Группа лиц проживающая в домах вблизи линии электропередачи обратилась в суд с иском о взыскании
Обновлено: 16.04.2024
Арендатор организовал на арендуемом им земельном участке для сельскохозяйственных целей производство из местного сырья торфоперегнойных горшочков и распродажу этой продукции через совместное предприятие.
Арендодатель выразил протест против подобного использования земли, ибо в правомочия арендатора не входит право на распродажу земли с арендуемого участка.
Арендатор обратился с заявлением в суд.
Решите дело.
Дайте характеристику дифференцированных природных объектов по действующему законодательству.
Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл
экологическое право черновик.docx
Список использованной литературы………………………………..11
Арендатор организовал на арендуемом им земельном участке для сельскохозяйственных целей производство из местного сырья торфоперегнойных горшочков и распродажу этой продукции через совместное предприятие.
Арендодатель выразил протест против подобного использования земли, ибо в правомочия арендатора не входит право на распродажу земли с арендуемого участка.
Арендатор обратился с заявлением в суд.
Дайте характеристику дифференцированных природных объектов по действующему законодательству.
Согласно п.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды», природными объектами являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Объектами охраны окружающей среды называются ее составные элементы, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом. Охраняемые законом объекты можно подразделить на интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К дифференцированным природным объектам относят - отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты); остальные объекты - особо охраняемые.
Согласно ст.42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Почва – это недра, земля в аренде для сельскохозяйственных целей, следовательно, арендатор правомерно использует участок, а вред окружающей среде, в данном случае природному объекту - почве он не наносит. Поэтому иск должен быть отклонен.
Группа лиц, проживающих в домах, расположенных вблизи линии электропередачи, обратилась и с иском в районный суд, в котором просила взыскать с дирекции ЛЭП стоимость ущерба, причиненного здоровью людей отрицательным воздействием электромагнитных полей, включая прямой ущерб и упущенную выгоду. Ответчик иска не признал, заявив, что в его действиях нет вины в причинении вреда.
Каким должно быть решение суда? Охарактеризуйте порядок определения размеров вреда здоровью человека от негативного воздействия окружающей природной среды и порядок его компенсации.
Для того чтобы защитить население от вредного воздействия линий электропередач, существуют специальные нормативы, определяющие некую санитарную зону, условно начинающуюся от крайнего провода ЛЭП, спроецированного на землю.
Исходя из мощности ЛЭП, для защиты населения от действия электромагнитного поля установлены санитарно-защитные зоны для линий электропередачи. СН № 2971‑84 «Защита населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты». Санитарно-защитная зона установлена с проекции крайнего провода.
Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется действующими «Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 В», утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 11.09.84 № 667 (они действуют до сего времени и являются Приложением к новым «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей»).
Для того что бы доказать вредное воздействие ЛЭП на людей проживающих в домах расположенных вблизи линии электропередачи, необходимо провести замеры органами Роспотребнадзора и для начала доказать, что идет превышение нормативов указанных в СН № 2971‑84 «Защита населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты» . Если превышение есть, то суд может обязать соблюдать нормативы электромагнитных полей.
Статья 79 ФЗ об охране окружающей среды от 10.01.2002г. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
1. Комментируемая статья регламентирует возмещение вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды. Из ее смысла следует, что речь идет, прежде всего, о гражданско-правовом порядке возмещения вреда. Наряду с таковым, действующее законодательство содержит возможность выплаты пострадавшим сумм компенсаций, иных выплат в публично- правовом порядке. Публичный порядок предполагает обязанность государства, даже в случае отсутствия его вины, оказывать социальную помощь лицам, которым причинен экологический вред. К данному порядку можно отнести оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды, а также предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций.
В случае причинения вреда здоровью в результате аварии на экологически опасном объекте применяются правила параграфа 2 главы 59 (ст. 1084-1094 ГК РФ). Согласно положениям ст. 1085 ГК, возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который гражданин имел либо определенно мог иметь, а также дополнительные расходы, необходимые для лечения, дополнительного питания, подготовки в другой профессии, но только в том случае, если будет установлено судом, что гражданин нуждается в таких видах помощи и при отсутствии права на их бесплатное получение.
Право на возмещение вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды имеют потерпевшие, то есть лица, которым причинен моральный или физический вред. Возмещение вреда здоровью граждан производится путем предъявления иска потерпевшим в суд общей юрисдикции, при этом требования о возмещении вреда могут быть заявлены и членами семьи потерпевшего, а также прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов. Иски такого содержания в интересах потерпевшего вправе предъявлять и уполномоченные на то органы государственного управления и общественные организации. Требования о возмещении вреда предъявляются к непосредственному причинителю вреда, т.е. к тем юридическим лицам и гражданам, по вине которых произошло загрязнение или иное вредное воздействие на природную среду, что и явилось причиной расстройства здоровья потерпевшего. В тех случаях, когда сведения о виновном лице отсутствуют и обнаружить виновного не представляется возможным, сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан возмещается государством. При наличии нескольких причинителей вреда суд вправе возложить на лиц либо долевую, либо солидарную ответственность перед потерпевшим. При возложении на указанных лиц долевой ответственности учитывается степень вины каждого из них, а при невозможности определить ее - исходя из равенства долей. При этом в резолютивной части решения судье необходимо указать, на кого из виновных лиц возлагается солидарная ответственность, а на кого - долевая и в каком размере.
Следует подчеркнуть, что правовой механизм возмещения вреда гражданам вследствие неблагоприятного воздействия окружающей среды пока еще не нашел широкой апробации в судебной практике, что связано с наличием пробелов в данной сфере законодательства, особенностями экологического вреда, сложной системой доказывания вреда, отсутствием веры в действенность гарантий судебной и иной защиты и другими обстоятельствами.
Для реализации своего права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, потерпевшее лицо в обоснование своих требований представляет следующие доказательства: факт причинения повреждения здоровья, повлекшего утрату трудоспособности наличие причинной связи между причинением вреда и неблагоприятным воздействием окружающей среды, вызванным деятельностью загрязнителей. Когда факт заболевания доказан, перед потерпевшим возникает более сложная задача: необходимость доказывания причинной связи между повреждением его здоровья и неблагоприятным воздействием окружающей среды. В выданной потерпевшему справке (либо выписке из медицинской карты) должна быть информация о причине повреждения здоровья. Например, загрязнение атмосферного воздуха, воды хлором, серой, ацитиленом или другими загрязняющими веществами. Данный факт должен быть подтвержден справкой органа государственного экологического контроля (о том, то выброс таких загрязняющих веществ имел место быть). Следующий шаг - установление факта нахождения потерпевшего в зоне заражения (данное обстоятельство подтверждается справкой с места работы либо свидетельскими показаниями). Сложность доказывания причинной связи между повреждением здоровья и загрязнением окружающей среды является основным аргументом, сдерживающим развитие судебной практики по защите экологических прав граждан.
2. Исключением из общих правил возмещения вреда здоровью, предусмотренных гражданским законодательством, являются выплаты гражданам, пострадавшим от экологических бедствий. Суть данных выплат состоит в том, что размер экологического ущерба вообще не определяется. Потерпевшим выплачиваются фиксированные суммы в счет компенсации из государственных средств или предоставляются социальные льготы. По сложившейся практике этот способ применяется в случаях крупных индустриальных аварий, чрезвычайных ситуаций, повлекших жертвы или массовые заболевания людей, утрату имущества или опасное повреждение природных объектов на значительной территории. Таким же образом производится компенсация за экологический ущерб, причиненный авариями в прошлом. Особенность данного способа возмещения ущерба заключается в том, что его применение возможно только в случаях, когда на это имеется прямое указание закона, предусматривающего соответствующие льготы и компенсации пострадавшим и обязанность государства их предоставить в конкретной ситуации.
Решением городского Комитета по охране окружающей природной среды заместитель директора завода «Азот», отвечающий за экологическую безопасность, был подвергнут административному штрафу в размере 1000 руб. за превышение стандартов и нормативов качества окружающей природной среды. Арбитражный суд, куда обратился заместитель директора, отменил решение Комитета, указав, что подобный состав правонарушения отсутствует в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Сформулируйте понятие административного экологического правонарушения? Предусмотрена ли административная ответственность за подобное правонарушении?
Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[10,с. 789].
Административное экологическое правонарушение можно охарактеризовать как экологическое правонарушение, за совершение которого нормами права предусматривается применение мер административной ответственности. Содержание данного понятия составляет совокупность разнообразных вариантов административно - противоправных деяний, посягающих на общественные экологические отношения, - поступков, запрещаемых эколого-правовыми нормами под угрозой применения административного взыскания.
Признаки, характеризующие административные экологические правонарушения:
1) они являются деянием (действием или бездействием);
2) правонарушения противоправные и запрещены административным законодательством;
3) экологическое правонарушение - это умышленное или неосторожное действие. Лицо, которое его совершило, посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления.
Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 КоАП РФ – «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования».
Арбитражный суд, куда обратился заместитель директора, отменил решение Комитета, указав, что подобный состав правонарушения отсутствует в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
При изучении главы 8 КоАП РФ состав подобного правонарушения отсутствует, поэтому решение Арбитражного суда верно с точки зрения данного Кодекса.
Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Условие
Группа лиц, проживающая в домах вблизи линии электропередачи, обратилась в суд с иском о взыскании с дирекции ЛЭП вреда здоровью, причиненного в результате отрицательного воздействия электромагнитных полей на человека. Ответчик иска не признал. Он заявил, что в его действиях нет вины. Какое решение должен вынести суд?
Нужно полное решение этой работы?
Решение
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч.3 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации . Таким образом, в данном случае при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что от воздействия ЛЭП произошло нанесение ущерба здоровью человека, то суд должен вынести решение об удовлетворении исковых требований граждан.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 79 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме
ЛЭП можно признать источников повышенной опасности
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
и получи доступ ко всей экосистеме Автор24
. Таким образом, в данном случае при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что от воздействия ЛЭП произошло нанесение ущерба здоровью человека, то суд должен вынести решение об удовлетворении исковых требований граждан.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 79 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме
ЛЭП можно признать источников повышенной опасности
Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Условие
Группа лиц, проживающих в домах вблизи линии электропередачи, обратилась в суд с иском о взыскании с дирекции ЛЭП стоимости ущерба, причиненного их здоровью в результате отрицательного воздействия электромагнитных полей, включая прямой ущерб и упущенную выгоду. Ответчик иска не признал. Он заявил, что в причинении вреда его вины нет. Определите основания и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности. Имеет ли значение для возмещения вреда в данном случае наличие вины причинителя вреда?
Нужно полное решение этой работы?
Решение
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей в соответствии со ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Если будет доказан вред, причиненный здоровью граждан, проживающих вблизи ЛЭП от воздействия линии электропередачи, проведена судебно-медицинская экспертиза, то по-моему мнению, суд должен удовлетворить исковые требования в полном объеме и взыскать с дирекции ЛЭП стоимость ущерба
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
и получи доступ ко всей экосистеме Автор24
Задача № 1. На земельном участке, переданном гражданину К. для ведения сельского хозяйства, находилось несколько деревьев и кустарников, перешедших к нему естественным путем из соседнего лесного массива. Он, как владелец земельного участка, вырубил эту растительность, т.к. она мешала сельскохозяйственному использованию земли. Райлесхоз на том основании, что эти деревья относятся к лесу, предъявил в суде иск о взыскании стоимости незаконно порубленного леса по штрафным таксам исчисления ущерба. Гражданин К. отказался от удовлетворения иска, сославшись на ст. 20 Лесного кодекса, по которой деревья и кустарниковая растительность, произрастающая на сельскохозяйственных землях, не входит в состав лесного фонда.
В чем особенность правового режима древесно-кустарниковой растительности в отличие от леса?
Согласно закону к древесно-кустарниковой растительности относится растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.
Нужно подчеркнуть, что древесно-кустарниковая растительность не включается в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд. К ней относятся, например, плодовые растения, лечебные травы, водоросли, иная водная растительность, ягоды, грибы и другие дары леса, степные ковыли, кактусы, лесополосы.
В соответствии со ст. 20 ЛК РФ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Таким образом, суд должен отклонить иск.
Задача № 2. Группа лиц, проживающих в домах, расположенных вблизи линии электропередачи, обратилась и с иском в районный суд, в котором просила взыскать с дирекции ЛЭП стоимость ущерба, причиненного здоровью людей отрицательным воздействием электромагнитных полей, включая прямой ущерб и упущенную выгоду. Ответчик иск не признал, заявив, что в его действиях нет вины в причинении вреда.
Каким должно быть решение суда?
Охарактеризуйте порядок определения размеров вреда и порядок его компенсации.
Нужно подчеркнуть, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей в соответствии со ст. 22,Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды", устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорган измов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Если будет доказан вред, причиненный здоровью граждан, проживающих вблизи ЛЭП от воздействия линии электропередачи, проведена судебно-медицинская экспертиза, то по-моему мнению, суд должен удовлетворить исковые требования в полном объеме и взыскать с дирекции ЛЭП стоимость ущерба. При этом, необходимо руководствоваться ст. 1079 ГК Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях.
Статья 1064 ГК РФ Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных зак оном.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.
Статья 15. Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Задача № 3. Организация без разрешения построила на территории национального парка «Лосиный остров» жилой дом, который стала использовать в качестве дачи для однодневного отдыха сотрудников.
Администрация национального парка обратилась в прокуратуру, города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.
К какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?
Какие виды эколого-правовой ответственности может применить в данном случае?
По моему мнению, данное правонарушение относится и к экологическому, и к земельному.
Само строительство жилого дома на территории заповедника - нарушение земельного законодательства, а использование его в последующем – это нарушение экологического законодательства.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона «Об охране окружающей среды».
1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
- Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
- Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы?
- Какую юридическую силу имеет ее заключение?
- Пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды.
- Проводить публичные слушания по вопросам размещения техногенных объектов.
- Запретить строительство промышленного или иного техногенного объекта.
- Проводить общественную экологическую экспертизу.
- Получать и распространять экологическую информацию.
- Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
- Вносить предложения о проведении экологических референдумов.
- Привлекать на добровольной основе граждан к охране окружающей среды.
- Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
- К каким спорам относится данный спор: о защите экологических прав граждан, о защите их жилищных прав?
- Возможно ли в данном случае заключение мирового соглашения?
- Требуется ли привлечение соответчиками соответствующих органов государства?
- Решите дело.
- Какое значение для компенсации вреда здоровью имеет причинная связь между нанесенным вредом и поведением причинителя вреда?
- В чем состоит принцип презумпции причинения вреда?
- Решите дело.
- Каким должно быть решение суда?
- Что такое источник повышенной опасности?
- В чем проявляется вредное воздействие электромагнитных полей?
- Какие доказательства требуется представить истцам?
В соответствии со ст. 3 этого же закона одним из принципов охраны окружающей среды является «приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов»
В то же время, согласно условию задачи, территория национального парка "Лосиный остров" относится к землям особо охраняемых территорий.
В ст. 2. Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" указаны категории и виды особо охраняемых природных территорий:
1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
2. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъекто в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 59. Федерального Закона «Об охране окружающей среды»
Задание № 21. По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведение научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными. Несмотря на это, строительство объекта началось. Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, потребовало отменить решение мэрии о строительстве зоопарка. Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы? Какую юридическую силу имеет ее заключение?
Прикрепленные файлы: 1 файл
Экологическое право.docx
По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический протест против такого строительства и добилось проведение научной экспертизы группой научно-исследовательских институтов района. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отрицательными. Несмотря на это, строительство объекта началось.
Городское общество охраны природы по просьбе местного населения предъявило в арбитражный суд иск, в котором, опираясь на заключение научной экологической экспертизы, потребовало отменить решение мэрии о строительстве зоопарка.
Проведенная экспертиза не является экологической, т.к. в условии задачи не сказано, что экспертиза была общественной и заказана у институтов, основным направлением деятельности которых являлась бы охрана окружающей среды.
В соответствии со ст.4 ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение иных экологических экспертиз, например научных, ведомственных, международных, этот закон не запрещает, но его действие на них не распространяется, а следовательно, заключения, подготовленные в рамках проведения таких экспертиз, не обладают статусом заключения государственной или общественной экологической экспертизы и не влекут юридических последствий, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе. Исходя из ответа на первый вопрос данной задачи, юридической силы ее заключение не имеет, т.к. организация, проводящая экспертизу не соответствует требованиям к экологической экспертизе, а также в соответствии с п.2 ст. 25 «Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.» о чем в условии задачи не сказано.
Вправе ли общественные экологические объединения граждан:
Ответ: Общественные объединения граждан вправе :
Пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, Получать и распространять экологическую информацию. В соответствии со ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» вправе проводить общественную экспертизу.
В соответствии со ст. 30 Конституции Российской Федерации вправе привлекать на добровольной основе граждан к охране окружающей среды, т.к. каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
В соответствии со ст.31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Согласно п.1 ст. 39 Градостроительного Кодекса Российской Федерации граждане могут проводить публичные слушания по вопросам размещения техногенных объектов.
Гражданин Аверкин и другие граждане (всего двести человек), проживающих в Санкт- Петербурге, обратились в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» в суд с иском к концерну «Ленинец». Они требовали либо выполнить обещание о переселении из санитарно-защитной зоны концерна, застроенной очистными сооружениями, лишенной зелёных насаждений и т.п., либо прекратить экологически вредную деятельность концерна, причиняющий вред их здоровью и имуществу.
Ответчик объяснил сложившуюся ситуацию тяжелым финансовым положением концерна, и как следствие, вынужденной продажей обещанного жильцам дома третьим лицам, а также другими объективными причинами.
Данный спор относится к спорам о защите экологических прав граждан. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 11 ФЗ “Об охране окружающей среды” также говорит, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Заключение мирового соглашения возможно в случае если концерн удовлетворит требованиям истцов. Привлечение соответчиками соответствующих органов государства не требуется.
Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.
За экологические правонарушения, т.е. противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.
Согласно ст. 79 ФЗ “Об охране окружающей природной среды” вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами.
При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижение плодородия почв.
Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного ни то органа государственного управления, общественного объединения.
В данной задаче граждане вправе сначала обратиться к представительству концерна “Ленинец” для того, чтобы они предоставили обещанное жилье, если данное требование не будет выполнено, граждане имеют право обратиться в суд для того, чтобы потребовать прекращения экологически вредной деятельности концерна и возмещение им причиненного вреда здоровью и имуществу.
Работники сортировочной железнодорожной станции, примыкающей к площадке Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината (12 человек), пострадали в результате отравления атмосферного воздуха мышьяковистым и фтористым водородом. Проверкой было установлено: отравление рабочих произошло в тот момент, когда на комбинате имело место грубейшее нарушение технологии переработки мышьяково-содержащих продуктов.
Комбинат иска о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников, не признал, заявив, что подобные загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух и другими предприятиями данного региона.
Представитель истцов в ответ указал, что при причинении вреда химическим предприятием, деятельность которого представляет собой большую опасность для здоровья человека, достаточно доказать лишь максимальную вероятность причинения такого вреда.
Ответ: В соответствии со статьей 1079 ГК РФ для компенсации вреда здоровью причинная связь между нанесенным вредом и поведением причинителя вреда значения не имеет, т.к. вред причинен источником высокой опасности, а в этом случае владелец отвечает независимо от вины. Принцип презумпции причинения вреда состоит в том, что владелец источника высокой опасности виноват, пока не доказано обратное. Иск по п.2.статьи 118 Уголовного кодекса «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенного вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей».
Также гражданский иск для компенсации ущерба в соответствии с п.1 статьи 1079 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающую повышенную опасность для окружающих.»
Группа лиц, проживающая в домах вблизи линии электропередачи, обратилась в районный суд с иском о взыскании с дирекции ЛЭП стоимости ущерба здоровью, причиненного в результате отрицательного воздействия электромагнитных полей на человека, включая прямой ущерб и упущенную выгоду.
Ответчик иска не признал. Он заявил, что в его поведении нет вины.
Ответ: Решение суда должно быть вынесено в пользу ответчика. Источник повышенной опасности это правовое понятие, характеризующее деятельность, связанную с эксплуатацией определенных объектов, особые свойства которых создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.). Электромагнитные поля влияют также на нервную и мышечную ткани, могут провоцировать неврологические нарушения и бессонницу, а также сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Они меняют и частоту сердечных сокращений, и артериальное давление.
Истцам нужно предоставить документы, подтверждающие расходы, которые лицо уже реально произвело к моменту предъявления иска о возмещении убытков либо которые еще будут им произведены для восстановления нарушенного права, т.е. будущие расходы. К реальному ущербу отнесены и убытки, вызванные утратой или повреждением имущества, т.к. в этом случае также производятся расходы.
Проблема экологической грамотности в Российской Федерации
По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового. А ведь от состояния российского экологического потенциала (Россия занимает 1/8 часть площади всей суши на планете) зависят возможности всех стран мира, и, прежде всего, государств Северного полушария. Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает право на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В центре географической науки находится использование пространства человеком и изменения, которые он вносит в мир, поэтому она помогает понять новую картину мира, основанную на глобализации. Вследствие определения насущной необходимости формирования экологической грамотности населения важным становится экологизация образования и воспитания. Именно этот процесс оказывается существенной составляющей требований к модели современного образования, которая синтезирует процессы интеллектуализации, гуманизации, внедрения инноваций и интеграций знаний. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека.
Автор статьи
Читайте также: