); 10 — грузовой гак; 11 — башмак шпора стрелы; 12 — направляющий блок
Тяжеловесные стрелы во многом отличаются от легких: но конструкции, по вооружению и принципу работы. Основные отличия тяжеловесных стрел:
1. Можно изменять наклон стрелы и при поднятом грузе, чего нельзя делать на легких стрелах;
2. Лопари талей оттяжек, служащих для поворота стрелы, заводятся на турачки специальных лебедок;
3. Топенант стрелы и грузовой шкентель представляют собой не одиночную снасть, а тали;
4. Шпор тяжеловесной стрелы при помощи шарового шарнира или вертлюга опирается не на основание мачты, а на специальный фундамент;
5. Ниже бугеля в теле стрелы делается продольный вырез, в который монтируется направляющий шкив;
6. Ходовой конец грузовых талей проводится через направляющий шкив стрелы и идет вдоль талей топенанта к канифас-блоку, закрепленному на мачте.

Рис. 9. Схема грузового крана.
1 — станина; 2 — грузовая стрела; 3 — поворотная площадка; 4 — топенант; 5 — грузовой шкен-тель; 6 — грузовой блок; 7 — механизм поворота крана, изменения высоты стрелы и подъема груза; 8 — грузовой гак
Перед производством грузоподъемных работ стрелы и их такелаж следует внимательно проверить и убедиться в их исправности. На стреле и навесных деталях не должно быть трещин, вмятин, шкивы должны быть чистыми и свободно вращаться. После установки стрел в рабочее положение для подъема тяжестей их следует опробовать на холостом ходу.
Все большее распространение на кораблях и судах получают электриче-ские полноповоротные краны, у которых грузовая стрела и подъемный механизм (лебедка) смонтированы на общей поворотной платформе (рис. 9). Электрические краны удобнее в эксплуатации и производительнее, чем гру-зовые стрелы.
Усилия, действующие на стрелу и ее оснастку при подъеме максимального груза Wmax (рис. 10).

Рис. 10 Силы, действующие на стрелу и оснастку.
а) усилие на шкентеле перед направляющим блоком, тс:
W1 = Wp / N?n
б) усилие на шкентеле за направляющим блоком (ходовой конец, идущий к барабану грузовой лебедки), тс:
W2 = Wp / N?n?

в) сжимающее осевое усилие в стреле, тс:

г) усилие в топенанте, тс:

где Wp — расчетная нагрузка, тс;
L/h — отношение длины стрелы к расстоянию в вертикальном направлении между ее шпором и местом крепления топенантного направляющего блока;
N — число шкивов блоков шкентель — талей;
?n и n — коэффициенты полезного действия талей и отводного блока соот-ветственно.
Wp =К1 К2Wmax
где K1 — коэффициент динамичности приложения нагрузки, который может быть равным 1-1,5 (K1=1 при медленном и плавном трогании груза с места у тяжеловесных стрел);
K2 — коэффициент учета собственного веса стрелы;
K2?1,041/08 (большее значение при длинных стрелах).
При применении одиночного грузового блока сжимающее осевое уси-лие в стреле:

Усилие на каждую оттяжку стрелы практически составляет около 0,15-0,20 максимального веса груза, находящегося на гаке.
Кроме повседневного ухода и наблюдения, судовая администрация должна не реже 1 раза в 3 месяца проводить освидетельствование грузового устройства и результаты осмотра заносить в вахтенный журнал и формуляры.
Все съемные детали, используемые в грузовом устройстве, подвергаются испытанию пробной нагрузкой. На деталях, выдержавших такое испытание, на видном месте наносится клеймо Регистра с указанием безопасной рабочей нагрузки.
Помимо отдельных деталей испытанию подвергается все грузовое устройство. Для этого поднимается груз, масса которого для стрел грузоподъемностью до 20 т превышает установленную грузоподъемность на 25 %. При испытании стрел грузоподъемностью 20-50 т поднимают груз на 5 т больше, а при грузоподъемности свыше 50 т масса поднимаемого груза должна на 10 % превышать грузоподъемность стрелы.
Перед испытанием все детали грузового устройства следует внимательно осмотреть, проверить натяжение стоячего такелажа, испытать в действии работу грузовых лебедок. Если предстоит испытание тяжеловесных стрел, устанавливают штатные дополнительные штанги.
Для испытания стрелы с нормальным вооружением устанавливают под углом 150 к горизонту, а тяжеловесные стрелы, шпоры которых закреплены на палубных фундаментах, — под углом 250.
При проведении испытаний пробный груз поднимают лебедкой на достаточную высоту и стрелу перекладывают с борта на борт и обратно. Перемещать груз следует осторожно и постоянно следить за работой деталей устройства. Если будут обнаружены явные признаки деформации стрелы, появление треска в деталях, нужно немедленно спустить груз и прекратить испытание.
После окончания испытаний надо снова тщательно осмотреть все меха-низмы и детали грузового устройства, чтобы убедиться в том, что в них нет трещин, изломов, остаточных деформаций и т.п. Результаты освидетельствования следует занести в специальную Регистровую книгу подъемных механизмов, которая выдается Регистром и хранится на судне.
Работа грузовыми устройствами запрещается при:
— наличии трещин и разрывов у подъемных гаков, блоков, вертлюгов, скоб, звеньев подъемных цепей и других ответственных деталей;
— уменьшении диаметра звеньев подъемных цепей, колец, скоб, болтов, шты-рей, вертлюгов вследствие износа более чем на 10% и наличия у подъемных тросов лопнувших проволок в количестве более 5% их общего числа на длине, равной десяти диаметрам;
— неисправности в тормозных устройствах;
— наличии трещин и деформаций у стальных мачт и грузов;
— отсутствии сертификатов на подъемные устройства, Регистровой книги подъемных механизмов и надписей на стрелах о грузоподъемности.

Судно со специальным грузовым устройством

Судно со специальным грузовым устройством

Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна. Грузовые устройства современных морских сухогрузных судов могут быть периодического и непрерывного действия.

К устройствам периодического действия относятся:

устройства со стрелами и лебедками (в таких устройствах установка, поворот и изменение вылета стрел осуществляется с использованием мачт, грузовых колонн и т. д.);

устройства с кранами, где грузовая стрела смонтирована совместно с механизмами подъема, поворота и изменения вылета;

смешанные устройства (со стрелами и кранами).

Грузовые устройства непрерывного действия (транспортеры и элеваторы) применяются только на специализированных саморазгружающихся судах.

Наиболее распространенным является грузовое устройство со стрелами (стреловое либо смешанное).

Основные элементы такого устройства:

мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);

грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;

грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.

Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжелые. Легкой называется стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной – одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т.

Суда контейнеровозы, которые обслуживают регулярные линии между портами, имеющими терминалы по перегрузке контейнеров, собственное грузовое устройство, как правило, не имеют. На этих судах обычно устанавливается 1 - 2 вспомогательных стрелы для приема продовольствия и снабжения.

Суда с горизонтальной схемой грузообработки (ро-ро) также в основном оборудуются только вспомогательными стрелами. В качестве бортовых перегрузочных средств на таких судах обычно имеется по нескольку автопогрузчиков.

Танкер Knock Nevis

На наливных судах основное грузовое устройство состоит из трубопроводов и насосов. Вспомогательные грузовые стрелы служат также для работ по пополнению запасов и, кроме того, для подъема и поддержания грузовых шлангов, что бывает необходимо при грузовых операциях на судне, стоящем к причалу лагом.

Пассажирские суда обычно оборудуются грузовыми кранами, предназначенными для перегрузки багажа, почты и груза.

Грузовые краны, установленные на линейных ледоколах, в основном служат для обеспечения хозяйственных нужд этих судов, подъема вертолетов и т. д.

Обобщая изложенное, можно сказать, что наличие на судах различных конструктивных типов грузовых устройств обусловлено рядом факторов:

назначением и типом судна;

характером перевозимых грузов и способом перевозки;

особенностями бассейна, в котором эксплуатируется судно.

Например, говоря об особенностях бассейна, следует иметь в виду степень оснащенности портов этого бассейна перегрузочным оборудованием. Чем больше на бассейне необорудованных портов и портпунктов (и особенно, так называемых, "точек"), тем большее количество судов, работающих здесь, должно быть оборудовано собственным, достаточно эффективным грузовым устройством. К таким бассейнам можно отнести Северный, но особенно Дальневосточный.

Грузовые стрелы на судне

Грузовые стрелы на судне

Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части.

Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают кольцо (бугель) , имеющий четыре обуха.

Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.
Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 - 2,5 м от палубы устанавливают башмак , имеющий проушину и подпятник. Нок стрелы поддерживается топенантом . Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы.

Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой конец топенанта проходит через топенант-блок , закрепленный на мачте.
Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено - треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь - грузовой стопор и стальной трос - лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы.
Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.

На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки , которые приводятся во вращение от грузовой лебедки. Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку.

Легкая грузовая стрела:

1 – мачта; 2 – топенант; 3 – грузовой блок; 4 – грузовой шкентель; 5 – грузовой гак; 6 – оттяжка; 7 – стрела;8 – канат на турачку грузовой лебедки; 9 – канат на барабан грузовой лебедки; 10 – лопарь топенанта;11 – башмак; 12 – шпор стрелы; 13 – нок стрелы; 14 – бугель; 15 – топенант-блок

Легкая грузовая стрела на судне

Груз поднимают гибким стальным тросом - грузовым шкентелем. На одном конце его закрепляют грузовой гак и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.
Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек. Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении.
Оттяжка состоит из конца стального троса - мантыля и талей, основанных растительным тросом. Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п.

При подъеме груза грузовой шкентель выбирают с помощью грузовых лебедок. Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон» грузовые шкентеля соединяют как показано на рис. Затем одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма.

Соединение грузовых шкентелей при работе на «телефон»

Соединение грузовых шкентелей

Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается ее лебедкой выше комингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель.
Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал.

Судовая грузовая лебедка

Грузоподъемность при работе на «телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 1200 и более.

Недостатком этого способа является и то, что с изменением места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.

а – грузовой гак; б - поворотные оттяжки

Грузовой гак и поворотные оттяжки на судне

В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение.

Работа легкими стрелами на «телефон»:

1 - оттяжки; 2 - контроттяжки; 3 - гак; 4 - топрик; 5 - грузовые шкентели

Работа легкими стрелами на судне методом на телефон

Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.

На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для чего устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел. Многие универсальные грузовые суда оборудуют одной или двумя тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 40 - 50 т, а в отдельных случаях (на специальных судах) - до 300 т.

Тяжеловесными стрелами работают по способу одиночной стрелы. Но в отличие от легких стрел стрелы-тяжеловесы имеют три рабочих движения: подъем груза, поворот стрелы и изменение наклона стрелы.

Конструкция и вооружение тяжеловесной стрелы имеют некоторые особенности. Шпор стрелы для уменьшения изгиба мачты опирается не на мачту, а на специальный фундамент, установленный на палубе. Отличием в конструкции нока стрелы является наличие врезного блока, установленного в прорези, которая сделана несколько ниже бугеля.

Пример тяжеловесной стрелы

К нижней скобе на ноке стрелы подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей – грузовых гиней. К нижнему подвижному блоку гиней подвешен двурогий гак с вертлюгами.

Тяжеловесная стрела в работе

Тяжеловесная стрела в работе на судне

Перегрузка тяжеловесов судовыми средствами должна производиться под личным руководством старшего помощника капитана. К работе на тяжеловесных стрелах допускаются только специально обученные члены экипажа, объявленные приказом по судну.

- под грузовыми операциями понимаются операции по погрузке на суда, выгрузке из судов грузов, доставленных в порт, отправляемых из порта в соответствии с договором морской перевозки.

Судно со специальным грузовым устройством

Состав грузового устройства на судне

Судно со специальным грузовым устройством


Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна. Грузовые устройства современных морских сухогрузных судов могут быть.

Грузовые мачты на судне

Грузовые мачты на судах

Грузовые мачты на судне


Мачты современных морских судов, прежде всего, используются для монтажа на них грузового устройства. Кроме того, на мачтах размещают средства внешней связи и сигнализации. При наличии на судне трех мачт.

Грузовые стрелы на судне

Грузовые стрелы на судах

Грузовые стрелы на судне


Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части. Нижний конец стрелы (шпор) имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы (нок) насаживают.

Грузовые краны на судне

Грузовые краны на судах

Грузовые краны на судне


На многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны. Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными.

Грузовые краны на балкере

Маркировка грузовых стрел и кранов на судах

Грузовые краны на балкере


Судовые грузоподъемные устройства должны иметь следующие документы:
регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств;
свидетельства об испытании и полном освидетельствовании.

Люковые закрытия на балкере

Люковые закрытия

Люковые закрытия на балкере


Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы - грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом.

Грузовая марка на судне и ее поднятие

Грузовая марка и марки углубления

Грузовая марка на судне и ее поднятие


Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной конвенции о грузовой марке 1966 года. Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.

Эксплуатация грузового устройства на судне

Техническая эксплуатация грузового устройства

Эксплуатация грузового устройства на судне


Лица комсостава, ответственные за техническое состояние и обслуживание грузового устройства, назначаются судовладельцем. Как правило,это старший помощник, старший механик, боцман,4-й механик и электромеханик.

Погрузка яхты на судно

Техника безопасности при работе с грузовым устройством

Погрузка яхты на судно


Грузовые операции относятся к категории работ повышенной опасности.Правила техники безопасности на судах морского флота определяют требования к грузовому устройству судна и регламентируют безопасные.

Судно в порту под погрузкой

Вахтенная службы при грузовых операциях в порту

Судно в порту под погрузкой


1. Заступающий вахтенный помощник должен прибыть на вахту за 10 минут в установленной форме одежды с нарукавной повязкой.
2. Вместе со сдающим вахту помощником обойти внутренние.

Грузовые операции на рейде

Рейдовые грузовые операции

Грузовые операции на рейде


Морские суда доставляют грузы не только в оборудованные порты, но и в районы побережий, где грузовые операции приходится вести на открытых рейдах (например, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке).

Подъем трактора на борт судна

Техника для рейдовых грузовых операций

Подъем трактора на борт судна


Для выгрузки грузов на открытых рейдах судно должно располагать следующей техникой: плавсредствами, контейнерами, тракторами, катерами и специальным грузовым такелажем. При рейдовых грузовых операциях.

Оснастка легкой стрелы

Грузовые устройства промысловых судов предназначены для перегрузочных работ в море и порту, выполнения вспомогательных работ с орудиями лона, постановки и снятие крановой защиты и пересадки людей на судно. Перегрузочные операции в открытом море характеризуются высокой интенсивностью, поэтому их вынуждены проводить на волнении, при ветре и качке судна. Для этих условий наиболее приемлемыми оказываются устройства с грузовыми стрелами, которые получили широкое распространение на промысловых судах. Для выполнения грузовых операций такие устройства оснащены системой блоков и тросов, закрепленных вне стрелы на неподвижных судовых конструкциях: мачтах, колоннах, палубах и т.д. Чтобы сократить время на перегрузочные работы в море, из стреловых грузовых устройств создаются специальные перегрузочные комплексы, состав и оснастка которых зависят от общих размеров и общего расположения ошвартованных друг к другу судов, массы передаваемых грузов, волнения, ветра и т.п.
В зависимости от грузоподъемности стрелы делят на легкие и тяжеловесные. Легкие стрелы (рис.1) имеют грузоподъемность до 10т, тяжеловесные – свыше 10т. Последние на промысловых судах устанавливают редко, что обусловлено родом перевозимых грузов.
Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубу с утолщением в средней части. Нижний конец стрелы — шпор имеет вилку с двумя проушинами. На верхний конец стрелы — нок насаживают кольцо — бугель, имеющий четыре обуха. Стрелы сварной конструкции могут не иметь бугеля, а для крепления такелажа к ноку стрелы приваривают обухи.

Рис.1. Оснастка легкой стрелы.
1 – мачта; 2 – топенант; 3 – грузовой блок; 4 – грузовой шкентель; 5 – грузовой гак; 6 – оттяжка; 7 – стрела; 8 – канат на турачку грузовой лебедки; 9 – канат на барабан грузовой лебедки; 10 – лопарь топенанта; 11 – башмак; 12 – шпор стрелы; 13 – нок стрелы; 14 – бугель; 15 – топенант-блок

 Работа одиночной (а) и спаренными (б) стрелами одного судна

Для шарнирного соединения шпора стрелы с мачтой на последней на высоте 2 — 2,5 м от палубы устанавливают башмак, имеющий проушину и подпятник.
Нок стрелы поддерживается топенантом. Изменяя длину топенанта, можно изменить угол подъема стрелы. Топенант состоит из стального троса, коренной конец которого крепится к верхнему обуху нокового бугеля. Второй, ходовой, конец топенанта проходит через топенант-блок, закрепленный на мачте. Ниже блока к топенанту крепится треугольное звено — треугольник топенанта. С другой стороны к треугольнику прикреплены длиннозвенная цепь — грузовой стопор и стальной трос — лопарь топенанта. Лопарь топенанта служит для подъема стрелы. Выбирают лопарь с помощью грузовой лебедки, на турачку которой заводят ходовой конец лопаря. Грузовым стопором стрелу закрепляют в нужном положении, для чего одно из звеньев цепи крепят к обуху, приваренному на палубе.
На многих судах для крепления топенанта и подъема стрелы вместо грузового стопора используют топенантные вьюшки, которые приводятся во вращение от грузовой лебедки.
Для подъема стрелы с грузом суда имеют специальные топенантные лебедки или грузовые лебедки снабжаются топенантным барабаном. В этом случае топенант выполняется в виде талей (топенант-тали), что уменьшает нагрузку на топенантную лебедку.
Груз поднимают гибким стальным тросом — грузовым шкентелем. На од-ном конце его закрепляют грузовой гак и противовес, а другой конец через грузовой и направляющий блоки проводят к грузовой лебедке, где прочно закрепляют на барабане.
Поворот стрелы для выноса груза за борт и обратно производится при помощи оттяжек. Каждая стрела имеет две оттяжки, что дает возможность надежно закрепить ее в нужном положении. Оттяжка состоит из конца стального троса — мантыля и талей, основанных растительным тросом.
Мантыли оттяжек закрепляют за боковые обухи нокового бугеля, а тали нижними блоками крепят за обухи или рымы, установленные на палубе, фальшборте, рубке и т. п.
Легкие стрелы могут работать как в одиночном так и в спаренном варианте (рис.2). При работе в спаренном варианте «на телефон» одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма.
Выгрузка осуществляется следующим образом. Груз, зацепленный грузовым гаком «трюмной» стрелы, поднимается ее лебедкой выше комингса трюма и фальшборта. Лебедка «береговой» стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и как бы «берет груз на себя», одновременно лебедка «трюмной» стрелы потравливает свой грузовой шкентель. Груз начинает перемещаться в сторону причала и, как только окажется над местом выгрузки, оба шкентеля травят и груз опускается на причал.
Грузоподъемность при работе «на телефон» уменьшается почти вдвое относительно грузоподъемности каждой отдельной стрелы вследствие увеличения усилий в стрелах, шкентелях и оттяжках, особенно при угле между шкентелями 120° и более. Недостатком этого способа является и то, что с изменение места подъема или укладки груза в трюме требуется перестановка стрел, на которую затрачивается время.
В полной мере грузоподъемность стрел может быть использована при работе способом «одиночной стрелы». В этом случае стрелу устанавливают над люком и груз на шкентеле поднимают из трюма на достаточную высоту. Затем стрелу с помощью оттяжек вываливают за борт и груз опускают на причал. Подобрав шкентель, стрелу возвращают в исходное положение.
Способ «одиночной стрелы» имеет низкую производительность и требует большой затраты ручного труда. Поэтому он применяется только в исключительных случаях.
На переходе легкие стрелы опускаются в горизонтальное положение, для чего устанавливаются стойки с накладными бугелями, в которых закрепляются ноки стрел.
Морские суда некоторых типов оборудуются грузовыми устройствами с кранами. Краны в отличие от стрел не нуждаются в системе блоков и тросов, закрепленных на судовых конструкциях. Их производительность выше, чем грузовых стрел. Однако из-за высокой стоимости и неудобства в работе, даже на небольшом волнении, краны на промысловых судах устанавливают крайне редко.

Рис.2 Работа одиночной (а) и спаренными (б) стрелами одного судна.
Большое распространение на промысловых судах получили грузовые устройства, предназначенные для перемещения грузов по судну: транспортеры, рольганги, лотки, элеваторы, тележки, тельферы и т.п.
Плавучие базы некоторых типов имеют специальные грузовые устройства для спуска и подъема на борт судов-ловцов. На промысле также используют бесконтактные способы передачи улова с добывающих судов на производственные рефрижераторы и плавучие базы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: