Группа государств против коррупции греко это

Обновлено: 25.04.2024

ГРЕКО опубликовала Доклад о выполнении Российской Федерацией рекомендаций в рамках четвертого раунда оценки (версия на английском, версия на русском), посвященного теме предупреждения коррупции в отношении парламентариев, судей и прокуроров.

Каждый раунд оценки ГРЕКО включает в себя две стадии: в рамках первой стадии эксперты организации изучают существующую в стране инфраструктуру противодействия коррупции в определяемой в соответствии с раундом оценки сфере и формируют отчет, содержащий рекомендации по устранению выявленных недостатков; в рамках второй стадии осуществляется контроль за выполнением страной рекомендаций, данных на первой стадии.

Россия прошла первую стадию четвертого раунда оценки в 2017 году, полученные от экспертов ГРЕКО рекомендации включены в соответствующий Оценочный доклад (версия на английском, версия на русском).

В декабре 2019 года в рамках второй стадии четвертого раунда оценки был подготовлен Доклад о выполнении Российской Федерацией рекомендаций, опубликованный 18 августа 2020 года.

Предупреждение коррупции в отношении членов парламента

Согласно докладу, Россия выполнила в полном объеме только две из восьми рекомендаций, касающихся предупреждения коррупции в отношении членов парламента:

Большая часть рекомендаций в этом разделе выполнена частично:

  • Повышение прозрачности законодательного процесса (i) путем введения обязанности проводить публичныеобсуждениязаконопроектов; (ii) путем обеспечения доступа СМИ кпарламентским слушаниям: оценщики ГРЕКО посчитали, что пункт (i) рекомендации выполнен частично, так как, несмотря на наличие ряда нормативных актов, предусматривающих возможность общественного обсуждения законопроектов, его проведение все еще не является обязательным. При этом пункт (ii) рекомендации признан выполненным в полном объеме;
  • Разработкакодексов этики для членов парламента: ГРЕКО учла принятие кодексов этики Государственной Думы и Совета Федерации, однако отметила, что данные документы не охватывают некоторые значимые с точки зрения противодействия коррупции темы, например, взаимодействие с третьими лицами (лоббистами и иными лицами) и ограничения после ухода с должности;
  • Обеспечение публикации деклараций парламентариевв полном объеме(в том числе с обязательным указаниемвсехисточниковдоходов), кромесведений,публикация которыхнарушает право на частную жизнь: организация отметила положительную динамику в прохождении проекта указа Президента Российской Федерации, предусматривающего раскрытие должностными лицами источников доходов, однако указала, что проект обязывает парламентариев сообщать лишь об определенных видах источников своих доходов и оставляет на личное усмотрение представление сведений об иных источниках;
  • Совершенствованиесистемыпредставления сведений одоходах посредством созданияэффективныхмеханизмовконтроля: ГРЕКО положительно оценивает разработанный законопроект, предусматривающий расширение полномочий комиссий Государственной Думы и Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – комиссии), однако отмечает, что реальным показателем его эффективности будет способность комиссий использовать свои новые полномочия на практике;
  • Обеспечение обучения парламентариев по вопросамсоблюденияэтики ирегулированияконфликта интересов: ГРЕКО также положительно оценивает проведенные среди членов парламента обучающие мероприятия. Вместе с тем, эксперты организации отмечают, что с 2018 года обучение прошла только половина депутатов, а информация об иных запланированных обучающих мероприятиях не представлялась.

Еще одна рекомендация осталась полностью нереализованной:

  • Сохранение возможности инициирования проверок деклараций парламентариев только за компетентнымикомиссиямидля обеспечения независимости законодательной власти: ГРЕКО считает, что данная рекомендация не может считаться выполненной, так как, несмотря на внесение законопроекта, возлагающего функции принятия решения о проведении проверки деклараций на комиссии, внешние органы, например, Президент, все еще обладают полномочиями инициировать проверку вне зависимости от решения комиссии.

Предупреждение коррупции в отношении судей

Российская Федерация удовлетворительно выполнила четыре из девяти рекомендаций по предупреждению коррупции в отношении судей:

Частично выполнены две рекомендации:

  • Предоставление сторонам разбирательства возможности обжалования отказа в ходатайстве об отводе судьи без ущерба для проведения разбирательства в разумные сроки: эксперты учли разработанный законопроект, предусматривающий соответствующую возможность, но выразили свою готовность засчитать данную рекомендацию выполненной полностью только после его принятия;
  • Повышение прозрачностисистемы представления сведений одоходахсудей в отношении всех источников доходов: как и в случае с депутатами, российские власти ссылаются на проект указа Президента Российской Федерации, предусматривающий раскрытие лицами, замещающими государственные должности (в число которых входят и судьи) источников доходов, который, как отмечает ГРЕКО, обязывает раскрывать не все виды источников доходов и поэтому не может свидетельствовать о выполнении рекомендации в полном объеме.

Невыполненными ГРЕКО посчитала три из девяти рекомендаций в данном разделе:

  • Пересмотр процесса подбора судей для сохранения независимости судебной власти от исполнительной и усиление ролисудебной властив процессе отбора кандидатов: по мнению экспертов организации, российские власти не предоставили дополнительной информации о предпринятых в этом направлении мерах, ссылаясь на то, что решающая роль в процессе назначения остается за Президентом;
  • Возвращениев Кодекс судейской этики исключенных из него положений о беспристрастности инеподкупности(относительно близких родственников, заинтересованных в разбирательстве, действий, которые могли бы привести к конфликту интересов, личных отношений со сторонами процесса): ГРЕКО выразила несогласие с Советом судей, который решил не включать удаленные ранее пункты в Кодекс судебной этики, так как счел их дублирующими нормы процессуального права. Эксперты не видят противоречия в изложении указанных пунктов как в законе, так и в Кодексе и отмечают, что целью последнего является разъяснение принципов, которым должны следовать судьи при исполнении обязанностей;
  • Ограничение иммунитета судей деятельностью, связанной с их участием в отправлении правосудия: организация также не согласна с выводом Совета судей о том, что нынешняя система иммунитета судей является удовлетворительной. По мнению ГРЕКО, форма неприкосновенности, касающаяся процедуры возбуждения уголовного дела в отношении судей, выходит за рамки функционального иммунитета и является излишней.

Предупреждение коррупции в отношении прокуроров

Три из пяти рекомендаций, направленных на противодействие коррупции в отношении прокуроров, были выполнены в полном объеме:

Оставшиеся две рекомендации признаны выполненными частично:

  • Введениечетких и объективныхкритериевразделениязадачмежду прокурорами для обеспечениясправедливого и равноправногораспределения нагрузки и исключения неправомерного влияния: ГРЕКО учла указания о критериях распределения дел, принятые Коллегией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, однако отметила, что данные критерии носят общий характер, оставляя простор для субъективизма на практике, и нуждаются в доработке;
  • Обеспечениебольшей иерархической независимости и прозрачности принятия мердисциплинарной ответственности: эксперты учли принятые меры по обеспечению прозрачности привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, создание открытого реестра, содержащего результаты дисциплинарных разбирательств. Тем не менее, в докладе отмечается, что для выполнения рекомендации в полном объеме необходимо принять меры для снижения зависимости дисциплинарных разбирательств от системы служебной подчиненности: в настоящее время решающую роль в оценке действий подчиненного играет его непосредственный руководитель, у которого может иметься заинтересованность в определенных результатах соответствующего разбирательства.

Таким образом, из 22 рекомендаций Российской Федерацией 9 были выполнены в полном объеме, еще 9 – выполнены частично, полностью невыполненными остались 4 рекомендации. Дополнительная информация о выполнении оставшихся рекомендаций должна быть представлена российской делегацией до 30 июня 2021 года.

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) опубликовала ежегодный отчет о ходе проведения пятого раунда оценки в странах Европы и США.

Согласно документу, в рамках пятого раунда к концу 2020 года оценка была проведена в 21 стране-члене ГРЕКО. На данном этапе основное внимание уделялось вопросам предупреждения коррупции в центральных органах исполнительной власти, включая высших должностных лиц (persons with top executive functions - PTEFs), и в правоохранительных органах. При этом, согласно разъяснениям ГРЕКО, к PTEFs могут быть отнесены:

  • глава государства;
  • глава правительства;
  • члены правительства, например, министры;
  • заместители министров;
  • государственные секретари;
  • глава и сотрудники кабинета министров;
  • лица, замещающие высшие политические должности;
  • политические советники.

К правоохранительным органам для целей пятого раунда оценки отнесены федеральные органы полиции (или аналогичные органы), в том числе ведомства, ответственные за пограничный контроль.

Представленные по результатам проведенной оценки в отношении PTEFs рекомендации ГРЕКО затрагивали следующие основные темы:

1. Политика в сфере борьбы с коррупцией и обеспечения неподкупности, нормативная правовая и институциональная среда

В ходе проведенной оценки эксперты ГРЕКО рекомендовали большинству стран принять или пересмотреть кодексы поведения PTEFs для включения соответствующих категорий должностных лиц в общую систему действующих политик по обеспечению неподкупности. Так, в некоторых государствах потребовалось расширить круг лиц, относящихся к PTEFs, включив в него политических советников и высокопоставленных гражданских служащих, назначаемых на политические должности.

Кроме того, странам было рекомендовано принять или объединить в едином документе политики и стандарты, связанные с регулированием конфликта интересов и иными вопросами, важными с точки зрения обеспечения неподкупности PTEFs.

2. Прозрачность и подотчетность

Несмотря на многочисленные полученные ранее рекомендации ГРЕКО о необходимости обеспечить свободный доступ к информации, по результатам пятого раунда оценки было выявлено, что не все страны соблюдают их должным образом.

В этой связи эксперты ГРЕКО вновь призвали государства минимизировать любые исключения из правил публичного раскрытия информации и создать условия для общественного контроля, в том числе при проведении государственных закупок и заключении крупных государственных контрактов.

Кроме того, в ходе оценки было выявлено, что у многих стран отсутствуют правила взаимодействия PTEFs с лоббистами или иными заинтересованными лицами, стремящимися повлиять на процесс принятия государственных решений, в связи с чем эксперты ГРЕКО рекомендовали таким государствам обеспечить раскрытие информации о соответствующих контактах PTEFs.

ГРЕКО также отмечает, что некоторые страны все еще используют субъективные подходы к определению того, какие официальные документы должны быть размещены в открытом доступе, нередко необоснованно применяя «исключения» в случае нежелания публиковать ту или иную информацию о законотворческом процессе. В этой связи организация напомнила своим членам о том, что рекомендации Комитета министров Rec(2002)2 «О доступе к официальным документам» предусматривают, в частности, что введение ограничений на доступ к официальным документам возможно только в случае отсутствия первостепенной заинтересованности в раскрытии соответствующей информации, а также призвала ратифицировать содержащую аналогичные положения Конвенцию Совета Европы о доступе к официальным документам (Council of Europe Convention on Access to Official Documents).

3. Конфликт интересов

В ходе проведенной оценки эксперты ГРЕКО рекомендовали большинству стран-участниц уделить внимание регулированию конфликтов интересов, возникающих в деятельности PTEFs, в частности:

  • разработать и принять понятные применимые правила и процедуры;
  • предусмотреть обязанность раскрытия информации о нахождении в ситуации конфликта интересов;
  • распространить правила регулирования конфликтов интересов на политических советников, неоплачиваемых «внештатных консультантов» и неоплачиваемых консультантов в центральных органах власти.

Кроме того, ГРЕКО рекомендовала странам предусмотреть разработку методических документов и руководств, касающихся обязанности ситуативного раскрытия информации PTEFs о конфликтах интересов и иных связанных с регулированием конфликтов интересов обязанностей, а также процедуры и сроков урегулирования конфликтов интересов.

4. Антикоррупционные запреты и ограничения

В рамках пятого раунда оценки эксперты ГРЕКО рекомендовали большинству стран-участниц пересмотреть требования к осуществлению PTEFs иной оплачиваемой деятельности и конкретизировать виды деятельности, которой соответствующие лица могут заниматься и осуществление которой запрещено, а также регламентировать процедуру уведомления / получения разрешений на осуществление такой деятельности.

Одновременно организация напомнила о необходимости введения строгих ограничений на получение подарков и оказание различного рода «одолжений», особенно между политиками и представителями бизнес-сообщества.

Кроме того, многим странам было предложено принять меры по совершенствованию регулирования «вращающейся двери» в отношении PTEFs, в частности, разработав общие руководящие принципы урегулирования конфликтов интересов, которые могут возникнуть, когда представитель частного сектора назначается на высшую исполнительную должность и когда PTEF ведет переговоры о будущем трудоустройстве в частный сектор.

5. Декларирование активов, доходов, обязательств и интересов

В ходе проведенной оценки эксперты ГРЕКО отметили общие для всех стран проблемы, возникающие при организации системы антикоррупционного декларирования, в частности, недостаточно широкий круг лиц, на которых распространяется обязанность декларирования; несоблюдение сроков подачи деклараций; недостаточный объем включаемых в декларации сведений, а также отсутствие независимого систематического мониторинга.

В связи с этим странам-участницам было рекомендовано, среди прочего:

  • распространить на государственных секретарей и политических советников те же требования к декларированию, что и на министров;
  • установить обязанность представлять информацию не только о самом декларанте, но и о его супруге и членах семьи, находящихся на иждевении, в том числе детях;
  • предусмотреть формальную процедуру проверки деклараций;
  • установить санкции за непредставление деклараций или представление заведомо недостоверных сведений;
  • предусмотреть использование сведений, содержащихся в декларациях, для предоставления декларантам последующих рекомендаций, касающихся самоотвода (в случае конфликта интересов), осуществления иной оплачиваемой деятельности, получения подарков.

6. Надзор и правоприменение

По мнению ГРЕКО, формирование надежных механизмов надзора и правоприменения позволит более эффективно применять принятые кодексы поведения PTEFs. В этом контексте эксперты организации указали, в частности, на целесообразность публичного раскрытия информации о результатах правоприменения в отношении PTEFs, а также предоставления возможности правоохранительным органам в отдельных случаях начинать расследования в отношении PTEFs на основе обоснованных подозрений, а не неопровержимых доказательств.

Кроме того, ГРЕКО напомнила о необходимости соблюдения установленного в Резолюции (97)24 «О двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией» стандарта, согласно которому иммунитеты высших должностных лиц должны быть ограничены до такой степени, чтобы не препятствовать расследованию, судебному преследованию или судебному разбирательству коррупционных правонарушений. Несмотря на то, что соблюдение странами-участницами этого принципа оценивалось еще 15 лет назад в рамках первого раунда, по итогам пятого раунда отдельным государствам пришлось вновь указать на необходимость ограничения привилегии в отношении судебного преследования PTEFs за действия, совершенные за пределами их официальных полномочий, и важность разработки объективных и справедливых критериев для снятия иммунитетов.

Рекомендации ГРЕКО в отношении правоохранительных органов, полученные странами-участницами в рамках пятого раунда оценки, касались следующих вопросов:

1. Политика в сфере борьбы с коррупцией и обеспечения неподкупности

Эксперты ГРЕКО рекомендовали ряду стран разработать внутреннюю скоординированную политику противодействия коррупции и обеспечения неподкупности в органах полиции, основанную на систематической и всеобъемлющей оценке коррупционных рисков.

Другим странам, которые уже внедрили достаточно проработанные национальные стратегии борьбы с коррупцией, а также кодексы поведения и иные руководящие документы для правоохранительных органов, было предложено дополнить их отдельными недостающими положениями, например, о подарках или ситуативном декларировании конфликтов интересов, а также предусмотреть механизмы контроля соблюдения соответствующих норм, в том числе посредством установления релевантных санкций.

Кроме того, ГРЕКО отметила важность регулярного антикоррупционного обучения сотрудников полиции, в том числе замещающих руководящие должности, а также проведения разъяснительной работы среди граждан в части существующих механизмов предупреждения коррупции с тем, чтобы повысить степень доверия к правоохранительным органам.

2. Организация и ответственность

Как отмечают эксперты ГРЕКО, для эффективного функционирования правоохранительные органы должны обладать необходимыми ресурсами и достаточной независимостью от вышестоящих государственных структур, а их сотрудники – получать достойное вознаграждение за свою работу. Кроме того, должны быть приняты меры по обеспечению неподкупности и политической нейтральности сотрудников полиции при осуществлении ими своих функций.

3. Подбор персонала, карьерное развитие и условия прохождения службы

Эксперты ГРЕКО рекомендовали странам-участницам организовывать управление персоналом в системе правоохранительных органов с использованием прозрачного и основанного на заслугах найма, продвижения и увольнения сотрудников, а также разработать четкую процедуру подачи апелляций на кадровые решения, принципы повышения мотивации персонала и подходы к соблюдению гендерного баланса.

Так, некоторым странам было рекомендовано проводить открытые конкурсы на соответствующие должности, а не «отбирать вручную» кандидатов посредством их перевода с должностей государственной гражданской службы. Подбор персонала, как подчеркивает ГРЕКО, должен основываться на четких и объективных критериях, а не на субъективных предпочтениях, в том числе высшего руководства.

Кроме того, экспертами организации было рекомендовано регулярно проводить проверки сотрудников правоохранительных органов на протяжении всей их карьеры, поскольку обстоятельства их жизни могут меняться, в некоторых случаях делая их более уязвимыми для коррупционных рисков (так, у сотрудника могут появиться финансовые проблемы, связанные, например, с необходимостью погашения взятого ипотечного или потребительского кредита, разводом, болезнью родственника, банкротством супруга и т.д.).

4. Конфликт интересов

В ходе оценки эксперты ГРЕКО рекомендовали разработать четкие правила регулирования конфликта интересов в правоохранительных органах и надзора за их выполнением, а также обеспечить условия, в которых сотрудники таких органов будут проявлять инициативу в разрешении возникающих у них конфликтов интересов.

5. Антикоррупционные запреты и ограничения

Как отмечают эксперты ГРЕКО, в одних странах для сотрудников полиции установлены более жесткие правила на занятие иной оплачиваемой деятельностью в виде полного запрета на осуществление любой деятельности, в других – более мягкие, запрещающие заниматься только такой деятельностью, которая может нанести ущерб имиджу правоохранительных органов.

По итогам проведенной оценки эксперты ГРЕКО рекомендовали некоторым странам оптимизировать систему получения разрешений на занятие иной оплачиваемой деятельностью; другим странам было предложено провести тщательный анализ того, нужны ли дополнительные меры для ограничения иной деятельности, и если да – установить четкие критерии для выдачи разрешений.

Кроме того, эксперты ГРЕКО рекомендовали отдельным странам внедрить конкретные механизмы для предотвращения и урегулирования конфликтов интересов, возникающих после увольнения сотрудников правоохранительных органов, включая более детальное изучение существующей практики с целью пресечения неограниченной выдачи разрешений на занятие любой деятельностью после ухода со службы.

6. Декларирование активов, доходов, обязательств и интересов

Эксперты ГРЕКО рекомендовали странам-участницам внедрить надежную и эффективную систему регулярного декларирования, в том числе для высшего руководства правоохранительных органов, обеспечить размещение деклараций в открытом доступе, а также рассмотреть возможность расширения круга лиц, представляющих декларации, и включения в него супругов и членов семьи, находящихся на иждивении.

7. Надзор и правоприменение

Данная тема привлекла наибольшее внимание экспертов ГРЕКО. Рекомендации в данной области касались таких вопросов, как:

  • разработка более эффективных систем управления рисками, обеспечивающих их минимизацию и последующий контроль;
  • борьба с так называемым «синим кодом» («blue code») – неформальным правилом, в соответствии с которым сотрудники правоохранительных органов не сообщают о правонарушениях, допущенных их коллегами;
  • совершенствование механизмов защиты заявителей среди сотрудников правоохранительных органов (особенно актуальный в свете действия правила «синего кода»).

Помимо обобщенных рекомендаций, которые эксперты ГРЕКО предоставили государствам-участникам по итогам пятого раунда оценки, в отчет включены примеры лучших практик отдельных стран.

Так, во Франции с 2018 года действует реестр сфер, в которых министрам запрещается участвовать в процессе принятия решений по причине риска возникновения конфликта интересов.

В Германии отдельный нормативный акт предусматривает обязанность всех федеральных органов власти (всего 953 ведомства) через определенные промежутки времени проводить оценку коррупционных рисков и сообщать о результатах в Федеральное министерство внутренних дел, строительства и коммунального хозяйства.

А в Дании существует независимый от полиции, прокуратуры и Министерства юстиции орган по рассмотрению жалоб на действия сотрудников полиции. Указанный орган проводит по собственной инициативе или в ответ на поступившую жалобу расследования преступлений, совершенных сотрудниками полиции, с использованием тех же следственных инструментов, что и при обычных уголовных расследованиях.

ГРЕКО – международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году с целью помощи странам-участницам в совершенствовании механизмов борьбы с коррупцией.

Участниками ГРЕКО могут быть не только члены Совета Европы, но и любая иная страна. Кроме того, страна, ратифицировавшая конвенцию Совета Европы о гражданской и/или об уголовной ответственности за коррупцию, автоматически присоединяется к ГРЕКО и ее оценочному механизму. На данный момент в ГРЕКО входит 50 государств, в том числе и Россия (с 2007 г).

Высшим исполнительным органом Группы является Бюро ГРЕКО, которым руководит Президент. Президент, вице-президент и члены Бюро избираются на Пленарном заседании сроком на два года. В настоящий момент функции Президента исполняет Марин Мрчела (Хорватия).

Штаб-квартира ГРЕКО расположена в Страсбурге. Пленарные заседания и встречи Бюро ГРЕКО проходят четыре раза в год.

Деятельность ГРЕКО преимущественно направлена на реализацию двух антикоррупционных конвенций Совета Европы: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее хотя бы одну из двух этих конвенций, автоматически становится членом организации и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО.

На данный момент Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию ратифицировали 48 стран (подписали, но не ратифицировали еще 2 страны). Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ратифицировали 35 стран (подписали, но не ратифицировали еще 7 стран).

В дополнение к конвенциям ГРЕКО стремится обеспечить реализацию и ряда иных антикоррупционных документов, в том числе 20 руководящих принципов борьбы с коррупцией Совета Европы.

Реализуемая ГРЕКО процедура оценки состоит из нескольких этапов (раундов). Каждый раунд посвящен отдельной теме.

Оценка в рамках каждого раунда включает две стадии. В ходе первой стадии оцениваемая страна заполняет единообразный опросник, позволяющий получить базовую информацию о реализации отдельных мер противодействия коррупции. После этого ГРЕКО организует визит делегации экспертов в оцениваемую страну. В ходе визита проходят встречи экспертов с представителями профильных ведомств. По итогам визита экспертами готовится проект отчета, содержащий, в том числе рекомендации по устранению выявленных недостатков. Проект отчета обсуждается, корректируется и принимается на пленарном заседании ГРЕКО.

В ходе второй стадии осуществляется контроль над выполнением рекомендаций. По истечении 18 месяцев оцениваемая страна направляет ГРЕКО отчет, в котором указывает, какие действия были предприняты для выполнение каждой рекомендации. Если рекомендации выполнены не в полном объеме, ГРЕКО проводит дополнительную проверку в течение следующих 18 месяцев. В отношении государств, которые выполняют рекомендации неудовлетворительно, может быть вынесена резолюция о неисполнении.

Все отчеты по странам можно найти здесь.

Россия на данный момент прошла четвертый оценочный раунд, отчет о выполнении рекомендаций можно посмотреть здесь.

menu

GRECO has made public today its Fourth Evaluation Round Second Compliance Report on Ireland.

Georgia - Publication of 4th Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report

Georgia - Publication of 4th Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report

GRECO has made public today its Fourth Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report.

Cyprus - Publication of 4th Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report

Cyprus - Publication of 4th Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report

GRECO has made public today its Fourth Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report.

North Macedonia - Publication of 4th Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report

North Macedonia - Publication of 4th Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report

GRECO has made public today its Fourth Evaluation Round Addendum to the Second Compliance Report.

Serbia: Council of Europe anti-corruption body publishes report on measures to take concerning top executive functions and the police

Serbia: Council of Europe anti-corruption body publishes report on measures to take concerning top executive functions and the police

The Council of Europe’s Group of States against Corruption (GRECO), in a report published today.




Ever since antiquity, corruption has been one of the most widespread and insidious of social evils. When it involves public officials and elected representatives, it is inimical to the administration of public affairs. Since the end of the 19th century, it has also been seen as a major threat in the private sphere, undermining the trust and confidence which are necessary for the maintenance and development of sustainable economic and social relations. It is estimated that hundreds of billions of Euros are paid in bribes every year. (more)


A word from the President of GRECO


Welcome to this window on GRECO’s world !
I invite you to use it to look into the work we do with our 50 member States. We use the dynamics of collective expertise and peer pressure to accomplish action by individual governments that will build durable barriers against corruption and bring to justice those who misuse their position for personal gain to the detriment of society as a whole.

Whether inspired by GRECO’s work, that of others with an anti-corruption agenda or our own experiences and principles, each one of us has a role to play in changing the mind-set to zero tolerance of corruption .


Members of GRECO Bureau

The composition of GRECO's Bureau is the following: Marin MRČELA (Croatia) - President and Ms Monika OLSSON (Sweden) - Vice-President; Panagiota VATIKALOU (Greece), António DELICADO (Portugal), Vita HABJAN BARBORIČ (Slovenia), Olivier GONIN (Switzerland) and David MEYER (United Kingdom) - members.

menu

The Group of States against Corruption (GRECO) was established in 1999 by the Council of Europe to monitor States’ compliance with the organisation’s anti-corruption standards.

GRECO’s objective is to improve the capacity of its members to fight corruption by monitoring their compliance with Council of Europe anti-corruption standards through a dynamic process of mutual evaluation and peer pressure. It helps to identify deficiencies in national anti-corruption policies, prompting the necessary legislative, institutional and practical reforms. GRECO also provides a platform for the sharing of best practice in the prevention and detection of corruption.

Membership in GRECO, which is an enlarged agreement, is not limited to Council of Europe member States. Any State which took part in the elaboration of the enlarged partial agreement, may join by notifying the Secretary General of the Council of Europe. Moreover, any State which becomes Party to the Criminal or Civil Law Conventions on Corruption automatically accedes to GRECO and its evaluation procedures. GRECO is open to Council of Europe member and non-member States.

The functioning of GRECO is governed by its Statute and Rules of Procedure. Each member State appoints up to two representatives who participate in GRECO plenary meetings with a right to vote; each member also provides GRECO with a list of experts available for taking part in GRECO’s evaluations. Other Council of Europe bodies may also appoint representatives (e.g. the Parliamentary Assembly of the Council of Europe). GRECO has granted observer status to the Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD) and the United Nations – represented by the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC). GRECO elects its President, Vice-President and members of its Bureau who play an important role in designing GRECO’s work programme and supervising the evaluation procedures.

GRECO’s Statutory Committee is composed of representatives on the Committee of Ministers of member States which have joined GRECO and of representatives specifically designated by other members of GRECO. It is competent for adopting GRECO’s budget. It is also empowered to issue a public statement if it considers that a member takes insufficient action in respect of the recommendations addressed to it.

GRECO’s Statute defines a master-type procedure, which can be adapted to the different legal instruments under review (see “How does GRECO work”).

GRECO, which has its seat in Strasbourg, is assisted by a Secretariat, headed by an Executive Secretary, provided by the Secretary General of the Council of Europe.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: