Грех ли работать адвокатом

Обновлено: 15.04.2024

Существует ли такое разделение?
Почему актер, менеджер, специалист по рекламе считаются НЕ православными?
Почему выбор профессии врача или учителя считается идеальным для православного? Разве мало мы видим врачей берущих взятки или учителей раздающих подзатыльники первоклашкам? Ах, это частный случай? Так почему не может быть таким же частным случаем подросток поступивший в театральный не с целью блистать на ТВ-шоу, а с целью "сеять разумное, доброе, вечное" на православном канале? Почему всех специалистов по рекламе нужно под одну гребенку? Или певцов?
Есть такая поговорка: не место красит человека. И на любой работе христианин может оставаться христианином. Можно работая в вино-водочном продавать несовершеннолетним пиво, а можно гонять их от прилавка. Можно рекламировать сигареты, а можно создавать социальную рекламу против абортов.

Никитоска

Гость

Здравствуйте,Анна!
Не профессия греховна сама по себе, а, если так можно выразиться, неправильный подход к ней. Например, работать в магазине-не грех.Даже, где есть винный отдел. Но большой грех продавать водку детям, грех торговать самодельным спиртом и т.д. Актёрство. Конечно,не может православный работать моделью, принимать участие в карнавалах наподобие бразильских,в постельных сценах и т.д.-за подобные вещи театр и был признан Св.Отцами опаснейшим развлечением.Менеджер-это работник торговли в чём-то.У торговцев есть свой святой покровитель-Николай Чудотворец.
И главное-быть верным Богу,причащаться Св.Тайн,исповедоваться в грехах,стараться обрести любовь.И не уподобляться бедным ханжам вроде мусульман,баптистов, "истинно-православных"(еретиков,то есть),царебожников,которые часто накладывают на своих адептов "неудобоносимые бремена" и серьёзно размышляют:работать продавцом или нет.Спаси,Господи!

Лилия 70

Активный пользователь

Святитель Дмитрий Ростовский был основоположником русского театра. И театр может быть разным, он может быть страстным, возвносящим порок и грех, а может рассказывать о добродетели.

Ирина+

Новичок

Думается, что главным критерием в любой профессии является совесть. Конечно, из-за извращения нравов человечества в некоторых профессиях есть заведомо неблагочестивые должности, когда люди, например, через рекламу или фильм 18+ склоняют других ко греху и т.д. Сами по себе профессии греховными быть не могут, может быть греховным их использование.
К сожалению, доводилось сталкиваться с таким необоснованным мнением, что якобы человек выбирает себе профессию в соответствии со своей греховной страстью, например, если он жадный, то будет работать бухгалтером и т.д.
Если мы рассмотрим историю Церкви, то увидим, что новообращенным христианам не говорилось, чтобы они срочно оставляли свои «не православные» профессии. Наоборот, в Священном Писании можно найти подтверждение тому, что главное – исполнять свою работу по совести, имея любовь к другим людям: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» (Рим.12:4-9)

Протоиерей Георгий Осипов

Модератор

Душу чернит не работа, а грех.

Стало быть, всякая работа, которая связана с необходимостью грешить, приносит вред душе. К счастью, таких "работ" не так уж и много. А подавляющее большинство специальностей предлагают выбор - пусть все воруют, а ты не воруй, пусть все хамят, а ты не хами, и т.д.

Христианину можно трудиться почти везде. Другое дело, что не везде легко оставаться христианином. Парадокс - работая в храме, можно нагрешить во сто крат больше, нежели палачом. Не место красит человека, а человек место – старая истина.

Так что не мучайтесь, работайте там где душе угодно, к чему есть талант, просто оставайтесь христианином в любом деле.

Приведу тут цитату из моей старенькой статьи:
"Подобно и церковное образование заботится о том, что бы каждый член церкви – христианин, - обретя знания духовные, обогатившись ими, реализовал, сей бесценный дар в служении обществу. Лишь невежество и атеистическая пропаганда прошлых лет хулит церковное образование, мол, плоды его лишь фанатики, мракобесы и монашки. Отнюдь, Господь от христиан ждёт чтобы: «Просветился свет ваш пред человеки, и они, видя дела ваши добрые, воздадут славу Отцу Небесному». То есть, будь то ферма или завод, Дом Культуры или школа, искусство или политика, бизнес или наука, в любом служении православный человек должен основываться на Правде Божией.

А.С. Пушкин писал: «Уж долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые в них лирой пробуждал». И поскольку жизнь это очень ответственное делание, то и Господь каждого вопросит – какие чувства в окружающих пробуждали твои дела?

Твой бизнес будил в людях зависть, ненависть иль благодарность?

Твоя политическая карьера, научные открытия, преподавание тех или иных дисциплин, культурная, общественная деятельность (статьи, песни, кинофильмы, театральные постановки, лекции и пр.) какой резонанс оставили в обществе? Раздражительность или умиротворение? Злобу или доброту? Душевную пустоту и отчаяние или одухотворённость? Проклятия или благословения? Цинизм или благородство?

«От дел ваших оправдаетесь, либо осудитесь» - определил Бог. Потому - то приоритетная цель церковного образования в том, чтобы научить нас жить по главному закону духовного бытия – «не делай другому того, чего себе не желаешь»".

Сначала я поступил в духовную семинарию города Сухуми и проучился там два года (это был филиал Тбилисской семинарии); окончить мне ее не удалось: началась война – и я переехал жить в Батуми, где поступил учиться на факультет правоведения.

Родился в Абхазии, в Сухуми, в 1973 г.

Закончил Батумский государственный университет, факультет правоведения

– Расскажите о годах учебы, пожалуйста.

– Сначала я поступил в духовную семинарию города Сухуми и проучился там два года (это был филиал Тбилисской семинарии); окончить мне ее не удалось: началась война – и я переехал жить в Батуми, где поступил учиться на факультет правоведения. Спустя четыре года после окончания университета переехал в Москву, где и стал практиковать. В Грузии у меня была чисто церковная деятельность – я работал управляющим делами епархии при Грузинской Патриархии, потом был пресс-секретарем епархии.

– А как студент-семинарист попал в сферу юриспруденции?

– Сначала я вообще хотел уйти в монастырь, жил с владыкой, был его послушником, прожил около двух лет в монастыре, резиденции епископа. Там собрались молодые люди, желавшие принять монашеский постриг. Когда я сказал владыке, что хочу быть монахом, он благословил меня… чистить туалеты. А до этого я руководил епархиальной пресс-службой. Так на протяжении полутора лет этим и занимался – туалетами. Видимо, я не был готов к монашескому подвигу. Я вернулся в Батуми и обзавелся семьей.

А что касается адвокатуры – эта область волновала меня с детства. Я помню, когда мне было лет шесть-семь, все мои ровесники, как и положено мальчишкам, дрались и задирали друг друга. А я потом, в песочнице устраивал судебные разбирательства, назначал судью, прокурора, а сам выступал в роли адвоката, защищал одного из этих мальчишек. Все, что я видел в фильмах, где по сюжету был суд, я переносил в свою детскую жизнь.


– А сегодня чем Вас привлекает эта профессия?

– Привлекает безумное чувство радости от победы, когда выигрываешь дело в суде. Я бы даже сказал, что вопрос гонорара, прибыли – на втором месте. Когда удается выиграть сложнейший процесс – это радость, состояние эйфории, не сравнимое ни с чем. Я бы даже сказал: адвокат – это состояние души, образ жизни и образ мышления.

– Насколько тяжело адвокату в наше время оставаться честным?

– Очень тяжело. Очень. Многое зависит, конечно, от моральных устоев человека (адвоката в нашем случае). Никто не может заставить адвоката пойти на сделку со своей совестью. Решает он сам. И отвечает, понятно, он тоже сам.

Наше законодательство пока еще на стадии формирования. И это дает возможность (и адвокату в том числе) лавировать между разными статьями закона. И когда на кону стоит судьба человека (как бы пафосно ни звучало) и вопрос стоит так: либо проиграть процесс, либо выиграть, но немного нечестно (по отношению к своей совести), прямо не нарушая закон, а найдя в нем некую лазейку, дыру, – то я, думаю, большинство адвокатов эту возможность используют. И еще один очень важный момент в адвокатской практике и понятии о чести — это профессиональное тщеславие. От него никуда не денешься, это болезнь адвокатуры, издержки профессии. И я тоже этим страдаю. Это «тщеславие не проигрывать процессы» прекрасно показано в фильме «Адвокат дьявола». Помните ответ главного героя, адвоката? — «Я не проигрываю процессов». Нашу профессиональную деятельность можно сравнить с комнатой, в которой две двери, два выхода. И только тебе выбирать, через какую дверь выйти.

– А в какой стране, на Ваш взгляд, судебная система представлена наиболее совершенно?

– Ни в какой. Когда человеку предоставляется право судить другого человека – в любом случае будут ошибки. Невозможно этих ошибок избежать. Самая развитая судебная система была в Древнем Риме. Вся сегодняшняя юриспруденция базируется на праве Древнего Рима. Однако это видимое совершенство судебной системы не спасло Понтия Пилата от беззаконного приговора.

– Есть понятие корпоративной чести («Я должен хорошо защитить») и чести как таковой. Что делать, если в ходе процесса адвокат узнает, что его подзащитный действительно виновен?

– Адвокат не в праве отказаться от выполнения своих обязанностей. Существует кодекс адвокатской этики, где сказано, что если адвокат взял на себя защиту своего доверителя, он от нее отказаться не может. Если подзащитный виноват, адвокат обязан искать смягчающие обстоятельства. Если же он вдруг по каким-то причинам начинает выступать против своего клиента – это жестко карается, вплоть до лишения статуса адвоката.

– И Вам, наверное, приходилось бывать в таких скользких ситуациях?

– Да. И очень часто.

– Сложно с этим жить?

– Кому как. Если часто не прибегать к покаянию, то постепенно начинаешь черстветь душой и чувство вины притупляется. Кроме желания выиграть, кроме азарта, уже ничего не чувствуешь. Очень стараюсь, чтобы со мной такого не случилось. Часто, когда меня интервьюируют, улыбаюсь, показывая тем самым, как все замечательно, а по ночам мучаюсь бессонницей.

– Мой знакомый адвокат как-то поделился, что он, защищая человека, может проигрывать все промежуточные суды, но в последней инстанции у него – «свой человек» и поэтому процесс заканчивается «как надо». Вы сталкивались с тем, что так решаются вопросы?

– Да, конечно. Одно скажу: это все может длиться до поры до времени. Безнаказанно такие вещи не проходят.


– Что делать, если, например, против меня, простой смертной, совершенно неожиданно возбудила процесс какая-нибудь vip -персона. Куда обращаться, есть ли у меня шанс выиграть дело?

– Это будет очень сложно сделать. Но – возможно. Приведу пример.

Не так давно я вел очень сложное и громкое дело в Омске. Тренер по художественной гимнастике в спортивном лагере раздела догола восьмилетнюю девочку, свою ученицу, за то, что обнаружила у нее конфеты. Такое было своеобразное наказание – поставила ребенка на стол в вертикальный шпагат и позвала зрителей: мальчиков и старших гимнасток. Девочка плакала, пыталась спрыгнуть со стола, ей не позволяли это сделать, избили. Представляете, что это была за сцена? Мать девочки подала в суд. Их семья была более чем бедная (мать — парикмахер, бабушка – преподаватель русского языка), и нанять адвоката, конечно, не было возможности. Они написали заявление в прокуратуру и получили отказ по причине очень простой: этот омский центр олимпийской подготовки был открыт губернатором Омской области. Любой скандал в данной сфере бил по престижу губернатора. И была директива сверху: никакого дела не возбуждать. Об этой истории узнал я и решил предложить свою помощь. Бесплатно, разумеется (я сам оплачивал себе дорогу в Омск и обратно, гостиницу и прочее). Обратился к Владимиру Соловьеву на НТВ и рассказал эту дикую историю. Она возмутила его так же, как и меня, и он озвучил ее в эфире. После этого я официально заявил, что защищаю интересы пострадавшего ребенка, и к делу подключились СМИ: несколько телеканалов и пресса. И машина местной власти, которая так активно защищала губернатора, сломалась, мы выиграли этот процесс. Хотя, когда только затевали его, не было ни одного свидетеля: все дети из спортшколы говорили, что эта история с девочкой – неправда, ничего подобного не было. Естественно, с ними провели работу их педагоги и попросили молчать. Только одна-единственная пятнадцатилетняя девочка, Женя Косорезова, мастер спорта международного класса, не побоялась сказать правду – открыто, на Первом канале, в программе Андрея Малахова «Пусть говорят». Таким образом, она прервала свою карьеру, ее выгнали из омской сборной по художественной гимнастике. Это был поступок взрослого, честного человека, это говорит о многом. Когда Женя честно все рассказала, появился еще один свидетель, потом еще один и еще… К концу процесса у меня было 47 свидетелей, вдохновленных ее примером. И такое количество детей выгнать из спорта уже было нельзя. Итак, дело мы выиграли, тренера наказали крупным штрафом и запретили заниматься с детьми. Пострадавшую девочку пригласила к себе в Москву Ирина Александровна Винер, главный тренер российской сборной по художественной гимнастике.

– А какова дальнейшая судьба Жени? В сборную ее не вернули?

– Нет. Она же пошла «против течения», против «корпоративной этики». Но мы с Женей очень подружились, и по моему совету она в прошлом году поступила на юридический факультет. Я обещал ей во всем помогать.

– У Франца Кафки есть такое аллегоричное произведение – «Процесс». В нем против главного героя некто затевает абсурдный процесс, вину подсудимого никто ему не объясняет, нелепые судебные заседания ведутся на чердаках и в прочих странных местах. В конце романа главного героя приговаривают к смерти, так и не объяснив ему его вину. Это олицетворение страшной бюрократической машины, которая завелась, и остановить ее уже невозможно. Вам в Вашей практике приходилось сталкиваться с таким?

– Фильм «Адвокат дьявола» мы сегодня уже упоминали. Он прекрасно иллюстрирует нашу беседу о сделке с совестью. Ваше мнение, отношение к главному герою.

– Хороший, глубокий фильм. А главный герой в чем-то похож на меня. И, наверное, в полной мере фильм будет понятен тому, кто знаком с моральными и этическими проблемами адвокатуры. Вот только что я вам рассказал красивую, сентиментальную историю про омскую девочку. Да, я помогал ей бесплатно, да, у меня было искреннее желание ей помочь, но помимо всего этого я испытывал чувство восторга от того, что я в центре внимания. Помните последнюю фразу из этого фильма? «Тщеславие – один из моих любимейших грехов». Так что мне этот грех, увы, хорошо знаком. В профессии адвоката существует парадоксальное сочетание – парой ходят добродетель и грех. Желание сделать добро и желание, чтобы об этом добре все узнали и говорили.

– Помните свое первое дело, которое Вы выиграли?

– Да. Я тогда только-только начинал работать. Процесс вел мой учитель и теперь уже партнер, который имел достаточно большой опыт. Он согласился взять меня с собой, чтобы я, на его примере научился работать в суде. И вот мы с ним договорились о встрече; в четыре часа дня начиналось слушание процесса, я должен был на нем присутствовать. Мой учитель должен был выступать, я – просто слушать, набираться опыта. И вот я приехал в суд, а его нет. Время уже –четыре, секретарь приглашает нас в зал суда, я в панике звоню напарнику и слышу в ответ: «Шота, я сегодня не приеду. Веди процесс без меня». Сделал это он нарочно, толкнул меня в бассейн с крокодилами, чтобы я научился плавать. И я это дело выиграл, так как чувствовал свою ответственность и сконцентрировался. Да, было страшно, заплетался язык, но зато это был первый и, главное, – положительный мой опыт.

– А что это был за процесс?

– Я представлял интересы человека, который после ДТП стал инвалидом. Для него мы выиграли почти миллион рублей.

– А первый процесс, который проиграли?

– Это был процесс о признании отцовства. Довольно банальное дело, мой подзащитный уверял, что не он отец ребенка, в общем, ввел меня в заблуждение. Истица подала ходатайство о проведении генетической экспертизы, мы как могли отбивались от этой экспертизы, но, конечно, ее провели и установили, что ответчик – отец ребенка.

– Никогда не жалеете о выборе своей профессии?

– Жалею, когда начинают угрожать. А угрожают довольно часто, потому что я люблю провокационные дела. И жалею даже не потому, что выбрал такую профессию, а потому, что взялся именно за этот конкретный процесс. Но со временем все сожаления проходят, и снова меня кидает на волны…

– Что бы Вы посоветовали молодым людям, мечтающим заниматься адвокатурой ?

– Я бы не советовал им заниматься адвокатурой, если они хотят ночью крепко спать. Конечно, это шутка… Наверное, я отвечу словами одного священника: «Очень сложно церковному человеку быть адвокатом». Сложностей много, очень много. В любом случае – это выбор. Ежечасный, ежеминутный выбор и огромная ответственность.

– Есть время отдохнуть, хоть ненадолго сбросить этот груз с плеч?

– Честно говоря, я очень люблю свою работу. Поэтому я отдыхаю на работе, кроме шуток. Мне грустно, когда у меня нет дел, над которыми надо ломать голову. Конечно, я люблю отдых на море, люблю Сочи, в выходные просто отключаюсь – смотрю телевизор, но на работу всегда возвращаюсь с удовольствием. Люблю отдыхать в одиночестве, порой очень устаю от людей (тоже издержки профессии). Могу часами сидеть и любоваться какой-нибудь травкой, пейзажем. Этого вполне хватает, чтобы отдохнуть, а потом с новыми силами заняться любимым делом.

– По опросам, самым высоким доверием населения Грузии пользуется Грузинская Православная Церковь, а не президент.

– Политики сегодня одни, завтра – другие. Шеварнадзе проводил одну политическую линию, Саакашвили проводит другую, следующий президент будет проводить третью, новою. И только Церковь Христова пребывает вовек, все в ней неизменно. В Грузии в силу ментальности даже неверующий человек ведет себя сообразно христианским заповедям. У него это в крови. Всем известно грузинское гостеприимство, умение и любовь делать подарки, определенное бескорыстие. В грузинском народе присутствуют два ярких характерных качества – огромная любовь и огромная гордость. Вот такое сочетание несовместимого – высшей христианской добродетели и главного греха, из-за которого пал денница.

Уходить ли с работы в табачной компании?Греховно ли много сил отдавать работе?Можно ли получать зарплату из «черной кассы»?Можно ли иметь в жизни другие цели, кроме возрастания в православной вере?Как руководителю сочетать смирение и твердость к коллегам?

Дорогие братья и сестры!

Мы начинаем новую рубрику, условное название которой можно сформулировать «православные в миру».

Главная задача рубрики – рассказать, как верующие люди живут в современном мире. Для многих наших читателей очень актуален вопрос: что делать вне храма? Как сочетать веру, православные традиции и современную жизнь? Как жить православным в миру? Где и как можно работать? Как сочетать работу и духовную жизнь? Может ли православный христианин «делать карьеру»?

Если о том, как вести себя в храме, литература существует уже в достаточном количестве, то о том, как вести себя, например, на работе, какую работу выбрать, как относиться к карьере, прочитать практически негде. В нашей рубрике мы познакомим вас с ответами священников на вопросы о работе, рассказами о том, как относились к работе наши деды, и о том, как живут наши современники – врачи, педагоги, инженеры, математики – словом, люди самых разных специальностей.

Конечно, все проблемы охватить невозможно, наша задача – осветить православный взгляд на основополагающие моменты отношения к работе. Мы постараемся найти ответы на самые актуальные и злободневные вопросы. Вы можете задавать свои вопросы, а также прислать нам рассказ о своей работе. Надеемся, что материалы новой рубрики будут Вам интересны и полезны!

Ведущая рубрики Екатерина Сысина

Здраствуйте! Я санитарный врач, и по долгу службы мне приходится выдавать «разрешительную» документацию на деятельность залов игровых автоматов и казино, получается я совершаю грех?? Как мне быть в этом случае, если я не могу отказаться от этой работы.

Даже библиотекарю, как «работнику бюджетной сферы», приходится выдавать те книги, которые не всегда соответствуют его мировоззрению, так что «убежать» от этого соблазна не получится. Старайтесь приносить больше пользы в остальных областях и не давайте разрешений там, где не следует – честно выполняйте свой долг и милость Божия с Вами да пребудет!

С уважением, священник Алексий Колосов

Скажите, является ли грехом получать и тратить заработную плату из так называемой «черной кассы». Сейчас по России распространена ситуация, когда крупные и мелкие фирмы уклоняются от всевозможных налогов и как бы обманывают государство. Не будут ли это неправедно заработанные деньги? Я понимаю что основной грех на главных руководителях и организаторах этого предприятия. Грех ли, если я у них работаю?

Здравствуйте, Максим! Если Вы получили деньги за свой добросовестный труд – они заработаны праведно. Но получение их из «черной кассы» есть соучастие в казнокрадстве. В этом необходимо каяться на исповеди, и, по возможности, изменить такую ситуацию. Во многих госучреждениях, например, зарплата «белая».

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания в Православной вере (пусть даже это будут второстепенные цели)? Например, интересная работа с нормальным заработком, совершенствование профессиональных навыков, спорт. Если Бог дал мне способности в области финансов, торговли, то наверно грех их не использовать?

Человек не может не иметь целей и планов на жизнь. Главное, чтобы они действительно оставались второстепенными по отношению к спасению собственной души. И использовать свои способности в экономике не грешно в той степени, в которой они не связаны с обманом ближних и другими нарушениями заповедей Божиих. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Михаил Самохин.


Можно ли православному человеку сочетать смирение, кротость, терпение и уверенность себе, твердость характера, целеустремленность. Подскажите, пожалуйста, как найти «золотую середину», скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы (будучи кротким) люди не «садились на шею» и не издевались. Заранее благодарю вас за ответ и искренне надеюсь на ваш совет, уповая на помощь Господа.

К сожалению, в наше время принято отождествлять смирение и кротость с мягкотелостью и бесхребетностью. Видимо, из-за того, что мы разучились отстаивать свои интересы иначе, чем с помощью морального или физического насилия над ближними. А потому человек кроткий и смиренный воспринимается именно как безответный член общества. Но кротость и смирение это не постоянное избегание конфликтов, а умение решать их без насилия над собой и окружающими. А на определенной стадии конфликты в жизни такого человека вовсе прекращаются.

Наверное, все вышеизложенное несколько трудно для понимания. В этом случае лучше обратиться к примерам из житий преподобных, святых в монашеском чине. Удивительная незлобивость сочеталась в них со смелостью, а кротость с духовной твердостью. Кроткие в отношении личных обидчиков, они были способны на гнев в отношении врагов веры и собственного спасения.

Так и Вам стоит определить те рубежи, за которыми оканчивается нормальное общение и начинается манипуляция и издевательство. И эти рубежи отстаивать. Но здесь нужно помнить, что такие рубежи не могут пролегать по линии мелких бытовых проблем. Отстаивать надо то, что действительно важно.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Я учусь в университете, профессионально занимаюсь шахматами, хожу на курсы по вождению… Имею веру и много работаю над собой, но не могу отстраниться от мира, достижений… В жизни мне нравиться выигрывать — оценки, турниры, хорошие отношения с начальством и т.д. Я хочу благосостояния, но заработать его честным трудом. Моя проблема в том, что , когда я задумываюсь о Боге, молюсь, пощусь, то не вижу смысла во всем, что делаю — выходит надо зарабатывать только на то, чтобы по минимуму хватало семье и себе. Но на полпути все бросить я не могу, и начинаю опять стараться и добиваться… Мечусь меж двух огней и в результате — ни рыба ни мясо. Понимаю, что служить двум господам нельзя, но как быть?

И не надо служить двум Господам – надо служить Господу в тех жизненных реалиях, какие есть, и стараться всё, что ни делаем, делать во имя Его, совершать как послушание Богу. Кроме того, в мирском успехе нет ничего предосудительного до тех пор, пока он не становится самоцелью – даже и мирскими нашими делами можно свидетельствовать Божью милость: главное, избегать тщеславия, зависти, осуждения, всякого зложелательства, лицемерия, угодничества и жадности. Помните: живя в миру, мы можем стремиться к достатку теми способами и путями, которые дозволены Законом Божиим – результат же трудов наших в руках Господа. Это нужно помнить каждому, чья жизненная стезя проходит через мир.

С уважением, священник Алексий Колосов

Я боюсь не распознать в себе талант от Бога быть предпринимателем, зарабатывать не 1500$ в месяц, а, скажем, 20000$ в месяц. Ведь при большом доходе будет возможность и в храм чаще ходить, и жертвовать больше денег. Также боюсь вопроса на Страшном Суде, почему я не зарабатывал 20000$ в месяц (при условии, что у меня есть этот талант)? Считаю уместным расширить вопрос: Почему бы всем православным мирянам не стать предпринимателями? Прошу не путать этот вопрос с вопросом «Как всем мирянам стать предпринимателями?» — это хороший вопрос, но сейчас я его не поднимаю. Да спасет всех Господь!

Из текста Евангелия мы имеем представление о том по каким критериям будет совершаться Страшный Суд. (Мф.25, 31-46) Заработок не входит в их число. Относительно чрезмерного увлечения богатством Господь Иисус Христос предостерегает нас: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф.19,23-24). Причина предостережения в человеческой привычке надеяться на богатство. Ничто не препятствует православным людям быть предпринимателями, если главной целью своей жизни они продолжают видеть спасение собственной души, а надежду возлагать на Господа.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Мне очень нужен совет от Вас. Я скоро оканчиваю школу и раньше я думал пойти на адвоката, но я очень колеблюсь. Мне кажется, что эта профессия не подходит для христианина. Хотя на Руси были адвокаты! В целом мне нравится эта профессия, но не хочу расплачиватся вечными муками после смерти! Ведь я буду защищать и людей виновных, которые сделали зло для других людей! Не будет ли грехом с моей стороны, что я защищаю преступника? скажите, что мне делать!?

Во-первых, адвокат далеко не всегда защищает виновных. Во-вторых, работа адвоката даёт даже и виновному некий шанс к исправлению – воспользуется он им или нет уже вторично. В остальном же, адвокат (впрочем, как и каждый из нас) должен поступать по совести и заповедям, а там будь что будет.

С уважением, священник Алексий Колосов

На работе часто сталкиваюсь с агрессивным поведением людей. Есть люди, которые грязно ругаются. В душе все восстает против этого, а скажешь — получишь больше агрессии в ответ. Как быть?

Да, сквернословие — один из распространенных пороков нашего времени, который многие и за порок не считают. Как быть Вам? Прежде всего не раздражаться, а помолиться. Разговаривайте со всеми спокойно и доброжелательно — это иногда помогает снять агрессию. Делать ли замечания — зависит от ситуации. Иногда можно и нужно сразу попросить человека не употреблять при Вас нецензурные выражения, иногда лучше подождать пока уйдет агрессивность.

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, как Церковь относится к проверке на детекторе лжи при приеме на работу в обычную коммерческую фирму? Спасибо.

Официального мнения Церкви по вопросу о применении детектора лжи не существует, поскольку такие проверки не касаются вопросов веры. Вы можете услышать только частные мнения различных священников. На мой взгляд, это некоторый перебор, однако, ничего плохого для христианина здесь нет: если совесть Ваша чиста, то чем Вам повредит такая проверка? Другое дело, что на этой фирме, возможно, настолько высокая секретность, что такие проверкам могут регулярно подвергаться и сотрудники, а, возможно, там в принципе не очень здоровая атмосфера.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я работаю в табачной компании (реклама сигарет). Раскаиваюсь и xочу найти другую работу. Сейчас я в декрете. Когда выxодишь из декрета — новую работу сразу искать сложно — никто не xочет брать с маленьким ребенком. Можно ли выйти на старую работу (табак) — работать и искать новую работу? Или надо срочно увольняться, чтобы не заниматься грешным делом ни дня? (здесь у меня просто страx, что новую работу буду искать долго, что уже не будет такой высокой зарплаты, на старой работе свободный график — смогу больше времени уделят ребенку…) Как вы рассудите?

Работу нужно пытаться найти уже сейчас, находясь в отпуске, но если найти ее не удастся можно выйти и на старую работу, с непременным намерением ее сменить. Не смущайтесь возможными проблемами. Господь, видя Ваше желание отойти от греховного дела, подаст Вам необходимое благосостояние.


Благодарю Господа и сайт "Азбука верности", где нашел мою лучшую половинку.
Наталья и я, грешний Радислав, уже счастливая, и в церкви венчаная пара.Спасибо за все!Всего доброго Вам от Господа!Аминь!
Несколько местных газет написали информацию о нас и.

Новые участники

Дни рождения

Именинники

Дневники


Христианская юриспруденция и "Святые юристы"!

По немалому количеству дел в разных сферах юриспруденции вместе с собственно с осуществлением юридической (правозащитной) деятельностью, одновременно можно вести и христианскую миссию.

Христиане призваны в том числе и к тому что бы не устрашаться перед силами тьмы ибо мир лежит во зле, включая все страны существующие в мире (1 Иоанн, 5:19), не делаться рабами человеков (1 Кор. 7: 23), оставаясь рабами Божьими, то есть быть абсолютно свободными людьми, потому как рабство Богу (Служение истинному Богу) предполагает для человека абсолютную личностную (Персональную) свободу в своих поступках, словах и мыслях.
Эта свобода не ограничивается ни какими земными законами.
Каждый христианин волен выбирать, что и как ему делать, что бы исполнить закон Христов.

Христиане призваны быть светом миру и исполнять прежде всего волю Божию, слушаться прежде всего Бога (Деян. 4: 13-20), а не людей, которые являются в том числе представителями власти, которая в свою очередь чаще всего не от Бога.

Христиане должны в своем выборе, выбирать к исполнению только те законы, которые не препятствуют воле Божией и деятельности Церкви Христовой. Ибо существует огромное количество, как преступных законов принимаемых особенно узурпаторами всех мастей в основе власти которых лежит дух гордыни, вражды и лжи, так и тех которые закамуфлированно нарушают закон Божий.
Например, это статья 148 УК РФ (Нарушение права на свободу совести и вероисповедания), которая выглядит дьявольской насмешкой, над призывом Бога о несении креста и с радостью принимать любые гонения и оскорбления за веру в ожидании награды.
"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас" (Мф. 5: 9).

В истории Церкви, христианской жизнедеятельности были юристы, которые в удостоились от Бога и Церкви в том, числе святости.
Лишь крайне малая часть из них оказались удостоены канонизации, но все они, чьи имена знает Господь прошли свой путь будучи свободными во Христе, одни всю свою жизнь, другие постепенно очищаясь от мирской скверны.
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Коринф. 6:9-11).

Не так давно был день (7 ноября) памяти святых покровителей юристов - мучеников Маркиана и Мартирия.
В Византии праздником юристов был день святых нотариев.
Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев у Патриарха Павла Исповедника. Ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Его прислужники пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, богатые имения, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны. Тогда они пригрозили опорочить святых перед императором, запугивали пытками и смертью. Но Маркиан и Мартирий твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Перед смертью мученики вознесли к Господу горячую молитву: «Господи Боже, Ты создал невидимо сердца наши, Ты устраиваешь все дела наши, прими с миром души рабов Твоих, ибо мы умираем за Тебя, как овечки на заклании, мы радуемся, что такой смертью уходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни». После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под меч нечестивых.

Святыми покровителями юристов являются например такие известные в Церкви святые: пророк Соломон, Иисус Навин, Григорий Чудотворец, Юстиниан Византийский.
Среди святых Русской Церкви выделяются такие святые покровители юристов: князь Ярослав Мудрый, Юрий Петроградский (Новицкий) - профессор права, Иван Ковшаров - адвокат, и другие.

Ковшаров Иван Михайлович, российский юрист, адвокат, юрисконсульт Александро-Невской лавры. Расстрелян по приговору Петроградского ревтрибунала 13 августа 1922. Причислен к лику святых Русской Православной церкви в 1992 году.
В марте 1922 года был арестован и с 10 июня 1922 года был одним из основных подсудимых на Петроградском «процессе по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей».
Характеризовался как человек умный, убеждённый, решительный. По словам протопресвитера Михаила Польского, Ковшаров, «с первой же минуты процесса, ясно предвидевший его неизбежный финал, давал на поставленные ему вопросы хладнокровные, меткие по смыслу и часто едкие по форме ответы». В своём выступлении подробно разобрал доводы обвинения, виновным себя не признал и закончил словами: «Для братской могилы в шестнадцать человек материала для обвинения мало» (обвинение требовало 16 смертных приговоров).
Был приговорён к смертной казни. Расстрелян вместе с митрополитом Вениамином (Казанским), архимандритом Сергием (Шеиным) и профессором Юрием Новицким.
Реабилитирован посмертно постановлением Президиума Верховного суда РСФСР 31 октября 1990 года.

Бог в которого я верю и которого исповедую перед людьми, является справедливым и грозным судьей только во вторых, в первых же это то, что мой Бог - это самый лучший адвокат, и я очень рад, что Он, также и мой адвокат!


Адвокатская деятельность, как, впрочем, и любая иная профессиональная деятельность, придает лицам, ее осуществляющим, определенные психологические качества. Они могут быть как положительными, так и негативными. Негативные изменения личности адвоката являются психологической деформацией. К сожалению, вопросами профессиональной деформации адвокатов в большей мере занимаются ученые из прокурорской среды.

В качестве примера можно привести учебное пособие по борьбе с адвокатами «Незаконная деятельность адвоката в уголовном процессе». Односторонность освещения этой проблемы приносит адвокатскому сообществу не пользу, которую должна приносить конструктивная критика, а только вред. Попытаемся исследовать некоторые адвокатские грехи с позиции представителя адвокатской профессии.

О понятии деформации адвоката можно говорить только при наличии общего понятия состояния «нормы». Под нормой в этом смысле можно понимать правосознание некоего «идеального» адвоката, т.е. адвоката, которого ожидает общество. Сама деформация адвоката выглядит как отклонение от нормы. Естественно, абсолютно надежных критериев определения «нормальности» адвокатского правосознания нет. Мы можем только презюмировать существование такого идеального правосознания.

Одним из путей постижения понятия «идеальное правосознание адвоката» может стать известный принцип, заложенный еще средневековыми схоластами: добро есть отсутствие зла. Определим это зло как деформацию адвоката. В науке принято выделять следующие черты профессиональной деформации: негативность, массовость, способность к развитию и динамизм, а также социальная вредность.

Деформации адвоката можно условно разделить на общие и специальные. Под общими следует понимать негативные психологические изменения, свойственные любой личности независимо от рода ее занятий при соприкосновении с правом. Традиционно к таким деформациям юридическая наука относит: правовой инфантилизм, негативизм и правовой идеализм. К специальным деформациям относятся те, которые свойственны преимущественно лицам, занимающимся адвокатской деятельностью. К ним можно отнести предательство клиента, предательство корпорации, зависть к коллегам, корыстолюбие, некомпетентность, пассивность, пренебрежение интересами клиента, эффект «провинциального адвоката» и т.п.

Нигилизм — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Сущность его заключается в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности ряда адвокатов.
Итак, можно сделать вывод, что правовой нигилизм адвоката — это антиправовое его настроение, проявляющееся в полном игнорировании права, неуважительном отношении к нему и его роли, сопряженное с этическим нигилизмом, который выражается в нравственном и духовном упадке общества. Правовой нигилизм подталкивает адвоката решать проблемы клиента не на правовом поле.

Правовой инфантилизм. Инфантилизм в прямом смысле от латинского «infantilis» (детский), означает сохранение у взрослых особей физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Правовой инфантилизм — это не только правосознание адвоката — бывшего «троечника » в вузе, ибо говорят, что «троечники» правят миром, но и возможное профессиональное угасание. Показателями подобного правосознания адвоката являются отсутствие целостности и системности правовых знаний, узкий горизонт профессиональных возможностей, своеобразное ремесленничество в практической работе, нетворческий характер и неряшливость в решении профессиональных задач.

Правовой идеализм. Правовой идеализм можно определить как такой вид деформации правосознания, при котором происходит переоценка роли права. Правовой идеализм, как правило, свойствен начинающим адвокатам, которые искренне считают, что все в социальной жизни должно происходить в соответствии с нормами права. Однако социальные нормы не всегда совпадают с правовыми, и бездумное следование правовым нормам может привести к негативным последствиям не столько для адвоката, сколько для его клиента.

Особое внимание следует уделить специальным деформациям адвоката.

Сама природа адвокатской деятельности содержит в себе соблазны совершения множества грехов: отсутствие пунктуальности, корыстолюбие, ложь, чванство и т.п., но самый тяжкий из них — предательство своего клиента.

Еще в 1582 г. дополнительным приговором Ивана IV (Ивана Грозного) было установлено, что если поверенный «в суде стоя того продаст, за кого стоял», он должен быть подвергнут смертной казни. Ведь нет ничего хуже предательства человека, который доверил адвокату то, что не доверил бы никому другому. Это прописная истина, но, к сожалению, главный профессиональный императив, который должен быть основой деятельности каждого адвоката, то и дело нарушается.

В адвокатской практике, во всяком случае, в Волгоградской области, нарастает тенденция предательства отдельными адвокатами своих клиентов. При этом последние порой не понимают всю тяжесть совершаемого ими адвокатского греха. Приведем ставший уже классическим пример предательства клиента.

Клиента допрашивают в качестве обвиняемого в присутствии адвоката. Происходит смена адвоката, а в судебном заседании клиент отказывается от своих показаний, данных им на стадии предварительного следствия. По требованию прокурора суд вызывает первого адвоката в судебное заседание в качестве свидетеля. Явившись на судебное заседание, последний свидетельствует, что — да, действительно, в его присутствии клиент дал изобличающие себя показания. В этой ситуации возможны только два объяснения поведения адвоката: либо он является «адвокатом по вызову» и умышленно предает своего доверителя, дабы остаться в хороших отношениях с «поставщиком клиентов», либо он настолько безграмотен, что не знает о запрете допрашивать адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи. В обоих случаях такому адвокату не место в адвокатском сообществе.

Закон и адвокатская этика знает только один случай возможного допроса адвоката по делу своего клиента. Эта ситуация приведена в определении Конституционного Суда РФ по жалобе гражданина Цицкишвили. На стадии предварительного следствия в качестве защитника Цицкишвили выступала адвокат И. На стадии судебного разбирательства произошла замена адвоката. Новый адвокат подал ходатайство о вызове и допросе в качестве свидетеля прежнего адвоката И. для подтверждения факта фальсификации следователем материалов уголовного дела. Суд отказал в этом ходатайстве. Конституционный Суд указал, что освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать не исключает его право дать соответствующие показания в случаях, когда сам адвокат и его подзащитный заинтересованы в оглашении тех или иных сведений. То есть для допроса адвоката необходимы два условия: согласие клиента и самого адвоката. При отсутствии хотя бы одного из приведенных условий адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля.

Как же должен поступить адвокат, если его вызывают в качестве свидетеля по делу своего клиента? Он обязан вручить следователю или суду заявление следующего содержания: «В процессе оказания юридической помощи гражданину К. мне стали известны некоторые обстоятельства. В соответствии с ч. 3 ст.56 УПК РФ (ч. 3 ст. 69 ГПК РФ по административному или гражданскому делу), ч. 6 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката я не подлежу допросу в качестве свидетеля по этим обстоятельствам. Я не могу быть предупрежден в этой связи об ответственности за отказ от дачи показаний». Это единственно возможный способ поведения адвоката, оказавшегося в подобной ситуации. Другие варианты должны быть расценены как трусость и непрофессионализм.

И это в лучшем случае. В Адвокатской палате Волгоградской области хранится вопиющее заявление адвоката следующего содержания: «Заместителю прокурора Волгоградской области Музраеву М.К. от адвоката И. Я, адвокат И, работающий в НО ВМК, не возражаю, чтобы меня допросили в качестве свидетеля по уголовному делу».

Всю угрозу сложившейся ситуации ясно понимают как сами адвокаты, так и руководители органов адвокатского самоуправления. Для ее разрешения необходимо ввести некоторые меры.

Во-первых, долг каждого адвоката — сообщать в Совет адвокатской палаты о ставших ему известных фактах предательства адвокатом своего клиента.

Во-вторых, ввести в практику советов адвокатских палат применение только одной меры профессионального наказания по отношении к адвокату в случае предательства своего клиента — лишение статуса адвоката.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: